На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


учебное пособие Обладают ли командиры воинских частей правами распорядителей кредитов. Гражданская правосубъектность воинской части и имущественная обособленность. Признание за военными организациями статуса юридического лица. Материальная ответственность военнослужащих.

Информация:

Тип работы: учебное пособие. Предмет: Правоведение. Добавлен: 09.04.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Особенности гражданской правосубъектности воинской части

Как всякий участник гражданского оборота, воинская часть обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью. Однако эти ее качества имеют существенные особенности по сравнению с аналогичными качествами, признаваемыми законом за другими субъектами гражданского права.
Правоспособность всегда заключает в себе в качестве своего основного компонента способность к правообладанию, что и позволяет определять ее как способность иметь права и связанные с ними обязанности.
Исходя из сущности общественных отношений, регулируемых гражданским правом, ведущим элементом правоспособности любого субъекта гражданского права является возможность обладания имущественным правом, которое обеспечивает имущественно-распорядительную самостоятельность субъекта и служит основой его участия в гражданском обороте. Таким правом для общественного образования является, в первую очередь, право собственности, а также производные от него права хозяйственного ведения и оперативного управления. Лицо, не наделенное такой правовой возможностью, субъектом гражданского права быть не может. Иначе оно не сможет вступить в имущественный оборот, поскольку ему нечего будет предложить к обмену.
В юридической теории не возникает разногласий по поводу того, что для признания юридическим лицом необходима имущественная обособленность организации («закрепление за данной организацией определенного комплекса имущества (включая денежные средства), предназначенного для хозяйственного использования»60.) Обособление имущества одной организации от имущества другой имеет огромное значение в рамках гражданского оборота. Этим определяется, насколько самостоятельна данная организация в своей деятельности и какое удовлетворение она может дать кредиторам в случае невыполнения своих обязательств. Этот признак, по общепринятому мнению, является главным, ведущим признаком юридического лица.61
Военные организации, бесспорно, наделены имуществом, хотя обособление имущества военных организаций имеет совершенно иной характер, чем обособление имущества коммерческих юридических лиц, и, в первую очередь, хозяйственных обществ и товариществ.
По мнению автора не совсем удачно содержащееся в Федеральном законе «Об обороне» положение о том, что имущество Вооруженных Сил находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 12 ст.1 Закона). В соответствии со ст.294 ГК РФ на праве хозяйственного ведения имуществом могут обладать лишь государственные или муниципальные унитарные предприятия, то есть организации, осуществляющие производственную или хозяйственную деятельность, и являющиеся организациями коммерческими. А значит, основной целью деятельности предприятия является извлечение прибыли, что несовместимо с задачами Вооруженных Сил, установленными законом. Поэтому не слишком оправданно существование в Вооруженных Силах организаций, цель существования и деятельности которых прямо противоположна цели, установленной для Вооруженных Сил в целом. Возможно ли, исходя из норм Закона «Об обороне» существование в Вооруженных Силах организаций, целью деятельности .которых является не отражение агрессии, направленной против РФ, не вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории РФ, а извлечение прибыли? В этой связи следует согласиться с мнением ЯА. Гейвандова, считающего, что «если возникает потребность осуществления коммерческой деятельности в интересах Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, то государство вправе создать государственные унитарные предприятия или иные хозяйственные общества и возложить на них соответствующие задачи и функции, наделив правом деятельности в интересах упомянутых войск, формирований и органов в целях извлечения прибыли»62 . К таким юридическим лицам относятся военторги, Государственная компания «Росвооружение» и т.п.
Поэтому те организации, которые созданы для обеспечения деятельности Вооруженных Сил, обладающие государственным имуществом на праве хозяйственного ведения, являющиеся коммерческими юридическими лицами, и осуществляющими свою деятельность в целях извлечения прибыли, не могут быть включены в состав Вооруженных Сил. И в этой связи вполне закономерным выглядит вывод из состава ВС РФ военторгов, военно-строительных и иных коммерческих организаций.
Все имущество, передаваемое военным организациям собственником -Российской Федерацией, должно поэтому закрепляться за ними только на праве оперативного управления, а право хозяйственного ведения может принадлежать военным организациям только на имущество, полученное ими от разрешенных им видов приносящей доход деятельности, о чем более подробно будет сказано ниже.
Кроме того, само то имущество, которое передано Вооруженным Силам, в силу своего специального предназначения, зачастую не может участвовать в гражданском обороте, поскольку значительную часть имущества Вооруженных Сил составляет имущество специальное (военное), изъятое из гражданского оборота (Указ Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»), а потому не служащее целям имущественного оборота. К этому имуществу относятся вооружения, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие изделия и приборы к ним, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, все виды ракетного топлива, а также специальные материалы и специальное оборудование для их производства, ракетно-космические комплексы, системы связи и управления военного назначения, нормативно-техническая документация на их производство и эксплуатацию, а также и другие виды имущества, указанные в Перечне. Такое (военное) имущество может составлять исключительно собственность государства. Оно ни при каких условиях не может стать объектом права собственности других лиц (п.2 ст. 129 ГК РФ), а значит не способно служить целям удовлетворения возможных претензии кредиторов 63 .
Но в то же время воинская часть обладает и другим имуществом, к которому относятся продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью64. Практически все это имущество, будучи закрепленным за военной организацией на праве оперативного управления, может использоваться последней только в соответствии с прямыми указаниями собственника. Кроме того, воинские части получают различную технику, продовольствие, и другие материальные средства, необходимые им для выполнения поставленных перед ними задач, в порядке централизованного снабжения, и довольствующие органы зачастую сохраняют права на переданное ими воинским частям имущество. Так, согласно Приказу Министра обороны РФ 1995 г. № 180 генеральным заказчиком и фондодержателем всей выделяемой Министерству обороны автомобильной техники и другого автомобильного имущества является Главное автобронетанковое управление Министерства обороны РФ. Такое положение характерно и для других видов имущества воинских частей.
Однако денежные средства, находящиеся на счетах, не имеют какой-то организационно-правовой формы). специфической направленности и в этой связи в обороте не ограничены. Поэтому участие в товарно-денежных отношениях посредством денежных средств для военных организаций возможно.
Но таким способом (то есть только за счет находящихся на счетах денежных средств) участвуют в обороте именно те юридические лица, которые обладают имуществом на праве оперативного управления. А это еще раз подтверждает, что первоначально передаваемое военным организациям собственником имущество должно закрепляться за ними только на праве оперативного управления, но не на праве хозяйственного ведения.
Исходя из анализа статей 120 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество может находиться на праве оперативного управления лишь у казенного предприятия либо учреждения, созданного собственником. Как уже отмечалось выше, в качестве предприятия (коммерческой организации) военные организации рассматриваться не могут. Что же касается учреждения, то с точки зрения отрасли управления Министерство обороны может рассматриваться в качестве учреждения, созданного для осуществления управленческих функций, и поэтому быть юридическим лицом. Это подтверждают и п.п. 2 и 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 года № 1357 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации»65. Такие же признаки наличия управленческих функций в административно-правовом их понимании имеются и у военных организаций, составляющих в своей совокупности Вооруженные Силы.
В соответствии с действующим законодательством (п.1 ст. 120 ГК РФ, п.1 ст.9 Федерального закона «О некоммерческих организациях»66) учреждением признается некоммерческая, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично собственником.
Как видно, перечень функций некоммерческого характера, в целях осуществления которых создаются учреждения, не является исчерпывающим. В соответствии со ст. 11 и п.2 ст. 10 Федерального закона «Об обороне» воинские части предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации, то есть создаются для выполнения оборонных функций, не связанных с извлечением прибыли.
То есть военные организации являются по сути государственными военными учреждениями, и подпадают под признаки, предусмотренные ст.ст.120, 296, 298 ГК РФ и ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Каждая военная организация, каждая воинская часть, обладает определенным количеством имущества. При этом имущество каждой воинской части обособлено от имущества всех других подразделений. Это же непосредственно подтвердил и законодатель, который ввел в Федеральном законе «О материальной ответственности военнослужащих» ранее отсутствовавшее легальное определение имущества воинской части. В соответствии с этим определением имущество воинской части -- это все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью (ст.2 Закона).
Для государственных учреждений «мерой» их имущественной обособленности, являющейся основой их юридической личности, считают наличие у них самостоятельной сметы и права самостоятельного распоряжения кредитами67 . Это «сметно-бюджетное» обособление имущества государственного учреждения заключается в том, что учреждение получает в свое «распоряжение» выделенные из бюджета денежные средства, причем выделенные со строго целевым назначением, указанным в смете, и, как правило, на определенный срок.
Но само по себе наличие сметы не дает возможность однозначно определить, является ли организация «самостоятельной». Наличие сметы еще не свидетельствует о той степени обособления имущества, которая необходима для юридического лица (о закреплении имущества за этой организацией именно на праве оперативного управления). Как справедливо отмечает В.А.Дозорцев, «всякое сметное юридическое лицо имеет смету, но не наоборот, то есть наличие сметы еще не свидетельствует о наличии права оперативного управления, гражданской правосубъектности»68 . Для того, чтобы имущество стало действительно обособленным, необходимо не просто выделить это имущество для использования в интересах организации, но обеспечить осуществление такого использования ее (организации) собственными волевыми актами. Право распоряжения имуществом предполагает такую степень имущественной и организационной обособленности общественного образования, «которая создает возможность самостоятельного отчуждения ... продукта - товара, а также самостоятельного решения вопросов, связанных с расходованием средств...»69
Поэтому необходимо выяснить, обладают ли командиры воинских частей правами распорядителей кредитов?
Распорядители кредитов подразделяются на главных и нижестоящих (п. 144 Инструкции Государственного Банка СССР от 26.11.84г. № 27 «По кассовому исполнению государственного бюджета СССР»). В соответствии с п. 145 этой же Инструкции главными распорядителями кредитов являются министры, а значит, и Министр обороны РФ также является главным распорядителем кредитов. К главным распорядителям кредитов могут быть отнесены также начальники управлений министерств, если им такие права предоставлены соответствующим Министром.
Все остальные распорядители кредитов, не отнесенные к категории главных, являются нижестоящими распорядителями кредитов, которым открываются отдельные счета в банках, но исключительно на расходы учреждения (организации), для перевода подведомственным предприятиям, учреждениям и организациям, на централизованные мероприятия, а также на содержание подведомственных учреждений и организаций, бухгалтерский учет которых централизован (п. 148 Инструкции Госбанка СССР № 27).
Если исходить из положений вышеназванных Инструкций Государственного Банка СССР, то командиров воинских частей вряд ли можно определить как распорядителей кредитов. Это связано с тем, что воинским частям, учреждениям и организациям Министерства обороны могут открываться исключительно текущие счета (п.210 Инструкции Госбанка СССР № 27), куда переводятся только средства на выплату заработной платы (денежного довольствия военнослужащих), оплату хозяйственных, операционных и других расходов (п.207 Инструкции Госбанка СССР № 27).
При этом, в соответствии с п. 1.6. Инструкции Государственного Банка СССР от 30.10.86 г. № 28 «О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР» и п.207 Инструкции Госбанка СССР № 27, текущие счета открываются только тем бюджетным учреждениям, которые не являются самостоятельными распорядителями кредитов, организациям и учреждениям, не обладающим признаками юридического лица, а также филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям юридических лиц.
Возможность же открытия бюджетных счетов, которыми распоряжаются распорядители кредитов, предусматривается лишь для бюджетных учреждений определенного уровня, причем специально оговаривается, что в условиях Вооруженных Сил бюджетные счета открываются довольствующим финансовым органам Министерства обороны (п. 197, 210 Инструкции Госбанка СССР № 27).
Различие между счетом бюджетным и счетом текущим заключается в том, что на бюджетный счет денежная наличность не перечисляется, и на нем лишь ведется учет расходов в пределах отрытых по бюджету кредитов, в то время как текущий счет может быть открыт только при условии предварительного перечисления на этот счет денежных средств с других счетов, поскольку выдача средств с текущего счета производится только в размере их остатков на этом счете70.
Пункт 217 Инструкции Госбанка СССР № 27 предоставил довольствующим финансовым органам Министерства обороны право отзывать средства с текущих счетов финансируемых ими воинских частей на свой бюджетный счет. Причем такие распоряжения об отзыве средств выполняются учреждениями банка без предупреждения и согласия владельца счета (то есть без предупреждения и согласия воинской части) (п.218 Инструкции Госбанка СССР № 27). Да и при закрытии текущих счетов воля их владельцев никоим образом не учитывается (п.220 Инструкции Госбанка СССР № 27).
Исходя из указанных положений командир воинской части не наделяется правами «распорядителя кредитов», хотя и распоряжается средствами, поступающими на текущий счет воинской части.
Но в то же время в силу ст.ст.152, 164 Бюджетного кодекса Российской Федерации71наряду с главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств (которыми являются органы государственной власти, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств )72 участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются также бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств.
Военная организация должна признаваться бюджетным учреждением, поскольку, во-первых, создается органом государственной власти Российской Федерации, во-вторых, создаются для осуществления функций некоммерческого характера, в-третьих, ее деятельность финансируется из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов, и в-четвертых, наделена государственным имуществом на праве оперативного управления, не имея статуса федерального казенного предприятия. Совокупность всех этих определенных в законе (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ) признаков имеется у военной организации, а значит, с точки зрения бюджетных правоотношений, она является бюджетным учреждением.
А раз это так, и бюджетное учреждение в пределах сметы доходов и расходов имеет право на использование бюджетных средств, а также самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников73, то командир (начальник) военной организации является распорядителем кредитов.
Свои полномочия распорядителя кредитов командир (начальник) военной организации реализует, распоряжаясь средствами военной организации, находящимися на ее лицевом счете, открываемом в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства74.
Если же рассматривать права и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.