Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 104178


Наименование:


Курсовик изучение фискальной политики, особенностей её проведения в Республике Беларусь на различных исторических этапах

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 21.2.2017. Год: 2015. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям проблема сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики является наиболее важной и приоритетной в исследовании макроэкономического состояния страны. Наибольший интерес представляет изучение деятельности государства в области управления финансами в разрезе проводимой им фискальной политики.
В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны. Фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики.
Изучение путей совершенствования фискальной политики на сегодняшний день является весьма актуальной темой, так как на современном этапе развития Беларуси существенную роль в структурных изменениях экономики играет фискальная политика. От эффективности проводимой государством налогово-бюджетной политики зависит общая экономическая политика страны, успешность реализации социальных, экологических и иных государственных программ, что в свою очередь напрямую связано с благосостоянием страны в целом и каждого человека в частности.
Рациональная фискальная политика способствует развитию производственных сил в государстве, стимулирует развитие предпринимательства, создает условия для привлечения инвестиций в экономику. Создание благоприятного инвестиционного климата, равных условий деятельности для субъектов хозяйствования позволяет значительно оживить процесс общественного воспроизводства и обеспечить более полное удовлетворение потребностей общества. Также фискальная политика способствует концентрации средств в соответствующих фондах и направлению их на развитие отдельных отраслей экономики и территорий, на развитие непроизводственной сферы, а также на решение социальных вопросов. Именно поэтому изучение тенденций и перспектив в проводимой в Республике Беларусь фискальной политике является важной задачей на сегодняшний день.
Фискальная политика рассматривается в учебных изданиях - Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория; Лемешевский, И.М. Макроэкономика; Гурова С.Ю. Налоговая политика в современной экономической системе; Т.А. Фролова, Экономическая теория: конспект лекций. Также использованы статистические данные, данные с официальных сайтов Министерства финансов Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь и др.
Объект исследования - фискальная политика. Предмет исследования - фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования.
Цель работы - изучение фискальной политики, особенностей её проведения в Республике Беларусь на различных исторических этапах, а также проблематики и путей совершенствования бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
В ходе работы необходимо решить целый ряд задач:
1. раскрыть сущность и содержание финансовой политики;
2. показать этапы развития финансовой политики как особой сферы деятельности государства;
3. охарактеризовать тенденции налоговой и бюджетной политики;
4. обозначить недостатки финансовой политики Республики Беларусь, обобщить предложения по реформированию финансовой политики и определить пути ее совершенствования.


ГЛАВА 1
Сущность и виды фискальной политики
1.1 Определение, инструменты и виды фискальной политики
Фискальная политика представляет собой деятельность государства по регулированию правительственных расходов и налоговой политики.
Под правительственными расходами понимается комплекс мер, направленных на разработку способов и средств использования государственных финансовых ресурсов, направляемых на государственную закупку товаров и услуг. Правительственные расходы связаны, с одной стороны, с закупкой средств, необходимых для удовлетворения потребностей населения продовольственными товарами (например, сельскохозяйственной продукции); с другой стороны, эти расходы осуществляются посредством распространения заказов на изготовление изделий, необходимых государственному сектору экономики. Государство может производить внешнеторговые закупки, включающие как товары продовольственного назначения, так и оборудование для развития промышленности, сельского хозяйства и т.д. Государственные расходы также могут иметь своим назначением строительство дорог, школ, объектов культуры, могут производиться закупки военной техники и снаряжения и т.д. Главной отличительной особенностью и чертой названных форм расходования финансовых ресурсов выступает то, что потребителем полученных благ и услуг является общество в целом в лице государства. Исходя из этого, государственные закупки обычно подразделяют на два вида: закупки для нужд государственного потребления и закупки, предназначенные для покрытия рыночного дефицита на те или иные товары и услуги. [2, стр. 412-413]
«Фиск» означает казна, «фискал» - сборщик налогов. Поэтому складывается видимость, что в лучшем случае фискальная политика есть, только налоговая политика.
Однако это далеко не так. В рамках фискальной политики, когда речь идет о доходах, государство должно изыскивать и другие поступления в бюджет, а не только налоги. Это могут быть доходы от ценных бумаг, которыми владеет правительство, а также другие поступления, получаемые с «государственного капитала», размещенного в банковском секторе экономики (см. рис 1). Рис 1.1 Основные компоненты современной фискальной политики.
Примечание - источник: [10]
В цивилизованной стране фискальная политика формируется и контролируется парламентом страны, а реализуется правительством, в первую очередь министерством экономики и министерством финансов [10, стр.351-352].
Цели фискальной политики можно представить в виде таблицы (см. прил. А).
Задачами фискальной политики являются достижение стабильности общественного производства и высоких темпов экономического роста, усиление устойчивости денежной системы, равновесие платёжного баланса и повышение на этой основе доходов населения [29].
Направленность Фискальной политики современного государства непосредственно зависит от:
A) состояния национальной экономики и фазы промышленного цикла;
Б) принятой национальной концепции социально-экономического развития страны и сформулированных в ней задач;
В) имеющегося у правительства, в соответствии с действующим законодательством, правового коридора;
Г) степени демократизации страны и уровня развития гражданского общества [10, стр.352].
Основными инструментами фискальной политики являются:
1. налоги;
2. трансферты;
3. государственные закупки товаров и услуг. [8, c.109].
Для получения средств, необходимых для выполнения государством своих функций, население страны подлежит налогообложению. Средства требуются для того, чтобы государство справлялось со своей ролью так, чтобы это удовлетворяло народ. Эти средства и называются налогами.
Налоги представляют собой обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками на основе специального налогового законодательства [18, с.11].
Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные.
Прямые налоги - это налоги на доход от факторов производства и имущество. Они взимаются с денежных сумм, полученных экономическим агентом, или денежной оценки принадлежащего ему имущества. К прямым налогам относятся: личный подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др.
Особенность прямых налогов состоит в том, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) - это один и тот же агент.
Косвенные налоги - это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость - НДС; налог с оборота; налог с продаж; акцизный налог; таможенная пошлина.
Особенность прямых налогов состоит в том, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) - это один и тот же агент.
Особенность косвенных налогов состоит в том, что налогоплательщик и налогоноситель - это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем - фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству) [13, с.406-407].
Налоги необходимы, так как с их помощью государство имеет возможность оказать воздействие на множество экономических и социальных процессов. При помощи налогов можно осуществлять поощрение либо подавление определенных видов деятельности, управлять развитием тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.
Назначение налогов в полной мере проявляется в их функциях - фискальной и экономической. Сущность фискальной функции состоит в формировании денежных доходов государства. Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения, на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, проведение медицинских исследований, защиту здоровья матери и ребенка. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка [12, c.261-263]. Экономическая функция состоит в том, что налоги оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция) [5, c.137-150].
Функции налогов находятся в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция).
Исследования известного экономиста А. Лаффера по влиянию налоговой ставки на величину ВНП (ВВП) и доходы государственного бюджета показали, что при росте налоговой ставки до 30-40% достаточно высокими темпами растут и ВВП, и доходы государственной казны. Затем темпы прироста доходов бюджета затормаживаются, а при переходе 50%-ного барьера налоговой ставки деловая активность затухает, увеличиваются масштабы теневой экономики, снижаются доходы бюджета. Такая зависимость носит методологический характер и называется кривой Лаффера (см. прил. Б) [25].
На рисунке, представленном в приложении Б можно увидеть графическую интерпретацию основной идеи Лаффера. Поступление налогов в госбюджет (T) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат -предельная налоговая ставка (t).
В данном случае предполагается, что речь идет о ставке подоходного налога. По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета (налоговая выручка) будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М, соответствующей, допустим, 50% ставке налога), а затем снижаться опять до 0.
Мы видим, что стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая ставка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающая весь доход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто сворачиваться или «уходить в тень».
Лаффер считал, что, если экономика находится, например, в точке К, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к уровню точки М, т. е. к максимальному уровню доходов государственного бюджета.
Этот результат, по Лафферу, связан с тем, что более низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбережениям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы.
Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расширению производства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, например, пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет.
Таким образом, если экономика находится в той области кривой Лаффера, которая выше точки М, мероприятия по снижению налоговых ставок приведут к увеличению доходов госбюджета.
Повышение же налоговых ставок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М, например, в точке L. [23]
Виды фискальной политики. И.М. Лемешевский классифицировал фискальную политику следующим образом:

Рис 1.2 Основные разновидности современной фискальной политики
Примечание - источник: [10]
В том случае, когда фискальная политика выстраивается в зависимости от фазы промышленного цикла, называется анти........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Аналитические доклады «О социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» Министерство финансов Республики Беларусь - 2014.
2 Базылев Н.И., Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И.Базылев, М.Н.Базылева. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 608с.
3 Бюджетный кодекс Республики Беларусь - 16 июля 2008 г. № 412-З
4 Гурова С.Ю. Налоговая политика в современной экономической системе: автореферат диссертации ... канд. экон. наук: 08.00.01 / С.Ю. Гурова. - Йошкар-Ола, 2007. - 18 с.
5 Зенькова Л.П. Макроэкономика: учеб. Пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; под. ред. Л.П. Зеньковой. - Минск : Новое знание, 2002. - 244 с.
6 Киреева Е.Ф. Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализации / Е.Ф. Киреева // Белорусский экономический журнал. - 2008. - № 2. - С. 53-63.
7 Киреева Е.Ф. Налогообложение в условиях реализации стратегии инновационного развития национальной экономики / Е.Ф. Киреева, С.А. Киселев // Белорусский экономический журнал. - 2007. - №1. - С.52-59
8 Кирсанова И.А. Государственные закупки: экономическая сущность, роль и проблемы в национальной экономике / И.А. Кирсанова // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы ХIІI Международной научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов, г. Минск, 19 мая 2010 г. / Минский ин-т управления; под ред. канд. пед. наук В.В. Гедранович. - Минск : Изд-во МИУ, 2010. - С. 48.
9 Кобяков А.С. Задачи сложные, но реальные // Финансы, учет, аудит -2010. - № 3. - С. 6-7
10 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: соц.-экон. Аспект: курс лекций / И. М. Лемешевский. - 2-е изд. перераб. И доп. - Минск: ФУАинформ, 2006. - 544с.
11 Лутохина Э.А. Макроэкономика: Соц.ориентир.подход: Учебное пособие / М16 Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под редакцией Э.А. Лутохиной. - Мн.: Тесей, 2003. - 320с.
12 Лутохина Э.А. Мега-, мета-, макроэкономика: Курс лекций / П. Г. Никитенко, М 16 Э.А. Лутохина, В.В. Козловский и др.; Под общей редакцией доктора экономических наук, проф. Э.А.Лутохиной. - Мн.: НО ООО «БИП-С», 2002. - 270с.
13 Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику / Т.Ю. Матвеева - Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007. - 511 с.
14 Мельникова, М. Оценка эффективности системы налогообложения / М. Мельникова // Вестник Ассоциации Белорусках Банков. - 2009. - № 36. - С. 13-16.
15 Национальная экономическая газета № 30, 2002г
16 О республиканском бюджете на 2013 год: Закон Респ. Беларусь от 26 октября 2012г. № 432-З: принят Палатой представителей 8 октября 2012 г., одобрен Советом Республики 10 октября 2012 г.
17 Постановление Совета Министров Республики Беларусь 4 ноября 2006 г. №1475. Об утверждении основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы.
18 Рост доходов, ограничение расходов, социальная защита населения/ Финансы, учёт, аудит. Уточнение в бюджет. Ермолович:, 2011 с.8-12
19 Серикбаева К. Сущность налоговой системы и ее место в фискальной политике государства/ К. Серикбаева// Вестник Ассоциации Белорусских банков. - 2010. - №136. - С. 11-17.
20 Фролова, Т.А., Экономическая теория: конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.
21 Харковец А. О проекте бюджета - 2011, планируемых изменениях и дополнениях в налоговый и бюджетный кодексы / Андрей Харковец // Финансы, учет, аудит. - 2010. - №8 - С 4-5.
22 Государственный бюджет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: < wiki/term/gosudarstvennyj-byudzhet-respubliki-belarus> Дата доступа: 30.09.2015г.
23 Исполнение бюджета сектора государственного управления за январь-август 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minfin.gov.by/ru/budget_execution/analytical_info mation/2015/27038d904f5c40ac.html < ru/budget_execution/analytical_information/2015/27038 904f5c40ac.html> Дата доступа: 10.10.2015
24 Кривая Лаффера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < lektsii-po-makroekonomike/krivaya-laffera-1881> Дата доступа: 03.10.2015
25 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: >26 Понятие фискальной политики, ее цели и виды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dzms-671-3.html Дата доступа: 03.10.2015
27 Рейтинг стран мира по уровню валового внутреннего продукта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: < ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-inf > Дата доступа: 10.10.2015
28 Утверждение профицита в Республике Беларусь на 2015 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: about/news/novosti_belarusi/2015/v_belarusi_utverzhde _proficit/ Дата доступа: 10.10.2015
29 Фискальная политика и её задачи [Электронный ресурс].- Режим доступа: < ekonomicheskaya-teoriya/1239-fiskalnaya-politika-i-ey -zadachi> Дата доступа: 03.10.2015
30 Фискальная политика, ее цели, виды и инструменты [Электронный ресурс]. Режим доступа: < articles/macro/macro16.html> Дата доступа: 03.10.2015





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.