На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие и правоспособность юридического лица. Признаки организаций, наделенных статусом юридического лица. Правовой статус ОВД как юридического лица. Признаки юридического лица у структурных подразделений ОВД. Финансово-хозяйственная деятельность ОВД.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 27.11.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


11
План:
Введение
§ 1. Понятие и признаки юридического лица
§ 2. Правовой статус ОВД как юридического лица
§ 3. Структурные подразделения в системе ОВД
Заключение.
Список используемой литературы
Введение
Органы внутренних дел РФ являются органами исполнительной власти государства, то есть субъектами публичного права, но они также участвуют и в гражданском обороте, где выступают уже как юридические лица - некоммерческие организации, в основном в форме государственных учреждений и являются, таким образом, субъектами гражданского права. Процесс коммерциализации нашего общества, объективной причиной чему послужило перераспределение собственности в стране в пользу частной собственности, коснулся и деятельности органов внутренних дел как юридических лиц.
Это выразилось в неадекватном росте цен на вооружение, специальную и военную технику, товары потребления и другие материальные ценности. В этих условиях обеспечение органов внутренних дел необходимыми средствами для выполнения стоящих перед ними задач приобрело важное значение. Выделяемых, в частности, финансовых средств из федерального бюджета для МВД России явно недостаточно. В этой связи появилась острая необходимость изыскания внутренних резервов и источников финансирования для удовлетворения необходимых потребностей органов внутренних дел. Решению этой проблемы, в определенной мере, способствует участие некоммерческих организаций системы МВД РФ в предпринимательской деятельности.
Действующее законодательство признает подразделения органов внутренних дел юридическими лицами - некоммерческими организациями, в основном, в форме государственных (бюджетных) учреждений. Предпринимательская деятельность не должна становиться основной целью деятельности таких организаций и полученная прибыль (доход) не может распределяться между ее участниками (членами). Юридические лица системы МВД РФ наделены специальной правосубъектностью, соответствующей выполнению тех задач, для решения которых органы внутренних дел созданы.
Сказанное предопределило выбор темы, предмета, цели и задач настоящей работы.
Целью работы является поиск правовых возможностей повышения эффективности использования в гражданском обороте имущества, находящегося у органов внутренних дел на праве владения, пользования и в определенной степени распоряжения, а также оказания ими разрешенных платных услуг и выполнения работ, результатом которых выступает получение прибыли учреждениями органов внутренних дел.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: - на основе анализа литературы и законодательства, а также правоприменительной практики в данной области положение юридических лиц системы МВД в гражданском законодательстве, показать специфику организации предпринимательской деятельности учреждениями органов внутренних дел.
§ 1. Понятие и признаки юридического лица
Нормы о юридических лицах в рамках отрасли гражданского права выделены в самостоятельный правовой институт, назначение которого объединить группу норм, закрепляющих организационную структуру, имущественное и функциональное единство этих субъектов права, определить границы их правосубъектности, порядок возникновения, реорганизации и ликвидации, а также установить ряд иных предписаний, определяющих в общей совокупности правовое положение этих субъектов гражданских правоотношений.
Юридическим лицом признается организация, созданная в соответствии с нормами права, обладающая внутренним и внешним организационным единством, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и самостоятельно отвечающая по своим долгам и обязательствам этим имуществом, выступающая от своего имени в гражданском обороте, а также в качестве истца или ответчика в суде. Грешников И.П. Субъекты права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.
Исходя из данного законодательного определения, существенными признаками организаций, наделенных статусом юридического лица, являются:
1. Имущественная обособленность. Определенная степень имущественной обособленности служит основой гражданской правоспособности и необходимой предпосылкой участия юридического лица в имущественных правоотношениях в качестве субъекта гражданских прав и обязанностей. Обособленность означает, что юридическое лицо имеет только ему принадлежащее имущество и оно отделено (отграничено) от имущества других субъектов гражданского оборота, а так же от имущества его членов и учредителей.
Степень обособления имущества юридических лиц различная и зависит от формы собственности на этой имущество, характера деятельности и других факторов. Из норм ГК РФ следует, что имущество юридического лица может обособляться в трех режимах: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Способ имущественной обособленности является одной из существенных характеристик организационно-правовой формы конкретного юридического лица.
Все имущество юридического лица учитывается на его самостоятельном балансе или проводится по смете расходов, в чем и проявляется внешнее выражение имущественной обособленности.
2. Самостоятельная имущественная ответственность. Всякое юридическое лицо несет ответственность за результаты своей деятельности. По общему правилу оно отвечает по своим долгам самостоятельно всем принадлежащим ему имуществом (кроме учреждений и казенных предприятий). В случае отсутствия у юридического лица необходимых средств для расчетов с кредиторами взыскание может быть обращено на его основные и оборотные средства. Иваненко Ю.Г. Деловая репутация юридического лица и ее правовая защита // Законодательство. 2000. № 10.
Учредители и собственники юридических лиц не отвечают по их долгам. Поэтому личное имущество членов (учредителей, пайщиков) по общему правилу, в погашении долгов не участвует. Иное может следовать из учредительных документов юридических лиц определенных организационно-правовых форм (общество с дополнительной ответственностью, полное товарищество, производственный кооператив). Кроме того, в случаях, установленных нормами ГК РФ, допускается субсидиарная ответственность учредителей юридического лица, если в процессе процедуры банкротства будет установлено, что банкротство (несостоятельность) явилось результатом заведомо неправомерных действий учредителей (участников) юридического лица либо других лиц, имеющих право давать обязательные для юридического лица указания или иным образом определять их действия.
3. Организационное единство. Этот признак обеспечивает стабильное существование юридического лица и состоит в том, что данная организация как единое целое способна решать определенные социальные задачи и отличается достаточно четкой внутренней структурой _ она имеет органы управления (индивидуальные или коллективные), осуществляющие его правосубъектность, а также соответствующие подразделения для выполнения всего комплекса функций и задач, закрепленных учредительными документами.
Организационное единство юридического лица определяется учредительными документами. Это могут быть устав и учредительный договор либо одна из этих форм. В некоторых случаях, прямо предусмотренных законодательными актами, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения для организации данного вида (ст. 52 ГК РФ). Нормы ГК РФ определяют обязательное содержание учредительных документов для всех юридических лиц, которое конкретизируется специальными правовыми актами по отдельным организационно-правовым формам юридических лиц. Устав - документ статутный, определяющий правое положение юридического лица. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Учебник для вузов. М., 1995. Он утверждается участниками. Учредительный договор относится к договорной группе обязательств по совместной деятельности. В нем определяются права и обязанности учредителей по отношению друг к другу, третьим лицам и будущему юридическому лицу.
4. Выступление в гражданском обороте от собственного имени (внешняя автономия). В этом признаке получает выражение хозяйственно-оперативная самостоятельность юридического лица, означающая возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и третейском. Поэтому каждое юридическое лицо имеет свое собственное наименование, как правило, фирменное.
Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, то есть правоспособности и дееспособности, возникающих одновременно.
По общему правилу, физические и юридические лица наделены равными возможностями участия в гражданском обороте, но некоторые нормы ГК РФ допускают участие в гражданских правоотношениях только физических лиц. Таким образом, специфика правосубъектности юридического лица определяется его сущностью как субъекта гражданских правоотношений. Дозорцев В. А. Принципиальные черты права собственности в ГК России // Гражданский кодекс России. - М., 1998. С. 268
В отличие от физических лиц правоспособность юридических лиц может быть специальной и универсальной (общей). Специальная правоспособность означает для юридического лица быть субъектом лишь тех правоотношений, которые не противоречат целям и задачам его деятельности, предусмотренной учредительными документами. Поэтому специальная правоспособность юридических лиц именуется целевой или уставной. Предмет уставной деятельности должен быть отражен в учредительных документах юридического лица.
Вид правоспособности юридического лица определяется законом (ст. 49 ГК РФ). Так, специальной правоспособностью обладают все некоммерческие юридические лица, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Универсальной правоспособностью обладают коммерческие негосударственные юридические лица. Факт обладания ею означает возможность юридического лица иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом и не ущемляющих правомерные интересы других лиц.
Законом определено правило, по которому отдельными видами деятельности (например, медицинскими услугами, страхованием, торговлей и т.д.) юридические лица вправе заниматься лишь при наличии специального разрешения (лицензии), которое выдается компетентными органами, контролирующими законность осуществления той или иной деятельности. Вместе с тем необходимость иметь лицензию для осуществления отдельных видов деятельности не влияет на вид правоспособности юридического лица.
Дееспособность юридического лица есть его возможность своими действиями приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности через его органы, а в отдельных случаях - через участников. Орган юридического лица - это его часть, которая формирует волю юридического лица. Виды органов юридического лица, их состав и компетенция определяются законами, иными актами и учредительными документами. Органы могут быть назначены собственником имущества, наняты, избраны.
В корпоративных юридических лицах органы формируются на основе выборов, в унитарных - путем назначения. Действия этих органов осуществляются от имени юридического лица и считаются действиями самого юридического лица. Поэтому орган юридического лица не является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений.
Гражданские права и обязанности юридического лица могут приобретать его представители, действующие по доверенности, выдаваемой органами юридического лица.
В целях создания условий для деятельности юридического лица, представления и защиты его интересов вне места нахождения юридического лица допускается создание филиалов и представительств. Обязательным условием является указание в учредительных документах юридического лица о наличии и него таких подразделений (ст.55 ГК РФ). Поэтому и филиал, и представительство подобно самому юридическому лицу, приобретают и утрачивают свой статус с момента внесения соответствующих сведений, изменений и дополнений в государственный реестр юридических лиц. Они не носят статуса юридического лица и действуют на основании положений, утвержденных, создавшим их юридическим лицом. Филиалы и представительства для осуществления своей деятельности наделяются частью имущества юридического лица. Оно учитывается на отдельном балансе, как подразделений, так и самого юридического лица.
Юридическое лицо принимает соответствующие Положения о них, наделяя назначенного руководителя доверенностью на право совершения юридических действий от его имени. Наряду с руководителем филиала или представительства от имени юридического лица могут выступать и другие лица, которым руководитель филиала (представительства) вправе выдать доверенность на совершение отдельных юридических действий. Но выдать доверенность работнику филиала (представительства) его руководитель может лишь при условии, что его собственная доверенность предоставляет ему такое право либо потребность в передоверии возникла вследствие обстоятельств, связанных с охраной интересов юридического лица. В последней ситуации юридическое лицо должно быть извещено о передоверии, что соответствует ст. 187 ГК РФ.
Филиалы, в отличие от представительств, вправе осуществлять все или часть функций юридического лица, но в меньшем объеме, в том числе и представительские. Представительства же лишь представляют юридического лицо вне места его нахождения без права совершать его функции. Главная и общая их особенность заключается в том, что и филиалы и представительства - это неправосубъектные образования, так как своего имущества не имеют, а потому не могут выступать в гражданских правоотношениях ни от своего, ни от чужого имени. В тех правоотношениях, где они принимают участие, стороной является соответствующее юридическое лицо их создавшее. Ответственность за деятельность филиалов и представительств несет создавшее их юридическое лицо.
§ 2. Правовой статус ОВД как юридического лица
Анализируются признаки юридического лица у городского районного органа внутренних дел, определяется возможность участия ОВД в гражданском обороте и пределы такого участия.
Вопросы правового статуса органов внутренних дел как субъектов гражданского права вызывают значительный научный и практический интерес. Это связано с тем, что ОВД являются государственными органами исполнительной власти в сфере правоохранительной деятельности с соответствующими задачами. С другой стороны, ГК РФ и ведомственные нормативные акты закрепляют за ними статус юридического лица с правом участия в гражданском обороте.
В настоящее время, анализируя деятельность органов внутренних дел (ОВД) в области экономических отношений, мы говорим, что ОВД занимаются хозяйственной деятельностью.
Сюда же мы включаем и деятельность, в результате которой ОВД получают доходы (прибыль). Такое толкование хозяйственной деятельности требует некоторого уточнения.
Исследования в области правового регулирования хозяйственной деятельности показали, что во многом она регламентируется нормами административного права, причем зачастую данные нормы подменяют нормы гражданского права.
Так, например, подразделения ГИБДД, горрайорганы внутренних дел осуществляют на возмездной основе технический осмотр транспортных средств. Однако это не позволяет вести речь о сделке между гражданином и горрайорганом о гражданско-правовом характере возникающих при техосмотре отношений. Здесь нет равенства сторон. Финансовое обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск: Учебно- методическое пособие // А. А. Крылов; В. В. Казаков; А. П. Опальский; Е. В. Титов М.,1998. С. 17.
Техосмотр проводится в ГИБДД в порядке выполнения возложенных на неё задач и имеет своей целью проверку технического состояния автотранспортных средств. Он проводится в рамках административно- правовых отношений. Не являются сделками и такие действия горрайорганов внутренних дел, как выдача паспортов, приём экзаменов и выдача водительских удостоверений на право управления транспортными средствами и т. д. Сборы с граждан, взимаемые в этих сферах деятельности, поступают в государственный бюджет. Возникающие на этой стадии отношения определяются как отношения по вертикали, субординационные, организационно-регулятивные. К властным отношениям относится и снабжение ОВД материальными и финансовыми ресурсами за счет средств выделяемых из бюджета. По-видимому, финансово-хозяйственной деятельностью ОВД следует называть несвободную деятельность, основанную на отношениях власти - подчинения, из области хозяйственного управления (публичного права). Говоря о хозяйственной деятельности ОВД, мы можем иметь в виду существование хозяйственного законодательства в этой сфере, включающее в себя нормативные акты из различных отраслей права, но не систему и принципы этой деятельности, т. е. мы не ведём речь о хозяйственном праве. Кряжевских К. П. Правовая природа самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенным финансируемым собственником учреждением на доходы от «предпринимательской» деятельности / Актуальные проблемы гражданского права. Выпуск шестой. НОРМА. 2003. С. 199.
В тех же случаях, когда организация самостоятельно устанавливает договорные отношения, например, по ремонту служебных помещений, строительству жилых домов, по ремонту и профилактическому обслуживанию автотранспорта и другого имущества, по охране квартир собственников, сопровождению грузов и т. д., то здесь участники этих правоотношений выступают как равноправные субъекты. Это уже отношения по горизонтали, равноправные, относящиеся к гражданско-правовым. Здесь присутствует и равноправие сторон и, в определенной мере, автономия воли и имущественная самостоятельность данных субъектов. Если же в результате этой деятельности у организации появляется прибыль, то мы имеем право утверждать, что данная деятельность при наличии дополнительных признаков является предпринимательской, согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ и п. 3 ст. 50 ГК РФ. Однако п. 3 ст. 298 ГК РФ использует для разрешенной предпринимательской деятельности учреждений термин «деятельность, приносящая доходы». Законодатель использует разные формулировки для одного и того же явления в зависимости от того, является ли эта деятельность основной или вспомогательной.
Таким образом, понимание финансово-хозяйственной и деятельности ОВД, приносящей доходы (а фактически разрешенной предпринимательской деятельности), лежат в разных плоскостях. Однако, и предпринимательская, и финансово-хозяйственная деятельность являются экономической деятельностью (товарно-денежные отношения). Однако, если мы говорим о свободной хозяйственной деятельности, без отношений власти - подчинения, то мы в определенной степени можем утверждать, что такая хозяйственная деятельность включает в себя как составную часть и предпринимательскую деятельность.
В хозяйственных отношениях могут участвовать все органы внутренних дел. Что же касается гражданско-правовых отношений, в том числе и предпринимательских, то самостоятельно приобретать материальные ценности и оказывать платные услуги, участвовать в других договорных отношениях могут только те организации, которые обладают правами юридического лица.
Юридическим лицом может быть не только система в целом (МВД, УВД), но и ее отдельные структурные подразделения. Существует точка зрения, что они являются юридическими лицами публичного права (государственными корпорациями). Статус юридического лица как правило закреплён в положениях о МВД, УВД и т. д. [3]. Согласно приказу МВД № 420 от 14 сентября 1993 г. «О мерах по совершенствованию организации работы городских, районных органов внутренних дел натранспорте» и с изменениями и дополнениями, внесёнными приказом МВД России № 140 от 16 марта 1996 г., «горрайотделы внутренних дел являются основным звеном системы МВД РФ, от уровня организации которого зависит эффективность борьбы с преступностью, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Приложение № 10 к приказу МВД РФ № 420 от 14 сентября 1993 г. вводит в действие Типовое положение об Управлении (отделе) внутренних дел города (района), района в городе. П. 1.5
Типового положения определяет отдел внутренних дел как юридическое лицо, имеющее печать с изображением государственного герба и собственное наименование. Согласно п. 1.14 Положения о Главном управлении внутренних дел города Москвы «ГУВД является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием, счета в банковских учреждениях». Приказом МВД РФ № 180 от 8 апреля 1996 г. министрам МВД республик, начальникам ГУВД, УВД субъектов РФ предоставлено право создавать юридические лица (государств и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.