На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Закон О защите прав потребителей - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а законодательные нормы не действовали.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава 1. Отношения в сфере защиты прав потребителей
1.1. Правовое регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей
1.2. Проверка деятельности продавца органами государственного контроля
1.3. Порядок осуществления защиты прав продавцов
Глава 2. Защита прав продавца
2.1. Право продавца потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора
2.3. Право продавца потребовать оплаты товара по цене, установленной договором
4. Права продавца при продаже товаров в кредит и
рассрочку
2.5. Права продавца при страховании товара
2.6. Сохранение права собственности за продавцом
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы исследования

Торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания. При этом под товарами (работами, услугами) потребительского назначения понимаются продукты труда, обладающие определенными потребительскими свойствами, предметы личного, бытового, семейного потребления, продукция общественного питания.
Сущность торговой деятельности состоит в товарном обращении - это процесс обращения объектов собственности (товаров) посредством заключения возмездных договоров, т.е. договоров купли-продажи, мены (бартера), комиссии и т.д. В роли товаров (объектов собственности) могут выступать продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество. Иными словами, торговля - это вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
Субъект торговли - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке.
Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.
Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей правового регулирования защиты прав продавца.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть правовое регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей;
2. рассмотреть проверку деятельности продавца органами государственного контроля;
3. рассмотреть порядок осуществления защиты прав продавцов;
4. дать характеристику защиты прав продавца.
Объект исследования - особенности правового регулирования защиты прав продавца.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением особенностей правового регулирования защиты прав продавца.
Глава 1. Отношения в сфере защиты прав потребителей

1.1. Правовое регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей

Правовое регулирование отношений в сфере торговой деятельности, в том числе в области защиты прав потребителя и продавца, осуществляется путем применения множества нормативно-правовых актов. Перечень законов, постановлений Правительства РФ, ведомственных нормативных актов, разъяснений и постановлений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также некоторых иных подзаконных актов приведен в списке нормативных источников, использовавшихся при составлении данного практического пособия. Поэтому повторное их перечисление не представляется необходимым.
Важно только напомнить читателю, что главенствующими среди ряда иных актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей, являются Гражданский кодекс РФ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301., а также ФЗ "О защите прав потребителей" Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 25.10.2007) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, № 3, ст. 140.. Участниками отношений, связанных с исполнением договора купли-продажи, являются потребитель и продавец.
Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем-гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) -- с другой.
В соответствии с преамбулой ФЗ "О защите прав потребителей" потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" ( ред. от 25.10.2007) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, № 3, ст. 140.. Именно цель покупки товара - удовлетворение личных, домашних, семейных и иных нужд, не направленных на извлечение коммерческой прибыли, - ограничивает круг покупателей, на которых распространяется действие ФЗ "О защите прав потребителей", так как в рамках торговых отношений понятие "покупатель" шире понятия "продавец".
Важнейшее право потребителя закреплено в ст. 3 ФЗ "О защите прав потребителей". Это право на просвещение в области защиты прав потребителей. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав. Приказом Министерства образования РФ и ГКАП РФ от 29 мая 1996 г. № 261/73 было утверждено Положение о проведении конкурса на лучшее учебное пособие и комплект учебно-методических материалов для изучения в общеобразовательных учреждениях вопросов защиты прав потребителей.
При характеристике отношений, регулируемых Законом, законодатель отказался от использования обобщающего наименования контрагентов потребителя - "предприниматель", предпочитая называть их в соответствии с ГК РФ по выполняемым функциям в определенных договорах.
Для всех контрагентов потребителя установлено, что Закон на них распространяется независимо от их организационно-правовой формы.
Изготовитель должен производить товары для реализации потребителю. Иными словами, изготовитель, реализующий изготовленный им товар, например, другому предприятию для комплектации его изделия, не может руководствоваться в этом случае нормами Закона Корнилов Э. Практика применения законодательства о правах потребителей // Российская юстиция. 2003. № 8. С.27..
Исполнителем является организация, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Следовательно, оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироваться нормами настоящего Закона.
Изготовителями, продавцами, исполнителями выступают организации (коммерческие и некоммерческие) независимо от формы собственности и от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели. Согласно ст. 23 ГК индивидуальным предпринимателем признается гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Именно он может быть изготовителем, исполнителем, продавцом.
Продавец - организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи, независимо от вида последнего, предназначенные для использования в предусмотренных Законом целях.
Как видно из указанных понятий, контрагентом потребителя могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Они вправе заниматься любой предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Важно отметить, что к ним применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Это правило действует и в отношении тех граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью без государственной регистрации. Смысл упомянутых норм заключается в том, что на коммерческие организации возлагаются законодательством дополнительные обязательства по сравнению с другими организациями либо их деятельность имеет более строгое правовое регулирование Алексеев С.С. Гражданское право. М., 2007. С. 138..
Например, предприниматели, в исключение из общего правила, установленного ГК РФ, об ответственности за неисполнение договорных обязательств при наличии вины несут такую ответственность и при ее отсутствии, т.е. за случайное неисполнение.
С другой стороны, если гражданин совершил разовую сделку (продажу, работу), не получает систематически прибыль, т.е. не является предпринимателем, на него не распространяются специальные обязанности, предусмотренные законом, в том числе установленные Законом "О защите прав потребителей" для предпринимателей.
Согласно ст. 50 ГК РФ юридические лица могут быть коммерческими организациями, т.е. организациями, для которых извлечение прибыли является основной целью деятельности. Их деятельность, согласно ст. 2 ГК РФ, является предпринимательской.
Организации, основной целью деятельности которых не является извлечение прибыли, которая не распределяется между участниками, именуются некоммерческими. Они в принципе не создаются для занятия предпринимательской деятельностью, но могут ее осуществлять, поскольку это предусмотрено их учредительными документами, служит достижению целей организации и соответствует этим целям.
Приведенная характеристика некоммерческих организаций, предусмотренная ст. 50 ГК РФ, воспроизведена в ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", вступившего в силу со дня его официального опубликования 24 января 1996 г. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 01.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, № 3, ст. 145.. Этим Законом конкретизированы цели создания, предусмотрены новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций, а также определен характер их предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 24 указанного Закона, предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Таким образом, контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные юридические лица.
Однако как потребителям, так и организациям следует иметь в виду, что некоммерческие организации, а также казенные, коммерческие унитарные государственные и муниципальные предприятия, в отличие от иных коммерческих предприятий, могут совершать лишь те сделки, которые вытекают из их устава, т.е. они обладают специальной правоспособностью. Коммерческие организации обладают общей правоспособностью, т.е. могут совершать любые не запрещенные законом сделки.
В Законе фигурируют еще два контрагента потребителя, определения которых не даны: организации, выполняющие функции изготовителя или продавца товара на основании договора с ними.
В ФЗ упомянуты изготовители, исполнители, продавцы, лица, выполняющие функции иностранного изготовителя, определения которых также не даны Гомола А.И. Гражданское право. М., 2007. С. 239..
В соответствии со ст. 129, 455 ГК, а также Законом о защите прав потребителей под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п. могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы.
В соответствии со ст. 702, 730 ГК, а также Законом о защите прав потребителей под работами понимается деятельность (работа) исполнителя, осуществляемая за плату по заданию потребителя, имеющая материальный результат (строительство жилого дома, ремонт обуви и т.п.), который передается гражданину для удовлетворения личных (бытовых) нужд Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" ( ред. от 25.10.2007) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, № 3, ст. 140..
С учетом положений ст. 779 ГК, а также Закона о защите прав потребителей под услугами понимается совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуги по перевозке, связи, консультационные, образовательные и т.п.).
Исходя из Закона о защите прав потребителей, в частности из определений понятий «потребитель», «продавец», «исполнитель», отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров Укусова Е. Дела о защите прав неопределенного круга лиц // Российская юстиция. 2006. № 11. С. 3.. К таким договорам относятся договоры:
· на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров купли-продажи, в том числе розничной купли-продажи, продажи недвижимости, энергоснабжения;
· найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК РФ);
· подряда (бытового, строительного, на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);
· проката;
· перевозки граждан, их багажа и грузов;
· комиссии;
· хранения;
· по оказанию финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, услуги по договору банковского вклада, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;
· оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристскому обслуживанию и иных;
· другие, направленные на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.
Исходя из смысла ст. 39 Закона о защите прав потребителей» в случаях, когда договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру не подпадают под действие гл. 3 этого Закона, регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг), применяются правовые последствия, предусмотренные ГК и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг. К таким договорам, в частности, относятся договор банковского вклада, договор страхования Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" ( ред. от 25.10.2007) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, № 3, ст. 140..
Так как исходя из Закона о защите прав потребителей законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения, возникающие из возмездных договоров, то отношения, вытекающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров, данным законодательством не регулируются, например отношения, вытекающие из договора безвозмездного хранения в гардеробах организаций, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (ст. 924 ГК).
Не регулируются также законодательством о защите прав потребителей отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Это, в частности, отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг.
Предметом договора государственного займа выступают деньги, которые одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику). В соответствии со ст. 817 ГК по договору государственного займа заемщиком выступают Российская Федерация, субъект РФ. Приобретая государственные облигации или иные государственные ценные бумаги, гражданин предоставляет государству (в
лице соответствующих органов) заем в виде денежных средств.
Таким образом, гражданину при этом не оказывается услуга, и, соответственно, нельзя рассматривать государство в качестве исполнителя услуг в понимании Закона о защите прав потребителей Курноскина О. Г. Правила торговли и защита прав продавца. М., 2004. С. 35..
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях.
Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, например, если уставом дачно-строительного кооператива предусмотрена обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия. В соответствии с Конституцией суды являются органами государственной власти и осуществляют правосудие путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленной законом процессуальной форме.
Отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий, также не регулируются законодательством о защите прав потребителей. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариат в Российской Федерации обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренными законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации «Основы законодательства РФ о нотариате» от 11.02.1993 № 4462-1 (ред. от 18.10.2007) // "Российская газета", № 49, 13.03.1993..
Указанная деятельность не считается услугой в гражданско-правовом смысле. Исключение составляет деятельность нотариальных контор по предоставлению гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера (консультации, печатные работы и др.).
К отношениям, не регулируемым законодательством о защите прав потребителей, относятся также отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.).
Закон о защите прав потребителей -- один из немногих российских законов (если не единственный), который защищает права неограниченного круга граждан от недобросовестных производителей товаров и услуг.
Согласно п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301.. Из данного нормативного положения можно вывести следующие права и обязанности потребителя:
1. Право покупателя требовать от продавца передачи товара в сроки, установленные договором купли-продажи.
2. Право покупателя требовать от продавца передачи товара, свободного от прав третьих лиц.
3. Право покупателя требовать от продавца передачи товара надлежащего качества. Товар имеет надлежащее качество в случае, если пригоден для целей его непосредственного потребительского использования.
4. Право покупателя на безопасность товара.
5. Права потребителя на обмен товара надлежащего качества и замену товара ненадлежащего качества.
6. Право покупателя требовать от продавца передачи товара надлежащего количества.
7. Право покупателя требовать от продавца передачи товара надлежащего ассортимента.
8. Право покупателя требовать от продавца передачи товара надлежащей комплектности.
9. Право покупателя требовать от продавца передачи товара в надлежащих таре и упаковке.
10. Право покупателя на информацию об изготовителе (продавце) и о товаре.
11. Право покупателя на возможность технического обслуживания и ремонта товара.
1.2. Проверка деятельности продавца органами государственного контроля

Полномочия Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей включают в себя основные задачи, функции, права и обязанности органа, которые перечислены в Положении о Департаменте Госторгинспекции Министерства экономического развития и торговли РФ, утвержденном Приказом Минэкономразвития РФ от 17 июля 2003 г. № 222, в Положении о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли РФ, утвержденном Постановлением СМ - Правительства РФ от 27 мая 1993 г. № 501 (с изм. от 14 июля 1997 г., 17 апреля 2001 г.).
Первое Положение в основном определяет порядок организации и деятельности Департамента Госторгинспекции Министерства экономического развития и торговли РФ, т.е. федерального органа государственной власти. Второе Положение направлено на регламентацию полномочий территориальных органов Госторгинспекции, расположенных в пределах субъектов РФ. Кроме того, в своей деятельности органы Госторгинспекции РФ руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми организационно-распорядительными актами Президента РФ, Правительства РФ, Положением о Министерстве экономического развития и торговли РФ, приказами и указаниями министра этого министерства, нормативными актами, регламентирующими развитие торговли РФ Тишуков Ю. В. Ответственность продавца. М., 2008. С. 93..
Департамент Госторгинспекции является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Минэкономразвития России.
Основные задачи Департамента Госторгинспекции:
1) организация и проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров и надлежащим оказанием услуг;
2) деятельность по предотвращению злоупотреблений в торговле и общественном питании;
3) осуществление мероприятий по защите прав потребителей в сфере торговли и оказания услуг населению;
4) разработка с участием других федеральных органов исполнительной власти и организаций, структурных подразделений Министерства экономического развития и торговли РФ:
- проектов законодательных, нормативных правовых актов;
- государственных стандартов, регулирующих деятельность предприятий торговли и общественного питания, способствующих обеспечению качества и безопасности услуг торговли и общественного питания, а также соблюдению требований технических регламентов в отношении товаров народного потребления, процессов их хранения и реализации;
5) участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в разработке и реализации государственной политики в области:
- развития потребительского рынка страны;
- защиты потребительского рынка от фальсифицированных и контрафактных товаров;
- обеспечения качества потребительских товаров, работ и услуг;
- предотвращения поступления на потребительский рынок страны некачественных товаров, в том числе по импорту;
- защиты прав потребителей;
6) содействие в проведении коллегиальной оценки качества товаров народного потребления.
Органы внутренних дел РФ организуют практическую помощь должностным лицам Госторгинспекции при выполнении ими возложенных функций, если им оказывается реальное противодействие или угрожает опасность Тишуков Ю. В. Ответственность продавца. М., 2008. С. 96..
При реализации поставленных задач и функций органы Госторгинспекции имеют право проводить следующие действия:
1) осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;
2) производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;
3) осуществлять контроль за качеством товаров (услуг), соблюдением правил продажи и оказания услуг, а также проверку наличия у продавца документов, подтверждающих соответствие реализуемых товаров (оказываемых услуг) установленным требованиям;
4) давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров или товаров, соответствие которых подтверждено декларацией о соответствии, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;
5) получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-исследовательских институтов и лабораторий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;
6) составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания:
- об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров;
- о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
- о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции;
7) передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей;
8) выступать стороной в суде и арбитражном суде;
9) выносить решения о применении в установленном порядке штрафных санкций к изготовителю, продавцу за реализацию товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением от требований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализации товаров (услуг).
Продавец, изготовитель товаров обязаны давать объяснения, связанные с результатами проверок, а также принимать меры по устранению вскрытых нарушений и сообщать об этом в установленные сроки органам Госторгинспекции. Любые действия должностных лиц и граждан, препятствующие выполнению сотрудниками Госторгинспекции своих профессиональных обязанностей, подлежат ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.
В свою очередь, должностные лица и специалисты Госторгинспекции обязаны строго соблюдать Конституцию РФ, законы РФ, действующие нормативные акты, права и охраняемые законом интересы продавца, изготовителя товаров, обеспечивать сохранение технологической и коммерческой тайн. Работники Департамента Госторгинспекции и его территориальных органов несут установленную законом ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Жалобы на действия Департамента и его территориальных органов подаются в общем порядке, установленном законодательством РФ. Все спорные вопросы по решениям, предписаниям территориальных управлений Госторгинспекции рассматриваются Департаментом Госторгинспекции в течение 1 месяца.
Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" Федеральный закон от 8.08.2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (ред. от 30.12.2006) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3436. устанавливает:
1) порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора);
2) права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов;
3) обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.
В целях регламентации отношений, складывающихся в сфере осуществления государственного контроля (надзора) за торговой деятельностью, используются следующие правовые категории:
1) государственный контроль (надзор) - проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении торговой деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
2) мероприятие по контролю - совокупность конкретных действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения торговой организацией обязательных требований, а также с осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей: Права потребителей; Ответственность продавцов (изготовителей, исполнителей. М., 2003. С. 23..
1.3 Порядок осуществления защиты прав продавцов

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" распространяется на случаи защиты прав торговых организаций при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ государственного контроля (надзора) за реализацией товаров на потребительском рынке страны.
Согласно ст. 3 данного Федерального закона основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:
1) презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего торгово-посредническую деятельность;
2) соблюдение международных договоров РФ;
3) открытость и доступность для торговых организаций нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
4) установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами;
5) проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
6) соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
7) периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
8) учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);
9) возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
10) признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;
11) устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
12) ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ;
13) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
14) недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" ( ред. от 25.10.2007) // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, № 3, ст. 140..
На основании ст. 13 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" должностные лица и (или) представители торговой организации при проведении мероприятий по контролю обладают следующими правами:
1) непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. В целях соблюдения собственных интересов торговым организациям лучше с самого начала проведения контрольного мероприятия обеспечить присутствие своих должностных лиц и (или) представителей;
2) получать информацию, предоставление которой предусмотрено ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей..." и иными нормативно-правовыми актами;
3) знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;
5) правом на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора). Вред, причиненный торговой организации вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), если такие действия (бездействия) были признаны неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством Федеральный закон от 8.08.2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (ред. от 30.12.2006) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3436..
При определении размера убытков учитываются также и расходы торговой организации, относимые на себестоимость продукции или на финансовые результаты ее деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.
Согласно ст. 15 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей..." защита нарушенных прав торговых организаций осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Заявления об обжаловании действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ Федеральный закон от 8.08.2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (ред. от 30.12.2006) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3436..
Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства РФ, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РФ. Помимо государственной защиты проводится также и общественная защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию товаров на потребительском рынке страны Курноскина О. Г. Правила торговли и защита прав продавца. М., 2004. С. 126..
Для этого создаются различные некоммерческие организации, которые вправе обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты на противоречащие закону нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, а также в суд за защитой нарушенных прав торговых организаций, в том числе в защиту прав неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Глава 2. Защита прав продавца

2.1. Право продавца потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора

Согласно ст. 454 Гражданского кодекса РФ, в которой дается определение договора купли-продажи товаров, неотъемлемому праву продавца требовать принятия товара корреспондирует обязанность покупателя принять товар, оговоренный в соглашении. Покупатель обязан принять переданный ему товар во всех случаях, за исключением тех, когда он вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества или отказаться от исполнения договора купли-продажи Гомола А.И. Гражданское право. М., 2007. С. 135..
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи, покупатель обязан совершить конкретные действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями свидетельствуют о факте принятия товара и необходимы с его стороны для обеспечения передачи и получения соответствующего товара, перехода к покупателю права собственности и риска случайной гибели (повреждения) товара.
Важно отметить, что договор розничной купли-продажи может быть заключен с условием о принятии покупателем товара в определенный договором срок, в течение которого этот товар не может быть продан другому покупателю. Дополнительные расходы продавца на обеспечение передачи товара покупателю в определенный договором срок включаются в цену товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Если иное не предусмотрено договором, неявка покупателя или несовершение иных необходимых действий для принятия товара в определенный договором срок могут рассматриваться продавцом в качестве отказа покупателя от исполнения договора. Однако продавцу лучше всего лишний раз удостовериться в нежелании покупателя принять товар.
Особенности в исполнении покупателем обязанности по принятию товара возникают при продаже товаров по образцам. В соответствии с п. 31 Правил продажи товаров по образцам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 918) в случае, если доставленный товар передается покупателю или получателю по месту его жительства или иному указанному им адресу, товар принимается покупателем или получателем в соответствии с данными сопроводительного документа (извещении, квитанцией) на товар.
При отсутствии таковых документов продавец лишается своего права требовать принятия товара или отказа от исполнения договора купли-продажи по образцам. Согласно п. 3 ст. 497 Гражданского кодекса РФ покупатель до передачи ему товара вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи по образцам при условии полного возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора Гомола А.И. Гражданское право. М., 2007. С. 137..
В соответствии с п. 3 ст. 484 Гражданского кодекса РФ в тех случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора купли-продажи. Помимо этого продавец имеет право возложить на покупателя невыгодные для него имущественные последствия по ст. 393 Гражданского кодекса РФ.
Однако этому, как правило, предшествует фактическое предупреждение покупателя о последствиях неисполнения им обязанности по принятию товара надлежащего качества в разумные сроки. Представим случай заключения договора розничной купли-продажи товара с условием о его принятии в конкретный срок.
Если в данной ситуации покупатель не принимает товар в сроки, установленные договором, продавец не должен требовать от покупателя подтверждения расторжения договора купли-продажи. Он автоматически наделяется правом реализации товара любому другому покупателю.
Согласно ст. 393 Гражданского кодекса РФ покупатель, нарушивший свою обязанность по принятию товара, должен возместить продавцу убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением договора купли-продажи. Продавец вправе требовать от покупателя возмещения убытков в полном объеме, если законом не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В состав убытков включаются следующие элементы:
1) расходы, которые продавец уже произвел или еще должен будет произвести для восстановления своего нарушенного права;
2) утрата или повреждение имущества продавца (реальный ущерб), если таковые имели место;
3) неполученные доходы, которые продавец получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При определении упущенной выгоды учитываются все предпринятые продавцом меры для ее получения и сделанные с этой целью приготовления.
Однако среди практиков нет однозначного ответа на вопрос: относится ли стоимость товара к неполученным доходам продавца и подлежит ли она взысканию с покупателя Тархов В.А. Гражданское право. Курс. Общая часть. М., 2007. С. 193..
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где договор купли-продажи должен был быть исполнен, в день добровольного исполнения покупателем своих обязанностей по договору, а если требование продавца не было добровольно исполнено - в день предъявления судебного иска.
Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование продавца о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения судебного решения.
2.2. Права продавца при оплате товара покупателем

Статья 454 Гражданского кодекса РФ устанавливает две главные обязанности покупателя по договору купли-продажи - принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму, т.е. цену. Таким образом, право продавца требовать от покупателя оплаты товара следует из возмездности договора купли-продажи. В соответствии со ст. 486 Гражданского кодекса РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства (имеются в виду такие варианты оплаты товара, как предварительная оплата, оплата в рассрочку, оплата в кредит) Фоков А. П., Попонов Ю. Г., Черкашина И. Л., Черкашин В. А. Гражданское право. М., 2007. С. 312..
Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью. Однако законодателем предусмотрена не только денежная форма оплаты товара по договору купли-продажи, но и другие.
Неисполнение покупателем обязанности по оплате товара наличными денежными средствами может повлечь для него весьма негативные последствия - от взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами до расторжения договора купли-продажи. В случаях, когда продавец в соответствии с договором купли-продажи обязан передать покупателю не только товары, которые покупателем еще не оплачены, но и другие товары (т.е. предметом договора купли-продажи является партия однородных товаров), продавец вправе приостановить передачу этих товаров до полной оплаты всех ранее переданных товаров, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
На основании п. 3 ст. 486 Гражданского кодекса РФ в том случае, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар, продавец вправе потребовать не только оплаты товара, но и уплаты процентов за неисполнение денежного обязательства (ст. 395 Гражданского кодекса РФ). За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица (в договоре купли-продажи это - продавец) подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Размер процентов определяется существующей в месте жительства (месте нахождения) продавца учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании стоимости товара, переданного покупателю по договору купли-продажи, в судебном порядке суд может удовлетворить требование продавца, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения судебного решения.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день фактической уплаты суммы этих денежных средств продавцу, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок. В судебном решении также может быть указан иной период начисления процентов.
Приведенные правила о взыскании процентов применяются, если иной размер процентов прямо не установлен законом или договором.
Согласно п. 2 ст. 395 Гражданского кодекса РФ в том случае, если убытки, причиненные продавцу неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся продавцу на основании п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ, он вправе требовать от покупателя (в том числе и в судебном порядке) возмещения убытков в части, превышающей сумму процентов.
В соответствии с п. 4 ст. 486 Гражданского кодекса РФ в том случае, если покупатель после предупреждения его продавцом о последствиях нарушения договора купли-продажи все-таки отказывается принять и оплатить товар, продавец вправе по своему выбору потребовать оплаты товара в судебном порядке либо отказаться от исполнения договора. Если товар уже был передан покупателю, то у продавца появляется право требовать возврата товара в том же надлежащем состоянии. При невозможности реального возврата товара (в силу его потребительских свойств и качеств) продавец имеет право требовать от покупателя уплаты его стоимости на день заключения договора купли-продажи.
Если же стороны договора - продавец и покупатель - договорились об оплате товара без участия денежных средств, то в случае нарушения покупателем своей обязанности по оплате товара продавец вправе требовать от него реального исполнения обязательства, т.е. предоставления конкретного имущества или имущественных прав в силу возмездности договора купли-продажи Фоков А. П., Попонов Ю. Г., Черкашина И. Л., Черкашин В. А. Гражданское право. М., 2007. С. 315..
ФАС Поволжского округа установил следующее. Законодателем предусмотрено право продавца по своему выбору определить способ защиты нарушенного права в случае, когда покупатель, получивший товар, не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором купли-продажи срок, потребовать оплаты товара либо его возврат. С момента передачи товара покупателю и до его оплаты товар, проданный в кредит, признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате товара Постановление ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 по делу № А06-6722/2006-8..
Открытое акционерное общество "Аэропорт "Астрахань", г. Астрахань, (далее - Аэропорт) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Открытому акционерному обществу "Авиакомпания "Астраханские авиалинии", г. Астрахань, (далее по тексту - Авиакомпания) о признании договора № 73/02-КП/2006 от 25.01.2006 расторгнутым и об обязании Авиакомпании возвратить не оплаченное по договору купли-продажи оборудование.
Исковое заявление мотивировано неисполнением Авиакомпанией обязательств по оплате приобретенного по договору оборудования в установленный договором срок, оборудование передано Аэропортом, Аэропорт вправе требовать возврата неоплаченного оборудования, неоплата оборудования является существенным нарушением условий договора Определением по делу от 15.01.2007 производство по делу в части требований о признании дого и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.