На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Криминалистическая характеристика взяточничества. Проблемы расследования взяточничества. Особенности расследования взяточничества. Этапы расследования взяточничества. Методика расследования взяточничества. Тактика расследования.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 22.05.2007. Сдан: 2007. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Введение

Вступивши в новый этап своего развития наше государство, столкнулось с рядом проблем, в том числе и с ростом преступности, который произошел из-за ряда не совсем удачных реформ, приведших к расслоению населения и рушению старых идеалов.
Особенно опасными представляются должностные преступления, к числу которых относится дача-получение взятки. В сложившейся обстановке рост данных видов преступления разрушает экономическую основу страны, подрывает ее международный авторитет, порождает атмосферу беззакония и бесправия в стране.
Взяточничество в нашей стране в последнее время достигло угрожающих размеров, проникнув во все сферы человеческой жизни. Борьба с взяточничеством должна стать одной из прерогатив государства, провозгласившего справедливость и равенство своих граждан. См: Конституция Российской Федерации // Российская газета . 1993 25 декабря, № 237

Рост взяточничества в нашей стране во многом обусловлен бездействием и бессилием правоохранительных органов в борьбе с данным видом преступления. Как известно сильнейшим фактором способным остановить человека от совершения преступления является неотвратимость наказания, которое в данном случае практически отсутвует, поэтому тысячи людей идут на совершения преступления не боясь понести за него ответственность.
Взяточничество по праву считается одним из наиболее латентных преступлений и требует особого внимания со стороны правоохранительных органов.
Чтобы успешно бороться с тем или иным видом преступления следователь должен знать особенности совершения преступления, способы его сокрытия и должен разработать методику, по которой будет производить расследование.
В связи с этим требует особого изучения вопрос об изучении особенностей расследования взяточничества, в том числе совершенного коррумпированными органами, представляющими собой особую группу, основанную на систематичности и строгой подчиненности внутренним правилам.
Цель данной работы состоит не только в изучении особенностей расследования взяточничества, но и выявление причин, препятствующих расследованию, а также поиск путей преодоления этих препятствий.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить основные характеристики взяточничества;
- выявить основные проблемы, возникающие при расследовании взяточничества, в том числе совершенного коррумпированными органами;
- изучить этапы расследования взяточничества;
- определить методику проведения расследования;
- изучить особенности проведения отдельных следственных действий.
Основными источниками для написания данной работы были:
- Конституция РФ;
- Уголовный кодекс РФ;
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ
- иные нормативные акты.
При проведении анализа мной были задействованы следующие работы: Квицинна А. К. «Должностные преступления» (при изучении характеристики взяточничества), Семашко Н. И. «Предотвращение и раскрытие взяточничества» ( при изучении проблем, возникающих при расследовании взяточничества), Дулов А.В. «Основы расследования преступлений, совершенных должностными лицами» ( при выявлении особенностей тактики и методики расследования взяточничества), а также ряд других.
Глава 1. Характеристика взяточничества
1.1 Криминалистическая характеристика взяточничества

Взяточничество - это получение должностным лицом лично или через посред-ника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностно-го лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким дей-ствиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, а также дача взятки должностному лицу лично или через посредника. См: Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996, № 25, Ст. 2954

Таким образом, взяточничество представляет собой два состава преступления, во-первых, получение взятки, во-вторых дачу взятки. Значит ответственность в этом преступлении несут обе стороны, что отражается на расследовании данных видов преступлений. Стороны обоюдно заинтересованы в том, чтобы об их деянии не стало известно окружающим, а тем более правоохранительным органам и прилагают для этого максимум усилий, маскируя свое преступление разнообразными способами.
Считается, что по делам о взяточничестве раскрывается очень маленькая часть преступлений, что обусловлено большим рядом причин.
Взяточничество является одним из наиболее опасных должностных преступле-ний. Оно встречается почти во всех сферах повседневной жизни. Взятки дают за пре-доставление возможности получения жилья; поступления в престижные вузы; за уст-ройство на работу, особенно - связанную с возможностью незаконного обогащения; за прописку; за незаконное освобождение от административной ответственности и т. д. В настоящее время наиболее крупные взятки дают за отвод земельных участ-ков; за оформление выгодных для взяткодателя договоров и получение кредитов; за содействие в укрытии прибыли; за незаконный пропуск товаров через границу; за со-действие в приватизации объектов народного хозяйства; за «благосклонность» при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах и многое другое. См: Дулов А.В. Основы расследования преступлений, совершенных должностными лицами, М, 2005, с 58-60.

Способы совершения взяточничества, как и всех остальных должностных преступлений, во многом зависят от отрасли слу-жебной деятельности, где они совершаются, должностного поло-жения взяткополучателя и объема его правомочий, сложившей-ся общей обстановки в государстве и локальной ситуации в конкретном регионе и учреждении, от предмета взятки, а также от личностных качеств взяточников.
В виде взяток обычно передаются деньги, реже - какие-либо дорогостоящие вещи. В последнее время денежные суммы и стоимость вещей, передаваемых в каче-стве взяток, резко возросли. Кроме того, появились новые, весьма разнообразные и изощренные формы оплаты услуг, например, предоставление должностному лицу различных льгот и привилегий при его участии в деятельности коммерческих струк-тур; включение в число пайщиков приватизированного предприятия взяткополучате-ля, его родственников или друзей; открытие на имя взяткополучателя или его близких счетов в банках; приобретение на имя этих лиц недвижимости в России или за рубе-жом; оплата заграничных поездок; приобретение путевок в санатории и т. д.
Взяточничество - одно из самых трудных для раскрытия и расследования пре-ступлений. Это объясняется присущими ему особенностями механизма следообразования.
Во-первых, взятку практически всегда передают в отсутствие очевидцев. Во-вторых, оба участника преступления -- взяткодатель и взяткополучатель -- заинтересо-ваны в совершении преступления, боятся ответственности и принимают все меры к сокрытию следов своей преступной деятельности. В-третьих, поскольку все участни-ки преступления несут уголовную ответственность за содеянное, они обычно не дают правдивых показаний и не выдают соучастников. Наконец, в-четвертых, нередки слу-чаи получения взяток за совершение законных действий. Значит, установление факта взяточничества осложняется тем, что в документах не остается следов незаконных действий должностного лица либо остаются следы, которые лишь косвенно могут свидетельствовать о корыстной заинтересованности этого лица в принятии соответст-вующего решения, также очень часто документы, содержащие факты совершения лицом должностного решения хранятся ненадлежащим образом (могут быть утеряны, либо уничтожены без соблюдения необходимых сроков хранения).
Со взяточничеством тесно связано и другое понятие - коррупция. Оба эти крими-нальные социальные явления характеризуются разовыми или по-стоянными фактами продажи своих должностных полномочий должностными лицами разного служебно-государственного уров-ня за получение незаконного вознаграждения (в виде материаль-ных ценностей, услуг, благ, выгод и преимуществ, в том числе неимущественного характера). При этом они действуют (бездейст-вуют), покровительствуют, попустительствуют по службе, при-крывают криминальные структуры и совершают иные действия в личных интересах лица, давшего взятку, или в пользу представ-ляемой им юридической, в том числе криминальной, структуры.
Как типовые оба эти криминальные явления чрезвычайно общественно опасны, ибо не только объективно ведут к разложе-нию государственного аппарата, дискредитируют и подрывают и без того недостаточно высокий его авторитет в нашем обществе, но и оказывают разлагающее влияние на все другие стороны жизни (экономическую, банковско-финансовую, политическую, социальную и правоохранительную).
В содержательном смысле коррупция более масштабное по-нятие системообразующего характера, нежели взяточничество, являющееся лишь одним, но наиболее часто встречающихся проявлений коррупции. Коррупция предполагает систематиче-ский подкуп должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной власти, влекущий за собой принятие ими реше-ний, нарушающих закон или неписаные общественные нормы.
Коррумпированные органы представляют собой в настоящее время целую систему, которая включает в себя десятки участников. Передача взятки в этом случае производится по заранее обдуманной и обговоренной схеме, обеспечивающая ее максимальную скрытость. См: Семашко Н. И. Предотвращение и раскрытие взяточничества, М, 2003, с. 115-120
Существование коррупции в нашей стране обусловлено теми социальными и экономическими проблемами, которые поразили нашу страну в 90-е годы. Ее существование же в свою очередь представляет для страны повышенную опасность, подрывает ее экономическую стабильность и целостность. В связи с тем, что коррумпированные органы проникли во все сферы жизни, то они стали способны поддерживать беззаконие практически повсюду, что не может не беспокоить.
В связи с этим перед следователем стоит вполне ощутимая задача по борьбе с этим явлением. Без широкого изучения материалов дела, без грамотно построенного хода следственных действий невозможно раскрыть преступление и привлечь виновных к ответственности. Поэтому следователь должен быть ответственным за свою работу, а не закрывать глаза на происходящие преступления.
Сферы жизни, в которых проникло взяточничество, в последнее время значительно расширились и с переходом к рыночной экономике оставило раннее определенный круг. В тоже время расширился и круг лиц участвующих во взяточничестве. Это может быть как мелкий муниципальный чиновник, так и высокопоставленный чиновник федерального уровня, а с другой стороны перечень лиц начинается от крупного олигарха и заканчивая бедной старушкой вынужденной передать последние свои сбережения в связи с произволом и жадностью чиновника препятствующего в осуществлении ее конституционных прав и свобод.
Тем не менее, материальные следы дачи-получения взятки все же остаются в сберегательных книжках и на счетах различных банков; в почтовых пере-водах; в различных управленческих документах, отражающих решения должностных лиц (о зачислении на должность, приеме в вуз, предоставлении жилья, прописке); в материалах бухгалтерского учета, отражающих действия взяткополучателя в пользу взяткодателя; в документах, подтверждающих пребывание лица в определенном мес-те (командировочных удостоверениях, проездных билетах, счетах гостиниц и т. д.).
При взяточничестве возникают также идеальные следы. Очень важные для рас-следования сведения могут дать взяткодатель, члены его семьи, сослуживцы, случай-ные свидетели, которые видели вместе взяткодателя и взяткополучателя, слышали их разговоры либо выполняли по поручению взяткополучателя определенные действия в пользу взяткодателя.
Взяткополучателями нередко оказываются руководители различных рангов, пользующиеся большими властными полномочиями, уважением и авторитетом. Ино-гда и взяткодатели также имеют солидные должности и общественное положение. В ряде случаев это существенно затрудняет расследование и проведение оперативно-розыскных мероприятий.
В преступлениях данного вида имеется специфический субъект должностное лицо. Это приводит к необходимости изучения самого понятия должностного лица, определение составных элементов его деятельности, которые имеют криминалистическое значение, выявление особенностей деятельности.
Являясь должностным преступлением, взяточничество несет в себе большую угрозу обществу. А борьба с взяточничеством и его расследование должно стать прерогативой государства, провозгласившего равенство граждан. Без вмешательства государства и проведения с его стороны специальных программ невозможно проведение крупномасштабной борьбы с взяточничеством. Без вмешательства государства часть раскрываемых преступлений о взяточничестве так и будет оставаться лишь верхушкой айсберга, остальная же часть массива этого преступления так и останется скрытой от глаз и в свою очередь от правоохранительных органов. См:Криминалистика, под ред. Яблокова А.В., М2005, с.25-32
1.2 Проблемы расследования взяточничества

В 2005 году было выявлено более восьми тысяч фактов взяточничества. Однако и столь внушительное количество преступлений не отражает истинных масштабов коррупции. Огромная часть преступлений данного вида остается нераскрытыми.
Основная суть данного преступления является то, что должностное лицо в силу своих полномочий должно помогать в осуществлении конституционных прав и свобод. Здесь же вырисовывается несколько другая картина, когда должностное лицо, получая взятку, фактически продает права другого человека и граждане попадают в «правовое рабство» чиновника, где их права и свободы попадают в свободную торговлю, а их мнения ни кто не спрашивает. Таким образом, с правовой точки зрения данное преступления является очень опасным для общества и оно должно своевременно пресекаться и раскрываться, но этого почему-то не происходит. И у этого есть много причин.
Получение и дача взятки традиционно считается одним из наиболее латентных преступлений, и в этом нет ничего удивительного. В ходе расследования взяточничества следователь сталкивается с целым рядом трудностей, которые непосредственно связаны со спецификой данного вида преступления.
Во взятке всегда заинтересованы две стороны (если одна, то это уже вымогательство), с одной стороны взяткодатель, который заинтересован в скорейшем принятии решения, либо рассчитывающий выиграть какой-либо конкурс, заведомо понимая, что во многом уступает своим конкурентом. С другой стороны взяткополучатель, который за один росчерк пера может получить сумму, многократно превышающую его заработную плату. Конечно, обе стороны рискуют, так как за получение и дачу взятки предусмотрено лишение свободы, но на сегодняшний день придумано немало способов безопасной передачи взятки, фиксация и перехват которой фактически не возможен. Вот и докажи потом, что за тем или иным действием должностного лица лежит как раз взятка, а не обычная ошибка или недоработка, за которую может быть предусмотрено лишь дисциплинарное взыскание. Взаимная заинтересованность сторон во взяточничестве порождает поиск путей сокрытия следов преступления. Поскольку все участники преступления несут уголовную ответственность за содеянное, они обычно не дают правдивых показаний и не выдают соучастников. Дулов А.В Борьба со взяточничеством // Уголовное право, 2005, № 5, с.17
По делам о взяточничестве зачастую преобладают косвенные доказательства, требующие многоступенчатой процедуры дока-зывания с использованием самых различных связей между рас-следуемым событием и явлениями действительности (причин-ных, временных, пространственных и т.д.). Надо доказать за какое именно действие лицо получило взятку и действительно ли за ним стояло взяточничество, а не какой-то другой мотив.
Сложение в государстве психологии, что взятка это не так уж и плохо несет в себе ряд негативных явлений, сказывающихся на расследовании данного вида преступлений. Граждане, привыкшие, что взятку надо давать везде просто не сообщают о известных им фактах передачи взятки, а если заинтересованы в том или ином действии со стороны чиновника, то сами охотно идут на данное преступление. Такова же и психология чиновника, зачем исправно выполнять работу и получать копейки, когда используя свое должностное положение можно получить на много больше. Таким образом складывается ситуация, когда для успешной борьбы со взяточничеством необходимо менять психологию общества, а для этого необходимо проведения грамотных программ со стороны государства, пока же это не наблюдается и следователю приходится самостоятельно бороться с «неуловимыми» взяточниками, придумывающих все новые и все более изощренные схемы передачи взяток.
Взяточничество является одним из наиболее опасных должностных преступлений. Оно встречается почти во всех сферах повседневной жизни. В виде взятки обычно используют деньги реже драгоценные и дорогие вещи. Взяточничество при всем при этом остается одним из самых трудных для раскрывания преступлений. Взяткополучателями очень часто становятся руководители различных рангов, пользующиеся большим авторитетом и уважением, взяткодатели тоже оказываются очень влияющими людьми, обладающие чрезмерным доверием со стороны правоохранительных органов.
Одним из видов деятельности, которая получила всеобщее распространение со вступлением нашей страны в конце XX века в рыночные капиталистические отношения и продолжается до сих пор, стало так называемое спонсирование коммерческими структурами государственных учреждений, или, если подойти к этому явлению с обратной стороны, вымогательство государственными учреждениями имущества у коммерческих и иных организаций, а также у граждан. На сегодня это сложившиеся устойчивые связи со своими правилами, ценами, прейскурантом услуг и другими атрибутами взаимовыгодного сотрудничества представителей государства и бизнеса. Данные действия практически невозможно подогнать под понятие взяточничества, но на самом деле оно таким является. Передовая определенные вещи и имущество тому или иному ведомству в качестве спонсорской помощи, та или иная фирма в первую очередь надеется на благосклонное отношение к себе при проведении плановых, либо внеплановых проверок, а ведомство обычно оправдывает их надежды. Сами же руководители ведомства непосредственно пользуются предоставленным имуществом, что позволяет говорить о спонсорской помощи, как об открытом взяточничестве, но на практике этого не происходит, так как данное дело обречено на провал в суде, так невозможно доказать, что действительно в обмен на спонсорскую помощь будут совершенны какие-либо противоправные действия( на практике спонсорская сторона платит за то, что не будет проволочек при проведении проверок, либо за то, что сотрудники того или иного ведомства закроют глаза на мелкие нарушения. В этом случае следователь должен обладать большим багажом знаний для того, чтобы во-первых найти эти нарушения, а во-вторых доказать, что они не были замечены по умыслу, а не по осторожности. Нередко получателями взяток являются сотрудники правоохранительных органов, которые совершают данный вид преступления под покровительством своих коллег. Складывается такая ситуация, когда за закрытие дела о взяточничестве следователь сам берет взятку, замыкая и без того длинную цепочку коррупции.
В настоящее время в стране складывается такая ситуация, когда взятки начинают давать за то, чтобы вопрос был разрешен по справедливости. Это ставит перед следователем существенную преграду, так как на лицо нет противоправных действий чиновника. См: Яни П. М. “Подконтрольная” взятка // Уголовное право, 2006, №2, с.29.
Коррум-пированный субъект может не иметь ничего материального за свои услуги, а может действовать на основании иных интересов или обязательств, имеющих значение для коррумпировавшей его структуры и это тоже порождает ряд трудностей.
Как раз действие коррумпированных органов содержит в себе ту стену, через которую проходит большая часть преступных средств, которая остается закрытой для следователя. Данная категория характеризуется своей систематичность и хорошей отлаженность совершения преступления.
Некоторые ученые, говоря о борьбе с взяточничеством, утверждают, что в первую очередь необходимо бороться с коррупциогенностью законов. То есть надо не допускать вступления в силу тех законов, которые могут толковаться двойственно и тем самым создавать почву для взяточничества. Но к сожалению работа в этом направлении не проводится и очень часто принимаются законы, которые чиновник трактует в свою пользу, а точнее в пользу того лица, которое готово за это авторское толкование заплатить деньги. В этом случае следователю также трудно доказать, что в действиях чиновника был злой умысел, а не ошибка.
Трудность расследования взяточничества связана с наличием в нашей стране большого чиновничьего аппарата и отсутствие контроля за его деятельностью. Иногда даже трудно понять какой именно чиновник был ответственен за принятие того или иного решения. Это способствует росту взяточничества, когда чиновник отлагает совершение того или иного решения, ссылаясь на то, что это не входит в его компетенцию. В этом случае необходимо провести сокращение штата чиновников и одновременно повысить их ответственность.
Трудность фактов выявления взяточничества обуславливает его широкое проникновение во все сферы жизни. Особенно прочно взяточничество проникло в следующие сферы: государственные закупки, операции с земельными участками, сбор налогов, назначение на должности в органы власти, лицензирование и регистрацию предпринимателей, получение кредитов, таможенное оформление, нотариальное удостоверение сделок, принятие решений по уголовным делам, образовательные услуги, сфера медицинских услуг, аттестование научных кадров, воинский учет и воинская служба, регистрация по месту пребывания, административная юрисдикция, особенно связанная с контролем за потребительским рынком и торговлей, а также некоторые другие.
Проникновение во все сферы жизни породило и еще одну проблему связанную с расследованием данного вида преступления - значительно расширился круг лиц, участвующих во взяточничестве. Этот перечень лиц теперь начинается от мелкого муниципального служащего и заканчивается высокопоставленным чиновником федерального уровня, а с другой стороны начинается от олигарха, покупающего все и всех и заканчивая старушкой уставшей от чиновничьего произвола и отдающая последние сбережения за принадлежащие ей социальные льготы.
Особую затрудненность при расследовании взяточничества проявляет выявление путей передачи взятки. В век новых технологий они стали все более изощренными и неподдающиеся контролю. Наряду с традиционными денежными подношениями, вручением взяток в виде драгоценных металлов и украшений, продовольственных и промышленных товаров стал практиковаться подкуп в виде оплаты всевозможных псевдоконсультаций, выплаты «черных» комиссионных и гонораров, направление в заграничные командировки, предоставление возможности отдыха на престижных курортах, использование электронных денег, предоставление свободного доступа к тем или иным ресурсам.
Но, не смотря на все эти трудности, все же остаются следы преступления и при правильном проведении следственных действий этот вид преступления поддаются раскрытию. Но для этого надо правильно выстроить методику расследования и избежать ошибок при выполнении следственных действий.
Глава 2. Особенности расследования взяточничества
2.1 Этапы расследования взяточничества

На первоначальном этапе расследования обычно возникают три типичные си-туации:
1. Имеется заявление взяткодателя, и он готов содействовать в изобличении взяткополучателя, которому об этом неизвестно.
При явке с повинной взяткодателя проведение предварительной проверки обычно не вызывается необходимостью. Как правило, в указанной ситуации сразу возбуждают уголовное дело. Круг и последовательность следственных действий, про-водимых на первоначальном этапе расследования, выглядят примерно так: допрос взяткодателя; задержание взяткополучателя с поличным (перед этим, если есть такая возможность, проводят осмотр предполагаемого предмета взятки, а после задержа-ния- личный обыск взяткополучателя, иногда-- его освидетельствование); допрос взяткополучателя; обыски по местам жительства и работы взяткополучателя, наложе-ние ареста на его имущество; выемка и осмотр документов; допросы свидетелей; про-ведение очных ставок. Кроме того, следователь дает отдельные поручения органам дознания о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий.
2. Взяткодатель и взяткополучатель действуют в сговоре; информация о престу-плении поступила из оперативных источников; взяточникам об этом неизвестно.
В том случае, когда необходимо изобличить одновременно и взяткополучателя, и взяткодателя, на первоначальном этапе обычно осуществляют задержание обоих взяточников с поличным в момент дачи-получения взятки, их личные обыски; обыски по местам их жительства и работы, наложение ареста на их имущество; допросы по-дозреваемых; выемку и осмотр служебных документов; допросы свидетелей. Все эти следственные действия следователь проводит в тесном взаимодействии с аппаратами Дознания, которым он дает отдельные поручения.
3. Информация о фактах взяточничества поступила из официальных источни-ков. Взяточникам известно, что их действиями интересуются правоохранительные органы.
Эта ситуация является наиболее сложной для расследования. В таких случаях обычно проводят: допросы свидетелей; выемку и осмотр документов; допросы подоз-реваемых; при наличии достаточных оснований - обыски у подозреваемых. Одновре-менно активно осуществляется комплекс оперативно-розыскных мероприятий. См: Квицинна А. К. Должностные преступления, М,2005, с. 87-95.
К числу последующих следственных действий по делам о взяточничестве относятся допросы свидетелей, обвиняемых, очные ставки, назначение экспертиз, а также следственный эксперимент, предъявление для опознания предмета взятки, проверка и уточнение показаний на месте.
Как правило, целью допроса свидетелей является подтверждения факта получения взятки. В качестве свидетелей по данной категории уголовных дел могут быть:
взяткодатель, добровольно заявивший о даче взятки;
лица, у которых вымогалась взятка;
очевидцы дачи или получения взятки;
очевидцы фактов хищения, спекуляции и других преступлений, связанных с расследуемым фактом взяточничества;
сослуживцы взяткодателя, взяткополучателя и посредника;
соседи и родственники взяточников;
посетители учреждений и организаций, где работают взяточники.
Тактика допроса свидетелей зависит от того, кто допрашивается, то есть, каково отношение допрашиваемого к фактам и участвующим в деле лицам, а также каким объемом информации он располагает. Так, при допросе свидетеля очевидца преступления устанавливаются время, место, подробные обстоятельства получения взятки должностным лицом.
Во многих случаях непосредственные взаимоотношения между участниками взятки возникают только в связи с конкретным фактом взяточничества, поэтому при допросе соседей, сослуживцев, знакомых следует выяснить, в каких взаимоотношениях находились эти люди до момента вручения взятки, если участники рассматриваемого криминального деяния отрицают факт установленной правоохранительными органами единичной встречи вне служебной обстановки, то это может являться одним из косвенных доказательств их виновности. В случаях, когда расследование проводится спустя продолжительное время с момента дачи взятки, в целях изобличения взяткополучателя необходимо тщательно изучить его материальное положение в последующий период. Возможно выяснить, какие затраты производил подозреваемый, покупал ли он дорогостоящие предметы, жил ли по средствам.
На практике, чаще всего встречаются свидетели, которые говорят о фактах получения взятки со слов других. Показания таких свидетелей являются производными, поэтому лицо, давшее их, должно указать на источник этих сведений. При ссылке на то, что его показания может подтвердить другое лицо, можно, не отпуская свидетеля, вызвать это лицо для допроса и убедиться, насколько была правдива ссылка.
Спецификой преступлений взяточничества, как уже было указано, является то, что зачастую только обвиняемый может сообщить информацию, которая поможет раскрыть данное преступление. Поэтому особенностью допроса обвиняемого является тщательность детализации получения взятки. При доказывании взяточничества часто решающую роль играют именно детали, подробности совершения преступления. Следователь не должен ограничиваться получением только тех сведений, о которых сообщает заявитель. Необходимо максимально детализировать показания, выясняя на первый взгляд незначительные и не представляющие интереса для дела сведения, которые может знать лишь участники взяточничества. Такого рода данные могут быть использованы для разоблачения не признающегося взяточника.
Так, обвиняемые в даче и получении взятки К. и В. отрицали факт знакомства друг с другом. В ходе «задушевной» беседы с взяткополучателем В., следователь выяснил, что тот является постоянным посетителем бани. В ходе допроса работников бани, было установлено, что оба об и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.