Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Деловая репутация отнесена ст. 151 Гражданского кодекса Республики Беларусь к нематериальным благам. Деловая репутация юридических лиц понимается как оценка их хозяйственно-экономической деятельности в качестве участников хозяйственных правоотношений.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 30.11.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


20
Особенности рассмотрения споров о защите деловой репутации

Деловая репутация, так же как и честь, достоинство гражданина, отнесена ст. 151 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) к нематериальным благам. Только в отличие от чести и достоинства, которые присущи исключительно физическим лицам, деловой репутацией обладают также и юридические лица.
В соответствии с п. 1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.04.2005 № 16 "О применении хозяйственными судами законодательства при рассмотрении дел о защите деловой репутации" (далее - Постановление № 16) под деловой репутацией понимается положительная оценка хозяйственной (экономической) деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица как участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками имущественного оборота, формирование и поддержание которой способствует осуществлению предпринимательской деятельности.
На наш взгляд, определение деловой репутации, которое было дано в постановлениях пленумов, является несколько неудачным. В соответствии с указанными определениями деловая репутация юридических лиц понимается как оценка их хозяйственной (экономической) деятельности в качестве участников хозяйственных (экономических) правоотношений. Таким образом, во главу угла при определении деловой репутации ставится именно хозяйственная (экономическая) деятельность юридических лиц.
Во-первых, это означает, что деловая репутация возникает у юридического лица только после начала осуществления хозяйственной деятельности, что неверно. Очевидно, что распространение негативных сведений о юридическом лице, которое только зарегистрировано, будет порочить его деловую репутацию, даже если это юридическое лицо еще не начало осуществлять хозяйственную деятельность. Также отметим, что в юридической литературе неоднократно указывалось, что право на защиту деловой репутации возникает у юридического лица в момент регистрации, и связывать его наступление с какими-либо условиями (такими, как осуществление хозяйственной деятельности) является неправильным.
Во-вторых, указанное определение деловой репутации не учитывает иных обстоятельств, которые также могут влиять на ее оценку. Деловая репутация изменяется не только в результате хозяйственной деятельности, на нее влияет и информация о финансовом положении организации, ее учредителях и т.д. Например, судебная практика пошла по пути удовлетворения исков организаций в связи с сообщениями о якобы допущенных ими нарушениях законодательства при государственной регистрации.
В связи с этим полагаем, что определение деловой репутации требует уточнения. Необходимо, чтобы в нем было предусмотрено и то, что деловая репутация юридического лица возникает в момент его создания.
В законодательстве не определено, всякое ли юридическое лицо может обладать деловой репутацией. Полагаем, что да, поскольку законодатель не установил каких-либо ограничений. Однако защита деловой репутации возможна только в тех случаях, когда ее ущемление влияет на осуществление предпринимательской деятельности. Этот критерий, закрепленный в постановлениях пленумов, нашел свое подтверждение и в судебной практике. Так, кассационная инстанция, подтверждая решение суда первой инстанции об отказе инспекции Государственного налогового комитета Республики Беларусь в удовлетворении иска о защите деловой репутации, указала: "При обращении с иском о защите деловой репутации истец должен представить доказательства, что данный спор связан с его предпринимательской или иной экономической деятельностью. Истец таких доказательств не представил, а из материалов дела данное обстоятельство не вытекает".
Тот факт, что защита деловой репутации юридического лица возможна лишь в том случае, когда ее ущемление влияет на осуществление предпринимательской деятельности, значительно ограничивает некоторые юридические лица в возможностях ее защиты. Учитывая, что осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятельности не является первостепенной задачей общественных объединений, многие из них вообще не занимаются предпринимательской деятельностью, другие занимаются лишь в той мере, в которой это необходимо для осуществления уставных целей и задач; существуют определенные трудности при защите деловой репутации общественного объединения. То же самое касается и политических партий, профессиональных союзов, благотворительных фондов, многих иных некоммерческих организаций.
Статья 153 ГК устанавливает три основания для гражданско-правовой ответственности по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации:
· сведения распространены;
· сведения не соответствуют действительности;
· сведения носят порочащий характер.
Распространение сведений
Постановлением № 16 определено, что под распространением сведений, порочащих деловую репутацию, следует понимать сообщение таких сведений как любому третьему лицу, так и нескольким лицам или неопределенному кругу лиц путем опубликования в печати, в других средствах массовой информации, трансляции по радио, теле- и видеопрограммам, размещения в сети Интернет, демонстрации на плакатах, стендах, световых табло и иных технических средствах стационарного размещения или передвижного характера, публичных выступлений или сообщения в иной форме, в том числе и устной.
При этом делается единственное уточнение - сообщение таких сведений лицу, которого оно касается, не может признаваться их распространением. Интересным в этой связи является вопрос о возможности применения данной нормы к юридическим лицам. В Постановлении № 16 при определении понятия "распространение" не делается различий между физическими и юридическими лицами. Следовательно, сообщение сведений исключительно юридическому лицу, которого они касаются, не должно признаваться распространением. Однако юридическое лицо - это фикция, оно действует через физических лиц и передать информацию непосредственно ему невозможно, она в любом случае будет получена одним или несколькими физическими лицами. Теоретически возможны следующие варианты применения данной нормы: 1) распространенные сведения известны лишь работникам юридического лица; 2) сведения известны лишь руководящему органу предприятия (коллегиальному или единоличному) и не известны иным работникам предприятия; 3) данная норма вообще может не применяться в отношении юридического лица, поскольку сообщение сведений любому гражданину уже является распространением. Полагаем, что наиболее приемлемым является второй вариант - сведения в отношении юридического лица, сообщенные его руководящему органу, не должны считаться распространением. Именно при таком варианте достигается та же самая цель, которой обосновывается введение данной нормы: при сообщении сведений руководящему органу юридического лица, который обладает полной информацией о его деятельности, мнение общества об этом юридическом лице не изменится, а следовательно, его деловая репутация не будет опорочена.
Затрагивая вопросы распространения сведений, необходимо указать на то, что они должны быть распространены в отношении конкретного лица, которое должно быть четко идентифицировано. Деловая репутация - это нематериальное благо, основным признаком которого является его неотчуждаемость. Если распространены не соответствующие действительности и порочащие высказывания в отношении большой группы лиц, то ни один из ее членов не имеет права на защиту своей деловой репутации, т.к. сведения не были распространены в отношении конкретного лица и его нельзя идентифицировать. Например, при распространении информации о том, что "предприниматели, торгующие через Интернет, нарушают права потребителей", ни один из предпринимателей, торгующих через Интернет, не имеет права на защиту своей деловой репутации, поскольку данная информация не ассоциируется у окружающих с личностью конкретного предпринимателя.
Данное правило, однако, не будет применяться в том случае, когда сведения распространены в отношении достаточно маленькой группы, поскольку мнение окружающих может измениться в отношении каждого из ее членов. Так, при распространении информации о том, что в небольшом городке "предприниматели, занимающиеся изготовлением дверей, уклоняются от уплаты налогов", каждый из них может предъявить иск о защите деловой репутации при условии, что их немного и из содержания сведений можно разумно идентифицировать каждого.
Спорным в настоящее время является вопрос о возможности подачи иска о защите чести и достоинства сотрудниками и руководителем юридического лица в случае распространения порочащих сведений об этом юридическом лице, а также возможности защиты деловой репутации юридического лица в случае распространения порочащих сведений о его руководителе.
По нашему мнению, распространение негативной недостоверной информации о руководителе организации в большинстве случаев не означает возможности защиты деловой репутации возглавляемого им юридического лица. Плохие морально-нравственные качества руководителя не говорят о том, что юридическое лицо будет нарушать законодательство или не выполнять взятых на себя обязательств. Применительно к юридическому лицу его контрагентами и другими участниками имущественного оборота оценивается именно деятельность этой организации: выполнение договорных обязательств, качество товаров, уровень развития производства и т.д. Большинство из таких показателей не зависит напрямую от нравственных и моральных качеств руководителя юридического лица, поэтому не должно затрагивать его деловую репутацию.
В тех же случаях, когда распространенная негативная информация о гражданине касается его деятельности как руководителя организации и расценивается в контексте деятельности этой организации, предъявление иска о защите деловой репутации организации представляется возможным. Примером может служить распространение сведений о том, что руководитель наказан за невозврат банку кредита на приобретение организацией оборудования. Поскольку в этой ситуации информация затрагивает также и саму организацию (она фактически обвиняется в невыполнении договорных обязательств), можно говорить и о защите деловой репутации юридического лица.
Возможность защиты гражданином своей чести и достоинства в случае распространения недостоверной информации об организации должна решаться в зависимости от того, имеет ли он отношение к распространенным сведениям, а также в зависимости от его должностного положения, служебных обязанностей, осведомленности других граждан об этом. Так, если распространена недостоверная информация о том, что предприятие выпустило некачественную продукцию, руководитель не имеет оснований предъявить иск о защите чести и достоинства, поскольку в его прямые обязанности не входит проверка качества продукции. Также вряд ли есть основания для предъявления иска о защите чести и достоинства и у непосредственного контролера за качеством продукции, поскольку получатели этой информации вряд ли знают конкретного контролера качества, который ответственен за выявление недостатков.
Несоответствие сведений действительности
Вторым условием гражданско-правовой ответственности по искам о защите деловой репутации является несоответствие сведений действительности. Если сведения хоть и порочат лицо, но правдивы, в иске о защите деловой репутации должно быть отказано. В такой ситуации деловая репутация лица может на самом деле быть унижена, но в этом нет вины распространителя информации, поскольку сведения соответствуют действительности. В некоторых случаях, тем не менее, распространитель сведений может понести ответственность, но по другим основаниям. Например, за нарушение коммерческой или иной тайны, если были распространены сведения о нарушении сроков поставки продукции либо текущим задолженностям перед кредиторами.
Порочащий характер сведений
Определение порочащих сведений содержится в Постановлении № 16. Это не соответствующие действительности сведения, которые носят предосудительный характер и умаляют деловую репутацию индивидуального предпринимателя или юридического лица. Так, например, информация о том, что на конкурсе победили две марки напитков определенного производителя, в то время как на самом деле в конкурсе выиграли три марки напитков этого производителя, не будет порочащей.
При определении порочащего характера сведений необходимо также принимать во внимание степень недостоверности сведений. Например, распространены сведения о том, что в результате нарушения налогового законодательства на юридическое лицо наложены финансовые санкции в размере 500 млн руб. На самом деле финансовые санкции составляют 450 млн руб. Несмотря на то, что распространенная информация является недостоверной, ее нельзя отнести к порочащей. Юридическое лицо совершило правонарушение налогового законодательства, и эта информация хоть и порочит его, но соответствует действительности. Не соответствуют действительности только обстоятельства совершения данного деяния, и ввиду малозначительной ошибки они не должны оказать влияние на уже опороченную деловую репутацию юридического лица. В то же время если ошибка значительная, то подобные сведения должны признаваться порочащими. Степень недостоверности и то, как этот факт влияет на порочащий характер сведений, определяется судом на основе его внутреннего убеждения.
Стороны по спорам о защите деловой репутации
Наиболее распространенной является ситуация, когда иски о защите деловой репутации предъявляются лицом в связи с распространением недостоверных, порочащих сведений лично о нем. В крайне редких случаях, рассмотренных выше, возможно предъявление исков не непосредственными героями распространенных сведений. Защита деловой репутации ликвидированного юридического лица не допускается. Однако полагаем, что в случае распространения недостоверных сведений о ликвидированном юридическом лице возможно предъявление иска его правопреемниками (если таковые имеются), а также учредителями при условии, что такие сведения будут порочить их деловую репутацию.
Ответчиками по искам о защите деловой репутации являются лица, распространившие порочащие сведения. При распространении сведений в средствах массовой информации ответчиков, как правило, должно быть не меньше двух - редакция СМИ и автор публикации.
Если порочащие сведения были воспроизведены средством массовой информации из официальных сообщений или получены от информационных агентств, то суд привлекает в качестве ответчика наряду с редакцией СМИ и орган, явившийся источником информации. В этом случае обязанность доказывания того, что распространенные сведения соответствуют действительности, возлагается на указанный орган. Однако средство массовой информации не освобождается от обязанности по опровержению не соответствующих действительности, порочащих деловую репутацию истца сведений.
В настоящее время все споры о защите деловой репутации вне зависимости от субъектного состава рассматриваются хозяйственными судами. В соответствии с ч. 1 ст. 47 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности отнесены к специальной подведомственности хозяйственных судов, а значит, рассматриваются хозяйственным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из-за которых возникли спор или требование, юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, индивидуальные предприниматели или граждане.
Общие способы защиты гражданских прав установлены ст. 11  ГК. Специальные способы защиты деловой репутации установлены также ст. 153 ГК, Законом Республики Беларусь от 13.01.1995 № 3515-XII "О печати и других средствах массовой информации" (далее - Закон о печати). Наиболее эффективными способами защиты являются: опровержение, ответ, признание распространенных сведений не соответствующими действительности, возмещение убытков, компенсация морального вреда (для индивидуальных предпринимателей).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать и другие способы защиты, установленные ст. 11 ГК и действующим законодательством, если они не противоречат сущности деловой репутации.
Опровержение
Согласно ст. 153 ГК граждане и юридические лица вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Главная цель опровержения - минимизировать негативное отношение к лицу в результате распространения недостоверной и порочащей информации, что происходит посредством закрепления механизма опровержения, главное правило которого отражено в ч. 2 п. 12 Постановления № 16: сведения, порочащие лицо, должны опровергаться способом, наиболее близким к способу их распространения (опубликование в печати, сообщение по радио, телевидению, ликвидация порочащей информации, размещенной на плакатах, стендах, табло и иных средствах размещения, путем публичного выступления и т.д.).
В отношении средств массовой информации более детальное регулирование порядок опровержения получил в Законе о печати, которым определены содержание, форма и сроки опровержения в СМИ.
Применительно к содержанию Закон о печати устанавливает, что в опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.
Форма опровержения установлена ч. 2 и 3 ст. 37 Закона о печати: в периодическом печатном СМИ опровержение должно быть опубликовано в специальной рубрике либо на том же месте полосы, что и опровергаемые сообщение либо материал, в том же объеме и тем же шрифтом; по радио и телевидению передано в то же время суток и в той же передаче, что и опровергаемы и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.