Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 104779


Наименование:


Курсовик Порядок разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 13.03.2017. Год: 2017. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: 89.53. *

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
1 Теоретические аспекты приватизации государственного имущества 5
1.1 Возникновение приватизации государственного и муниципального имущества в Республике Беларусь 5
1.2 Правовое регулирование приватизации государственной собственности 7
1.3 Способы приватизации государственного и муниципального имущества 8
2 Порядок разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь 10
2.1 Особенности и ограничения при приватизации государственной собственности 10
2.2 Практика приватизации в Республике Беларусь 18
3 Основные направления совершенствования правовой базы приватизации государственного и муниципального имущества 22
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Введение

Прошло уже более двух десятков лет, как в наш оборот был введен неизвестный до этого обществу механизм отчуждения государственной собственности - приватизация. Быстрое изменение социально-экономической сферы белорусского общества вызвало бесконтрольную реализацию этого гражданско-правового института, которая очень быстро стала выглядеть как распродажа государственных активов за бесценок.
На сегодняшний день трудно услышать что-то кроме критики по поводу происходившего процесса приватизации в конце прошлого века. Говорилось что приватизация в Республике Беларусь, как в «высокоразвитых» странах, должна носить характер источника пополнения государственного бюджета, предлагалось существенным образом изменить нормативную базу, которая регулировала этот правовой институт, однако серьёзных изменений, способных повернуть в сторону эффективности процесс приватизации в Республике Беларусь, так и не нашел отражения в законах.
И сейчас проблемы приватизации остаются дискуссионными и актуальными, о чём свидетельствует множество примеров, которые мы видим при применении норм права связанных с приватизацией, неоднозначных научных дискуссий о данном институте и существующая необходимость реформирования этого вопроса.
Целью своей работы я определил анализ нормативно правовых актов различной юридической силы, связанных с разгосударствлением и приватизацией государственной и муниципальной собственности.
Для достижения поставленной цели в своей работе я постараюсь решить следующие задачи:
- изучить возникновение приватизации государственной и муниципальной собственности как объекта норм права;
- проанализировать действующее законодательство, регулирующее отношения в сфере приватизации государственного и муниципального имущества;
- выяснить пробелы в существующем законодательстве по приватизации государственного и муниципального имущества;
- определить направления по совершенствованию норм закона в данной области;
- отразить ситуацию с приватизацией в Республике Беларусь в настоящее время и в перспективе на будущее.
В роли объекта рассматривается приватизируемая государственная и муниципальная собственность.
Предметом исследования являются нормативно правовые акты, регулирующие институт приватизации государственной и муниципальной собственности в РБ.


1 Теоретические аспекты приватизации государственного имущества


1.1 Возникновение приватизации государственного и муниципального имущества в Республике Беларусь


Приватизация как процесс передачи государственной собственности частным владельцам приводит к кардинальному снижению роли государства в обеспечении экономического развития, эффективности деятельности субъектов хозяйствования и социальной однородности, влияния властей на жизнедеятельность общества в целом. Поэтому вопросы о том, переходит ли государственная собственность к юридическим или физическим лицам, передается ли имущество безвозмездно или продается, какие способы приватизации используются и в какие сроки она осуществляется, хотя и важны, но отходят на второй план.
Необходимо отметить, что приватизация - не цель, а институциональный процесс, который должен обеспечить переход к более свободной, в меньшей степени регулируемой государством экономике, в которой у субъектов хозяйствования (их собственников и менеджеров) становится не только больше прав, но и больше ответственности. Приватизация осуществляется во многих странах, имеющих существенные различия в уровне благосостояния, структуре экономики и культуре, но ее проведение обусловлено рядом общих причин, которые имеют место и в Республике Беларусь.
Приватизация государственной и муниципальной собственности явилась важнейшим элементом процесса экономического обновления постсоциалистической Республике Беларусь, демонополизации народного хозяйства, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства.
В белорусской практике становления института приватизации выделяют четыре основных этапа.
Первый этап характеризовался отсутствием системной правовой базы приватизации. Он начался с принятия целого комплекса нормативных правовых актов: Закона "О кооперации в СССР" (1988), Основ законодательства Союза ССР об аренде (1989), Постановления Совета Министров СССР "Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» (1990) и ознаменовался, прежде всего, снятием прямых запретов на развитие негосударственного сектора.
Второй этап приватизации ознаменован введением так называемой чековой приватизации, законодательной базой для которой стал закон "O­ приватизации государственных предприятий в Республики Беларусь". Он должен был определить организационно-правовые нормы отношений собственности на средства производства в РБ с помощью приватизации государственных предприятий в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.
Следующим был этап развития института приватизации, который начался с середины 1994 г. Указ Президента РБ от 22.07.1994 г. №1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных предприятий после 1 июля 1994 г.» определил особенности, так называемой денежной приватизации. Введение новой приватизационной модели было обусловлено необходимостью увеличения доходов государственного бюджета и привлечения инвестиций для реструктуризации предприятий. В этот же период времени была предпринята попытка создания эффективной системы контроля за осуществлением приватизационных мероприятий. В 1995 г. Счетная палата была наделена правом оценивать законность, эффективность и целесообразность деятельности органов исполнительной власти по распоряжению государственным имуществом. 21 июля 1997 г. был принят Государственный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РБ», призванный установить организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в Республики Беларусь посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса Республики Беларусь, осуществления протекционизма по отношению к белорусским товаропроизводителям.
Четвертый этап приватизации был начат с переосмысления почти десятилетнего опыта по преобразованию государственной собственности в частную. Постановлением Правительства РБ от 9 сентября 1999 г. № 1024 была одобрена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Республики Беларусь. В данной Концепции были отражены реальные результаты приватизации: «Несмотря на то, что в результате массовой приватизации 58,9 процента предприятий стали частными, ряд поставленных целей не был достигнут: не сформирован широкий слой эффективных частных собственников; структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятий; привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках. Для устранения перечисленных негативных тенденций необходимо изменить приоритеты государственной политики в области приватизации, разработать и реализовать новые подходы к решению вопросов, связанных с управлением государственным имуществом».
Период с 1999 по 2003 гг. справедливо называют периодом совершенствования правовых основ распоряжения государственной и муниципальной собственности. С 2003 года начинается отсчет нового современного этапа приватизации в Республике Беларусь, призванного устранить негативные тенденции, сложившиеся на предыдущих этапах становления и развития института приватизации, обеспечить незыблемость прав добросовестных приобретателей объектов государственной и муниципальной собственности, а также защиту интересов государства в процессе приватизации.


1.2 Правовое регулирование приватизации государственной собственности


Основными нормативными правовыми актами, регулирующими приватизацию государственных предприятий и акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ, являются:
• Закон Республики Беларусь от 19.01.1993 № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее - Закон);
• Декрет Президента Республики Беларусь от 20.03.1998 № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (далее - Декрет № 3);
• Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2008 № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций» (далее - Указ № 113);
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2010 № 1929 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества"» (далее - постановление № 1929);
• постановления Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь:
- от 15.07.2011 № 50 «Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению документов при продаже предприятий как имущественных комплексов в процессе приватизации» (далее - постановление № 50);
- от 10.11.2009 № 63 «Об утверждении формы перечня имущества и имущественных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса» (далее - постановление № 63);
- от 04.02.2011 № 18 «Об утверждении Примерной формы проекта преобразования республиканского унитарного предприятия в открытое акционерное общество» (далее - постановление № 18);
- от 18.01.2011 № 3 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения работ по преобразованию республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее - постановление № 3);
- от 28.02.2011 № 24 «Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению проектов преобразования республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее - постановление № 24).
Действие Закона не распространяется на отношения, связанные с отчуждением объектов приватизации:
• в случаях исполнения обязательств Республики Беларусь в соответствии с ее международными договорами;
• при реализации Республикой Беларусь, административно-территориальной единицей права требования выкупа акционерным обществом акций, находящихся в собственности Республики Беларусь или административно-территориальных единиц, а также при реализации участниками хозяйственных обществ, хозяйственными обществами, третьими лицами преимущественного права на приобретение акций (долей в уставных фондах);
• в порядке исполнения судебных постановлений;
• в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь (ст.3 Закона).


1.3 Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Статьями 4 и 5 Закона определены способы приватизации (продажа предприятий, акций (долей в уставных фондах) на аукционе или по конкурсу; акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления) и принципы приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества (законность; плановость и системность; гласность, открытость и широкое информирование общественности; равенство субъектов приватизации; возмездность; соблюдение и защита прав собственников; содействие развитию эффективной социально ориентированной рыночной экономики).
Порядок распределение полномочий в области приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества установлен в ст.6-9 Закона.
Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключитель........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Парневич, А.А. Сущность и механизм приватизации предприятий: дис. Парневич А. А. канд. экон. наук: / А. А. Парневич - М., . - 85 с.
2. Дорнбуш, Р. Макроэкономика: учебник / Р. Дорнбуш, С. Фишер; под ред. Р. Дорнбуш. - Москва: изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. - 784 с.
3. Макроэкономика / Н. И. Базылев [и др.] - 2-е изд.; под общ. ред. Н. И. Базылева - Минск: БГЭУ, 2000. - 214 с.
4. О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества: Закон Респ. Беларусь, 16 июля 2010 г., № 172-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2012.
5. Приватизация // [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: ru/investors/investoram-klimat/privatizaciya.
6. Приватизация: глобальные тенденции и национальные особенности/ отв.ред. В.А. Виноградов; Ин-т науч. информ. По обществ. Наукам РАН.- М.: Наука, 2006.- 854 с.
7. Saunders, P., Harris, C. Privatization and popular capitalism. Buckingham: Open univ. press, 1994. P. 27-28
8. Wright, V. Industrial privatization in Western Europe: pressures, problems and paradoxes // Privatization in Western Europe: pressures, problems and paradoxes / Ed. by Wright V. L.: Printer publ., 1994. P. 1.
9. Bauer, M. The politics of State-directed privatization: The case of France, 1986. 1988 // The politics of privatization in Western Europe / Ed. by Vickers J., Wright V. L.; Frank Cass, P. 51.
10. Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. N2103-XII «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (в ред. Законов Республики Беларусь от 11.04.1995 N 3706-ХИ, от 21.06.1996 N 450-XIII, от 04.01.1999 N 229-3).
11. Федоренчик, Е. Л. Особенности процесса разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь / Е. Л. Федоренчик // Экономическая бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь: - 2010. - №7. - с.23-29.
12. Жерносек, Н. К. Приватизация- предпосылка модернизации / Н. К. Жерносек // Белоруская думка. - 2011. - №6. - с.34-37.
13. Реформирование экономики Республики Беларусь: В 5 ч. Ч.4: Структурная перестройка и экономический рост / В. А. Дадалко. - Мн.: Армита- Маркетинг, Менеджмент, 1197. - 449с.
14. Павловская, В. П. Основы приватизации: учебно-методическое пособие / В.П. Павловская, Л.П. Булыгина; под ред. В. П. Павловской. - Брест, 2004. - 100 с.
15. Жерносек, Н.К. Реформирование государственной собственности: итоги пятнадцатилетия / Н.К. Жерносек // Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь, 2006. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.main.gov.by < >16. Разгосударствление и приватизация в Республике Беларусь. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.main.gov.by < >17. Портер, М. Конкуренция: перевод с англ. / М. Портер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - 496 с.
18. Макроэкономика: учебное пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т. С. Алексеенко ; под общ. ред. Л. П. Зеньковой - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 380 с.
19. Гапеева, О. П. Приватизация и частное предпринимательство в Беларуси - возможности международного сотрудничества / Гапеева О. П. // Европейский диалог с белорусским обществом о модернизации: материалы Варшавской конференции, Варшава, 16 апр. 2012 г. / Варшава, 2012. - 22 с.
20. Лобкович, Э. И. Экономическая теория: системный курс: учебн. пособие / Э. И. Лобкович. - Минск: Новое знание, 2000. - 661 с.
21. Луссе, А. Макроэкономика: учеб. пособие / А. Луссе - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 240 с.
22. Чепурин, М. Н. Курс экономической теории: учебник / М. Н. Чепурин, Е. А. Киселева; под ред. М. Н. Чепурина. - Киров: АСА, 2006. - 832 с.
23. Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику: учебник / Т. Ю. Матвеева - Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007. - 511 с.


Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.