На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Анализ трудового законодательства и законодательства, регулирующего предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера. Судебная практика по вопросам предоставления гарантий и компенсаций в северных регионах.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Правоведение. Добавлен: 24.04.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


6
Введение.

Север - это часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечения населения.
Российский Север занимает около 64 процентов территории нашей страны. Здесь сосредоточены неисчерпаемые богатства: лес, газ, нефть, алмазы, золото и многое другое, то есть все то, от чего зависят темпы социально-экономического развития нашей страны.
В то же время экстремальные природно-климатические условия, огромные расстояния, труднодоступность многих мест выдвигают на первый план вопросы социальной защищенности людей, проживающих и работающих на Крайнем Севере.
Живя и работая в экстремальных природно-климатических условиях Севера, люди производят дополнительные материальные и физиологические затраты. Поэтому государство устанавливает специальные льготы и компенсации для данной категории граждан с целью наиболее приблизить качество их жизни к общему нормальному уровню.
Правовые нормы, регулирующие условия труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях имеют целью компенсировать разницу в затратах труда и стоимости жизни по сравнению с европейской частью России.
Система государственной поддержки "северян" сформировалась более 20 лет назад. Законодательство о льготах, гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в северных районах, совершенствовалось в основном в советский период развития нашей страны.
Но большинство предприятий, находящихся на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как и в целом в России, за это время сменили форму собственности. Таким образом, государство давно перестало быть единственным работодателем, обеспечивающим социальные гарантии и компенсации жителям северных регионов.
Состояние дел в северных регионах по сравнению с советским периодом успело существенно измениться.
Между тем проблем здесь, как известно, и раньше было немало, а со временем они только обострились, и к тому же добавилась масса новых, связанных со спадом производства и другими переменами. Отношение граждан, и власти к вопросам Севера тоже претерпело значительные изменения.
Все вышеизложенное очень явно говорит о наличии острых проблем севера.
Актуальность данной темы выражена тем, что наблюдается тенденция явного сокращения государственной поддержки северян, так как законодательство о Севере в последнее время претерпело существенные изменения, совершенно устарела нормативная база, регулирующая трудовые отношения в районах Севера и вопросы районирования Севера, а также отсутствием продуманной государственной политики в области жилищных вопросов, в том числе при переселении из северных районов и не вызывает никаких сомнений, поскольку проблема применения законодательства о государственных гарантиях и компенсациях северянам, а также предоставление и сохранение данных государственных гарантий и компенсаций в меняющейся среде рыночных отношений остается весьма острой.
Сравнительный анализ методологических подходов к выделению северных регионов, а также особенностей предоставления социально-трудовых гарантий работающим в данных регионах и механизмов их регулирования позволит выявить проблемы севера и попытаться найти пути их разрешения.
С учетом этого, объектом исследования при написании данной работы являются трудовые отношения граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, особенности предоставления социально-трудовых гарантий работающим в данных регионах за работу в экстремальных природно-климатических условиях и методы правового регулирования социально-трудовых отношений в северных регионах.
Предметом же исследования выступают нормы федерального законодательства, законодательства субъектов федерации, нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения в северных районах и предоставляемые в связи с данными трудовыми отношениями гарантии и компенсации.
Теоретические аспекты проблем севера, естественно, имеют весьма важное значение, поэтому такой анализ должен быть поведен и на основе правоприменительной практики. С учетом этого положения, предметом исследования также становится и практика судов, основанная на рассмотрении споров, связанных с предоставлением северных гарантий, льгот и компенсаций.
Какие государственные гарантии предусмотрены для смягчения влияния суровых климатических условий Севера на здоровье и работоспособность людей? Каков уровень "северной" социальной политики государства? Имеются ли социальные проблемы у работающих в северных регионах? Чего следует ожидать северянам в дальнейшем? Отвечает ли "северная политика" государства интересам северян?
Найти ответы на эти вопросы - это одна из задач, поставленных при выполнении данной работы.
Анализ трудового законодательства, законодательства о предоставлении гарантий и компенсаций за работу в суровых природно-климатических условиях позволит выявить общую специфику условий трудового договора, заключаемого с работниками, работающими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При написании данной работы были поставлены также следующие задачи:
1. Раскрыть понятия трудового договора, гарантий и компенсаций в целом, а также их соотношение.
2. Изучить историю развития законодательства об особенностях работы на Севере.
3. Дать характеристику гарантиям и компенсациям, предоставляемых за работу в тяжелых природно-климатических условиях.
4. Провести анализ трудового законодательства и законодательства, регулирующего предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера.
5. Изучение и анализ судебной практики по вопросам предоставления гарантий и компенсаций в связи с работой в северных регионах.
5. Выявить проблемы, связанные с практическим применением законодательства о Севере.
При написании данной работы мной исследовались нормативно-правовые акты, регулирующие условия и порядок предоставления "северных" гарантий, льгот и компенсаций, проводился анализ развития законодательства о данных гарантиях, льготах, призванных компенсировать работу в тяжелых климатических условиях, разъяснения компетентных органов Российской Федерации (Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, решений и определений Конституционного Суда Российской Федерации и др.), изучалась судебная практика.
В первой главе моей работы раскрывается понятие трудового договора - как важнейшего из оснований для возникновения трудовых отношений между работником и работодателем.
Во второй главе рассматриваются основные гарантии и компенсации, предоставляемые лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и местности, приравненной к ним; дается определение гарантий и компенсаций, анализируется развитие законодательства, регулирующего условия и порядок предоставления данных гарантий, раскрывается понятие Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним.
Третья глава посвящена анализу правоприменительной практики и основана на обобщении судебных решений, писем и разъяснений государственных органов.
При теоретическом изучении проблем Севера были использованы различные законодательные акты, статьи периодических изданий, авторские работы, а также личный опыт при прохождении преддипломной практики на предприятии, расположенном в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Глава 1. Трудовой договор - как важнейший институт трудового
права

Перемены в социально-экономической сфере, произошедшие за последнее время в нашей стране, привели к появлению новых возможностей для граждан в области применения ими своих способностей к труду.

Сегодня российское законодательство закрепляет свободу труда. Положения российского законодательства, соответствуют международным обязательствам, принятым Российской Федерацией. В частности, положениям Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В соответствии со статьей 23 данного документа каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Провозглашается право человека на равную оплату за равный труд без какой либо дискриминации, право на создание профессиональных союзов и вхождение в них для защиты своих интересов.

Основной правовой формой реализации конституционного принципа свободы труда гражданина, закрепленного статьей 37 Конституции РФ, является институт трудового договора. Трудовой договор как юридический акт индивидуального регулирования трудовых правоотношений характеризуется двумя существенными признаками - он носит договорный характер и при этом является сугубо индивидуальным.

Федеральный закон от 30.06.2006г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" является новой вехой в развитии трудового законодательства. "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации": Федеральный закон от 30.06.2006г. № 90-ФЗ // Российская газета.-2006.- № 146.- 7 июля.

Его реализация имеет большое значение в правотворческой и правоприменительной практике. Нормы права, регулирующие значение и прекращение трудового договора, стали более кодифицированными и направленными на повышение гарантий работников. Но процесс не завершен, нормы трудового права требуют дальнейшего обновления с учетом экономических и социальных условий развития современной России.

В настоящее время происходит переосмысление общей концепции трудового права и ее уточнение. Становится очевидным, что устоявшиеся подходы не в состоянии адекватно реагировать на складывающуюся экономическую ситуацию и общественные отношения в сфере труда. Изменяется технология регулирования социально-трудовых отношений, совершенствуются методы этого регулирования, а вслед за этим изменяются роль и значение различных средств правового регулирования, используемых субъектами правотворчества и правоприменения.

В этих условиях исследование трудового договора - важнейшего института трудового права - приобретает особую важность в связи с тем, что, с одной стороны, необходимо повышение эффективности централизованного (прежде всего законодательного) регулирования трудовых отношений, закрепляющего определенный уровень гарантий для работников, а с другой - расширение договорной сферы и судебной защиты трудовых прав и свобод, обеспечения реализации законных интересов различных субъектов трудового права.

Дальнейшее совершенствование трудовых правоотношений немыслимо без анализа правового регулирования отношений по заключению и прекращению трудового договора, юридических фактов, связанных с возникновением и прекращением трудовых отношений.

Теоретические аспекты данной проблемы, естественно, имеют весьма важное значение, однако такой анализ должен быть поведен и на основе правоприменительной практики.

1.1. Понятие, форма, виды и значение трудового договора

Основной правовой формой реализации конституционного принципа свободы труда гражданина, закрепленного статьей 37 Конституции РФ, является институт трудового договора. Согласно определению, закрепленному в статье 56 Трудового кодекса РФ, трудовой договор представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовым договором трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашение трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Данная статья Трудового кодекса, сохраняя общий подход к определению трудового договора, ранее заложенного в основу статьи 15 КЗоТ, содержит рад существенных новелл.

В течение 10 лет термины трудовой договор и контракт употреблялись как синонимы. Наконец данная лингвистическая небрежность законодателя устранена. Это не просто безобидная небрежность. На практике это приводило, в первую очередь, к необоснованному расширению сферы применения срочных трудовых договоров. Трудовой кодекс РФ данным термином не оперирует, поэтому следует считать, что с 1 февраля 2002 г. термин "контракт" не может использоваться для обозначения трудового договора в отношениях, регулируемых данным кодексом.

Упоминание контракта (без трудового договора) было только в отношении руководителя предприятия. В настоящее время трудовой договор заключается со всеми работниками, в том числе и с руководителем организации. Термин «контракт» или «служебный контракт» применяется только в отношении сотрудников органов внутренних дел и государственных гражданских служащих.

На практике в последние годы стал популярным перевод работников по распоряжению работодателя на контрактную, так называемую, систему. При этом бессрочные трудовые договоры трансформируются в срочный контракт. На основании прежнего трудового законодательства это было возможно, если в срочном контракте предусматривались более выгодные для работника условия труда (в том числе повышенная заработная плата, другие льготы и преимущества) по сравнению с бессрочным трудовым договором. В настоящее время в соответствии с Трудовым кодексом это будет незаконным.

Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" внесены изменения и уточнения в статьи Трудового кодекса, которые регулируют заключение трудового договора.

Трудовой договор, заключаемый в соответствии с Трудовым кодексом, является основанием возникновения трудовых отношений. После вступления трудового договора в силу между работником и работодателем возникают трудовые отношения. Стороны трудовых отношений приобретают права и несут определенные обязанности.

На практике можно столкнуться с ситуациями, когда работодатель умышленно называет трудовой договор как угодно, только не трудовым договором - трудовым соглашением, договором на предоставление услуг, подряда и т.п. На самом же деле оказывается, что по содержанию это самый настоящий трудовой договор. Возникает немало проблем, чтобы защитить права работников, удовлетворить их законные требования на отпуск, выплату пособия по временной нетрудоспособности, оплату сверхурочных часов по повышенным расценкам и др. В Трудовой кодекс РФ включена важная норма, которая защищает права работников в указанных случаях. В статье 11 Трудового кодекса предусмотрено, что в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства.

Процедура оформления трудового договора урегулирована ст. 67 и 68 ТК РФ.

Трудовой договор заключается только в письменной форме, в двух экземплярах, каждый экземпляр подписывается сторонами.

Встречается точка зрения, что письменная форма трудового договора предусмотрена только Трудовым кодексом РФ. Это неверно. Письменная форма трудового договора обязательна с 6 октября 1992 года (когда были внесены изменения и дополнения в КЗоТ РФ ФЗ РФ от 22 сентября 1992 г.). От имени работодателя его подписывает, как правило, руководитель организации, или иной представитель работодателя (он должен быть наделен таким правом в соответствии с уставом организации или локальными нормативными правовыми актами), с другой стороны, работник. В отношении некоторых категорий несовершеннолетних работников ТК РФ предусмотрено представительство (статья 63 ТК РФ в редакции ФЗ РФ от 30.06.2006 г. № 90). Ранее эти вопросы в трудовом законодательстве не были урегулированы.

Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 17.03.2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" рекомендовал судам исходить из того, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работников надлежащим образом. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 17.03.2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"//Российская газета.- 2004.- № 72. -8 апреля.

При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров. Так, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, определяющими порядок регистрации трудовых договоров работников, работающих у работодателей - физических лиц, предусматривается составление трудовых договоров в трех экземплярах: один - для работника, второй для работодателя и третий для органа местного самоуправления, производившего регистрацию договора.

Примером нормативного правового акта, устанавливающего обязательность согласования трудового договора с органом, не являющимся работодателем, является распоряжение Минимущества России от 11.12.2003 г. № 6946-р "Об утверждении Примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия", которым предусматривается согласование трудового договора руководителя федерального государственного унитарного предприятия с федеральным органом по управлению государственным имуществом.

Законодатель все трудовые договоры по сроку действия делит на два вида.

1. Трудовой договор, заключенный на неопределенный срок (постоянную работу). Так заключается обычный трудовой договор. Стороны трудового договора обуславливают место работы, трудовую функцию работника, размер заработной платы и т.д.

2. Трудовой договор, который заключается на определенный срок, не более пяти лет, если иной срок не установлен Трудовым законодательством и иными федеральными законами.

В ряде случаев Трудовой кодекс и иные федеральные законы устанавливают иные максимальные сроки заключения такого рода договоров. В частности, согласно статье 338 Трудового кодекса с работником, который направляется на работу в представительство Российской Федерации за границей, трудовой договор заключается на срок до трех лет.

При заключении трудового договора на неопределенный срок стороны определяют только момент начала работы, тогда как, при заключении срочного трудового договора - учитывается и момент начала работы, и момент окончания действия трудового договора.

Наиболее распространенным видом трудового договора, конечно, является договор, заключенный на неопределенное время, или, как его чаще называют, "постоянный" трудовой договор. Более того, из анализа данной статьи видно, что срочный трудовой договор может быть заключен лишь в тех случаях, когда по тем или иным причинам нельзя заключить договор на неопределенное время.

Следует отметить, что требование от уже работающих на предприятии работников, в свое время заключивших с предприятием постоянный трудовой договор, заново заключить письменный срочный трудовой договор - неправомерно. Практика отдельных руководителей предприятий по переоформлению постоянных трудовых договоров на срочные, что случается довольно часто - противоречит действующему трудовому законодательству.

Трудовой договор считается срочным, когда в нем оговорен срок его действия. Если срок его действия не оговорен, то такой договор считается заключенным на неопределенный срок.

При установлении в ходе судебного разбирательства факта многократного заключения срочного трудового договора на непродолжительное время для выполнения одной и той же трудовой функции суд вправе с учетом обстоятельств, признать срочный трудовой договор заключенным на неопределенный срок.

В статье 59 Трудового кодекса РФ дается перечень оснований для заключения срочного трудового договора. Срочные трудовые договоры с работниками могут заключаться:

1) На время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохраняется место работы. Случаи, когда за работником сохраняется место работы, определены в статье 114 ТК РФ - на время ежегодного отпуска, статье 187 ТК РФ - при направлении работника на повышение квалификации, статьях 255-256 ТК РФ - на время отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком и т.д. Срок трудового договора в этих случаях определяется с учетом срока отсутствия работника на работе.

2) На время выполнения временных (до двух месяцев) работ; для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона). Заведомо краткосрочный характер предстоящей работы, обусловленный, в том числе природными и климатическими условиями, является основанием для заключения срочного трудового договора. Согласно части второй статьи 293 Трудового кодекса перечни сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства. До принятия указанных актов продолжают применяться: Перечень сезонных работ, утвержденный Постановлением Народного комиссариата труда СССР от 11.10.1932 г. № 185, и Список сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работы в которых в течение полного сезона засчитываются в стаж для назначения пенсий за год работы, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 29.09.1990 г. № 983.

3) С лицами, направляемыми на работу за границу. Такой договор может быть заключен сторонами независимо от характера поручаемой работы и организационно-правовой формы организации-работодателя, которая направляет работника на работу за границу.

4) Для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности работодателя (реконструкция, монтажные, пусконаладочные и другие работы), а также работ, связанных с заведомо временным (до одного года) расширением производства или объема оказываемых услуг. Решение о заключении срочных трудовых договоров со ссылкой на указанные обстоятельства принимается на основании производственных и иных планов организации - работодателя, с учетом учредительных документов, в соответствии с которыми определяется, какая деятельность является для работодателя обычной.

5) С лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения заведомо определенной работы. Организация считается созданной на заведомо определенный срок, если в ее учредительных документах записано, что она создана на строго определенный срок, например, до достижения поставленной цели.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при заключении срочного трудового договора с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период времени или для выполнения заведомо определенной работы, срок трудового договора определяется сроком, на который создана такая организация. Поэтому прекращение трудового договора с указанными работниками по основанию истечения срока трудового договора может быть произведено, если данная организация действительно прекращает свою деятельность в связи с истечением срока, на который она создавалась, или достижением цели, ради которой она была создана, без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, согласно статье 61 Гражданского кодекса РФ.

6) С лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой. В трудовых договорах, заключаемых в связи с данным обстоятельством, необходимо четко указывать, что договор между сторонами заключен на время выполнения данной конкретной работы. Только тогда окончание (завершение) именно этой работы будет являться правильным основанием для прекращения срочного трудового договора в связи с окончанием срока его действия.

7) Для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и с профессиональным обучением работника. Предполагается, что целью заключения такого срочного трудового договора является организация стажировки работника или его профессионального обучения в процессе выполнения трудовой функции.

8) В случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях. Например, согласно пункту 2 статьи 38 Федерального закона от 08.05.1994 г. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" трудовой договор с помощником члена Совета Федерации РФ или помощником депутата Государственной Думы РФ заключается на срок, указанный в представлении члена Совета Федерации РФ, депутата Государственной Думы РФ, но не превышающий срока полномочий члена Совета Федерации РФ, депутата Государственной Думы РФ.

Досрочное прекращение полномочий членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также в политических партиях и других общественных объединениях влечет прекращение срочного трудового договора, заключенного для выполнения работы, связанной с непосредственным обеспечением деятельности указанных лиц.

9) С лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы. Согласно статье 24 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. С лицами, желающими участвовать в данных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

10) С гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы. Срочный трудовой договор с указанными гражданами заключается по правилам, установленным Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 г. № 256.

11) В других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Во второй части статьи 59 Трудового кодекса РФ определены случаи, когда трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения: По соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться:

1) С лицами, поступающими на работу к работодателям - субъектам малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей), численность работников которых не превышает 35 человек (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания - 20 человек).

2) С поступающими на работу пенсионерами по возрасту, а также с лицами, которым по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешена работа исключительно временного характера. В данном случае возможность заключения срочного трудового договора связывается с особенностями правового и социального статуса работника.

3) С лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если это связано с переездом к месту работы. Срочный трудовой договор может быть заключен только с теми лицами, которые переехали к месту работы из других регионов России.

4) Для проведения неотложных работ по предотвращению катастроф, аварий, несчастных случаев, эпидемий, эпизоотии, а также для устранения последствий указанных и других чрезвычайных обстоятельств. Срок трудового договора в данном случае определяется по соглашению сторон договора и зависит от планов и прогнозов по проведению указанных неотложных работ.

5) С лицами, избранными по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. К таковым, в частности, относятся должности научно-педагогической направленности: согласно части второй статьи 332 Трудового кодекса заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности; конкурс проводится по правилам, установленным Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 26.11.2002 г. № 4114.

6) С творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными - лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональными спортсменами в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7) С руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Согласно части первой статьи 275 Трудового кодекса РФ в случае, когда в соответствии с частью второй статьи 59 Трудового кодекса с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.

8) С лицами, обучающимися по дневной (очной) форме обучения. По соглашению сторон данный договор заключается не только на время каникул, но и на другие периоды времени. Необходимо непременно учитывать, чтобы работа по договору в организации не создавала препятствий учебному процессу, а сам трудовой договор отвечал требованиям трудового законодательства.

9) С лицами, поступающими на работу по совместительству.

Помимо прямо указанных в статье 59 Трудового кодекса случаев, срочные трудовые договоры могут заключаться и в других случаях, предусмотренных лишь непосредственно Трудовым кодексом и федеральными законами. К их числу, в частности, можно отнести возможность заключения срочного трудового договора с работником религиозной организации, согласно части первой статьи 344 Трудового кодекса.

Согласно статье 58 Трудового кодекса запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок

Трудовые договоры по своему содержанию не должны различаться между собой только по той причине, которая основана на сроке его заключения. В противном случае можно обвинить работодателя в нарушении принципа равенства прав и свобод работников, то есть в дискриминации.

Значение же трудового договора выражается в следующем:

Во-первых, это одна из юридических форм возникновения трудового правоотношения;

Во-вторых, форма реализации одного из важнейших принципов - свободы труда, запрета принудительного труда;

В-третьих, трудовой договор подводит стороны под сферу действия норм трудового права. Именно трудовое законодательство предусматривает льготы, гарантии в труде работникам, и в числе основных - право на ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 28 календарных дней, право на максимальную продолжительность рабочей недели, на заработную плату не ниже установленного федеральным законом минимального размера и прочие.

1.2. Содержание трудового договора

Обычно под содержанием договора понимаются права и обязанности сторон договора. Но трудовой договор в этом плане специфичен: его содержание составляют сведения и условия.

Одной из новых особенностей содержания трудового договора в трудовом праве является выделение сведений.

Федеральный закон от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ внес изменения и уточнения в статьи Трудового кодекса, которые регулируют заключение трудового договора.

Так, с 6 октября 2006 г. изменился состав сведений, включаемых в трудовой договор. Кроме фамилии, имени и отчества работника в договоре необходимо указывать сведения о документах, удостоверяющих личность работника, то есть его паспортные данные.

К сведениям о работодателях - организациях и индивидуальных предпринимателях добавился ИНН - идентификационный номер налогоплательщика, сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями.

Термин "условия трудового договора" можно определить как право (права) одной стороны - работника или работодателя и корреспондирующая этому праву (правам) обязанность другой стороны, связанные с решением в договорном порядке определенного вопроса или определенной группы вопросов трудового права.

Круг условий трудового договора и их классификация в отечественном трудовом праве неоднократно менялись в зависимости от того или иного этапа в развитии общества, государства и права.

Ранее условия трудового договора делились на существенные и остальные. Из-за отсутствия определения термина "существенный" применительно к условиям трудового договора было не совсем ясно, как именно его понимать. Трудовой кодекс РФ отказался от употребления термина "существенные условия трудового договора". Теперь условия трудового договора делятся на обязательные и дополнительные.

Ясно, что обязательные условия трудового договора - это те, которые должны содержаться в любом трудовом договоре. Дополнительные условия включаются в трудовой договор по соглашению работника и работодателя.

Открытый перечень обязательных условий трудового договора содержится в ч.2 ст. 57 Трудового кодекса. В отличие, например, от гражданско-правовых договоров, отсутствие обязательных условий в трудовом договоре не влечет за собой его недействительности в целом, или признания его как незаключенного, или расторжения трудового договора.

Обязательность условий трудового договора означает, что такие условия должны быть раскрыты сторонами в любом трудовом договоре. Если этого не происходит, то работодатель или его представитель может быть в установленном порядке наказан за нарушение требований трудового законодательства. В случае отсутствия в трудовом договоре каких-либо обязательных условий стороны должны дополнить трудовой договор либо приложением к нему, либо отдельным дополнительным соглашением. В таких случаях и приложение, и дополнительное соглашение после подписания сторонами, становятся неотъемлемой частью трудового договора. До подписания приложения или соглашения обязательные условия определяются по факту.

К числу обязательных условий трудового договора законодатель относит:

1. Место работы. В качестве места работы в трудовом договоре указывается наименование работодателя. Однако, как представляется, для сторон трудового договора важно, где территориально работнику предстоит выполнять принятые на себя функции. Поэтому место работы должно определяться в трудовом договоре указанием как на наименования работодателя, так и места его нахождения. В случае, когда работник принимается на работу в обособленное структурное подразделение предприятия, расположенное в иной местности, то в трудовом договоре место работы определяется указанием наименования обособленного структурного подразделения и его места нахождения. Наименование структурного подразделения и место его нахождения указываются в соответствии с учредительными документами предприятия.

С учетом отсутствия нормативного определения термина "место работы" в судебной практике признаются и другие варианты понимания указанного словосочетания.

Например, это может быть связано с разными трактовками термина "другая местность". Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта. Между тем при разрешении конкретных дел нередко "другая местность" констатируется судами в границах одного и того же города с учетом отдаленности отдельных его частей.

2. Второе условие - это трудовая функция.

По главенству среди условий трудового договора - это самое важное обязательное условие. И по идее именно оно должно быть первым в ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса.

Долгое время в отечественном трудовом праве считалось, что трудовая функция служащих определяется должностью, а трудовая функция рабочих - профессией, специальностью и квалификацией. Правда, всегда признавались и другие варианты определения трудовой функции, но они рассматривались только в ракурсе особых случаев. Эта четкость была нарушена в связи с отказом от терминов "рабочие" и "служащие" в границах большинства институтов трудового права, исключая оплату и нормирование труда. Ситуация углубилась действующим вариантом типовой формы штатного расписания.

Внесение в 2006 г. изменений в ст.57 Трудового кодекса, а также в ст. 15 дает основания надеяться, что в российском трудовом законодательстве наметился поворот к ранее существовавшему порядку.

В Трудовом кодексе названы три варианта определения трудовой функции:

1. работа по должности в соответствии со штатным расписанием;

2. работа по профессии, специальности с указанием квалификации;

3. конкретный вид поручаемой работнику работы.

Названия трудовых функций стороны трудового договора могут давать сами. Однако если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление определенных гарантий, компенсаций, льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий и квалификационные требования должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ.

При определении наименования профессии рабочего работодатель должен руководствоваться соответствующим выпуском Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий (ЕТКС).

При определении наименования должности служащего работодатели должны руководствоваться общеотраслевым Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. № 37, отраслевыми разделами Единого квалификационного справочника должностей руководителей

3. Третье обязательное условие трудового договора - это дата начала работы. Согласно ч. 2 ст. 61 Трудового кодекса работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного в трудовом договоре. Если трудовым договором эта дата не определена, то работник обязан приступить к работе на следующий рабочий день после вступления трудового договора в силу. Если работник без уважительной причины не приступил к работе в день начала работы, то работодатель имеет право аннулировать данный трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным.

4. Четвертое условие - это сток действия трудового договора и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора.

5. Пятым обязательным условием трудового договора является условие об оплате труда. Во всех заключаемых трудовых договорах надлежит указывать размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника.

Помимо размера тарифной ставки (должностного оклада) в условия оплаты включаются доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, предусмотренные коллективным договором, либо соответствующими нормативными актами, в том числе и локальными нормативными правовыми актами.

6. Шестое условие - это режим рабочего времени и времени отдыха.

Режим рабочего времени и времени отдыха работников организации устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, соглашениями.

Исходя из формулировки абзаца шестого части второй статьи 57 Трудового кодекса можно сделать вывод о том, что условия о режиме рабочего времени и времени отдыха подлежат обязательному включению в трудовой договор, только в случае, если для данного работника он отличается от действующих у данного работодателя общих правил, утвержденных в форме коллективного договора или Правил внутреннего трудового распорядка.

Например, работнику установлено неполное рабочее время, согласно ст. 93 ТК РФ. Возможны случаи, когда для работника предусматриваются специальные перерывы, обусловленные технологией производства либо дополнительный отпуск.

Во всех отмеченных ситуациях в трудовом договоре должна содержаться достаточно полная информация, позволяющая реально исполнять те или иные правила, хотя бы посредством отсылок к локальным нормативным актам.

7. В качестве седьмого условия определены компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте. Как видно, данное условие также является обязательным не для всех, а только для определенных трудовых договоров. При этом условия понимаются особо: в данном случае подразумевается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Среди компенсаций возможно указание на сокращенное рабочее время, согласно ст. 92 Трудового кодекса, оплату труда в повышенном размере, дополнительный отпуск, обеспечение средствами индивидуальной защиты, выдачу молока и лечебно-профилактического питания и т.д.

Характеристики условий труда на рабочем месте указываются по итогам аттестации рабочих мест.

8. Восьмым пунктом выступают условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы). Характер работ устанавливается на основании проектов организации рабочих мест, регламентов труда, квалификационных характеристик.

9. Девятое условие связано с обязательным социальным страхованием работника. Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального или социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам;

Перечисление в трудовом договоре видов социального страхования, представляется излишним, так как в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию вне зависимости от включения или невключения в трудовой договор данного условия возникают:

- у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работником.

- у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

10. Десятыми названы другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

К таким случаям явно относится, например, условие о неразглашении государственной тайны для тех работников, с которыми заключается трудовой договор о работе, связанной с государственной тайной.

Таким образом, законодательно закреплен перечень условий, которые в обязательном порядке должны быть прописаны в трудовом договоре.

Помимо перечисленных выше обязательных условий трудового договора в части четвертой статьи 57 Трудового кодекса приведен примерный перечень дополнительных условий трудового договора, которые могут быть включены в трудовой договор при условии соблюдения принципа неухудшения положения работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В качестве дополнительных условий, в частности, может быть зафиксирована обязанность работника отработать после обучения не менее установленного срока, если данное обучение было проведено за счет работодателя.

При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

Трудовой кодекс содержит только примерный перечень дополнительных условий трудового договора. Самое важное для практики в части данных условий - это не ухудшить правовое положение работника. Все ухудшающие правовое положение работника условия трудового договора, т.е ограничивающие права работника или снижающие уровень гарантий этих прав не подлежат применению.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" дополнительные условия трудового договора, носящие гражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения) даже будучи включенными в содержание трудового договора, остаются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и не регулируются нормами трудового права. Хотя это и не означает, что их включение в трудовой договор незаконно.

Дополнительные условия могут быть включены в текст самого трудового договора, а если стороны определяют их, когда трудовой договор уже заключен, - то они устанавливаются путем оформления приложения или дополнительного письменного соглашения к данному трудовому договору, которое будет являться неотъемлемой частью трудового договора.

В части 5 статьи 57 Трудового кодекса оговорено: по соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, иных соглашений. В то же время невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и\или обязанностей работника или работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения обязанностей.

При подобном включении таких прав и обязанностей работника и работодателя в трудовой договор возникает вопрос: могут ли они расцениваться в качестве условий договора, определенных его сторонами?

Ответ на данный вопрос очень важен для процедуры изменения этих прав и обязанностей. Думается, поскольку стороны трудового договора достигают консенсуса по поводу включения в трудовой договор указанных прав и обязанностей, то естественно, что после подписания трудового договора сторонами эти права и обязанности приобретают силу условий данного договора. При этом такие условия могут считаться обязательными или дополнительными - в зависимости от того, в какой фрагмент содержания трудового договора они включены.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что самый главный документ во взаимоотношениях работодателя и работника - это, конечно же, трудовой договор. Грамотно составленный, он способен защитить права как работников, так и интересы работодателя.

Трудовой договор является основанием возникновения индивидуального правоотношения, в рамках которого осуществляется регулирование всех аспектов взаимоотношений, возникающих между сторонами данного договора и этого правоотношения. В этом и заключается его главная роль как регулятора трудовых отношений.

Глава 2. Трудовой договор с лицами, работающими в районах

Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

Содержание трудовых договоров, заключаемых с общей категорией работников отличается от содержания трудовых договоров, заключаемых с рядом отдельных категорий работников. В ряде случаев это обусловлено их отличительными особенностями, спецификой условий их труда.

Трудовое право выделяет отдельные категории работников, которые отличаются своим правовым статусом, а также условиями в которых им приходится выполнять трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором. Например, женщины, лица с семейными обязанностями, работники в возрасте до 18 лет, бесспорно, отличаются от общей категории работников и нуждаются в установлении для них дополнительных гарантий в целях обеспечения равенства прав и возможностей.

В отдельные категории выделены работники, условия труда которых значительно отличаются от условий труда иных работников. Должного внимания заслуживают те, кто работает в условиях Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним. Суровые природно-климатические условия, в которых приходится трудиться указанной категории работников, предопределили необходимость установления особых правил регулирования трудовых отношений.

Особенности правового регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установленные трудовым законодательством, не могут не сказаться на содержании трудовых договоров, заключаемых с такими работниками. Неслучайно в целях оказания практической помощи работникам и работодателям сначала Минтрудом РСФСР по согласованию с Советом Федерации независимых профсоюзов РСФСР был разработан и утвержден Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 г. № 2 Типовой трудовой договор о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а затем постановлением Минтруда России от 23.07.1998 г. № 29 были утверждены Рекомендации по заключению трудового договора, отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера, а также Примерный трудовой договор (контракт) с работниками, привлекаемыми для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) с работниками, привлекаемыми для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности: Постановление Минтруда Российской Федерации от 23.07.1998 г. № 29//Бюллетень Минтруда Российской Федерации.-1998.-№9.

Установление дополнительных гарантий указанным работникам обусловлено экономической заинтересованностью государства, сопряженной с необходимостью привлечения рабочей силы для работы в таких местностях.

2.1. История развития законодательства об особенностях работы на

Севере.

Термин "Крайний Север" появился в законодательстве в начале 30-х годов ХХ века, а в 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР были установлены понятия "Крайний Север" и "районы, приравненные к условиям Крайнего Севера".

До 2005 г. правовые нормы, определяющие условия труда северян, были сосредоточены в сравнительно небольшом количестве нормативных правовых актов, в том числе и в документах, принятых еще в советский период.

Впервые особые льготы для лиц, работающих на Севере, были введены в 1923 г. Даже краткий экскурс в историю развития законодательства о труде северян показывает, что в течение восьми десятилетий в общих положениях о труде граждан особенности, касавшиеся тех, кто работал в неблагоприятных климатических условиях, определялись в централизованном порядке сначала законодательством СССР, а затем законодательством Российской Федерации.

Первой же попыткой кодификации и упорядочения северных льгот, предоставляемых лицам, работающим и проживающим в северных районах, был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".

Данный Указ содержал те правовые установки, которые в последующем были положены законодательными органами Союза ССР в основу системы гарантий и компенсаций. Это, прежде всего, территориальный принцип действия данных норм права, определенный круг субъектов, по отношению к которым он применяется. Но самое главное - Указ четко обозначил позицию законодателя, закрепив трудовой характер отношений в данной подоотрасли права.

Следующим нормативным документом, сыгравшим значительную роль в привлечении и закреплении трудовых резервов в северных районах, стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".

В их развитие было издано несколько постановлений Совета Министров СССР и инструкция, утвержденная Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16.12.67г.

Параллельно шло развитие централизованной правовой базы для начисления заработной платы с применением районных коэффициентов; в 1967г. произошел переход от районно-отраслевого характера их регулирования к территориальному регулированию.

22 октября 1990 г. Совет Министров РСФСР принял постановление "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера", а ровно через месяц, 22 ноября 1990 г., приказом Министерства труда РФ была утверждена Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Данные нормативные акты, на мой взгляд, являются самой удачной попыткой кодификации законодательства о северных льготах.

Затем был принят Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. № 4520-1, называвшийся северянами "северным законом" или "законом "О северянах", который можно назвать основной вехой в российском законодательстве о труде северян. После принятия данного закона федеральными органами государственной власти различных уровней и органами субъектов федерации принимались документы, конкретизирующие или уточняющие положения закона "О северянах", Инструкций и ранее перечисленных указов.

Согласно пункта 2 вводного Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4521-1, с момента вступления в силу Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действующие законодательные акты, как было отмечено, применяются в части, не противоречащей данному закону. Таким образом, вместо того, чтобы упорядочить многочисленные нормы и правила, законодателем фактически было предложено работникам, работодателям и государственным служащим самим разобраться, какие нормы законодательства о северных льготах подлежат применению, а какие - нет.

Еще один российский закон - "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ" №78-ФЗ или Закон о развитии Севера, носивший весьма общий характер, был принят 19 июня 1996 г. Определяя основы государственного регулирования социально-экономического развития Севера, в нем подчеркивалось, что государственное регулирование осуществляется дифференцированно по территориям и отраслям хозяйства с учетом государственных приоритетов, природно-климатических условий, уровня развития северных регионов. В п. 1 ст. 8 данного закона применительно к гарантиям и компенсациям работникам в сфере труда, социального страхования, жилищных отношений давалась отсылка к Закон "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" № 4520-1, иным федеральным законам и нормативно-правовым актам РФ и субъектов РФ. Однако в период до 2005 г. для субъектов трудовых отношений законодательство субъектов РФ решающего значения не имело, в ряде субъектов РФ с оно лишь давало возможность иметь более высоки по сравнению с установленным в централизованном порядке районный коэффициент к заработной плате.

В настоящее время статьей 26 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены существенные изменения в Закон РФ от 19.02.93 г. №4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Главный "северный закон" претерпел изменения, связанные с необходимостью привести его нормы в соответствие с бюджетным, трудовым и пенсионным законодательством. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004.- № 35.- ст. 3607.

Изменения, внесенные Законом № 122-ФЗ в "северный закон", сохранили государственный статус северных гарантий и компенсаций. Так, преамбулой определяется, что Закон о Севере (в новой редакции) устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Существенным же изменением можно назвать то, что правовое регулирование предоставляемых гарантий и компенсаций будет осуществляться в зависимости от уровня их финансирования. При этом сохранен федеральный уровень установления районных коэффициентов, процентных надбавок к заработной плате и дополнительных отпусков.

Сказанное в ст. 8 Закона о развитии Севера по существу было продублировано в ст. 313 Трудового кодекса РФ, но с некоторым уточнением: из ст. 313 следовало, что федеральным законодательством устанавливаются основные гарантии и компенсации, а законодательством субъектов РФ - дополнительные расходы, на которые, должны нести сами субъекты РФ. Более того, ст. 313 Трудового кодекса предоставила возможность работодателю за счет своих средств определять более высокий уровень гарантий и компенсаций северянам, используя в этих целях коллективные договоры и иные соглашения. Содержание ст. 313 Трудового кодекса РФ совпадало с содержанием ст. 3 Закона о Севере.

Труду лиц, работающих в районах Крайнего Севера посвящена глава 50 Трудового кодекса. Ряд статей данной главы отличались по содержанию от аналогичных статей Закона о Севере.

Например, ст. 314 имеет более общий характер, чем ст. 12 данного закона: если в ст. 12 Закона о Севере шла речь о трудовом стаже для получения процентной надбавки к заработной плате, то ст. 314 Трудового кодекса имеет в виду трудовой стаж для получения различных гарантий и компенсаций.

Ст. 322 Трудового кодекса, как и ранее ст. 15 Закона о Севере, допускает частичное или полное соединение отпусков, но не более чем за 2 года. Однако в ч. 3 и 4 ст. 322 Трудового кодекса появились оговорки, что при соединении отпусков общая продолжительность предоставляемого отпуска не может превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно; неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к ежегодному отпуску на следующий год, т.е. не пропадает. Можно еще привести примеры изменения содержания правовых норм не в пользу работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, в соответствии со ст. 22 Закона о Севере установление сокращенной рабочей недели для женщин, работающих в северных местностях, не вызывало никаких вопросов - данная правовая норма должна была применяться абсолютно всеми работодателями.

В ст. 320 Трудового кодекса подход к установлению сокращенной рабочей недели для женщин теперь иной: в ней говорится, что 36-часовая рабочая неделя устанавливается коллективными договорами или трудовым договором. Упоминание о коллективном договоре появилось и в ст. 323 Трудового кодекса, именуемой "Гарантии медицинского обслуживания", хотя ранее в ст. 32 Закона о Севере было провозглашено, что северянам "гарантируется медицинское наблюдение в процессе занятости, частичная оплата проезда для медицинской консультации, на лечение в другие регионы Российской Федерации и обратно, если таких услуг нет в месте проживания".

В течение трех лет в период с 2002г. по 2004 г. для всех работников Севера действовали правила, изложенные в главе 50 Трудового кодекса, и правовые нормы, содержащиеся в Законе о Севере, в той части, в которой они не противоречили Трудовому кодексу.

< и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.