Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 104854


Наименование:


Курсовик ХРИСТИАНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ С.Н. БУЛГАКОВА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 15.3.2017. Год: 2015. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
1 ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ С.Н. БУЛГАКОВА..........................6
1.1 Жизненный путь С.Н. Булгакова............................................ ........................6
1.2 Философские взгляды С.Н. Булгакова............................................ .............10
2 ХРИСТИАНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ С.Н. БУЛГАКОВА...............................18
2.1 О сущности христианской социологии........................................... .............18
2.2 Правовая социология: проблемы права, государства и власти...................22
2.3 Социология экономической жизни................................................ ...............24
2.4 Христианский социализм............................................ ..................................29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……....38


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Термин «христианская социология» носит в известном смысле условный характер. Но это не снимает глубокого смысла, связанного с соединением христианства и социологии, так как имеет свои исторические корни в функционировании и развитии социологии как самостоятельной научной дисциплины. Термин «христианская социология» применим к работам тех русских мыслителей, которые предлагали «преобразовать» социальный мир, опираясь на незыблемые ценности христианской религии. В теоретико-методологической эволюции отечественной социологии они способствовали переходу от позитивизма и марксизма к идеализму, наполненному пафосом личностного начала и долгом перед нравственными ценностями. Они дали идейный толчок, критике натуралистического позитивизма с его забвением того, что общественная жизнь и ее объяснение не сводимо к механической причинности, как и не сводима она к глубокому экономическому материализму с его политическим восприятием того, как должна развиваться человеческая история.
Многое из наследия данных мыслителей не поддается логическому анализу и обсуждению с позиций «светской социологии», ориентированной, прежде всего, на анализ социальных реалий. Однако их «мыслительные реалии», созданные творческим воображением, имели иногда слишком трансцендентальное отношение к «грешной земле» и с трудом подводимы под «общий знаменатель» рационализма и прагматизма, свойственный социологической науке.
В русской социологии основными представителями христианского социологизма признаны С.Н. Булгаков и Н.А. Бердяев, которые, «переболев» марксизмом, определили для себя новое духовное видение и сделали переоценку социально-политических реалий современного им мира. После первой революции 1905-1907 гг. они пытались понять феномен русской интеллигенции, ее роль и предназначение в отечественной истории.
Всестороннее рассмотрение христианского учения о церковных таинствах - в его историческом, догматическом, литургическом и иных аспектах дает понимание мощи культурного наследия и ценности настоящего церкви. Но остается еще один ракурс - философский. Здесь можно выделить несколько точек соприкосновения: историческую и религиозно-философскую. В русской традиции религиозная философия, оставаясь по своему статусу светским способом мышления, нередко обращалась к церковным темам и богословским проблемам. Но и тогда, когда религиозные философы по существу переходили в область богословия, то есть старались мыслить по церковному, в соответствии догматами веры, во многих их построениях явственно присутствовал философский подход. Это характерно для С.Н. Булгакова. Наконец, есть отдельные темы, равно значимые как для философии, так и для богословия. Такова тема «символа». Это многозначное понятие по-разному использовалось и трактовалось и в прошлом, и в современной мысли.
С.Н. Булгаков движется по дороге русской мысли: особенно ценны его религиозные и богословские комментарии. Однако, особенность его пути заключалась в том, что он от философии пришел к богословию. На своем трудном и сложном пути Булгаков обнаружил огромное философское дарование, расцветшее в его редкой научной строгости, отмечающей все его работы, - а когда в нем произошел религиозный перелом и особенно - когда он стал священником, он с еще большей строгостью и ответственностью овладел всем богатством богословия.
Цель курсовой работы - проанализировать христианско-социологическую концепцию в целом и основные социологические идеи, содержащиеся в творчестве С.Н. Булгакова и обозначить возможности использования и развития этих идей в современной социологии.
Реализация выявленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить жизненный путь С.Н. Булгакова;
- раскрыть философские взгляды С.Н. Булгакова;
- рассмотреть основные положения христианской социологии С.Н. Булгакова.
Объектом исследования является научное творчество С.Н. Булгакова.
Предметом исследования выступают социологические взгляды и идеи С.Н. Булгакова в общем контексте его творчества.
Методологической основой работы является историко-социологический метод.
Структура курсовой работы определяется в соответствии с целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованной литературы.


1 ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ С.Н. БУЛГАКОВА
1.1 Жизненный путь С.Н. Булгакова

Сергей Николаевич Булгаков (или отец Сергий) (1871-1944) родился в семье священника в г. Ливны Орловской губернии. Основные его сочинения: «Философия хозяйства» (1912), «О богочеловечестве. Трилогия» (1933-45), «Философия имени» (издано в 1953). Русский философ и православный богослов, экономист, публицист, общественный деятель.
Детство его, о котором сам Булгаков написал прекрасные страницы в «Автобиографических заметках», протекало в условиях строгой церковности. Но уже в духовной семинарии, куда он поступил в 13 лет, у него начался религиозный кризис - и этот период длился у него до 30-летнего возраста. Булгаков бросил семинарию за год до окончания, поступил в последний класс гимназии, а по окончании ее (1890 г) поступил в Московский университет. Уже в это время он увлекался марксизмом, специализировался по политической экономии и по окончании университета очень скоро сдал магистерский экзамен, после чего, уже женившись, отправился за границу для работы над диссертацией. Темой его работы была проверка основных положений марксизма в области земледелия («Капитализм и земледелие», т. I и II (1900 г)) - и уже в этой, очень насыщенной фактами и очень тщательной в анализах работе Булгаков показал, что положение К. Маркса не оправдывается в процессе сельскохозяйственной эволюции. По свидетельству самого Булгакова, он был в это время «в плену научности», да и не только научности: он был уже членом социал-демократической партии, близко познакомился с Каутским, Бебелем, Либкнехтом, писал статьи и очерки по политической экономии и постепенно стал приобретать всероссийскую известность.
После защиты магистерской диссертации Булгаков был избран профессором (по кафедре политической экономии) Киевского политехнического института. В Киеве Булгаков прожил 5 лет (1901-1906), и как раз в эти годы в нем произошел второй кризис, который, впрочем, позитивно отразился на его духовности и религиозности. Все, что писал в это время Булгаков и что собрано в его сборнике «От марксизма к идеализму» (Петроград, 1903), представляет собой выражение прежде всего философского перелома у Булгакова, очень близкого к тому же перелому у Бердяева. Выступления в публичных лекциях и статьи Булгакова получали в это время широкий отклик в русском обществе, - Булгаков вместе с Бердяевым (отчасти, Струве и Франком) становятся наиболее видными вождями той русской интеллигенции, которая искала религиозно-философского обновления. Собственно, уже из-за границы Булгаков вернулся, как он пишет, «потерявшим почву и уже с надломленной верой в свои идеалы».
Поворот «от марксизма к идеализму» начал новую эпоху в жизни Булгакова - и здесь он был очень многим обязан Вл. Соловьеву, как об этом свидетельствуют его статьи о Соловьеве, особенно статья «Что дает современному сознанию философия Вл. Соловьева» в его сборнике «От марксизма к идеализму». Вот что Булгаков писал в эту эпоху: «Философия Соловьева дает современному сознанию целостное и последовательное развитое христианское миросозерцание». Булгаков не только философски освободился от доктрины экономического материализма, не только принял основные положения идеализма, но и перешел сознательно и всецело к религиозному миропониманию. Булгаков вместе с Бердяевым создает журнал «Вопросы жизни» (1905 г), где помещает ряд статей на религиозно-общественные темы. В 1906 году он переезжает в Москву и получает кафедру в Коммерческом институте (директором которого был П.И. Новгородцев), избирается депутатом во 2-ю Государственную думу (от конституционно-демократической партии), пишет ряд статей, собранных в сборнике «Два града» т. I и II (Москва, 1911). В эти годы Булгаков чрезвычайно сближается с П. Флоренским, имевшим громадное влияние на него, принимает софиологическую концепцию Флоренского, которую постепенно по-своему перерабатывает. В 1912 г. он издает книгу «Философия хозяйства», за которую получает в Московском университете степень доктора политической экономии, где развивает впервые свою софиологическую концепцию. В то же время Булгаков отдает немало времени написанию публицистических статей, наиболее яркая из которых - «Героизм и подвижничество» - была помещена в известном сборнике «Вехи»; сближается с самыми выдающимися представителями религиозного возрождения в России (Самарин, Новоселов и др.), издает в 1917 г. книгу «Свет Невечерний» - очерк системы нового его миросозерцания, написанию которой Булгаков посвятил 5 лет (1911-1916). «Книга моя, - писал Булгаков в предисловии, - представляет собой род духовной автобиографии или исповеди; она является обобщающим постижением, как бы итогом моего пройденного, столь ломаного и сложного - слишком сложного! - духовного пути». Книга эта, собственно, заканчивает период чисто философского творчества Булгакова; ныне, за исключением небольшого сборника «Тихие думы» (Москва, 1918), где собраны статьи по вопросам искусства - Булгаков всецело переходит к чисто богословскому творчеству.
Следует, пожалуй, назвать еще одно существенное обстоятельство, сыгравшее свою роль в духовной биографии С.Н. Булгакова, - его общение с Л.Н. Толстым. Вот, что пишет А.Б. Гольденвейзер в своем дневнике (запись от 20 марта 1897 г., Москва): «Был у Толстых, там был С.Н. Булгаков. Марксист Л.Н. был в ударе и очень горячо, страстно спорил с Булгаковым, яро отстаивавшим свои марксистские положения. Диалектика Льва Николаевича одержала верх, и Булгаков аргументировал к концу все слабее и слабее. Я глубоко убежден, - пишет в примечании к этой записи А.Б. Гольденвейзер, - что эта беседа была одним из сильных толчков, заставивших Булгакова вскоре отказаться от марксизма и пойти по совершенно иному, хотя и весьма далекому от Льва Николаевича, пути». Влияние Л.Н. Толстого на Булгакова носило скорее «негативистский» характер: оно способствовало разрушению его старых воззрений, но не стимулировало формированию новых.
В 1918 году Булгаков принимает священство, попадает в Крым, откуда уже не сможет вернуться назад в Москву, становится на время профессором Симферопольского университета, но очень скоро покидает его из-за работы священнослужителя.23 ноября 1922 года в отношении С.Н. Булгакова уполномоченным отделения СОЧ КПУ Малли было составлено постановление, следуя которому он «подлежит бессрочной высылке из территории РСФСР без права возвращения».
В 1923 г. советская власть изгоняет Булгакова из России, и он едет сначала в Константинополь, а оттуда в Прагу, где читает лекции в русском юридическом факультете, существовавшем тогда в Праге, а в 1925 году переезжает в Париж в связи с основанием Богословского института в Париже. С самого начала Богословского института до конца дней своих Булгаков был его бессменным деканом; преподавал он в институте догматику.
В эти годы расцветает богословское творчество Булгакова. Кроме «малой трилогии» («Купина Неопалимая», «Друг Жениха», «Лестница Иаковлева»), отдельных этюдов (часто довольно значительных, как «Икона и иконопочитание») Булгаков пишет «большую трилогию» - «О богочеловечестве» (ч. I - «Агнец Божий», ч. II - «Утешитель», ч. III - «Невеста Агнца»). Последн........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник.- Изд. 4-е.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010.- 560 с.
2. Бачинин В.А. Христианская мысль: социология, политическая, теология, культурология /В.А. Бачинин.- СПб.: Питер, 2005.- 172 с.
3. Борщев А.С. Социальная философия: Хрестоматия /Сост. Д. И. Заров; под ред. А. С. Борщова. 3-е изд., перераб. и доп.- Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2012.- 284 с.
4. Бочкарева В.И. Становление социологии в России, основные направления ее развития /В. И. Бочкарева //Социально-политический журнал.- 2008.- № 1.- 2.- С. 38-44.
5. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов.- СПб.: Изд-во РГХИ, 2007.- С. 274.
6. Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. Сборник статей (1896-1903).- М.: Астрель, 2012.- 347 с.
7. Булгаков С.Н. Православие и социализм //Труды по социологии и теологии. Т.2.- М.: Наука, 2007.- С.566-568.
8. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Споры о судьбах России.- М.: Наука, 1991.- 350 с.
9. Булгаков С.Н. Христианская социология /С.Н. Булгаков //Социологические исследования.- 2013.- № 10.- С. 12-63.
10. Булгаков С.Н.: Религиозно-философский путь: Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения /Науч. Ред. А.П. Козырева; Сост. М.А. Васильева, А.П. Козырев.- М.: Русский путь, 2003.- 524 с.
11. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX - XIX вв.- СПб.: Питер, 2010.- 744 с.
12. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX - ХХ в.- М.: Онега, 2005.- 288 с.
13. Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков: Христианская аскеза и трудовая этика /ЮН. Давыдов //Вопросы философии.- 2014.- № 2.- С. 54-73.
14. Добреньков В.И. История социологии XIX - первая половина XX века.- М.: ИНФРА -М, 2014.- 592 с.
15. Зборовский Г.Е. История социологии.- М.: Гардарики, 2004.- 608 с.
16. Кареев Н.И. Основы русской социологии.- М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006.- 369 с.
17. Кравченко С. Социология и вызовы современной социокультурной динамики /С. Кравченко //Социологические исследования.- 2004.- №8.- С. 3-12.
18. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. - М.: Мысль, 2009.- 309 с.
19. Матвеева Н.Ю. Социологическая концепция С.Н. Булгакова /Н.Ю. Матвеева: Диссерт. канд. социол. наук.- М., 2012.- 148 с.
20. Медушевский А.Н. История русской социологии. Учебное пособие для вузов.- М.: Высшая школа, 2008.- 317 с.
21. Сапов В.В., Филиппов А.Ф. «Христианская социология» С.Н. Булгакова //Булгаков С.Н. Философия хозяйства.- М.: Наука, 2009.- 412 с.
22. Сапов В.В. От марксизма к «христианской социологии». Путь С.Н. Булгакова //Социологические исследования.- 2010.- № 4.- С. 22-34.
23. Сомин Н.В. Три социализма С.Н. Булгакова //Христианские начала экономической этики. Сборник материалов международной интернет-конференции.- М.: Наука, 2001.- С.189-199.
24. Социальная философия /Под ред. Н.В. Лавриненко.- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Юристъ, 2014.- 511 с.
25. Философские опыты. Природа, общество, человек /Сост. Н.В. Гоноцкая.- М.: Издатель Воробьев А.В., 2014.- 228 с.
26. Шаповалов В.Ф. Булгаков как социолог /В.Ф. Шаповалов //Социологические исследования.- 2013.- № 10.- С. 109-111.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.