Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 105411


Наименование:


диплом Особенности метафоричности художественного мышления детей среднего дошкольного возраста через ознакомления книжной иллюстрацией

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 3.4.2017. Сдан: 2017. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: 80.16.

Описание (план):


Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования метафоричности художественного мышления детей среднего дошкольного возраста по средствам книжной иллюстрации 5
1.1. Сущность и особенности художественного мышления детей среднего дошкольного возраста 5
1.2. Предпосылки развития ознакомления книжной иллюстрацией детей среднего дошкольного возраста 8
1.3. Метафоричность художественного мышления - средство развития рассказа по книжной иллюстрации детей среднего дошкольного возраста 13
1.4. Анализ программ художественно-эстетического направления 15
Глава 2. Эмпирическое исследование метафоричности художественного мышления детей через ознакомления книжной иллюстрацией детей среднего дошкольного возраста 22
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов констатирующего исследования 22
2.2 Система занятий, направленных на развитие образности речи среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с волшебной сказкой 29
Заключение 43
Список литературы 46



Введение
В настоящее время, когда глубокие преобразования происходят во всех сферах жизни нашего общества, особенно актуально встал вопрос о путях художественно-эстетического воспитания личности. Большое место в этом процессе отводится художественному воспитанию детей, подготовке их к художественно-творческой деятельности [1].
Как подчеркивают деятели искусств и исследователи художественного творчества (А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, Е.П. Крупник, Н.Б. Неменский и др.) изобразительное искусство в силу своего содержания, метода познания и творчества, воздействует особенно эффективно и предполагает развитие особого мышления - художественного.
Анализ литературы позволил нам выделить такое специфическое свойство художественного мышления как метафоричность (К. Горанов, И.А. Гризова, В.В. Кожинов, Е.П. Крупник и др.).
«Метафоричность заключается в особом переносе, возникающем в результате перевода означаемого посредством означающего из практического плана в «мифический» план с помощью эксплицитного или имплицитного сравнения. В смысловой структуре метафорического образа сосуществуют два плана: переносное значение (образует скрытый, внутренний иносказательный план) и прямое значение (представляет его обычный «натуральный» смысл). Сопряжение переносного и прямого происходит не в качественной раздельности, как в обычном сравнении, а сразу в новом нерасчлененном единстве художественного образа, где категория отвлеченности переходит в категорию конкретности» [2, С.52]. Эта особенность объясняет появление в научной литературе синонимов термина «метафоричность»: «внутренняя форма» (А. Потебня, 1926), (Л. Выготский, 1956), «двойной план» (С. Эйзенштейн, 1964), «подтекст» и «подводное течение» (К. Станиславский, 1980).
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаться в наглядной опоре - иллюстрациях.
В употреблении метафор детям легче через книжные иллюстрации сказок. После прочтения сказок дети быстрее запоминают метафоры, развивают художественное мышления.
Цель исследования: особенности метафоричности художественного мышления детей среднего дошкольного возраста через ознакомления книжной иллюстрацией
Объект исследования: ознакомления книжной иллюстрацией детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования: метафоричности художественного мышления детей среднего дошкольного возраста
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что развитие метафоричности художественного мышления детей среднего дошкольного возраста улучшится при следующих условиях:
1. частое прочтение сказок;
2. пересказ этих сказок по иллюстрациям;
3. самостоятельное придумывание метафор.
Задачи исследования:
1. Определить основные теоретические подходы по теме исследования.
2. Выявить особенности метафоричности художественного мышления детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать исследование метафоричности художественного мышления детей через ознакомления книжной иллюстрацией детей среднего дошкольного возраста
Методологическая основа:
- положения Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой о развития образности речи в связи с работой над сказкой образности речи;
- утверждения Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А.Михайлова о том, что художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие творческих, интеллектуальных и коммуникативных качеств детей;
Методы исследования: Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: теоретический анализ и обобщение эстетической, психологической, педагогической литературы; наблюдение за процессом выполнения детьми метафоричности художественного мышления; психолого-педагогический эксперимент. Математическая обработка с целью изучения достоверности полученных результатов была произведена с помощью «метода развития образности речи в связи с работой над волшебной сказкой образности речи» Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой.
Организация и база исследования. Исследование проводилось в МДОУ № 4 г. Ангарска. Выборку составили 20 детей пятого-шестого года жизни: условно разделенные нами на контрольную и экспериментальную группы - по 10 детей.
Сроки эксперимента: 6 месяцев.
Практическая значимость исследования состоит в том, что диагностическая методика по изучению развития образности речи детей среднего дошкольного возраста через книжные иллюстрации, может быть использована в педагогическом процессе ДОУ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.


Глава 1. Теоретические основы исследования метафоричности художественного мышления детей среднего дошкольного возраста по средствам книжной иллюстрации
1.1. Сущность и особенности художественного мышления детей среднего дошкольного возраста
В современной психологической науке разработаны подходы к мышлению, позволяющие утверждать, что чем своеобразнее объект деятельности человека, тем своеобразнее способы когнитивного оперирования им. Поэтому постоянное оперирование определенным материалом накладывает свой отпечаток на психологическую структуру интеллектуальной деятельности, на особенности его процесса и вырабатывает определенную направленность мышления. Своеобразие деятельности вызывает преимущественное развитие определенных сторон мышления. Так, техническое мышление, являясь разновидностью теоретико-практического мышления, обслуживает производственно-техническую деятельность, где решаются конструктивно-технические задачи (Т.В. Кудрявцев, 1975) и т.д. Как показывает анализ философской, искусствоведческой, психологической, педагогической литературы, феномен художественного мышления связан с различными областями искусства, в том числе, изобразительного, позволяет осуществлять обобщенное опосредствованное художественное познание действительности, в которых субъект отображает художественную картину мира.
Существуют различные взгляды на феномен «художественное мышление». Теоретическое исследование данного феномена нам представляется целесообразным начать с определения концептуальных основ данной дефиниции.
Термин «художественное мышление» долгое время избегался и подменялся терминами «образное мышление», «познание в образах», «творческое мышление» и т.д., вводился в синонимический ряд таких категорий, как «художественное творчество», «художественная деятельность», «художественное обобщение», «художественный процесс», «типизация», «искусство» и т.д. Мы считаем, что рассматривание в таком ракурсе художественного мышления приводит к потере его предмета. Так, например, в «Кратком словаре по эстетике» [90] пересекаются и фактически дублируются значения вышеупомянутых категорий. В словаре по «Эстетике» художественное мышление рассматривается с точки зрения развития по своим специфическим законам и принципам, обусловленным духовно-практическим способом художественного освоения мира, отличается от других видов мыслительной деятельности характером протекания, конечными целями, социальными функциями и способами включения в социально-общественную практику [198]. В психологических словарях статья о данном феномене вообще отсутствует.
В исследованиях, изучающих специфические особенности искусства, обнаруживается тенденция рассматривания художественного и образного мышления как синонимов. Однако их нельзя отождествлять, между ними имеются различия [40], [99], [130], [191]. Образное мышление в отличие от художественного не характеризует всей сущности мыслительных процессов, протекающих в искусстве, в художественном творчестве в полном объеме, потому что процесс познания в образном мышлении начинается с живого созерцания и протекает как сложный процесс отвлечения и обобщения. Важной особенностью образного мышления является его внутренняя ограниченность и функциональная определенность в структуре внутренней деятельности субъекта, неспособность подняться до уровня абстрактно-логического переосмысления диалектики объективного мира в глобальных масштабах, процесс обобщения в нем не приводит к исчезновению конкретно-чувственных образов. Художественное мышление, являясь сложноструктурным процессом, оперирует как образными, так и понятийными элементами мышления, включая их в сложные и многоплановые связи. Из чего следует, что художественное мышление является активным отражением объективной действительности в понятиях, образах, суждениях и т.д., базируясь не на различии этих форм, а на характере их проявления [128], [156]. Образное мышление оперирует образами-представлениями, сенсорными эталонами. Художественное мышление в отличие от образного оперирует художественными образами-представлениями и художественными эталонами (колорит, композиция и т.д.).
Изучая природу художественного мышления, Н.Л. Лейзеров разводит два понятия «образное мышление» и «художественное». По мнению автора, «образное мышление - эмоционально-оценочное, чувственно-наглядное отражение человеком своего многостороннего восприятия мира, которое становится художественным только тогда, когда весь этот процесс оказывается подчиненным определенной цели - созданию предназначенного для других людей произведения» [99, С.60]. В этом случае, для нас важным является положение автора о дифференциации образного и художественного мышления, и, главное, определения места последнего в системе образного мышления. Здесь высвечивается специфическая отличительная особенность художественного мышления как мышления, осуществляемого при взаимодействии человека с произведениями искусства.
Художественное содержание детских замыслов определяется не столько содержанием лежащих в их основе одинаковых житейских явлений, сколько различием используемых средств художественно-изобразительной выразительности, находящихся в органическом единстве с художественным замыслом, преобразующим содержание первичных житейских явлений. Действенным механизмом выступает сопоставление явлений целостной картины мира через трансдуктивное умозаключение с художественной картиной мира. На умение детей открывать аналогии указывал еще К.И. Чуковский, который считал, что именно трансдукция является господствующей формой умозаключений у дошкольников. В трансдукции сказывается ситуационная привязанность мышления ребенка, она включает целый ряд рассуждений, но не является ведущей, единственной формой умозаключения в дошкольном возрасте (Л.С. Рубинштейн).
Теоретический анализ исследований показал, что в процессе художественного обобщения ассоциативность носит у дошкольников чаще эмоционально-эстетический характер, который в нашем исследовании будет являться базой для развития рассмотренных свойств художественного мышления (Н.М. Зубарева, Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева и др.). Анализ точек зрения разных авторов позволил определить критерии ассоциативности художественного мышления у средних дошкольников: богатство и разнообразие, диалектика «далекости» и правомерности, создание «вторичного» ассоциативного изобразительного образа (Е.Г. Макарова, Е.М. Торошилова)
1.2. Предпосылки развития ознакомления книжной иллюстрацией детей среднего дошкольного возраста
Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия.
Художественная литература - это искусство, которое отражает общественное сознание и формирует его, хранит и передает через поколения нравственные и социальные ценности.
Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение):
объяснение с помощью наглядных примеров;
изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.);
область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.
Иллюстрации - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй.
В строгом значении термина к иллюстрациям следует относить произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом (т. е. как бы участвующие в процессе чтения).
Основная задача чтения дошкольникам, как уже сказано, состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т. е. правильно воспринимать речь. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
Для дошкольного и младшего школьного возраста игра является ведущей психической деятельностью, это установлено и разработано в трудах психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец). В психологии игра научно объяснена как своеобразная детская деятельность, она представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей среды. Игра рассматривается сегодня и как проявление творческих сил, способностей ребенка.
Игровые моменты, подвижность, динамичность действия должны вноситься художником в книгу, в ее конструкцию, в иллюстрации, а сам процесс чтения в результате должен стать более кинетическим.
Среди качеств, близких детской психологии, необходимо отметить антропоморфизм - наделение животных, растений и явлений неживой природы человеческими свойствами. Этим приемом широко пользуются авторы детских книг. Достаточно вспомнить персонажей народных сказок про животных, героев детских анималистических книг. Сказки про животных издавна соединяли вековые наблюдения над их повадками с уподоблением животных человеческим типам и характерам. Так возникли традиционные представления о хитрой лисе, глупом волке, трусливом зайчишке.
Учитывая эту особенность детского восприятия действительности, принцип антропоморфизма должен получать последовательное художественное развитие и в работе художника-иллюстратора, раскрывающего в образной форме замысел автора книги.
Психологи выделяют как характерные признаки конкретность мышления и обобщенность восприятия у детей дошкольного возраста. Поэтому, в частности, изображенные на иллюстрациях вещи и явления не должны терять конкретность и узнаваемость. Понимание у ребенка младшего возраста часто достигается путем узнавания того, о чем идет речь в тексте, через иллюстрацию, ее наглядность. Изображение служит основой рассказа.
Психологи утверждают, что дети узнают предметы и в действительности, и на изображении по наиболее характерным деталям, аналогично тому, как запоминают, например, слова по первому и наиболее акцентированному слогу («характерным» признакам слова). Детское восприятие обращено к главному и отбрасывает все второстепенное. Как заметил Б. Житков, «... надо изобразить главное, а остальное к главному пририсовать и то лишь для пользы ........

Список литературы
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: Академия наук СССР, 1940. - С. 354.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Соцэкгиз, 1934. - с.14.
3. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя [Текст] / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1981. - 192с.
4. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - М.: Педагогика, 1977. - С. 272.
5. Эстетика: Словарь [Текст] /Под ред. А.А. Беляева. - М.: Политиздат, 1988. - С.46.
6. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст] / К.И. Чуковский. - 19-е изд. - М.: Просвещение, 1966.
7. Канащенкова В.В. Художественное мышление и условия его развития в среднем дошкольном возрасте [Текст] / В.В. Канащенкова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2 (5). - С. 104-108.
8. Канащенкова В.В. Подходы к исследованию феномена «художественное мышление» [Текст] / В.В. Канащенкова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 3 (6). - С. 143-146.
9. Канащенкова В.В. Реализация педагогической модели ознакомления детей среднего дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства [Текст] / В.В. Канащенкова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 4 (7). - С. 128-130.
10. Карпинская, Н.С. Художественное слово и воспитание детей. - М.: Педагогика, 2006 - 105с.
11. Кузьменкова, Е. Воспитание будущего читателя: Литературно-художественное развитие детей 3-7 лет. - М.: Чистые пруды, 2010. - 82с.
12. Кущ, Н.В. Особенности ознакомления детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой в зависимости от полоролевых различий / Материалы Десятой региональной научно-практической конференции «Достижения науки и практики - в деятельность образовательных учреждений» - Глазов: Глазов.гос.пед.ин-т, 2008. С.33-38.
13. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Высшая школа, 2004. - 349с.
14. Маршак, С.Я. О большой литературе для маленьких // Собрание сочинений в 8 томах. Т. 6. - М.: Художественная литература, 1971. - 273с.
15. Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу? / Н. Миронова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 5. - С.117-120.
16. Мурашковская, И.Н. Сказка, отворись! - М.: Норма, 2008. - 86с.
17. Нартов, К.М. Сказка - поэзия народной души / К.М. Нартов // Мир психологии. - 2008. - № 3. - С. 103-106.
18. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы.- М.: Академия, 2008. - 147с.
19. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - М.: Мозаика-синтез, 2007. - 96с.
20. Подымов, Н.А. Выявление особенностей восприятия средними дошкольниками образной речи / Н.А. Подымов, О.А. Шорохова // Юдинские чтения-2002 : Слово и образ : Матер. всерос. науч. конф. - Курск, 2008. - С. 172-175.
21. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Просвещение, 2004. - 113с.
22. Расскажи мне сказку...: Литературные сказки для детей: Книга для воспитателей детского сада, детей младшего школьного возраста, родителей / Сост. Э. И. Иванова. - М.: Просвещение, 2008. - 238с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб: изд. «Питер», 2009. - 347с.
24. Савушкина, Е.В. «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться…» Развитие связной и образной речи средних дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного искусства / Е.В. Савушкина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6. - С. 17-21.
25. Сидловская, О.Е. Сказка в развитии дошкольника: методический материал / О.Е. Сидловская // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 3. - С.80-83.
26. Смольникова, Н.Г. Развитие структуры связного высказывания у детей среднего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 395с.
27. Стаценко, Р.А. Методика ознакомления детей с художественным словом / Р.А. Стаценко // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 7. - С.32-35.
28. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 427с.
29. Струнина, Е.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Е.И. Струнина, О.С. Ушакова. - М.: Владос, 2008. - 258с.
30. Судакова, Е. Формирование образности речи у средних дошкольников / Е. Судакова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 4. - С. 32-34.
31. Танина, Л.В. Развитие словесного творчества в художественной деятельности дошкольников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2009. - 28с.
32. Технология развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений) / Сост. Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. - Ульяновск: ИПКПРО., 2008. - 135с.
33. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2007. - 147с.
34. Тюнников, Ю. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя / Ю. Тюнников // Дошкольное воспитание. 2011. № 9. С.31-34.
35. Узорова, О.В. Практическое пособие по развитию речи / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: Аквариум ЛТД, 2009. - 163с.
36. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2009. - 194с.
37. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 224с.
38. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: пособие для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: Норма, 2006. - 94с.
39. Филиппов, Ю.В. Сказка в процессе социализации детей / Ю.В. Филиппов, И.Н. Кольцова // Мир психологии. - 2009. - № 3. - С. 160-164.
40. Хазагеров, Т.Г. Общая риторика: Курс лекций и Словарь риторических фигур / Т.Г. Хазагеров, Л.С. Ширина. - Ростов-на-Дону: Изд-во РУ, 2004. - 157с.
41. Шадрина, Л.Г. Особенности развития связной образной речи детей среднего дошкольного возраста и пути ее формирования / Л.Г. Шадрина, Е.Н. Судакова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 220-228.
42. Шемшурина, А.И. Роль сказки в воспитании детей / А.И. Шемшурина // Этическое воспитание. - 2006. - № 1. - С.62-65.
43. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу. - М.: Психология, 1996. - 215с.
44. Яничев, П.И. Психологические функции волшебной сказки / П.И. Яничев // Практический психолог. - 2009. - № 10. - С.27-29.



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.