Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 105568


Наименование:


Диплом Положение профессиональных союзов и их роль в сфере трудовых правоотношений и защите прав трудящихся в странах Центральной и Восточной Европы

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 5.4.2017. Сдан: 2013. Страниц: 90. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) 8

ГЛАВА 2 ПРОФСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)
§1 Международные правовые стандарты деятельности профсоюзов 18
§ 2 Законодательное регулирование прав профсоюзов в странах Центральной и Восточной Европы 29
§3 Анализ текущего положения профсоюзов в Центральной и Восточной Европе в сравнении с западноевропейскими государствами 41

ГЛАВА 3 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФСОЮЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД (НА ПРИМЕРЕ НОВОГО ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)
§1 Характеристика нового Трудового кодекса Чешской Республики, анализ изменений относительно прав профсоюзов 51
§2 Основные черты профсоюзного движения в Чешской Республике 64
§3 Нарушения прав профсоюзов в Чешской Республике: анализ возможных путей решения проблемы 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86



ВВЕДЕНИЕ


За последние два десятилетия политико-правовая карта Европы кардинально изменилась. Науч­но-технический прогресс и интенсивное развитие межгосударственных отношений существенно изменили процессы интернационализации экономического, правового и других аспектов жизни общества. Самым важным толчком развития этих процессов стало падение социалистического стоя в странах Центральной и Восточной Европы. Существенно возросла взаимная связь и взаимозависимость государств.
Если оглянуться назад, почти двадцатилетний процесс перехода от централизованного планирования к рыночной экономике, для миллионов человек, населяющих страны Центральной и Восточной Европы, не был особо легок и благоприятен. Страны столкнулись с новыми вызовами и проблемами, одной из которых было преобразование и адаптация существующего законодательства к требованиям демократического общества и рыночной экономики.
Ситуация на рынке труда почти во всех регионах Центральной и Восточной Европы была, а в некоторых странах до сих пор остается неспокойна. Страсти разгорались вокруг стремительного роста безработицы и обнищания трудящихся масс. Не прекращался рост нарушений трудовых прав работников. Несовершенство трудового законодательства до сих пор остается проблемой. Большое количество трудовых споров, определяются, прежде всего, экономическими факторами - общим падением производственной деятельности в странах, ростом инфляционных процессов, несовершенством организации оплаты труда в большинстве отраслей народного хозяйства.
Однако в последние годы правительствами стран Центральной и Восточной Европы прилагаются значительные усилия по решению данной проблемы. К таким мерам можно отнести уменьшение монополии государственной собственности; превращение частной собственности в одну из основных форм собственности в экономике; утверждение новых форм организации экономической деятельности (акционерные общества, товарищества, фермерские хозяйства, благотворительные и иные общественные фонды и т.д.); формирование инфраструктуры рынка и механизмов, обслуживающих новые формы собственности.
Указанные выше перемены не могли не коснуться профсоюзного движения. Переход к рыночной экономике, многообразие форм собственности, утверждение конституционно-правовых основ требуют от профессиональных союзов поиска иных форм и методов работы, переосмысления приоритетных направлений деятельности, совершенствования организационной структуры.
Образование профсоюзов и профобъединений, провозгласивших и приступивших к осуществлению на практике своих целей и задач, форм и методов работы по защите прав и интересов трудящихся, прежде всего лиц наемного труда, положили начало новому этапу в развитии профсоюзного движения на постсоветском пространстве. Создание новых профсоюзов - очень позитивный процесс. Их деятельность должна стать эффективным средством влияния в вопросе защиты прав работников.
Нужно признать, что на постсоветском пространстве большинство профсоюзов сегодня неэффективны. Однако это никак не компрометирует профсоюз как инструмент. Дело в том, что действуют в основном по-прежнему профсоюзы советского типа, они фактически играют роль социальных служб работодателя. И эти профсоюзы, как правило, скорее встают на сторону работодателя, чем работников. В крайнем случае, они занимаются льготами, путевками, как это было раньше. Но опросы показывают, что люди уже понимают разницу между такими профсоюзами и тем, какими они должны быть на самом деле.
Тенденция к созданию и усилению роли профсоюзов видна. Но конкуренции между профсоюзами, которая бы способствовала активизации всего профсоюзного движения, пока нет. В настоящее время в профсоюзах стран Центральной и Восточной Европы идут сложные, противоречивые процессы, развернулась борьба между различными профсоюзными течениями и структурами. Это весьма негативно сказывается на осуществлении ими главной задачи по защите прав и интересов трудящихся, ведет к ослаблению, потере авторитета профсоюзов, к разобщению и раздробленности профсоюзного движения. И если на крупных государственных и частных предприятиях профсоюзные организации имеют определенный опыт работы по защите прав и интересов своих членов, а также располагают для этого средствами, то коллективы малых предприятий, особенно частных, таковыми возможностями не обладают. Зачастую работники малых частных предприятий не знают своих прав и, как следствие, их права ущемляются работодателями. Более того, собственники не заинтересованы в создании профсоюзного органа на своих предприятиях.
В новом трудовом законодательстве стран Центральной и Восточной Европы, например, в новом Трудовом кодексе Чехии, закреплены полномочия профсоюзов в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства. Но, к сожалению, как показывает практика, данные функции на практике профсоюзами зачастую не выполняются. Особенно это касается предприятий малого бизнеса.
В данном случае законодатель становится на защиту прав трудящихся. Новый Трудовой кодекс Чешской Республики, вступивший в действие с 1 января 2007 года, имеет множество механизмов защиты прав трудящихся, в том числе и при участии профсоюзов. Но как показал двухгодичный опыт его применения, к сожалению, он не решил всех проблем. Весь вопрос заключается в том, что эти механизмы на практике недостаточно эффективны и применение их является весьма проблемным. Из вышесказанного следует, что тема работы весьма актуальна на сегодняшний день.
Целью работы является исследование проблем, связанных с реализацией профсоюзами своих полномочий на практике, выступая субъектами трудового права в сфере защиты интересов работников в странах Центральной и Восточной Европы.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
- показать историю развития трудового права в странах Центральной и Восточной Европе в постсоветский период;
- дать оценку текущему положению профсоюзного движения на постсоветском пространстве;
- раскрыть характер изменений трудового законодательства относительно прав профсоюзов на примере Чешской Республики;
- выявить проблемы функционирования профсоюзов на примере Чешской Республики;
- показать вектор предстоящих преобразований и возможных путей решения проблем в исследуемой области.
Объектом исследования являются общественные отношения по регулированию прав профсоюзов. Предметом исследования являются нормы права, регламентирующие правовое положение и порядок функционирования профсоюзных организаций в странах Центральной и Восточной Европы.
Работа имеет следующую структуру: в первой главе рассматриваются вопросы развития трудового законодательства на постсоветском пространстве, вторая глава посвящена непосредственно текущему положению профсоюзов как субъектов трудового права в странах Центральной и Восточной Европы, третья глава раскрывает правовые аспекты деятельности профсоюзов в сфере защиты законных прав и интересов трудящихся на примере Чешской Республики.
В работе использованы тексты нормативных актов, комментарии к ним, а также учебная и монографическая литература, касающаяся вопросов индивидуальных трудовых споров в трудовом праве.
Проблема роли профсоюзов в защите прав работников и урегулировании трудовых споров рассматривается с позиции нового трудового законодательства стран Центральной и Восточной Европы, которое в наиболее полной мере стало отвечать международным нормам и стандартам в этой области.
Практическая значимость работы состоит в том, что рассматривается опыт зарубежных стран, в частности стран Центральной и Восточной Европы, в сфере деятельности профсоюзов по защите трудящихся и разрешения трудовых споров. Данная сфера является наиболее острой и зачастую не достаточно законодательно урегулирована. Опыт стран Центральной и Восточной Европы особенно актуален для России, в которой с распадом СССР процесс реформирования законодательства во многом повторяет путь этих стран.
Данная проблема крайне актуальна и нуждается в глубоком исследовании с целью совершенствования законодательства о роли профсоюзов в эффективной защите законных прав и интересов трудящихся.



ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)


Трудовое право как необходимый элемент социальной инфраструкту­ры окончательно сформировалось в большинстве стран мира в XX веке и, подводя итоги прошедшего столетия, можно утверждать, что это одно из бесспорных его достижений, показатель прогресса человеческой цивилизации. Уже в самом начале XX века стало очевидным формирование в стра­нах «победившего капитализма», т. е. прежде всего в странах западной Европы новой отрасли законодательства, которая стала именоваться про­мышленным (рабочим) законодательством или фабричным законодатель­ством.
На рубеже XIX и XX веков произошел революционный по своему значению сдвиг в теоретическом осмыслении юридической природы до­говоров о труде. Формированию трудового права как самостоятельной отрасли спо­собствовало признание тезиса о том, что труд нельзя отождествлять с то­варом. Об этом писали ряд экономистов XIX века (например, германский экономист Л. Фон Брентано). Эта идея была поддержана главой католиче­ской церкви папой Львом XIII и получила официальное подтверждение в энциклике «Рерум новарум» (1891 г.). В 1914 г. в американском законе Клейтона (ст. 6) было провозглашено, что труд не должен рассматривать­ся просто как товар или предмет торговли, (Это положение стало включено в Устав МОТ). Создание в 1919г. МОТ стало еще одним аргументом в пользу формирования самостоятельной отрасли трудового пра­ва. Кроме того, создание этой организации положило начало международ­но-правовому регулированию труда. Деятельность МОТ оказала значи­тельное влияние на развитие трудового права.
Таким образом, ход экономического, социального, политического развития, со­вершенствование производительных сил, обобществление и усложнение производственного и трудового процессов, борьба работников за свои права, углубление разделения труда, нравственное совершенствование общества - все это вело к автономии группы норм, регламентирующих применение наемного труда.
«Золотым веком» трудового права на Западе стал период после окон­чания Второй мировой войны (40-70-е годы). В это время трудовое право сделало качественный скачок в своем развитии. Во всех странах было при­нято множество правовых актов по труду, при этом главным образом в интересах работников и профсоюзов. Уровень правовых гарантий в сфере труда пошел вверх. Получила распространение концепция «государства всеобщего благосостояния», давшая теоретическую базу осуществления социальных реформ. В ряде стран были приняты социальные конститу­ции, закрепившие основные социальные и трудовые права.
Итак, формирование трудового права - итог двухсотлетней эволюции законодательства и результат совокупного действия многих объективных и субъективных факторов: развития производства; изменений социальной структуры общества; общественной морали; борьбы рабочего класса и профсоюзов; влияния социалистической идеологии и пропаганды; соци­альной доктрины католицизма (социальных энциклик римских пап); дея­тельности политических партий левого направления, инициирующих со­циальную активность государства; соревнования стран Запада с социали­стическим примером в России; воздействия международно-правового ре­гулирования труда.
Рассматривая ретроспективно историю правового регулирования тру­да, можно увидеть различные варианты такого регу­лирования, опробованные за прошедшие два столетия различными стра­нами. Некоторые из этих моделей не выдержали испытание временем и ушли в историю. Имеются вместе с тем модели, которые оказались доста­точно устойчивыми, отвечающими требованиям времени и условиям тех или иных стран. Хотя эти модели менялись, эволюционировали, в целом исторически они оправдали себя.
В XX веке сформировались две главные модели правового регулирования труда: модель с преобладанием либеральных начал и модель с преобладанием государственно-социальных начал. Пер­вый тип исторически сформировался в небольшом числе государств (США, Канада). Для огромного большинства стран наиболее подходя­щим оказался второй тип. В течение XX века были опробованы три вари­анта государственно-социальной парадигмы. Первый вариант - тотали­тарное трудовое право фашистско-нацистского образца. Такое трудовое право существовало определенное время в Италии, Германии, Франции (режим Виши), Испании (режим Франко), Португалии (режим Салазара). Второй тоталитарный вариант трудового права - советско-социали­стическая модель (СССР и другие соц. страны). Третий вариант исторически сложился в боль­шинстве стран. Его можно назвать социально-демократическим. Наибо­лее полным и типичным его выражением являются национальные системы трудового права Франции, ФРГ, Италии, Испании, Бельгии, Австрии, Швеции, Финляндии, Мексики. Итак, в ходе исторического развития оправдали себя две модели: со­циально-демократическая (для большинства стран) и социально-либе­ральная (для отдельных стран).
Показательно, что именно эти две модели правового регулирования труда были в наибольшей мере использованы при формировании между­народных стандартов труда, ставших образцом для национальных систем трудового права.
На основе изучения и сопоставления существующих сегодня в мире национальных систем трудового права можно выделить че­тыре главных типа трудового права, а также подтипы и разновидности в рамках каждого из этих типов. Главным подразделением в этой типологии является груп­пировка всех национальных систем трудового права в следующие 4 типа:
1. Трудовое право стран развитой рыночной экономики.
2. Трудовое право развивающихся стран Азии, Африки и Латинской
Америки.
3. Трудовое право стран, осуществляющих переход от централизован­но планируемой к рыночной экономике.
4. Трудовое право стран с централизованно планируемой экономикой.
В рамках данной работы нас интересует более детальное рассмотрение третьего типа трудового права, а в частности трудовое право стран Центральной и Восточной Европы. В трудовое законодательство этих стран в прошед­шее десятилетие были внесены серьезные изменения. Из него исключены понятия, положения, конструкции, отражавшие идеологию и практику господствовавшей в странах социалистического лагеря общественной системы; в прежнее законодательство внесены многочисленные поправки и дополнения; началась активная рецепция многих норм, положений, а иногда целых институтов законодательства западных стран, прежде всего ФРГ и Франции, а также фундаментальных положений ООН о правах че­ловека, норм, закрепленных в конвенциях и рекомендациях МОТ, в актах СЕ и ЕС.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в действующем законодательстве о труде указанных стран по настоящее время сохранилось немало норм и положений из социалистического прошлого, оправдавших себя, пользующихся поддержкой профсоюзов, популярных среди наемных работников и, вместе с тем, не противоречащих фундаментальным началам рыночной экономики, принципам демократии и международным трудовым стандартам.
Эволюция трудового законодательства в бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы свидетельствует о том, что эти страны, формируя новое трудовое право, не «разрушали до основания» прежнее трудовое законодательство, а осторожно его реформировали, корректировали и переосмысливали, стараясь избегать крайностей, резких поворотов. По сути, в новом трудовом законодательстве стремились осуществить своего рода синтез социалистических и рыночных начал.
В странах Центральной и Восточной Европы в 90-х годах проис­ходило широкомасштабное реформирование трудового права, ставшее результатом смены общественного строя, осуще­ствления экономических и политических преобразований, движе­ния к рыночной экономике, формирования гражданского обще­ства, плюралистической парламентской демократии западного типа.
Можно выделить три главных способа реформирования трудового права в рассматриваемых странах: принятие законов по отдельным вопросам трудовых отношений; внесение поправок и дополнений в действовавшие трудовые кодексы; осуществление новой кодификации трудового законодательства. Новый Трудовой кодекс принят только в Венгрии; остальные страны избрали путь постепенного реформирования трудового законодательства путем принятия отдельных законов и внесения поправок в действующие трудовые кодексы. Реформирование трудового законодательства рассматривается как продолжительный по времени процесс преобразований, который сегодня еще не завершен. В Польше предполагается как промежуточная цель издание Кодекса регулирования коллективных трудовых от­ношений.
Специального рассмотрения заслуживает вопрос о значении идеологии и практики социального партнерства в осуществлении преобразований законодательства стран Центральной и Восточ­ной Европы после крушения социализма. Стержнем механизма социального партнерства стало образо­вание в большинстве стран Центральной и Восточной Европы постоянно действующих органов трехстороннего сотрудничества, на которые были возложены важные задачи по организации социального диалога и определенные функции в системе правового регулирования труда. В эти органы вошли представители прави­тельства, предпринимательских организаций и профсоюзов.
В Венгрии законодательно определены функции, полномо­чия, структура Национального совета по примирению интере­сов, образованного на трехсторонней основе и выполняющего консультативные функции в области экономической и социаль­ной политики. В новом ТК Венгрии приведен перечень вопросов, которые правительство не вправе решать без согласия этого органа. В чис­ле таких вопросов принятие решений, грозящих вызвать уволь­нения больших групп работников; размеры государственного минимума заработной платы; реформы инспекции труда, мак­симальная продолжительность рабочего времени; число празд­ничных дней. Рекомендации, одобряемые Национальным сове­том по примирению интересов в рамках его компетенции, приобретают обязательную силу в соответствии с постановле­ниями Министерства труда. Совет ежегодно разрабатывает и ут­верждает трехсторонние соглашения по социально-трудовым вопросам.
В Болгарии в соответствии с Трудовым кодексом функциони­рует Национальный совет трехстороннего сотрудничества, име­ющий консультативные функции по вопросам труда, социально­го обеспечения, уровня жизни, приватизации, промышленных отношений. В 1992-1995 гг. Совет разработал и единогласно при­нял соглашения по социальным аспектам приватизации, зара­ботной плате, другим условиям труда.
Заключенное еще в Чехословакии в 1990 г. национальное трех­стороннее соглашение предусматривало образование Совета по обеспечению экономического и социального согласия. Этот орган продолжает свое существование в Чешской Республике. Действует он на началах консенсуса трех сторон. Его главные функции: координация мер социальной политики, разрешение трудовых конфликтов, разработка и принятие трехсторонних соглашений, которые социальные партнеры обязаны реализовывать при зак­лючении отраслевых коллективных договоров.
В Польше орган трехстороннего сотрудничества - Трехсто­ронняя комиссия по социально-экономическим вопросам со­здана в 1994 г. постановлением Совета Министров. В ее рамках образованы шесть экспертных групп (по заработной плате и со­циальному обеспечению; занятости и предотвращению безрабо­тицы; здравоохранению; жилью; культуре и образованию; ре­форме социального страхования). Одной из приоритетных задач Комиссия ставит разработку Хартии социальных гарантий.
Становление механизма социального партнерства в странах Центральной и Восточной Европы еще далеко не завершено, и согласие между социальными партнерами формируется с боль­шими трудностями. Во многих случаях возникают конфликты между правительствами и профсоюзами, особенно по вопросам заработной платы (ее замораживания и индексации), закрытия предприятий, приватизации, направлений структурной пере­стройки экономики, осуществление которой весьма болезнен­но для наемных работников.
Рассматривая развитие трудового права стран Центральной и Восточной Европы в постсоциалистический период, можно выделить общие для них черты:
- ограничение определенными пределами государственного вмешательства в сферу труда и трудовых отношений. Такое вмешательство остается необходимым для защиты и обеспечения нужд работников и общественных интересов. Сверх этого минимума и в рамках императивных установлений закона стороны трудовых отношений получили право согласовывать и формировать свои отношения автономно, в соответствии со своими интересами и повседневными нуждами и с учетом меняющейся экономической и рыночной конъюнктуры;
- установление равных прав и обязанностей для предприятий всех типов собственности, всех организационно-правовых форм; ликвидация
льгот и привилегий для государственных предприятий; введение унифи­цированного понятия работодателя;
- повышение роли судов как в правоприменении, так и в обеспечении
соблюдения законности в области труда;
- установление автономного статуса для государственных служащих
путем приятия в большинстве стран специального законодательства о государственной службе;
- обеспечение свободы объединений, как для работников, так и для
предпринимателей; признание права на ассоциацию и профсоюзных прав
в соответствии с международными стандартами;
- возрождение и активное развитие коллективных договоров как важ­нейшего источника трудового права, призванного существенно дополнить законодательство о труде;
- сохранение за профсоюзами монопольного права вести коллектив­ные переговоры и заключать коллективные договоры;
- передача функций государственного надзора за соблюдением тру­дового законодательства, которые ранее осуществляли профсоюзы, госу­дарственной трудовой инспекции;
- усиление значения локальных актов предприятий, которые, напри­мер, в Польше, в Трудовом кодексе, были объявлены источником трудо­вого права;
- повсеместное законодательное закрепление права на индивидуаль­ные и коллективные трудовые конфликты, включая право на забастовку
(в Чехии и в Словакии допущены и локауты как законное оружие пред­принимателей в трудовой борьбе);
- особое внимание, уделяемое при совершенствовании трудового за­конодательства европейским стандартам, закрепленным в актах Совета
Европы и Евросоюза, стремление максимально рецепировать эти стандар­ты в национальное законодательство с тем, чтобы облегчить интеграцию
этих стран в Объединенную Европу;
- в отношении идей промышленной демократии, участия работников трудовых коллективов в управлении производством в различных странах проявились различные подходы. Например, в Чехии и Словакии участие работников в управлении производством мыслится через наделение соответствующими правами профсоюзов и использование коллективных договоров (англо-саксонская модель), в то время как в Польше, Венгрии, Словении права трудовых коллективов, производственных советов на приятиях закреплены в законодательстве (континентально-европейская модель).
Таким образом, трудовое право как самостоятельная и целостная отрасль права сформировалась в большинстве стран мира лишь в XX веке. Самый большой скачок в своем развитии оно сделало в 40-70-е годы, когда во всех странах было при­нято множество правовых актов по труду, при этом главным образом в интересах работников и профсоюзов. Т.е. формирование трудового права - итог длительного взаимодействия различных сфер жизни общества, таких как развитие производства и изменения социальной структуры.
Рассматривая трудовое право стран Центральной и Восточной Европы, необходимо отметить, что в прошед­шее десятилетие в него были внесены серьезные изменения. Страны Центральной и Восточной Европы, создавая новое трудовое право, в большей степени реформировали старую систему, стараясь избегать резких поворотов. Как итог, в новом трудовом законодательстве произошел синтез социалистических и рыночных начал. Реформирование трудового законодательства в этих странах рассматривается как продолжительный по времени процесс преобразований, который сегодня еще не завершен.
В странах Центральной и Восточной Европы уделялось особое внимание практике социального партнерства, стержнем которого стало образо­вание в большинстве стран постоянно действующих органов трехстороннего сотрудничества. В эти органы вошли представители прави­тельства, предпринимательских организаций и профсоюзов. Однако становление механизма социального партнерства в странах Центральной и Восточной Европы еще далеко не завершено.
Рассмотрение процесса развития трудового права в данном регионе в постсоциалистический период интересно с точки зрения вопроса о месте, которое занимает российская национальная система трудового права в совокупности других националь­ных правовых систем, существующих в современном мире. Российское трудовое право исторически сложилось как разновидность европейской кон­тинентальной семьи и во многих отношениях близко трудовому праву Запад­ной и особенно Центральной и Восточной Европы. Поэтому опыт этих стран может быть крайне полезным для нашей страны, с позиции успешного развития и реформирования российского законодательства.



ГЛАВА 2 ПРОФСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)


§1 Международные правовые стандарты деятельности профсоюзов


Всеобщая декларация прав человека относит к таким правам право ка­ждого человека создавать профессиональные союзы и входить в профес­сиональные союзы для защиты своих интересов. Международный пакт о гражданских и политических правах провозглашает право на свободу ассоциации, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
Более подробно содержание профсоюзных прав раскрывается в ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. С точки зрения этого пакта право на объединение в профсоюз включает: право каждого человека создавать для защиты своих экономи­ческих и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в них по своему выбору при единственном условии соблюдения правил со­ответствующей организации; право профсоюзов образовывать националь­ные федерации и конфедерации и их право основывать международные профессиональные организации или присоединяться к таковым; право профсоюзов функционировать беспрепятственно без каких-либо ограни­чений.
Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах ограничение профсоюзных прав допустимы только, если они предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественного порядка или для ограждения прав и свобод других.
Европейская социальная хартия (ст. 5) провозглашает право на организацию, как работников, так и работодателей для защиты экономиче­ских и социальных интересов. Национальные законы не могут ограничи­вать это право. Принцип и степень применения гарантий права на орга­низацию к вооруженным силам определяется национальным законода­тельством.
Основной массив конкретных норм, касающихся права на организа­цию, защиты профсоюзных прав, содержится в актах МОТ. Источниками международного регулирования этой области являются: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия, Конвенции МОТ №11, №141, №135 и №151, наибольшим значением обладают Конвенция № 87 о свободе ассоциаций и защите права на орга­низацию и Конвенция № 98 о праве на организацию и на ведение коллек­тивных переговоров.
В Конвенции № 87 свобода ассоциаций понимается как право трудя­щихся и предпринимателей образовывать организации (союзы, ассоциа­ции) по своему выбору и без предварительного разрешения, а также право вступать в такие организации при единственном условии - подчинении уставам этих организаций. Указанные организации:
- имеют право вырабатывать уставы и административные регламен­ты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппа­рат и свою деятельность и формулировать программу действий. При этом государственные власти должны воздерживаться от вмешательства, спо­собного ограничить это право или восп........


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Раздел I Нормативные правовые акты


1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей, Женева, 1948. - 10 декабря. - С. 39-42.
3. Конвенция Международной Организации Труда № 151 “О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе” // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1883 - 1887.
4. Конвенция Международной Организации Труда № 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1671 - 1674.
5. Конвенция Международной Организации Труда № 141 “Об организациях сельских трудящихся и их роли в экономическом и социальном развитии” // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1737 - 1741.
6. Конвенция Международной Организации Труда № 11 “О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве” // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1210 - 1214.
7. Конвенция Международной Организации Труда № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 859 - 864.
8. Конвенция Международной Организации Труда № 98 “Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров” // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1010 - 1014.
9. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят Генеральной Ассамблеей, Женева: United Nations Treaty Series, vol. 999, 1966. - 16 декабря. - С.225-240.
10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят Генеральной Ассамблеей, Женева: United Nations, Treaty Series, vol. 993, 1966. - 16 декабря. - С.35-43.
11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 31 декабря. - №256.
12. Федеральный закон Российской Федерации "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г. №10-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №3. - Ст. 148.
13. Конституция Чешской Республики // ?stava ?esk? republiky от 16 декабря 1992, ?stavn? z?kon ?. 1/1993 Sb. ve zn?n? ?stavn?ho z?kona ?. 347/1997 Sb., 300/2000 Sb., 448/2001 Sb., 395/2001 Sb. a 515/2002 Sb.
14. Трудовой кодекс Чешской Республики // Zakonik prace a predpisy souvisici: Jedenacte upravene a doplnene vydani. -Praha: Prace, 2007. - 458 c.


Раздел II Литература


1. Бердычевский, В.Д. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде / В.Д. Бердычевский // Северо-кавказский юридический вестник: Научно-практический журнал. - Ростов-на-Дону, 2001. - № 2. - С.80-91.
2. Бирюков, П.Н., Григорашенко, Л.А. Международно-правовые аспекты права на объединение в профессиональные союзы/ П.Н. Бирюков, Л.А. Григорашенко // Московский журнал международного права. - М.: Международные отношения, 2002. - № 3. - С.47-54.
3. Бородин, И.И., Минаева, Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения / И.И. Бородин, Л.А. Минаева // Юрист. - М.: Юрист, 2002. - № 10. - С.60-61.
4. Вишняков, В.Г., Елизаров, В.Н., Коголев Ю.А. Право и межгосударственные объединения / под ред. Вишнякова В.Г. - СПб., 2003. - С. 415.
5. Глазырин, В.В. Роль профсоюзов в предупреждении и эффективном разрешении трудовых споров / В.В. Глазырин // Теоретическая конференция на тему: Роль советских профсоюзов в регулировании трудовых отношений рабочих и служащих. Тезисы докладов и научных сообщений. - М.; Профиздат, 1971. - С.28-31.
6. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика: Перевод с английского / Д. Гомьен, Л. Зваак, Д. Харрис и др. - М.; Изд-во МНИМП, 1998. - 600 с.
7. Европейская социальная хартия: Совет Европы и Россия. Сборник документов / под ред. Ю.Ю. Берестнева. - М.: Юрид. лит., 2004.
8. Ершов, С.В. Правовые особенности формирования наднациональной власти ЕС в процессе взаимодействия права ЕС и национального права государств-членов: автореферат дис. … канд. юрид. Наук / С.В. Ершов. - М., 2003. - 34с.
9. Захариаш, Я. Юридическое регулирование трудовых отношений в Чешской Республике / Я. Захариаш // Труды института государства и права Российской академии наук :Трудовые кодексы России и Чехии : Сравнительно-правовое исследование.№ 1 / под ред. Г. С. Скачковой; Российская академия наук. Институт государства и права. -M.:Институт государства и права, 2008. -192 с.
10. Иваненко, В.А., Иваненко, В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты / В.А. Иваненко, В.С. Иваненко. - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. - 404 с.
11. Карнюшин, В.П. Углубление интеграции - реальный путь оздоровления экономики и повышения социальной защиты трудящихся в период рыночных реформ / В.П. Карнюшин // Труд и право: Отраслевые профсоюзы стран содружества в условиях рыночной экономики. Вып. 2. - М: Профиздат, 2001. - С.81-82.
12. Киселев, И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов / И.Я. Киселев. - М.: Дело, 1999. - 728 с.
13. Киселев, И.Я. Сравнительное трудовое право: Учебник для вузов / И.Я. Киселев. - М.: Проспект, 2005. - 625c.
14. Киселев, И.Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: Учебник / И.Я. Киселев. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Эксмо, 2006. - 608с.
15. Либман, А.М. Взаимодействие государства и бизнеса на постсоветском пространстве: возможности и риски / А.М. Либман // Общественные науки и современность, 2005. - № 4. - С. 63-74.
16. Лушников, А.М., Лушникова, М.В. Курс трудового права: Учебник: В 2-х томах. Историко-правовое введение. Общая часть. Коллективное трудовое право. Т. 1 / А.М. Лушников, М.В. Лушникова. - М.: Проспект, 2003. - 448с.
17. Миронов, В.К. Правовые вопросы коллективного трудового договора в странах Восточной Европы / В.К. Миронов // Трудовое право. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - №12. - С.44-56.
18. Никитина, И.В. Практика регистрации профсоюзов / И.В. Никитина // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - М.: Спарк, 2000. - № 9. - С.72-73.
19. Папкова, О.А. Гражданский процесс в государствах - членах Европейского Союза: Учебное пособие / О.А. Папкова. - М.: Изд-во Междунар. ун-та, 2000. - 246с.
20. Сафонов, В.А. Профессиональный союз как субъект коллективного трудового спора / В.А. Сафронов // Журнал российского права. - М.; Норма, 1997. - № 9. - С.43-50
21. Труд и право. Конвенции МОТ и деятельность профсоюзов. Вып. 3. - М.; Профиздат, 2001. - 198с.
22. Трудовое и социальное право зарубежных стран: основные институты. Сравнительно-правовое исследование / под ред. Э.Б. Френкеля. - М.: Юрист, 2002. - 687с.
23. Энтин, Л.М. Единое правовое пространство и стратегия ЕС / Л.М. Энтин // Европа перемен: концепции и стратегии интеграционных процессов / под ред. Л.И. Глухарева. - М: 2006. - 490 с.
24. Battini, S. The Globalization of Public Law / S. Battini // Internationalization of Public Law. - L., 2006. - 231с.
25. Kotyk, V. Z?kladni momenty a faktory rozpadu sov?tsk?ho bloku / V. Kotyk // Mezin?rodni vztahy, 1999 - № 4. - 198c.
26. Kub?nkov?, M. Z?kon?k pr?ce po novele / M. Kub?nkov? // Sondy, s.r.o., Praha, 2007. - 257c.
27. Lehmannov?, Z. Integrace Evropy z nlediska kultury / Z. Lehmannov? // Mezin?rodni vztahy, 2001. - № 3. - C.11-16.
28. Miroslav, B. Pracovn? pr?vo, ucebnice / B. Miroslav. - C.H.Beck, Praha, 2001. - C.354
29. Souckov?, M. Z?kon?k pr?ce, Koment?r - III. Vyd?n? / M. Souckov?. - C.H.Beck, Praha, 2007. - C.214.
30. Padoa-Schioppa, T. Europe, a Civil Power. Lessons from EU Experience / T. Padoa-Schioppa. - London: Federal Trust for Education and Research, 2004. - C.114.
31. Tome?, I. Kolektivn? smlouvy a kolektivn? vyjedn?v?n? / I. Tome?, V. Tk?c. - Prospectrum Praha, 1993. - 329c.
32. Witzov?, J. Jedn?ni o p?istoupeni ?esk? republiky k Evropsk? unii: jak ?sp??n?? / J. Witzov? // Mezin?rodni vztahy, 2004. - № 1. - C.2326.


Раздел III Постановления высших судебных инстанций и материалы юридической практики


1. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года // “Бюллетень Верховного Суда РФ". - №12. - 2005.
2. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2007 г., утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 февраля 2008 // "Бюллетень Верховного Суда РФ". - №5. - 2008.
3. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2008 г., утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 05 декабря 2008 (извлечение). - online/base.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.