ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Работа № 105793 |
|
Наименование:
|
Курсовик ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ |
Информация: |
Тип работы: Курсовик.
Добавлен: 10.4.2017.
Год: 2016.
Страниц: 32.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………. .. 3 ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ……………………………………………… 5 1.1. Сущность, цели и основные принципы приватизации… 5 1.2. Организация приватизации………………………………. .. 8 1.3 Формы и способы приватизации государственной собственности в Республике Беларусь………………………… 9 1.4 Методы определения стоимости объектов приватизации……………………………………………………… 15 ГЛАВА 2. ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………… 18 2.1 Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь… 18 2.2 Проблемы и причины медленной приватизации в Республике Беларусь……………………………………………. .. 21 ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………. . 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………… 29
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь собственность может быть государственной и частной. При этом государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности[1, ст. 13]. В настоящее время законодательство не отражает в достаточном объеме проблем государственной собственности и управления ею, четко не разграничены положения о приватизации государственной собственности. Приватизация может дать и дает положительный результат. На практике имеются примеры, когда казна значительно пополнялась благодаря приватизации государственной собственности. Но практика показывает и то, что такой источник не вечен[2]. Для современной Беларуси характерно понимание того факта, что время административных методов управления экономикой прошло. Развитая конъюнктура рынка позволяет предприятиям без труда определять контрагентов при осуществлении хозяйственной деятельности. Организации промышленности и сельского хозяйства в состоянии самостоятельно выбирать формы и методы управления производством с целью обеспечения максимальной реализации интересов как самих предприятий, так и их трудовых коллективов. На сегодняшний день государственному бюджету необходимы денежные средства для реализации проектов строительства таких серьезных объектов, как атомная электростанция. Достижению этого способствует приватизация государственной собственности. Вышеуказанными обстоятельствами и обусловлена актуальной темы данной курсовой работы. В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации. Приватизация означает смену государственной формы собственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка. Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с прагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в ходе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции. Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т.д. Однако можно отметить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране. Таким образом, цель данной работы состоит в расширении, систематизации и закреплении теоретических знаний о приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи: 1.Определить сущность и экономическое содержание приватизации государственной собственности; 2. Изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь; 3. Рассмотреть возможность и перспективы применения зарубежного опыта в Республике Беларусь. Предметом курсовой работы выступает совокупность институтов и механизмов, а также судебная практика и правовые нормы Республики Беларусь, регулирующие приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь. Объектом работы являются общественные отношения в области приватизации государственной собственности в Республике Беларусь. При написании данной работы были использованы такие методы как анализ и синтез, статистический метод и другие. Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемых источников.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1. Сущность, цели и основные принципы приватизации
Приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений - отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности[3]. Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние время наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах. Процесс приватизации предполагает реформирование отношений собственности, передачу средств производства, жилья от государства в собственность физических и частных юридических лиц. Правовое регулирование данной процедуры осуществляется специальным законодательством (ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)). Общие положения, положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законодательством о приватизации не предусмотрено иное[4]. В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного - пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах. В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется прежде всего в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться[5]. Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является и необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств (к тому же совсем не универсальным) достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними. К главным целям приватизации, следует отнести: - формирование новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики - это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений. - создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения; - формирование новых экономических отношений, построенных на многообразии форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства; - развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации; - сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики; - уменьшение расходов на государственное управление (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета); - становление слоя частных собственников (среднего класса). Конечной целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма управления производством, основанного на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения. Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия в стране обоснованной программы преобразования государственной собственности, в которой должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д. Контроль за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь контроль за исполнением таких программ возложена на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Также ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь Программа приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности. Программы приватизации объектов коммунальной собственности разрабатываются органами приватизации местных Советов депутатов и утверждаются соответствующими Советами депутатов. Основными принципами приватизации являются: - законность, государство создает законодательную и нормативную базу. Процесс приватизации в Беларуси регулируется нормативными документами. - плановость и системность; - открытость, гласность и широкое информирование общественности по вопросам приватизации и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества; - равенство субъектов приватизации; - приватизация осуществляется только на возмездной основе[6]. Пути приватизации сводятся к выбору централизованного подхода (приватизация «сверху») или децентрализованного (приватизация «снизу»). Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий. Второй - государство лишь устанавливает необходимые правила, а приватизацией занимаются сами предприятия. В бывших социалистических государствах именно первый способ был осуществлен, так как сторонники приватизации «сверху» считают, что такой способ обеспечивает быструю и эффективную приватизацию. Мировой опыт показывает, что реализация основных целей приватизации может стать популярной и эффективной лишь при поддержке общественного мнения. Считается, что наибольшего успеха в этом плане добились Англия и Франция, убедительно доказавшие, что постепенность и добровольность при проведении приватизации «сверху» должны стать обязательными принципами. Существуют различные способы достижения согласия между определенными группами населения в реализации программ приватизации. Так, сомнения потребителей в целесообразности приватизации можно погасить установлением льготных региональных ставок; политиков, опасающихся распродажи родины, - сохранением контрольного пакета акций в стране; неудовлетворенность рабочих - льготными ставками на покупку акций; менеджеров, опасающихся раздела предприятия, - приватизацией его как единого целого. Следует отметить, что осуществление приватизации предполагает наличие определенных организационно-экономических условий: - необходимого пакета законодательных актов и нормативов по приватизации; - обоснованной программы действий; -инвентаризации всей государственной собственности и разграничения ее на общегосударственную (республиканскую) и коммунальную; - потенциально свободного капитала; - благоприятного общественного климата для проявления предпринимательства; - кадрового обеспечения процесса приватизации и подготовленн........
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - 10-е изд., стер. - Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. - 62с. 2.Колбасин, Д.А. Собственность, право собственности; реальность и суждения: моногр. / Д.А.Колбасин; Акад. М-вавнутр. делРесп. Беларусь. - Минск, 2009. - С. 122-123. 3. Ракова, Е.Ю Приватизация в Республике Беларусь, цели, методы, результаты/ Е.Ю. Ракова - БЭЖ. - 2001. - №3. - С.34-37. 4. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013. 5. Олиневич В.М. Приватизация государственной собственности: опыт некоторых стран // Проблемы управления. - 2002. - N2. -С.62-68. 6. «О приватизации государственной имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-ХI I (ред. от 16 июня 2010 г.)// зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 2010 г. № 184, 2/1724. 7. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам приватизации государственного имущества: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года № 1929 // [Электронный ресурс]: Режим доступа: h tt p://w ww .p ra vo .b y/w eb np a/t ex t. as p?R N=c20800694 < webnpa/text.asp?RN=c20800694>. Дата доступа: 29.11.2016. 8. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 // [Электронный ресурс]: Режим доступа: h tt p://p re si de nt .g ov .b y/r u/o ff ic ia l_d oc um en ts_r u/v ie w/d ir ek ti va-4-o t-31-d ek ab rj a-2010-g-1400/ < ru/official_documents_ru/view/direktiva-4-ot-31-dekab ja-2010-g-1400/>. Дата доступа: 29.11.2016. 9. Приватизация и акционирование: сборник нормативных документов. - Минск, 1996 г. 10. «О порядке распоряжения государственным имуществом»// [Электронный ресурс]: Режим доступа: h tt p://p ra vo .l ev on ev sk y. or g/b az ab y11/r ep ub li c23/t ex t908. ht m < bazaby11/republic23/text908.htm>. Дата доступа: 12.11.2016. 11. Амельченя, Ю.А. Механизмы приватизации в современных экономических условиях / Ю.А.Амельченя, О.А.Бакиновская // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013. 12. Амельченя, Ю.А. Приватизация: в центре внимания / Ю.А.Амельченя, О.А.Бакиновская // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013. 13. Порядок реформирования отношений собственности в Республике Беларусь // [Электронный ресурс]: Режим доступа: h tt p://i nv es t. be la ru s. by/r u/a dv an ta ge/i nv es tc li ma te/p ri va ti za ti on/ < ru/advantage/investclimate/privatization/>. Дата доступа: 17.11.2016. 14. «Об утверждении Положения о порядке разработки проектов создания открытых акционерных обществ в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности» // [Электронный ресурс]: Режим доступа: h tt p://w ww .l ev on ev sk i. ne t/p ra vo/r az de lb/t ex t516/i nd ex .h tm l < pravo/razdelb/text516/index.html>. Дата доступа: 17.11.2016. 15. «Об утверждении Инструкции о порядке формирования уставного фонда открытого акционерного общества, создаваемого в процессе приватизации республиканской собственности» // [Электронный режим]: Режим доступа:h tt p://w ww .l ev on ev sk i. ne t/p ra vo/r az de lb/t ex t1527/i nd ex .h tm l < pravo/razdelb/text1527/index.html>. Дата доступа: 15.11.2016. 16. «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций» Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. №113 (ред. от 28 июля 2014 г. № 380) // зарегистрировано в НРПА Республики Беларусь 31.07.2014, 1/15211. 17. Порядок приватизации организаций, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь // [Электронный ресурс]: Режим доступа: h tt p://w ww .g ki .g ov .b y/i nf o-c en te r/s ta te-p ro pe rt y-f un d/p ri va ti za ti on/f or ms/c5b67c bc e8e0c0. ht ml < info-center/state-property-fund/privatization/forms/c b67cbce8e0c0.html>. Дата доступа: 10.10.2016. 18. Павловская, Л.П. Основы приватизации: учебно-методическое пособие / В.П. Павловская, Л.П. Булыгина. - Брест, -2004, 21-38с 19. Ракова, Е.Ю. Приватизация в Беларуси: цели, методы и результаты /Белорусский экономический журнал, №3, Е.Ю. Ракова - 2001 г., 97-105с. 20. Приватизация в производственной и социальной сферах / Зарубежный опыт. М.,2005.
|
|
|
Смотреть похожие работы * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|
|