Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 106014


Наименование:


Реферат Материальная и духовная культура. Обыденная и специализированная культура

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 17.4.2017. Год: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Материальная и духовная культура. Обыденная и специализированная культура( Э. А. Орлова, А. Я. Флиер)
2. Видовая структура художественной культуры (М.С. Каган)
3. Элитарная и массовая культура.

1. Материальная и духовная культура. Обыденная и специализированная культура
( Э. А. Орлова, А. Я. Флиер)

По характеру в структуре культуры выделяются две области: специализированная и обыденная культура(за основу взята модель Э. А. Орловой. В рамках каждой из них представлены три блока: организационный, познавательный и трансляционный.
Данная модель позволяет выявить соотношение универсальных и специфичных характеристик в строении определённой культуры. Обыденную культуру человек осваивает в процессе повседневного общения, т. е. через семью, друзей, одноклассников, соседей и т. д., через образцы деятельности, поведения, оценивания, обычаи и нравы. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке социализацией и инкультурацией личности. Через тесные спонтанные контакты люди овладевают знаниями, навыками и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. Взрослый человек практически всегда включён одновременно в профессиональную деятельность и в повседневную жизнь, он является носителем и той, и другой культуры.
Обыденная культура обычно не получает институционального закрепления, это часть повседневной реальности. Она нередко ограничена домом, районом, межличностными отношениями. Специализированная культура охватывает дальнее окружение человека и связана с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп. В связи с этим пространство культуры можно разделить на приватное, публичное и промежуточное. Примером приватного пространства выступает домашняя среда. Она обычно воспринимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и многих социальных норм. В публичном пространстве (театр, музей, ресторан, научная конференция и т. д.) человек в максимальной степени следует культурным условностям. В промежуточную зону может попасть, например, рабочее место или университет. Там существуют как неформальные отношения, дружеские, личные, так и официальные, служебные. Это область длительных и кратковременных отношений, пересечения больших и малых социальных групп, знакомых и незнакомых людей, а таким образом, обыденной и специализированной культур.
Культура представляет собой сверхсложную систему, в которой можно выделить два вида: материальную и духовную культуру. Следует сразу заметить, что данное структурирование - лишь методологический приём, в действительности же эти виды культуры тесно взаимосвязаны. Тем не менее традиционное деление целостности культуры на эти два вида удобно в познавательном плане, при этом каждый из них включает в себя структурные элементы, обладающие своей спецификой и в то же время несущие в себе качественные характеристики целого.
Материальная культура - это воплощение материализованных человеческих потребностей; включает все материальные артефакты, созданные человечеством, которые представляют собой реализацию системы идей. Сюда относятся физические объекты, созданные руками человека: орудия труда, жилища, сооружения, предметы быта, новые разновидности растений и породы животных, средства коммуникации и сам человек в своей материальной, физической сущности.
Зарождение культуры связано с вещами, орудиями, которыми человек воздействовал на окружающий мир. Животные также могут использовать различные природные предметы в процессе добычи пищи, но только человек оказался способен на создание новых предметов, расширяющих его возможности для удовлетворения своих потребностей. Этот созидательный процесс имел важные последствия. Действия с вещами требовали понимания их внутренних свойств, причин и возможных последствий собственных действий и многого другого, без чего невозможно выживание человека в мире. Необходимость же в таком понимании постепенно развивает абстрактно-логическую деятельность сознания, мышление. Вместе с совершенствованием предметного мира видоизменялись и условия жизни, развивалось познание окружающей среды, усложнялись отношения между людьми, и материальная культура всё более переплеталась с развивающейся духовной культурой, составляя системную целостность.
Духовная культура включает явления, связанные с сознанием, интеллектуальной и эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи, традиции, искусство, мифологию, религию, мораль, право, науку и т. д.). Это богатая и разнообразная сфера, в которой можно обнаружить всё, начиная от эмоционального мира отдельного человека и заканчивая религиозно-философскими системами, произведениями искусства и научными открытиями. Каждая вещь, созданная людьми, включает в себя их цели, идеи, знания. Это тоже результат деятельности человека, но сотворённый не руками, а скорее разумом, духом. Творческая деятельность в духовной культуре ведёт к тому, что она становится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли, который несравненно богаче реального мира. Рядом с образами наблюдаемой действительности в нём существуют мифические духи и боги, литературные герои, потусторонние миры и т. п. И хотя этот мир наполнен вымыслами, он существует по своим собственным законам и оказывает воздействие на реальную жизнь. Духовная культура чутко реагирует на внешние воздействия. Она улавливает малейшие изменения в жизни людей и отзывается на них собственными переменами.
Итак, мы рассмотрели, что человек по своей природе существо духовно-материальное, его деятельность распространяется в обеих сферах: он создаёт и потребляет пищу, одежду, жилища, технику, но в то же время он создаёт художественные ценности, формирует нравственные идеалы, делает научные открытия. Жизнь людей протекает одновременно в мире вещей (культура производства, культура быта, физическая культура) и в мире идей (мифология, религия, искусство, мораль, право, наука), о которых пойдет речь в следующих главах учебного пособия. Эти два мира неразрывно связаны и в совокупности составляют «вторую природу», т. е. собственно культуру. Теперь необходимо выяснить, какие функции выполняет культура в обществе.
Орлова Э.А. строит схему культуры, продолжая линию эволюционистов, и выделяет в ней две области - специализированную и обыденную. В специализированной области она выделяет три блока: 1) культурные аспекты социальной организации (хозяйство, политика, право); 2) социально значимое знание (религия, искусство, философия, наука); 3) каналы трансляции знаний и опыта (образование, просвещение, массовая культура). А.Я.Флиер добавляет еще четвертый блок - физическая и психическая репродукция, и рекреация человека (физкультура, медицина, досуг и т.п.)
А в области обыденной культуры выделены аналоги специализированной деятельности. Так, социально-организационному блоку соответствует домашнее хозяйство, межличностные отношения, мораль (нравственность). Блоку знаний - суеверия, обыденная эстетика, «народная мудрость». Трансляционному блоку - передача знаний и опыта посредством игр, слухов, бесед, советов и т.д. А блоку рекреации - физкультура, массовый спорт, знахарство, неорганизованные формы досуга, сон и т.п. Отметим, что мы не затрагиваем вопросы типологизации культур, но пытаемся выделить те формы культуры, не смотря на их разнообразие и многочисленность, которые присущи всем существовавшим культурам, то есть универсальные. К сожалению, схема, предложенная Э.А.Орловой, не дает возможности описания любой культуры (мы очень мало знаем про обыденную область культур, дошедших до нас лишь по археологическим данным или кратким описаниям, а часто вообще ничего не знаем), хотя, как очень правильно отмечает А.Я.Флиер, «целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры…» .
Попробуем вернуться к идее деления любой культуры на материальную и духовную сферы (области). Что будет входить в эти сферы? В материальную сферу будут входить 1) социальное устройство (государство - общество - семья, формы собственности, средства производства), 2) военное дело и 3) торговля (возможно, в форме натурального обмена). В духовную сферу - 1) религия (куда также относится мифология и идеология), 2) искусство (архитектура, живопись, музыка, танцы, ремесла и т.д.), 3) этика (если под этим словом подразумевать правила морально-нравственного поведения в данной культуре, социальные нормы общества и регулятивы, системы запретов) и 4) «обряды перехода» (рождения, половозрастные инициации, брачные церемонии, смерти и т.д.). Это те основные и самые крупные универсалии (формы культуры), которые будут присутствовать во всех культурах. Все эти формы культуры не изолированы друг от друга. Они взаимодействуют между собой, и одни из них могут быть составными частями других. Однако любая форма имеет свои отличительные признаки, которые с некоей определенностью выделяют ее среди других форм. Теперь, если мы представим культуру в виде круга, то в одной половине будет находиться духовная сфера, а в другой ........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.