Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 106562


Наименование:


Диплом Форма государства: понятие, элементы, виды.форма внутригосударственного (территориального) устройства

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 2.5.2017. Сдан: 2015. Страниц: 71. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
С.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика формы государства 7
1.1. Понятие и структура формы государства 7
1.2. Историческое развитие формы государства 11
Глава 2. Форма правления 15
2.1. Монархическая форма правления 15
2.2.Республиканская форма правления 22
Глава 3. Форма внутригосударственного (территориального) устройства.. 36
3.1. Унитарное государство. Автономные образования 36
3.2. Федерация 38
3.3. Конфедерация и другие межгосударственные объединения 44
Глава 4. Полиитческий (государственный) режим 47
4.1. Демократический режим 47
4.2. Антидемократические режимы 48
4.3. Режим чрезвычайного положения 49
Глава 5. Формы современной Российской Федерации 51
5.1.Форма правления 51
5.2.Форма внутригосударственного (территориального) устройства 52
5.3.Государственный (политический) режим 57
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67
Приложения 70

Введение


Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что изучение формы государства имеет не только теоретическое, но и первостепенное практическое политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
В теории государства и права, равно как и в некоторых общественных науках, рассматривается проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства. Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи. Множество теорий связано не только со сложностью государства как социального явления, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность затрагивает интересы различных социальных классов.
За всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга. Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и средних стадиях существования и развития человеческой цивилизации, но и во все последующие столетия и годы. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука. Государство это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассматривать государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же государство с точки зрения его формы, - это значит, в первую очередь, изучать его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления государственной власти. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства.
Для изучения формы государства, раскрытия ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания. Понятие «организации» предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы, так и всей системы в целом.
Форма государства - это сложное понятие, включающее три элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства - это не просто совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. «Форма - содержание» индивидуализирует каждое конкретное государство, которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Вот почему форму государства можно определить как такое устройство государства, в котором проявляются его основные характеристика и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политически силами в обществе.
Целью написания данной работы является всестороннее изучение формы (устройства) государства.
Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Изучить форму правления государств;
2. Рассмотреть формы национально-государственного устройства;
3. Описать формы государственно-правового режима;
4. Дать характеристику форме государства в Российской Федерации.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. На форму государства влияют национальный состав населения, территориальные размеры страны, исторические традиции народа. Например, небольшие по территории государства и мононациональные государства, как правило, являются унитарными. Монархические государства в современном мире, как правило, представляют собой дань исторической традиции. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются формы (устройства) государства, их общая характеристика, а также историческое развитие формы (устройства) государства.
Предметом исследования являются общие положения о формах государства в современном мире, их сущности и содержании, а также функционирование формы государственного устройства в России.
Методологической основой исследования выпускной квалификационной работы, для решения поставленных цели и задач работы, является совокупность различных общетеоретических методов: обобщение, элементы исторического анализа, сравнительно-правовой метод и иные методы исследования.
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Конституции и Уставы субъектов, законы субъектов России, договоры Российской Федерации и ее субъектов.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что проведенное комплексное исследование представляет интерес для работников и специалистов в области изучения предмета теории государства и права.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, пяти глав с подглавами, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


Глава 1. Общая характеристика формы государства


1.1. Понятие и структура формы государства


Понятие формы государства - это результат теоретического обобщения главных черт, признаков, присущих этому явлению - форме государства в конкретных странах. Форма государства - это фактически и есть государство, так как именно в форме проявляется существование государства, которое в принципе существует лишь в умах людей. То есть государство, будучи созданным человеческим умом, проявляется только в том, какую форму оно принимает, как оно «выглядит»; вместе с тем надо отметить, что государство обретает форму, строго отвечающую его сущности.
Форма государства - это совокупность существенных сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти. По мысли выдающегося русского ученого И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа.
Форма государства, т. е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.
Существование той или иной формы государства связано с различного рода факторами.
Среди факторов, обуславливающих специфику конкретной формы государства, большое значение имеет расстановка социальных сил, их представительство во власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации структуре всего государственного механизма, в антидемократических методах его деятельности. Действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные периоды, доказательством чего является, в частности, падение монархических режимов в результате Великой французской революции 1917 г. в России.
На форму государства большое влияние оказывает также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности).
Специфика конкретной формы государства зависит от культуры и тех традиций, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут служить монархические традиции в Великобритании. Вне исторического контекста невозможно, например, объяснить существование в современной Великобритании парламентской монархии).
На форму государства могут оказывать влияние и внешние силы. Так, смена форм правления в ряде восточно-европейских стран в результате Второй мировой войны имела своей предпосылкой присутствие в этом регионе Красной армии.
При анализе формы государства следует учитывать также и влияние международных связей. В современном мире даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. При многообразии связей менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государств и создают органы одинаковой функциональной направленности. Примером могут служить страны СНГ, которые используют (а иногда копируют) опыт государственного строительства других стран.
В определенной степени, хотя и косвенно, на форму государства оказывают влияние особенности его географического положения (Россия, Бразилия, Австралия).
Следует отметить, что существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на определенной ступени экономического развития. Республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе - лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев.
Однако необходимо отметить одно очень важное обстоятельство. Форма государства не представляет собой целостного явления. По существу, это лишь выбор основных параметров позиций, которые издавна представляются главными для характеристики государства: исходя из них государство может быть охарактеризовано наиболее полно.
Доказательством выше сказанного является то, что применительно к форме государства не могут быть выделены ее виды, ибо о таковых можно вести речь лишь применительно к целостным образованиям. Если обратиться к литературе, то можно заметить, что в ней ведется речь о видах формы правления, о видах формы государственного устройства, о видах государственного режима, но не о видах формы государства.
В этой связи безосновательно форму правления, форму государственного устройства и государственный режим именовать «элементами» формы государства. Ибо элемент - это всегда часть (функциональная единица) какого-либо целого. Перечисленные же явления представляют собой хотя и основные, но весьма разнообразные характеристики такой сложной системы, как государство.
Формы государства, как уже отмечалось достаточно древняя категория государствоведения, которая устраивала мыслителей того времени. Однако с тех пор и наука в целом, и методология исследования систем в частности ушли далеко вперед. И новейшие знания в изучении и характеристике государства как сложной социальной системы тоже нужно использовать. Так, с точки зрения современных представлений о системах можно сделать вывод, что «государственный режим» характеризует динамическую, функциональную сторону государства: то, как оно действует, властвует, какую политическую атмосферу создает в обществе, категории же «форма правления» и «форма государственного устройства» имеют непосредственное отношение к характеристике строения государства.
Формы правления - это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Основными видами формы правления являются монархия и республика. Форма государственного устройства - это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношение между государством в целом и его составными частями.
Таким образом, понятие формы государства охватывает:
а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
в) методы и способы осуществления государственной власти.
Основные виды государственного устройства: унитарное (простое) государство, федерация. Особо выделяется конфедерация, представляющая собой объединение независимых государств. (Приложение 1).
Одной из составных частей формы государства является государственный (политический) режим.
Государственный режим - это совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Причем это составная часть политического режима.
Политический режим - это функциональная характеристика политической системы и включающая в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов). Государственный режим опирается на право, а политический режим основывается не только на правовых, но и на иных социальных нормах (моральных, партийных, политических).
Основные виды государственного режима: абсолютизм, ограниченный дуализм, дуализм, парламентаризм, министериализм, партократия.


1.2. Историческое развитие формы государства


За всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.
Один из величайших мыслителей античности Платон исходил, например, из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших из благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, им выделялась и рассматривалась «законная монархия» - царская власть и «незаконная» - олигархия.
Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм. Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы.
О многообразии форм государства развивал свои взгляды и Аристотель - ученик Платона и вместе с тем его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство), как монархию, аристократию или политию-демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы - тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.
Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и в Древнем Риме. Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.), например, выделял, в зависимости от числа правителей, три простые формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию, а также народную власть - демократию) и смешанную форму.
Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и средних стадиях существования и развития человеческой цивилизации, но и во все последующие столетия и годы.
На протяжении истории форма государства подвергалась различным изменениям под влиянием социально-экономических, политических, идеологических факторов. Менялось и представление о понятии «форма государства». В современной науке под формой государства понимают особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, территориальное распределение власти и характер взаимоотношений центральной и местной властей, методы осуществления управленческой деятельности государства.
Изучая форму государств, мы пытаемся увидеть, как в них организованы власть и управление, какими методами они осуществляются и как организована жизнь людей на определенной территории.
В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы. Выделяются три главные формы государства: монократическая (единовластная), сегментарная (смешанная) и поликратическая (многовластная).
Для монократической формы главным является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного лица, принадлежать коллегии или конституцией может быть провозглашено, что вся власть принадлежит советам. Обычно эта форма связана с установлением обязательной идеологии, иногда - с закреплением государственной религии.
Прямая противоположность монократической государственной форме - поликратическая. Она опирается на те постулаты, которые монократическая форма отвергает. Существует разделение властей, действует местное самоуправление. В государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными выборами, партиципацией (участием) граждан в управлении государством, поисками консенсуса (согласия) и компромиссов, гарантиями прав граждан.
Сегментарная государственная форма - промежуточная. Она предполагает известное разделение ветвей власти, ролей по управлению государством, но не имеет системы «сдержек и противовесов». Решающая роль принадлежит исполнительной власти, роль судов традиционно слабы, а парламент принижен. Местное самоуправление может быть предусмотрено в отдельных звеньях административно-территориального деления, но выборные органы находятся под жесткой опекой назначенных чиновников. Права человека и гражданина провозглашаются конституциями, но они систематически нарушаются государственными органами, а в государственном режиме преобладают авторитарные методы управления.
Для отечественного государствоведения и правоведения 60-70-х годов было представление о форме государства как институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. Позже вплоть до настоящего времени, в научной литературе утвердилось мнение, согласно которому форма государства состоит из формы государственного режима. Данное глубоко обоснование мнение преобладает не только в отечественной, но и в зарубежной литературе.
Таким образом, форма государства, будучи объективной, по своим исходным основам - закономерностям функционирования и развития государства, несет также печать случайного и субъективного. Чтобы выявить закономерности, оказывающие решающее значение на развитие формы государства, используется метод классификации. Все конкретные формы государства делятся на виды. Основанием классификаций берутся три главных компонента формы государства - форма правления, форма государственного устройства и политический режим.


Глава 2. Форма правления


2.1. Монархическая форма правления


Форма правления зависит от того, где находится верховная власть, а верховная власть является законодательной (невозможно предположить, чтобы низшая власть предписывала высшей или чтобы кто бы ни было, кроме верховной власти, издавал законы). Форма правления показывает, как образуются высшие органы, ........


Список использованных источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Литература

Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. М.: Юрист, 2003. 487 с.
Бабаев В. Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрист, 2005. 451 с.
Власов В.И. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 516 с.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Омега - Л, 2004. 608 с.
Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. М.: Статут, 1996. 563 с.
Илютченко Н.И. Основы государства и права: Хрестоматия. М.: Омега - Л, 1997. 602 с.
Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. 458 с.
Коваленко А.И. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: Юрист, 2004. 487 с.
Колюшкина Л.Ю., Лавриненко Н.И. Теория госудраства и права: Учебник для вузов. Ростов-н/Дону: Феникс, 2007. 389 с.
11. Комаров С. А. Теория государства и права: Учебник. СПб.: Питер, 2006. 512 с.
12. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2011. 634 с.
13. Локк Д. Избранные философские произведения. М.: Юрист, 1960. 356 с.
14. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2000. 374 с.
15.Марченко М.Н. Общая теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Статут, 2008. 473 с.
16. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Юрист, 2009. 516 с.
17. Оксамытный В. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт-Издат, 2004. 472 с.
18. Соколов А.Н. Теория права и государства: Учебное пособие. Калининград: Янтарная сказка, 2002. 401 с.
19. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2004. 455 с.
20. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Учебное пособие. М.: Юрайт-Издат, 2002. 318 с.
21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 1998. 502 с.
22. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М.: Юрист, 2005. 472 с.

3. Материалы из периодических изданий

23. Баглай М.В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. 2006. N 11. С. 22.
24. Брезгулевская Н.В. Федерация и федерализм: виды и модели // Право и политика. 2004. N 7. С. 37.
25. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. 2006. N 10. С. 15.
26. Лучин В.О. Конституционный строй России: основные политико-правовые характеристики // Право и политика. 2007. N 10. С. 31.
27. Семенов В. В. Форма государства // Преподавание истории в школе. 2008. № 1. С. 6.
28. Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Закон и право. 2004. № 1. С. 13.
29. Чиркин В.Е. О публичной власти (постановка проблемы) // Государство и право. 2003. N 10. С. 25.
30. Чиркин В.Е. О некоторых проблемах реформы Российской Конституции // Государство и право. 2004. N 6. С. 23.
31. Юрков А. Процесс пошел: хорошо, что в обратную сторону // Российская газета. 2005. № 6. С. 19.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.