На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Льготные пенсии в связи с особыми условиями труда. Пенсии за иные работы с особыми условиями труда. Перечень профессий с особыми условиями. Суммирование работ с разными условиями труда. Пенсии по старости в связи с собыми условиями труда в ХМАО.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 03.02.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
ОГЛАВЛЕНИЯ
Введение
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЬГОТНЫХ ПЕНСИИ В СВЯЗИ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА
1.1
Льготные пенсии в связи с особыми условиями труда
2.ПЕНСИИ ЗА ИНЫЕ РАБОТЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА
2.1 Перечень профессий с особыми условиями труда
2.2 Суммирование работ с разными условиями труда
3.ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В СВЯЗИ С ОС
ОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА В ХМАО..
Заключение
Глоссарий
Список литературы
Таблица
Введение.
Право граждан РФ на пенсионное обеспечение гарантируется Констит
уцией РФ (ст. 39). При этом граждане Российской Федерации пользуются равными правами на получение пенсий. Это, однако, не обозначает уравниловки в данной сфере.
Как известно общим условием назначения пенсии по возрасту является достижение мужчинами 60 лет, женщинам - 55 лет (общий пенсионный возраст) при стаже работы соответственно 25 и 20 лет. Однако, бывают и исключения. При определении размера и момента получения права на пенсию гражданина, используются разные показатели. Среди них важное место занимают условия труда работника. Вполне естественно, что государство устанавливает дополнительные льготы и гарантии гражданам, занятым на вредных, тяжелых и опасных производствах.
К таковым, согласно пенсионному законодательству РФ относятся производства, профессии, должности и показатели, предусмотренные Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением Министров РФ от 26 января 1991 г. № 10. с дополнениями и изменениями на 20 июля 1995г.
В наше время, когда ценности общества стали объектом критического анализа, когда вопросы социальной защиты лиц, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда постоянно обсуждаются во всех уровнях государственной власти, когда постоянно совершенствуется законодательство по указанным вопросам, бывает очень сложно даже специалисту разобраться во всех хитросплетениях законодательных актов.
Запутанность российского пенсионного законодательства признается даже специалистами Чупрова Е.В. Право на пенсионное обеспечение и его реализация в условиях рыночной экономики. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1991, с. 3; Сорк М. К лабиринту закона о пенсиях // Закон, 1996 № 4, с. 29; и др.. Что уж тут говорить об обычных гражданах, вынужденных зачастую отстаивать в спорах с чиновниками свое право на какие-либо доплаты или льготы? Многие нормы законодательства о пенсионном обеспечении противоречат друг другу, еще большее количество законодательных норм по разному толкуются право примирителем . Толкованием норм о пенсионном обеспечении занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации, что, вообще говоря, не входит в его компетенцию.
Однако, и так уже в крайне сложном законодательстве появляются д
ополнительные лакуны, еще больше усложняющие ситуацию. Примером может служить ситуация, когда в 1998 г., разумеется, из самых благих побуждений, но в общем-то по формальным основаниям, определением Верховного Суда Российской Федерации был отменен действовавший с 1992 г. Порядок представления и оформления документов для назначения пенсии. Взамен должен был быть разработан новый, но принятие его затянулось. Таким образом, важный процессуальный документ, содержание которого не вызывало значительных нареканий, был отменен, а вместо него образовалась правовой вакуум Вульф Л. От порядка к беспорядку / Как оформить пенсию. Библиотечка журнала «Социальная защита». М., 2004, с. 57..
В этих условиях каждому гражданину должно быть очевидно, что в Российской Федерации, несмотря ни на какие трудности, должна постоянно проявляться забота о тех, кто трудился на благо страны, рискуя своим здоровьем.
Все вышеизложенное и обуславливает актуальность данной курсовой работы.
Структурно данная работа будет состоять из 3-х параграфов. В первом, я рассмотрю общие условия назначения льготных пенсий и расскажу про списки №1 и №2; во втором - расскажу про пенсии за иные работы с особыми условиями труда. Третий параграф будет посвящен иным случаям назначения пенсий в связи с особыми условиями труда в ХМАО;.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЬГОТНЫХ ПЕНСИИ В СВЯЗИ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА.
1.1
Льготные пенсии в связи с особыми условиями труда.

Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в нашей стране, как ни в какой другой, получили широкое развитие. Такие пенсии устанавливаются при пониженном на 5 или 10 лет пенсионном возрасте за работу в течение определенного времени в неблаго-приятных или опасных для здоровья человека условиях, в том числе для женщин. Период подобной трудовой деятельности именуется специальным трудовым стажем. Обычно для назначения пенсии помимо соответствующего специального трудового стажа необходим и определенный общий трудовой стаж.
Из числа ежегодно выходящих на пенсию по старости каждый шестой-седьмой получает ее в возрасте 50--55 и 45--50 лет (соответственно мужчины и женщины). Общая численность таких «молодых» пенсионеров по старости, т. е. тех, кто не достиг обычного пенсионного возраста, приблизительно около 2 млн. человек (примерно 7% всех пенсионеров по старости). В чем причина создавшейся ситуации, которая весьма обременительна для общества, вынужденного выделять значительные
ресурсы на выплату таких пенсий! Объясняется все просто. В течение десятилетий наше государство экономило на внедрении современных технологий, создании на производстве здоровых и безопасных условий труда. Оно не без оснований полагало, что за счет предоставления пенсионных льгот можно привлечь и закрепить кадры, заинтересовать их ради более раннего выхода на пенсию трудиться в таких условиях. В современный трудный для России период пре-образования экономических отношений положение не изменилось.
Несмотря на провозглашение намерения прекратить дальнейшее расширение пенсионного обеспечения по старости при пониженном пенсионном возрасте, фактически оно происходит. Первоначально российский пенсионный закон предусматривал лишь четыре основания для снижения пенсионного возраста в зависимости от особых условий труда. Все эти основания действительно обусловлены выполнением работ с неблагоприятными и опасными условиями труда, а для женщин также работ с повышенной интенсивностью и тяжестью. В дальнейшем появились еще девять оснований. Это свидетельствует о том, что пенсионное обеспечение все еще используется в корпоративных интересах отдельных групп и федеральных органов. Снижением пенсионного возраста вновь пытаются устранить существенные недостатки в организации охраны и безопасности труда, в технологиях производства. Таким образом, заверение о намерениях расходится с практикой принятия конкретных управленческих решений.
В Концепции реформы пенсионного обеспечения Российской Федерации, одобренной Правительством, предусматривается осуществление упорядочения пенсионных льгот в связи с особыми условиями труда. Определена и цель этого: «сократить нерациональные затраты государственного пенсионного обеспечения и обеспечить достижение большей социальной справедливости при назначении пенсий». Содержание Концепции в этой части можно сформулировать предельно кратко: упразднить государственные пенсии, назначаемые в связи с особыми условиями труда; перевести пенсионное обеспечение в свя-зи с неблагоприятными условиями труда в негосударственное русло с финансированием расходов за счет работодателей и работников и, в конечном счете, снять все расходы на выплату таких пенсий с Пенсионного фонда.
Подход к решению затронутой проблемы многие специалисты видят в другом -- в немедленном прекращении в централизованном порядке, прежде всего, дальнейшего расширения пенсионного обеспечения по старости при пониженном пенсионном возрасте. Необходимо также разработать, по примеру других стран, перечень соответствующих производств и работ, где объективно не могли в прошлом, не могут ныне и не смогут в ближайшей перспективе быть устранены вредные и опасные для здоровья человека условия труда (подземные работы, взрывные работы, работы в кессонах и т.п.). Пенсии при пониженном пенсионном возрасте за длительное выполнение таких работ по-прежнему должны быть государственными, находиться в орбите действия государственного (обязательного) пенсионного страхования. Что касается других работ с фактически сложившимися неблагоприятными условиями труда, которые включены в соответствующие списки без учета возможности создания нормальных или близких к нормальным условий труда, то назначение пенсий при пониженном пенсионном возрасте за работу в таких условиях должно некоторое время продолжаться. Вместе с этим необходимо определить реальный срок, в течение которого условия труда могут быть и должны быть существенно приближены к нормальным. После наступления указанного срока соответствующую работу не следует считать такой, с выполнением которой связано снижение пенсионного возраста. Предлагаемый процесс реформирования пенсионного обеспечения в связи с особыми условиями труда долог и труден, но справедлив. Как известно право на пенсию по общим основаниям зависит только от двух условий - возраста и общего стажа. Обращение за пенсией может последовать в любой момент после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком. Льготные условия назначения пенсий состоят в том, что снижается возраст выхода на пенсию и сокращается стаж. Возможно снижение возраста и без сокращения стажа. При этом в расчет берется как общий, так и специальный стаж либо только общий стаж право социального обеспечения. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2002. С. 79.. Закон РФ от 20.07.2000 г. «О государственных пенсиях в РФ» предусматривает возможность предоставления пенсий по ста-рости (по возрасту) до достижения обычного пенсионного возраста, т.е. мужчинам ранее 60, а женщинам ранее 55 лет. Такие пенсии назна-чаются, в частности, лицам, длительно занятым на работах с особыми, т.е. фактически с неблагоприятными, условиями труда. При этом всегда снижается пенсионный возраст, а стаж может и не снижаться. Решающим здесь является то обстоятельство, насколько потенциально может сказаться на здоровье работника труд в этих условиях. Нельзя не отметить, что в ряде случаев снижение возраста играет и стимулирующую роль. Льготные пенсии в связи с условиями труда назначаются независимо от места последней работы, т.е. от того, в какой период трудовой деятельности имелся специальный трудовой стаж Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения М., 2001. С. 124.
.
Анализ данных, содержащихся в табл.1, позволяет сделать следующие выводы. Большинство оснований касаются как мужчин, так и женщин (11 из 13), два основания относятся лишь к женщинам. Нетрудно заметить, что принимаемые в последние годы решения устанавливают весьма значительные преимущества в пенсионном обеспечении для некоторых категорий работников, их содержание в большей степени относится не к пенсии по старости, а к пенсии за выслугу лет (см. п. «г», «
З.», «к», «о», «л», «м»). Необходимый трудовой стаж составляет половину общего трудового стажа (см. п. «а», «б», «д.», «е», «ж», «и») или несколько больше половины (см. п. «в», «З.», «к»). В трех случаях нужен лишь специальный трудовой стаж (п. «г», «о», «л»). Обычно для женщин предусмотрен возраст ниже на 5 лет, чем для мужчин, однако в двух случаях он для них одинаков (см. п. «о», «л»).
По снижению возраста в наибольшей степени выделяются основания, указанные в п. «л» (возраст 40 лет как для мужчин, так и для женщин), п. «а» (возраст для мужчин 50 лет, а для женщин 45 лет), а также п. «а» (возраст для мужчин 50 лет).
Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, утверждаются, когда это предусмотрено законом, в порядке, определяемом Правительством РФ по согласованию с Пенсионным Фондом России. Следовательно, во всех этих случаях Правительство РФ вправе само утверждать списки или поручать утверждать их, например, Минтруду, но также по согласованию с Пенсионным фондом России. В одном случае перечень соответствующих должностей утверждается, согласно закону, МВД (п. «о»). (таблица №1).
В отношении работ, которые указаны в п. «а» и «б» (таблица №1) ст. 12 Закона 1990 г., по решению Правительства России применяются утвержденные Постановлением Министров РФ от 26 января 2003 г. № 10 два списка (с дополнениями и изменениями, внесенными Постановлением Министров РФ от 23 июля 2003 г. № 497 и от 9 августа 2002 г. № 591): Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Соответствующие списки и перечни к п. «г», «д.», «ж», «о» утверждены непосредственно Правительством РФ, по другим пунктам они не утверждались, поскольку этого не требовалось. Разъяснения о порядке применения списков и перечней издавались и издаются до сих пор соответствующими органами труда. Общее разъяснение о порядке применения списков работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 781 Закона 1992г. право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, издано Минтрудом по согласованию с Минсоцзащиты РФ и Пенсионным фондом РФ 22 мая 1994 г.Некоторые особенности установлены для назначения пенсии в соответствии с п. «а» и «б» ст. 12 Закона 2000 г. В данных случаях допускается установление пенсии при пониженном возрасте и при неполном специальном стаже.
Условия для частичного снижения возраста при назначении пенсии по п. «а» ст. 12 Закона 1992г. -- наличие не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, т. е. специальный стаж не менее 5 лет у мужчин и 3 года 9 месяцев у женщин (50% от 10 лет и 50% от 7 лет 6 месяцев), и общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет (соответственно для мужчин и женщин). Таким гражданам пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год указанной работы.
В таблице №2 отражено пониженного пенсионного возраста при неполном специальном трудовом стаже (п. «а» ст. 12 Закона 1992г.).
Условия для частичного снижения возраста при назначении пенсии по п. «б» ст. 12 Закона 1991г. -- наличие не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, т. е. «специальный стаж не менее 6 лет 3 месяцев у мужчин и 5 лет у женщин (50% от 12 лет 6 мес. и50% от 10 лет) и общий трудовой стаж не менее 25 и 20 лет (соответственно для мужчин и женщин). Таким гражданам пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев указанной работы мужчинам и за каждые 2 года указанной работы женщинам.
Ниже приводится таблица (табл. 3) пониженного пенсионного возраста при неполном специальном трудовом стаже (п. «б» ст. 12 Закона 2001г.).
Подчеркнем, что для применения этого правила необходимо иметь не менее половины специального трудового стажа. Ко всем остальным пунктам ст. 12, кроме п. «а» и «б», данное правило не относится.
Всего особых условий труда, как отмечалось, 13 (см. табл. 1). В каждом пункте от «а» до «м» указана определенная работа. Не так уж редко многие граждане выполняли различную работу из числа перечисленных в ст. 12 Закона
1991 г. Вполне очевидно, что различные виды трудовой деятельности, являющиеся основанием для снижения пенсионного возраста, необходимо как-то суммировать и с учетом общей их продолжительности определять пониженный пенсионный возраст.
В Законе определен следующий принцип суммирования: к работе с менее тяжелыми условиями труда присоединяется работа с более тяжелыми или равными условиями труда. Принцип, по которому определяется основание для назначения пенсии в связи с особыми ус-ловиями труда, следующий: пенсия назначается по тому основанию из числа работ, включенных в специальный стаж, которое даст наименьший объем льгот.
Ниже приводится таблица (табл. 4), в которой перечисляются виды работ с особыми условиями труда и иная работа, также включаемая в специальный трудовой стаж. Действующее ныне пенсионное законодательство Российской Фе-дерации в части, касающейся пенсий по старости в связи с особыми ус-ловиями труда, представляет собой итог определенного компромисса решений, разрабатывавшихся применительно к пенсионным Законам.
Как уже отмечалось, российским Законом «О государственных пенсиях» от 20 ноября
2001 г. предусмотрены пенсии по старости и трудовые пенсии независимо от возраста по спискам № 1 и № 2 (п. «а» и «б» ст. 12). По Списку № 1 пенсия назна-чается мужчинам, достигшим 50 лет, и женщинам - 45 лет, если они, имея общий трудовой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет, труди-лись не менее 10 и 7,5 лет на подземных работах, на работах с вредны-ми условиями труда и в горячих цехах, т.е. на льготных условиях. Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность всей трудовой и иной обще-ственно полезной деятельности данного лица, учитываемой при назна-чении пенсии в соответствии с разд. VI Закона. Суммарная продолжи-тельность определенной трудовой деятельности (службы), с учетом ко-торой устанавливается пенсия в связи с особыми условиями труда или за выслугу лет, именуется специальным трудовым стажем (ст. 88 Зако-на). Если право на пенсию зависит от продолжительности и общего и специального трудового стажа, подсчет общего трудового стажа про-изводится с включением в него специального. Так, у лица, проработав-шего 30 лет, в том числе 10 лет на работах, предусмотренных Списком № 1, общий трудовой стаж составляет 30, а специальный - 10 лет.
В отличие от Закона 1956 года в настоящее время пенсия по Списку № 1 может быть назначена и при неполном специальном трудовом стаже, однако если он составляет не менее половины от требуемого. Для мужчин это 5 лет, а для женщин - 3 года 9 мес. (ч. 2 п. «а» ст. 12 Закона). При этом требования к продолжительности общего трудового стажа сохраняют-ся, а пенсионный возраст повышается в зависимости от продолжитель-ности имеющегося специального стажа. При 9-летнем специальном стаже мужчинам пенсия по Списку № 1 может быть назначена в 51 год, при 8-летнем - в 52 года, при 7-летнем - в 53, 6-летнем - в 54 года, при 5-летнем - в 55 лет. Женщинам пенсия по Списку № 1 назначается в 48 лет при наличии 7-летнего специального стажа, в 49 лет - 6-летнего, в 50 лет - 5-летнего, в 51 год - 4-летнего. При специальном стаже не ме-нее 3 лет 9 месяцев пенсия может быть назначена по достижении жен-щиной 52 лет.
Следует обратить внимание еще на одну особенность Закона «О государственных пенсиях» Лица, занятые на подземных и на открытых горных работах, вправе получать пенсию не только по старости, но и за выслу-гу лет. Последняя назначается работникам (включая личный состав горноспасательных частей), непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они трудились на ука-занных работах и в профессиях не менее 25 лет. Работникам ведущих профессий на этих работах - горнорабочим очистного забоя, проход-чикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных вые-мочных машин - пенсия за выслугу лет назначается, если они были за-няты на таких работах не менее 20 лет. Таким образом, при назначе-нии указанным работникам пенсии за выслугу лет требования к про-должительности их специального трудового стажа по сравнению с пен-сионным обеспечением по старости по Списку № 1 повышаются. Одна-ко при этом не предъявляется требований к возрасту. Чем раньше шахтер приобрел специальный трудовой стаж, тем в более раннем воз-расте он может получить пенсию за выслугу лет.
Занятым на работах с тяжелыми условиями труда (п. «б» ст. 12 За-кона) пенсия по старости по Списку № 2 устанавливается: мужчинам - по достижении 55, женщинам - 50 лет при общем трудовом стаже соот-ветственно не менее 25 и 20 лет и специальном - не менее 12,5 и 10 лет. По Списку № 2, как и по Списку № 1, может быть назначена пенсия при неполном специальном стаже. Согласно ч. 2 п. «б» ст. 12 Закона «О государственных пенсиях», гражданам, имеющим не менее половины требуемо-го стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия устанавлива-ется с уменьшением обычного пенсионного возраста на один год за каждые два года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам. Это означает, что мужчинам, имеющим специальный трудовой стаж 10 лет, пенсия по Списку № 2 может быть назначена в возрасте 56 лет, 9 лет - в возрасте 57 лет, не менее 6 лет 3 месяцев (т.е. не менее половины от требуемого) - в возрасте 58 лет. Женщинам пенсия по Списку № 2 назначается при 8-летнем специальном стаже в возрасте 51 год, при 6-летнем - в возрасте 52 года, не ме-нее 5 лет - в возрасте 53 года.
Если же продолжительность общего трудового стажа не достигает установленной п. «а» и «б» ст. 12 Закона либо продолжительность спе-циального составляет менее половины от требуемого, то пенсия по Спискам № 1 и № 2 не может быть назначена.
Пункты «а» и «б» ст. 12 пенсионного Закона называют работы с особыми условиями труда в укрупненном виде. Для определения права на пенсию конкретного лица выполнявшиеся им работы соотносятся не с формулировками названных правовых норм, а с весьма объемны-ми Списками № 1 и № 2. Утверждение этих Списков отнесено к компе-тенции Правительства Министров РФ 2 октября 2001 г. принял постановление № 517 «О пенсиях на льготных условиях по ста-рости (по возрасту) и за выслугу лет». Согласно этому постановлению, при назначении пенсий в соответствии с российским пенсионным Зако-ном с 1 января 2002 г. применяются следующие Списки, утвержденные Министров РФ от 26 января 2001 г. № 10 (с изменениями и дополнениями от 23 июля 2001 г. № 497 и от 9 августа 2001 г. № 591):
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возра-сту (по старости) на льготных условиях, и Список № 2 производств, ра-бот, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми ус-ловиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Таким образом, при назначении пенсий по Закону «О государственных пенсиях» применяются те Списки № 1 и № 2, которые были подготовлены и утверждены в соответствии с пен-сионным Законом РФ. Но поскольку такое применение санкциони-ровано российским Правительством, правоприменительными органами данные Списки именуются также Списками, утвержденными Законодательством РФ. В связи с этим можно отметить дело по жалобе гражданки Михеевой Е.И. на п. «в» раздела XXIV Списка № 2 рассмотренное в открытом судебном заседании Верховного Суда РФ 5 января 2001 г.
Список № 1 состоит из 24 разделов, а Список № 2 - из 34. Оба пре-дусматривают, в частности, горные работы, металлургическое произ-водство как черных, так и цветных металлов, металлообработку, хими-ческое произво
дство, производство строительных материалов, целлюлозно-бумажное производство, полиграфическое производство, транс-порт, работы с радиоактивными веществами и др. В обоих Списках есть раздел «Общие профессии», в который включены профессии, сквозные для многих производств. Списки содержат 2,2 тыс. наимено-ваний профессий и должностей Азарова Е.Г. Новое в законодательстве о пенсионном обеспечении. М., 2004. С. 43.
.
Министерству труда и Министерству социальной за-щиты населения Российской Федерации предоставлено право по согла-сованию с Пенсионным фондом и с профсоюзами давать разъяснения о порядке применения Списков № 1 и № 2. Руководителям предприятий (объединений) и организаций предп
исано определять с участием проф-союзов перечень рабочих мест, наименование профессий и должно-стей, работникам которых в соответствии с указанными выше Списка-ми установлено льготное пенсионное обеспечение, и знакомить с ними трудящихся.
Приказом Министерства труда и занятости населения РФ и Ми-нистерства социальной защиты населения РФ от 8 января 2002 г. утверждено разъяснение № 1 о порядке применения на территории России Списков № 1 и № 2.
Российские органы социальной защиты населения при назначении пенсий по Спискам № 1 и № 2 от руководителей предприятий, учреждений, организаций, представляющих своих работников к назначению пенсии, не требуют в подтверждение права на пенсию данные о резуль-татах аттестации рабочих мест, заключение органов государственной экспертизы условий труда, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на конкретном рабочем месте. Право на пенсию определяется на основании записей в трудовой книжке, а если в Списках указываются дополнительные показатели или условия, при которых может быть назначена пенсия (например, класс опасности получаемых или применяемых вредных веществ, заня-тость на горячих участках и т.п.), такие сведения должны быть под-тверждены уточняющими справками с места работы со ссылками на соответствующие документы.
Списки применяются независимо от ведомственного подчинения и используемых форм собственности на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах. Право на пенсию по Спискам № 1 и № 2 имеют работники, посто-янно в течение полного рабочего дня занятые выполнением работ, предусмотренных названными Списками. Под занятостью в течение полного рабочего дня понимается выполнение таких работ в течение не менее 80% рабочего времени. Подготовительные, вспомогательные, текущие ремонтные работы, а также работы вне своего рабочего мес-та, но в целях обеспечения исполнения работником его трудовых функ-ций, включаются в указанное рабочее время. При одновременной заня-тости на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Спи-сками № 1 и № 2, пенсия назначается по Списку № 2. Если совмещае-мые работы как предусмотрены, так и не предусмотрены Списком, то при занятости на работах, предусмотренных соответствующим Спи-ском, менее 80% рабочего времени периоды выполнения совмещаемых работ в специальный стаж не засчитываются ( п. 2 и 3 разъяснения Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 8 января 2002 г. № 1).
В Списках № 1 и 2 профессии и должно-сти соответствуют Единому тарифно-ква-лификационному справочнику работ и про-фессий рабочих (ЕТКС), введенному в дей-ствие в2001-2003 гг., а также Квалифика-ционному справочнику должностей руково-дителей, специалистов и служащих. Они обязательны для применения на предприятиях и в организациях всех от-раслей экономики Российской Федера-ции независимо от форм собственности. ЕТКС состоит из 72 выпусков, включаю-щимися к ним тарифно-квалификационными характеристиками работ (ТКХ) помещены в соответствующих разделах выпусков ЕТКС. Во всех случаях тарифицировать рабо-чего и присваивать ему наименование про-фессии следует по тому разделу ЕТКС, в котором предусмотрены соответствующие производства и выполняемые им работы.
При этом тарифицируемая конкретная работа, которая практически выполняет-ся рабочим, сопоставляется с соответст-вующими работами, описанными в ТКХ, а также с типовыми примерами работ, по-мещенными в справочнике или в допол-нительных перечнях примеров работ. Некоторые категории работающих - работники локомотивных бригад, летного состава, плавсостава, горноспасатель-ной и газоспасательной служб, военизи-рованной службы по предупреждению возникновения и по ликвидации откры-тых газовых и нефтяных фонтанов, военизированной охраны - по ЕТКС не та-рифицируются. Их права и обязанности регламентируются уставами и специаль-ными положениями.
Следует отметить, что изданный в 2003 году Общероссийский классифика-тор не пригоден для его использования при организации работы по льготному пенсионному обеспечению, т.к. его раз-работчики не учли практику применения пятизначных кодов Общесоюзного клас-сификатора, взятого за основу при раз-работке Списков № 1 и 2. Часто при рассмотрении пенсионных дел обнаруживается, что в трудовую книжку рабочего записаны устаревшие наименова-ния профессий, которые в дальнейшем бы-ли изменены в связи с неблагозвучностью или унификацией (объединением несколь-ких родственных профессий в одну). В свя-зи с этим требуется правильно определить новое наименование профессии работника и установить его право на льготное пенси-онное обеспечение по Спискам № 1 и 2. В данном случае для определения действую-щего (нового) наименования профессии или должности исходя из ранее действо-вавшего (старого) наименования и наобо-рот служат 67-й и 68-й выпуски ЕТКС, кото-рые являются сборниками таблиц прямого и обратного поиска наименований профес-сий Чернышев С. Пенсии в связи с особыми условиями труда // Пенсионное обеспечение, 2003, № 3. С. 41-42..
При сопоставлении выполняемой работы со Списками № 1 и № 2 и ЕТКС зачастую возникает проблема несоответствия названий профессий. Это бывает в тех случаях, если на отдельных предпри-ятиях допускается местное (произволь-ное) наименование профессий. В этом случае тождественность ме-стного наименования профессии и на-именования, предусмотренного ЕТКС и Списками № 1 и 2, устанавливается пу-тем сравнения характера фактически выполняемой работы с характеристи-ками работ по профессиям действовав-ших в то время ТКС или ЕТКС.
Далее определяется наименование профессии, которое следовало бы уста-новить рабочему за выполняемую им ра-боту. В данном случае тождественность профессий определяется на основании документов, подтверждающих характер выполняемой работы и ее соответствие характеристике, предусмотренной ука-занными справочниками. Но бывают ситуации, когда в трудовой книжке указана профессия, которая со-держится в ЕТКС, то есть она уже юриди-чески существует и права на пенсию по Спискам № 1 и 2 не дает.
Однако предприятие настаивает на том, что это наименование профессии ус-тановлено работнику неправильно, ссылается на характер выполняемых им работ и просит установить ему наименование про-фессии, которое содержится в Списке № 1 или 2 и, по мнению предприятия, тождест-венно записанному в трудовой книжке.
В данном случае тождественность на-именований профессий не может устана-вливаться.
В тех случаях, когда рабочий выполня-ет работы разных профессий, наимено-вание профессии устанавливается по ос-новной работе с учетом наибольшего удельного веса выполняемых работ Чернышев С. Пенсии в связи с особыми условиями труда // Пенсионное обеспечение, 2003, № 3. С. 42-43..
Решение этих вопросов возложено в настоящее время на Государственную экспертизу условий труда. В своих действиях она руководствуется Методичес-кими рекомендациями государствен-ному эксперту для проведения экспертизы условий труда, утвержденными заместителем министра труда РФ 30 августа 2001 года. Круг ее полномочий таков:
- сопоставить утвержденный пред-приятием Перечень рабочих мест, наи-менования профессий и должностей, работникам которых положена льгот-ная пенсия, со Списками производств, работ, профессий, должностей и пока-зателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
- сравнить тождественность наиме-нования профессии рабочих и должно-стей руководителей, специалистов и служащих по данным первичного уче-та предприятий и организаций и записи в трудовых книжках с наименования-ми, предусмотренными ЕТКС и КС. При необходимости проверить соот-ветствие состава работ, предусмотрен-ных по соответствующим профессиям и должностям в первичных документах (нормах, нарядах, рапортах, должност-ных инструкциях и т. п.), составу работ по ЕТКС и КС;
- проверить документы, направляе-мые предприятием в органы социаль-ного обеспечения для назначения льготных пенсий, на соответствие их результатам аттестации рабочих мест и спискам производств, работ, профес-сий, должностей и показателей, по ко-торым устанавливаются льготные пенсии, правильность их оформления.
В случаях, когда в представленных организацией документах для назначе-ния льготных пенсий нет полных дан-ных о характере и условиях труда ра-ботников конкретных должностей и профессий, определяющих их право на эту пенсию, в соответствии с разъяснением Минтруда № 58-ЕК «О назначении работникам льготных пенсий» от 15.11. г. во внимание принимаются экспертные заключения органов Госу-дарственной экспертизы условий труда Российской Федерации.
При возникновении спорных вопро-сов об обоснованности экспертных за-ключений решение по ним принимает департамент охраны труда Министер-ства труда Российской Федерации, вы-полняющий и функции Всероссийской государственной экспертизы условий труда. Тем не менее, на практике все еще возникают проблемы, связанные с тем, что Пенсионный фонд находит возможным оспаривать отдельные заключения Госэкпертизы, зачастую ее решения не принимаются во внимание органами социальной защиты. По таким случаям очень четкую позицию занял Верховный Суд РФ, который письмом от 02.08.02 г. № 4164-5/общ. довел до сведения нижестоящих судов разъяс-нение Минтруда России № 58-ЕК и ре-комендовал использовать его при рас-смотрении споров, связанных с вопро-сами льготного пенсионного обеспече-ния.
2.ПЕНСИИ ЗА ИНЫЕ РАБОТЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА.
2.1 Перечень профессий с особыми условиями труда.
Пенсия в связи с особыми условиями труда назначается мужчинам по достижении 55 лет при наличии не менее 25 лет общего трудового стажа и женщинам по достижении 50 лет и при наличии не менее 20 лет общего труд
ового стажа, если они не менее половины требуемого ста-жа (т.е. соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет) трудились:
- в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных ка-тегорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - по Списку профессий и должностей (п. «д» ст. 12 За-кона). Список таких профессий и должностей утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. № 272. Он действует с учетом разъяснения Минтруда Российской Федерации от 11 июня 2002 г. .№ 5а. К последнему приложен Перечень ранее приме-нявшихся наименований профессий и должностей работников железно-дорожного транспорта и метрополитена, работа в которых дает право на пенсионное обеспечение по п. «д» ст. 12 Закона;
- в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, в рудниках, разрезах и рудных карьерах на вывозке угля, сланца, руды, породы ( п. «д» ст. 12 Закона);
- в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непос-редственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (п. «е» ст. 12 Закона). Право на пенсию имеют все руководители, специалисты и рабочие, не-зависимо от наименования профессий и должностей, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных и иных работах, предусмот-ренных п. «е» ст. 12 Закона. К ним не относятся, например, работники служб обеспечения: повара, водители автотранспорта, работники снаб-жения и т.п. Период работы непосредственно в полевых условиях от полугода до года учитывается за год работы, менее полугода - по фактической продолжительности. За год работы засчитывается также работа в те-чение полного сезона на полевых лесоустроительных работах;
- в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредствен-но на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования - по Списку профессий, должностей и производств (п. «ж» ст. 12 Закона). Соответствующий Список утвержден постановле-нием Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. № 2732. Приведенный в нем перечень профессий и должностей распространя-ется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесо-заготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности. Согласно разъяснению Минтруда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 53, в специальный стаж для назначения пенсии в соответствии с п. "ж" ст. 12 Закона включают-ся также периоды работы, когда профессии рабочих, занятых непос-редственно на лесозаготовках и лесосплаве, имели другие наименова-ния. Перечень ранее применявшихся наименований приведен в Прило-жении к этому разъяснению.
Работа на лесозаготовках и лесосплаве в течение полного сезона засчитывается в общий и специальный стаж за год работы, если она предусмотрена Перечнем сезонных работ и сезонных отраслей про-мышленности, работа на предприятиях и в организациях которых независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезо-на засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы.
Некоторые работники, чьи про-фессии и должности включены в Список, пользуются правом на пен-сионные льготы при условии их за-нятости только на лесосеках, лесо-погрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах. К ним от-носятся: машинисты-крановщики, навальщики-свальщики лесомате-риалов, слесари по ремонту лесоза-готовительного оборудования, шта-белевщики древесины, а также мас-тера и старшие мастера. Поэтому необход
имо знать, где находится их рабочее место.
Лесосека -- это часть спелого лес-ного массива, выделенная для лесо-заготовок на определенный год.
Лесопогрузочным пунктом явля-ется верхний лесопогрузочный склад, на котором временно разме-щаются деревья, хлысты, сортимен-ты и осуществляется их погрузка на транспортные средства. К верхнему и промежуточному лесопромышленным складам соответственно относятся склады, расположенные у лесо-возной дорога, а также предназна-ченные для размещения запаса дере-вьев и хлыстов. Такие рабочие, как лебедчики на трелевке леса, машинисты трелевочных машин, раскряжевщики, обрубщики сучьев, пользуются правом на пенсионные льготы независимо от того, где они работают.
Работа на лесосплаве (сброска древесины в воду, сплотка и выкатка древесины из воды, первичный и плотовой лесосплав) относится к се-зонным работам. Поэтому время вы-полняемых машинистами сплавоч-ных (сортировочных) машин, сорти-ровщиками древесины на воде, сплотчиками, формировщиками плотов в течение полного сезона за-считывается в специальный трудовой стаж за один год работы.
Под лесозаготовками следует по-нимать процесс заготовки древесно-го сырья, включая лесосечные рабо-ты, вывозку и работы на лесопромы-шленных складах.
К первичной обработке древесного сырья относится: очистка деревьев от сучьев и корневой части, раскря-жевка хлыстов, разделка долготья, окорка и сортировка круглых лесо-материалов.
Лесосплав - вид транспортирова-ния леса. Правом на пенсионные льготы пользуются работники, осу-ществляющие лесозаготовительные и лесосплавные работы на постоянно действующих лесопунктах и лесни-чествах, на лесозаготовительных уча-стках независимо от ведомственной подчиненности8 Аниканов Е., Чернышев С. Пенсии за особые условия труда // Пенсионное обеспечение, 2000, № 8. С. 28-29..
- в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригород-ного и внутригородского сообщения) (п. «и» ст. 12 Закона). При этом не требуется соответствия профессий и должностей плавсостава како-му-либо списку или перечню. Для назначения пенсии достаточно уточ-няющей справки с места работы о том, что данная профессия или дол-жность относится к плавсоставу, а судно не приписано к портовым, по-стоянно работающим на акватории порта, и к другим из перечислен-ных в п. «и» ст. 12 Закона, работа на которых не засчитывается в спе-циальный стаж. Основанием для выдачи такой справки является при-каз (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписа-ние или схема должностных окладов. При этом под плавсоставом следу-ет понимать экипаж судна, который состоит из капитана, других лиц ко-мандного состава и судовой коман-ды. Что касается медицинских работ-ников, то судовой врач (фельдшер) относится к командному составу, а другие - к судовой команде.
При применении п. «и» ст. 12 За-кона следует иметь в виду, что машинной команде (по перечню про-фессий и должностей подразд. 3 разд. XXVII Списка № 2) судов служебно-вспомогательного или портового флота, постоянно работаю-щих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, при-городного и внутригородского сообщения), пенсия может быть назна-чена в соответствии с п. «б» ст. 12 Закона. Нужно также учитывать, что Закон «О государственных пенсиях» дополнен Законом от 6 февраля 1992 г. ст.78, согласно которой мужчинам, имеющим 25 лет, а женщинам - 20 лет выслуги на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, может быть назначена пен-сия за выслугу лет независимо от их возраста.
В таком же возрасте (50-55 лет) и при таком же общем трудовом стаже (20-25 лет), как указано выше, назначается пенсия мужчинам, трудившимся не менее 20 лет, и женщинам - не менее 15 лет в качестве:
- механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах (п. «з» ст. 12 Закона);
- водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных го-родских пассажирских маршрутах (п. «к» ст. 12 Закона). При этом ад-министрация транспортного предприятия должна документально под-твердить, что указанные водители были заняты именно на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Специальный трудовой стаж может быть подтвержден следу-ющими документами:
- путевыми листами;
- приказами о назначении на ра-боту водителем автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов. При их отсутствии -- др. документа-ми;
- при отсутствии приказов и пу-тевых листов -- справками с пред-приятий с указанием документаль-ных оснований;
- в автотранспортных предприя-тиях, расположенных в городах с численностью населения 500 тыс. че-ловек и более, справка составляется на основании выписки из лицевых счетов (ведомости на заработную плату), поскольку водителям город-ских автобусов регулярных линий ус-танавливались повышенные часовые тарифные ставки;
- в автотранспортных предприя-тиях, расположенных в городах с численностью населения менее 500 тыс. человек, справка составляется на основании выписки из лицевых счетов (ведомости на заработную плату) и коллективных договоров, заключенных между администраци-ей предприятий и профсоюзной ор-ганизацией9 Аниканов Е., Чернышев С. Пенсии за особые условия труда // Пенсионное обеспечение, 2000, № 8. С. 32..
Пенсионный Закон предусматривает пенсии в связи с особыми ус-ловиями труда и только для женщин. Такие пенсии устанавливаются в соответствии с п. «в» ст. 12 Закона по достижении 50 лет женщинам, которые, имея общий трудовой стаж не менее 20 лет, проработали не менее 15 лет в качестве:
- трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях народного хозяйства;
- машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин. При определении права указанных работниц на пенсию адми-нистрация предприятия должна руководствоваться союзным классифи-катором «Профессии рабочих, должности служащих и тарифные раз-ряды». Наименование профессии и выполняемой работы должно со-ответствовать характеристикам Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).
По достижении 50 лет назначается пенсия женщинам, трудившимся не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повы-шенной интенсивностью и тяжестью (п. «г» ст. 12 Закона). Список со-ответствующих производств и профессий текстильной промышленно-сти утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2002 г. № 130. Согласно разъяснению Минтруда России от 15 июня 2002 г. № 6, работницам текстильной промышленности в специальный стаж для назначения пенсии включаются и те периоды рабо-ты, когда их профессии, предусмотренные Списком, имели другие наи-менования. Перечень наименований, применявшихся до 2002 года, при-ложен к данному разъяснению. Дополнительный перечень таких наи-менований содержится также в приложении к разъяснению Минтруда Российской Федерации от 1 февраля 2003 г. № 2.
2.2 Суммирование работ с разными условиями труда.
Нередко специ-альный трудовой стаж складывается из занятости на раб
отах с особы-ми условиями труда, дающих право на пенсию при пониженном возра-сте по разным основаниям. В этих случаях возникает вопрос о возмож-ности и о порядке суммирования работ, предусмотренных разными пунктами ст. 12 Закона о пенсиях, и о выборе основания пенсионного обеспечения. Эти вопросы разрешаются в соответствии со ст. 13 на-званного Закона. Она исходит из правила, в соответствии с которым работы, дающие право на пенсию на более льготных условиях, могут суммироваться с работами, дающими право на пенсию на менее льгот-ных условиях, но не наоборот. Так, при назначении пенсии в соответст-вии с п. «а» ст. 12 Закона (по Списку № 1) никакая из работ, предусмот-ренных последующими пунктами, во внимание не принимается. При назначении же пенсии в соответствии с пп. «б» названной статьи может быть учтена и работа, предусмотренная Списком № 1, и т.п.
Что может быть засчитано в специальный трудовой стаж, помимо работы, предусмотренной ст. 12 Закона о пенсиях! Законом от 6 фев-раля 2002 г. пенсионный Закон дополнен ст. 92, которая предусматри-вает, что при установлении пенсии по старости в связи с особыми усло-виями труда в соответствии со ст. 12 Закона время инвалидности I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или професси-онального заболевания приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание. При переводе работника, пользующегося правом на льготное пенсионное обеспечение, на другую работу по производственной необходимости или для оказания шефской помо-щи в проведении сельскохозяйственных, строительных и ремонтных работ в. колхозах и на других сельскохозяйственных предприятиях вре-мя такой работы в пределах одного месяца в календарном году прирав-нивается к непосредственно предшествующей работе по Списку № 1 или № 2 (п. 5 разъяснения Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 8 января 2002 г. № 1) В стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, вклю-чается время оплачиваемого вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе с работы, дающей право на указанную пен-сию, и последующем восстановлении на этой работе (п. 8 разъяснения от 8 января 2002 г. № 1). Гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лише-ния свободы и в ссылке приравнивается к работе, которая предшество-вала аресту. В специальный трудовой стаж для назначения пенсии за-считывается и время занятости реабилитированных граждан в период отбывания наказания в местах лишения свободы на работах, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда.
При временном переводе женщин с работы, предусмотренной Спи-сками № 1 и № 2, на другую работу в связи с беременностью и кормле-нием ребенка грудью время такой работы приравнивается к предшест-вовавшей работе. В т
аком же порядке засчитывается в специальный стаж время, когда женщина в связи с беременностью или кормлением ребенка грудью не работала до решения вопроса о ее рациональном трудоустройстве в связи с медицинским заключением. В отличие от ранее действовавшего законода-тельства отпуска по уходу за ребенком в возрасте до полутора и до трех лет засчитываются в стаж работы по специальности, кроме случа-ев назначения пенсии на льготных условиях, т.е. период нахождения в таких отпусках в настоящее время должен исключаться из специально-го стажа при определении права на пенсию в связи с особыми условия-ми труда.
При исчислении продолжительности специального трудового ста-жа сл
едует учитывать правила ст. 94 Закона о пенсиях, предусматрива-ющие исчисление некоторых периодов работы (службы) в льготном порядке, в том числе и при подсчете трудового стажа, указанного в ст. 12 этого Закона. Так, если работа, предусмотренная каким-либо из пунктов ст. 12 Закона, протекала в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к этим районам, она в соответствии со ст. 94 Закона о пенсиях должна засчитываться в специальный трудовой стаж в полуторном размере. Особо следует остановиться на вопросе о том, включается ли в спе-циальный трудовой стаж, с учетом которого устанавливается пенсия по старости, время работы, ранее дававшей право на пенсию на льготных условиях. Ответ на этот вопрос содержится в ст. 133 Закона «О государственных пенсиях». Согласно этой статье, время выполняемых до 1 января 2002 г. подзем-ных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а так-же других работ с тяжелыми условиями труда, дававших до этой даты право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в спе-циальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости, наравне с работами, указанными соответственно в пп. «а» и «б» ст. 12 Закона.
Размеры трудовых пенсий по старости. С 1 февраля 2000 г.вступил в силу Федеральный закон от 21.07.04г. №113-«О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»в котором содержится новая редакция ст.7 Закона РФ от 20.11.02г. №340-1. В соответствии с ней размер пенсии для неработающих пенсионеров может исчисляться с применением индивидуального коэффициента. Однако прежнее законодательство не отменено, оба метода расчета пенсий действуют параллельно. Поэтому неработающий пенсионер может сам выбрать наиболее выгодный для него механизм исчисления пенсии. Работающие пенсионеры продолжают получать пенсии, назначенные без применения индивидуального коэффициента.
По закону РФ от 20.11.20г. №340-1 трудовая пенсия определяется в размере 55%от среднемесячного заработка и увеличивается на 1%заработка за каждый полный год общего или специального трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. При этом размер пенсии не может превышать 75% заработка.
Работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, пенсия рассчитывается в размере 75% заработка.
При определении индивидуального коэффициента размер пенсии по старасти в связи с особыми условиями труда по ст.12 Закона РФ №340-1,а также в связи с работой на крайнем Севере по ст.14 устанавливается без увеличения на 1% за каждый полный год СТС сверх необходимого. Как уже отмечалось, увеличение пенсии на 1% при ее расчете на базе индивидуального коэффициента производится только с учетом продолжительности ОТС. При неполном ОТС размер пенсии определяется пропорционально имеющемуся стажу следующим образом: исчисляется полная пенсия; полученная сумма делится на число месяцев требуемого стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося стажа. При этом период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней не учитывается.
Законом РФ №340-1 установлены минимальной и максимальный размеры трудовой пенсии по старости. Минимальная пенсия при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, не может быть ниже минимальной
размеры оплаты труда. Это правило не распространяется на пенсию при неполном стаже. Федеральным законом №113- ФЗ предусматривается четырехразовое повышение минимального размера пенсии по старости с 1февраля, 1мая, 1августа и 1ноября на индексе роста среднемесячной заработной платы в стране за соответствующий квартал.
По закону РФ №340-1 максимальная пенсия при наличии необходимого
ОТС- не может превышать трех минимальных размеров пенсии, а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работа с вредными условиями труда и в горячих целях 3-х с половиной размеров. И минимальная, и максимальная пенсия повышается на 1% за каждый полный год ОТС сверх требуемого, но не более чем на 20%.
В
соответствии с Федеральным законом №113-ФЗ размер пенсии, исчисленной с применением индивидуального коэффициента, ограничению максимальным размером не подлежит. Максимальный предел устанавливается косвенно, через ограничение соотношения среднемесячной заработной платы пенсионера со среднемесячной заработной платой в стране не свыше 1,2. С 01.01.98г это соотношение установлено на уровне 0,7.
3.ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В СВЯЗИ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА В ХМАО.
Конституцией Российской Федерации установлено, что высшей ценностью является человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Охрана здоровья трудящихся, обеспечение здоровых и безопасных условий труда должны составлять одну из главных обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления. Эта функция государства закреплена в пункте 3, статьи 37 Конституции Российской Федерации, где признается право каждого гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это право граждан закреплено также в Законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", других нормативных правовых актах.
Принятие Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в июле 1999 года взамен действовавших Основ законодательства Российской Федерации об охране труда - важное событие в России, в законодательстве о труде, в защите социальных гарантий работающих на безопасные условия труда. Основы содержат ряд конкретных норм, требований и механизмов исполнения их отдельных статей. Так, Законом установлено, что в организациях с численностью свыше 100 человек создается служба охраны труда или принимается специалист по охране труда. Установлен нижний предел затрат на мероприятия по охране труда в организациях, разделена компетенция органов власти различных уровней, надзора и контроля.
Но в то же время, по мнению многих практических работников в области охраны труда, еще недостаточно выработан механизм реализации существующих законодательных и других нормативных правовых актов. Недостаточно налажено взаимодействие между различными органами управления, надзора и контроля, их взаимодействие между собой и субъектами хозяйствования, зачастую отсутствует планомерность и системность в этой работе. Из-за отсутствия финансовых, материально - технических ресурсов, квалифицированных специалистов далеко не во всех сферах экономики проводится работа по охране труда и право граждан на здоровые и безопасные условия труда на практике реально не обеспечивается.
При переходе к рыночной экономике была основательно разрушена существовавшая в то время система охраны труда, а новая - до настоящего времени в достаточной мере не создана. На многих предприятиях службы охраны труда до сих пор не восстановлены. Также на существующее состояние охраны труда на предприятиях оказывает значительное негативное воздействие существенный износ основных фондов, отсутствие финансовых средств на проведение соответствующих мероприятий.
Острота проблемы в настоящее время усугубляется процессами, происходящими в экономике России, Ханты - Мансийского автономного округа. Реформирование экономики обусловило изменение форм собственности и привело к изменению трудовых отношений. Ликвидация государственного монополизма, акционирование предприятий и производств, развитие малого бизнеса и частного предпринимательства сформировало новый слой работодателей и наемных работников. Интересы последних в сфере безопасности часто не соблюдаются. В стране еще не создан экономический и правовой механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда. На многих предприятиях различных форм собственности игнорируются требования безопасности и гигиены труда. Работодатель экономит на охране труда, работники рискуют своей жизнью и здоровьем.
Если раньше, в советский период, существовала ведомственная вертикаль управления и методического обеспечения охраны труда, то в настоящее время эти функции в полной мере должны взять на себя государственные органы власти.
С целью усиления социальной защиты работников Ханты - Мансийского автономного округа в начале 1998 года принят Закон Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе", который содержит правовые нормы, позволяющие решить важнейшие проблемы охраны труда. Способы решения этих проблем и предусматривает целевая Программа первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе на 2000 - 2002 годы.
Программа подготовлена в целях реализации Закона Российской Федерации "Об основах охраны труда в Российской Федерации", федеральной целевой Программы улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы, а также Закона Ханты - Мансийского автономного округа "Об охране труда в Ханты - Мансийском автономном округе", в котором одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда определено комплексное решение задач по охране труда на основе разработки и реализации соответствующих программ.
Программа направлена на реализацию государственной политики в области охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях округа, создание условий, обеспечивающих охрану здоровья работников, повышение уровня правовой и социальной защиты работников и, в конечном итоге, повышение качества жизни работающих в округе.
Необходимость разработки целевой Программы первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда в Ханты - Мансийском автономном округе на 2000 - 2002 годы (далее - Программа) обосновывается анализом состояния условий и охраны труда в организациях автономного округа, свидетельствующим о том, что на промышленных предприятиях, в строительстве, связи, на транспорте, в сельскохозяйственном производстве округа свыше 150 тысяч человек работали в неблагоприятных условиях труда с их негативными последствиями для здоровья работающих. В 1999 году количество работающих во вредных условиях труда составило уже около 200 тысяч. Более восьми тысяч человек заняты тяжелым физическим трудом, по данным 1998 года. В 1999 году это количество увеличилось до 14 тысяч человек. Ежегодно травмируется на производстве около 1400 работников, из них 80 - 100 человек - со смертельным исходом. Свыше ста человек становятся инвалидами вследствие травм, 30 - 40 человек получают профессиональные заболевания (система учета профессиональных заболеваний крайне несовершенна, при ее совершенствовании количество профессиональных заболеваний возрастет предположительно на порядок и более), свыше 1600 человек в округе получают пенсионное обеспечение вследствие производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Анализ условий и охраны труда в автономном округе проводится на основании статистической отчетности по формам: 7Т - производственный травматизм, 1Т - условия труда - и методом экспертной оценки на основании данных государственной экспертизы условий труда, данных Управления социальной защиты населения автономного округа, Государственной инспекции труда по Ханты - Мансийскому автономному округу, центра Госсанэпиднадзора в части профзаболеваний.
К сожалению, статистика не охватывает весь круг организаций, в том числе и организаций производственной сферы. Так, по форме 1Т - условия труда в 1999 году отчиталась только часть организаций с общей численностью 360,5 тыс. человек, что составляет 50% работающих в округе. По форме 7Т - травматизм в 1996 году отчитались 648 организаций с численностью 394 тыс., за 1997 год - 726 организаций с численностью 441,9 тыс. работающих, за 1998 год - 889 организаций с численностью 446,0 тыс. работающих, а за 1999 год - 1203 организации с численностью 518,2 тыс. работающих (таблица 1).
Возросли затраты на льготы и компенсации за работу во вредных и тяжелых условиях труда.
199,2 тыс. человек - 55,3 процента работающих в 1999 году - получали по одной и более льготе и компенсации.
Увеличилось количество работников, получающих дополнительные отпуска за тяжелые и вредные условия труда, с 43,1 процента от общего количества работающих в 1996 году до 48,2 процента в 1999 году.
Также возросло количество работников, получающих повышенные тарифные ставки, с 15,9 процента от общего числа работающих до 21,9 процента.
В 6,2 раза возросло количество работающих во вредных и тяжелых условиях труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. При этом количество работающих, включенных в список N 1, сократилось с 3417 до 2071, а включенных в список N 2 - увеличилось с 6971 до 64116, т.е. в 9,2 раза. С 1997 года даются в отчетность и вводятся в списки работники, уходящие на пенсию на льготных основаниях за особые условия труда, установленные законодательством. В 1999 году зафиксировано 3988 таких работников. Также введены в списки 7 работников, уходящих на пенсию на льготных основаниях, установленных самим предприятием за условия труда (таблица 3).
Число пострадавших на производстве на предприятиях округа (по данным статистики по Тюменской области), несмотря на значительный спад производства, с 1995 года остается стабильным и составляет за 1995 год 1413 чел., в том числе 116 со смертельным исходом; 1996 год - 1236 чел., в т.ч. со смертельным исходом - 121 чел.; 1997 год - 1146 чел., в т.ч. со смертельным исходом - 103; 1998 год - 1245 чел., в т.ч. со смертельным исходом - 96 чел.; 1999 год - 1397 чел., в т.ч. со смертельным исходом - 80 чел. (таблица 5).
В 1995 году Государственной инспекцией труда по Ханты - Мансийскому автономному округу было расследовано 106 случаев со смертельным исходом, в 1996 году - 121, в 1997 году - 103 случая, в 1998 году - 96 случаев, а в 1999 году - 80 случаев. В отчетах указано 95, 75, 66, 75 и 66 соответственно.
Основные причины производственного травматизма в 1999 году:
- нарушение правил дорожного движения - 5 процентов;
- неудовлетворительная организация производства работ - 34 процента;
- недостаточная обученность исполнителей работ - 12 процентов;
- недостатки организации рабочих мест - 3 процента;
- нарушение технологического процесса - 4 процента;
- нарушение трудовой и производственной дисциплины - 9 процентов.
По видам происшествия, приведшие к несчастным случаям на производстве, распределились в 1999 году:
- воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей - 34 процента;
- падение, обрушение предметов, материалов - 16 процентов;
- дорожно - транспортные происшествия - 11 процентов;
- падение пострадавших с высоты - 19 процентов.
В автономном округе ежегодно уходят на пенсию вследствие производственного заболевания и травматизма более 100 человек, а всего получают пенсии по трудовым увечьям и профзаболеваниям около 1800 человек.
Каждый десятый (10,5 процента) пенсионер получает пенсию на льготных основаниях за вредные и тяжелые ус и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.