Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 106701


Наименование:


Курсовик Практика финансирования инновационной деятельности в Республике Мордовия

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 5.5.2017. Год: 2016. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1 Теоретические аспекты финансирования инновационной деятельности на региональном уровне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Инновационная деятельность как фактор регионального развития . . . . . . . . 6
1.2 Формы, источники и методы финансирования инновационной деятельности в регионе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1.3 Проблемы финансирования инновационной деятельности в регионе . . . . . 20
2 Практика финансирования инновационной деятельности в Республике Мордовия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.1 Анализ направлений инновационной деятельности и источники их финансирования в Республики Мордовия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2.2 Организационные формы и методы обеспечения финансовой поддержки инновационной деятельности в Республике Мордовия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
2.3 Оценка эффективности финансирования инновационной деятельности в Республике Мордовия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
3 Развитие финансирования инновационной деятельности в Республике Мордовия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
3.1 Пути совершенствования государственной поддержки финансирования инноваций в Республике Мордовия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
3.2 Предложения по освоению новых источников финансирования инновационной деятельности в Республике Мордовия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Реферат

Курсовая работа содержит 56 страниц, 6 таблиц, 4 рисунка,
23 источника литературы.
ФИНАНСИРОВАНИЕ, ИНВЕСТИЦИИ, ИННОВАЦИИ, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕЖДМЕНТ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕГИОНА, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ
Предметом исследования является финансирование инновационной деятельности в регионах.
Объектом исследования является финансирование инновационной деятельности Республики Мордовия.
Цель настоящего исследования - на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы, опыта инновационной деятельности Республики Мордовия выявить пути совершенствования финансирования инновационной деятельности региона.
Методы исследования: статистические и аналитические.
Область применения - в практике развития региона.


Введение

В условиях экономического кризиса национальная экономика любой страны преследует две цели: минимизация последствий кризиса и формирование потенциала для будущего посткризисного развития. В качестве модели посткризисного долгосрочного развития в нашей стране выбрана инновационная социально ориентированная экономика, которая отражена в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г.
Инновационное развитие экономики характеризуется в первую очередь высокой инновационной активностью всех экономических субъектов, постоянной разработкой и внедрением в производство новых технологий и продуктов, высокой долей высокотехнологичных секторов в ВВП и экспорте, рядом других показателей.
Для решения этой задачи необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных между собой мер, направленных на стимулирование инвестиций в инновации, на технологическое перевооружение и внедрение инновационных продуктов и решений во все сферы экономики. Эти меры должны быть общесистемными, направленными на долгосрочное развитие национальной экономики, в то же время отражающими специфику развития в условиях экономического кризиса.
Восприимчивость бизнеса к инновациям в настоящее время остается низкой, также мала доля предприятий, использующих средства на приобретение новых технологий. Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций, хотя в абсолютном выражении объемы инновационной продукции постоянно повышаются.
Эти негативные тенденции усиливаются в условиях экономического кризиса, начиная со второй половины 2008 г. Предприятия, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь экономят на развитии, откладывая на неопределенное время инновационные проекты. Поэтому необходима корректировка инновационной политики как на уровне страны в целом, так и на региональном уровне.
Инновационное развитие в каждом субъекте России имеет свои региональные особенности в зависимости от роли и места инновационной деятельности в региональном воспроизводственном процессе, а также от целей, стоящих перед местными органами власти в конкретных социально-экономических условиях. Все это требует теоретического и методологического обоснования.
Многие вопросы, связанные с формированием инновационной политики, остаются до настоящего времени еще недостаточно исследованными. Не до конца изучено влияние региональных особенностей на инновационную деятельность, не существует окончательно сформированной оптимальной модели инновационной деятельности субъектов региона, отсутствуют методические подходы к оценке эффективности систем управления инновационными процессами.
Целю на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы, опыта инновационной деятельности Республики Мордовия выявить пути совершенствования финансирования инновационной деятельности региона.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- провести анализ инновационной политики Республики Мордовии;
- выявить проблемы финансирования инновационной деятельности;
- оценить инновационный потенциал региона;
- выявить новые источники финансирования инновационной деятельности в Республике Мордовия


1 Теоретические аспекты финансирования инновационной деятельности на региональном уровне

1.1 Инновационная деятельность как фактор регионального развития

В обеспечении динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям и их внедрению в процессе инновационной деятельности. Инновационная деятельность предполагает непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг. Все это требует реформирования всех сфер общественной жизни и экономической деятельности и формирования конкурентоспособной инновационной экономики.
Инновационная экономика - это экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, машин, систем и технологий, на готовности к их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным [3, с 76].
Эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Поэтому инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной экономики, инновационного потенциала общества. Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики, представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций.
Несмотря на отдельные успехи последних лет, России пока не удалось уйти от инерционного энергосырьевого сценария развития. Подъем в энергетике роста добычи сырья сопровождается лишь фрагментарной модернизацией экономики, что неизбежно ведет к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за Россией роли сырьевого придатка мировой экономики. В дальнейшем это может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира и вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров, невозможность обеспечить ни безопасность и суверенитет страны, ни ее нормальное развитие [7, с 15]. Единственной реальной альтернативой является стратегия инновационного развития страны. Она опирается на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Необходимо ввести механизмы для мотивации и стимулирования НИОКР, строительства новых производств с высокой глубиной переработки природных ресурсов, создать современную инфраструктуру экономики на принципиально новом технологическом уровне.
К основным приоритетным направлениям инновационной деятельности страны относятся [15, с 38]:
- безопасность и противодействие терроризму;
- живые системы;
- индустрия наносистем и материалов;
- информационно-телекоммуникационные системы;
- рациональное природопользование;
- транспортные, авиационные и космические системы;
- энергетика и энергосбережение.
Каждое из приоритетных направлений включает обширную область исследований и разработок как фундаментального, так и поисково - прикладного характера, а также критические технологии, разработка и использование которых направлены на обеспечение интересов государства в сфере национальной безопасности, экономического и социального развития.
Инновационная деятельность направлена на поддержание конкурентоспособности предприятий. Она не может быть дискретной. Непрерывное ее осуществление требует существенных инвестиций при высоком уровне риска эффективности их освоения [8, с 22]. Для ослабления риска применяют специальные организационные формы осуществления инновационной деятельности (рисунок 1).

Рисунок 1 - Организационные формы инновационной деятельности
Государственные научные центры обеспечивают согласование государственной стратегии развития науки и техники с экономическими и социальными интересами субъектов научно - технической деятельности.
Научные центры и лаборатории в составе корпоративных структур осуществляют НИОКР, организуют освоение и производство новой продукции.
Рисковое подразделение предприятия представляет собой небольшое автономно управляемое специализированное производство, занятое освоением новейших технологий. Это малое предприятие, которое заключает контракты с группой разработчиков новой идеи, инвесторами (венчурными фондами) и потребителями инноваций.
Венчурные фирмы (рискофирмы) создаются для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и высокотехнологичных областях со значительным риском. Они ведут коммерческую научно - техническую деятельность, занимаются разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции, доход от использования которых заранее не определен.
Бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для эффективной деятельности малых инновационных предприятий, реализующих оригинальные научно - технические идеи. Здесь начинающие предприниматели получают навыки ведения собственного дела, правовую, экономическую и консультативную помощь. Бизнес-инкубатор может создаваться в разных формах. Так, бизнес - процесс инкубации новых предприятий предназначен для продвижения высокотехнологичных идей. «Внутренние» инкубаторы инноваций занимаются разработкой собственных инновационных проектов, которые реализуются в компании-новаторе и зависимых предприятиях. Иногда целесообразно создавать целые предприятия - инкубаторы инноваций.
Научно-технологический парк (технопарк) представляет собой научно-производственный территориальный комплекс, образованный в целях формирования благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов, занятых освоением производства и реализацией на рынке инновационной продукции. Это самостоятельная организационная структура, созданная в сфере науки и научного обслуживания. В структуре технопарка могут находиться информационно-технологический, учебный, консультативный, информационный, маркетинговый центры, а также промышленная зона.
Технополис представляет собой крупный современный научно- промышленный комплекс, включающий университет, научно- исследовательские институты, жилые районы. Здесь создаются благоприятные условия для развития новых научных направлений и наукоемких производств.
В последнее время стало уделяться внимание проблеме формирования кластера инновационных технологий, т.е. цепи взаимосвязанных предприятий, производств и технологий, обеспечивающих развитие перспективных наукоемких отраслей экономики.
Необходимо понимать, что от того, насколько результативно осуществляются инновационные преобразования, зависит эффективность функционировании как национальной экономической системы, так и ее регионов. В то же время именно от того, насколько успешно преобразовываются региональные системы с точки зрения инновационных процессов, так и будет складываться общая картина в стране.
Развивая на своей территории инновационную деятельность и всемерно содействуя в масштабах имеющихся сил и средств ее осуществлению, регионы, даже обладающие относительно скромным по количественным параметрам и техническим возможностям потенциалом, реально смогут решать две принципиально важные задачи. Во-первых, эта деятельность будет создавать региону возможности для решения имеющихся в нем проблем социально-экономического развития на современном передовом уровне с наименьшими затратами времени и средств. Во-вторых, она сама станет источником сохранения, а в дальнейшем и возникновения новых рабочих мест в сфере науки и техники, снижения социальной напряженности, даст возможность поддержки существования прежде научных традиций и школ через участие в этом процессе талантливой молодежи, т.е. послужит решению целого ряда острых социальных и экономических проблем, связанных с трудностями и особенностями современного периода.
К особенностям инновационных процессов в региональных экономических системах можно отнести: область форм организации процесса интеграции науки и производства; область форм организации промежуточного звена между наукой и производством, малые инновационные предприятия; организация управления инновационной деятельностью в региональных экономических системах государственными органами власти; правовое регулирование; экономические отношения в инновационной сфере, связанные с длительным сроком и особо высоким риском вложения в нее; прямое государственное инвестирование; многоканальное частное финансирование; реструктуризация.
Для социально-экономического развития региона на инновационной основе необходимы четыре исходных условия:
технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса;
постоянный рост числа участников инновационной «цепочки», в том числе в результате вовлечения в нее новых социальных групп;
институциональная система (включающая как формальные, так и не формальные элементы), ориентированные на инновационное развитие;
востребованность инноваций хозяйствующих субъектов, физических лиц, национальной инновационной системы в целом.
К перечисленным условиям также можно добавить следующие факторы регионализации инновационного развития: кадровое обеспечение; социальные и экологические проблемы инноваций; формирование инновационной инфраструктуры; преимущественно региональный характер малого инновационного предпринимательства; социально-правовые вопросы регулирования инновационной активности; защита интеллектуальной собственности; влияние внешнеэкономических связей на инновационную активность; количественный и качественный состав занятости и др.
Прежде всего, эти факторы влияют на инновационное развитие региона через кадровую составляющую и систему образования. Развитый вузовский и научный сектор региона служат важнейшей интеллектуальной предпосылко й развития человеческого капитала и повышения уровня инновационного потенциала. Человеческий капитал, который характеризуется уровнем интеллектуального и духовного развития, квалификации, инновационных способностей, профессионального мастерства и добросовестности, приобретаемых в процессе воспитания, образования и трудового опыта, является элементом невещественного богатства общества и взаимосвязан с инновационной составляющей экономического развития страны.
Основными направлениями реализации и развития научно-инновационного потенциала региона являются:
- положительная динамика численности организаций, создающих передовые производственные технологии;
- увеличение роста инновационной активности реального сектора экономики, в первую очередь за счет внедрения механизма воздействия региональных органов власти, направленного на повышение инновационной активнос........

Ерохина В. Анализ качества образования и трудовых ресурсов регионов на примере Центрального федерального округа / В. Ерохина // Экономический анализ: теория и практика, № 43. - 2015. - С. 2 - 15.
Есаул А.Н. Введение в инноватику: учебное пособие / А.Н. Асаул, В.В. Асаул, Н.А. Асаул, Р.А.Фалтинский; под ред. заслуженного деятеля науки РФ А.Н. Асаула. - СПб: АНО ИПЭВ, 2014. - 280 с.
Закон Республики Мордовия об инновационной деятельности в РМ (от 2012 года) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: document/453373417
Закон Республики Мордовия от 25 ноября 2004 г. N 77-З "О снижении ставок по налогу на прибыль организаций" / [Электронный ресурс]. Режим доступа: document/802019550
Медынский В.Г. Инновационный менеджмент / В.Г. Медынский. М.: ИНФРА - М, 2015.
Соловьев Д.П. «Стимулирование увеличения доли наукоемкого производства в российском реальном секторе» / Д. П. Соловьев., 2014. - 345 стр.
Соколов О. Инновационный менеджмент / Соколова О. Н. ООО «КноРус», 2013.
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник для вузов / Фатхутдинов Р. А. Спб. 2013, 448 стр.
Абрамешин А.Е. Менеджмент инновационной организации: учебное пособие / А.Е. Абрамешин, С.Н. Аксенов [и др.]. М.: Европейский центр по качеству, 2013.
Асаул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А. Н. Асаул, Б. М. Карпов, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов. - СПб: АНО ИПЭВ, 2013. - 606 с.
Быковский В.В. Организация и финансирование инноваций: учебное пособие / В.В. Быковский, Л.В. Минько, О.В. Коробова, Е.В. Быковская, Г.М. Золотарева. Тамбов: Изд - во Тамб. гос. техн. Ун - та, 2014.
Казанцев А.К. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика / Под редакцией Казанцева А.К., Миндели Л.Э., 2014.
Переходов ВН. Основы управления инновационной деятельностью / Переходов В. Н. М.: Инфра-М , 2005., 221 с.
Маннапов А.Р. Особенности формирования и использования инновационной инфраструктуры высокотехнологичных кластеров на основе ресурсного подхода / А. Р. Маннапов, Р. Г. Маннапов, 2015, № 42. С. 14 - 27.
Петрухина Е.В. Основные факторы инновационного развития регионов / Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. №7-1 (126) / том 22 / 2012 article/n/osnovnye-faktory-innovatsionnogo-razvitiya- egionov
Волынкина М.В. Правовое регулирование инновационной деятельности : проблемы теории / Волынкина М. В. М. : Аспект Пресс , 2007., 192 с.
Вертакова Ю.В. Прогресс и инновации: анализ системной взаимообусловленности: монография / Ю. В. Вертакова, Е. А. Алпеева, И. Ф. Рябцева. Москва : Инфра - М, 2013., 135 с.
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие / Гольдштейн Г.Я. Таганрог: Изд - во ТРТУ, 2011., 267 с.
Белокрылова О.С. Теория инновационной экономики: учебник / Белокрылова О. С. Ростов н/Д. : Феникс , 2009., 376 с.
Белокрылова О.С Теория инновационной экономики: учебник / Белокрылова О. С. Ростов н/Д. : Феникс , 2013., 376 с.
Баранчеев В.П. Управление инновациями: учебник / Баранчеев В. П. Юрайт , 2011.
Колонтаевский И.Ф. Экологические инновации / И. Ф. Колонтаевский // Инновационный менеджмент, 2015, № 9.- С. 18 - 26
Турманидзе Т.У. Экономическая оценка инвестиций: учебник для вузов / Т.У. Турманидзе. М.: Экономика, 2014. - 341 с.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.