Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Сущность и порядок взимания платы за природопользование. Порядок исчисления и взимания платы за природопользование. Определение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 13.03.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


46

Плата за природопользование

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и методы экономического регулирования в

области охраны окружающей среды

§ 1 Понятие экономического регулирования в области

охраны окружающей среды

§ 2 Плата за негативное воздействие на окружающую среду как

метод экономического регулирования

Глава 2. Плата за природопользование как разновидность платы

за негативное воздействие на окружающую среду

§ 1 Понятие и сущность платы за природопользование

§2 Порядок исчисления и взимания платы за природопользование

§3 Плата за отдельные виды природопользования
(землепользование, водопользование, недропользование)
Глава 3. Отличие платы за природопользование от платы
за негативное воздействие на окружающую среду
Заключение
Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования. На протяжении исторического развития государства как политического института платежи при использовании природных ресурсов являлись одним из основных общественно-правовых источников государственных доходов. Так, поземельный налог с древнейших времен являлся одним из самых распространенных видов налогов. Уже в Древнем Египте, Риме и Греции он достиг достаточно сложного уровня развития и отличался точностью. Государственное имущество - государственные земли и государственные леса - также являлись одними из первых источников доходов казны. В Средние века получили развитие регалии, преследовавшие получение государством доходов от предоставления права на осуществление отдельных видов деятельности. В России, например, широкое развитие во времена Петра I получила горная регалия, позволявшая государству получать доходы от предприятий, занимавшихся добычей полезных ископаемых.

В настоящее время любое государство обращается не только к фискальным приоритетам в вопросе взимания ресурсных платежей, но и учитывает регулирующую функцию этих платежей. Ведь многие природные ресурсы являются исчерпаемыми и невозобновляемыми. В этих условиях ресурсные платежи должны выполнять роль регулятора рационального использования природных ресурсов, сокращения вредного воздействия на окружающую среду и проведения природоохранных мероприятий.

Платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.
Исходя из определенной актуальности темы курсового исследования, определяем её цель - выявление сущности и порядка взимания платы за природопользование.
Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:
1) дать понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды;
2) рассмотреть сущность платы за негативное воздействие на окружающую среду, как метода экономического регулирования;
3) раскрыть понятие и сущность платы за природопользование;
4) описать порядок исчисления и взимания платы за природопользование;
5) охарактеризовать плату за отдельные виды природопользования (землепользование, водопользование, недропользование);
6) выявить отличие платы за природопользование от платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Объектом курсового исследования являются общественные отношения, которые регулируются нормами экологического права в области установления порядка исчисления и взимания платы за природопользование.
Предметом исследования выступает правовой режим платы за природопользование.
Методологическая, теоретическая и нормативная база курсового исследования сформировались в результате изучения, обобщения и анализа большого числа нормативных правовых актов, научных трудов отечественных правоведов в области гражданского, налогового, экологического, финансового права.
Принципиальное значение для настоящей работы имеют труды таких авторов, как М.М. Бринчук, Н.Н. Веденин, Б.В. Ерофеев, А.А. Евдокимов, И.А. Леонтьев, О.А. Ляпина, Т.В. Петрова, М.М. Юмаев и др.
Основное правовое поле работы составляют нормативно-правовые источники экологического права РФ и, прежде всего, Конституция РФ, Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды

§ 1 Понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды

Общие методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды содержатся и перечислены в ст. 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:
- разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
- разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;
- разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
- становление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
- проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ;
- поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
- возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
- иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Основным методом экономического механизма охраны окружающей среды является разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов, разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ; разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде.
Цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ определяет Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно данному Закону, прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов и включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения (ст. 2 ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»).
Методом экономического регулирования в области охраны окружающей среды статьей 14 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» закрепляется установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду. Под лимитами на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов понимаются ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды (ст. 1 указанного Закона).
В числе методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды в данной статье также закреплены проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Под оценкой воздействия на окружающую среду, как отмечает М.М. Бринчук, понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства. Среди видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, по которым в обязательном порядке должна проводиться оценка воздействия на окружающую среду при ее планировании (всего 33 вида или объекта), в частности, находятся предприятия по добыче нефти, природного газа, тепловые электростанции и установки, предприятия химической промышленности, крупные производства строительных материалов, космодромы, аэропорты, аэродромы, метрополитены и др.
В качестве метода экономического регулирования в области охраны окружающей среды в ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» также закреплено предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под наилучшей существующей технологией Б.В. Ерофеев понимает технологию, «основанную на последних достижениях науки и техники, направленную на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющую установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов. Требование о наилучших существующих технологиях выполняет в экологическом праве весьма важную функцию. Оно служит юридическим критерием оценки современности соответствующего проекта (предприятия, электростанции, автомобиля, самолета), по которому проводится оценка воздействия на окружающую среду, государственная экологическая экспертиза и принимается решение».
Несмотря на то, что Россия обладает существенными запасами ископаемых топлив и является одним из крупнейших поставщиков природного газа и нефти на мировой рынок, от этого проблема рационального использования энергоресурсов в нашей стране не теряет своего значения. Потенциальные запасы угля, природного газа, нефти в нашем государстве действительно велики, но прирост добычи в дальнейшем будет осуществляться в основном за счет освоения новых месторождений в отдаленных и труднодоступных районах. Это требует очень больших капиталовложений на добычу и транспортировку топлива, что вызывает его существенное удорожание. Поэтому проблема снижения энергозатрат, утилизации всех видов вторичных энергоресурсов остается актуальной и в дальнейшем.
В числе методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды закреплены поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме, и предпринимательства, осуществляемого в целях охраны окружающей среды, включает в себя, как отмечает Б.В. Ерофеев, инновационный процесс. Инновация (англ. Innovation от лат. innovatio) - обновление основного капитала (производственных фондов), вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений, техники и технологии, которые являются результатом достижений научно-технического прогресса. Это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства. В целом инновационные процессы можно рассматривать как инструмент повышения эффективности экономической деятельности путем осуществления разного рода качественных изменений, приводящих к успеху на рынке. Основная задача природоохранных инноваций - снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды. Такие инновации могут затрагивать как технологические процессы основного производства, так и технологии специальной природоохранной деятельности предприятий за пределами основного производства.
Таким образом, закрепление рассмотренного метода экономического регулирования относится к несомненным достоинствам ФЗ РФ «Об охране окружающей среды». Однако при постановке проблемы введения государственной поддержки данных видов деятельности, а именно предоставление налоговых и иных льгот, необходимо определиться на законодательном уровне, что под ними следует понимать.
В качестве экономического механизма регулирования в области охраны окружающей среды статьей 14 Закона закреплено возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде. Определение "вреда окружающей среде" дано в ст. 1 Федерального закона: "Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов". На практике установить факт негативного изменения окружающей среды возможно только путем экспертной оценки, поскольку категории "негативное изменение окружающей среды", "деградация", "истощение" являются оценочными и требуют уточнения и конкретизации в каждом случае.
Институт возмещения вреда рассматривается в экологическом законодательстве как механизм имущественной, т.е. гражданско-правовой ответственности за нарушение требований экологического законодательства.
§ 2 Плата за негативное воздействие на окружающую среду как метод экономического регулирования

Основными нормативно-правовыми актами в сфере взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:
1) Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 г. № 118-ФЗ);
2) постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
3) постановление Правительства РФ от 12 июля 2003 г. № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Отдельные виды платы регулируются также следующими актами:
1) Федеральным законом от 24 июня 1998 г. 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
2) Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
3) постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и др.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду объединяет собой несколько платежей, взимаемых за различные виды вредного воздействия. Закон предусматривает следующие виды:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года). Данное постановление содержит достаточное количество нормативных предписаний для вычленения объекта платежа, базы и порядка исчисления, а также для определения круга плательщиков.
Плательщиками являются организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (природопользователи).
Объект платежа - виды вредного воздействия на окружающую природную среду, а именно:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Указание постановления Правительства РФ на другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) как объект платежа всего лишь дублирует соответствующие положения законодательства; порядок исчисления и ставки для иных видов воздействия не установлены.
База исчисления определяется отдельно для трех видов платы:
- за размещение отходов в пределах допустимых нормативов;
- за размещение отходов в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
- за сверхлимитное размещение отходов.
Соответственно, порядок исчисления платы также дифференцирован в зависимости от вида платежа, а именно:
- плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые объемы размещения отходов, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения;
- плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми объемами размещения отходов;
- плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактических объемов размещения отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Следует обратить особое внимание, что в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей среды в данном случае исчисляется в порядке, аналогичном исчислению платы за сверхлимитное загрязнение.
Ставки обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время установлены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
В пункте 1 Письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 года № 04-09/169 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» сказано: «В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного вредного воздействия", осуществляется за выбросы, сбросы и размещение отходов производства и потребления».
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О обязанность по внесению платы распространяется на хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), оказывающие негативное воздействие.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, предметом деятельности которых является оказание услуг, торговля товарами и иные виды деятельности, негативно воздействующие на окружающую среду, должны исполнять обязанности плательщиков в полном объеме. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
В Письме Ростехнадзора от 12 февраля 2007 года № 04-09/169 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» указывается, что плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в соответствии с Приказами Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545 "Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" и от 24.11.2005 № 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду: стационарному и/или передвижному (транспортные средства и др., работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе).
На основании вышеизложенного, организация, имеющая передвижной объект негативного воздействия, становится на учет в качестве плательщика в соответствующем управлении Ростехнадзора (по месту государственной регистрации передвижного объекта, а при отсутствии такового - по месту регистрации владельца передвижного объекта).
Плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по форме и в порядке, установленном Приказом Ростехнадзора от 27.03.2008 г. № 182 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду".
В отношении отходов, образованных арендатором, для целей определения плательщика платы является приоритетным вопрос определения лица, являющегося собственником отходов. Вопрос возникновения права собственности на образованные арендатором отходы специально не регулируется гражданским законодательством. В то же время вопрос собственности на отходы может быть оговорен в договоре аренды между сторонами. Если такой вопрос не урегулирован в договоре аренды между сторонами, то следует руководствоваться Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 89-ФЗ, право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Согласно пункту 2 статьи 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
В случае если отходы, согласно пункту 4 статьи 4 Закона № 89-ФЗ, брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. Брошенные арендатором отходы, например, оставленные в мусорном контейнере арендодателя, становятся собственностью последнего.
Расчет платы за размещение отходов зависит от объема отходов и класса опасности и не зависит от количества работников и арендуемой площади. Иные платежи, рассчитываемые арендодателем помещения, к плате за негативное воздействие не относятся. При этом арендатор вправе самостоятельно исполнять обязанности плательщика и соответственно самостоятельно производить расчет платы, прописав такие отношения в договоре аренды либо обратив данные отходы в собственность, или иным способом, предусмотренным действующим законодательством, осуществляя размещение от своего имени и за свой счет.
О проблеме возмещения вреда, наносимого природной среде в результате ее загрязнения отходами. говорилось в рекомендациях прошедших в СФ парламентских слушаний "О состоянии и проблемах правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления" в 2008 г. Как подчеркнул, выступая на слушаниях, председатель комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, необходимо разработать механизмы компенсации за негативное воздействие на окружающую среду, страхования экологических рисков и ответственности за загрязнение окружающей среды отходами, стимулирования внедрения наилучших технологий. Государственная политика в области обращения с отходами, по его мнению, остается малоэффективной, отсутствуют долгосрочные программы в этой области. В Совете Федерации предлагают ускорить разработку, рассмотрение и принятие проектов федеральных законов "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" и "Об обязательном экологическом страховании".
В заключение первой главы курсового исследования были сделаны следующие выводы:
1) экономический механизм охраны окружающей среды имеет несколько составляющих элементов. Во-первых, пользование природными ресурсами является платным. Законодатель регламентирует порядок платежей за пользование землей, недрами, участками лесного фонда и другими природными ресурсами в виде налогов, арендной платы и иных форм, предусмотренных законом в зависимости от права на использование природного ресурса. Во-вторых, законом предусматривается порядок возмещения вреда окружающей среде и отдельным природным ресурсам - имущественная ответственность. В-третьих, административная ответственность предусматривает порядок оплаты штрафов и их сумму за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. В-четвертых, законом предусмотрено также взимание неналоговых платежей, в частности платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая не является также видом ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования;
2) по смыслу ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление права производить выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п. Платежи взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Они дифференцируются и индивидуализируются в зависимости от различных факторов. Плата взимается с целью возмещения ущерба и затрат на охрану и восстановление окружающей среды, в силу чего носят компенсационный характер.
Глава 2. Плата за природопользование как разновидность платы за негативное воздействие на окружающую среду

§ 1 Понятие и сущность платы за природопользование

Предоставление природных ресурсов в пользование предполагает взимание определенной платы. Платежи за пользование природными ресурсами имеют рентную природу. Рента в классическом понимании - это вид дохода, не требующий от его получателя необходимости осуществлять предпринимательскую деятельность и нести затраты труда. Иными словами, ренту можно охарактеризовать как незаработанный доход.
Различают абсолютную и дифференциальную ренту. Абсолютная рента - это доход от использования природных ресурсов с худшими характеристиками, то есть любой доход, полученный от использования любого природного ресурса, ценного своими природными качествами как таковыми. Например, доход, полученный от отдельно взятого земельного участка при отсутствии других производителей.
Но качество природных ресурсов различается. Земли отличаются плодородием, полезные ископаемые - условиями залегания и содержанием полезных компонентов. Различия в этих условиях способствуют образованию уже не абсолютной, а дифференциальной ренты - дохода природопользователей, использующих сравнительно лучшие природные ресурсы. К этому приводит и рост потребностей в определенных природных ресурсах. Разновидностью дифференциальной ренты является дифференциальная рента II - дополнительный доход, обусловленный эффективными вложениями капитала и труда в разработку природных ресурсов.
Различают следующие виды природной ренты: земельную, горную, водную, лесную, промысловую, экологическую. Все виды природных ресурсов являются источником природной ренты, поэтому их использование является платным. На протяжении истории существования менялись принципы построения платежей, связанных с пользованием природными ресурсами. Но, так или иначе, законодатель стремился при помощи платежей изъять дополнительный, незаработанный доход природопользователя.
Так, например, в соответствии с действующим законодательством ставки лесных податей дифференцированы по регионам России, по основным и неосновным породам деревьев, по размерам деревьев, по расстоянию вывозки. Это означает, что более высокие ставки установлены по "лесным" регионам, по более ценным породам деревьев, по крупной древесине, а также при условии минимального расстояния вывозки древесины с места заготовки. Аналогичный подход применен также по земельному налогу, плате за пользование водными объектами, иным ресурсным платежам.
Современная фискальная система РФ предусматривает обязательность уплаты следующих платежей за пользование природными ресурсами: плата за землю, налог на добычу полезных ископаемых, платежи при пользовании недрами, водный налог, платежи за пользование лесным фондом, сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Не все из перечисленных ресурсных платежей относятся к налогам и сборам, взимаемым на основании законодательства о налогах и сборах. Ряд платежей носит неналоговый характер.
Состав налогов и сборов устанавливается статьями 13, 14, 15 части первой Налогового кодекса РФ.
В состав ресурсных налогов входят:
- налог на добычу полезных ископаемых (федеральный налог),
- плата за пользование водными объектами (федеральный налог, с 01.01.2005 г. плата заменена водным налогом),
- земельный налог (местный налог).
Федеральными сборами являются сбор за пользование объектами животного мира и сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Частично налоговыми являются платежи за пользование лесным фондом - в пределах сумм, исчисленных по минимальным ставкам лесных податей, они рассматриваются как региональный сбор. С 2005 г. эти платежи в разряд налоговых не входят. Неналоговый характер имеют платежи за негативное воздействие на окружающую среду, платежи при пользовании недрами, арендная плата за землю и нормативная цена земли.
Отнесение платежей к налоговым или неналоговым означает наличие или отсутствие возможности применения мер принудительного взыскания платежей, начисления пени и применения налоговых санкций. Тем не менее, несоблюдение порядка уплаты неналоговых платежей может повлечь применение каких-либо административных санкций - отзыв лицензии, разрешения, наложение административных штрафов.
В связи с эти следует иметь в виду, что органами государственного контроля по ресурсным платежам являются не только налоговые органы (органы Федеральной налоговой службы). К контролирующим органам относятся также: Министерство природных ресурсов РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственные ему Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное агентство по сельскому хозяйству, а также Федеральное агентство кадастра недвижимости, подведомственное Министерству экономического развития и торговли РФ, и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, подведомственная Правительству РФ.
Компенсационный характер ресурсных платежей предопределяет их целевую сущность. На первом этапе развития налоговой истории России ряд ресурсных платежей полностью либо частично зачислялся во внебюджетные либо в целевые бюджетные фонды. Существовали следующие федеральные фонды, в которые зачислялись отдельные ресурсные платежи:
- экологический фонд,
- фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы,
- фонд восстановления и охраны водных объектов,
- фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов.
С 1 января 2000 г. указанные федеральные фонды консолидированы в федеральном бюджете. Но на территориях регионов существуют аналогичные фонды. Средства этих фондов полностью или частично формируются за счет ресурсных платежей, перечисляемых плательщиками в соответствующие бюджеты. Порядок зачисления ресурсных платежей в бюджетную систему зависит от их вида. Налог на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, платежи за пользование лесным фондом, платежи при пользовании недрами и платежи за негативное воздействие на окружающую среду распределяются в различных пропорциях между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Другие ресурсные платежи полностью зачисляются в региональные и местные бюджеты.
§ 2 Порядок исчисления и взимания платы за природопользование

Одной из разновидностей платы за природопользование является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который введен с 1 января 2002 г. взамен платежей за пользование недрами при добыче полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизов: первоначально на нефть и стабильный газовый конденсат, а с 1 января 2004 г. НДПИ заменил акциз на природный газ.
Порядок исчисления и уплаты НДПИ регулируется, в основном, главой 26 НК РФ. Но в части налогообложения добычи нефти необходимо руководствоваться также статьей 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ, которым указанная глава была введена в действие. Кроме того, Федеральным законом от 6 июня 2003 г. № 65-ФЗ введена глава 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" НК РФ, которая предусматривает особенности исчисления НДПИ при реализации соглашений о разделе продукции.
В соответствии со статьей 334 НК РФ к уплате НДПИ привлекаются организации и индивидуальные предприниматели, которые признаются пользователями недр в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" в редакции Федерального закона от 18 июля 2008 г. № 120-ФЗ. Статус плательщика НДПИ пользователь недр приобретает в случае получения им лицензии (разрешения) на право пользования участком недр. При этом не имеет значения, лицензия какого вида получена недропользователем: на добычу полезных ископаемых или на иные виды работ по пользованию недрами, в ходе которых осуществляется добыча полезных ископаемых.
Если же добыча полезных ископаемых осуществляется без лицензии, то применяется особый порядок взыскания сумм ущерба за самовольное пользование недрами. Вместе с тем при добыче нефти из скважины, находящейся в пробной эксплуатации на основании лицензии на право геологического изучения недр, ущерб не взыскивается. В данном случае самовольное пользование недрами отсутствует, и недропользователь должен уплачивать НДПИ.
Обязанности налогоплательщика прекращаются с утратой права пользования недрами по истечении установленного в лицензии срока ее действия, при отказе владельца лицензии от прав на пользование недрами и в ряде иных случаев.
Следует учитывать, что налогоплательщиком по конкретной лицензии является непосредственно пользователь недр. В соответствии с Законом РФ "О недрах" пользователями недр могут быть не только юридические и физические лица, но и участники простого товарищества. Общие условия договора простого товарищества (договора совместной деятельности) определены главой 55 ГК РФ. Если, например, в качестве владельца лицензии на право пользования недрами определена одна организация, которая впоследствии заключает договор простого товарищества с другой организацией, налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых признается организация - владелец лицензии. При определении в качестве владельцев лицензии двух организаций, являющихся участниками простого товарищества, налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых признается каждая из этих организаций. При этом величина налоговой базы определяется на условиях, установленных договором простого товарищества, либо в равных долях.
Объектом налогообложения признаются полезные ископаемые, добытые из недр на предоставленном в пользование участке недр. По своему происхождению согласно статье 336 НК РФ выделяются три типа полезных ископаемых:
- добытые на территории РФ;
- добытые за пределами территории РФ, в том числе на участках недр, которые находятся под юрисдикцией РФ (континентальный шельф РФ и исключительная экономическая зона РФ) либо арендованы у иностранных государств или используются на основании международного договора;
- извлеченные из отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Это имеет место в том случае, когда на извлечение полезных ископаемых из отходов в установленном порядке выдана отдельная лицензия.
Налоговым периодом по НДПИ является календарный месяц (ст. 341 НК РФ). Именно за отдельно взятый месяц налогоплательщик должен определить налоговую базу и рассчитать сумму налога.
Статья 338 НК РФ и Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ устанавливают два вида налоговой базы - стоимость добытого полезного ископаемого и количество добытого полезного ископаемого. Как количество налоговая база определяется по нефти, природному и попутному газу. В отношении нефти такая норма действует до конца 2006 г., а с 1 января 2007 г. налоговой базой при добыче этого вида углеводородного сырья будет его стоимость. По остальным видам полезных ископаемых налоговая база представляет собой стоимостную оценку добытого полезного ископаемого. Стоимость добытых полезных ископаемых является результатом перемножения количества добытых полезных ископаемых и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
Налоговую базу налогоплательщик должен определять самостоятельно на основании первичных документов по учету добычи полезных ископаемых, форм геологической отчетности, а также регистров по учету доходов от реализации добытых полезных ископаемых и затрат на добычу. Если налогоплательщик добывает несколько видов полезных ископаемых, расчет налоговой базы производится в отношении каждого полезного ископаемого. Например, при разработке месторождения нефти, рудного сырья может производиться и добыча песка строительного, используемого в технологических целях. Налоговая база в данном случае определяется отдельно в отношении нефти, руд и песка. По попутным компонентам также отдельно должна определяться налоговая база. При этом не обязательно, чтобы в лицензии было отражено наличие в недрах попутных компонентов. В частности, уплату НДПИ нужно производить при извлечении попутного серебра в ходе разработки месторождений золота. Добытое полезное ископаемое может облагаться НДПИ по различным налоговым ставкам, например, по нулевой ставке и по полной ставке либо по полной ставке с применением понижающего коэффициента 0,7. В этом случае нужно обеспечить раздельное исчисление налоговой базы по указанным критериям.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ были вне и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.