На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Подведомственность, предметная компетенция - круг дел, отнесенных законом к рассмотрению, разрешению системы хозяйственных судов Республики Беларусь. Субъектный состав участников спора. Характер спорных правоотношений. Подсудность дел хозяйственному суду.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 16.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


9
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ
ХОЗЯЙСТВЕНОМУ СУДУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Каждый государственный и иной орган, осуществляя возложенные на него задачи, должен действовать строго в пределах предоставленных ему полномочий.
Подведомственность дел хозяйственному суду опреде-ляется ст. 27 ХПК.
Под подведомственностью, или предметной компетен-цией, понимают круг дел, отнесенных законом к рассмот-рению и разрешению системы хозяйственных судов Рес-публики Беларусь. Нормы о подведомственности дел пре-дусмотрены как собственно хозяйственным процессуаль-ным законодательством, так и правовыми актами матери-ально-правового характера (ГК, Закон «О банках и банковской деятельности», законодательство о приватиза-ции, о банкротстве и т.д.).
С возникновением самостоятельной ветви судебной власти - хозяйственных судов остро встал вопрос о разгра-ничении подведомственности между ними и общими суда-ми. Правильное определение того, какой из судов вправе и должен рассматривать конкретный спор, необходимо на самом первом этапе как лицу, которое обращается в суд за правовой защитой своих прав и законных интересов, так и судье, рассматривающему вопрос о принятии искового за-явления. Точное правовое регулирование правил опреде-ления подведомственности дел является одной из гаран-тий защиты интересов юридических лиц и граждан в хо-зяйственном процессе. Недостаточная разработанность данного института и несогласованность действующих норм о подведомственности порождают принятие дел к производству неполномочными судами или же, наоборот, компетентный суд отказывается рассматривать дело, что приводит к нарушению конституционного права на судеб-ную защиту. Для реального представления о разграничении подве-домственности между общими и хозяйственными судами необходимы объективные критерии, которые, в свою очередь, требуют четких формулировок.
Большинство авторов признают в качестве таких кри-териев следующие два:
субъектный состав участников спора;
характер спорного правоотношения.
Следует согласиться с теми авторами, которые счита-ют, что для точного определения подведомственности дел хозяйственным судам оба приведенных критерия в спор-ном правоотношении должны быть в наличии. Именно со-вокупность этих критериев наиболее точно помогает оп-ределить подведомственность спора. Учредителями юридических лиц могут быть как физические, так и юридиче-ские лица. Спор между юридическим и физическим лицом должен рассматриваться общим судом. Однако если этот спор носит экономический характер и связан, например, с учредительством, то спор между учредителем физичес-ким лицом и учредителем юридическим лицом должен рассматриваться хозяйственным судом.
В ст. 27 ХПК определен субъектный состав участни-ков спора, подведомственного хозяйственному суду:
юридические лица и индивидуальные предпринимате-ли, а в случаях, предусмотренных законодательными ак-тами, также организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане;
Республика Беларусь и административно-территори-альные единицы Республики Беларусь;
иностранные и международные организации; иност-ранные граждане и лица без гражданства.
Характер спорных правоотношений выражен следу-ющим образом:
во-первых, хозяйственному суду подведомственны де-ла по хозяйственным (экономическим) спорам;
во-вторых, хозяйственный суд рассматривает также дела об установлении фактов, имеющих юридическое зна-чение в сфере предпринимательской и иной хозяйствен-ной (экономической) деятельности, а также по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении;
в-третьих, законодательными актами могут быть от-несены к подведомственности хозяйственного суда и дру-гие дела.
В ХПК приведен не исчерпывающий перечень эконо-мических споров, подведомственных хозяйственному суду. Наличие указанного перечня компенсирует недостатки в установлении подведомственности дел.
В частности, перечень экономических споров включа-ет в себя:
1) так называемые преддоговорные споры, т.е. споры о заключаемых договорах. Разногласия по договору могут выноситься на рассмотрение хозяйственного суда лишь: в случае, когда заключение такого договора предусмо-трено законодательством и одна или обе стороны обязаны заключить этот договор. Классическим примером такого договора служит договор поставки товаров для государст-венных нужд. ГК предусматривает, например, что если по-ставщик (исполнитель) уклоняется от заключения догово-ра поставки товаров для государственных нужд, покупа-тель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на услови-ях разработанного покупателем проекта договора;
в случае, когда стороны (контрагенты) договора при за-ключении договора достигли соглашения о передаче пред-договорного спора на рассмотрение хозяйственного суда. Это соглашение может быть достигнуто следующим обра-зом: одна сторона выражает свое предложение в проекте договора, в протоколе разногласий, в письме, телеграмме, факсе и т.п., другая сторона дает свое согласие или не вы-сказывает возражений на предложение в своих ответах;
споры об изменении или расторжении договоров. При рассмотрении данной категории дел необходимо ру-ководствоваться и материальным законодательством. В частности, ГК содержит определенные условия, случаи и правила расторжения договоров: существенность наруше-ний условий договора, по соглашению сторон, по инициа-тиве одной из сторон, в судебном или другом порядке и т.д.;
споры о неисполнении или ненадлежащем исполне-нии договоров (обязательств) - взыскание долга, штра-фов, пени, процентов и иных экономических санкций, о принуждении исполнить обязательство в натуре и др.;
споры о защите права собственности и других вещ-ных прав, а также права законного владения имуществом;
в ХПК впервые отнесены к подведомственности хо-зяйственных судов иски о признании не подлежащим ис-полнению исполнительного или иного документа, по ко-торому взыскание производится в бесспорном порядке (исполнительной надписи нотариуса, векселя, актов нало-говых и других государственных органов).
В п. 5 совместного постановления Пленума Верховно-го Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 22 июня 2000 г. указывается, что «хо-зяйственному суду подведомственны дела по хозяйствен-ным (экономическим) спорам, возникающим из граждан-ских, административных и иных правоотношений (земель-ных, финансовых, налоговых, бюджетных), сфере пред-принимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в которых сторонами выступают юридиче-ские лица, индивидуальные предприниматели, государст-венные органы, административно-территориальные еди-ницы Республики Беларусь, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - организации, не являющиеся юридическими лицами (в том числе трудовые коллекти-вы), и граждане, не являющиеся индивидуальными пред-принимателями (ст. 1, 2, 4, 27, 29, 40 ХПК)».
Оба приведенных критерия неразрывно связаны меж-ду собой, они должны учитываться в совокупности. Об этом сказано и в названном выше постановлении (п. 8). Однако на практике доминирующую роль играет первый критерий - субъектный состав, поскольку в ряде случаев использование для разграничения подведомственности второго критерия затруднительно. Конечно, если речь идет о жилищных или трудовых правоотношениях, то спо-ры, возникающие из указанных правоотношений, рассма-триваются общими судами. Но гражданско-правовые спо-ры, а также споры, возникающие из административно-правовых отношений, могут рассматриваться и разре-шаться как общими судами, так и хозяйственными судами. В этих случаях без обращения к субъектному составу уча-стников спора правильно определить подведомственность практически невозможно,
Приведенные положения являются общим правилом, не отражающим в полной мере многообразия состава уча-стников арбитражного процесса.
Согласно ст. 4 ХПК, в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими законодательными актами, в хозяйст-венный суд могут обращаться организации, не являющие-ся юридическими лицами, и граждане, не являющиеся ин-дивидуальными предпринимателями. Хозяйственному су-ду подведомственны дела об отказе в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистра-ции в установленный срок юридического лица или инди-видуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом (п. 11 ст. 27 ХПК). Истцом по такому делу будет выступать еще не за-регистрированная, т.е. не являющаяся юридическим ли-цом, организация либо гражданин, не являющийся инди-видуальным предпринимателем. Возможность участия граждан, не являющихся индивидуальными предпринима-телями, в хозяйственном процессе вытекает также из За-кона о банкротстве: гражданин может являться кредито-ром юридического лица (например, владея выпущенной последним облигацией) и как кредитор обращаться в хо-зяйственный суд с заявлением о признании юридического лица несостоятельным.
Особым субъектом рассматриваемых в хозяйственном суде споров могут быть государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы. Под «иными ор-ганами» в первую очередь понимаются органы управле-ния общественных организаций, органы акционерных об-ществ. Указанные органы могут выступать ответчиками по делам о признании недействительными изданных ими ненормативных актов, не соответствующих законам и ицым нормативным правовым актам и нарушающих пра-ва и законные интересы юридических лиц и индивидуаль-ных предпринимателей; об обжаловании отказа в государ-ственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок юридического лица или гражданина; могут выступать «процессуальными ист-цами» в порядке, предусмотренном ст. 48 ХПК, обращаясь в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, например по делам о взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей различного рода штрафов (за нарушение антимонополь-ного законодательства, законодательства об охране окру-жающей среды и т.д.).
Хозяйственному суду подведомственны споры с учас-тием организаций и граждан Республики Беларусь, а так-же иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организации, иностран-ных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предус-мотрено международным договором Республики Бела-русь.
Одной из важнейших категорий подведомственных хо-зяйственному суду экономических споров, возникающих из административных правоотношений, являются споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству Республики Бела-русь и нарушающих права и законные интересы юридиче-ских лиц и индивидуальных предпринимателей. При рас-смотрении этой категории споров необходимо отметить следующее: во-первых, оспариваемый акт должен иметь ненормативный характер (т.е. быть адресованным кон-кретному лицу или группе лиц); во-вторых, обжалуемый акт должен порождать юридические последствия (письма, справки, информационные сообщения не могут быть предметом обжалования); в-третьих, круг органов, чьи не-нормативные правовые акты могут быть признаны недей-ствительными, хозяйственным процессуальным законода-тельством не ограничивается. Под «иными органами» упомянутыми в ст. 27 ХПК, следует понимать в перву очередь органы общественных организаций.
Из числа других подведомственных хозяйственному суду экономических споров, возникающих из администра-тивных правоотношений, интерес представля и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.