Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Подведомственность, предметная компетенция - круг дел, отнесенных законом к рассмотрению, разрешению системы хозяйственных судов Республики Беларусь. Субъектный состав участников спора. Характер спорных правоотношений. Подсудность дел хозяйственному суду.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 16.01.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


9
ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ
ХОЗЯЙСТВЕНОМУ СУДУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Каждый государственный и иной орган, осуществляя возложенные на него задачи, должен действовать строго в пределах предоставленных ему полномочий.
Подведомственность дел хозяйственному суду опреде-ляется ст. 27 ХПК.
Под подведомственностью, или предметной компетен-цией, понимают круг дел, отнесенных законом к рассмот-рению и разрешению системы хозяйственных судов Рес-публики Беларусь. Нормы о подведомственности дел пре-дусмотрены как собственно хозяйственным процессуаль-ным законодательством, так и правовыми актами матери-ально-правового характера (ГК, Закон «О банках и банковской деятельности», законодательство о приватиза-ции, о банкротстве и т.д.).
С возникновением самостоятельной ветви судебной власти - хозяйственных судов остро встал вопрос о разгра-ничении подведомственности между ними и общими суда-ми. Правильное определение того, какой из судов вправе и должен рассматривать конкретный спор, необходимо на самом первом этапе как лицу, которое обращается в суд за правовой защитой своих прав и законных интересов, так и судье, рассматривающему вопрос о принятии искового за-явления. Точное правовое регулирование правил опреде-ления подведомственности дел является одной из гаран-тий защиты интересов юридических лиц и граждан в хо-зяйственном процессе. Недостаточная разработанность данного института и несогласованность действующих норм о подведомственности порождают принятие дел к производству неполномочными судами или же, наоборот, компетентный суд отказывается рассматривать дело, что приводит к нарушению конституционного права на судеб-ную защиту. Для реального представления о разграничении подве-домственности между общими и хозяйственными судами необходимы объективные критерии, которые, в свою очередь, требуют четких формулировок.
Большинство авторов признают в качестве таких кри-териев следующие два:
субъектный состав участников спора;
характер спорного правоотношения.
Следует согласиться с теми авторами, которые счита-ют, что для точного определения подведомственности дел хозяйственным судам оба приведенных критерия в спор-ном правоотношении должны быть в наличии. Именно со-вокупность этих критериев наиболее точно помогает оп-ределить подведомственность спора. Учредителями юридических лиц могут быть как физические, так и юридиче-ские лица. Спор между юридическим и физическим лицом должен рассматриваться общим судом. Однако если этот спор носит экономический характер и связан, например, с учредительством, то спор между учредителем физичес-ким лицом и учредителем юридическим лицом должен рассматриваться хозяйственным судом.
В ст. 27 ХПК определен субъектный состав участни-ков спора, подведомственного хозяйственному суду:
юридические лица и индивидуальные предпринимате-ли, а в случаях, предусмотренных законодательными ак-тами, также организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане;
Республика Беларусь и административно-территори-альные единицы Республики Беларусь;
иностранные и международные организации; иност-ранные граждане и лица без гражданства.
Характер спорных правоотношений выражен следу-ющим образом:
во-первых, хозяйственному суду подведомственны де-ла по хозяйственным (экономическим) спорам;
во-вторых, хозяйственный суд рассматривает также дела об установлении фактов, имеющих юридическое зна-чение в сфере предпринимательской и иной хозяйствен-ной (экономической) деятельности, а также по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении;
в-третьих, законодательными актами могут быть от-несены к подведомственности хозяйственного суда и дру-гие дела.
В ХПК приведен не исчерпывающий перечень эконо-мических споров, подведомственных хозяйственному суду. Наличие указанного перечня компенсирует недостатки в установлении подведомственности дел.
В частности, перечень экономических споров включа-ет в себя:
1) так называемые преддоговорные споры, т.е. споры о заключаемых договорах. Разногласия по договору могут выноситься на рассмотрение хозяйственного суда лишь: в случае, когда заключение такого договора предусмо-трено законодательством и одна или обе стороны обязаны заключить этот договор. Классическим примером такого договора служит договор поставки товаров для государст-венных нужд. ГК предусматривает, например, что если по-ставщик (исполнитель) уклоняется от заключения догово-ра поставки товаров для государственных нужд, покупа-тель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на услови-ях разработанного покупателем проекта договора;
в случае, когда стороны (контрагенты) договора при за-ключении договора достигли соглашения о передаче пред-договорного спора на рассмотрение хозяйственного суда. Это соглашение может быть достигнуто следующим обра-зом: одна сторона выражает свое предложение в проекте договора, в протоколе разногласий, в письме, телеграмме, факсе и т.п., другая сторона дает свое согласие или не вы-сказывает возражений на предложение в своих ответах;
споры об изменении или расторжении договоров. При рассмотрении данной категории дел необходимо ру-ководствоваться и материальным законодательством. В частности, ГК содержит определенные условия, случаи и правила расторжения договоров: существенность наруше-ний условий договора, по соглашению сторон, по инициа-тиве одной из сторон, в судебном или другом порядке и т.д.;
споры о неисполнении или ненадлежащем исполне-нии договоров (обязательств) - взыскание долга, штра-фов, пени, процентов и иных экономических санкций, о принуждении исполнить обязательство в натуре и др.;
споры о защите права собственности и других вещ-ных прав, а также права законного владения имуществом;
в ХПК впервые отнесены к подведомственности хо-зяйственных судов иски о признании не подлежащим ис-полнению исполнительного или иного документа, по ко-торому взыскание производится в бесспорном порядке (исполнительной надписи нотариуса, векселя, актов нало-говых и других государственных органов).
В п. 5 совместного постановления Пленума Верховно-го Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда от 22 июня 2000 г. указывается, что «хо-зяйственному суду подведомственны дела по хозяйствен-ным (экономическим) спорам, возникающим из граждан-ских, административных и иных правоотношений (земель-ных, финансовых, налоговых, бюджетных), сфере пред-принимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в которых сторонами выступают юридиче-ские лица, индивидуальные предприниматели, государст-венные органы, административно-территориальные еди-ницы Республики Беларусь, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - организации, не являющиеся юридическими лицами (в том числе трудовые коллекти-вы), и граждане, не являющиеся индивидуальными пред-принимателями (ст. 1, 2, 4, 27, 29, 40 ХПК)».
Оба приведенных критерия неразрывно связаны меж-ду собой, они должны учитываться в совокупности. Об этом сказано и в названном выше постановлении (п. 8). Однако на практике доминирующую роль играет первый критерий - субъектный состав, поскольку в ряде случаев использование для разграничения подведомственности второго критерия затруднительно. Конечно, если речь идет о жилищных или трудовых правоотношениях, то спо-ры, возникающие из указанных правоотношений, рассма-триваются общими судами. Но гражданско-правовые спо-ры, а также споры, возникающие из административно-правовых отношений, могут рассматриваться и разре-шаться как общими судами, так и хозяйственными судами. В этих случаях без обращения к субъектному составу уча-стников спора правильно определить подведомственность практически невозможно,
Приведенные положения являются общим правилом, не отражающим в полной мере многообразия состава уча-стников арбитражного процесса.
Согласно ст. 4 ХПК, в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими законодательными актами, в хозяйст-венный суд могут обращаться организации, не являющие-ся юридическими лицами, и граждане, не являющиеся ин-дивидуальными предпринимателями. Хозяйственному су-ду подведомственны дела об отказе в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистра-ции в установленный срок юридического лица или инди-видуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом (п. 11 ст. 27 ХПК). Истцом по такому делу будет выступать еще не за-регистрированная, т.е. не являющаяся юридическим ли-цом, организация либо гражданин, не являющийся инди-видуальным предпринимателем. Возможность участия граждан, не являющихся индивидуальными предпринима-телями, в хозяйственном процессе вытекает также из За-кона о банкротстве: гражданин может являться кредито-ром юридического лица (например, владея выпущенной последним облигацией) и как кредитор обращаться в хо-зяйственный суд с заявлением о признании юридического лица несостоятельным.
Особым субъектом рассматриваемых в хозяйственном суде споров могут быть государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы. Под «иными ор-ганами» в первую очередь понимаются органы управле-ния общественных организаций, органы акционерных об-ществ. Указанные органы могут выступать ответчиками по делам о признании недействительными изданных ими ненормативных актов, не соответствующих законам и ицым нормативным правовым актам и нарушающих пра-ва и законные интересы юридических лиц и индивидуаль-ных предпринимателей; об обжаловании отказа в государ-ственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок юридического лица или гражданина; могут выступать «процессуальными ист-цами» в порядке, предусмотренном ст. 48 ХПК, обращаясь в хозяйственный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов, например по делам о взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей различного рода штрафов (за нарушение антимонополь-ного законодательства, законодательства об охране окру-жающей среды и т.д.).
Хозяйственному суду подведомственны споры с учас-тием организаций и граждан Республики Беларусь, а так-же иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организации, иностран-ных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предус-мотрено международным договором Республики Бела-русь.
Одной из важнейших категорий подведомственных хо-зяйственному суду экономических споров, возникающих из административных правоотношений, являются споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству Республики Бела-русь и нарушающих права и законные интересы юридиче-ских лиц и индивидуальных предпринимателей. При рас-смотрении этой категории споров необходимо отметить следующее: во-первых, оспариваемый акт должен иметь ненормативный характер (т.е. быть адресованным кон-кретному лицу или группе лиц); во-вторых, обжалуемый акт должен порождать юридические последствия (письма, справки, информационные сообщения не могут быть предметом обжалования); в-третьих, круг органов, чьи не-нормативные правовые акты могут быть признаны недей-ствительными, хозяйственным процессуальным законода-тельством не ограничивается. Под «иными органами» упомянутыми в ст. 27 ХПК, следует понимать в перву очередь органы общественных организаций.
Из числа других подведомственных хозяйственному суду экономических споров, возникающих из администра-тивных правоотношений, интерес представля и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.