На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Государство - основной институт регулирования предпринимательской деятельности. Малый бизнес как основная форма предпринимательства в рыночных условиях. Взаимодействие государственных и муниципальных органов власти по вопросам предпринимательства.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Правоведение. Добавлен: 25.02.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


77
Содержание

    Введение 3
    1 Государство - основной институт регулирования предпринимательской деятельности 6
    1.1 Теоретические основы предпринимательства в Российской Федерации 6
    1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования предпринимательской деятельности 17
    2 Малый бизнес как основная форма предпринимательства в условиях рыночных отношений 26
    2.1 Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России 26
    2.2 Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации 37
    3 Взаимодействие органов государственного управления Ростовской области и органов местного самоуправления МО Азовский район по вопросам регулирования предпринимательской деятельности 44
    3.1 Управление предпринимательской деятельностью в субъекте Российской Федерации - Ростовской области 44
    3.2 Система управления малым предпринимательством в муниципальном образовании Азовский район 57
    Заключение 62
    Список использованной литературы 65
    Приложение А Сводные данные предприятий торговли и рынков по Азовскому району 68
    Приложение Б Структуры поддержки малого предпринимательства 69
    Приложение В Объем выпуска продукции по Ростовской области 70
    Приложение Г Количество малых предприятий по Ростовской области 71

Введение

В настоящее время Россия находится на переломном этапе своего развития. Усиливается роль предпринимательства в различных сферах нашей деятельности, успеха на рынке добивается тот, кто предвосхищает потребности потребителей. А рычагом успеха в данной области является предпринимательская деятельность.

Рыночные отношения все глубже проникают в нашу жизнь, процесс проводимых преобразований в ходе реформ во многом зависит от состояния и тенденций развития предпринимательской деятельности.

Управление и регулирование предпринимательством было актуальным на всех этапах развития российского государства, но наибольшую значимость приобрело в настоящее время, поскольку главное назначение государственного регулирования и управления состоит в обеспечении народного благосостояния и удовлетворения общественных потребностей. А предпринимательство призвано быть ведущим и одним из самых главных в данном направлении, т.к. предпринимательская деятельность - это сложный экономический процесс, представляющий собой инициативную, самостоятельную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли и осуществляемая гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах организационно-правовой формы предприятия.

Главной целью моей дипломной работы является определение и выявление условий и механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов власти по вопросам государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации на примере субъекта РФ - Ростовской области и муниципального образования - Азовский район.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- выявить нормативно-правовую базу и теоретические основы предпринимательства в России;

- определить направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства;

- рассмотреть государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации;

- осуществить анализ взаимодействия органов государственного управления Ростовской области и органов местного самоуправления муниципального образования Азовский район по вопросам регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Для решения названных целей и задач необходимо осуществить анализ источников информации по вопросам предпринимательской деятельности, а также выявить мнения ученых и специалистов в области государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Регулирование экономики, в том числе и предпринимательской деятельности является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес.

Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Аппарат власти в лице государства выступает гарантом равных условий хозяйствования.

Следует иметь в виду, что государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами, являющиеся частью объективно существующих общих принципов управления государством:

- законность;

- целесообразность;

- справедливость;

- сочетание государственного регулирования и независимости субъектов предпринимательской деятельности;

- взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов;

- соблюдение интересов государства и предпринимателя.

Мера участия государства в предпринимательском процессе в значительной степени зависит от общественно политического строя страны, государственного устройства и складывающейся экономической ситуации на мировом рынке.

Я считаю, что государственные органы регулирования и управления должны проводить активную политику на законодательном уровне, ориентировать и направлять экономику на решение вопросов в области предпринимательской деятельности, а также обеспечивать эффективность предпринимательства в целом, что является залогом успеха в построении мощного европоазиатского государства с сильной и устойчивой демократией.

1 ГОСУДАРСТВО - ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Теоретические основы предпринимательства в Российской

Федерации

Государство - определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

«Государство - совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды), действующих в масштабах страны или субъектов федерации, либо пользующихся законодательной автономией территориального сообщества с местными агентами этих органов») Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д.И. Валигурский. - М.: Дашков и Ко, 2005. - С.456.).

Государство как субъект международного права - основной участник международных отношений.

Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов.

Понятно, что, изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.

Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через Центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые Центральным банком, предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги [9, 458]. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых. платежи в бюджет, регулируя таким образом денежное обращение и денежные накопления. Государственное регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета.

Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство вправе само назначать цены. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.

Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально-экономических интересов страны, повышения эффективности внешнеэкономических связей, обеспечения экономической безопасности.

Государственное внешнеэкономическое регулирование - это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими государственную границу движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания государственных интересов, своевременного выявления и устранения этих предпосылок. Это самый лучший вариант, так как государство с наименьшими усилиями и средствами устраняет возможность появления негативных явлений для развития предпринимательства и экономики страны.

Как можно видеть из приведенного укрупненного перечня, государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономической жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

Государство воздействует на предпринимательскую деятельность посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных программ. Во многом ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена присущим ей разнообразием форм собственности на средства производства - частной, акционерной, коллективной, включая право собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

Следует отметить, что государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малого бизнеса, благотворительной деятельности).

Государственное регулирование экономики, в том числе и предпринимательской деятельности, ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности.

Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические (в особенности атомная энергетика и объекты единой энергетической системы), заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, охраняющие безопасность, выполняющие другие общегосударственные функции.

Государство должно вмешиваться в экономику, в том числе в предпринимательскую деятельность, только в том случае если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть как позитивными, так и негативными.

Под негативными условиями понимается появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут негативно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе негативного их влияния на экономику.

Роль государства заключается в своевременном выявлении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и в принятии соответствующих мер по их устранению.

Под позитивными условиями понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.

Знание условий и предпосылок еще недостаточно для государственного вмешательства, государство должно знать их критерии, то есть признаки, на основании которых можно было бы произвести оценку их качественного состояния.

Система государственного регулирования предпринимательской деятельности сложилась не сразу. В процессе своего развития она прошла несколько этапов [9, 463-464]:

- создание общих благоприятных условий для воспроизводства частного капитала, сосредоточение усилий государства на разработке трудового, налогового, торгового, социального законодательства, таможенной политики, на обеспечении устойчивости денег;

- несогласованные между собой акции антикризисной и структурной направленности, попытки воздействовать на занятость и цены;

- эксперименты с использованием денежно-кредитных и бюджетных средств регулирования хозяйства. Волна приватизации объектов государственной собственности;

- переход в ряде стран к отраслевому и региональному среднесрочному программированию, попытки повысить действенность государственного регулирования экономики, в том числе в области предпринимательской деятельности, путем изучения совместимости и взаимозаменяемости инструментов регулирования, определения их эффективности;

- осуществление во все большем числе развитых стран общегосударственного среднесрочного программирования в сочетании с выработкой долгосрочных перспективных ориентиров;

- меры по согласованию общегосударственных среднесрочных программ на межгосударственном уровне в рамках интеграционных объединений.

Вследствие обеспечения эффективной предпринимательской деятельности, нормальных условий для формирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем, государство осуществляет следующие функции по регулированию в данной области:

- создает правовое поле для развития предпринимательства: разрабатывает необходимые законы и нормативные акты, определяет права собственности, а также обеспечивает контроль качества предпринимательской продукции;

- обеспечивает надлежащий правопорядок в стране и ее национальную безопасность, а также безопасность осуществления предпринимательской деятельности;

- стабилизирует экономическое развитие посредством проведения соответствующей экономической политики;

- обеспечивает социальную защиту и выдает социальные гарантии наемным работникам путем установления минимальной заработной платы, пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице, оказания помощи малоимущим, индексации доходов населения в связи с инфляцией;

- принимает меры по защите конкуренции и ограничению монополии;

- разрабатывает и реализует программы по поддержке предпринимательской деятельности;

- организует и контролирует выполнение действующего законодательства в области налогообложения, банковской системы.

Государство применяет следующие методы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность:

а) экономические методы [9, 467]:

1) налогообложение;

2) перераспределение доходов и ресурсов;

3) ценообразование;

4) кредитно-финансовые механизмы;

5) осуществление государственной предпринимательской деятельности.

б) административные методы:

1) принятие и корректировка законодательства;

2) контроль за его соблюдением.

Эти методы используются только в том случае, когда экономические - неэффективны или неприемлемы.

В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие задачи [24, 25]: общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая задача, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Определяющей в развитой рыночной экономике является общеэкономическая задача, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что в первую очередь и предопределяет общеэкономическую задачу. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции стоимости), что является объективной основой проявления общеэкономической задачи. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической задачи.

Важнейшей задачей предпринимательской деятельности является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсов, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

Предпринимательской деятельности как новому типу экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая, инновационная задача, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая задача предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.

В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную задачу, выражающуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта задача все более обнаруживается в формировании нового слоя людей - людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива предпринимательская деятельность.

Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступление их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наемных работников.

Важнейшая задача предпринимательства - организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская задача особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.

Следовательно, сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему задач, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектов предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.

Финансирование предпринимательских организаций - совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства. «Под финансированием понимается процесс образования денежных средств или в более широком плане - процесс образования капитала организации во всех его формах») Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2003. - С. 226.

). Понятие «финансирование» довольно тесно связано с понятием «инвестирование»; если финансирование - это образование денежных средств, то инвестирование - это их использование. Оба понятия взаимосвязаны, однако первое предшествует второму: невозможно планировать какие-либо инвестиции, не имея источников финансирования. Вместе с тем образование финансовых средств происходит, как правило, с учетом плана их использования организацией.

Источники финансирования предприятия делят на внутренние (собственный капитал) и внешние (заемный и привлеченный капитал).

Внутреннее финансирование предполагает использование собственных средств и, прежде всего - чистой прибыли и амортизационных отчислений. Финансирование за счет собственных средств имеет ряд преимуществ:

- за счет пополнения из прибыли предприятия повышается его финансовая устойчивость;

- формирование и использование собственных средств происходит стабильно;

- минимизируются расходы по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам);

- упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию предприятия, так как источники покрытия дополнительных затрат известны заранее.

Уровень самофинансирования предприятия зависит не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды (налоговой, амортизационной, бюджетной, таможенной и денежно-кредитной политики государства).

Внешнее финансирование предусматривает использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и граждан. Кроме того, оно предполагает использование денежных ресурсов учредителей предприятия. Такое привлечение необходимых финансовых ресурсов часто бывает наиболее предпочтительным, так как обеспечивает финансовую независимость предприятия и облегчает в дальнейшем условия получения банковских кредитов.

В условиях рыночной экономики производственно-хозяйственная деятельность фирмы невозможна без использования заемных средств, к которым относятся: кредиты банков, коммерческие кредиты, то есть заемные средства других организаций; средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации; бюджетные ассигнования на возвратной основе и т.д.

«Принципы предпринимательского права - это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм») Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Д.И. Валигурский. - М.: Дашков и Ко, 2005. - С. 87-88.

). Основными принципами предпринимательской деятельности могут быть названы следующие:

- принцип свободы предпринимательской деятельности получил закрепление в статье 8 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности». Свое развитие этот принцип нашел в Гражданском кодексе Российской Федерации и в других законодательных актах;

- принцип единого экономического пространства, то есть «свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств» на всей территории Российской Федерации. Он так же относится к числу конституционных (статья 8 Конституции Российской Федерации). Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральными законами, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей;

- принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 8 Конституции Российской Федерации);

- принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами;

- принцип законности. Раскрывая этот принцип, необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, не менее важно, что государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.

1.2 Нормативно-правовая база государственного регулирования

предпринимательской деятельности

Основным источником предпринимательского права является Конституция Российской Федерации. Для предпринимательской деятельности особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы Российской Федерации: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, об административных правонарушениях, Уголовный и другие. В частности Гражданский кодекс Российской Федерации содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и заканчивая видами предпринимательских договоров.

Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников предпринимательской деятельности играют федеральные законы, классификация которых может быть изложена следующим образом [9, 88-91]:

- законы, регулирующие общее состояние определенного вида рынка, например, Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;

- законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О финансово-промышленных группах»;

- законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например, Закон «Об инвестиционной деятельности», Федеральные законы «О связи», «О рекламе» и т. д.;

- законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Закон Российской Федерации «О товарных биржах и биржевой торговле» и другие;

- законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;

- подзаконные акты также играют большую роль в деле регулирования предпринимательской деятельности. Среди них можно в первую очередь назвать указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановления Правительства РФ (например, постановление, утвердившее Положение о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества). Большой массив источников предпринимательской деятельности составляют нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и другие;

- в практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»;

- нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Так, применяется, правда, с учетом многочисленных изменений, единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утвержденная письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 г. № 63;

- в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией Российской Федерации многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Например, локальным актом является приказ об учетной политике организации, о перечне сведений, составляющих коммерческую тайну;

- помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательской деятельности являются обычаи делового оборота. В соответствии со статьей 5 Гражданского кодекса Российской Федерации «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе»;

- составной частью правовой системы Российской Федерации выступают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации предусматривает также ответственность субъектов предпринимательской деятельности. «В общей форме под ответственностью предпринимателей понимается обязанность, необходимость совершить определенные действия, направленные на восстановление неисполненных установленных (договоренных) обязательств, нарушенных прав хозяйствующих субъектов, клиентов, работников, государства») Предпринимательское право Российской Федерации / Е.П. Губин. - М.: Юристь, 2003. - С. 47.

).

Ответственность возникает из-за невыполнения установленных законами обязанностей и обязательств, при неисполнении или ненадлежащем исполнении договоров.

Предприниматели несут юридическую ответственность, которая представляет собой установленную правовыми нормами обязанность предпринимателей претерпевать неблагоприятные последствия при неисполнении ими установленных нормами права (законами) и договорами обязанностей и обязательств. В зависимости от отраслевой принадлежности юридических норм, устанавливающих ответственность, применяются гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность предпринимателей. Действует также дисциплинарная, материальная, моральная ответственность.

Предприниматели как субъекты рыночной экономики, участники гражданского оборота несут в первую очередь гражданскую ответственность, которая представляет собой установленные гражданским законодательством юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения предусмотренных обязанностей и обязательств. Гражданская ответственность проявляется в применении к правонарушителю в отношении другого лица (кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, имеющих для правонарушителя отрицательные имущественные (финансовые) последствия в форме уплаты неустойки (штрафа, пени), возмещения убытков, ареста имущества, возмещения вреда.

Гражданская ответственность является имущественной, носит компенсационный характер, так как главной целью ее применения является восстановление прав потерпевшей стороны (кредитора). Гражданская ответственность предпринимателей возникает либо из внедоговорных отношений (она устанавливается соответствующими нормами права), либо из договорных, вытекающих из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения заключенных договоров. С точки зрения уровня (роли) ответственности виновной стороны гражданская ответственность подразделяется на долевую, солидарную, субсидиарную и смешанную.

Солидарная обязанность (ответственность), или солидарное требование, возникает, если солидарность обязанности (или требования) предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами и условиями обязательства не предусмотрено иное (статья 322 Гражданского кодекса Российской Федерации). При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения обязательств как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, при этом как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников, которые остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью. Исполнение солидарной обязанности полностью одним из должников освобождает остальных от исполнения обязательств. Так, участники общества с ограниченной ответственностью, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Субсидиарной ответственностью является дополнительная ответственность лиц (сторон), которые наряду с должником отвечают перед кредиторами за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором. Так, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия наравне с другими участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.

Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Основное хозяйственное общество (товарищество) в случае несостоятельности (банкротства) по его вине дочернего общества несет субсидиарную ответственность по долгам дочернего общества.

Смешанной ответственностью является ответственность, возникающая при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по вине обеих сторон.

Предприниматель как собственник организации (предприятия) в соответствии с трудовым правом устанавливает материальную ответственность работников за причиненный предпринимателю ущерб по их вине. Материальная ответственность может быть установлена лишь за ущерб, который возник в результате противоправного и виновного поведения работников. Материальная ответственность бывает двух видов: ограниченная (в пределах 1/3 среднего месячного заработка) и полная, устанавливаемая для работников, с которыми заключен договор об индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Полная материальная ответственность должна быть установлена при получении работником материальных ценностей (денег) под отчет по разовым документам, а также, если в действиях работника, нанесшего ущерб, содержатся признаки уголовного преступления.

В учредительных документах предпринимательских организаций необходимо в соответствии с трудовым правом устанавливать дисциплинарную ответственность работников как форму воздействия (взыскания) на нарушителей трудовой дисциплины. Применяются следующие дисциплинарные взыскания:

- замечание;

- выговор;

- увольнение с работы.

Административная ответственность предпринимателей и должностных лиц предпринимательских организаций установлена за совершение ими административного правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности. Административная ответственность возникает при невыполнении обязанностей в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также при невыполнении обязанностей (обязательств), установленных другими законами. Для предпринимателей основной формой административного наказания (ответственности) является штраф - денежное взыскание, установленное в пределах от 1/10 до 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в соответствии с КоАП РФ до 5000 МРОТ - в соответствии с федеральными законами [24, 474].

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность возникает в следующих случаях:

- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве юридического лица;

- осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна);

- осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Основанием уголовной ответственности предпринимателей является совершение деяний, содержащих все признаки состава преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. Под составом преступления понимается совокупность признаков, указанных в уголовном законодательстве, характеризующих конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления, которым признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Видами наказания предпринимателей, совершивших преступления в сфере экономической деятельности, являются назначаемые по приговору суда следующие:

- штраф;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- обязательные работы;

- исправительные работы;

- конфискация имущества;

- ограничение свободы;

- арест;

- лишение свободы на определенный срок.

Под штрафом понимается денежное взыскание, назначаемое в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного. В случае злостного уклонения от уплаты штраф заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соразмерно назначенному штрафу в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации для данных видов наказаний.

Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Обязательные работы, устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4-х часов в день.

Исправительные работы устанавливаются на срок от 2-х месяцев до 2-х лет и отбываются по месту работы осужденного, из заработка которого производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20% заработка [24, 479].

Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Ограничение свободы устанавливается судом на срок от одного года до 5 лет.

Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до 6 месяцев. В случае замены обязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лишение свободы устанавливается на срок от 6 месяцев до 20 лет. Вид уголовного наказания, размер и срок исполнения устанавливаются судом в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

2 МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Государственное регулирование предпринимательской

деятельности в России

Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических и социальных основ нового общества. В последнее время с каждым годом всё больше увеличивается роль предпринимательской деятельности в жизни граждан Российской Федерации. Предпринимательская деятельность все глубже проникает в жизнь каждого гражданина. В связи с этим все более насущней становится потребность в государственном регулировании. Государственное регулирование затрагивает интересы как предприятий и организаций, так и непосредственно, гражданина, предполагает формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них как положительное, так и отрицательное воздействие. Хозяйственникам предпринимателям нужно чтобы не было административно региональных барьеров для движения товаров, действовала свободная от монополии добросовестная конкуренция, разумным было налогообложение, доступным кредит. Каждый гражданин надеется, что государство защитит от инфляции, перекроет каналы желающим делать деньги из воздуха, устранит использование средств из бюджета в узко корыстных интересах, будет привлекать внешние займы лишь для инвестиций. На сколько государство сможет выполнить данные требования? Каким образом оно будет это осуществлять? И на сколько это является целесообразным? Вот наиболее важные вопросы, которые будут рассмотрены в данной работе.

Основой государственного регулирования является нормативный аспект, то есть разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей. Такие нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их целей и содержания, порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например трудового, семейного, жилищного и т. д., практически не знают серьезных ограничений и санкций, а передают людям опыт, пример поведения в жизни.

Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, в том числе и в области предпринимательской деятельности, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес. Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования, государство выступает гарантом равных условий хозяйствования.

Институт предпринимательства в нашей стране появился сравнительно недавно. Основы предпринимательской деятельности закреплены в ряде нормативно-правовых актах. Нормативное определение предпринимательства впервые было дано в Законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Статья 1 Закона характеризует предпринимательскую деятельность (предпринимательство) как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли и осуществляемую гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Но предпринимательской деятельностью могут заниматься не только различного рода предприятия, но и граждане.

Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усиливают роль государства в становлении рыночной экономики. С учетом конституционного устройства Российской Федерации и функционирования частной, государственной и муниципальной собственности на средства производства и предметы труда можно выделить общее государственное воздействие на предпринимательскую деятельность, осуществляемое независимо от форм собственности, и особенное, когда государство выступает как собственник своего имущества.

Управление муниципальным имуществом строится по той же схеме что и государственным имуществом, но здесь очень велика роль местных органов власти.

Для государственно регулирования экономики и предпринимательской деятельности используются различные средства. К их числу относят:

- нормативно-правовое регулирование основ предпринимательской деятельности (ее видов, содержания);

- официальное признание, удостоверение статуса субъектов предпринимательства и осуществляемых ими видов деятельности (регистрация, лицензирование и т. д.);

- определение порядка ведения хозяйственной деятельности;

- установление нормативных требований к содержанию и качеству предпринимательской деятельности;

- организация поддержки предпринимательской деятельности;

- контроль за соблюдением законности;

- введение запретов и санкций за отступление от нормативов.

Вместе со становлением рыночных отношений в государстве все большее число видных экономистов и предпринимателей считают необходимым признание роли государства в регулировании хозяйственной и предпринимательской деятельности. Так как опыт последних лет по «разгосударствлению» экономики и предпринимательской деятельности наглядно показал неэффективность данного метода ведения экономики. Сейчас происходят значительные перемены в структуре государственной власти. А именно отказ от отождествления государства с административным аппаратом, децентрализация управления, демократизация государственных институтов, усиление начал самоуправления, признание ведущей роли законодательного регулирования общественных отношений, прежде всего в экономической сфере, повышение уровня, класса работы аппарата управления, за счет его информационных, аналитических, консультативных звеньев. Именно претерпевая данные изменения, государство сможет по-новому воздействовать на экономические процессы и разумно регулировать предпринимательскую деятельность. Какими же должны быть основные линии воздействия?

Во-первых, введение общих правил экономической деятельности (согласование интересов хозяйствующих субъектов и оценка результатов их деятельности). Во-вторых, содействие формированию благоприятной экономической среды и условий для нормального функционирования рынка (создание и функционирование единой денежной, финансово-кредитной систем, установление налогов, которые будут стимулировать предпринимателя, а не «давить» его своей мощью, и иных обязательных платежей, регулирование индекса цен, формирование важнейших государственных программ). В-третьих, обеспечение социальных гарантий трудящихся, повышение культурно-образовательного уровня граждан. В-четвертых, предотвращение образования монополистических явлений в экономике, борьба с коррупцией, преступностью в сфере экономики, в том числе в области предпринимательской деятельности. В-пятых, введение законодательного запрета государственным органам вмешиваться в деятельность предприятий, без основательных причин.

Предпринимательская деятельность в целом не имеет какого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно действовать во всех сферах. Механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом.

Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для России. Государство всегда активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра.

Конституция Российской Федерации обязывает органы государства и местного самоуправления использовать все имеющиеся материально-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений. Применяются предусмотренные законодательством и создаваемые практикой формы и методы, которые подразделяются на две группы.

Первую группу составляют формы и методы, распространяемые на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности. Специфика данной группы форм и методов заключается в том, что они отражают субординацию взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности. Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Этими органами утверждаются их учредительные документы - уставы. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Никаких особых сложностей, правовых проблем во взаимоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления, с одной стороны, и созданных ими предпринимательских структур - с другой, не возникает. Успех зависит от инициативности обеих сторон: одной - от умения управлять, другой - от умения хозяйствовать.

Вторая группа форм и методов воздействия государственных органов и органов местного самоуправления применяется к предпринимательским организациям, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности.

Некоторые из методов данной группы являются административно-правовыми. Речь идет о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности, регистрации и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности.

Следует отметить возрастающую актуальность контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Однако деятельность контролирующих органов осложняется определением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.

Регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов).

Предпринимательская деятельность осуществляется с учетом большого числа актов, определяющих регулирующие возможности органов государственной власти и управления. Необходимо, чтобы государственное воздействие проводилось только на основании соответствующей правовой нормы.

Все виды государственного воздействия имеют правовую форму акта, то есть облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются правовые последствия. Эти акты имеют свое наименование, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного регулирования не существует.

Среди актов-разрешений можно выделить систему лицензионных разрешений. Лицензии как разрешительные акты применяются в целом ряде видов предпринимательской деятельности.

Акт контроля представляет собой действие уполномоченного государственного органа, фиксирующего в соответствии с законом определенное правовое положение хозяйствующего субъекта, на основе которого должна осуществляться его последующая предпринимательская деятельность. Все виды контроля носят текущий и последующий характер.

Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием экономики с помощью различных способов: фискальных, а также путем прямого вмешательства.

«Фискальная политика - это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений») Предпринимательство: учебник / М.Г. Лапуста. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2003. - С. 215.). Налоги - это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в определенном размере и в определенный срок.

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим они отличаются от всевозможных сборов, которые, хотя тоже зачисляются в бюджет, но должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

Опираясь на законодательство, государство может осуществлять регулирование предпринимательства, принимая те или иные хозяйственные решения. Оно выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и как непосредственный участник производственно коммерческих операций. Прямое воздействие государства на экономику осуществляется через дотации.

Дотации - денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Дотации предоставляются предприятиям, продукция которых имеет социальное, народнохозяйственное или оборонное значение, но траты на ее изготовление делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым (директивным) и косвенным (экономическим). В правовых актах содержится масса директивных правил в отношении различных аспектов предпринимательской деятельности. Прямое государственное регулирование можно рассматривать по следующим направлениям [19, 285-287]:

- установление требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;

- установление запретов на те или иные проявления при ее осуществлении;

- применение государством санкций и мер ответственности;

- создание хозяйствующих субъектов, их реорганизация и ликвидация (например, унитарных предприятий);

- заключение договоров в целях обеспечения целевых программ и иных государственных нужд.

В рыночных условиях хозяйствования приоритет отдается косвенным методам регулирования с применением различных экономических рычагов и стимулов. Косвенное государственное регулирование предпринимательской деятельности может, как стимулировать те или иные виды предпринимательства (через предоставление льгот при налогообложении, кредитовании), так и быть направлено на дестимулирование деятельности.

Государство регулирует предпринимательскую деятельность, закрепив в законодательных актах право государственных органов на контроль (надзор) за ее осуществлением. Государственный контроль - это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Например, на государственных инспекторов Госстандарта России возложена функция надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и контроля за обеспечением единства измерений. Одной из основных задач федерального антимонопольного органа является контроль за соблюдением антимонопольных требований хозяйствующими субъектами. Правила осуществления государственного контроля предусмотрены Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется различными способами, посредством применения разнообразных инструментов, среди которых можно назвать:

- нормы, нормативы, например, нормы амортизационных отчислений;

- лимиты, например, выбросов загрязняющих веществ в природную среду;

- ставки налогов, пошлин, иных обязательных платежей;

- квоты, например, при экспорте товаров;

- коэффициенты, например, изменения регулируемых цен (тарифов);

- резервы, например, установл и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.