На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Характеристика института главы государства лица или органа, который занимает высшее место в системе органов государства, а также является символом единства нации или народа. Исследование полномочий Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 30.04.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


29

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра теории и практики государственного управления

Курсовая работа

на тему: «Полномочия главы государства в системе государственного управления»

Студентки

4 курс, ПРСОГУ-3 О.И. Николаёнок

Научный руководитель: С.В. Ананьева

Минск 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИНСТИТУТ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА

2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Полномочия Президента Республики Беларусь в нормотворческой сфере

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Шарль де Голль так излагал свою доктрину конституционного строительства: "По моему мнению, необходимо, чтобы государство имело голову, т.е. руководителя, в котором нация может видеть стоящего над течениями человека, уполномоченного решать главное, и гаранта ее судеб". В этой связи обычно утверждается пост главы государства. В отличие от ”классических” ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) фактическое и юридическое положение главы государства однозначно определить невозможно. В каждой стране место этого должностного лица очень своеобразно и есть своя специфика (это зависит от исторических традиций, формы правления и т. д.).
При этом следует отметить, что во многих конституциях термин "глава государства" прямо не упоминается. В литературе обычно под ним понимается монарх либо президент страны. Именно глава государства обеспечивает высшее представительство страны, часто он является символом государства, единства нации.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются полномочия главы государства в системе государственного управления.
Предметом исследования является понятие главы государства, анализ полномочий Президента Республики Беларусь.
Цель данного исследования - определить полномочия главы государства в системе государственного управления на примере Республики Беларусь.
Для этого в работе поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие «глава государства»;
2. рассмотреть полномочия Президента Республики Беларусь.
Выяснив все вышеизложенное, мы сможем составить представление о полномочиях главы государства в системе органов государственного управления.
При написании курсовой работы мной были использованы следующие методы научного исследования: формально - юридический метод, метод исторического анализа и сравнительно - правовой метод.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Работа написана на 33 листах компьютерного текста.
1. ИНСТИТУТ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА

В отличие от «классических» ветвей власти - парламента, правительства, суда (законодательной, исполнительной и судебной власти) - фактическое и юридическое положение главы государства однозначным образом определить невозможно. Глава государства - это лицо, которое занимает самый важный пост в стране, юридически занимает первое место.
В каждой стране место этого должностного лица очень своеобразно, и в каждой стране есть своя специфика. Однако можно выделить наиболее общие черты, характеризующие институт главы государства.
На наш взгляд, А.М. Осавелюк достаточно лаконично и наиболее точно определяет понятие главы государства. Это должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе органов государства, высший его представитель внутри и вне страны, символ единства нации, государства (народа и государства) [4, с. 58].
Следует отметить, что глава государства может выступать либо в виде монарха, либо в виде президента, либо (крайне редко) в виде коллегиального органа. Например, в Японии Главой государства является Император. И Конституция определяет его как «символа государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть». Согласно ст.56 испанской конституции: «Король является главой испанского государства, символом его единства и постоянства. Он - гарант правильного функционирования государственных институтов, осуществляет высшее представительство Испании в международных отношениях, особенно с нациями, с которыми она связана исторически. А также осуществляет функции, которые предоставлены ему конституцией и законами».
Во Франции высшим государственным органом является Президент республики, который следит за соблюдением конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений сообщества и договоров.
Правовой и реальный статус главы государства, его роль в процессе осуществления государственной власти зависят от формы правления, существующей в данном государстве, характера политического режима, от ряда иных обстоятельств, в том числе - от сложившихся в стране традиций, обычаев и судебных прецедентов.
В странах, где глава государства обладает реальной правительственной властью - возглавляет исполнительную власть, возглавляет формально юридически или фактически правительство - он осуществляет реальное руководство государственными делами, определяет и направляет политический курс страны, обеспечивает выполнение этого курса. В этом случае глава государства - это лидер страны.
При парламентарных формах правления, т.е. при парламентской республике либо парламентской монархии, глава государства какого-либо реального участия в управлении делами государства, как правило, не принимает. Это, так называемый, номинальный глава государства. Однако при всей своей номинальности он также оказывает важное влияние на политический процесс, на работу государственного механизма. При возникновении каких-то нестандартных ситуаций, при возникновении разного рода кризисов или чрезвычайных положений, роль и степень его вовлеченности в политические процессы сильно возрастает.
Глава государства может быть легитимным главой государства - заняв свой пост, пройдя определенные процедуры на основании определенных законов, признаваемый в этом качестве своим гражданами и другими государствами. Глава государства может быть и не легитимным - т.е. захватившим эту должность, узурпировавшим ее, но реально выполняющим функции главы государства и подчинившим себе остальные звенья государственной машины. Способы легитимизации могут быть самыми различными: если это республика, то главой государства является избранный президент, если это монархия, то это монарх, получающий свою должность по наследству. Нелегитимный глава государства - это, как правило, диктатор, глава военной хунты, захвативший власть при помощи насилия.
Часто главу государства относят к исполнительной власти. Ст.2 Конституции США гласит, что исполнительная власть принадлежит президенту США. Для того чтобы определить основные роли, функции главы государства следует выделить две модели главы государства, за которыми стоят два основных понятия.
Первая модель и первая функция - это глава государства - лидер страны. Лидер может быть формальным и фактическим. Он может сочетать оба эти качества, может быть главой «де юре» и «де факто», но это может и не совпадать. Примером фактического лидера является абсолютный монарх либо президент президентской республики, избираемый народом. Это лидер страны, причем лидер легитимный, получивший свою власть по установленным правилам и признаваемый в этом качестве народом.
Вторая модель и вторая основная функция, понимаемая и признаваемая большинством граждан, это символ власти, государства. То есть это лицо, которое олицетворяет, персонифицирует государственную власть и представляет ее в отношениях с другими государственными структурами и в отношениях с иностранными государствами.
Самый яркий символ государственной власти - это монарх, причем любой монарх - и в абсолютной монархии, и в дуалистической, и в конституционной.
В целом можно выделить семь видов Глав государства.
1. Глава государства в лице монарха. Есть три способа посредством которых, монарх занимает престол:
а) монарх, унаследовавший свою должность (абсолютное большинство монархий - Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Япония, Таиланд и т.д.);
б) монарх, который либо назначен, либо избран своей семьей, старейшинами династий (например, Саудовская Аравия, африканское королевство Свазиленд, государство Катар);
в) монарх, избираемый другими монархами, своими коллегами, которые возглавляют субъекты федераций. Это периодически избираемый глава монархической федерации. (например, Малайзия, где главы султанатов выбирают верховного правителя на 5 лет). Можно привести еще один пример - Объединенные Арабские Эмираты, но там главы семи эмиратов раз в 5 лет избирают не главного эмира, а президента.
2. Глава государства - президент. Есть три способа:
а) президент, избранный народом, гражданами;
б) президент, избранный парламентом;
в) президент, избираемый специальными коллегиями. Коллегии могут быть различными, составленными из членов парламента, плюс представители местных органов власти.
3. Глава государства в виде коллегиального органа, избираемого парламентом на определенный срок. Например, Куба. Отмечается, что, поскольку коллегиальный орган не может выполнять ряд функций, присущих главе государства, в силу того, что они должны выполняться индивидуально, то определенные полномочия передаются одному из представителей этого органа. Например, одним человеком - членом (или главой) коллегиального органа подписываются документы, принимаются верительные грамоты от иностранных послов и т.д.
4. Глава государства по совместительству. Такую функцию выполняет глава правительства - премьер-министр в землях ФРГ. Там каждый субъект федерации - Земля - имеет парламент и правительство, но главы этого государственного образования не имеется. Главы земельных правительств осуществляют одновременно с этим функции глав тринадцати земель.
5. Главой государства «как бы является» генерал-губернатор - представитель британского монарха в государствах - бывших доминионах, а ныне именующихся членами Сообщества там, где нет своего главы государства. Генерал-губернаторы имеются в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Барбадосе, Ямайке и т.д., генерал-губернатор - не глава государства, это представитель главы государства.
6. Единоличный или коллегиальный глава государства, который получил свою власть незаконно - путем узурпации власти. Обычно это военные, возглавившие военный переворот, это главы военных хунт, провозгласившие себя главами государств, верховными начальниками и т.д.
7. Наиболее экзотический, но вполне легитимный вариант. Глава государства в виде племенного вождя, который по традиции, признаваемой народом и другими государствами, возглавляет государство. Это, например, пожизненный глава государства - вождь самоанцев, возглавляющий государство Западная Самоа Маметоа Танумафили 2-й. После его смерти будет избран президент, но пока, в силу его заслуг перед народом и страной, он выполняет свою функцию главы государства пожизненно[3, с.184].
2. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Президент обладает широкими полномочиями в сфере государственного управления. В одних случаях такие полномочия принадлежат исключительно ему, т.е. имеют прерогативный характер, в других -- являются совместными с иными органами государственной власти -- Палатой представителей и Советом Республики, Советом Министров, т.е. полномочиями совместного ведения [1,с.604].
В ряде изданий полномочия Президента Республики Беларусь представлены в виде функциональных групп:
Организационная функциональная группа.
В целях реализации организационной функции исключительно Президенту принадлежит право:
- осуществлять образование, упразднение и реорганизацию Администрации Президента;
- осуществлять образование, упразднение и реорганизацию иных органов государственного управления;
- осуществлять образование, упразднение и реорганизацию консультативно-совещательных и иных органов при Президенте;
- определять структуру Правительства,
- принимать решение об отставке Правительства и его членов;
- назначать на должность и освобождать от должности Председателя Комитета государственного контроля;
- назначать на должность и освобождать от должности Председателя Национальной государственной телерадиокомпании и его заместителей;
- назначать представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;
- формировать и возглавлять Совет Безопасности;
- назначать на должность и освобождать от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;
- назначать на должность и освобождать от должности высшее командование Вооруженных сил;
- назначать на должность и освобождать от должности ректора Академии управления при Президенте Республики Беларусь, директора Института социально-политических исследований при Администрации Президента, директора Национального центра законопроектной деятельности при Президенте, директора Национального центра правовой информации, директора Республиканского унитарного предприятия «Белорусское телеграфное агентство[7,с.287].
Также Президент назначает Премьер-министра и его заместителей, руководителей республиканских органов государственного управления, руководителей местных исполнительных и распорядительных органов и некоторых других органов.
Можно выделить полномочия совместного ведения. Это полномочия, осуществление которых инициируют (дают согласие или утверждают) другие органы или лица.
Заместители Премьер-министра назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом на основании внесенного предложения Премьер-министра. Раньше такое право принадлежало исключительно Президенту. Подобное относится и к руководителям республиканских органов государственного управления. Министры (кроме Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям), Председатель Государственного комитета по авиации и др. назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Совета Министров. Назначение на должность и освобождение от должности Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям, Председателя Комитета государственной безопасности, Председателя Государственного комитета пограничных войск, Председателя Государственного таможенного комитета и их заместителей осуществляет Президент по предложению Совета Министров, Государственного секретаря Совета Безопасности.
Президент назначает на должность и освобождает от должности руководителей областного звена органов КГБ, внутренних дел, военных организаций, подчиненных Министерству обороны[7,с.288-289].
Указом Президента Республики Беларусь от 3 февраля 2003 г. №56 «О некоторых вопросах Национальной академии наук Беларуси» установлено, что Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь по предложению Совета Министров Республики Беларусь, Главы Администрации Президента Республики Беларусь [ 11, п.50].
Кандидаты для занятия ряда должностей требуют предварительного согласования с Президентом Республики Беларусь. Например, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ, заместителей министров( кроме заместителей Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям, Председателя Комитета государственной безопасности, Председателя Государственного комитета пограничных войск и Председателя Государственного таможенного комитета), руководители государственных организаций, подчиненных Совету Министров (кроме начальника Белорусской железной дороги), Генеральные консулы Республики Беларусь и т.д.
Президент участвует соответствующим образом в назначении заместителей руководителей местных исполнительных и распорядительных органов. В части 4 статьи 9 Закона “О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь” установлено, что “первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены областного(Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь” [9]. Президент вправе не согласиться с предложением руководителя соответствующего исполнительного комитета, в таком случае, предложенная кандидатура не может быть назначена на должность заместителя председателя, управляющего делами или члена исполнительного комитета. Согласование предполагает получение согласия Президента.
Соответствующий порядок установлен Президентом и для занятия должности председателя исполнительного комитета базового уровня, т.е. городского (городов областного назначения) и районного исполнительных комитетов, а также главы администрации районов в городах. Только в данном случае Президент выражает не согласие, а дает разрешение на назначение. Разрешение выражается в том, что Президент предоставляет облисполкому право назначения председателя исполкома базового уровня. Согласно статье 119 Конституции руководители местных исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом или в установленном порядке [5]. Следовательно, назначение соответствующей кандидатуры после получения согласия и после разрешения имеет существенные различия.
В первом случае правом на назначение обладает то лицо, которому принадлежит обязанность согласования, т.е. председателю исполнительного и распорядительного органа, а Президент имеет право дать или не дать согласие. У Президента отсутствует право на назначение первого заместителя председателя, заместителя председателя, управляющего делами и членов областного (Минского городского) исполнительного комитета. По отношению к ним Президент наделен правом согласовывать.
Во втором случае правом назначения обладает то лицо, которое имеет право разрешать осуществление назначения. Названные полномочия принадлежат только Президенту. Президент может передать свое право на назначение другому органу (лицу), в частности облисполкому, в форме разрешения, а может и не передать -- в зависимости от того, соответствует ли предлагаемая кандидатура всем требованиям, предъявляемым Президентом, или не соответствует им. Президент вправе отойти от установленного им же порядка и самостоятельно назначить председателя городского, районного исполнительного комитета.
Следует положительно оценить передачу Президентом Республики Беларусь ряда своих полномочий по кадровым вопросам другим органам. При этом необходимо отметить, что у него остались значительные возможности воздействовать на подбор и расстановку руководящих кадров органов исполнительной власти как в центре, так и на местном уровне.
В законодательстве нечетко урегулирован вопрос о полномочиях Президента по освобождению от должности Премьер-министра, в отличие от аналогичного вопроса в отношении его заместителей и других членов Правительства. Так, в пункте 7 статьи 84 Конституции записано, что Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства [5]. В пункте 6 этой же статьи установлено лишь полномочие Президента на назначение Премьер-министра. При этом Премьер-министр может уйти в отставку вместе с Правительством или индивидуально, если считает невозможным дальнейшее осуществление возложенных на него обязанностей [5,ч.8 ст.106]. Президент имеет право и по собственной инициативе отправить Правительство в отставку, а вместе с ним и Премьер-министра. В части 10 статьи 106 определено, что Президент наделен правом освободить от должности любого члена Правительства [5]. Вероятно, это правило можно распространить и на Премьер-министра. Разумным было бы норму об освобождении от должности Премьер-министра записать отдельно и определить причины, которые служат основанием для такого освобождения, а также установить порядок освобождения.
В части 2 статьи 107 Конституции 1994 г. было четко определено, что «Премьер-министр, его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом с согласия Верховного Совета».
Положениями пункта 5 статьи 84 Конституции (в редакции 1996 г.) Президенту предоставлено право образовывать, упразднять и реорганизовывать любые органы государственного управления [4]. Руководствуясь действующим законодательством, которое издано в развитие этого положения, можно сказать, что названное полномочие в первую очередь относится и реализуется в отношении органов государственного управления республиканского значения (характера). Такое право принадлежит только Президенту, поэтому его можно назвать исключительным. Оно одновременно является и его обязанностью.
Президент имеет право образовывать, упразднять и реорганизовывать консультативно-совещательные и иные органы при Президенте. Таких органов немало, и они разнообразны. Например, при Президенте Республики Беларусь образован Совет по развитию предпринимательства, Совет специального фонда Президента Республики Беларусь, Президентский совет, Совет руководителей местных органов исполнительной власти и др. [7,с.294-295].
Руководящая функциональная группа. Включает полномочия Президента в сфере государственного управления, является функцией руководства.
Президент в первую очередь осуществляет руководство органами исполнительной власти, ему подчиненными. Руководить деятельностью подчиненных -- это право и обязанность Президента. Такое полномочие вытекает из организационного построения управленческой системы и основано на принципах централизации и децентрализации [19,с.115].
Соблюдение названных принципов необходимо для всестороннего учета и правильного сочетания общегосударственных и ведомственных интересов и местных задач и интересов. По общему правилу в процессе руководства подчиненными органами не должны ограничиваться их права (компетенция) и сковываться инициатива руководимых. Цель руководства состоит в том, чтобы направить подчиненных на решение важнейших задач, содействовать более успешному их выполнению, большему проявлению творчества, инициативы, предприимчивости в решении своих вопросов, оказать помощь в более полном осуществлении их полномочий и возможностей.
В законодательстве не раскрывается сущность руководства.
Разнообразие подчиненных Президенту органов не позволяет назвать четкие критерии, которым должно отвечать такое руководство. Общие критерии состоят в том, что в процессе руководства Президент стремится, чтобы подчиненные, во-первых, строго проводили в жизнь политику государства, акты Президента, законы и акты вышестоящих органов государственного управления; во-вторых, соблюдали законность в своей деятельности; в-третьих, следили за соблюдением законности в подведомственных им организациях; в-четвертых, эффективно осуществляли руководство; в-пятых, эффективно использовали свои полномочия (компетенцию).
В руководстве Президента подчиненными органами государственного управления имеются определенные границы. Например, президент не может решать вопросы, отнесенные к компетенции подчиненных. В противном случае это было бы не руководство, а подмена подчиненных.
Составной частью руководства является подчинение руководимых воле, требованиям Президента. Подчинение свидетельствует о том, что руководитель занимает более высокое положение по отношению к руководимым [5,с.299-298].
Президент имеет право отменять акты Совета Министров по любым основаниям [11,п.25 ст.84], председательствовать на его заседаниях [11,п.15 ст.84], определять структуру, назначать на должность и освобождать от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимать решение об отставке Правительства или его членов [5,п.7 ст.84]. Кроме того, Правительство подотчетно Президенту по вопросам всей своей деятельности. Подотчетность -- это обязанность Правительства отчитываться перед Президентом, докладывать ему о своих действиях, результатах работы. Подотчетность представляет собой форму или один из видов контроля.
Таким образом, руководимые находятся в определенной зависимости от Президента, а зависимость определяется подчиненностью.
Функция руководства занимает существенное место в деятельности Президента Республики Беларусь.
Контрольная функциональная группа включает полномочия Президента Республики Беларусь, связанные с контролем в сфере государственного управления.
Функция контроля реализуется Президентом как непосредствен и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.