Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 108068


Наименование:


Курсовик Понятие и принципы социального обслуживания

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 13.06.2017. Сдан: 2017. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Минобрнауки России
Пензенский государственный университет
Многопрофильный колледж


Курсовая работа
По дисциплине: «Право социального обеспечения»
Тема: «Понятие и принципы социального обслуживания»


Пенза 2017?
Содержание
Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика отношений по социальному обслуживанию населения.
§1.1.Правовое регулирование отношений в сфере социального обслуживания.....................................................................................................5
§1.2.Понятие, формы и виды социального обслуживания населения..........11
Глава 2.Принципы социального обслуживания населения.
§2.1.Международно-правовые принципы социального обслуживания.......18
§2.2.Реализация принципов социального обслуживания населения РФ.....23
Заключение........................................................................................................29
Список литературы...........................................................................................32
?
Введение.
Актуальность исследования определяется, прежде всего, состоянием современной социально-экономической ситуации в стране, которая является достаточно противоречивой. С одной стороны, государственная политика в области социального обслуживания направлена на улучшение условий жизни нуждающихся категорий граждан, но с другой, эта самая политика не является достаточно эффективной. Все также наблюдается сильное расслоения населения по уровню дохода, растут задолженности по выплате пенсий и пособий, практически не наблюдается снижение количества граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума. Эти проблемы усугубляются еще и тем, что сами граждане, которые еще могут как-то помочь себе и сами, не хотят этого делать, надеясь на то, что им обязательно поможет государство.
Социальное обслуживание на сегодняшний день играет существенную роль в социальной защите пожилых граждан, поскольку направлено на удовлетворение базовых потребностей населения.
Организации социального обслуживания населения придаётся в нашей стране с каждым годом всё большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения. Социальная политика по отношению к пожилым гражданам, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том или ином этапе его развития
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов должно быть ориентировано на обеспечение доступности основных социальных услуг и гарантий независимо от места их проживания.
Свой негативный вклад в углубление кризиса старшего поколения внесло и резкое падение экономического статуса пожилых граждан: значительное уменьшение покупательской способности, пенсий, единовременное обесценивание пенсионных вкладов, независимость размера пенсии от трудового вклада и т.д.
Сложную социально-экономическую ситуацию призваны смягчить стационарные и нестационарные учреждения социального обслуживания, которые способствуют улучшению качества жизни пожилых граждан, создают условия для оптимизации их жизненного уклада и решения различных проблем, связанных с психологической помощью и поддержанием здоровья.
Проблемы социального обслуживания пожилых граждан в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых граждан.
Целью исследования является рассмотрение на практике реализации принципов социального обслуживания, проблематика данной деятельности и пути решения проблем, возникающих в ходе нее. В целях достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
- изучение правового регулирования сферы социального обслуживания;
- рассмотрение понятия социального обслуживания, виды и формы его реализации;
- определение и раскрытие международно-правовых принципов социального обслуживания;
- рассмотрение реализации принципов социального обслуживания населения в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления социального обслуживания гражданам, а предметом признаются нормы права, регулирующие данные правоотношения.
Структура работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка нормативных правовых актов и литературы.
?
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ.
§1.1.Правовое регулирование отношений в сфере социального обслуживания.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ) выделяется два уровня нормативных правовых актов, регулирующих отношения по социальному обслуживанию, а точнее:
- нормативные правовые акты федерального значения;
- нормативные правовые акты субъектов РФ.
Такая двухуровневая система регулирования основана на том, что «вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение (следовательно, и социальное обслуживание), в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Таким образом, отношения по социальному обслуживанию регулируются как федеральным, так и региональным (субъектов РФ) законодательством.
Рассмотрим подробнее, какие же именно нормативные правовые акты регулируют вопросы социального облуживания населения в РФ.
Важнейшим источником правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания является Конституция РФ, выступающая основой в данном виде отношений, т.к. она не просто устанавливает механизм правового регулирования социального обслуживания, но и учреждает основные принципы, на которых стоится вся система правового регулирования социального обслуживания.
Так, в ст. 17-18 Конституции РФ закреплен принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина, в ст. 19 и 21 установлен запрет дискриминации личности по расовым, национальным, религиозным и иным признакам и умаление ее достоинства, в ст. 39 установлено право на социальное обеспечение. Все вышеперечисленные принципы составляют основу системы правового регулирования социального обслуживания населения.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере социального обслуживания граждан, является Федеральный закон № 442-ФЗ, пришедший на смену ранее действовавшего закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ.
Федеральный закон № 442-ФЗ устанавливает предмет регулирования, основные понятия, принципы, систему социального обслуживания граждан, правовое регулирование отношений по социальному обеспечению; права и обязанности участников системы социального обслуживания. Также он разграничивает полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в сфере социального обслуживания; определяет порядок обращения за предоставлением социальных услуг; условия, необходимые для признания лица нуждающимся в получении социальных услуг и порядок предоставления социального обслуживания; принципы и порядок финансирования социального обслуживания и условия предоставление социальных услуг бесплатно, за полную или частичную плату, а также осуществление контроля в сфере социального обслуживания.
Иные федеральные законы могут напрямую не регулировать отношения по социальному обслуживанию населения, т.к. Федеральный Закон № 442-ФЗ уже является основным законом в этой сфере и нормы, закрепленные в нем, носят преимущественный характер по отношению к другим нормативным правовым актам. Но эти же нормативные акты, в свою очередь, дополняют и конкретизируют отношения по социальному обслуживанию, указанные в Федеральном законе № 442-ФЗ.
Иные федеральные законы могут напрямую не регулировать отношения по социальному обслуживанию населения, т.к. Федеральный закон № 442-ФЗ является основным нормативным правовым актом в этой области и его нормы имеют преимущественный характер по отношению к нормам других нормативных правовых актов. Однако смежные вопросы, в т.ч. касающиеся организации социального обслуживания, регулируются иными федеральными законами.
Иные федеральные законы, которые применяются для правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, можно разделить на две категории:
- регулирующие смежные вопросы в сфере социального обеспечения;
- регулирующие смежные вопросы в иных сферах.
К первой категории, например, можно отнести Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ), устанавливающий основы социальной защиты инвалидов: правила признания лица инвалидом, предоставляемые меры социальной защиты, порядок проведения реабилитации и т.д. Поставщики социальных услуг в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 442-ФЗ обязаны предоставлять необходимые услуги нуждающимся гражданам в соответствии с индивидуальными программами и заключенными договорами о предоставлении социальных услуг. Их составление как раз и осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, составляемой в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ.
Ко второй категории относятся федеральные законы, которые регулируют отношения, не относящиеся к социальному обслуживанию, но необходимые для его реализации . Таки законодательным актом является Гражданский Кодекс РФ (далее – ГК РФ), устанавливающий правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основные положения о договорах и обязательствах, о возмещении ущерба, об опеке и попечительстве. Т.к. поставщиками социальных услуг являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, то в своей деятельности они опираются на нормы ГК РФ.
Также нормами ГК РФ регламентируется заключение договоров о предоставлении социальных услуг и регулирование отношений между поставщиком и получателем услуг, а также отношения по поводу возмещения причиненного ущерба получателю или поставщику социальных услуг при их предоставлении.
Также в целях регулирования отношений по социальному обслуживанию Президентом РФ, Правительством РФ, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере социального обслуживания – Минтрудом РФ принимаются подзаконные нормативные правовые акты .
Указанные органы государственной власти принимают нормативные правовые акты в пределах своих полномочий, закрепленных в ст. 7 Федерального закона № 442-ФЗ:
1) «установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания;
2) утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
3) утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;
4) утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет»;
5) управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания;
6) ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания;
7) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания» и др.
В качестве примера подзаконного нормативного правового акта можно указать Приказ Минтруда России от 28.03.2014 № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг» , принятый во исполнение требований, закрепленных в ст. 14 «Обращение о предоставлении социального обслуживания» Федерального закона № 442-ФЗ и устанавливающий форму заявления с указанием основных реквизитов заявления.
Вопросы осуществления социального обслуживания регулируются также законодательством субъектов РФ в пределах полномочий, закрепленных ст. 8 Федерального закона № 442-ФЗ.
2. Законодательство субъектов РФ также регулирует вопросы осуществления социального обслуживания. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ закреплены в ст. 8 Федерального закона № 442-ФЗ. Среди них:
1) «правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
2) определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы;
3) координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации» и др.
Субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, изменять нормы Федерального закона № 442-ФЗ и иных федеральных нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются строго с учетом норм федеральных нормативных правовых актов, хотя могут и дополнять их, но без искажения и изменения смысла нормы и только в пределах полномочий субъектов РФ по вопросам социального обслуживания.
Участники правоотношений в области социального обслуживания действуют согласно законодательству субъекта РФ, в котором такие правоотношения возникают. Следует обратить внимание на то, что если поставщик социальных услуг осуществляет деятельность сразу в нескольких субъектах РФ, то он обязан соблюдать требования каждого субъекта РФ, в котором он осуществляет свою деятельность, в пределах административных границ данного субъекта.
Минтруда РФ для упрощения задачи по созданию нормативной правовой базы сферы социального обслуживания в субъектах РФ приводит примерный перечень нормативных правовых актов, принимаемых в субъектах РФ в своем Письме от 05.02.2014 № 12-5/10/В-547 «О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Система источников правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания достаточно обширна. Именно на основании вышеуказанных нормативных правовых актов (и многих других) обеспечивается предоставление населению необходимых социальных услуг. Наиболее полное и точное осуществление норм, закрепленных в действующем законодательстве по социальному обслуживанию, определяет успешность проведения социальной политики государства, направленной на улучшение жизненного уровня и благополучия незащищенных категорий граждан.
?
§1.2.Понятие, формы и виды социального обслуживания населения.
Понятие «социальное обслуживание» является основным для Федерального закона № 442-ФЗ. Его раскрытие невозможно без обращения к иным определениям, в нем содержащимся.
Ранее действовавший закон в сфере социального обслуживания «Об основах социального обслуживания населения» № 195-ФЗ от 10.12.1995г. также содержал в себе понятие социального обслуживания. Его понятие раскрывалось в отдельной статье как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Ныне действующий Федеральный закон № 442-ФЗ не содержит такого же развернутого понятия, оно более кратко и определяется как «деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам».
При этом в законе закреплено такое понятие, как «социальная услуга» - это «действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности». Отсюда можно сделать вывод, что понятие «социальное обслуживание», приведенное в Федеральном законе № 442-ФЗ через определение «социальные услуги» во многом аналогично понятию, установленному в ранее действовавшем Федеральном законе № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения»
Социальное обслуживание, прежде всего, определяется как деятельность, под которой понимается совокупность определенных действий, направленных на достижение конкретной цели. Социальное обслуживание как деятельность можно трактовать как в узком, так и в широком смысле.
В узком смысле социальное обслуживание - это процесс предоставления социальных услуг конкретному получателю социальной услуги определенным поставщиком социальной услуги. То есть, к примеру, социально-бытовое
обслуживание в виде помощи по уборке жилого помещения или медицинского ухода.
В широком смысле социальное обслуживание - это комплекс экономических, правовых и организационных мер по предоставления социальных услуг.
В статье 19 Федерального закона № 442-ФЗ определены формы социального обслуживания. Форма – это способ выражения государственной воли, юридических правил поведения. В соответствии с указанной статьей, формами социального обслуживания являются:
1) социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому.
Эта форма представляет собой представление социальных услуг разных видов нуждающимся в постоянном нестационарном обслуживании гражданам, в связи с преклонным возрастом, инвалидностью, болезнью и т.д. Эта форма социального обслуживания является приоритетной, т.к. именно на ее основе продлевается нахождение гражданина в привычной социальной среде. К числу таких социальных услуг относится организация питания, приобретение лекарственных средств, товаров первой необходимости, помощь в получении медицинской помощи, поддержание условий проживания в соответствии с нормами гигиены, содействие в оказании правовой помощи и иные надомные социальные услуги.
2) социальные услуги, предоставляемые в полустационарной форме.
Услуги данной формы предоставляются нуждающимся гражданам организациями социального обслуживания в определенное время суток. Эта форма означает предоставление временного приюта и организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. Такой временный приют предоставляется детям-сиротам детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам, пострадавшим в результате психического или физического насилия, стихийных бедствий, в ходе вооруженных конфликтов и иным гражданам, нуждающимся во временном приюте.
3) социальные услуги, предоставляемые в стационарной форме.
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при временном, постоянном или пятидневном круглосуточном проживании гражданина в органе, осуществляющем социальное обслуживание.
Положения ч.4 ст. 19 Федерального закона № 442-ФЗ устанавливают перечень требований, необходимых для выполнения при предоставлении социальных услуг в стационарной или в полустационарной форме:
1) «возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
5) оказание иных видов посторонней помощи».
В соответствии с ч.5 ст. 19 Федерального закона 442-ФЗ устанавливается такая специальная форма социального обслуживания. как социальное обслуживание в стационарных организациях социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием. На такое социальное обслуживание имеют право граждане из числа лиц, «освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством РФ установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию». Условиями приема на такое специальное социальное обслуживание является отсутствие медицинских противопоказаний, а также наличие личного заявления установленного лица.
Порядок приема на такое специальное обслуживание в соответствии с ч. 5. ст. 19 Федерального закона № 442-ФЗ устанавливается нормативными правовым актами субъектов РФ, при том, что согласно п. 14 ч. 2 ст. 7 этого же Закона «утверждение порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием» определяется уполномоченным органом исполнительной власти – Минтруда РФ.
В части 6 ст. 19 Федерального закона № 442-ФЗ предусмотрено регулирование приема в стационарные учреждения и выписки из них лиц, страдающих психическими расстройствами. Данный вопрос регулируется законодательством РФ в области психиатрической помощи. В частности, это Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 08.03.2015) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» . Предусматривает данный закон такой вид учреждения социального обслуживания, как стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, определяет порядок помещения данных лиц в стационарные учреждения и др. Решение вопросов социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами и находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.
Перейдем к рассмотрению видов социальных услуг. Социальная услуга – это «действие социальной службы, заключающееся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации».
Социальные услуги предусматривают помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и подразделяются на следующие виды:
1. Социально-бытовые – направлены на поддержание жизнедеятельности гражданина в быту (предоставление площади жилых помещений; обеспечение питанием; помощь в приеме пищи; уборка жилых помещений; помощь в приготовлении пищи; оказание транспортных услуг за счет средств получателя социальных услуг и др.).
2. Социально – медицинские – услуги, предоставляемые гражданам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья (выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, и др.); проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни; организация обеспечения техническими средствами ухода и реабилитации и др.).
3. Социально – психологические – услуги, направленные на содействие гражданам в улучшении их психологического состояния (психологическая помощь и поддержка; социально-психологический патронаж; проведение занятий в группах взаимной поддержки, клубах общения; оказание консультационной психологической помощи анонимно, в том числе с использованием телефона доверия и др.).
4. Социально – педагогические – услуги, направленные на организацию досуга клиента (социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование; формирование позитивных интересов; организация досуга).
5. Социально – экономические – услуги, предоставляемые гражданам с целью подержания их жизненного уровня путем оказания материальной помощи (проведении мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам; организации помощи в получении образования и (или) квалификации инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями).
6. Социально – правовые – услуги, предоставляемые гражданам для поддержания или изменения их правового статуса, оказания мер юридической помощи и защиты (оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг; оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно; оказание помощи в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг в установленном законодательством порядке).
7. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности (обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации; проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального; оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности) .
8.Срочные услуги («обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг») .
Граждане, вступая в отношения по социальному обслуживанию, Вступая в отношения
Вступая в отношения по социальному обслуживанию, граждане реализуют свое право на социальное обслуживание, закрепленное Конституцией РФ и Федеральным законом № 442-ФЗ. Социальное обслуживание включает в себя как социальные услуги разового характера, так и в качестве целого комплекса социальных услуг, предоставляемых в определенных видах и формах. Деятельность по предоставлению социального обслуживания населению является одной из приоритетных направлений политики Российской Федерации т.к. количество социально незащищенных категорий граждан достаточно велико и в наиболее полной реализации их прав зависит повышение уровня благосостояния не только этих граждан, но и государства в целом.
?
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.
§2.1.Международно-правовые принципы социального обслуживания.
Основными субъектами международно-правового регулирования социального обслуживания являются Организация Объединенных Наций (ООН) и Международная организация труда (МОТ). МОТ является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим Уста-вом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального облуживания.
Международно-правовое регулирование социального обеспечения отражается в разработке международных стандартов в области предоставления социальных услуг с целью усовершенствования национальных законодательств по вопросам социального обслуживания населения данной страны. Это регулирование следует рассматривать в качестве дополнения к национальному законодательству в области социального обеспечения, которое осуществляется путем ратификации актов международных организаций (Организация Объединенных Наций, Международная Организация Труда), членом которых является Российская Федерация, а также путем заключения договоров с другими государствами, либо включения норм международного права в национальную систему законодательства.
Унификация международно-правового регулирования социального обслуживания осуществляется на основании формулирования общих принципов, которые впоследствии будут воплощаться в национальном законодательстве разных стран .
Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следующим направлениям:
- запрещение всякого рода дискриминации граждан стран - участниц международного договора;
- устранение коллизий в праве;
- установление условий получения различных выплат в одной из стран – участниц, если право на них получено в другой стране и др.
Нормы МОТ в области социального обслуживания направлены, в основном, на установление равноправия, которое является основным принципом международно-правового регулирования социального обслуживания.
Принцип равноправия был установлен Конвенцией МОТ №118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (1962 г.). Страны-участницы МОТ, ратифицировавшие настоящую Конвенцию, принимают на себя обязательства по предоставлению иностранным гражданам, беженцам и лицам без гражданства отдельных видов социального обслуживания наравне со своими гражданами. Принцип равенства относится не только к порядку обращения, но и сохранению уже приобретенных прав на конкретные виды социальных услуг. Например, при предоставлении краткосрочных выплат (по безработице) принцип равноправия раскрывается в отмене условия о проживании для лиц, не являющихся гражданами данного государства.
Не менее важным принципом, чем равноправие, является принцип сохранения приобретаемых прав в области социального обслуживания. Дело в том, что в разных странах могут различаться условия, необходимые для получения того или иного вида социального обслуживания. К примеру, право на пенсию по старости может зависеть не только от достижения определенного возраста, но и времени постоянного проживания в стране, осуществляющего выплаты, от продолжительности стажа и т.д. Конвенция МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) содержит правила сохранения прав на пособия и выплаты, приобретенных в своей стране на территории иного государства. Этот принцип не распространяется на:
- безвносовые пособия, назначаемые лицам, доход которых ниже прожиточного минимума;
- пособия, предоставляемые по переходным системам (охватывает лиц, возраст которых на день вступления в силу применяемого законодательства превышает установленный).
Страны, ратифицировавшие данную Конвенцию, берут на себя обязательства по выплате лишь долгосрочных выплат (пенсия по старости, инвалидности, в связи с трудовым увечьем и т.д.) Расходы по финансированию указанных выплат распределяется между странами, ратифицировавшими Конвенцию. Вопросы по предоставлению краткосрочных выплат решаются на основании дополнительного заключения двусторонних соглашений. Если право такие краткосрочные выплаты было получено в одном государстве, а получение производится на территории другого государства, то первое обязано возместить второму фактические расходы или в пределах установленных соглашением сумм.
Правила возмещения государствами взаимных расходов по выплате пенсий и пособий и переводу соответствующих сумм устанавливаются международными договорами.
Вышеперечисленные принципы, несмотря на то, что РФ не ратифицировала Конвенции МОТ, в которых они закреплены, оказывают свое влияние на систему социального обслуживания населения нашей страны, т.к. участницей Международной Организации Труда Россия все равно является.
В соответствии с «Европейской социальной хартией (пересмотренной)» (принятой в г. Страсбурге 03.05.1996) принципами социального обслуживания являются:
1. Возможность зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом;
2.Справедливость условий труда;
3. Запрет различного рода дискриминации в отношении сферы занятости и профессиональной деятельности
4. Защита своего достоинства в период работы. Представители работников на предприятиях имеют право на защиту от наносящих им ущерб действий и на предоставление им надлежащих возможностей для осуществления их функций и др.
Принципы социального обслуживания, установленные и применяемые конкретно на территории Российской Федерации, закреплены в Федеральном Законе № 442-ФЗ:
1. Соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманность и недопущение унижения чести и достоинства человека. При получении социальных услуг гражданин вправе рассчитывать на гуманное и уважительное к себе отношение.
2. Свободный, равный доступ граждан к социальному обслуживанию независимо от их расы, возраста, пола, языка, происхождения, национальности, отношения к религии, убеждений, места жительства и принадлежности к общественным объединениям. Дискриминация по какому-либо признаку не допускается.
3. Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде. Данный принцип означает, что направление нуждающегося в стационар должно производиться в крайних случаях, т.к. важнее сохранить для него привычную обстановку и окружение.
4. Конфиденциальность – личные данные о гражданах, ставшие доступными организациям, осуществляющим социальное обслуживание, составляют профессиональную тайну.
5. Добровольность заключается в самостоятельном обращении граждан в компетентные органы с целью предоставления им социальных услуг.
6. Адресность. Данный принцип означает, что социальные услуги предоставляются отдельным категориям граждан, наиболее нуждающимся в них (инвалидам, пенсионерам, детям-сиротам и т.д.).
7. Приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства их получателей; достаточное количество этих поставщиков для полного обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, а также достаточность кадровых, информационных, финансовых и материально-технических ресурсов у поставщиков социальных услуг. Этот принцип необходим для более полного, качественного и эффективного предоставления социальных услуг гражданам .
Вышеизложенные принципы указывают на то, как должны работать социальные службы. Все принципы должны работать и способствовать развитию социальных служб на всей территории Российской Федерации. Если все органы и должностные лица, предоставляющие социальные услуги, будут в точности руководствоваться данными принципами, то механизм предоставления гражданам социального обслуживания станет более четким и отлаженным.


?
§2.2.Реализация принципов социального обслуживания населения РФ.
Принципы социального обслуживания, закрепленные в Федеральном законе № 442-ФЗ, подлежат непосредственной реализации в ходе предоставления социальных услуг нуждающимся категориям граждан, которые следует рассмотреть на конкретных примерах.
1) адресность предоставления социальных услуг является одним из важнейших принципов, т.к. означает предоставление социальных услуг непосредственно нуждающимся в них категориям граждан. В качестве примера реализации данного принципа можно привести Апелляционное определение Пермского краевого суда от 08.04.2015 по делу № 33-3310-2015 .
В рамках настоящего судебного процесса рассматривался иск гражданина В к Государственному учреждению Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее Фонд) об обязанности обеспечить его путевкой на санаторно-курортное лечение, в которой ранее ему было отказано. В ходе судебного процесса было доказано, что истец является инвалидом и на основании принципа адресности имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на получение санаторно-курортное лечение.
2) принцип приближенности поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг означает обеспечение получения социальных услуг как можно ближе к месту проживания нуждающегося, существование достаточного количества поставщиков социальных услуг для полного удовлетворения потребностей граждан, а также создание доступной социальной среды для лиц с ограниченными возможностями. К примеру, объекты социального обслуживания обязательно должны быть оборудованы пандусами.
В Апелляционном определении Самарского областного суда от 12.09.2012 № 33-8571/2012 указано требование истца для организации-ответчика - стоматологического кабинета ООО «Дентаюс», установить пандусы, поскольку невыполнение данного обязательства влечет за собой нарушение прав беспрепятственного доступа инвалидов в учреждение социального обслуживания.
В рассматриваемый принцип включено также требование достаточности финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг. Примером его реализации является ст. 13 Федерального закона №442-ФЗ, где указано, что «поставщики социальных услуг формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков, и обеспечивают доступ к данным ресурсам посредством размещения их на информационных стендах в помещениях поставщиков социальных услуг, в СМИ, в сети «Интернет», в том числе на официальном сайте организации социального обслуживания».
3) очень важным является принцип добровольности, т.к. невозможно поместить гражданина в учреждение социального обслуживания без его согласия, либо без согласия его законных представителей. В пример можно привести Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 09.07.2014 по делу № 33-2737/2014 . Казенное учреждение Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обратилось в суд с заявлением о помещении гражданина С.Г. в стационарное учреждение социального обслуживания без его согласия. В ходе заседания было выявлено, что за гражданином осуществляется надлежащий уход его сестрой, и сам он хочет дожить свои годы в родительском доме. На основании принципа добровольности в удовлетворении иска было отказано, «поскольку отсутствуют основания для применения государством мер принудительного ограничения прав лица, в том числе в виде помещения его в учреждение социального обслуживания без его согласия».
4) реализация принципа конфиденциальности закреплена ст. 6 Федерального закона №442-ФЗ:
«1. Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:
а) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
б) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
в) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
г) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях».
5) принцип равенства доступа к социальному обслуживания в независимости от расовой, религиозной, половой и иной принадлежности гражданина. Так, по одному из дел, суд удовлетворил требования прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению абз. 1 и 2 подп. 1.1 п. 1 Перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания на территории Ростовской области, утв. Постановлением главы администрации Ростовской области от 17.03.1999 № 85, поскольку эти нормы ограничивали предоставление услуг в зависимости от наличия у учреждения социального обслуживания таких возможностей. Кроме того, региональный перечень гарантированных социальных услуг, действующий на территории Ростовской области, не соответствовал федеральному перечню (Определение Верховного суда от 29 марта 2001 г. № 41-Г01-3).
В комментируемом примере прослеживается действие принципа равного доступа к социальному обслуживанию в независимости от места жительства лиц. В данном случае граждане, проживающие на территории Ростовской области, не могут быть ущемлены в своих правах на получение ряда социальных услуг по сравнению с гражданами, проживающими в других субъектах РФ.
6) принцип сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде. Примером реализации данного принципа является Апелляционное определение Свердловского областного суда от 19.03.2015 по делу № 33-4644/2015 : истец подал иск о признании незаконным одностороннего отказа от исполнения договора оказания социальных услуг на дому, так как ответчик отказался от договора, мотивируя это нарушением заказчиком условий соглашения. Требование истца было удовлетворено, т.к. нарушение обязательств по оплате услуг не является достаточным основанием для отказа от договора с учетом того, что заказчик в силу возраста и состояния здоровья нуждается в оказании помощи, предоставляемые услуги входят в перечень гарантированных государством социальных услуг, исполнитель является единственным государственным учреждением социального обслуживания населения на территории населенного пункта.
Рассмотрев реализацию принципов социального обслуживания на конкретных примерах можно сделать вывод, что очень часто организации, осуществляющие предоставление социального обслуживание, действуют не исходя из общепризнанных принципов социального обслуживания, а их собственной выгоды, во вред нуждающимся в помощи гражданам. Конечно, очень хорошо, что в судебном порядке данные ситуации разрешаются, но ведь было бы намного лучше, чтобы социальные службы сразу добросовестно осуществляли свою деятельность, а не по решению суда. Потому что чаще всего, гражданам, обращающимся за защитой своих прав, нужно тратить много сил и времени для судебного разбирательства, что в их положении является серьезной нагрузкой.
Еще одной проблемой является явный дефицит бюджета, который, конечно же, не может не отразиться на количестве социальных программ и размеров различных социальных выплат. Размеры пособий нередко являются настолько небольшого размера, что их едва хватает даже на еду. Конечно, некоторым гражданам помогают их родственники. А что же делать одиноким людям? Разве только выходить на улицы с протянутой рукой в надежде на помощь неравнодушных людей.
Непременно в скорейшем времени нужно исправлять сложившуюся ситуацию, ведь благополучие всего государства складывается из благополучия каждой его частицы – отдельного гражданина. Не хочется думать, что государству нужны только здоровые, обеспеченные люди, а остальные должны жить как смогут, без помощи, и что должного внимания они не получат.
Для исправления сложившейся проблемы в области реализации принципов социального обслуживания предлагаю:
- развитие на качественно новом уровне дополнительных платных социальных услуг с учетом потребностей в них граждан пожилого возраста и инвалидов;
- привлечение молодежи в качестве волонтеров по оказанию помощи и психологической помощи нуждающимся категориям граждан;
- увеличение объемов средств, выделяемых из федерального бюджета на оказание социального обслуживания граждан;
- совершенствование системы получения и обработки информации о предоставлении социальных услуг.
Реализация данных предложений повлечет за собой более полное и качественное предоставление социального обслуживания - развитие волонтерского движения позволит увеличить темпы и объемы предоставляемой помощи, т.к. социальные работники, осуществляющие помощь по хозяйству, не могут охватить полностью и своевременно всех нуждающихся, автоматизирование системы обращения и обработки запросов на получении социальных услуг увеличит темпы их предоставления и сократит очереди на их получение.
Главное, чтобы государство как можно быстрее осуществляло нужные направления в социальном обслуживании, иначе количество незащищенных категорий граждан будет только расти, что повлечет за собой еще больший уровень смертности, увеличение количества преступлений, которые чаще всего совершаются вынужденно, и явно не от «хорошей жизни».
?
Заключение.
В ходе изучения в курсовой работе вопросов понятия и принципов социального обслуживания населения в Российской Федерации можно сделать следующие выводы:
1. Система источников правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания достаточно обширна. Именно на основании вышеуказанных нормативных правовых актов (и многих других) обеспечивается предоставление населению необходимых социальных услуг. Наиболее полное и точное осуществление норм, закрепленных в действующем законодательстве по социальному обслуживанию, определяет успешность проведения социальной политики государства, направленной на улучшение жизненного уровня и благополучия незащищенных категорий граждан.
2. Вступая в отношения по социальному обслуживанию, граждане реализуют свое право на социальное обслуживание, закрепленное Конституцией РФ и Федеральным законом № 442-ФЗ. Социальное обслуживание включает в себя как социальные услуги разового характера, так и в качестве целого комплекса социальных услуг, предоставляемых в определенных видах и формах. Деятельность по предоставлению социального обслуживания населению является одной из приоритетных направлений политики Российской Федерации т.к. количество социально незащищенных категорий граждан достаточно велико и в наиболее полной реализации их прав зависит повышение уровня благосостояния не только этих граждан, но и государства в целом.
3. Изученные принципы указывают на то, как должны работать социальные службы. Все принципы должны работать и способствовать развитию социальных служб на всей территории Российской Федерации. Если все органы и должностные лица, предоставляющие социальные услуги, будут в точности руководствоваться данными принципами, то механизм предоставления гражданам социального обслуживания станет более четким и отлаженным.
4. Очень часто организации, осуществляющие предоставление социального обслуживание, действуют не исходя из общепризнанных принципов социального обслуживания, а их собственной выгоды, во вред нуждающимся в помощи гражданам. Конечно, очень хорошо, что в судебном порядке данные ситуации разрешаются, но ведь было бы намного лучше, чтобы социальные службы сразу добросовестно осуществляли свою деятельность, а не по решению суда. Потому что чаще всего, гражданам, обращающимся за защитой своих прав, нужно тратить много сил и времени для судебного разбирательства, что в их положении является серьезной нагрузкой.
Для исправления сложившейся проблемы в области реализации принципов социального обслуживания предлагаю:
- развитие на качественно новом уровне дополнительных платных социальных услуг с учетом потребностей в них граждан пожилого возраста и инвалидов;
- привлечение молодежи в качестве волонтеров по оказанию помощи и психологической помощи нуждающимся категориям граждан;
- увеличение объемов средств, выделяемых из федерального бюджета на оказание социального обслуживания граждан;
- совершенствование системы получения и обработки информации о предоставлении социальных услуг.
Реализация данных предложений повлечет за собой более полное и качественное предоставление социального обслуживания: развитие волонтерского движения позволит увеличить темпы и объемы предоставляемой помощи, т.к. социальные работники, осуществляющие помощь по хозяйству, не могут охватить полностью и своевременно всех нуждающихся; автоматизирование системы обращения и обработки запросов на получении социальных услуг увеличит темпы их предоставления и сократит очереди на их получение.
Главное, чтобы государство как можно быстрее осуществляло нужные направления в социальном обслуживании, иначе количество незащищенных категорий граждан будет только расти, что повлечет за собой еще больший уровень смертности, увеличение количества преступлений, которые чаще всего совершаются вынужденно, и явно не от «хорошей жизни».

?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [Текст] : [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст.4398.
2. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) [Текст] // Бюллетень международных договоров. – 2010. – № 4. – С. 17-67.
3. Конвенция № 118 Международной организации труда «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» [Текст] (принята в г. Женеве 28.06.1962 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. – Женева : Международное бюро труда, 1991. – Т. II. – С. 1330-1337.
4. Конвенция № 157 Международной организации труда «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» [Текст] (принята в г. Женеве 21.06.1982 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. – Женева : Международное бюро труда, 1991. – Т. II. – С. 1971-1982.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [Текст] : принят Гос. Думой 21 октября 1994 г. (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301 ; …2015. – № 27. – Ст. 3945.
6. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 52. – Ст. 7007; ...2014. – № 30. – Ст. 4257.
7. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1995 г. – № 50. – Ст. 4872 ; ...2014. – № 30. – Ст. 4257.
8. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 48. – Ст. 4563; ...2015. – № 27. – Ст. 3967.
9. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании [Текст] : закон РФ от 02.07.1992 г. № 3185-1 (ред. от 08.03.2015) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 33. – Ст. 1913; …Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 10. – Ст. 1393.
10. Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг [Текст] : письмо Минтруда России от 28.03.2014 г. № 159н // Российская газета. – 2014. – № 131.
11. О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Текст] : письмо Минтруда России от 05.02.2014 г. № 12-5/10/В-547 // Солидарность. – 2014. – № 7.

Судебная практика
12. Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2001 г. № 41-Г01-3 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Судебная практика. – Режим доступа: http: //www.consultant/ru/software/systems (дата обращения – 20.10.2015).
13. Апелляционное определение Пермского краевого суда от 08.04.2015 г. по делу № 33-3310-2015 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Судебная практика. – Режим доступа: http: //www.consultant/ru/software/systems (дата обращения – 20.10.2015).
14. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 19.03.2015 г. по делу № 33-4644/2015 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Судебная практика. – Режим доступа: http: //www.consultant/ru/software/systems (дата обращения – 20.10.2015).
15. Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 09.07.2014 г. по делу № 33-2737/2014 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Судебная практика. – Режим доступа: http: //www.consultant/ru/software/systems (дата обращения – 20.10.2015).
16. Апелляционном определении Самарского областного суда от 12.09.2012 г. № 33-8571/2012 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Судебная практика. – Режим доступа: http: //www.consultant/ru/software/systems (дата обращения – 20.10.2015).

Специальная и учебная литература
17. Белянинова Ю.В. Государственная социальная помощь и социальное обслуживание [Текст] / Ю.В. Белянинова, Н.А. Захарова, М.Г. Данилова. – М. : Эксмо, 2013. – 240 с.
18. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (постатейный) [Электронный ресурс] / А.Н. Борисов // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Комментарии законодательства. – Режим доступа: http: //www.consultant/ru/software/systems (дата обращения – 20.10.2015).
19. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения : конспект лекций [Текст] / Г.Д. Долженкова. – М. : Юрайт-издат, 2007. – 186 с.
20. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому [Текст] : учебное пособие для бакалавров / Р.И. Ерусланова. – М. : Дашков и К, 2015. –167 с.
21. Зубарев С.М. К вопросу о совершенствовании правовой основы государственного управления в социальной сфере: обсуждаем проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [Текст] / С.М. Зубарев // Государственная власть и местное самоуправление. – 2013. – № 6. – С. 31 - 34.
22. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (постатейный) [Электронные ресурс] / под ред. Э.Р. Курманова // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Комментарии законодательства. – Режим доступа: http: //www.consultant/ru/software/systems (дата обращения – 20.10.2015).
23. Малофеев И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения [Текст] / И.В. Малофеев. – М. : Дашков и К, 2014. – 176 с.
24. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа [Текст] : учебное пособие / Е.И. Холостова. – М. : Дашков и К, 2011. – 208 с.
26. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми [Текст] : учебник для бакалавров / Е.И. Холостова. – М. : Дашков и К, 2015. – 139 с.
25. Шестаков В.П. Организационные и правовые основы деятельности реабилитационных учреждений для инвалидов в системе социального обслуживания в Российской Федерации [Текст] / В.П. Шестаков // Социальное и пенсионное право. – 2014. – № 3. – С. 18 - 22.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.