На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 108174


Наименование:


Курсовик Кроссенс как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 19.06.2017. Сдан: 2017. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: 60.

Описание (план):




КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Кроссенс как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста


Содержание

Введение 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1.Мышление, понятия, виды, критерии оценки 9
1.2. Предпосылки логического мышления старшего дошкольного возраста 14
1.3 «Кроссенс» как технология развития познавательных функций на ранних этапах онтогенеза 18
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 26
2.2 Организация работы с использованием технологии «кроссенс», направленной на развитие логического мышления 31
2.3 Эффективность эксперимента по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 36
Выводы по главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 47


Введение

Актуальность исследования. Дошкольное детство - это период развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью [9, с.17].
Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе, поскольку большая часть содержания образования в 1-3 классах построена на использовании таких логических приемов, как выполнение простейших видов анализа и синтеза, сравнения, установления связи между рядовыми и видовыми понятиями. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.
Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей логического мышления.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью совмещения задач максимального использования складывающихся в дошкольном детстве особо благоприятных условий для развития логического мышления и задач подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, которое строится преимущественно на логическом мышлении.
Решение этих задач во многом зависит от построения образовательного процесса. Большинство существующих образовательных программ ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребёнок уже умеет делать. Однако умение использовать информацию определяется развитостью приёмов мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформлености в систему. Потребность в целенаправленном формировании приёмов мышления в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин уже осознаётся психологами и педагогами.
Мышление - высшая степень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее существенных связях и отношениях.
Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.) подчеркивают важность старшего дошкольного детства, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для возраста, так как запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым.
Важно отметить, что в исследованиях Н.Н. Поддьякова было выявлено, что старший дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, которыми являются сравнение, сериация, классификация [4, с. 310].
Возможность усвоения некоторых логических знаний и приёмов детьми дошкольного возраста показана в психологических исследованиях Л.Ф. Обуховой, И.Л. Матасовой, Е. Агаевой и др. В этих исследованиях была доказана возможность формирования у старших дошкольников, при соответствующей возрасту методике обучения, отдельных логических приёмов мышления: сериации, классификации, транзитивности отношений между величинами.
Широкие возможности для развития логических приемов мышления старших дошкольников предоставляет обучение основам математики в детском саду. Результаты исследований З.А. Михайловой, А. Савенкова, А.В. Белошистовой и др. убедительно свидетельствуют об этом. Особо учеными подчеркивается роль счетной деятельности в развитии логических приемов мышления как сравнение, классификация, сериация, т.к. счетная деятельность напрямую связана с логикой.
Психолого-педагогические исследования учёных доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6 лет. Однако практически все представленные работы направлены на развитие отдельных компонентов логического мышления, а не логического мышления как структуры.
Возникает противоречие между необходимостью структурного развития логического мышления дошкольников и недостаточностью использования педагогических методов и технологий, позволяющих осуществить это на практике.
Проблема исследования связана с поиском эффективных технологий и средств развития логического мышления старших дошкольников.
Цель исследования: изучить особенности технологии «кроссенс» как средства развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развитие логического мышления старших дошкольников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития логического мышления старших дошкольников посредством технологии «кроссенс»
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие логического мышления старших дошкольников будет эффективным, если применять технологию «кроссенс».
Задачи исследования:
1. Изучить особенности мышления, его понятие, виды и критерии оценки;
2. Выявить предпосылки формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть технологию «кроссенс» с точки зрения развития познавательных функций на ранних этапах онтогенеза;
4. Исследовать влияние технологии «кронсенс» на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: обзор и анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: диагностика, разработка проекта.
Теоретико - методологической основой исследования являются труды таких ученых исследователей, как: П. П. Блонского, Д. Н. Богоявленского, А. В. Брушлинского, Л. И. Божович, Л. M. Веккера, JI. C. Выготского, К. Ф. Лебединской, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна Е. С. Ермакова, Н. В. Квач, Т. А. Сидорчука, Е. А. Алябьева, Л. Н. Вахрушева, Т. П. Трясорукова, Е. Г. Самсонова, А. К. Болотова, Г. М. Угарова и других;
База исследования: МБДОУ ЦРР д/с № 1
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами проект может быть использован для развития логического мышления старших дошкольников.
Курсовая работа состоит их введения, двух глав, заключения, списка литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1.Мышление, понятия, виды, критерии оценки
Важно понимать, что мышление - качественно разнородный процесс, соотношения между разными видами мышления являются очень сложными.
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:
- генезису развития;
- характеру решаемых задач;
- степени развернутости;
- степени новизны и оригинальности;
- средствам мышления;
- функциям мышления и т.д.
1. По генезису развития различают мышление:
• наглядно-действенное;
• наглядно-образное;
• словесно-логическое;
• абстрактно-логическое [3, с.84].
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных...


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе, поскольку большая часть содержания образования в 1-3 классах построена на использовании таких логических приемов, как выполнение простейших видов анализа и синтеза, сравнения, установления связи между рядовыми и видовыми понятиями. Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память.
В ходе нашего исследования, целью которого было изучение особенности технологии «кроссенс» как средства развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста, мы решили ряд последующих задач:
1. Изучили особенности мышления, его понятие, виды и критерии оценки;
2. Выявили предпосылки формирования логического мышления у детей старшего дошкольного возраста;
3. Рассмотреть технологию «кроссенс» с точки зрения развития познавательных функций на ранних этапах онтогенеза;
4. Исследовали влияние технологии «кронсенс» на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе нашего исследования мы изучили теоретические основы развития логического мышления в дошкольном возрасте, в первом параграфе мы раскрыли сущность мышления, его понятия, виды, критерии оценки. Мы выяснили, что в психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: генезис развития, характер решаемых задач, степень развернутости, степень новизны и оригинальности, средства мышления; функции мышления и т.д. По генезису развития различают мышление наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое.
Предпосылками развития логического мышления в дошкольном возрасте являются овладение мыслительными операциями и усвоение действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладывающиеся в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. Также известно, что на протяжении дошкольного возраста характерно преобладание образных форм мышления (наглядно–действенного и наглядно-образного).
Развивающая технология «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию познавательных функций, сотрудничества, коммуникации и критического мышления детей.
Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов". Эта технология разработана нашими соотечественниками: Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом.
Работа с кроссенсом отражает глубину понимания детьми изучаемой темы. Вместе с тем кроссенс способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения; способствует проявлению нестандартного мышления и креативности; развивает способность самовыражения. При разгадывании кроссенса развивается коммуникативные и регулятивные умения; навык работы с информацией; повышается любознательность и мотивация к изучаемой теме.
Во второй главе нашего исследования мы провели опытно – экспериментальное исследование развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальное исследование проводилась на базе частного детского сада № 1. Исследование проводилось с февраля по апрель 2017 года. В эксперименте участвовало 10 детей старшей группы. Возраст детей был приблизительно одинаковый.
Основным методом исследования являлся психолого-педагогический эксперимент. Он включал три этапа: В ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами были выделены три этапа.
На первом этапе был осуществлен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня сформированности мышления у детей старшей группы. Результаты этой работы были использованы для подбора содержания занятий «логикой», способных формировать логическое мышление.
На втором этапе был осуществлен формирующий эксперимент в ходе, которого была проведена апробация проекта с использованием технологии «кроссенса», направленной на развитие логического мышления детей.
Третий этап – контрольный эксперимент, был связан с перепроверкой уровня сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, исследовав уровень логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, мы видим, что из десяти детей высоким уровнем обладают два ребёнка (20%); средним уровнем – пять (50%) и низким уровнем – три ребёнка (30%). В основном дети со средним уровнем развития логического мышления. Для повышения уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста специально разработан комплекс игр и упражнений.
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для нашего формирующего эксперимента. Главная цель на этом этапе – проверка эффективности применения технологии «кроссенс» для развития логического мышления дошкольников. При поиске оптимальных методов и средств по повышению логического мышления детей была целенаправленно преобразована экспериментальная педагогическая ситуация в соответствии с предварительно выдвинутой научной гипотезой для проверки её эффективности.
Для формирующего эксперимента был разработан проект по целенаправленному использованию технологии «кроссенс» для развития логического мышления дошкольников. Упражнения с включением технологии «кроссенс» на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия использовались ежедневно, на каждом занятии по формированию элементарных математических знаний, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром.
Сравнивая результаты методик констатирующего и контрольного этапа мы можем сделать вывод, что уровень развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста стал выше с использованием серии дидактических игр и упражнений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что представленный проект с применением технологии «кроссенс» способствует повышению уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, т.е. наша гипотеза доказана.


?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Е. Агаева Формирование элементов логического мышления: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 1. - с. 38-4
2. Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Академия, 2000 - 304 с.
3. Е. Бортникова. Чудо - обучайка: Математика, моторика, логика – Екатеринбург. Литур, 2009. – 48 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь/ Под. общ. ред. Б. М. Бим - Бэд - М.: Академия, 2002. – 306 с.
5. Л. А. Венгер, В. С. Мухина. Психология: Учеб, пособие для учащихся пед. уч-щ // - М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. М.А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 304 с.
7. Е. В. Доценко. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях, - Изд-во: Волгоград Учитель, 2012. – 297 с.
8. О. Н. Земцова. Умные книжки. Задачки для ума. Развиваем мышление. 5-6 лет – М.: Махаон, 2007. – 18 с.
9. Детская психология: / / Под ред. Я. Л. Коломенского, Е. А. Панько. – Минск: Изд-во Университетское, 1988. – 398 с.
10. А. Г. Маслаков. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 518 с.
11. Д. В. Менджерицкая. Воспитание о детской игре. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
12. С. Мисуна. Развиваем логическое мышление //Дошкольное воспитание.-2005 - № 8 - 48-52 с.
13. Р. С. Немов. Психология. В 3-х кн. Кн. 1,. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000 - 575 с.
14. Р. С. Немов. Психология. В 2-х кн. Кн. 2. Психология образования - М.: Просвещение: Владос, 1994 - 496 с.
15. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Психологический словарь - М.: Просвещение, 1990 - 494 с.
16. Психология человека от рождения до смерти. // Под ред. А. А. Реана.- СПб.: Прайм - Еврознак, 2002 – 656 с.
17. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. // - СПб.: Питер,
2001-720 с.
18. В. А. Смирнова. Вопросы мышления детей: Питер, 1962 . – 245 с. Ленингр. гос. пединститут. Учебные записки т. 233
19. А. И. Сорокина. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1997. – 95 с.
20. М. Султанова. Весёлые домашние задания для детей. – М.: Хатбер-М, 2005. – 20 с.


?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЯ К МЕТОДИКЕ «НЕЛЕПИЦЫ»



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.