Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Соотношение понятий - политическая власть и государство. Государство, государственная власть и гражданское общество. Признаки государства в реальной правовой системе. Основные подходы к сущности государства. Типология государства.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 23.10.2002. Сдан: 2002. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: “ ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ”
Курсовая работа
студента
Симонова А. Р.
Научный руководитель
Рукавишников И. А.
Дата сдачи ____________
Дата защиты ___________
Оценка _______________
Ростов-на-Дону, 2001
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................................................................3
1. Соотношение понятий - политическая власть и государство….4
1.1. Понятие политической власти ................................................4
1.2. Понятие государства.................................................................8
1.3. Государство, государственная власть
и гражданское общество: соотношение понятий.…………..10
2. Признаки государства ......................................................................12
2.1. Основные подходы к определению признаков государства .12
2.2 Признаки государства в реальной правовой системе………..13
3. Основные подходы к сущности государства ……………………..15
3.1. Социальное назначение государства…………….……………15
3.2. Основные подходы к сущности государства…………………17
4. Типология государства …………………………………………….20
Заключение ......................................................................................…..24
Литература.......................................................................................…...26

ВВЕДЕНИЕ

Государство, политическая власть, право - прежде всего, социальные явления и по своему происхождению, и по своей роли. Эти явления связаны жизнью людей в общении с себе подобными.

Общество - не просто совокупность индивидов. Это сложный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с производством и потреблением жизненных благ. Общество - сложная динамическая система связи людей, объединенных различными отношениями, в том числе и классовыми. В обществе уже действуют не биологические, а социальные законы. Одни и те же социальные субъекты в разное время и в разных сферах общественной жизни заявляют о себе или в политических, или в неполитических формах. Политические формы общественной жизни напрямую связаны с политической организацией общества, в которую в качестве составной части входит государство как система органов власти.

Всякое общество требует властного руководства. Оно нуждается во власти, которая является необходимым условием функционирования общества как социальной системы, регулятором общественной жизни людей, их поведения и взаимодействия. Люди не могут обойтись без власти потому, что в обществе их объединяют общие интересы, требующие соответствующего руководства экономическими и общественными процессами. Вокруг государства действуют все политические организации и движения. Они дополняют его деятельность или противостоят ей. Отношение к существующему в данном обществе государству определяет направление деятельности той или иной политической партии.

В данной курсовой работе мною будут рассмотрены понятия власти и государства, характерные признаки и типология государства и государственной власти. Также будет показана зависимость формы государства и психологии власти. Например, если видеть в государстве орудие насилия и подавления, то и в политике нужно видеть средство насилия и подавления, ввиду органичной связи государства и политики.

Рассмотрение в моей курсовой работе понятия общества - как совокупности общественных отношений позволило изучить исторические подходы к сущности государства, выявить специфику главных сфер общественной жизни. Но главной целью данной курсовой работы является постановка вопроса взаимоотношений государства, государственной власти и гражданского общества в общем смысле и конкретно в России.

1. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И

ГОСУДАРСТВО.

1.1. Понятие политической власти.

Власть - это сложное явление, которое порождает множество подходов к его исследованию. Власть можно рассматривать как необходимую функцию любого коллектива по руководству своими членами для налаживания совместной деятельности; власть характеризуется как организованная сила, обеспечивающая единство действий и устойчивый порядок в обществе. Власть определяется как реальная способность осуществлять свою волю, навязывать ее другим с помощью властных специальных методов. Существуют и иные подходы к определению власти, которые отражают те или иные стороны этого комплексного и многогранного явления.

“Власть - это способность подчинить поведение и деятельность людей воле всего общества, отдельного класса, группы лиц” Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М.1992. С. 181.. Власть - это социальное явление. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества. В условиях первобытнообщинного строя власть была нужна для исполнения общих дел, которые были свойственны этому обществу. Ее появление было обусловлено необходимостью упорядочения отношений между людьми в племени, роде. По своей природе это была общественная власть, власть общественного самоуправления, опирающаяся главным образом на силу общественного мнения. Веления общественной власти соблюдались добровольно, и лишь в исключительных случаях власть использовала и меры общественного принуждения (например, изгнание из рода).

Насилие не просто сопровождало ход истории, а неизменно служило его пружиной и движущей силой . Власть в свою очередь, столь же постоянном однозначно, хотя и более скрыто, оказывалась источником и выразителем этой силы, охватывая все иерархические ступени социума от высшего руководства до превосходства одного человека над другим. Уже поэтому власть всегда считалась неизбежным злом и главной причиной социальной несправедливости. “Являя собой в первую очередь материальную силу, весомую грубую и зримую, власть тем не менее старалась опираться на закон, который регламентировал и официально закреплял право одних подчинять себе и эксплуатировать других членов социума” Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.254.. Именно таким способом, не прямо, а косвенно власть, т.е. насилие одних над другими, успешно реализовалась еще тысячелетие назад и осуществляется теперь.

Это позволяло маскировать откровенное насилие под социальную справедливость. "Суров закон, но закон", - с гордостью повторяли древние, разработавшие классическое право властвовать одних над другими - право, дожившее до нашего времени.

Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства обусловило превращение общественной власти первобытнообщинного строя в государственную, т.е. политическую, власть. Государственная власть опирается, прежде всего, на силу государственного принуждения, хотя осуществляется она с помощью различных методов и средств.

В обществе, где вся полнота власти принадлежит народу, государственная власть призвана выражать волю и обеспечивать коренные интересы всех членов общества. При этом власть организуется таким образом, чтобы обеспечить участие народа (непосредственное и через представителей) в управлении делами общества и государства.
Принадлежность народу власти предопределяет ее осуществление демократическими методами, подконтрольность государственной власти обществу.
“Главной обязанностью государственной власти является признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека, ибо в демократическом государстве человек, его права и свободы - высшая ценность”11 Керимов Д.А. Общая государства и права.М.1977. С. 250
. Власть предполагает структуру, через которую она и реализуется. Свое регулирующее воздействие на общественную жизнь людей государственная власть оказывает через систему государственных органов, в деятельности которых она как бы находит свое материальное воплощение. Государственные органы демократического государства в своей деятельности должны исходить из приоритета прав и свобод человека.
Вместе со свободой воли, выраженной в сознании, людям досталось в придачу нечто довольно странное - желание поработить, подавить и уничтожить себе подобных, то есть наделенных такой же свободой воли. Странное потому, что такая внутривидовая агрессивность, как уже было сказано, совершенно не свойственна даже животному миру. Благодаря мышлению человек осознал себя существом смертным. Это, в свою очередь сделало жизнь его главной ценностью и предметом неусыпных забот, а страх потерять жизнь - важнейшим мотивом поступков и поведения.
Таким образом, изначальный первобытный страх за собственную жизнь постепенно опосредуется по мере развития социума, обретая все более тонкие и изощренные формы. Страх перед коммунистами привел к власти, причем вполне легально и демократично, немецкий фашизм. В России мягкий государственный переворот, совершенный большевиками имел характер исторической флуктуации в пере возбужденном социуме, не подкрепленной какими-либо серьезными экономическими и политическими предпосылками.
Достоинством великого оратора древности Демосфена, но по мнению Плутарха11 Философский словарь. М. 1997. С. 401., было то, что с народом он говорил, как никто другой, смело и откровенно, сопротивлялся прихотям толпы и прямо-таки мертвой хваткой вцеплялся в ее промахи и заблуждения.
Носители власти, если они не экстремисты, вынуждены ориентироваться, прежде всего, на нормального, то есть среднестатистического гражданина, каких подавляющее большинство в любой социальной структуре, будь то отдельная партия или весь электорат. А такой человек, как учил еще Макиавелли22 Там же. С.322., ни хорош, ни плох, ни добр, ни зол - словом, нормален так же, например, как могут быть нормальны его рост, вес или физические способности. Только ориентируясь на такое заурядное большинство, президент или премьер могут рассчитывать на максимальную любовь народа в виде большинства голосов, учитывая, разумеется, особые интересы крупных социальных слоев, в том числе тех, кто беспомощен и нуждается в специальной защите.
Отсюда следует, что стоящие у кормила власти обязаны учитывать наряду с действительными интересами народного большинства также реальную психологию и мораль людей - то есть не только их хорошее, но и плохое, не только их дарования и активность, но и дурь, бездарность и лень, не только честность и трезвый образ жизни, но и склонность граждан при случае ловко обойти закон или приложиться к бутылке. Короче, исходя из реальности, правители обязаны принимать во внимание как сильные стороны своих сограждан, так и их слабости, не только достоинства, но и пороки . При этом они должны профессионально опираться на гигантский исторический опыт, накопленный власть имущими, равно как и на современную науку о двойственной природе людей, причудливо сочетающей сознательное с иррациональным и необъяснимым, что зорко подметил еще Ф. Бэкон33 Там же. С.20..
Н. Макиавелли (рубеж ХV - XVI веков ) вошел в историю как трубадур циничного принципа властителей "цель оправдывает средства", тут же взятого на вооружение основанным вскоре после его смерти орденом иезуитов. На самом деле Макиавелли был первым, кто посмел сорвать покров с неприкасаемого дотоле ореола Божественной власти, бесстрашно обнажив ее сущность, уходящую, как оказалось, корнями в саму природу человека. Будучи крупным, вхожим в коридоры высшей власти дипломатом, также талантливым историком и литератором, пройдя через пытки и тюрьму, Макиавелли гениально разглядел за пышный фасадом и мишурой реальную картину власти. В отличие от книжной премудрости власть, по его суждению, предельно реальна и, более того, является собой, так сказать, сгущенную реальность, поскольку она, как никто и ничто, вершит судьбы людей, постоянно решая вопросы их жизни и смерти. Любая предвзятость, надуманность, натяжка и фальшивка, вывариваясь в этом котле, оборачиваются рано или поздно непредсказуемыми последствиями, как правило, бедственными и трагическими в силу их неожиданности и крупных масштабов.
Глубокие суждения о власти Ф. Бэкона11 Философский словарь. М. 1997. С. 21 (рубеж XVI и XVII вв.) особенно поучительны потому, что, снискав по достоинству славу выдающегося философа, он занимал одно время высшую государственную должность канцлера Англии - наиболее богатой и могущественной, в ту пору державы. Бэкон знал, что говорил, утверждая со ссылкой на мудрость древних: кто поймет до конца природу человека, тот рожден для власти. Рассуждая в своих всемирно известных " Опытах " об искусстве властвовать, он дает весьма меткую характеристику истинного положения властителя. "Жалок тот, кто ничего не желает и всего опасается; а ведь именно таков обычай удел монархов. Вознесенные превыше всех людей, они не имеют желаний и оттого томятся тоской, зато много воображают опасностей и страхов, отчего утрачивают ясность суждений"22 Там же. С.22..
Секреты и парадоксы феномена власти, этого воплощенного насилия, существуют лишь до тех пор, пока люди определяют себя изначально благими. Достаточно отказаться от иллюзии, убедительно опровергаемой всей историей цивилизации, как завеса тайны тут же спадет, обнажив всего лишь весьма странную и противоречивую природу уже не выдуманного, а реального, живого человека.
1.2. Понятие государства
Вопрос о происхождении государства в течении не одного столетия был предметом долгих дискуссий. Одним из самых старых объяснений происхождения государства является теократическая теория, т.е. божественного происхождения, согласно которой государство, как форма общения, предписано человеку Богом. Существует юридическая формула: всякая государственная власть происходит от Бога, и все государи осуществляют свою власть как исполнители воли божьей11 Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М.1994. С.23..
Иное объяснение дается государству с точки зрения теории договорного происхождения. Переход от естественного (догосударственного) состояния общества к государственному достигается сразу - путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются тут же устанавливаемой государственной власти.
Наука знает и другие гипотезы происхождения государства, которые, как и вышеназванные, не подкрепляются данными исторической науки, рассматривающей государство как результат закономерного исторического развития.
Государство - продукт внутреннего развития общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования.
Возникновение государства связано с разложением родового строя, появлением частной собственности, классовым расслоением общества и другими причинами.
Государство можно определить как “особую организацию политической власти общества, располагающую специальным аппаратом принуждения, выражающую волю и интересы господствующего класса или всего народа”22 Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М. 2000. С.34..
Государство, его механизм (система государственных органов) не остаются неизменными. Государство изменяется вместе с изменением общества, политической формой организации которого оно является. Мы можем говорить об особенностях государственного механизма рабовладельческого, феодального, буржуазного общества и др. Это один подход к классификации государств; существуют и другие (см. раздел 4 данной курсовой работы).
В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно разделить на внешние и внутренние.
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства в пределах данной страны. Они характеризуют внутреннюю политику государства. К внутренним функциям относятся охранительные и регулятивные.
Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закрепляемых и регулируемых правом общественных отношений. В этих целях государство обеспечивает правопорядок в обществе, равную защиту всем формам собственности, прав и свобод граждан, а также охрану окружающей природной Среды и так далее.
Осуществление регулятивных функций предполагает роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. В этих целях государство осуществляет регулирование хозяйственной жизни в интересах человека и общества, заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии человека.
Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами. К числу внешних функций относятся: взаимовыгодное международное сотрудничество, обеспечение обороны государства от нападения из вне и другие. “Внешнеполитическая деятельность РФ основывается на признании и уважении государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и других методов давления, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права”11 Лившиц.Р.З. Современная теория права. М. 1992. С.32..
Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
1.3. Государство, государственная власть и гражданское общество:
соотношение понятий.
Государство и государственная власть находятся в тесной взаимосвязи. И эта взаимосвязь не сводится к тому, что государственная власть выступает одним из существенных признаков, отличающих государство от других социальных структур человеческого общества, негосударственных организаций, религиозных, профессиональных, партийных.
В широком, философском плане взаимосвязь государства и государственной власти можно рассматривать как соотношение формы и содержания. “Государство олицетворяет материальную силу государственной власти, которая не может осуществляться без соответствующего государственного механизма. Поэтому органы государства выступают основными орудиями власти, материальным ее выражением. Государственный орган, являясь основным структурным элементом государственного механизма, составной частью государственного аппарата, выступает в то же время в качестве официального выразителя государственной власти”11 Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М. 2000. С.34.
.
В правовом государстве система государственной власти основана на принципе разделения властей, на верховенстве права. Верховенство права означает, что государственные органы связаны правом, то есть действуют в строгом соответствии с Конституцией, законами, в рамках своей компетенции, в пределах тех государственно-властных полномочий, которыми они наделяются для выполнения стоящих перед ними задач. Власть подчинена праву.
В демократическом государстве государственная власть исходит от народа. Именно народ признается единственным источником государственной власти. Но выразителем воли народа, непосредственным как бы носителем государственной власти выступает государство как официальный представитель всего общества. Народ вправе и сам, непосредственно выражать свою государственную волю, осуществлять принадлежащую ему власть, например, путем референдума, то есть всенародного голосования по какому-либо вопросу государственной или общественной жизни.
“Государство и государственная власть оказывают свое упорядочивающее, регулирующее действие практически на все основные сферы жизни человеческого общества”22 В.О. Мушинский. Основы правоведения. М.: Межд. Отношения. 1994. С.62.. Но общество не может быть сведено лишь к государственным формам его организации. Наряду с государственными структурами в обществе существуют и иные формы объединения и совместной деятельности людей, которые оказывают не менее важное влияние на их жизнь. Речь идет о гражданском обществе, которое включает “организацию и деятельность общественных организаций, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных объединений, а также сферу экономики (собственность, труд, предпринимательство), сферу воспитания, образования, науки и культуры, семью как первичную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации”11 В.О. Мушинский. Основы правоведения. М.: Межд. Отношения. 1994. С.62..
Таким образом, совокупность общественных отношений и институтов, охватываемых понятием гражданского общества, определяют во многом важнейшие основы жизнедеятельности человека в обществе и государстве, служат удовлетворению его разнообразных потребностей. При этом надо иметь в виду, что "гражданское" не просто прилагательное, к термину "общество". Оно возможно лишь тогда, когда складываются отношения, предполагающие активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей: экономической, политической, духовной.
Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Например, правотворческая деятельность государства, работа органов народного представительства тесно взаимосвязаны с деятельностью политических партий, общественных организаций граждан. Можно заключить, что нормальная и эффективная работа государственного механизма, всей организации политической власти общества невозможна без развитого гражданского общества, выступающего своеобразным посредником, важным звеном между личностью и государством. “Гражданское общество выступает той социальной средой, где реализуется большинство прав и свобод граждан и их объединений”22 Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М. 2000. С.36.
. Демократическое, правовое государство служит интересам личности и общества. Поэтому гражданское общество предполагает тесное сбалансированное взаимодействие государственное и негосударственных организаций.
2. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА.
2.1. Подходы к определению признаков государства.
Общие основные признаки государства позволяют прежде всего вскрыть отличия любой государственной организации общества от его негосударственных объединений, от других частей политической системы общества. Такие признаки представляют собой “определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, теряет отжившие и приобретает новые структуры и функции”11 В.О. Мушинский. Основы правоведения. М.: Межд. Отношения. 1994. С.57..
Марксистский взгляд на признаки государства, отличающие второе от организации общественной власти в родовом строе, изложен Энгельсом в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”22 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.255. В главе “Варварство и цивилизация” автор выделяет общие признаки, которые присущи цивилизованному обществу:
1) Разделение подданных государства по территориальным единицам;
2) Учреждение особой публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением;
3) Взимание налогов с населения и получение от него займов для содержания аппарата государственной власти.
Если определять государство с точки зрения социологии, то выделяют следующие признаки государства:
1) Совокупность людей - народ;
2) Господствующая над ними власть;
3) Территория - как предел действия этой власти.
Все представители различных научных направлений формально не противоречат друг другу. Однако, государство в реальной действительности - это государство на определенной ступени общественного развития, отличающееся от государств, которые находятся на более ранних ступенях развития, поэтому целесообразно выделить те признаки государства, которые имеют место в наше время.
2.2 Признаки государства в реальной правовой системе.
Передовая общественная мысль пришла к выводу, что государство, в отличие от догосударственной организации власти, характеризуется единой территорией, проживающим на ней населением, властью, которая распространяется на население, проживающее на данной территории. В то же время, как отмечает В.В. Кокошкин22 Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М. 1992. С.190., каждый из характерных признаков государства представляет сам сложное понятие и требует самостоятельного исследования. Поэтому ограничусь лишь перечислением и кратким описанием основных признаков государства, принятых в реальной действительности.
Признаками государства являются:
1. Наличие особой публичной власти, которая, воплощаясь в государственных органах, выступает как государственная власть. Её осуществляет особый слой людей, выполняющий функции управления и принуждения, который является совокупностью государственных органов. Важнейшими государственными органами являются законодательные, исполнительные, судебные и карательные - армия, полиция, тюремные и исправительно-трудовые учреждения.
2. Территориальная организация населения. Государственная власть осуществляется в рамках определенной территории и распространяется на всех людей, проживающих на этой территории. Между членами общества существует новый социальный институт - гражданство или подданство. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственных границ, которые отделяют одно государство от другого.
3. Государственный суверенитет, т.е. “верховенство и независимость государственной власти от любой иной власти внутри страны и вовне при строгом соблюдении общепризнанных норм международного права”11 В.О. Мушинский. Основы правоведения. М.: Межд. Отношения. 1994. С.61.
. Государственный суверенитет, дающий право государству самостоятельно и свободно решать свои дела, отличает государство наряду с другими его признаками от других организаций общества (например, политических партий). Независимость государственной власти конкретно выражается в следующем:
- в универсальности - только решения государственной власти распространяются на все на селение и общественные организации данной страны;
- в п и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.