На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 108195


Наименование:


Курсовик ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 19.06.2017. Сдан: 2016. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: 92.

Описание (план):


Департамент образования города Севастополя
Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Севастопольский индустриально-педагогический колледж имени П.К. Менькова»
Педагогическое отделение


КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ


Студент группы НК-14-3с
_______________________


Севастополь 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….…….....3
Раздел 1. Научные основы разработки дидактических игр с целью ознакомления младших школьников с окружающим миром……………...….7
1.1 История возникновения и создания дидактических игр в народной и научной педагогике…………………………………………………….…...7
1.2 Роль игровой деятельности в развитии младшего школьника……...10
1.3. Подбор дидактических игр по разным разделам программы для младших школьников………………………………………...…………….14
1.4. Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников………………………………...…….16
1.5. Методы и приемы руководства дидактическими играми по ознакомлению с окружающим в младшем школьном возрасте….……..21
1.6. Методика использования дидактических игр на урока окружающего мира…………………………………………………………24
1.7. Значение дидактических игр в области окружающего мира в
развитии учащихся………………………………………………………26
Выводы………………………………………………………………...…………29
Заключение………………………………………………………………….……30
Список использованной литературы……………………………..……….……31


ВВЕДЕНИЕ
Дидактические игры являются и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления.
Развитие личности в младшем школьном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.
Развитие младших школьников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.
Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры. В процессе игры формируется умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
Фридрих Вильгельм Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Ф.В. Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки, написанные Ф.В. Фребелем.
Е.И.Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой дидактические игры являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой норм сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А.Венгер, В.Н.Аванесова и другие. Аванесова считала дидактическую игру важным средством образовательной работы.
Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве).
В последнее время З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О.Смирнова и другие ученые идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.
В дидактической игре – Богуславская указывала, формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В младшем школьном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует.
Изучив литературу, определила цель и задачи курсовой работы.
Цель исследования:
Изучить возможности использования дидактических игр для ознакомления с окружающим детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1.Проанализировать содержание дидактических игр в младшем школьном возрасте.
2.Выявить специфику руководства дидактическими играми младших школьников.
3.Показать роль наглядного материала в организации дидактических игр.
Объект исследования.
Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования.
Методика руководства дидактическими играми.


РАЗДЕЛ 1.
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ЦЕЛЬЮ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

1.1 История возникновения и создания дидактических игр в народной и научной педагогике
Игра – великое изобретение человека; она имеет для него биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. Так появляется игра взрослых, игра как основа будущей эстетической, изобразительной деятельности. С чем связано возникновение детской игры?...


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дети очень любят, когда с ними играет учитель. Педагог должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности дошкольника.
В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
Исходя из этого можно считать, что дидактическая игра является ценным средством ознакомления младших школьников с окружающим миром. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М.: - Педагогика, 1980г.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. С. 12 – 14.
3. Е. О. Смирнова..Педагогические системы и программы воспитания..." — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
4. Венгер Л.А. «Дидактические игры по сенсорному воспитанию», М., Просвещение, 1975.
5. Тихеева Е.И. «Игры и занятия малых детей», М., Просвещение, 1965.
6. Аванесова В.Н. «Дидактическая игра как форма организации обучения» ,М., 1972.
7. Богуславская З.М. «Психологические особенности познавательной деятельности в условиях дидактической игры», М., 1966.
8. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993. – 336с.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры. –М., 1984.
10. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психики, 1986, № 6.
11. Макаренко А.С. Игра//Сочинения: В 4 т. Т.4. - М., 1957.
12. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов
. —— 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр
«Академия»,1999. — 672 с.
13. Иванова А. Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. - 1994. - № 8.
14. Шпунтов А. И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. — 1993.
15. Селиванов В. А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В. П. Сластенина. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
16. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. — М., 1994. — С. 47.
17. Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми ] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 33-35.
18. vospitatelnaya-rabota/2015/02/25/znachimost-igry-v-razvitii-cheloveka



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.