На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 108593


Наименование:


Курсовик Задания для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIX века 050709 Преподавание в начальных классах

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 09.08.2017. Сдан: 2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: 63.

Описание (план):


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»


Курсовой проект
Задания для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIX века
050709 Преподавание в начальных классах


Камышлов, 2012
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Технология проектирования заданий для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 классов при изучении пейзажной лирики XIX века…………………………………………………………………18
Задания для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 классов при изучении пейзажной лирики XIX века…………………………...31
Педагогические условия реализации заданий к лирическим произведениям поэтов XIX века, направленных на формирование навыка выразительного чтения……………………………………………………………...……………..43
Список литературы………………………………………………………………48


Пояснительная записка
Выразительно прочитать стихотворение или отрывок из прозы – трудно это или легко для школьника? Некоторые учителя, а за ними и учащиеся считают выразительное чтение делом легким, настолько легким, что помогать ученикам, учить их не надо, сами справятся. Но есть и другое мнение: выразительно читать может только талантливый, все же остальные, как ни учи, будут в лучшем случае, читая, соблюдать знаки препинания.
Ни с тем, ни с другим мнением нельзя согласиться. Творческая деятельность, а выразительно чтение – один из видов творческой деятельности в области искусства, доступна и необходима всем детям, подросткам и юношам. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее яркой. Но во всех случаях она должна быть направлена учителем, а умения, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, должны воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий. [25, c. 48]
Значение выразительного чтения в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение это единственный вид художественного чтения в условиях школы. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное. [22, c. 77]
В произведениях художественной литературы отражается жизнь во всем ее богатстве и разнообразии. Раскрывая мир, писатель помогает читателю увидеть прекрасное или отталкивающее, достойное подражания или порицания. Оказывая влияние на чувства, глубоко волнуя читателя, художественное произведение доставляет ему эстетическое наслаждение, способствует пониманию и осмыслению окружающей действительности, формирует мировоззрение. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.
Выработка навыка выразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения.
Являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание. Развитие навыка выразительного чтения в конечном итоге - результат более качественной социализации учащихся. [2, c. 187]
Таким образом, выразительность чтения – это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.
Специальные обследования детей, проведенные в разные годы Т.Завадской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной, М. Омороковой, свидетельствует о том, что от 30 до 40 % учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики. Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение логических центров.
Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия более глубинных процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения. Если ребенок усвоил фактическое содержание текста, разобрался в его фабуле, но не понял, с какой целью совершаются события, какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональное состояние героя, то есть не вник в подтекст и, следовательно, не сделал личного умозаключения по поводу описанного, прочесть выразительно текст он не сможет.[24, с. 43]
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования выдвигает следующее предметное требование к результату усвоения дисциплины литературное чтение: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности …овладение техникой чтения вслух и про себя. [31, с . 13]
В школьной программе по литературному чтению отводится особое место изучению лирических произведений. Изучение лирики с раннего детства играет большую роль в становлении личности. Через стихотворные строки предается красота природы, правильное восприятие которой очень важно для детей именно в начальной школе. Без знания этих произведений невозможно представить культуру младшего школьника, его нравственно-эстетическое развитие. Лирические произведения являются также одним из самых простых материалов при формировании навыков выразительного чтения.[21, c. 67]
В связи с этим нами была выбрана тема: задания для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIX века.
Цель: обосновать и разработать систему заданий для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIXвека.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи.
1. Теоретически обосновать разработку заданий для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении произведений пейзажной лирики.
2. Разработать систему заданий для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIX века.
3. Описать технологию проектирования.
4. Охарактеризовать условия реализации проекта.
Таким образом, нами был определен объект исследования – процесс формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса на уроках литературного чтения.
Проблема - поиск средств формирования навыка выразительного чтения в процессе обучения детей литературному чтению. Эта проблема была определена на основании следующих противоречий:
• С одной стороны, умение выразительно читать востребовано и обществом и личностью, а с другой стороны, результат школьного обучения показывает, что формирование навыка выразительного чтения находится на не достаточном уровне.
• С одной стороны, в методической науке вопрос о теории формирования выразительного чтения разработан достаточно, но с другой стороны, практически отсутствует технологическая разработка процесса формирования навыка выразительного чтения.
Результатом нашей работы мы видим формирование у младших школьников навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения. Для достижения этой цели нами будут разработаны задания к лирическим стихотворениям поэтов XIX века.
Что же понимается в науке под выразительным чтением? Что значит выразительно прочитать произведение?
Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин "Выразительное чтение" получил распространение в середине XIX в. и наравне с терминами "декламация" и "художественное чтение" обозначал искусство художественного слова и предмет обучения этому искусству детей.[20, c. 24]
Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. [19, с. 27].
Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.
Выразительное чтение дает возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.
Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.
Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся начальных классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий, с достаточной ясностью, выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение.
Выразительная речь – устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Средство выразительности звучащей речи – интонация. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определенный запас слов, употребляют их в разговоре, в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и так далее. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путем.
Выразительное чтение – воплощение литературно-художественного произведения в звучащей речи. Выразительно прочитать произведение – значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация. [2, с. 4]
Выразительно прочитать текст - это значит, - как справедливо пишет Л.А. Горбушина, - найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация». [18, c. 45]...


Педагогические условия проекта «Задания к лирическим произведениям поэтов XIX века, направленные на формирование навыка выразительного чтения»
Пункт программы Содержание
Тема эксперимента Задания для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIX века
Исполнитель Эксперимента Непомилуева Татьяна Сергеевна, студентка 41-а группы
Научный руководитель эксперимента или консультант Виноградова Клара Яковлевна, преподаватель филологических дисциплин
Актуальность темы Специальные обследования детей, проведенные в разные годы Т.Завадской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной, М. Омороковой, свидетельствует о том, что от 30 до 40 % учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики. Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение логических центров.Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия более глубинных процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения. С одной стороны, умение выразительно читать востребовано и обществом и личностью, а с другой стороны, результат школьного обучения показывает, что формирование навыка выразительного чтения находится на не достаточном уровне.С одной стороны, в методической науке вопрос о теории формирования выразительного чтения разработан достаточно, но с другой стороны, практически отсутствует технологическая разработка процесса формирования навыка выразительного чтения.
Идея эксперимента Являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание. Развитие навыка выразительного чтения в конечном итоге - результат более качественной социализации учащихся. Таким образом, выразительность чтения – это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.
Объект экспериментирования Процесс формирования навыка выразительного чтения на уроках литературного чтения.
Предмет эксперементирования В процессе работы над проектом были выявлены следующие признаки выразительного чтения:
1) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп;
2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужную эмоциональную окраску;
4) умение раскрывать характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;
5) умение показывать отношение автора к событиям, к поступкам героев.
Таким образом были выявлены основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска. В связи с этим предлагаемые задания разделены на 5 блоков.
1. Формирование у учащихся умений в выборе темпа, ритма речи в соответствии с содержанием произведения
2. Формирование у учащихся умения правильно ставить при чтении произведениялогическое и психологическое ударение
3. Формирование у учащихся умения понижать и повышать тон голоса (мелодику) в соответствии с содержанием произведения
4. Формирование у учащихся умения определять звуковую окраску текста
5. Формирование у учащихся умения варьировать громкость голоса в соответствии с содержанием произведения
Педагогическая цель Формирование у учащихся 2-3 класса навыка выразительного чтения через задания для изучения пейзажной лирики поэтов 19 века на уроках литературного чтения.
Цель эксперимента Обосновать и разработать систему заданий для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIXвека.
Задачи 1. Разработать задания для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIX века.
2. Описать технологию проектирования.
3. Охарактеризовать условия реализации проекта.
Этапы эксперимента Первый этап - педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. В рамках первого этапа осуществлен анализ психолого–педагогической и методической литературы по проблеме формирования выразительности чтения у младших школьников, рассмотрены педагогические условия.
Второй этап – педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение её до уровня практического использования.
Третий этап - педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками образовательного процесса. Данный этап предполагает пробацию заданий, направленных на формирование выразительного чтения младших школьников.
Состав участников эксперимента Группа учащихся 2-3 класса
База эксперимента Свердловская область, Пышминский район, р.п. Пышма, МБОУ СОШ №1
Масштаб эксперимента 6 недель
Тип эксперимента Формирующий

Список литературы
1. Адамович, Е.А. Чтение в начальных классах: учебное пособие/Е.А. Адамович, В.И. Яковлева. – М.: Просвещение, 1967. – 264 с.
2. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика/Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2001. – 278 с.
3. Алексеева, О.В. Детская литература: учеб.пособие /О.В.Алексеева, Е.П. Брандис, Е.Е. Зубарева и др.; под ред. А.В. Терновского. – М.: Просвещение, 1977. – 432 с.
4. Аникин, В.П. Детская литература: учеб.пособие/ В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина. –3-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
5. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям/С.Я. Батышев. – М.: Профессиональное образование, 1999. – 904 с.
6. Батышев, С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / С.Я. Батышев. - М.: АПО, 1999. – 488 с.
7. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие для инж./ В.С. Безрукова, Екатеринбургский областной институт развития регионального образования. – Екатеринбург.
8. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя./Б.А. Буяльский. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 245 с.
9. Выдержки из книги "Современные образовательные технологии" Селевко Г.К.,
10. Гаврисенко, Н.В. Обучение младших школьников выразительности устной речи/Н.В. Гаврисенко//Начальная школа. – 2008, № 2. – с. 14-17
11. Гаркунова, И.Л. Обучение чтению младших школьников/ И.Л. Гаркунова. – М.: Просвещение, 1981. – 143 с.
12. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание: учебное пособие для учащихся школьных пед. училищ/Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение, 1975. – 144 с.
13. Игнатьева, П.В. Программно методические материалы. Чтение. Нач. школа/П.В. Игнатьева – М.: Дрофа, 1999 г. – 168 с.
14. Ильенко, Н.М. Овладение ритмико интонационной выразительностью речи/Н.М. Ильенко//Начальная школа. – 2006, №11. – с.73-77
15. Калашникова, С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе/ С.Г. Калашникова. – Омск: ОмГУ, 2004. – 22 с.
16. Касьянова, З.А. Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте/З.А. Касьянова//Начальная школа. – М.: Начальная школа, 2010, № 4. – с. 11-14
17. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: Просвещение, 1989 г. – 287 с.
18. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М.: Академия, 2005. – 288 с.
19. Кубасова, О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ О.В. Кубасова. – М.: Дело, 2001. – 144 с.
20. Львов, М.Р. Словарь справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов пед. Вузов и колледжей/ М.Р. Львов. – М.: Академия, 1999. – 272 с.
21. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 472 с.
22. Найденов, Б.С. Методика выразительного чтения: учебное пособие/Б.С. Найденов, Л. Ю. Коренюк, Р.Р. Майман, Н.М. Соловьева, Т.Ф. Завадская. – М.: Просвещение, 1977. – 176 с.
23. Николаев, В.В. Педтехнологии, методика и дидактическое обеспечение. Учебно-методическое пособие. Часть 1./ В.В. Николаев. – М.: Академия, 2000. – 17 с.
24. Оморокова, М.И. Преодоление трудностей/ М.И. Оморокова, И.А. Раппорт, И.З. Постоловский. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
25. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников/М.И. Оморокова. – М.: Просвещение, 1997. – 156 с.
26. Полякова, Т.Н. Работа над выразительностью речи как метод обучения творческому чтению/ Т.Н. Полякова//Начальная школа. – М.: Начальная школа. – 2009, №12. – с. 21-25
27. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебник/И.П. Подласый. – М.: Владос, 1998. – 405 с/
28. Путилова, Е.О. Детская литература: учебник / Е.О. Путилова, А.В. Денисова, И.Л. Днепрова и др.; под ред. Е.О. Путиловой. – М.: Академия, 2008. – 384 с.
29. Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. – Екб: Центр «учебная книга», 2005. – 64 с.
30. Устьянцева, Л.Д. Основы исследовательской деятельности/Л.Д. Устьянцева. – Екб, 2004. – 204 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
32. articles/24.html Литературная студия



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.