Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 108593


Наименование:


Курсовик Задания для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIX века 050709 Преподавание в начальных классах

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 09.08.2017. Сдан: 2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: 63.

Описание (план):


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»


Курсовой проект
Задания для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIX века
050709 Преподавание в начальных классах


Камышлов, 2012
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………………...3
Технология проектирования заданий для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 классов при изучении пейзажной лирики XIX века…………………………………………………………………18
Задания для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 классов при изучении пейзажной лирики XIX века…………………………...31
Педагогические условия реализации заданий к лирическим произведениям поэтов XIX века, направленных на формирование навыка выразительного чтения……………………………………………………………...……………..43
Список литературы………………………………………………………………48


Пояснительная записка
Выразительно прочитать стихотворение или отрывок из прозы – трудно это или легко для школьника? Некоторые учителя, а за ними и учащиеся считают выразительное чтение делом легким, настолько легким, что помогать ученикам, учить их не надо, сами справятся. Но есть и другое мнение: выразительно читать может только талантливый, все же остальные, как ни учи, будут в лучшем случае, читая, соблюдать знаки препинания.
Ни с тем, ни с другим мнением нельзя согласиться. Творческая деятельность, а выразительно чтение – один из видов творческой деятельности в области искусства, доступна и необходима всем детям, подросткам и юношам. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее яркой. Но во всех случаях она должна быть направлена учителем, а умения, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, должны воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий. [25, c. 48]
Значение выразительного чтения в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение это единственный вид художественного чтения в условиях школы. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное. [22, c. 77]
В произведениях художественной литературы отражается жизнь во всем ее богатстве и разнообразии. Раскрывая мир, писатель помогает читателю увидеть прекрасное или отталкивающее, достойное подражания или порицания. Оказывая влияние на чувства, глубоко волнуя читателя, художественное произведение доставляет ему эстетическое наслаждение, способствует пониманию и осмыслению окружающей действительности, формирует мировоззрение. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.
Выработка навыка выразительного чтения у детей способствует формированию правильного четкого произношения, развитию воображения, расширению словарного запаса, делает их речь ярче и образнее. В результате формирования навыка выразительного чтения у детей активизируются познавательные процессы и мыслительная деятельность, развивается память и навыки общения.
Являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание. Развитие навыка выразительного чтения в конечном итоге - результат более качественной социализации учащихся. [2, c. 187]
Таким образом, выразительность чтения – это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.
Специальные обследования детей, проведенные в разные годы Т.Завадской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной, М. Омороковой, свидетельствует о том, что от 30 до 40 % учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики. Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение логических центров.
Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия более глубинных процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения. Если ребенок усвоил фактическое содержание текста, разобрался в его фабуле, но не понял, с какой целью совершаются события, какими мотивами вызваны те или иные поступки и эмоциональное состояние героя, то есть не вник в подтекст и, следовательно, не сделал личного умозаключения по поводу описанного, прочесть выразительно текст он не сможет.[24, с. 43]
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования выдвигает следующее предметное требование к результату усвоения дисциплины литературное чтение: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности …овладение техникой чтения вслух и про себя. [31, с . 13]
В школьной программе по литературному чтению отводится особое место изучению лирических произведений. Изучение лирики с раннего детства играет большую роль в становлении личности. Через стихотворные строки предается красота природы, правильное восприятие которой очень важно для детей именно в начальной школе. Без знания этих произведений невозможно представить культуру младшего школьника, его нравственно-эстетическое развитие. Лирические произведения являются также одним из самых простых материалов при формировании навыков выразительного чтения.[21, c. 67]
В связи с этим нами была выбрана тема: задания для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIX века.
Цель: обосновать и разработать систему заданий для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIXвека.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи.
1. Теоретически обосновать разработку заданий для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении произведений пейзажной лирики.
2. Разработать систему заданий для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIX века.
3. Описать технологию проектирования.
4. Охарактеризовать условия реализации проекта.
Таким образом, нами был определен объект исследования – процесс формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса на уроках литературного чтения.
Проблема - поиск средств формирования навыка выразительного чтения в процессе обучения детей литературному чтению. Эта проблема была определена на основании следующих противоречий:
• С одной стороны, умение выразительно читать востребовано и обществом и личностью, а с другой стороны, результат школьного обучения показывает, что формирование навыка выразительного чтения находится на не достаточном уровне.
• С одной стороны, в методической науке вопрос о теории формирования выразительного чтения разработан достаточно, но с другой стороны, практически отсутствует технологическая разработка процесса формирования навыка выразительного чтения.
Результатом нашей работы мы видим формирование у младших школьников навыков выразительного чтения на уроках литературного чтения. Для достижения этой цели нами будут разработаны задания к лирическим стихотворениям поэтов XIX века.
Что же понимается в науке под выразительным чтением? Что значит выразительно прочитать произведение?
Выразительное чтение - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин "Выразительное чтение" получил распространение в середине XIX в. и наравне с терминами "декламация" и "художественное чтение" обозначал искусство художественного слова и предмет обучения этому искусству детей.[20, c. 24]
Выразительное чтение – одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. [19, с. 27].
Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.
Выразительное чтение дает возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.
Основной принцип выразительного чтения – проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.
Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся начальных классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий, с достаточной ясностью, выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение.
Выразительная речь – устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Средство выразительности звучащей речи – интонация. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определенный запас слов, употребляют их в разговоре, в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и так далее. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путем.
Выразительное чтение – воплощение литературно-художественного произведения в звучащей речи. Выразительно прочитать произведение – значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация. [2, с. 4]
Выразительно прочитать текст - это значит, - как справедливо пишет Л.А. Горбушина, - найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация». [18, c. 45]...


Педагогические условия проекта «Задания к лирическим произведениям поэтов XIX века, направленные на формирование навыка выразительного чтения»
Пункт программы Содержание
Тема эксперимента Задания для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIX века
Исполнитель Эксперимента Непомилуева Татьяна Сергеевна, студентка 41-а группы
Научный руководитель эксперимента или консультант Виноградова Клара Яковлевна, преподаватель филологических дисциплин
Актуальность темы Специальные обследования детей, проведенные в разные годы Т.Завадской, Л. Горбушиной, З. Агейкиной, М. Омороковой, свидетельствует о том, что от 30 до 40 % учащихся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в монотонности чтения, неумении общаться со слушателями, почти полном отсутствии мимики. Учащиеся ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют, большое количество ошибок падает на определение логических центров.Техническое несовершенство в использовании интонации является внешним показателем отсутствия более глубинных процессов, которые связаны с проникновением в смысл произведения. С одной стороны, умение выразительно читать востребовано и обществом и личностью, а с другой стороны, результат школьного обучения показывает, что формирование навыка выразительного чтения находится на не достаточном уровне.С одной стороны, в методической науке вопрос о теории формирования выразительного чтения разработан достаточно, но с другой стороны, практически отсутствует технологическая разработка процесса формирования навыка выразительного чтения.
Идея эксперимента Являясь эффективным и доступным средством развития воображения и речи, нравственных и социальных чувств учащихся, воспитания у них художественного вкуса, формирования умений творческой работы, выразительное чтение позволяет решать задачу наиболее полного усвоения идейного, нравственного и эстетического содержания художественного произведения, превращая этот процесс в сопереживание. Развитие навыка выразительного чтения в конечном итоге - результат более качественной социализации учащихся. Таким образом, выразительность чтения – это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.
Объект экспериментирования Процесс формирования навыка выразительного чтения на уроках литературного чтения.
Предмет эксперементирования В процессе работы над проектом были выявлены следующие признаки выразительного чтения:
1) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп;
2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужную эмоциональную окраску;
4) умение раскрывать характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;
5) умение показывать отношение автора к событиям, к поступкам героев.
Таким образом были выявлены основные компоненты интонации – логическое ударение, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона голоса, темп, тембр, эмоциональная окраска. В связи с этим предлагаемые задания разделены на 5 блоков.
1. Формирование у учащихся умений в выборе темпа, ритма речи в соответствии с содержанием произведения
2. Формирование у учащихся умения правильно ставить при чтении произведениялогическое и психологическое ударение
3. Формирование у учащихся умения понижать и повышать тон голоса (мелодику) в соответствии с содержанием произведения
4. Формирование у учащихся умения определять звуковую окраску текста
5. Формирование у учащихся умения варьировать громкость голоса в соответствии с содержанием произведения
Педагогическая цель Формирование у учащихся 2-3 класса навыка выразительного чтения через задания для изучения пейзажной лирики поэтов 19 века на уроках литературного чтения.
Цель эксперимента Обосновать и разработать систему заданий для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIXвека.
Задачи 1. Разработать задания для формирования навыка выразительного чтения у учащихся 2-3 класса при изучении пейзажной лирики XIX века.
2. Описать технологию проектирования.
3. Охарактеризовать условия реализации проекта.
Этапы эксперимента Первый этап - педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. В рамках первого этапа осуществлен анализ психолого–педагогической и методической литературы по проблеме формирования выразительности чтения у младших школьников, рассмотрены педагогические условия.
Второй этап – педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение её до уровня практического использования.
Третий этап - педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками образовательного процесса. Данный этап предполагает пробацию заданий, направленных на формирование выразительного чтения младших школьников.
Состав участников эксперимента Группа учащихся 2-3 класса
База эксперимента Свердловская область, Пышминский район, р.п. Пышма, МБОУ СОШ №1
Масштаб эксперимента 6 недель
Тип эксперимента Формирующий

Список литературы
1. Адамович, Е.А. Чтение в начальных классах: учебное пособие/Е.А. Адамович, В.И. Яковлева. – М.: Просвещение, 1967. – 264 с.
2. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика/Л.И. Аксенова. – М.: Академия, 2001. – 278 с.
3. Алексеева, О.В. Детская литература: учеб.пособие /О.В.Алексеева, Е.П. Брандис, Е.Е. Зубарева и др.; под ред. А.В. Терновского. – М.: Просвещение, 1977. – 432 с.
4. Аникин, В.П. Детская литература: учеб.пособие/ В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина. –3-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
5. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям/С.Я. Батышев. – М.: Профессиональное образование, 1999. – 904 с.
6. Батышев, С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / С.Я. Батышев. - М.: АПО, 1999. – 488 с.
7. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие для инж./ В.С. Безрукова, Екатеринбургский областной институт развития регионального образования. – Екатеринбург.
8. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя./Б.А. Буяльский. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 245 с.
9. Выдержки из книги "Современные образовательные технологии" Селевко Г.К.,
10. Гаврисенко, Н.В. Обучение младших школьников выразительности устной речи/Н.В. Гаврисенко//Начальная школа. – 2008, № 2. – с. 14-17
11. Гаркунова, И.Л. Обучение чтению младших школьников/ И.Л. Гаркунова. – М.: Просвещение, 1981. – 143 с.
12. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание: учебное пособие для учащихся школьных пед. училищ/Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение, 1975. – 144 с.
13. Игнатьева, П.В. Программно методические материалы. Чтение. Нач. школа/П.В. Игнатьева – М.: Дрофа, 1999 г. – 168 с.
14. Ильенко, Н.М. Овладение ритмико интонационной выразительностью речи/Н.М. Ильенко//Начальная школа. – 2006, №11. – с.73-77
15. Калашникова, С.Г. Работа по формированию навыка чтения в современной начальной школе/ С.Г. Калашникова. – Омск: ОмГУ, 2004. – 22 с.
16. Касьянова, З.А. Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте/З.А. Касьянова//Начальная школа. – М.: Начальная школа, 2010, № 4. – с. 11-14
17. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: Просвещение, 1989 г. – 287 с.
18. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М.: Академия, 2005. – 288 с.
19. Кубасова, О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ О.В. Кубасова. – М.: Дело, 2001. – 144 с.
20. Львов, М.Р. Словарь справочник по методике преподавания русского языка: пособие для студентов пед. Вузов и колледжей/ М.Р. Львов. – М.: Академия, 1999. – 272 с.
21. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Академия, 2000. – 472 с.
22. Найденов, Б.С. Методика выразительного чтения: учебное пособие/Б.С. Найденов, Л. Ю. Коренюк, Р.Р. Майман, Н.М. Соловьева, Т.Ф. Завадская. – М.: Просвещение, 1977. – 176 с.
23. Николаев, В.В. Педтехнологии, методика и дидактическое обеспечение. Учебно-методическое пособие. Часть 1./ В.В. Николаев. – М.: Академия, 2000. – 17 с.
24. Оморокова, М.И. Преодоление трудностей/ М.И. Оморокова, И.А. Раппорт, И.З. Постоловский. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
25. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников/М.И. Оморокова. – М.: Просвещение, 1997. – 156 с.
26. Полякова, Т.Н. Работа над выразительностью речи как метод обучения творческому чтению/ Т.Н. Полякова//Начальная школа. – М.: Начальная школа. – 2009, №12. – с. 21-25
27. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебник/И.П. Подласый. – М.: Владос, 1998. – 405 с/
28. Путилова, Е.О. Детская литература: учебник / Е.О. Путилова, А.В. Денисова, И.Л. Днепрова и др.; под ред. Е.О. Путиловой. – М.: Академия, 2008. – 384 с.
29. Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. – Екб: Центр «учебная книга», 2005. – 64 с.
30. Устьянцева, Л.Д. Основы исследовательской деятельности/Л.Д. Устьянцева. – Екб, 2004. – 204 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
32. articles/24.html Литературная студия



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.