На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Римское право принадлежит к тем культурным, политическим и юридическим ценностям, которые появились в Европе около двух с половиной тысяч лет тому назад. Предмет, понятие, система и источники Римского права. Деление Римского права на частное и публичное.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 17.06.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Дисциплина Римское право

Реферат

по теме: “Источники римского права”

Автор: преподаватель кафедры ГосПД

канд. юрид. наук

Ветров И.А.

Белгород - 2008г.

Введение.

Римское право, как и римская республиканская государственность, принадлежит к тем культурным, политическим и юридическим ценностям, которые появились на свет в нашем общем европейском доме около двух с половиной тысяч лет тому назад. По меткому выражению Ф.Энгельса, “римское право является настолько классическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чис-тая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных изменений”.
Эти особенности римского права способствовали его рецепции в Средние века и в Новое время, с тем, чтобы спустя столетия пронизать последующие кодификации средневековой Европы, сделаться ос-новой десятков буржуазных кодификаций гражданского права, бесконеч-ным терминологическим источником, собранием понятий и определений, сохранившим свой авторитет до наших дней.
Действительно, римское право пережило своего создателя - антич-ное рабовладельческое общество. Оно непосредственно или опосредо-ванно легло в основу гражданского, а частью - уголовного и государствен-ного прав многих феодальных, а затем буржуазных государств (например, послужило одним из источников образцового свода законов - Гражданского кодекса Наполеона 1804 года).
Римское право становится предметом изучения: оно начинает применяться в судах, переходит в местные и национальные законодательства. Совершается то, что носит название рецепции. Слово receptio (лат.) означает “восприятие, усвоение, заимствование”, имеется в виду заимствование положений римского права другими государствами более позднего периода, в основном - западноевропейскими, когда не только романо-германская, англо-саксонская, позже - российская, но что парадоксально - и современная китайская правовые системы впитали в себя основные положения римско-правового юридического искусства, того юридического тезауруса, значение которого не может умалить даже время.
Все правовое развитие Западной Европы вплоть до настоящего времени идет под знаком римского права, его материальное действие не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов многих государств мира и действует под именем этих последних.
Россия же получила римское правовое наследие, если можно так выразиться, из вторых рук - из Византии. Изучая римское право, различая особенности Востока и Запада, мы не можем не задумываться об истоках, состоянии и судьбах российского права. Проходившая в нашей стране в течение длительного времени и по разным каналам рецепция римского права, была прорывом западной цивилизации на просторы российской государственности. Хотя в России и не было рецепции римского права в западном варианте, но все, же имел место тонкий, неуловимый процесс культурного заимствования. Римское право постепенно становилось элементом русской культуры.

Понятие и система римского права.

Под термином “римское право” (jus romanum) понимается правовой порядок, существовавший в римском государстве от основания Рима (753г. до н.э.) до смерти императора Юстиниана (565г. н.э.) Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право/ Под ред. проф. В.А. Томсинова. - М., Зерцало, 1999. - С.1..

Римское государство существовало полных 13 веков (от VIII в. до н.э. до VI в. н.э.). Право римского государства из небольшой, неразвитой скотоводческо-аграрной общины трансформировалось в правовой порядок Римской империи, основывающийся на "чистой частной собственности" (Ф. Энгельс).
Предмет римского права. Исходя из принципов исторического материализма в качестве предмета римского права, системно рассматриваются элементы истории римского государства, источников римского права и элементы институтов римского права (правовые установления частного права во время существованиям Рима). Таким образом, на основе конкретного исторического материала и в зависимости от общественно-экономических отношений в Риме рассматриваются сферы государственного устройства, источников права, развития правовых отношений и все другие сферы правовой жизни.
Программа преподавания не охватывает философские объяснения и идеологические положения римских юристов о государстве и праве. Древние римские юристы определяли государство как “res publica” - организацию, существующую для защиты всех жителей, а право - как “ars boni et aequi” (Д.1.1.1.1) - искусство добра и спра-ведливости. Так, Ульпиан приводит три основных требования права: "живи честно, не вреди другому, воздай каждому свое". По этому поводу некоторые пишут, что достаточно ввести в жизнь содержание этого отрывка, и жизнь отдельных людей и целых народов будет счастливой под господством такого права, как римское. Но возникает вопрос: кто, же и когда воплотит в жизнь данную формулу? Такая позиция римских юристов не означала, что римское государство и римское право не были классовыми категориями. Напротив, они отвечали моральным представлениям господствующего класса и защищали его интересы. Мораль и устремления подчиненного класса были противоположны морали и устремлениям господствующего класса. Поэтому в глазах подчиненного класса и некоторых рабовладельцев наивысшее право нередко является наивысшей несправедливостью, точнее, инструментом классового насилия. Очевиден крайне сложный и противоречивый характер прогресса права.
Изложение нашего материала охватывает вопросы, касающиеся источников римского права, на основе фактов общественно-экономического развития Рима. Именно в таком ключе и предстаёт материя, которую римские юристы обозначили как jus publicum (публичное право) и jus privatum (частное право). Классическое разграничение публичного и частного права, перешедшее в века, дает выдающийся юрист своего времени Уль-пиан: “Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц”. Западноевропейские и русские романисты (специалисты в области римского права) истолковывают классификацию Ульпиана в том смысле, что в ее основание положено разграничение интересов (см. рис. 1).
Публичное право (jus publicum) включало в себя "святыни, служение жрецов и положение магистров" и непосредственно охраняло интересы государства и его органов. Оно определяло компетенцию учреждений и должностных лиц, регулировало при помощи императивных норм взимание налогов, определяло, какие деяния являются преступными и какие наказа-ния полагаются за них. К публичному праву, исходя из современной пра-вовой систематики, принято относить государственное, административное, финансовое, земельное, уголовное, судебное, военное, а также международное право.
Частное право (jus privatum) содержало правовые нормы, регулирующие отношения между физическими и юридическими лицами и защищало интересы частных лиц при помощи диспозитивных норм. Сюда принято относить: право собственности и другие вещные правоотношения; обязательства, выраженные в договорах; семейные отношения; право наследования. В соответствии с современной правовой системати-кой к jus privatum отнесем гражданское право и процесс, семейное право, торговое (коммерческое), наследственное право, международное частное право, а это и есть вся цивилистика.
Отметим, что деление права на публичное и частное получило широкое признание как в мировой юриспруденции, так явилось основным и в национальных правовых системах современности.
Однако современной юридической наукой выработаны более строгие критерии для разграничения публичного и частного права. Из таких критериев наиболее существенное значение имеют следующие два, выделенные одной из отраслей юридических знаний - аналитической юриспруденцией Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. - М.: Де-юре, 1994..
Во-первых, для публичного права характерны отношения "власть-подчинение", для частного права - отношения юридического равенства субъектов.
Во-вторых, публичное право построено на принципе субординации, частное право - на принципе координации воли и интересов участников отношений.
Итак, частное право (jus privatum) в Древнем Риме состояло из следующих элементов (см. рис.2):
Jus civile (цивильное право) - это собственное право всех жителей римской общины (по-другому цивильное право называлось квиритским правом - jus quiritium - то право, которое распространялось на всех коренных жителей Рима, квиритов).
Jus praetorium (преторское право) - право, творимое претором - высшим должностным лицом - для дополнения и исправления цивильного права в “целях общественной пользы” (должность городского претора, ведавшего делами правосудия, была учреждена в 367 году до н.э.).
Jus gentium (право народов) - служившее для регулирования отношений между перегринами (иностранцами), а также перегринами и римлянами и творимое претором перегринов (должность перегринского претора учреждена в 242 году до н.э., и претор перегринов, или иностранцев, получил такие же полномочия, какие имел городской претор, с той разницей, что юрисдикция претора перегринов распространялась на отношения между перегринами, а также между перегринами и римлянами). Массив этой системы сложился из общих норм и принципов международного торгового оборота, в котором участвовали представители различных наций, высококультурных народов древности: греков, финикийцев, египтян, евреев и др. Но право народов не было иностранным, оно было правом римским.
В свою очередь, эти три элемента (jus civile, jus praetorium, jus gentium) составляли три исторические правовые системы Древнего Рима.
Таким образом, гражданскому праву в Риме (в современном смысле) более или менее соответствовала совокупность всех трех названных систем - цивильного права, права народов и преторского права. В качестве единого термина для всей этой совокупности более подходящим является jus privatum (частное право).
Между частным и публичным правом существовала органическая связь: так как деятельность римских юристов и магистратов протекала в рамках публично-правовых установлений, и в итоге публичное право составляло не только фон, но и основу, на которой строилось и развивалось частное право. В наших же лекциях мы намерены уделить основное внимание римскому частному праву, т.к. в научной литературе по романистике принято считать, что по сравнению с публичным правом частное право представляет собой более ценный массив римского права: оно более развито и до тончайших деталей приспособлено к регулированию отношений, возникающих из форм товаропроизводства и товарооборота, что очень актуально для современной России, пытающейся вписаться в цивилизованную рыночную экономику. Из этого вовсе не следует, что мы будем пренебрегать положениями публичного права - мы будем к нему, так или иначе обращаться на протяжении всего курса. Но, так как основные положения публичного права излагаются в курсе “История государства и права”, а также во избежание дублирования материала, акцентируем наше внимание на вопросах частного права.
В заключение о периодизации. История Западной Римской империи насчитывает около 1200 лет. Начальной датой принято считать год основания Рима - 753 год до н.э. Конечной датой - 476 год, когда римская империя была завоевана германскими племенами, или 565 год - дату смерти императора Юстиниана.
С достаточной точностью трудно провести какую-либо одну периодизацию, ведь достоверно известно только, когда было начало, и когда наступил конец, т.е. время возникновения и время исчезновения римского рабовладельческого общества, римского государства и римского права. И все же для удобства пользования и лучшего усвоения можно рассмотреть приведенную ниже периодизацию истории римского государства и римского права.
В истории римского государства различают следующие периоды Скрипилев Е.А. Основы римского права. - М.: Ось, 1998. - С.18-19. (см. рис. 3): период царей - VIII-VI вв. до н.э., период республики - V-I вв. до н.э. (ранняя республика - V-III вв. до н.э. и поздняя - II-I века до н.э.); период империи - I-V вв. н.э. (в свою очередь, империю подразделяют на принципат - I-III века н.э. и доминат - IV-середина VI века н.э.). История государства древнего Рима имела свою периодизацию, а история римского права - свою, не всегда совпадавшую с периодизацией римского государства.
Историю римского права принято делить на периоды Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право (базовый учебник). / Под ред. проф. В.А. Томсинова. - М.: Зерцало, 1999. - С. 4-5. (см. рис. 4): древнего римского права - jus civile (от возникновения римского государства до установления магистратуры перегринского претора - 753-242 гг. до н.э.); классического, или преторского римского права (от установления магистратуры перегринских преторов до эдикта императора Каракаллы - от 242 года до н.э. до 212 года н.э.); период постклассического права, или единого императорского римского права (от эдикта Каракаллы до падения Западной римской империи или до смерти Юстиниана - от 212 до 476 или 565 года н.э.). Необходимо подчеркнуть, что указанные выше даты весьма условны. В жизни римское право лишь постепенно переходило из одного состояния в другое.

Источники римского права.

Римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц "fons omnis publici privatique juris", т.е. источником всего публичного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права. Термином "источник" Ливий хотел обозначить начало, от которого идет развитие римского права.

Слово "источник" имеет много значений. В нашем случае под ним понимается способ или форма образования, т.е. возникновение норм права. Сюда относятся: обычное право; закон (в республиканский период - постановления народного собрания; в эпоху принципата - сенатусконсульты, или постановления сената, которыми вуалировалась воля принцепса; в период абсолютной монархии - императорские указы); эдикты магистратов; деятельность юристов (юриспруденция); кодификация Юстиниана. Рассмотрим каждый из видов источников римского права (см. рис. 5).

Обычное право. В Институтах Юстиниана производится различие между правом писаным (jus scriptum) и неписаным (jus non scriptum). Писаное право - это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции. Неписаное право - это нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения не получат признания и защиты от государственной власти, они остаются простыми обычаями (так называемыми бытовыми); если же обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда даже воспринимаются государственной властью, придающей им форму закона.

Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores majorum (обычаи предков) и usus (обычная практика).
Итак, обычай (mores majorum, usus) - древнейший источник права - это правило поведения, которое вырабатывалось путем многократного следования. Это традиция, которая есть одновременно и норма. Обычное право - это обычаи догосударственного периода, санкционированные и поддерживаемые принудительной силой государственной власти, т.е. это юридическая норма, которая основана не на прямом велении или предписании государственной власти, а на долговременном ее применении, на частом повторении.
По мере укрепления и расширения государства неписаное обычное право становится неудовлетворительной формой ввиду неопределенности, медлительности образования и вообще затруднительности регулировать в этой правовой форме возрастающий оборот. Обычное право уступает место закону и другим источникам права.
Закон (lex) - это правило поведения, закрепленное на уровне государственной власти. Из 800 дошедших до нас законов наиболее известны законы XII таблиц, принятые народным собранием в V веке до н.э. (451- 450 гг. до н. э.). Законы были написаны на 12 досках и выставлены на городской площади. От всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть: без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, особенно судейские. Законы XII таблиц явились основой цивильного права, источником всего римского права (частного и публичного). По словам Цицерона, одна небольшая книжица законов XII таблиц воистину превосходит все библиотеки философов.
В республиканский период законы проходили через народное собрание и назывались leges. Развитие жизни выдвигало этот источник права на первое место. Необходимо, вместе с тем, подчеркнуть, что законов в республиканском Риме издавалось не так уж много. Гораздо большее распространение получили специфические римские источники права: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов (юриспруденция).
Кроме упомянутых законов XII таблиц, важное значение для гражданского права имели lex Poetelia (Петелиев закон), IV в. до н.э., отменивший продажу в рабство и убийство должника, не уплатившего долга; lex Aquilia (Аквилиев закон), примерно Ш век до н.э., об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей; lex Falcidia (Фальцидиев закон), I век до н.э., об ограничении завещательных отказов и др.
В период принципата народные собрания не соответствовали новому строю и потому должны были, естественно, утратить значение. Но так как в это время (первые три века н.э.) императорская власть еще была склонна прикрываться республиканскими формами, создавалось впечатление, что законы издавались сенатом (сенатусконсульты).
Окончательное укрепление императорской власти привело к тому, что единоличное распоряжение императора стало признаваться законом: "Что угодно императору, то имеет силу закона", но сам император "законами не связан".
Постановления сената (senatusconsulta). Сенат в ранней республике был государственным органом, состоящим из виднейших патрициано-плебейских магистратов, внесенных в список се-наторов. Своими решениями сенат утверждал, принятые законы или не соглашался с ними, в период республики был доминирующим органом, важнейшим фактором римского порядка.
В период принципата решения сената стали источником права, так как они получили статус общеобязательных: "Решения сената, что бы сенат ни решил и ни постановил, имеют силу закона и не могут быть оспорены" Senatus consultum est, quod jubet atque constituit, idque legis vicem optinet, quamis de еa fuerit quesitum. - Гай 1,3..
На заседаниях сената излагалось предложение принцепса или других магистратов. По предложению проводились диспут или голосование. Senatusconsulta становились общеобязательными для всего римского народа после провозглашения и передачи записи постановления сената в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.