На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Правовой статус и функции суда как участника уголовно-процессуальных отношений. Правовое положение и функции прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органов дознания, потерпевшего и его представителей, частного обвинителя, истца.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 13.10.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


НОУ «Санкт - Петербургский институт управления и права»
Юридический факультет
Реферат
по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»
на тему:
«Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства.
Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения»
Выполнила: студентка Ершова Н.А.
4 курс
заочная форма обучения
спец. группа
Проверил:
Преподаватель: Рыжкин А.Н.
Санкт - Петербург
2009
Содержание

Введение

1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства

1.1 Правовой статус и функции суда как участника уголовно-процессуальных отношений
2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
2.1 Прокурор, его правовое положение и функции
2.2 Следователь, его правовое положение и функции
2.3 Руководитель следственного органа, его правовое положение и функции
2.4 Органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель и их правовое положение и функции
2.5 Потерпевший, его правовое положение и функции
2.6 Частный обвинитель, его правовое положение и функции
2.7 Гражданский истец, его правовое положение и функции
2.8 Представители потерпевшего, гражданского лица и частного обвинителя
Заключение
Список литературы
Введение

Каждый субъект уголовного судопроизводства осуществляет только возложенные на него функции, выполняет свою роль в уголовном судопроизводстве и соответственно наделен определенным комплексом прав и обязанностей (правовым статусом).
Большое количество участников уголовного судопроизводства требует четкого определения их правового статуса и определения выполняемых ими функций.
В связи с этим мною была избрана тема участников уголовного судопроизводства.
С целью раскрытия выбранной нами темы мы попытаемся решить в данной работе следующие задачи:
1. Дать понятие и привести классификацию участников уголовного судопроизводства;
2. Рассмотреть правовой статус и функции суда как участника уголовно-процессуальных отношений;
3. Исследовать правовое положение и функции участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, а именно: следователя, начальника следственного отдела, органов дознания, начальника дознания, дознавателя, потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, представителей потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
4. Исследовать правовое положение и функции участников уголовного процесса со стороны защиты, а именно: подозреваемого, обвиняемого, законного представителя несовершеннолетнего, защитника, гражданского ответчика и его представителя.
5. Исследовать правовое положение и функции иных участников уголовного судопроизводства, а именно: свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и понятого.
В соответствии с поставленными задачами будет строиться структура моей работы.
Основными используемыми мною нормативно-правовыми актами будут Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации. Также я намерены использовать другие законы и подзаконные акты Российской Федерации.
Тема участников уголовного судопроизводства достаточно широко освещается в юридической литературе. Мною будут использованы труды Башкатова Л.Н., Безлепкина Б.Т., Бородина С.В, В.Г. Баяхчева, Б.Я. Гаврилова, В.И. Григорьева, А.С. Александрова, А.П. Киселева, Н.Н. Ковтуна, М.П. Полякова, С.А. Серебровой, И.Л. Петрухина, А.В. Победкина, Г.П. Химичевой, В.Н. Яшина и других.
1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства

Органы государства, должностные лица, граждане, юридические лица, участвующие в судопроизводстве как носители определенных прав и обязанностей, являются субъектами уголовного судопроизводства. К участникам уголовного судопроизводства Уголовно-процессуальный кодекс (далее УПК) относит обвиняемого, подозреваемого, его защитников, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей переводчика. Фактически при расследовании и судебном разбирательстве уголовного дела осуществляют свои права и обязанности многие другие лица (должностные лица, граждане, представители общественных объединений), поэтому нельзя круг субъектов уголовного судопроизводства ограничить перечнем участников, указанных в гл. 3 УПК.
Субъекты уголовного судопроизводства могут быть классифицированы по различным признакам. Наиболее распространенным является такой подход, при котором учитываются: цель участия субъекта в процессе, направление его деятельности, связь последней с задачами уголовного судопроизводства, отношение к результатам производства по уголовному делу. С учетом этого можно выделить следующие группы субъектов уголовного судопроизводства:
1) органы судебной власти (суд, судья); 2) прокурор; 3) государственные органы, ответственные за досудебное производство по уголовному делу (следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, лицо, производящее дознание); 4) субъекты (участники уголовного процесса), имеющие правовой интерес в уголовном судопроизводстве (подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик); 5) защитники и представители (обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и ответчика); 6) представители общественных объединений; 7) лица, вовлеченные в сферу судопроизводства в связи с процессом доказывания (свидетели, эксперты, специалисты, понятые, ассистенты и др.); 8) лица, выполняющие вспомогательные задачи (переводчики, секретарь судебного заседания, поручитель, залогодатель и др.)Уголовно-процессуальное право / Под ред. Г.П. Химичевой, О.В. Химичевой. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004. - С. 84-85..
Однако, возможна с точки зрения роли, назначения и целей участия их в деле, дифференциации субъектов на три группы. В первую входят органы государства и должностные лица -- суд (судья), прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель), которые осуществляют производство по делу, занимают в нем ведущее положение и отвечают за его правильный ход и исход. Только они применяют нормы права, меры процессуального принуждения в отношении тех или иных лиц, выносят решения о начале производства по делу, его направлении и разрешении дела по существу. Каждый из них действует в пределах своих полномочий, решает в процессе свои специальные задачи и использует для этого особые процессуальные средства.
Вторую группу образуют участники уголовного судопроизводства -- подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, которые: а) отстаивают в деле охраняемый законом личный, защищаемый или представляемый интерес; б) наделены широкими процессуальными правами (с возложением соответствующих обязанностей), позволяющими активно участвовать в процессе и влиять на движение и исход дела; в) допускаются или привлекаются к участию в деле особым актом государственного органа (должностного лица).
Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик отстаивают в деле свои права и интересы, а защитник и представители -- права и интересы подзащитных и представляемых.
Третья группа объединяет лиц, которые вовлекаются в процесс для содействия органам государства (должностным лицам) в выполнении задач судопроизводства и гражданам в защите их прав. Это свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые, секретарь судебного заседания.
В судебном разбирательстве могут участвовать представители профессионального союза или другого общественного объединения в качестве общественных обвинителей или защитников, представителей предприятий, учреждений и организаций, в которых учился или работал несовершеннолетний обвиняемый, и т.д. Представители доводят до сведения суда мнение общественности относительно рассматриваемого дела и личности обвиняемого и этим содействуют суду в принятии справедливого решения11См.: Уголовно-процессуальное право / Под ред. Г.П. Химичевой, О.В. Химичевой. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004. - С. 85-86..
Однако мы придерживаемся более простой классификации участников уголовного процесса. Так, законодатель классифицирует субъектов в зависимости от выполнения ими основных процессуальных функций: защиты, обвинения и разрешения дела. При этом к участникам процесса со стороны обвинения относятся прокурор, следователь, начальник следственного отдела, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель, гражданский истец и его представитель (п. 47 ст. 5 УПК). Субъекты, реализующие функцию защиты: обвиняемый, подозреваемый, их защитник, законный представитель, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель (п. 46 ст. 5 УПК). Органом, разрешающим дело, является суд. К иным участникам уголовного процесса можно отнести свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика, понятого. Победкин А.В. Уголовный процесс / А.В. Победкин, В.Н. Яшин; под ред. В.Н. Григорьева. - М.: Кн. мир, 2004. - С. 58.
Таким образом, участник уголовного процесса - это лицо, наделенное процессуальными правами и несущее процессуальные обязанности, вступающее в уголовно-процессуальные отношения с другими субъектами при реализации своих прав и исполнении обязанностей. Возможность вступать в уголовно-процессуальные правоотношения определяется наличием уголовно-процессуальной правосубъектности, т.е. правоспособности и дееспособности.
Уголовно-процессуальная правоспособность - способность обладать уголовно-процессуальными правами и нести обязанности, т.е. способность быть участником судопроизводства. Уголовно-процессуальная дееспособность -- способность своими действиями приобретать для себя уголовно-процессуальные права и уголовно-процессуальные обязанности, и своими действиями их реализовывать или исполнять.11Башкатов Л.Н., Безлепкин Б.Т., Бородин С.В. и др. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). Под ред. И.П. Петрухина. Изд. шестое, перераб. и дополн. М.: Юрайт, 2008. С. 71
Правоспособность физических лиц наступает с момента рождения, юридических лиц с момента создания. Единого критерия наступления полной уголовно-процессуальной дееспособности (в отличие от ряда иных отраслей права, например, гражданского права) не существует. В некоторых случаях таким критерием является возраст - обвиняемым не может быть лицо моложе 16-ти, а в исключительных случаях - 14 лет. Интересы потерпевшего, не достигшего 18 лет, может представлять законный представитель, однако некоторые права и обязанности потерпевший независимо от достижения совершеннолетия может реализовать только лично (например, право и обязанность давать показания). В других ситуациях, наличие уголовно-процессуальной дееспособности определяется иными факторами. Так, например, уголовно-процессуальная дееспособность свидетеля определяется не возрастом, а его способностью правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания. Нередко кроме наличия фактических уголовно-процессуальных оснований для возникновения дееспособности необходимы дополнительные юридические условия. Так, права и обязанности потерпевшего лицо, которому причинен материальный, моральный или физический вред, приобретает статус потерпевшего лишь после вынесения компетентным органом специального постановления о признании потерпевшим22Победкин А.В. Уголовный процесс / А.В. Победкин, В.Н. Яшин; под ред. В.Н. Григорьева. - М.: Кн. мир, 2004. - С. 60.. Применительно к некоторым субъектам следует вести речь о специальной дееспособности (например - судья).
1.1 Правовой статус и функции суда как участника уголовно-процессуальных отношений
В соответствии с Конституцией РФ отправление правосудия -- исключительная компетенция суда. При этом судебная власть осуществляется лишь посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).11Конституция Российской Федерации. Комментарий Конституционного Суда РФ, официальный текст, принятие и вступление поправок к Конституции РФ. - 3-е изд., доп. и переработ. - М , Юрайт, 2000. С. 49 Таким образом, сфера уголовно-процессуальных отношений относится к одной из четырех систем отношений, в которой важнейшие правоприменительные полномочия осуществляют особые государственные органы -- носители судебной власти. Носителями такой власти могут быть согласно Конституции РФ только суды. В соответствии с законом о судебной системе правосудие по уголовным делам осуществляют федеральные суды общей юрисдикции (в том числе суды военные) и мировые судьи.
УПК особо подчеркивает, что только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание (п. 1 ч. 1 ст. 29). Тем самым не только Конституция РФ, но и УПК определяют главенствующее положение суда среди участников уголовного судопроизводства, наделяют его исключительными полномочиями22Уголовный процесс / Под ред. В.П. Божьева. 3- е изд., перераб. и доп. - М.: Спарк, 2002. - С. 118..
Судьи независимы и подчиняются только конституции и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ).
Судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Общие положения осуществления судебной власти в РФ установлены Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" <1> (в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г.), в соответствии с которым суды учреждаются только в соответствии с Конституцией РФ и Федеральными конституционными законами.33Башкатов Л.Н., Безлепкин Б.Т., Бородин С.В. и др. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). Под ред. И.П. Петрухина. Изд. шестое, перераб. и дополн. М.: Юрайт, 2008. С. 14
Суду предоставлены значительные полномочия по решению в ходе предварительного расследования важнейших вопросов, связанных с ограничением прав и свобод человека и гражданина. в том числе: избрания меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста; продления сроков содержания под стражей; помещения подозреваемого обвиняемого в медицинский или психиатрический диспансер, проведения в жилище обыска, выемки, осмотра; наложения ареста на корреспонденцию и т.п. (ч. 2. ст. 29 УПК). Наконец, суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы заинтересованных в том участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие и решения прокурора, следователя, дознавателя).
Суд действует в уголовном судопроизводстве как коллегиальный орган или в составе одного судьи. При этом единоличное рассмотрение уголовных дел по действующему УПК получило развитие. Если прежде это было лишь достоянием районных судов и мировых судей, то теперь возможно и для вышестоящих судов. При этом единолично рассматриваются дела о преступлениях, максимальное наказания за совершение которых по закону не превышает десяти лет лишения свободы.
Сохраняется коллегиальный порядок рассмотрения уголовных дел в первой инстанции в составе трех федеральных судей (п. 3. ч. 2 ст. 30 УПК). Также действуют суды с участием присяжных заседателей. В судах кассационной и надзорной инстанций действует коллегиальный состав судов: при рассмотрении дела в кассационном порядке -- в составе трех федеральных судей; при рассмотрении дела в порядке надзора -- в составе не менее трех судей соответствующего федерального суда общей юрисдикции. Лишь при рассмотрении жалоб и представлений на приговоры и постановлений мировых судей в апелляционном порядке дело рассматривается единолично судьей соответствующего районного суда.
Надо отметить важную роль судьи, председательствующего в судебном заседании при рассмотрении дела в первой инстанции коллегиальным составом суда. На председательствующего закон возлагает принятие мер и осуществление многих других действий но обеспечению прав участников Процесса и правильного хода судебного разбирательства, а также исследования материалов дела. Председательствующий руководит совещанием судей при постановлении приговора (ст. 301 УПК). В УПК имеются и другие положения, свидетельствующие о том, что судья (или председательствующий) Осуществляет ряд уголовно-процессуальных действий единолично. В законе очерчен круг этих действий, равно как и вопросов, по которым он вправе или обязан выносить процессуальные акты (постановления).
Приговор суда, постановленный в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и вступивший в законную силу, является обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации для всех государственных органов и должностных лиц. Приговор суда может быть отменен или изменен только вышестоящим судом и только по основаниям, прямо указанным в законе.11Башкатов Л.Н., Безлепкин Б.Т., Бородин С.В. и др. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). Под ред. И.П. Петрухина. Изд. шестое, перераб. и дополн. М.: Юрайт, 2008. С. 29
2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

2.1 Прокурор, его правовое положение и функции

Прокурор -- наделенный властными полномочиями, участник уголовного судопроизводства, который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех стадиях судопроизводства11Уголовно-процессуальное право / Под ред. Г.П. Химичевой, О.В. Химичевой. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2004. - С. 86.. УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37).

Самим термином «прокурор» УПК обозначает круг должностных лиц прокуратуры в лице «Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве» (п. 31 ст. 5).22Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2008 № 321-ФЗ)// Справочная правовая система Консультант Плюс.

Наиболее широкими полномочиями Федеральный закон «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 года № 2202-1 (ред. от 25.12.2008 № 280-ФЗ) и УПК наделяют прокурора па досудебных этапах уголовного судопроизводства -- в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Согласно ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. В сфере уголовного судопроизводства таким законом в первую очередь является Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которым регламентирован порядок производства по уголовным делам на территории Российской Федерации, установлен правовой статус участников уголовного судопроизводства, в том числе и прокурора. В числе иных законов следует, прежде всего, указать Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «О милиции», «О Федеральной службе безопасности», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
При анализе нормативно-правовой базы, регламентирующей полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве, следует рассмотреть вопрос о соотношении норм УПК РФ и других федеральных законов, в том числе и федерального закона о прокуратуре, регламентирующих надзорные полномочия прокурора.33 И.В. Ткачев О правовом регулировании полномочий прокурора // Российский следователь.2008.№ 4
Определяя основные направления деятельности прокурора в указанной сфере, Закон «О прокуратуре РФ» констатирует, что прокурор осуществляет:
а) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие; б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; в) координацию правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью (ч. 2 ст. 1).
Формулируя предмет надзора прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства Закон «О прокуратуре РФ» включает в него: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях: проведение расследования законность решений принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.11 И.А. Антонов, В.А. Горленко Функции прокуратуры в сфере уголовного судопрозводства: понятие, содержание, «тенденции к сокращению» // Российский следователь, 2008, № 20
Прокуратура наделена функцией расследования преступлений. Согласно Закону «О прокуратуре РФ» она осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции (ч. 1 ч. 2 и п. 2 ч. З ст. 151). Однако, осуществляя надзор за исполнением законов следователями других органов предварительного расследовании (ФСБ, МВД, ФСНП), прокурор обладает такими же полномочиями.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор наделен широкими полномочиями, включающими: а) проверку исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении (п. 1, 2, 4 ст. 37 УПК); б) принятие конкретных мер по осуществлению быстрого и качественного расследования уголовных дел (п. 2, 6--9); в) дачу согласия следователю, дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5)1; г) принятие в ходе расследования по конкретным делам решений: промежуточных (п. 5--12) и заключительных (п. 13--16); д) вынесение решений об отмене незаконных постановлений по делу, принятых нижестоящими прокурорами, следователями, дознавателями (п. 10 ст. 37 УПК).
Анализ этих положений закона позволяет с полной уверенностью утверждать, что на сегодняшний день прокурор не имеет достаточных полномочий для осуществления эффективного надзора за процессуальной деятельностью следствия.
С момента совершения преступления до рассмотрения уголовного дела в суде, т.е. время, в течение которого проводится предварительное следствие, фактически отдано только под ведомственный процессуальный контроль самих же следственных органов (срок следствия руководители следственных органов могут продлевать фактически без ограничения, а содержание под стражей на досудебной стадии по судебному решению - до 18 месяцев). Такая форма контроля вряд ли является эффективной и объективной.
Сосредоточение многих властно-распорядительных полномочий в следственных органах при отсутствии возможности у прокурора надлежащим образом осуществлять надзор за следствием в первую очередь может повлечь нарушение прав подозреваемых и обвиняемых, и в особенности задержанных и заключенных под стражу.
В сложившейся ситуации представляется целесообразным не только сохранить надзорные полномочия прокурора за следствием в прежнем объеме, но логично было бы расширить надзорные функции прокурора в этом направлении деятельности. Однако сделать это возможно только законодательным путем.11И.В. Ткачев О правовом регулировании полномочий прокурора // Российский следователь.2008.№ 4
Для обеспечения своевременного надзора за исполнением закона при возбуждении уголовного дела постановление об этом следователя или дознавателя немедленно направляется прокурору, который обязан незамедлительно дать согласие на возбуждение дела либо вынести постановление об отказе в этом, либо принять решение о возвращении материалов для дополнительной проверки.
На предварительном следствии и дознании прокурор вправе выносить постановления по делам, расследуемым следователем или дознавателем, давать указания, обязательные к исполнению названными лицами. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 38 УПК. Кроме того, уголовно-процессуальный закон наделяет прокурора правами: участвовать в производстве предварительного расследовании и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия по любому делу; возвращать дела для дополнительного расследования; передавать дело от одного органа предварительного расследовании другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 151 УПК с обязательным указанием оснований передачи; прекращать уголовные дела (п. 2 ч. 1 ст. 221); отменять постановления следователя о прекращении дела (ст. 214 УПК) и т.д.
Закончив расследование, следователь составляет обвинительное заключение, а дознаватель - обвинительный акт (утверждаемый начальником органа дознания) и направляют дело прокурору, который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт), передает дело в суд (ст. 222, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК). При этом обвинение может быть изменено в сторону смягчения (п. 2 ч. 2 ст. 221. ч. 2 ст. 226 УПК). Прокурор рассматривает жалобы на действия следователя и лица, производящего дознание.
Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в ст. 37 УПК лишь в самой общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На него, как представителя власти, возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения (ч. 4 ст. 37). Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установленным УПК, он вправе отказаться от осуществления уголовного преследования (ч. 5 ст. 37 УПК). В случаях, когда предварительное расследование проводилось в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производящему дознание по данному уголовному делу (Федеральный закон №58-ФЗ).
Прокурор, защищая права и свободы человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, вправе воспользоваться всеми полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».
2.2 Следователь, его правовое положение и функции

Следователь -- это должностное лицо органа предварительного следствия, правомочное рассматривать сообщения о преступлениях, принимать с согласия прокурора решение о возбуждении уголовного дела и проводить по нему предварительное расследование в форме предварительного следствия (п.41 ст.5 УПК). Следователи правомочны также производить дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно11Уголовный процесс / А.С. Александров, Н.Н. Ковтун, М.П. Поляков, С.А. Сереброва; науч. ред. В.Т. Томин. - М.: Юрайт-издат, 2007. - С. 106-107..
Предварительное расследование производится следователями органов внутренних дел, прокуратуры и федеральной службы безопасности. В указанных ведомствах имеются должности следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам. должностное положение следователя и его принадлежность к тому или иному ведомству не влияют на круг его процессуальных полномочий.
Из принципиальных положений, заложенных в гл. 1 и 2 УПК, вытекает, что следователь -- это государственный орган уголовного преследования. Он выполняет процессуальную функцию обвинения (п. 45, 47, 55 ст. 5 УПК) и входит в состав обвинительной власти. В какой бы форме следователь не проводил предварительное расследование по уголовному делу, основной его функцией является уголовное преследование.
Под уголовным преследованием понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (см. п. 55 ст. 5 УПК).22Башкатов Л.Н., Безлепкин Б.Т., Бородин С.В. и др. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). Под ред. И.П. Петрухина. Изд. шестое, перераб. и дополн. М.: Юрайт, 2008. С. 23
Однако поскольку в стадии предварительного расследования, доказывание по существу осталось односторонней деятельностью органов предварительного следствия, дознания и прокурора, постольку следователь не вправе ограничиться собиранием одних только обвинительных доказательств. Он является субъектом доказывания, для которого доказывание всех обстоятельств дела, входящих в предмет доказывания (ст. 73 УПК), является обязанностью. Он не может быть односторонним и тем более пристрастным (что не возбраняется защитнику.)
Следователь должен установить и обстоятельства, указанные в п. 6, 7 ст. 73 УПК, и все прочие обстоятельства. В обязанности следователя входит принятие мер процессуального принуждения к участникам процесса, чьи действия создали или могут создать препятствия для нормального производства по делу. Следователь должен принять меры по возмещению вреда, причиненного преступлением, в, случае предъявления гражданского иска. Установление же характера и размера вреда, причиненного преступлением, является всегда его обязанностью (п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК). Следователь обязан принять меры обеспечения предъявленного (или возможного в будущем) гражданского иска.
Полномочия следователя позволяют ему самостоятельно проводить предварительное следствие или дознание независимо от других органов, организаций и лиц, но под надзором прокурора и руководством начальника следственного отдела.11Башкатов Л.Н., Безлепкин Б.Т., Бородин С.В. и др. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный). Под ред. И.П. Петрухина. Изд. шестое, перераб. и дополн. М.: Юрайт, 2008. С. 29
Следователь самостоятелен в принятии решений и совершении процессуальных действий, осуществляемых в пределах компетенции, предоставленной ему законом. Он несет личную ответственность за своевременность, законность и обоснованность совершаемых процессуальных действий и принимаемых решений. Процессуальные действия и решения следователя, требующие разрешения суда, указаны в ст. 29, 165 УПК. Начальник следственного отдела вправе давать следователю указания, обязательные для исполнения последним (ч. 4 ст. 39 УПК). Возможность обжалования следователем любых указаний начальника следственного отдела предусмотрена в законе.
Поручения следователя являются обязательными для органа дознания и подлежат выполнению в срок, указанный в поручении. Обычно такой срок должен составлять 10 суток. Поручение дается следователем только в письменном виде на имя начальника органа дознания. Следователь вправе давать органу дознания поручение о проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий.
Следователь вправе поддерживать государственное обвинение по уголовному делу, по которому предварительное расследование проводилось в форме дознания (п. 6 ст. 5, ч. 4 ст. 37 УПК).
Письменные указания прокурора следователю, данные в установленном УПК порядке, являются обязательными. Они могут быть обжалованы вышестоящему прокурору. Однако обжалование следователем полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 3 ст. 38 УПК.
Следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия с решениями или указаниями прокурора, перечисленными в указанной норме.
2.3 Руководитель следственного органа, правовое положение и функции

Руководитель следственного органа -- должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК, введеный Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ).
Изменения, внесенные в УПК 5 июня 2007 г., существенно расширили уголовно-процессуальные полномочия руководителя следственного органа. Этот участник процесса со стороны обвинения даже именуется в законе иначе, чем прежде (начальник следственного отдела). Видимо, законодатель стремился подчеркнуть особый характер расследования преступлений по сравнению с деятельностью федеральных органов исполнительной власти и прокуратуры, при которых функционируют следственные подразделения.
Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные руководители следс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.