На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 109197


Наименование:


Реферат Советская теория этноса и творчество Ю. Бромлея

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 10.10.2017. Сдан: 2015. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Национальный открытый институт
г. Санкт-Петербург


Реферат по Социальной антропологии.


Советская теория этноса и творчество Ю. Бромлея


Выполнила студентка 2 курса:
Направление: Социальная работа.
группа Ссз-141СА/3


г. Санкт-Петербург
2015
?
Содержание работы:

1. Введение стр.3.
2. История этнологии
2.1 Предыстория: 18 – начало 19 века стр. 4.
2.2 Формирование и развитие отечественной этнологии в середине 19 – начале 20 века стр. 5.

2.3 Развитие отечественной этнологии в 20—40-е годы и послевоенные годы стр. 7.
3. Биография Ю.В. Бромлея стр. 9.
4. Теория этноса Ю.В. Бромлея стр. 10.
4.1 Этнос – особая форма человеческой организации стр.11.
4.2 Этнические общности стр. 14.
4.3 Культура этноса и этническая культура стр. 16.
4.4 Этническое самосознание и этническая идентичность стр. 19.
4.5 Этнические процессы стр. 22.
4.6 Этнос и раса стр. 25.
5. Теория этноса Л.Н.Гумилёва стр. 27.

6. Значение советской теории этноса стр. 30.

7. Заключение стр. 32.

8. Список литературы стр. 33.



Советская теория этноса и творчество Ю. Бромлея.

1. Введение.
Этнология - от древнегреческого ethnos (народ) и logos (учение) – наименование области знания, специализирующейся на исследовании и описании народов (этносов), живущих на планете.
В отечественной научной традиции нередко используются также термины этнография – ethnos (народ) и grapho (пишу) и народоведение. В англоязычных странах предпочитают термины социальная или культурная антропология.
Этнология как наука изучает этнические процессы, то есть разнообразные стороны жизнедеятельности этносов (народов), включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности.
Само появление этнологии среди социальных наук в середине 19 века свидетельствовало о формировании общественной потребности в осмыслении некоторых сторон социальной реальности. Историческая практика показала, что этнические отношения стали играть весьма значительную роль в общественной жизни многих государств и народов и значительно усилили свою роль в современной социальной, политической и культурной жизни.
Задачами этой работы являются:
- исследовать историю развития этнологии как науки в России,
- определить предпосылки возникновения дуалистической теории этноса,
- рассмотреть основные положения данной концепции, ознакомиться с биографией её автора - Ю.В. Бромлея,
- кратко проанализировать альтернативную концепцию этноса Л.Н.Гумилева,
- определить значение дуалистической теории этноса для развития советской этнологии и мировой науки.
2. История этнологии в России.
2.1 Предыстория: 18 – начало 19 века.
История российской этнологии, несомненно, органически связана с историей развития мировой науки. Вместе с тем она содержит много интересного и оригинального – как в связи с характером и объёмом фактических сведений, собранных российскими учёными, так и вследствие того, что ими были внесены в общий фонд науки значительные теоретические идеи.
Первые этнографические сведения в России начали собирать с эпохи петровских времен – первых десятилетий 18 века. Это положило начало системному подходу к изучению территории и населения России. Так труд выдающегося географа и естествоиспытателя Степана Петровича Крашенинникова «Описание земли Камчатки» (СПб, 1755 год) содержит, помимо географических характеристик края, этнографическое описание камчадалов (ительменов), коряков и айнов. В книге обстоятельно описаны их социальный строй, празднества, религиозные верования, свадебные и погребальные обряды.
В 1768 г. Императорская Санкт-Петербургская Академия наук начала систематическую посылку экспедиций для географического, геологического, археологического и этнографического изучения России. В результате появились такие научные труды, как сочинение академика Иоганна-Готлиба Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов» (СПб, 1776-1777), «Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1768-1771» И.И. Лепехина, « Записки путешествия по западным провинциям Российского государства» В.М.Севергина и другие. Кроме данных по геологии, зоологии, ботаники, в эти работы были включены наблюдения быта и фольклора разных народов.
В 1803—1806 годах было осуществлено первое кругосветное плавание кораблей «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Эта экспедиция имела значительные научные результаты. Были проведены значительные наблюдения быта народов Аляски и Алеутских островов. Лисянский описал социальный строй и быт гавайцев, а также их верования, систему табу и религиозные обряды.
К началу 19 века уже был накоплен значительный эмпирический материал в области изучения культуры и быта народов России и зарубежных стран. Но выделение этнологии в самостоятельную науку относится уже ко второй четверти – середине 19 века.

2.2 Формирование и развитие отечественной этнологии
в середине 19 – начале 20 века.
Формированию научной этнографии способствовал идейно-политический и общественный климат, сложившийся в России в первой половине 19 века. Важнейшим условием этого процесса стали национальный подъём, вызванный Отечественной войной 1812 года, и дальнейший рост русского национального самосознания. Проблемы нации, в том числе тема «народности», стали центральными в общественной и научной полемике тех лет. Эмпирический материал в трудах этнографов-собирателей той поры (И.М. Снегирева, И.П. Сахарова, А.Н. Афанасьева, В.И. Даля) также интерпретировался в духе народности.
В 40-е годы 19 века начался процесс организационного оформления этнологии: возникали научные общества и научная периодика. В составе Императорского Русского Географического общества (ИРГО) в Петербурге в 1845 году было организовано Отделение этнографии. В изданиях ИРГО («Записках», «Известиях», «Этнографических сборниках») впервые стали систематически публиковаться материалы этнографического характера. Н.И. Надеждиным, председателем ИРГО в 1848-1851 годах, была составлена первая программа (вопросник) для сбора этнографических сведений о народах Российской империи...
7. Заключение.
Чрезвычайно остро в настоящее время стоят этнические проблемы во многих регионах земного шара, в том числе и в республиках бывшего Советского Союза и современной России.
Среди них обострение, конфликтность межэтнических отношений, этническая дискриминация, растущая межрегиональная финансово-экономическая, имущественная дифференциация, снижение уровня жизни ряда этносов и угроза безвозвратной утраты их культуры.
Этнокультурное многообразие есть тот неиссякаемый источник обогащения мировой культуры человечества, без которого она неизбежно деградирует. В связи с этим во всем мире наблюдается возрастание интереса людей к своей этнической идентичности – принадлежности к определенному этносу, повсеместное желание народов сохранить свою самобытность, акцентировать уникальность обычаев и психологического уклада.
Все это ставит перед социальными науками непростые задачи осмысления происходящего, создания концепции устойчивого развития, построения альтернативных моделей трансформации общества.
Поэтому в наше время дальнейшее развитие этнологии как науки имеет глобальное мировое значение. Ведь, как известно, «где отсутствует знание, там невежество именует себя наукой» (Бернард Шоу). Подменять одно другим опасно.
Наука должна обосновать приоритеты выживания земной цивилизации, одним из условий которого является сохранение гармонии многоголосия этнических культур.

8. Список литературы.
1. Основы этнологии. Под редакцией профессора В.В. Пименова. Издательство Московского Университета 2007.
2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство ЛКИ, 2008.
3. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). – М.: Наука, 1981.
4. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. - М., 1987.
5. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. — М.: Наука, 1973.
6. Этнография: Учебник / под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. — М.: Высш. школа, 1982.
7. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М.: Институт ДИ-ДИК, 1997.
8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Мишель и К, 1993.
9. Большая Советская Энциклопедия, М., 1972.
10. Бромлей, Юлиан Владимирович. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Электронный ресурс.
11. Электронный ресурс Статья: Понятие и сущность этнического самосознания.
12. Электронный ресурс:
_shows/secret.php?todo=text&txt=es_2 / Статья: Отечественные концепции этничности: «теория этноса» и «теория пассионарности».



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.