Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 109213


Наименование:


Курсовик Влияние дзен-буддизма на самурайскую культуру

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 10.10.2017. Сдан: 2016. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание:
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Особенности религиозной системы дзен-буддизма……………….6
1.1. Характеристика и возникновение дзен-буддизма……………………….6
1.2. Распространение дзен-буддизма в Японии………………………..…9
Глава 2. Дзен-буддизм и культура самурайства…………………………….13
2.1. Распространение дзен среди самурайства……………………………….13
2.2. Дзен и этика бусидо……………………………………………………….15
2.3. Влияние дзен на традиционные самурайские искусства………………..24
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………......30


ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящается проблеме влияния дзен-буддизма на самурайскую культуру. Несмотря на то, что влияние дзен-буддизма на самураев не имеет место быть в настоящее время, так как класс самураев прекратил свое существование более века назад, данную тему я считаю актуальной по нескольким причинам:
Во-первых, дзен-буддизм продолжает исповедоваться многими людьми и по сей день, а дзенские храмы можно найти почти в каждом городе Японии, так как буддизм является официальной религией страны наряду с синтоизмом;
Во-вторых, на сегодняшний день школа дзен является одной из самых известных школ буддизма и имеет своих приверженцев по всему миру;
В-третьих, интерес к Японии в России за последние годы резко возрос, так как после отмены «железного занавеса», информации о японской культуре в Россию стало поступать намного больше чем в советские годы, благодаря чему в настоящее время японская культура, как традиционная, так и современная имеет много своих поклонников среди россиян.
В моей работе предполагается рассмотрение проблемы влияния религии дзен-буддизма на самурайскую культуру, потому что и дзен-буддизм, и самурайское сословие являются неотъемлемыми и взаимосвязанными явлениями японской истории.
Цель данной работы - исследование влияния дзен-буддизма на процесс формирования и развития культуры самурайства с древних времен до нового времени.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть, как данная проблема рассматривается в различной литературе;
-исследовать различные подходы к данной проблеме;
-рассмотреть взаимодействие дзен-буддизма с самурайской культурой;
-выявить историческую связь дзен-буддизма и самурайского сословия.
Объект исследования - самурайская культура.
Предмет исследования - влияние дзен буддизма на самурайскую культуру.
Данная проблема уже подвергалась исследованиям ряда ученых-историков, поэтому уже существуют научные работы, исследования и монографические издания, касающиеся данной темы как на русском, так и на иностранных языках. Такими являются работы Алексея Маслова: «Дзэн самурая», «Бусидо. Кодекс чести самурая», Тэйтаро Судзуки: «Дзэн и японская культура», Уинстона Л. Кинга: «Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурая», Кайтэн Нукария: «Религия самураев. Исследование дзэн-буддийской философии и практики в Китае и Японии» и др. Этот факт так же указывает на то, что данная проблема актуальна и, возможно, будет изучаться и в дальнейшем. Помимо современных исследований существуют и исторические письменные источники касательно данной проблемы. Но, пожалуй, самым известным литературным источником является «Хагакурэ» (Скрытое в листве), который представляет собой практическое руководство воина и является собранием комментариев самурая Ямамото Цунетомо (1659-1719). Данное собрание выдержано в канонах дзен-буддизма, синтоизма, конфуцианства и включает в себя основные положения бусидо-кодекса самурая.
Существует несколько подходов к изучению данной проблемы. Одним из таких подходов является позиция английского доктора философии в области лингвистики Роджера Дэвиса и японского профессора Осаму Икено, изложенная в книге «Япония. Как ее понять. Очерки современной Японской культуры». Как утверждают авторы, связь между дзен-буддизмом и самурайским сословием очевидна и неоспорима, так как дзен является первоначалом самурайской идеологии, и к тому же это религиозно-философское учение нашло отражение во всех аспектах самурайской жизни: философии, этики, идеологии, образовании, науке и др. Притом, что дзен не просто имеет место быть в самурайской культуре, но и является носителем ключевых принципов самурайской идеологии- бусидо. Также авторы утверждают, что самураи строго следовали морали бусидо, предписываемой дзен-буддизмом, которая подразумевала жить достойно и благородно. Другой подход прослеживается в исследовании отечественного профессора истории, доктора исторических наук Алексея Маслова. Мнение А. Маслова по данной проблеме заключается в том, что самураи далеко не всегда придерживались морали дзен-буддизма, а образ благородного воина резко отличался от существовавшего на самом деле. Таким образом, можно сказать, что мнения различных исследователей на одну и ту же проблему, а именно влияние дзен-буддизма на самурайскую культуру различаются.
Основой для написания курсовой работы послужили научные труды, публикации, статьи и монографии отечественных и переведенных на русский язык исследования зарубежных ученых-историков и востоковедов. Наиболее интересным и информационным исследованием в области японской культуры и истории, включающей в себя проблему влияния дзен-буддизма на самурайскую культуру, на мой взгляд, является издание, о котором уже писалось выше, авторов Р. Дэвиса и О. Икэно «Япония. Как ее понять. Очерки современной японской культуры», так как авторы не только популярно изложили историческую связь между дзен-буддизмом и этикой самураев бусидо, но и отследили, как бусидо трансформировалось в современный национальный характер японской нации.


Глава 1. Особенности религиозной системы дзен-буддизма.
1.1. Характеристика и возникновение дзен-буддизма.
Буддизм, привезенный в Японию из Китая в шестом веке за последующие столетия оказал огромное влияние на японскую культуру, проникнув практически во все сферы общественной жизни Японии: интеллектуальную, политическую, социальную, художественную, и др. Популярность буддизма в Японии достаточно велика, особенно такого учения буддизма, как дзен. Дзен известен во всем мире как японская интерпретация китайской школы чань-буддизма и является одной из самых сложных для понимания ответвлений буддистского учения. В то время как другие буддистские школы концентрировались преимущественно на религиозных аспектах жизни, дзен принадлежала важнейшая роль в формировании японского национального характера, выработке определенных стереотипов поведения и мышления. Дзен оказал огромное влияние на культурное и этническое воспитание японцев. Несмотря на то, что буддизм проник в Японию из Китая, японский дзен-буддизм сильно отличается от китайского. Наиболее существенное отличие заключается в том, что китайский буддизм больше теоретический, в то время как японский практический, а именно потому что дзен ввел китайскую теорию в практику японской жизни, учитывая социальную ситуацию в стране и непосредственно национальный менталитет японской нации. Также в отличие от Китая японский буддизм оказывал существенное влияние на государственное управление и устройство Японии, благодаря чему, по одной из версий, страна из пространства, населенного примитивными племенами, развилась до государства высокой цивилизации, что оказало глубокое и длительное воздействие на духовные этнические и моральные ценности японцев, которое имеет место быть в Японии и по сей день. Учение Дзен через проповеди странствующих монахов оказало значительное влияние на становление большинства видов искусств и литературы средневековой Японии, пронизывая их своим духом, который делает упор на интуитивное, подсознательное ощущение истины и непосредственное ее восприятие учеником от наставника. Дзен отразился в таких видах искусств как: чайная церемония, аранжировка цветов-икэбана, поэзия хайку (или хокку), каллиграфия, боевые искусства и др. Вдобавок это философское учение оказало значительное влияние на этику и образ мышления самурайского сословия, так как самураи воспринимали дзен как руководство к прямому и уверенному пути жизни. Дзен буквально стал доктриной бусидо-кодекса самурая. Бусидо основывался на дзен упражнениях, выраженных в медитациях, а от самураев ожидалось соблюдение основных требований морали бусидо, главным из которых было преданность господину. На сегодняшний день школа дзен является одной из самых известных школ буддизма.
Корнями термин «дзэн» уходит в санскрито-палийский язык (дхьяна) и означает «созерцание, сосредоточенность, размышление», а так же «отстраненность» или «избавление». Далее произношение этого слова трансформировалось в китайском языке в «чань», во вьетнамском языке в «тхиен», в корейском в «сон», а затем, уже в Японии преобразовалось в «дзэн». Именно японский вариант «дзен» получил наибольшую распространенность и известность на Западе. Школа дзен имеет еще одно известное название- школа сознания Будды. Такое название можно найти в ранних текстах дзэн. Специфика дзен заключается в том, что он является одновременно и религией, и философским учением, и особым видом мировоззрения. Если говорить о дзен-буддизме в широком смысле, то это школа мистического созерцания, а в более узком смысле дзен иногда понимают, как одну из самых распространенных и имеющую свою национальную специфику школу буддизма в Японии.
Суть учения. Считается, что философия дзен очень глубока и сложна для понимания, ее невозможно объяснить теоретически или изучить как священную доктрину. Более того, в дзен вообще отсутствуют какие-либо религиозные доктрины и священные писания наподобие Библии в христианстве или Корана в исламе. Согласно японскому буддологу Тэйтаро Судзуки (1870-1966), дзэн - это практика достижения просветления, которое означает в дзен независимость, но не в меньшей мере и свободу. «Подлинная свобода-это результат просветления. Когда кто-либо поймет это, то в какой бы ситуации он ни оказался, он всегда внутри себя найдет свободу, ибо эта ситуация совпадает с его собственной линией поведения. Дзэн есть религия дзию «самополагания», и дзидзай «самобытия»…» , писал Дайсэцу Тэйтаро Судзуки. Учение дзен основывается на иррациональности, невыразимост........


Список литературы:
1. Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Скрытое в листве. - Москва: Изд-во Эксмо, 2004. - 432с.
2.Судзуки Д. Дзэн и японская культура. - СПб.: Изд-во Наука, 2003. - 522 с.
3. Дэвис Дж., Осаму Икэно. Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры- Москва: Астрель, 2008. - 317 с.
4. Нитобе И. Бусидо. Душа Японии. Классическое эссе о самурайской этике.-Москва: Изд-во София, 2004. - 96 с.
5. Горбылев А. Путь невидимых. Подлинная история нин-дзюцу. - Минск: Изд-во Харвест, 1999. - 90 с.
6. Васильев Л. История религий Востока. - Москва: Изд-во Книжный дом «Университет», 2000. - 426 с.
7. Доманова О. А. Дзэн-буддизм и этика бусидо. - Новосибирск. 1998. -189 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.