На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 109213


Наименование:


Курсовик Влияние дзен-буддизма на самурайскую культуру

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: История. Добавлен: 10.10.2017. Сдан: 2016. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание:
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Особенности религиозной системы дзен-буддизма……………….6
1.1. Характеристика и возникновение дзен-буддизма……………………….6
1.2. Распространение дзен-буддизма в Японии………………………..…9
Глава 2. Дзен-буддизм и культура самурайства…………………………….13
2.1. Распространение дзен среди самурайства……………………………….13
2.2. Дзен и этика бусидо……………………………………………………….15
2.3. Влияние дзен на традиционные самурайские искусства………………..24
Заключение……………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………………......30


ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящается проблеме влияния дзен-буддизма на самурайскую культуру. Несмотря на то, что влияние дзен-буддизма на самураев не имеет место быть в настоящее время, так как класс самураев прекратил свое существование более века назад, данную тему я считаю актуальной по нескольким причинам:
Во-первых, дзен-буддизм продолжает исповедоваться многими людьми и по сей день, а дзенские храмы можно найти почти в каждом городе Японии, так как буддизм является официальной религией страны наряду с синтоизмом;
Во-вторых, на сегодняшний день школа дзен является одной из самых известных школ буддизма и имеет своих приверженцев по всему миру;
В-третьих, интерес к Японии в России за последние годы резко возрос, так как после отмены «железного занавеса», информации о японской культуре в Россию стало поступать намного больше чем в советские годы, благодаря чему в настоящее время японская культура, как традиционная, так и современная имеет много своих поклонников среди россиян.
В моей работе предполагается рассмотрение проблемы влияния религии дзен-буддизма на самурайскую культуру, потому что и дзен-буддизм, и самурайское сословие являются неотъемлемыми и взаимосвязанными явлениями японской истории.
Цель данной работы - исследование влияния дзен-буддизма на процесс формирования и развития культуры самурайства с древних времен до нового времени.
Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
- рассмотреть, как данная проблема рассматривается в различной литературе;
-исследовать различные подходы к данной проблеме;
-рассмотреть взаимодействие дзен-буддизма с самурайской культурой;
-выявить историческую связь дзен-буддизма и самурайского сословия.
Объект исследования - самурайская культура.
Предмет исследования - влияние дзен буддизма на самурайскую культуру.
Данная проблема уже подвергалась исследованиям ряда ученых-историков, поэтому уже существуют научные работы, исследования и монографические издания, касающиеся данной темы как на русском, так и на иностранных языках. Такими являются работы Алексея Маслова: «Дзэн самурая», «Бусидо. Кодекс чести самурая», Тэйтаро Судзуки: «Дзэн и японская культура», Уинстона Л. Кинга: «Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурая», Кайтэн Нукария: «Религия самураев. Исследование дзэн-буддийской философии и практики в Китае и Японии» и др. Этот факт так же указывает на то, что данная проблема актуальна и, возможно, будет изучаться и в дальнейшем. Помимо современных исследований существуют и исторические письменные источники касательно данной проблемы. Но, пожалуй, самым известным литературным источником является «Хагакурэ» (Скрытое в листве), который представляет собой практическое руководство воина и является собранием комментариев самурая Ямамото Цунетомо (1659-1719). Данное собрание выдержано в канонах дзен-буддизма, синтоизма, конфуцианства и включает в себя основные положения бусидо-кодекса самурая.
Существует несколько подходов к изучению данной проблемы. Одним из таких подходов является позиция английского доктора философии в области лингвистики Роджера Дэвиса и японского профессора Осаму Икено, изложенная в книге «Япония. Как ее понять. Очерки современной Японской культуры». Как утверждают авторы, связь между дзен-буддизмом и самурайским сословием очевидна и неоспорима, так как дзен является первоначалом самурайской идеологии, и к тому же это религиозно-философское учение нашло отражение во всех аспектах самурайской жизни: философии, этики, идеологии, образовании, науке и др. Притом, что дзен не просто имеет место быть в самурайской культуре, но и является носителем ключевых принципов самурайской идеологии- бусидо. Также авторы утверждают, что самураи строго следовали морали бусидо, предписываемой дзен-буддизмом, которая подразумевала жить достойно и благородно. Другой подход прослеживается в исследовании отечественного профессора истории, доктора исторических наук Алексея Маслова. Мнение А. Маслова по данной проблеме заключается в том, что самураи далеко не всегда придерживались морали дзен-буддизма, а образ благородного воина резко отличался от существовавшего на самом деле. Таким образом, можно сказать, что мнения различных исследователей на одну и ту же проблему, а именно влияние дзен-буддизма на самурайскую культуру различаются.
Основой для написания курсовой работы послужили научные труды, публикации, статьи и монографии отечественных и переведенных на русский язык исследования зарубежных ученых-историков и востоковедов. Наиболее интересным и информационным исследованием в области японской культуры и истории, включающей в себя проблему влияния дзен-буддизма на самурайскую культуру, на мой взгляд, является издание, о котором уже писалось выше, авторов Р. Дэвиса и О. Икэно «Япония. Как ее понять. Очерки современной японской культуры», так как авторы не только популярно изложили историческую связь между дзен-буддизмом и этикой самураев бусидо, но и отследили, как бусидо трансформировалось в современный национальный характер японской нации.


Глава 1. Особенности религиозной системы дзен-буддизма.
1.1. Характеристика и возникновение дзен-буддизма.
Буддизм, привезенный в Японию из Китая в шестом веке за последующие столетия оказал огромное влияние на японскую культуру, проникнув практически во все сферы общественной жизни Японии: интеллектуальную, политическую, социальную, художественную, и др. Популярность буддизма в Японии достаточно велика, особенно такого учения буддизма, как дзен. Дзен известен во всем мире как японская интерпретация китайской школы чань-буддизма и является одной из самых сложных для понимания ответвлений буддистского учения. В то время как другие буддистские школы концентрировались преимущественно на религиозных аспектах жизни, дзен принадлежала важнейшая роль в формировании японского национального характера, выработке определенных стереотипов поведения и мышления. Дзен оказал огромное влияние на культурное и этническое воспитание японцев. Несмотря на то, что буддизм проник в Японию из Китая, японский дзен-буддизм сильно отличается от китайского. Наиболее существенное отличие заключается в том, что китайский буддизм больше теоретический, в то время как японский практический, а именно потому что дзен ввел китайскую теорию в практику японской жизни, учитывая социальную ситуацию в стране и непосредственно национальный менталитет японской нации. Также в отличие от Китая японский буддизм оказывал существенное влияние на государственное управление и устройство Японии, благодаря чему, по одной из версий, страна из пространства, населенного примитивными племенами, развилась до государства высокой цивилизации, что оказало глубокое и длительное воздействие на духовные этнические и моральные ценности японцев, которое имеет место быть в Японии и по сей день. Учение Дзен через проповеди странствующих монахов оказало значительное влияние на становление большинства видов искусств и литературы средневековой Японии, пронизывая их своим духом, который делает упор на интуитивное, подсознательное ощущение истины и непосредственное ее восприятие учеником от наставника. Дзен отразился в таких видах искусств как: чайная церемония, аранжировка цветов-икэбана, поэзия хайку (или хокку), каллиграфия, боевые искусства и др. Вдобавок это философское учение оказало значительное влияние на этику и образ мышления самурайского сословия, так как самураи воспринимали дзен как руководство к прямому и уверенному пути жизни. Дзен буквально стал доктриной бусидо-кодекса самурая. Бусидо основывался на дзен упражнениях, выраженных в медитациях, а от самураев ожидалось соблюдение основных требований морали бусидо, главным из которых было преданность господину. На сегодняшний день школа дзен является одной из самых известных школ буддизма.
Корнями термин «дзэн» уходит в санскрито-палийский язык (дхьяна) и означает «созерцание, сосредоточенность, размышление», а так же «отстраненность» или «избавление». Далее произношение этого слова трансформировалось в китайском языке в «чань», во вьетнамском языке в «тхиен», в корейском в «сон», а затем, уже в Японии преобразовалось в «дзэн». Именно японский вариант «дзен» получил наибольшую распространенность и известность на Западе. Школа дзен имеет еще одно известное название- школа сознания Будды. Такое название можно найти в ранних текстах дзэн. Специфика дзен заключается в том, что он является одновременно и религией, и философским учением, и особым видом мировоззрения. Если говорить о дзен-буддизме в широком смысле, то это школа мистического созерцания, а в более узком смысле дзен иногда понимают, как одну из самых распространенных и имеющую свою национальную специфику школу буддизма в Японии.
Суть учения. Считается, что философия дзен очень глубока и сложна для понимания, ее невозможно объяснить теоретически или изучить как священную доктрину. Более того, в дзен вообще отсутствуют какие-либо религиозные доктрины и священные писания наподобие Библии в христианстве или Корана в исламе. Согласно японскому буддологу Тэйтаро Судзуки (1870-1966), дзэн - это практика достижения просветления, которое означает в дзен независимость, но не в меньшей мере и свободу. «Подлинная свобода-это результат просветления. Когда кто-либо поймет это, то в какой бы ситуации он ни оказался, он всегда внутри себя найдет свободу, ибо эта ситуация совпадает с его собственной линией поведения. Дзэн есть религия дзию «самополагания», и дзидзай «самобытия»…» , писал Дайсэцу Тэйтаро Судзуки. Учение дзен основывается на иррациональности, невыразимост........


Список литературы:
1. Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Скрытое в листве. - Москва: Изд-во Эксмо, 2004. - 432с.
2.Судзуки Д. Дзэн и японская культура. - СПб.: Изд-во Наука, 2003. - 522 с.
3. Дэвис Дж., Осаму Икэно. Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры- Москва: Астрель, 2008. - 317 с.
4. Нитобе И. Бусидо. Душа Японии. Классическое эссе о самурайской этике.-Москва: Изд-во София, 2004. - 96 с.
5. Горбылев А. Путь невидимых. Подлинная история нин-дзюцу. - Минск: Изд-во Харвест, 1999. - 90 с.
6. Васильев Л. История религий Востока. - Москва: Изд-во Книжный дом «Университет», 2000. - 426 с.
7. Доманова О. А. Дзэн-буддизм и этика бусидо. - Новосибирск. 1998. -189 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.