Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Признаки и принципы права. Особый ракурс собственный (специальный) предмет юридической науки. Характерная аналитическая юриспруденция только для романо-германской семьи. Характеристика основных подходов к правопониманию. Охрана права государством.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московская государственная академия водного транспорта

КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Юриспруденция
на тему: Понятие и признаки права

Группа: юриспруденция
Выполнил: Войнаровская О. Л.
Цикл обучения: 6 лет
Курс: 1 семестр 1
Руководитель работы
Оценка работы
Дата
Региональный центр г. Находка
Москва
2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1. Признаки и принципы права……………………………………………4
§1.1. Социальность права………………………………………………….4
§1.2. Связь права с государством…………………………………………4
§1.3. Принципы права……………………………………………………..6
Глава 2. Нормы права и правоотношения……………………………………..12
§2.1. Особый ракурс - собственный (специальный) предмет
юридической науки………………………………………………………12
§2.2. Характерна аналитическая юриспруденция только для
романо-германской «семьи»……………………………………………..13
§2.3. Нормы права: системность и специализация……………………..15
§2.4. Основные виды юридических норм……………………………….16
§2.5. Структура нормы права…………………………………………….18
Глава 3. Характеристика основных подходов к правопониманию…………..20
§3.1. Волевой характер права…………………………………………….20
§3.2. Общеобязательный характер права………………………………..21
§3.3. Формальная определенность права………………………………..22
§3.4. Системность и динамизм права…………………………………....23
§3.5. Целесообразность права……………………………………………24
Глава 4. Охрана права государством…………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………………………………. 30
ВВЕДЕНИЕ
Право возникает объективно на определенном этапе человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования мононорм - древних обычаев, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти.
Ранее, когда были подытожены только первые выводы о праве, вытекающие из конкретных жизненных ситуаций, было еще трудно суммировать эти первичные впечатления в какую-либо дефиницию. В истории человеческой мысли наиболее характерными являются объяснения права с точки зрения его естественной природы, включая абсолютную меру справедливости, неизменные начала гуманности, которым должны следовать нормы позитивного права, созданные правотворческой деятельностью государства (теория естественного права); другой подход рассматривает право с позиции развития общества, вызревания правовых начал исторической жизни каждого народа в виде обычаев, воплощающихся затем в законе (историческая школа права); широко распространено выведение права из психологических особенностей личности, выраженных в качестве интуиций, переживаний, психических установок, обеспечивающих познание государственно-правовых институтов как отражения психики индивида (психологическая школа права).
1. ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВА
§1.1. Социальность права
Право -- это социальное явление (социальная дисциплина), представленное совокупностью правил поведения, которые в рам-ках более или менее организованного общества регулируют со-циальные отношения. Речь идет о регламентации важнейших сторон организации и осуществления государственной власти, об опосредовании исходных начал (принципов) организации про-изводства, распределения материальных и духовных благ, об упо-рядочении отношений собственности, товарно-денежных отно-шений, осуществлении нормирования индивидуальных затрат тру-да на общественные нужды, наполнении необходимым содержа-нием социальных функций и регулировании других сфер социальной жизни.
§1.2. Связь права с государством
Этот признак состоит в том, что государство официально уста-навливает юридические нормы, обеспечивает необходимые усло-вия и формирует механизмы для их реализации, использует в це-лях охраны правовых норм от нарушений возможность легитим-ного принуждения, применения юридических санкций.
Марксизм-ленинизм связывает возникновение права с развитием экономики, определяющим социальные изменения в жизни людей. Право, как и государство, пред-ставляет собой историческое явление, образованное в результате естественного развития общества.
Однако до недавнего времени связь права с государ-ством понималась односторонне. Так, известное ленин-ское выражение, что «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права» Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 99.
, и что, не будучи установлено властью государства, оно превращается в «пустое сотрясение воздуха пустым зву-ком» Там же. Т. 32. С. 340., оценивалось совершенно определенно и букваль-но, а именно, что право без государства -- ничто, ибо го-сударство выступает не просто как охранитель права, га-рант его жизнедеятельности, а как создатель права, его творец. В силу устоявшегося понимания соотношения государства и права сложился своеобразный стереотип в пользу «примата государства», а глубинные процессы возникновения права объяснялись как производные от процессов становления политической системы, то есть происходящие под влиянием причин, вызвавших воз-никновение государства.
Между тем разложение родовой организации, проис-ходившее под воздействием экономики и в свою оче-редь приведшее к появлению частной собственности, отнюдь не напрямую вызывало становление государст-венной организации населения. Напротив, закрепление в условиях родового общества циклов производства и обмена первоначально на уровне обычаев, то есть эле-ментарных, простых правил поведения, с усложнением этих циклов нуждается в иных формах, воплощенных в законе. Новые правила поведения уже не могут обеспе-чиваться только добровольным исполнением, для их со-блюдения требуется специальная принудительная сила, которую дает государство.
Значит, возникновение права происходит под непосредственным воздействием экономических отношений; государство же выступает не как создатель, а скорее как охранитель права, служебное средство его обеспечения, в том числе и принудительной силой власти. Тем самым процесс происхождения государства и права может быть выражен схемой: экономика -- право -- государст-во. Конечно, внешнее проявление данного процесса, на первый взгляд, может выглядеть иначе: государственная власть издает законы и тем самым как бы порождает право (вспомните, право -- ничто без государственной власти). Но за ним, во-первых, стоит экономическая потребность, связанная с юридическим выражением (в законе) отношений собственности и других производст-венных отношений, во-вторых, закон, который изда-ет государственная власть, это еще не право, а лишь внешняя форма права. Право, как уже отмечалось, несводимо к законам.
§1.3. Принципы права
Принципы права -- это основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулиро-вания. Они кладутся в основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства.
Принципы выступают в качестве своеобразной несущей конструкции, на основе которой создаются и реализуются не только нормы, институты или отрасли, но и вся система права. Они служат своеобразными ориентирами для правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
Общеправовые принципы - это, во-первых, широкие социальные этико-правовые начала правового регулирования (демократизм, установление, обеспечение и охрана прав личности, гуманизм, справедливость, законность, равноправие, обеспечение верховенства, ведущей роли закона среди всех источников права и др.). Во-вторых, это сформулированные еще римскими юристами принципы, отражающие специфические черты права как социального регулятора отношений (например, недопустимость ссылок на незнание закона, придания ему обратной силы при установлении либо ужесточении наказания, злоупотребле-ния правом, возможности быть судьей в собственном деле, презумпция невиновности, правила о том, что все сомнения трактуются в пользу обвиняемого, что не может быть преступления и наказания без закона и др.).
32
Рассмотрим подробнее некоторые из принципов:
* социальная свобода. Основным началом правового регулировавния в цивилизованном государстве является предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности,
профессии, места жительства, возможности пользоваться различными
социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других со-циальных конфликтов. Данный принцип гарантирует социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни. Все государственные органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности (Декларация прав и свобод человека);
* справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением. Это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством, закрепленность в праве норм и принципов общечеловеческой морали;
* юридическое равенство граждан перед законом и судом, про-возглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедшее свое воплощение в ст. 19 Конституции, которая устанавливает: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, наци-ональности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при-надлежности к общественным объединениям, а также других обстоя-тельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»;
* гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны за-креплять, обеспечивать и охранять права и свободы человека и граж-данина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое до-стоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции: «1. До-стоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыт-кам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое до-стоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добро-вольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»;
* демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непо-средственного народовластия, с помощью которых граждане могут уча-ствовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;
* единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участни-ков правоотношений--субъектов права-- и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена со-ответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;
* федерализм, присущий только тем правовым системам, которые характерны для федеративных государств. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства: общефедеральная и региональная. Существует четкое распределение полномочий и пред-метов ведения между федерацией и ее субъектами;
* ответственность за вину. В соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нор-мы. Вина служит ведущим началом, определяющим основания юриди-ческой ответственности. При отсутствии вины в деянии лица к послед-нему не могут быть применены меры юридической ответственности;
* законность -- система требований общества и государства, со-стоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции: «1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Феде-рации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Феде-рации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправ-ления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю-дать Конституцию Российской Федерации и законы»;
* сочетание убеждения и принуждения -- универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регулято-рам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: право-воспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия.
Особенности принуждения:
а) более жесткий метод воздействия права на субъектов;
б) является второстепенным применяемым методом;
в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве;
г) выступает как средство исправления и перевоспитания, т.е. вклю-чает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов об-щества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя -- установить оптимальное сочетание мер при-нуждения и убеждения в праве.
Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Они проявляются отдельно в каждой отрасли и интегрируются в межотраслевые принципы.
Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве -- принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголов-ном праве -- презумпция невиновности; в трудовом праве -- принцип свободы труда, принцип материальной заинтересованности работни-ков в результатах своего труда; в земельном праве -- принцип целево-го характера использования земли и т.п.
Принципы права участвуют в регулировании общественных отно-шений, так как они не только определяют общие направления правово-го воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).
2. НОРМЫ ПРАВА И ПРАВООТНОШЕНИЯ
§2.1. Особый ракурс - собственный (специальный) предмет
юридической науки
Представления о праве в целом имеют общенаучный характер. Они в принципе в той или иной ме-ре охватываются содержанием всех гуманитарных (и, пожалуй, не только гуманитарных) наук - таких, как история, социология, педагогика и т.д. И они к тому же даже в самых простых обобщениях уже отходят от непо-средственной правовой материи, все более и более «влезают» в общетео-ретические рассуждения и философию.
Главное, что обусловливает специальное рассмотрение юридических норм и субъективных прав, других аналогичных вопросов (главным обра-зом в рамках особой категории - правоотношения), - это особый угол зре-ния, характерный именно для юридической науки, имеющей по своей ис-конной природе практическую, прикладную направленность. Угол зре-ния, который позволяет проводить аналитическую проработку материала, так сказать, препарировать его, и в результате этого получать такие «детали» и «подробности» в отношении юридических реалий, которые необ-ходимы для юридической практики, для решения жизненных ситуаций на основе требований и начал такого сложного, многогранного социального феномена, как право.
В связи с подобного рода потребностью с давних исторических вре-мен и сложилась научная и учебная дисциплина, которая ныне носит на-звание «аналитическая юриспруденция», или по общим вопросам - «об-щая теория права», которая преподается для людей, начинающих изучать право, на первых курсах юридических учебных заведений.
В чем заключается своеобразие того специально-юридического угла зрения, который выражен в аналитической юриспруденции, в учебной дисциплине для начинающих юристов?
Наиболее общий ответ на этот вопрос - в том, что в результате юри-дического анализа должна быть раскрыта анатомия права, без которой невозможно поставить квалифицированный юридический диагноз, в частности, дать юридическую квалификацию дела, и принять необходимые юридические меры, т.е. в соответствии с правом решить юридически значимую жизненную ситуацию.
Анатомия же права - это прежде всего необходимость строгой точно-сти при обозначении и определении тех или иных юридических явлений. Причем точности, связанной с возможными или даже необходимыми юридически обязательными (принудительными) последствиями. И отсю-да - предельной, скрупулезной точности математического типа.
И право в данной плоскости (что и предопределяет своеобразие научного подхода к нормам и правоотношениям) - это во многом явление технико-юридического, строго логического, математического порядка, которое в отличие от других социальных регуляторов (морали, обычаев) призвано вносить в жизнь общества, в поведение людей строгую определенность, давать прямые, неуклончивые ответы: виновен - не виновен, является или не является данное лицо собственником. И -- определять на основе «анатомического разбора» данной жизненной ситуации юридиче-ски обязательные принудительные последствия.
§2.2. Характерна ли аналитическая юриспруденция только для романо-
германской «семьи»?
В юридической науке ряда стран, в особен-ности построенных на началах англосаксонского общего права (по боль-шей части США), господствует настроение, в соответствии с которым аналитическая, анатомическая проработка той или иной ситуации - это удел юридических систем романо-германского типа, непосредственно воплотивших культуру римского права (Германии, Франции, России). А вот для прецедентного права, в особенности американской юридической системы, главное - это суд, его деятельность, лежащие в ее основе разно-образные критерии, факторы, причем не только формально юридические, но и моральные, деловые и др. Отсюда в правовой настроенности право-ведов указанных стран на первое место в практическом отношении выхо-дят не требования аналитической юриспруденции, а «реалистические» и «социологические» подходы, относящиеся к психологии, поведенческим критериям и т.д. Как утверждает знаменитый американский юрист О. Холмс, «предсказание того, что будут делать суды фактически и ниче-го более, - вот что я называю правом».
Что ж, юридические системы прецедентного типа уникальны, в чем-то, с точки зрения современной культуры, поразительны: они, «минуя» культуру римского права и рожденные ею методы, все накопленное ин-теллектуальное богатство, относящееся к юридической материи, позво-лили судам напрямую общаться с неюридическими, в том числе высоки-ми духовными, критериями. И это, по всем данным, позволило им сделать крупный «рывок» к идеалам права либеральных цивилизаций.
Но от логики правового развития (как и от логики человеческого прогресса вообще) никуда не уйдешь. Мировые достижения юридической культуры, базирующиеся на непревзойденных образцах и методах рим-ского права, обогащенных современной эпохой, все равно пробьют себе дорогу, и аналитическая юриспруденция все равно рано или поздно зай-мет достойное место современного правоведения в странах, вступивших в стадию либеральных цивилизаций.
Ведь на основе и в рамках прецедентного права постепенно утвержда-ется, пусть и своеобразная, но все же система общеобязательных норм, которые должны отвечать требованиям логики (вне сомнения - формаль-ной, а на мой взгляд - также и особой, юридической). К ним присоединя-ются нормы, содержащиеся в Конституции, других законах, «писаных» источниках (в том числе в США - в таких своеобразных, как модельные федеральные нормативные документы). На основе всего этого норматив-ного материала складываются правоотношения. И императивы законно-сти, необходимость юридически выверенных решений жизненных ситуа-ций уже сейчас требуют в указанных странах плодотворного использова-ния достижений аналитической юриспруденции, своего рода «математики права», в том числе - по вопросам юридических норм и правоотношений, источников права, его реализации и применения. Можно предположить, что такого рода процесс получит - по мере освоения во всех странах дос-тижений юридической культуры - плодотворное продолжение. И тогда «предсказание того, что будут делать суды фактически», будет, наряду с другими, «реалистическими» и «социологическими», методами, не в меньшей мере раскрываться методами «юридической анатомии» - аналитической юриспруденцией, а на ее основе - данными общей теории права и философии права.
§2.3. Нормы права: системность и специализация
Для норм права как правил поведения общего характера свойственны следующие принципи-альные особенности.
Первая из таких особенностей - системность. Юридические нормы существуют и действуют по большей части не поодиночке, не каждая са-ма по себе, а в комплексах, ассоциациях, в составе целых правовых ин-ститутов и более обширных подразделений - отраслей права. Например, при наличии фактов, свидетельствующих о совершенном преступлении, вступают в действие обширные комплексы норм уголовного права (об ответственности за причинение телесного вреда личности, и тут же - о необходимой обороне, о недопустимости превышения ее пределов, об ответственности в случае такого «превышения» и т.д.).
В связи с системностью юридических норм важно указать и на другую их особенно и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.