Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 109311


Наименование:


Курсовик Антимонопольная политика в развитых странах.Механизм реализации антимонопольной политики государства

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 16.10.2017. Год: 2016. Страниц: 51. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Монополия и её роль в современной экономике 5
1.1 Сущность монополии, цели и механизмы функционирования 5
1.2 Виды монополий и источники монопольной власти 10
1.3 Экономические последствия монополизации рынка 12
2. Механизм реализации антимонопольной политики государства 15
2.1 Сущность антимонопольной политики 15
2.2 Основные направления и инструменты 18
3. Антимонопольная политика в США 24
3.1 Исторический аспект регулирования монополизма в США 24
3.2 Особенности монополий в США 30
3.3 Проблемы антимонопольного регулирования и пути их решения 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39


ВВЕДЕНИЕ

Мировая экономика находится в кризисе. В условиях глобализации главными субъектами являются монополии и государства. Их отношения неоднозначны: они зависят друг от друга и противостоят друг другу.
Сегодня монополии в экономике играют более значительную роль, чем государство. Монополии являются причинами многих бед человечества, но они же и двигатели прогресса.
Глобальные монополии усилили свое негативное влияние на общество по сравнению с тем временем, когда был принят закон Шермана (1890 г.), явившийся основой антимонопольного законодательства США.
Возросшие масштабы деятельности современных монополий способствуют возрастанию их роли в современных международных отношениях. Они существенно влияют на принятие внешнеполитических решений государствами. Однако существуют монополии, где их образование технически целесообразно. Благодаря «эффекту масштаба», экономии на издержках и стандартизированному управлению повышается эффективность работы крупных корпораций и уровень экономики в целом.
Но завышение издержек и повышение цен монополий делает некоторые фирмы неспособными конкурировать с другими субъектами рынка.
Существует большое количество монополии на мировом рынке. Все мы ежедневно имеем с ними дело. Это единственный продавец товаров или услуг. В качестве яркого примера, можно привести компанию Microsoft. Её продукт - операционная система Windows установлена на каждом персональном компьютере. Нахождение такой монополии на рынке имеет технологическую обоснованность: при передаче информации от одного компьютера к другому не возникает проблем с открытием файлов и папок, а также со скоростью передачи данных. На «компьютерном» рынке широко известными являются операционные системы MacOS, OS/2 и Linux. Однако их программы не используются так часто, как продукция Microsoft (к примеру Microsoft Word, Microsoft Exel и другие). Это обусловлено сложной конвертируемостью информации из одной программы в другую. Сложившаяся ситуация не дает развиваться другим фирмам, действующим на рынке информационных услуг. Следовательно существует монополист, который влияет на спрос и предложение в своих интересах. Такую ситуацию на рынке возможно регулировать только при помощи государства, а именно антимонопольной политики.
К основным направлениям макроэкономической политики государства относятся защита конкуренции и антимонопольное регулирование. Основное предназначение антимонопольной политики - это недопущение монополизации, стимулирование конкуренции и достижение эффективного распределения. Однако множество экономистов расходятся во мнении, эффективна ли она и насколько хорошо реализуется.
В данной курсовой работе проанализированы важнейшие теоретические проблемы, связанные с защитой конкуренции и ограничением деятельности монополий. К ним относятся: сущность монополии с макроэкономической точки зрения, причины ее появления, основные формы и последствия монополизации экономики. Рассмотрены основные направления антимонопольной политики США. Проанализированы важнейшие правовые акты, посвященные поддержке конкуренции и антимонопольному регулированию, принятые в США.
Целью этой курсовой работы является анализ основных направлений антимонопольного регулирования, выявления проблем и методов их решения.


1. Монополия и её роль в современной экономике
1.1 Сущность монополии, цели и механизмы функционирования
Понятие «монополия» - универсальное. Оно используется не только в экономике, но и в других сферах человеческой деятельности, особенно в политике, литературе, идеологии, науке и искусстве.
Как экономическое явление монополия известна с древнейших времен. Первобытные общества монопольно распоряжались частью известных им материальными и природными ресурсами. Типичными представителями монополий являлись рабовладельцы и помещики. Монопольная власть всегда поддерживалась военными, религиозными и другими рычагами.
С монополиями мы сталкиваемся каждый день: от покупки лекарств в аптеке до поездки в метро. Даже из этого совсем незначительного факта (покупки товара у единственного производителя), можно сделать вывод, что монополия существует тогда, кода на рынке функционирует единственный производитель продукта, причем этот продукт не имеет близких заменителей, произведенных в других отраслях.
Существует огромное множество определений понятия монополии. Приведем некоторые из них:
1) Монополия - [от греч. monos - единственный, один + poleo - продаю] - 1. исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности; 2. крупные компании (фирмы, корпорации) и (или) их объединения (картели, тресты, концерны, консорциумы, конгломераты). М. сосредотачивают в своих руках значительную часть производства и сбыта товаров и услуг, что позволяет им установить господствующее положение на рынке и диктовать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены, являющейся основой монопольной прибыли; [19]
2) Монополия - (англ. monopoly) исключительное право производства, торговли и т. д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; [17]
3) Монополия (от греч. monopolium - один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащее одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль; [15]
4) Монополия - рынок, на котором число продавцов столь незначительно, что каждый из них способен повлиять на общий объём предложения и цену товара или услуги. [13]
Проанализировав данную информацию, можно сделать вывод, что монополия является рынком, на котором определенное лицо или группа лиц имеет исключительное право на осуществление какой-либо деятельности, выпуску товаров или услуг, не имеющих заменителей на рынке.
Каждое определение раскрывает ту или иную форму проявления монопольной власти, обеспечивающей субъекту (группе) контроль за предложением товаров (услуг) или ценами, регулирующих их в своих интересах.
Существенными признаками монополии являются обладание рыночной властью и собственностью, не имеющую близких заменителей на рынке, возможность диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объемом производства. [3]
Однако следует пояснить, когда рыночная структура определяется как монополия. Наличие высокой рыночной власти означает, что фирма доминирует на рынке. Рыночная власть - способность хозяйствующего субъекта (производителя или покупателя) оказывать решающее влияние на уровень цены и другие условия реализации продукции.
Наличие рыночной власти определяется такими объективными факторами как концентрация производства и капитала, наличие крупных финансовых резервов.
Но наличие рыночной власти ещё не означает, что предприятие обязательно использует её в собственных интересах. К тому же можно иметь рыночную власть над многими условиями реализации продукции, но не иметь её над ценой.
Степень рыночной власти хозяйствующего субъекта в отрасли можно определять с использованием коэффициента Лернера:

Где - коэффициент монопольной власти, рассчитываемый, как превышение цены над предельными издержками производства; - цена предприятия; - предельные издержки производства.
Значение коэффициента рыночной власти изменяется от 0 до 1. Чем больше рыночная цена превышает предельные издержки, тем выше коэффициент рыночной власти.
Таким образом, являясь абсолютным монополистом на рынке, фирма может выпускать один уникальный товар по самой выгодной монополисту цене и не бояться потерять долю рынка. Здесь полностью отрицается возможность общественной выгоды (цена равна предельным издержкам), т. к. в данном случае доход монополиста превышает предельные издержки производства товара. Теперь можно говорить о целях монополии.
Основной целью монополии является получение максимально возможного дохода от реализации товара или услуги. Также сюда можно включить привлечение большого числа покупателей и уменьшение издержек производства путем экономия на масштабе.
Далее следует рассмотреть каким путем монополия достигает своих целей. Рассмотрим механизмы функционирования монополии.
Для того, чтобы быть единственным производителем на рынке, монополист устанавливает входные барьеры. В монополии они достаточно высоки и потому полностью блокируют всю потенциальную конкуренцию. Менее мощные барьеры приводят к появлению олигополии, т. е. рынка, на котором действует всего несколько фирм. Ещё более слабые барьеры создают условия для действия довольно большого числа фирм, что характерно для монополистической конкуренции. И наконец, фактическое отсутствие таких барьеров объясняет наличие очень большого числа конкурирующих фирм, которое является основой совершенной конкуренции. Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что барьеры, препятствующие вхождению в отрасль новых участников, имеют отношение ко многим другим рынкам, где также есть условия для поведения, имеющего черты монополии.
Самым основным барьером для вхождения в отрасль новых фирм является эффект масштаба. Эффективное производство в некоторых отраслях может быть достигнуто только в том случае, когда производители являются чрезвычайно крупными, т. о. достигается снижение средних общих издержек. Новые, создающиеся фирмы, которые стараются попасть в эту отрасль в качестве мелких производителей, не способные добиться эффекта масштаба, не смогут получать достаточной прибыли и поэтому будут иметь очень мало шансов на выживание и развитие. Однако они могут попытаться выйти на такой рынок, уже достигнув крупного размера, но найти денежные средства для приобретения большого объема капитального оборудования, необходимого для эффекта масштаба достаточно тяжело.
Также существуют правовые барьеры, препятствующие вхождению в отрасль: патенты и лицензии.
Патент - это исключительное право использовать или разрешать другим использовать изобретение. Патенты и патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не тратили время, усилия и деньги на его разработку.
Фирмы, достигающие монопольной власти на основе собственной научно-исследовательской деятельности или путем покупки патентов других фирм, оказываются в более выгодном положении и используют патенты для укрепления своих рыночных позиций. Так, в фармацевтической отрасли патенты на лекарства, продаваемые по рецептам, приносят огромные монопольные прибыли, из которых финансируются исследования и поиск новых лекарственных средств.
Вхождение в отрасль или занятие каким-либо видом деятельности может ограничиваться государством через выдачу лицензий. К примеру, во многих крупных городах нужно получить муниципальную лицензию на частную перевозку пассажиров. Также в некоторых случаях органы власти могут «выдать лицензию» самим себе на снабжение каким-нибудь продуктом и тем самым создать государственную монополию.
Институт частной собственности также может быть использовании монополией в качестве эффективной преграды для потенциальных конкурентов. В качестве примера можно привести создание спортивной лиги: существующие профессиональные спортивные лиги уже заключили контракты с лучшими игроками и на долгий срок арендовали самые крупные спортивные стадионы и арены. Создать новую фирму в данном бизнесе практически нереально.
Даже в тех случаях, когда фирма не защищена от входа в отрасль конкурентов, вход в отрасль может быть надежно заблокирован реакцией монополиста на действие конкурентов. Столкнувшись с попыткой вступления на рынок, монополист может самостоятельно создать барьеры, препятствующие входу новых участников на рынок: сбросить цены, начать активную рекламную компанию или предпринять другие стратегические шаги, чтобы помешать мелкой фирме добиться успеха. [13]
Выходные барьеры также обуславливают сохранение монополий, так как принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где низка рентабельность или отсутствуют доходы на вложенный капитал (судостроение, сталелитейная промышленность).
Причинами установления входных барьеров могут служить:
1) Необходимость списания крупных инвестиций;
2) Нежелание утратить свой имидж;
3) Честолюбие менеджера;
4) Вмешательство правительства;
5) Большие затраты на ликвидацию предприятия;
6) Профсоюзная оппозиция;
7) Оппозиция поставщиков и клиентуры. [8]
Как видно, выходные барьеры могут иметь социально - политический, экономический и эмоциональный характер. Последний проявляется в ситуациях, когда хозяйственные организации, преуспевающие в новых сферах деятельности, из года в год упорно держаться за свое прежнее дело, невзирая на значительные потери. Такие случаи редки, но они обычно создают серьезные трудности для компаний, образующихся в соответствующих отраслях промышленности. [9]
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что сущность монополии состоит в обладании субъектом исключительными правами, обусловленными его особым или доминирующим положением на рынке, позволяющие ему контролировать определённые виды деятельности и диктовать свои условия.
В качестве основных форм проявления монополистической деятельности (деятельность, которая направлена на использование рыночной власти и эксплуатацию спроса в ущерб интересам общества) выступают:
1) Взвинчивание цен путем манипулирования объёмами производства (предложения), изъятия товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита;
2) Инфляция издержек производства: рост непроизводительных расходов, высокий уровень заработной платы и премий, нарушение порядка ценообразования, установленного нормативными актами;
3) Снижение рентабельности производства: рост расходов на рекламу, упрощение маркетинга;
4) Торможение технического прогресса;
5) Манипулирование условиями поставок продукции в ущерб интересам покупателей; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных или не относящихся к предмету договора (передача жилья, продажа имущества, передача доли акций и др.); включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (бартер и др.);
6) Создание для контрагентов ограничений по доступу на рынок (или выходу с рынка);
7) Ограничение конкуренции через привязку цены, когда производитель в договоре о поставке товара обязывает торговые организации реализовывать продукцию предприятия по единой цене;
8) Привязка эксклюзивности, когда на основе договора одна из сторон берет на себя обязательство покупать (поставлять) товар только у (для) другой стороны, что заметно ограничивает конкуренцию;
9) Снижение качества продукции при сохранении прежней цены;
10) Давление на коридоры политической власти с целью получения льгот и субсидий за счет государственной казны, принятие соответствующих законодательных актов и нормативных документов;
11) Перерастание экономической власти в политическую.
Такие формы монополистической деятельности следу........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Annual Report [Electronic resource]:www.nsf.gov. -2014. - Mode of access: pubs/2014/nsf14002/pdf/nsf14002.pdf. - Date of access: 10.11.2014
2. Bloomberg.com [Electronic resource]:www.bloomberg.com. - 2014. - Mode of access: business/2014/01/09/251103_bloomberg_nazval_krupneyshie.html - Date of access: 10.11.2014
3. Josh Lerner and Jean Tirole, "Standard-Essential Patents", Journal of Political Economy, 2014. [Electronic resource]: /www.tse-fr.eu/images/doc/wp/fit/wp_tse_441_v3.pdf - Date of access: 10.11.2014
4. Sherman Act [Electronic resource] / www.justice.gov. - 2014. - Mode of access: atr/public/divisionmanual/chapter2.pdf. - Date of access: 10.11.2014
5. Бернам, У. Правовая система США. 3-ий выпуск. - Москва: Новая юстиция, 2007. - 216 с.
6. Бондарь, А.В. Микроэкономика: учеб. пособ. / А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондарь. - 2-е изд. - Минск: БГЭУ, 2009. 415 с.
7. Дашковский, И.К. Рынок и цена в современном хозяйстве. - Харьков: Пролетарий, 1925. - 612 с.
8. Ивашковский, С.Н. Микроэкономика: учеб. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Дело, 2001. - 416 с.
9. Карлоф, Б. Деловая стратегия: [Концепция. Содержание. Символы]: пер. с англ. - Москва: Экономика, 1991. - 238 с.
10. Котелкина, Е.И. Естественные монополии: опыт стран с рыночной экономикой. // Государственное регулирование естественных монополий. Опыт, проблемы, перспективы.; под. ред. О.В. Коломиной. - Москва: Санкт-Петербург, 1997. - 182 с.
11. Леви, Г. Германские монополии. пер. с англ. / М. Маврина. - Москва: Соцэскиз, 17 ф-ка нац. Книги треста "Полиграфкнига", 1936. - 195 с.
12. Лемешевский, И.М. Микроэкономика (экономическая теория ч. 2): учеб. пособ. для вузов. - Минск: ООО "Фуаинформ", 2003. - 720 с.
13. Макконнел, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнел, С.Л. Брю. - пер. 16-ого англ. изд. - Москва: ИНФА-М, 2006. - 940 с.
14. Национальная экономика: учеб. / Р.М. Нуреев [и др.]; под общ. ред. Р.М. Нуреева. - Москва: ИНФА-М, 2010. - 655 с.
15. Санько, Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование: монография / Г.Г. Санько. - Минск: БГЭУ, 1997. - 95 с.
16. Санько, Г.Г. Монополия и конкуренция. - Минск: БГЭУ, 1999. - 302 с.
17. Словарь современных экономических и правовых терминов / авт.-сост. В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. - Минск: Амалфея, 2002. - 816 с.
18. Шишкин, М.В. Антимонопольное регулирование: учеб. пособ. / М.В. Шишкин. - Москва: Экономика, 2013. - 159 с.
19. Экономический и юридический словарь / А.Н. Азрилиян [и др.]; под ред. А.Н. Азириляна. - Москва: Институт новой экономики, 2004. - 1088 с.
20. Эрхард Л., Благосостояние для всех: пер. с нем. / Л. Эрхард. - Москва: Дело, 2001. - 332 с.
21. Ягур, Н.Н. История государства и права зарубежных стран: Хрестоматия. / авт.-сост. Н.Н. Ягур. - Минск: Тесей, 2004. - 432 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.