Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 109327


Наименование:


Курсовик Хельсинская группа. Авангард диссидентского движения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 17.10.2017. Сдан: 2017. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение………………………………………………………………
1. Виды диссидентских движений в СССР………………………..
1.1 Понятие «диссидентство». Сущность явления. Истоки и источники диссидентского движения……………………………………......................
1.2 Классификации диссидентского явления. Социальный состав.
1.3. Выдающие диссиденты и их деятельность………………….
2 диссидентского движения……………………
2.1 Правозащитное направление диссидентского движения…..
2.2 Национально-освободительное направление……………….
2.3 Религиозное направление диссидентского движения……..
3 Общество, власть, диссиденты ………………………………..
3.1 Правовая ответственность за «инакомыслие» в СССР…….
3.2 2 Влияние диссидентов на общество и власть……………..
Заключение…………………………………………………………
Библиография………………………………………………………
Список использованной источников и литературы……………..

Введение
Инакомыслие как общественное явление, присуще любому социуму, существовало всегда, в любом государстве, в любом политическом режиме. Долгие годы в исторической науке второй половины XX века не говорилось о диссидентах. Это, прежде всего, было связано с политическим режимом, сложившимся в нашей стране.
Актуальность темы исследования определяется также возросшим в последние годы общественным и политическим интересом к теоретической сущности и истории диссидентского движения в условиях СССР, как явления, позволяющего выявить наиболее проблемные, болезненные точки эволюции советского государства. Являясь отражением идейного и духовного кризиса общества, диссидентское движение ярко отразило борьбу мнений по существенным вопросам современности.
Деятельность диссидентов и результаты этой деятельности оцениваются неоднозначно. Этому способствует неоднородность представителей диссидентства СССР, а также субъективный подход многих авторов, описывающих данное общественное явление. Историку всестороннее исследование диссидентства позволяет глубже рассмотреть закономерности российской исторической системы.
Тема инакомыслия в отечественной историографии имеет огромную источниковую базу. В ходе исследования были привлечены различные виды исторических источников: законодательные источники, публицистика, источники личного происхождения, произведения художественной литературы, иностранные педагогические сочинения.
При советской власти диссиденты были объявлены элементами, и официальная историография не признавала инакомыслие как тему исторического исследования. В таких условиях в СССР не могли появиться работы, объективно освещающие историю возникновения, цели, задачи движения, а также формы и методы их деятельности. Следует подчеркнуть, что особенностью источниковой базы изучаемой нами проблемы является то, что вначале ее изучением занялись публицисты, сами диссиденты и правозащитники, а затем уже появились собственно научные исследования. Примером изображения такого рода может служить книга Н. Н. Яковлева «ЦРУ против СССР». В этой работе использован значительный объем публикаций западных авторов, приведены цитаты из статей и речей американских государственных деятелей, чиновников ЦРУ и т.д., целью которых было любыми средствами дискредитировать диссидентское движение в СССР, как чужеродное явление, внедренное в нашу страну Центральным разведывательным управлением США. Автор не видит никаких внутренних причин, породивших инакомыслие в СССР, выступает против понятия «движение» по отношению к диссидентам. При этом он не приводит ни конкретных свидетельств, ни каких-либо документов о том, когда, каким образом и кого из инакомыслящих завербовали американские агенты.
Существенно отличаются от официальных оценок (как по форме, так и по характеристикам) образцы самиздатской и тамиздатовской литературы. Именно участники движения положили начало научному осмыслению диссидентства, опубликовав в 1970-1980-е годы на Западе ряд аналитических обобщающих работ, вышедших затем в СССР на рубеже 90-х годов. В них были представлены, с использованием большого количества документов, основные этапы становления и развития диссидентского движения.
Важным событием стал выход в 1984 году в США фундаментального исследования Л. Алексеевой «История инакомыслия в СССР» (переизданного на русском языке в 1992 году с добавлением немалого количества фотоматериалов). Эта работа многопланова. Автору удалось не только охарактеризовать все составные части движения по регионам страны и направлениям инакомыслия, но и, опираясь на богатый источниковый материал, дать его периодизацию. В то время как в СССР произведения на эту тему были в основном самиздатскими по форме, у западных исследователей в 1970-1980-е годы выходят уже обобщающие научные труды. Ценность книг, изданных в США, Великобритании, Франции заключается в том, что они вводили западного читателя в круг относительно новой для него проблематики. Характерным для зарубежной историографии является отсутствие единой концепции в трактовке сущности и характера диссидентского движения в Советском Союзе. Однако большинство авторов стоит на позиции, что демократическое движение в СССР являло собой политическую оппозицию существующему режиму. Одни исследователи, например, рассматривают инакомыслящих как революционеров, другие - отделяют идейно-нравственную позицию диссидентов от других форм выражения протеста против советской власти.
Позиции исследователей по отношению к вопросу доходили до прямо противоположных - от крайне негативных оценок, до создания ореола истинных героев и мучеников. Так, например, отечественные исследователи В. Соловьев и Е. Клепикова отмечали, что диссидентское движение в СССР - это скорее западный миф, чем русская реальность. По мнению В.С. Соловьева в «диссидентском движении преобладала нигилистическая направленность, разоблачительный пафос становился над позитивными идеями, что создало вокруг диссидентов атмосферу общественного вакуума, не дало ему получить поддержку широких слоев населения.
Анализ специальной литературы по истории диссидентского движения показывает, что разработка этой темы в отечественной историографии началась в конце 80-х - начале 90-х годов и имела в основном реферативный характер. В первых публикациях давался общий обзор движения, характеризовались его основные этапы, излагались определяющие события и факты. Основным источником выступали сочинения западных историков и мемуарная литература бывших советских граждан, изданная за рубежом.
Объектом данного исследования является советское государство и общество 1970х-1980х гг.
Предмет исследования - диссидентство как общественно-политическое явление.
Хронологические рамки исследования охватывают период 70-80-х годов, представляющий собой этап зрелой советской государственной системы, стремившейся сохранить идеологическую монополию в условиях зарождения и развития оппозиционных диссидентских движений.
Верхняя граница хронологической рамки- 1976-1981гг, который именуется как Хельсинский период. Взята потому, что в это время было принято согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.
Целью данной курсовой работы - является выявление особенностей возникновения диссидентского движения и закономерностей функционирования в советском обществе.
Задачи:
1)определить виды диссидентских движений в СССР
2)указать ответственность за инакомыслие в СССР;
3) рассмотреть взаимоотношения власти и диссидентов.
Обращение к теме диссидентства имеет и научную новизну. Ныне провозглашены и закреплены в Конституции Российской Федерации демократические права граждан, за которые боролись правозащитники 60-80 годов. Опыт правозащитников первого поколения продолжает представляет интерес для многочисленных комитетов, выступающих за соблюдение законных прав граждан.
Практическая значимость заключается в применении основных положений в учебном процессе: как в средней, так и высшей школе на семинарских занятиях, в виде выступлений на студенческих или иных научно-практических конференциях, можно использовать в школьном курсе «История».
Работа состоит из введения, из двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1.1 Понятие «диссидентство». Сущность явления. Истоки и источники диссидентства
Слово "диссидент" вошло в наш язык из латыни "disidentis" (disidens), поначалу это понятие означало: тот кто не следует отвергает догмы главенствующей в стране религии; инакомыслящий. Использовать данное понятие стали только тогда, когда стал рушиться авторитет и значение католической церкви, зашаталась власть, то есть в грозный период Реформации.
В Англии термин «диссиденты» или «диссентеры < wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80>» (англ. < wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> dissenters) применялся к членам протестантских < wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC> групп- пуританам < wiki/%D0%9F%D1%83%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5>, квакерам < wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%80%D1%8B> и т. п. Также они назывались нонконформистами < wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC_(%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)>.
В Речи Посполитой < wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%87%D1%8C_%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F> после начала Реформации < wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> диссидентами стали называть сначала последователей всех христианских исповеданий - так, великий коронный маршалок Фирлей предлагал установить мир между разнящимися в религии , что и было осуществлено на конвокационном сейме 1573 г. в акте Варшавской генеральной конференции < w/index.php?title=%D0%92%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F&action=edit&redlink=1>.
Однако термин"диссидент" стало популярным и в СССР, в 60-х годах XX века. В 1960-е годы диссидентами стали именовать оппозиционные течения в СССР и странах Восточной Европы. Они не пытались бороться насильственными средствами < wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5> против советского строя и марксистско-ленинской < wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC> идеологии, а апеллировали к советским официально провозглашаемым ценностям. Термин сначала стал применяться в Европе, а затем и сами инакомыслящие начали его использовать.
С тех пор диссидентами часто называют главным образом людей, противостоящих авторитарным < wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC> и тоталитарным < wiki/%D0%A2%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC> режимам, хотя это слово встречается и в более широком контексте. Диссидентами в отличие от революционеров < wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80>, называют тех, кто не применяет и не призывает к применению насильственных методов борьбы. Иногда слово «диссидент» неточно используется по отношению к людям, не выступающим против политического режима непосредственно, но относящихся к нему критически и сознательно уклоняющихся от любых форм «сотрудничества», в том числе от карьеры, привлекательных должностей и т. п.; таких людей ещё называют «внутренними эмигрантами < wiki/%D0%92%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D1%8D%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>». Эмигрировавший в Румынию лауреат нескольких литературных премий Василий Ерну < w/index.php?title=%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%95%D1%80%D0%BD%D1%83&action=edit&redlink=1> в своей книге «Рождённый в СССР» отмечает, что «диссидент - продукт коллаборационизма < wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC> между советскостью и антисоветскостью», а диссидентство - «творчество < wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>, своего рода общий язык < wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B0-%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0>, поддерживаемый обеими сторонами».
Диссидентский тип инакомыслия имеет резко специфические черты, кардинально отличающие его от оппозиционных движений других эпох советской истории.
Во-первых, диссидентское инакомыслие - публично. Гласность и открытость протеста, осознанный отказ от анонимности подполья являются его базовыми характеристиками.
Во-вторых, диссиденты категорически отрицают, какое бы то ни было насилие как средство борьбы. В частности, они решительно порывают с одним из основополагающих мифов российской истории - мифом о всеочистительной и все преображающей Революции.
В третьих, в центре внимания диссидентов - права и свободы личности, а не политико-идеологические конструкции, что также достаточно необычно для общественной оппозиции.
В четвертых, диссиденты декларировали (и в целом соблюдали) лояльность даже к действующим законам. Эта лояльность вытекала не только из уважения диссидентов к позитивному праву как таковому, хотя некоторые “идеологи” советского диссента, оказавшие решающее влияние на его становление, - например, Александр Есенин-Вольпин,- влялись пламенными пропагандистами идеи фундаментальной общественной ценности именно позитивного права. Для большинства более существенной была идея права как универсального поля для диалога- диалога не только с властью, но и между разными направлениями общественной мысли.
Большинство жителей СССР не имело информации о деятельности диссидентов, не имевших возможности печататься в официальных СМИ, и не стремилось получать подобные сведения. Сравнительно немногочисленный самиздат < wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82> был почти незаметен на фоне миллионных тиражей официальных печатных изданий.
Диссиденты подвергались репрессиям со стороны властей, многие были осуждены по обвинениям в шпионаже, государственной измене и т. п., принудительно помещены в психиатрические лечебницы ("карательная психиатрия"), высланы или вынуждены эмигрировать (В. И. Буковский, П. Г. Григоренко, А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын и др.)
Никто из них не являлся революционером в большевистском понимании этого слова. Никто не пытался организовать «партию нового типа» для свержения существующего строя, никто не экспроприировал ценности из банков, никто не предлагал превратить страну в один огромный трудовой концентрационный лагерь. Движение не представляло угрозы существованию режима. Оно было ему нравственной оппозицией. Участвовавшие в движении защищали права человека в неправовом государстве. Ценой собственной свободы отстаивали они универсальные человеческие ценности, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека, принятой ООН в 1948 г.: право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу передвижения в пределах своей страны и эмиграцию, право на свободу мысли, совести и религии, право на свободу убеждений и на свободное выражение их.
Основным источником диссидентского движения была литература. Как и ученые, писатели имели возможность - и моральную, и социальную - сделать свое мнение достаточно ощутимым даже в очень репрессивной социальной системе. Традиция быть как бы „альтернативным правительством" возникла среди писателей еще в царской России. Советское правительство попыталось предотвратить всякую возможность появления подобной „альтернативы", создав при помощи Союза писателей собственную монополию на литературу. Как однажды Осип Мандельштам сказал своей многострадальной жене: „Что ты жалуешься? Поэзию уважают только в этой стране - тут за нее убивают людей".
Кроме того, литература была единственной силой, способной противостоять наиболее опасному оружию советского государства - его способности парализовать творческое мышление человека при помощи смеси террора, апатии, страха и „двоемыслия". Чтобы преодолеть этот гнет, следовало прежде всего вернуть словам их истинное отношение к реальности - то есть их действительное, а не принудительно навязанное значение. Идеи, если они не могут конкурировать друг с другом, существуют лишь в зачаточной форме. Для их развития и кристаллизации необходим обмен с коллегами информацией, впечатлениями и другими идеями. В этом и состояло действительно подавляющее воздействие партийной монополии в средствах массовой информации, где, как........

I. Источники
1.1.Амальрик А.А. Записки диссидента. - М.: Слово, 1991. -432 с.
1.2.Андропов Ю. В. Коммунистическая убежденность - великая сила строителей нового мира. - М., 1977.-29 с.
1.3.Буковский В. «И возвращается ветер…». Письма русского путешественника. - М., 1990. - 464 с.
1.4.Заключительный акт.//Во имя мира, безопасности и сотрудничества: К итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки. 30 июня-1 августа 1975 года. - М., 1975.- 127 с.
1.5.Левитин-Краснов А.Э. Родной простор: Демократическое движение. Воспоминания.- М.: Frankfurt/Main : Посев, 1981. - 493 с.
1.6. Марченко А. Живи как все. - М., 1993. - 448 с.
1.7.Материалы XXIV съезда КПСС. - М., 1971- 396 с.
1.8.Родос В.Я. Сын палача: Воспоминания. - М.: ОГИ, 2008. - 656 с.
1.9.Сахаров А.Д. О письме Александра Солженицына "Вождям Советского союза. -М.: Хроника, 1974. - 15 с.
1.10.Сахаров А.Д. О стране и мире: Сборник произведений. -М.: Хроника, 1976. - 183 с.
1.11.Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛаг. - Нью-Йорк, 1978. -184с.
1.12.Солженицын А.И. Жить не по лжи. - М.,1984. - 5 с.
1.13. Тимофеев Л.М. Я - особо опасный преступник: одно уголовное
дело. - М., 1990. - 256 с.
1.14. Щаранский Н.Б. Не убоюсь зла: Воспоминания. - М., 1991.- 387 с.
1.15. Эткинд Е.Г. Записки незаговорщика. Барселонская проза. - СПб., 2001. -496 с.
I I. Литература
2.1. Алексеева Л. А. Инакомыслие в СССР: Опыт статистического анализа//СССР: Внутренние противоречия. - М., 1983. - 5с.
2.2. Алексеева Л. А. История инакомыслия в СССР: Новейший период . - М., 2001. - 382 с.
2. 3. Березовский В.Н. Движение диссидентов в СССР в 60-х первой половине 80-х годов.//Россия в ХХ веке: Историки мира спорят. - М., 1994. - 615 с.
2.4.Богораз Л.И. , Даниэль Ю. А. Диссиденты. Опыт словаря нового мышления. - М., 1989. - 411с.
2.5.Большев А.О. Диссидентский дискурс и русская история .- СПб., 2005. - 116 с.
2.6. Геллер М. Я. Российские заметки.- М.: МИК, 1999. - 567 с.
2.7. Груздева Л.Н. Диссидентское движение в России: истоки и генезис. - Воронеж, 1994. - 16 с.
2.8. Копелев Л. З. Вера в слово: Выступления и письма. - М.: Ann Arbor : Ardis, 1977. - 80 с.
2.9.Кара-Мурза С.Г. Диссиденты - советская «закваска» антисоветского проекта. - М., 1998.
2.10.Королев А.А. Диссидентство как общественно-политический феномен//Проблемы политической и экономической истории России.- М., 1998. -216с.
2.11. Королева Л.А. Власть и диссидентство, 1950-1980 гг.: автореф. дис. … д-ра ист. наук. - М., 2001.
2.12. Лукин Ю.Ф. Из истории сопротивления тоталитаризму в СССР (20- 80-е гг.). - М., 1992. - 203 с.
2.13. Лушин А.И. Власть и правозащитное движение в СССР: автореф. дис. … д-ра. ист. наук. - Саранск, 2004.
2.14. Медведев А.М. Солженицын и Сахаров: Два пророка .- М. : Время, 2004. - 432 с.
2.15.Соловьев В., Клепикова Е.А. Заговорщики в Кремле: от Андропова до Горбачева. - М., 1991. - 304 с.
2.16.Чуковская Л. К. Открытое слово .- М.: IMA press, 1991. - 95 c.
2.17. Шаклеин В. А. Сорок лет диссидентского правозащитного движения на Урале. - М.: Екатеринбург, 2005. - 26 с.
2.18. Шарапов И.П. Одна из тайн КГБ: К истории инакомыслия в советской России. - М., 1990. -116 с.
2.19. Шалюгина С.А. Идейно-политические течения в диссидентском движении в СССР в 1960-1970-е гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. - М., 2003.
2. 20. Шеенков О.А. Правозащитное движение в России. - М., 2004.-94 с.
2.21.Шумилин Д. А. «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына как художественное исследование. - М.: 1999. -61 с.
2.22. Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. - М., 1985.- 463 с.
1.1.Алексеева Л. А.Инакомыслие в СССР: Опыт статистического анализа в СССР: Внутренние противоречия. - М.: Слово, 1983. - 276 с.
1.2.Алексеева Л. А. История инакомыслия в СССР: Новейший период. - М.: Слово, 2001. - 206 с.
1.3.Амальрик А.А. Записки диссидента. - М.:Хроника , 1991. - 432 с.
1.4.Андропов Ю. В. Коммунистическая убежденность - великая сила строителей нового мира. - Режим доступа: d/225.html.
1.5.Богораз Л.И., Даниэль Ю. А. Диссиденты. Опыт словаря нового мышления. - М.: Прогресс, 1989. - 411 с.
1.6.Буковский В. «И возвращается ветер…». Письма русского путешественника. - М.: Демократическая Россия, 1990. - 464 с.
1.7.Левитин-Краснов А.Э. Родной простор: Демократическое движение. Воспоминания.- М.: Frankfurt/Main: Посев, 1981. - 496 с.
1.8.Марченко А. Живи как все. - М.: Весть, 1993. - 322 с.
1.9.Медведев Р. А. Из воспоминаний.-М.: Олимп,1991- 50 с.
1.10.Родос В.Я. Сын палача: Воспоминания. - М.: ОГИ, 2008. - 112 с.
1.11.Сахаров А.Д. О письме Александра Солженицына "Вождям Советского союза. - М.: Хроника, 1974. - 72 с.
1.12.Сахаров А.Д. О стране и мире: Сборник произведений. - М.: Хроника, 1976. - 187 с.
1.13.Сигма. Самиздат. -Режим доступа: archive/6204.
1.14.Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛаг: в 3 т. - Нью-Йорк: YMCA-Press, 1978. - Т. 1. - 512 с.
1.15.Солженицын А.И. Жить не по лжи. - М.: ВРХД, 1984. - 154 с.
1.16.Копелев Л. З. Вера в слово: Выступления и письма. - М.: Ann Arbor :Ardis, 1977.- 89 с.
1.17. Шаклеин В. А. Сорок лет диссидентского правозащитного движения на Урале. - Режим доступа: documents/65.htm.
1.18.Хельсинкские соглашения 1975 года. - Режим доступа: d/225.html.
1.19.Щаранский Н.Б. Не убоюсь зла: Воспоминания. - М.: Олимп, 1991.- 211 с.
1.20.Эткинд Е.Г. Записки незаговорщика. Барселонская проза. - СПб.: Акад. проект, 2001. - 121 с.
1.21.Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. - М.: Правда, 1985.- 534 с.
I I. Литература
2.1.Березовский В.Н. Движение диссидентов в СССР в 60-х первой половине 80-х годов.//Россия в ХХ веке: Историки мира спорят. - М.: Наука, 1994. - 306 с.
2.2. Большев А.О. Диссидентский дискурс и русская история.- СПб.: СПбГУ, 2005. - 116 с.
2.3.Геллер М. Я. Российские заметки.- М.: МИК, 1999. - 428 с.
2.4.Год великого перелома: 1968. - Режим доступа: russian_reporter/2008/16/god_velikogo_pereloma/.
2.5.Груздева Л.Н. Диссидентское движение в России: истоки и генезис. - Воронеж, 1994. - 252 с.
2.6.Кара - Мурза С.Г. Диссиденты - советская «закваска» антисоветского проекта. - М.: Диалог, 1998.-114 с.
2.7.Королев А.А. Диссидентство как общественно-политический феномен//Проблемы политической и экономической истории России.- М.: Воля, 1998. - 124 с.
2.8. Королева Л.А. Власть и диссидентство, 1950-1980 гг.: автореф. дис. … д-ра ист. наук. - М.:МОСУ, 2001.- 43 с.
2.9. Лукин Ю.Ф. Из истории сопротивления тоталитаризму в СССР (20- 80-е гг.). - М.: МГУ,1992. - 203 с.
2.10.Лушин А.И. Власть и правозащитное движение в СССР: автореф. дис. … д-ра. ист. наук. - М.: Воля, 2004.- 44 с.
2.11.Медведев А.М. Солженицын и Сахаров: Два пророка. - М.: Время, 2004. - 432 с.
2.12.Соловьев В., Клепикова Е.А. Заговорщики в Кремле: от Андропова до Горбачева. - М.: Воля, 1991. - 309 с.
2.13.Чуковская Л. К. Открытое слово.- М.: IMApress, 1991. - 95 c.
2.14.Шарапов И.П. Одна из тайн КГБ: К истории инакомыслия в советской России. - М.: Время, 1990. - 116 с.
2.15.Шалюгина С.А. Идейно-политические течения в диссидентском движении в СССР в 1960-1970-е гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. - М.:МИК, 2003. - 37 с.
2.16. Шеенков О.А. Правозащитное движение в России. - М., 2004.- 94 с.
2.17.Шумилин Д. А. «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына как художественное исследование. - Режим доступа: russkaja-literatura/sposoby-voplowenija-pozicii-avtora-v-arhipelage-gulag-a-i-solzhenicyna.html.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.