На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 109714


Наименование:


Диплом Особенности сформированности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 13.11.2017. Сдан: 2014. Страниц: 93. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Особенности сформированности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению особенностей сформированности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 8
1.1 Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста в норме 8
1.2 Особенности формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 26
1.3 Психолого-педагогические подходы к развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 35
Глава 2. Изучение особенностей сформированности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 47
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 47
2.2 Анализ и результаты констатирующего эксперимента …..…………….52

2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей сформированности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
Приложения 93

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. Одной из актуальных проблем в образовании является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования лиц с ОВЗ, отдает приоритет инклюзивному образованию, ориентирует на разные образовательные потребности и устанавливает особенности организации образовательного процесса и индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. Закон устанавливает возможность адаптировать образовательную программу с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей лиц с ОВЗ, обеспечивая их право на образование.
С 1 сентября 2016 годы требования, обязательные при разработке и реализации образовательными организациями адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ регламентируются вступившим в силу Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598).
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья дети с задержкой психического развития составляют самую многочисленную группу, которая чрезвычайно неоднородна по этиологии, патогенезу и степени выраженности (Т.А.Власова, И.А.Коробейников, Л.В. Кузнецова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С.Певзнер, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова и др.). По клинико-психологической классификации К.С. Лебединской выделяют задержку психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза. Однако общим признаком, позволяющим объединять столь различные как этиопатогенетически, так и клинически состояния в группу нарушений психического развития в детском возрасте, - является нарушение коммуникативных способностей у данных детей.
Наиболее разработанными в специальной литературе являются общие сведения о конкретных проявлениях и причинах снижения темпов психического развития у детей представлены в трудах Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, и др.), психолого-педагогические основы обучения детей с ЗПР (Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко и др.). В меньшей степени изучено общение детей с ЗПР, в то время как развитие коммуникативных навыков является важнейшим фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская), а также влияют на общий уровень его деятельности (З. М. Богуславская, Д. Б. Эльконин).
Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречиями между необходимостью целенаправленного, системного процесса формирования коммуникативных навыков младшего школьника с задержкой психического развития и отсутствием теоретического и практического обоснования методической системы эффективного обеспечения данного процесса.
Цель исследования – выявить особенности сформированности коммуникативных навыков и определить содержание коррекционно-педагогической работы по их развитию у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности сформированности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования:
Сущность коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития, как и у сверстников, характеризуется совокупностью информационных, интерактивных, перцептивных действий в процессе общения.
Процесс формирования коммуникативных навыков осложняется тем, что дети с задержкой в психическом развитии:
- не в состоянии самостоятельно и устойчиво принимать и передавать информацию собеседнику;
- не всегда готовы взаимодействовать на основе совместного планирования, ориентации на партнера и самостоятельного решения конфликтных ситуаций в режиме сотрудничества;
- проявляют искаженное понимание отношения со стороны другого, отсутствие способности к пониманию эмоционального состояния другого человека, затрудняются в выделении личностных характеристик партнера по общению.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков будет более эффективной, если учитывать ряд особенностей сформированности коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития: отсутствие учета позиции другого, отсутствие умения согласовывать усилия при сотрудничестве, низкие навыки передачи и восприятия информации в общении.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были решены следующие задачи исследования:
- проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования: выявлены особенности коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста в норме, а также определены особенности формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- подобран и обоснован комплекс методик для диагностики актуального уровня сформированности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- разработаны конкретные методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с учетом условных уровней их проявления.
Методологическую основу исследования научно обоснованные положения и идеи личностно ориентированного (A.C. Белкин, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская и др.); коммуникативного (Н.И. Гез, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова и др.) подходов к организации образовательного процесса; теоретические работы, посвященные исследованию проблемы формирования коммуникативных навыков(С.Г. Воровщиков, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд, Т.А. Шамова, и др.); положения об объективных закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка, раскрытые Л.C. Выготским в теории культурно-исторического развития психики; теоретические позиции ведущих отечественных дефектологов и психологов по проблемам задержки психического развития (Е.А. Екжанова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.)
Методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: тестирование, метод наблюдения
- экспериментальные методы: констатирующий эксперимент;
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понятие и выявлены особенности коммуникативных навыков по отношению к детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- разработаны методические рекомендации по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на основе игровой деятельности.
Практическая значимость исследования:
- методические рекомендации по преодолению нарушений коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР были апробированы в МБОУ СШ № 84 г. Красноярска в 2015/2016 году.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению особенностей сформированности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.1 Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста в норме
Коммуникация является одной из основных форм активности человека, без которой невозможны другие фирмы активности как деятельность, познание и рефлексия). Коммуникация осуществляется в процессе прямого или косвенного взаимодействия людей.
Психологическое и личностное развитие человека находится в фундаментальной зависимости от коммуникации, т. с. общение рассматривается как фактор психического и социального развития человека. Бот него невозможно полноценное формирование ни одной психической функции, психического процесса, психических свойств, личностных качеств человека.
При изучении природы коммуникативных умений, необходимо иметь представление о таких основных понятиях, как «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «общение», которые взаимосвязаны между собой.
В науке отсутствует однозначное понимания сущности коммуникации....


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗПР определяется как специфическое нарушение психического развития, отличающееся от других форм дизонтогенеза в детском возрасте: нарушений психического развития при дефектах анализаторов, аутизме, психопатиях и др.
В целом, при ЗПР различного этиопатогенеза чаще всего имеет место сочетание различных симптомов: замедление темпа развития одних психических функций, стойкое недоразвитие других и нарушение структуры третьих психических функций.
Максимального значения необходимость сформированности коммуникативных умений достигает к моменту обучения в школе, т.е. в младшем школьном возрасте (М.И. Лисина, А.Г. Рузская,
В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шульшенко). Отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативных умений и навыков является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
В психолого-педагогических исследованиях выделен ряд качественных характеристик общения детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые связаны с общими особенностями их развития: бедностью знаний, игровым характером интересов, несформированностью контекстной речи, саморегуляции. Установлено, что к школьному возрасту дети с ЗПР не достигают необходимого развития общения: им не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы. Е.Н. Васильева выявила у младших школьников с ЗПР запаздывание формирования социальных отношений по сравнению с нормой.
По мнению ученых, значительное число младших школьников с ЗПР не обладают коммуникативными умениями на достаточном для успешного социального контакта уровне. Дети, принимая и передавая информацию, нуждаются в активизации со стороны учителя, помощи в виде дополнительных вопросов для конкретизации сообщения. Процесс взаимодействия в совместной деятельности протекает успешно только с партнером хорошо знакомым и эмоционально совместимым. Дети стремятся уловить характер отношения к себе, но при этом часто завышают внешние оценки, могут правильно уловить эмоциональное состояние другого, но тонкие эмоции не дифференцируют. Отмечены симптомы дезадаптации в социуме.
Рассматривая учебный процесс с точки зрения взаимодействий и взаимоотношений, не вызывает сомнения значимость сформированности коммуникативных умений для каждого ученика. Сформированные коммуникативные навыки, оказывая влияние на полноценное протекание процесса общения, дают возможность детям активно включаться в систему взаимоотношений и взаимодействий, что в результате ведет их к полной социализации.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что в психолого-педагогической литературе нет единства в понимании сущности и содержания коммуникативных навыков. Не определены структура и уровни их сформированности у младших школьников с ЗПР, что затрудняет работу педагогов в направлении их совершенствования.
Проведенный нами констатирующий эксперимент показал следующую специфику развития коммуникативных навыков:
Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков имеет только 10% младших школьников с ЗПР. Только один ребенок с ЗПР учитывает различие позиций собеседника, может высказать и обосновать свое собственное мнение, приходит к согласию относительно способа выполнения деятельности, осуществляет контроль совместного действия. В общении, устанавливая кoнтакт, ребенок смотрит партнеру в глаза; обращается к сверстнику по имени; использует доброжелательный тон; когда по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствует, благодарит сверстника и прощается с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника (пытается разрешить конфликт сам или обращается за помощью взрослого). При общении с другим (взрослым и сверстником) не перебивает говорящего, а если и перебивает, то не забывает извиниться; умеет понять эмоциональное настрoение партнера (сопереживает).
Средний уровень сформированности коммуникативных навыков имеют 30% младших школьников с ЗПР.
Младшие школьники с ЗПР данной группы понимают возможность разных подходов к оценке ситуации и допускают, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не всегда способны обосновать свои ответы. Учитывают различные потребности и интересы людей.
Стараются договариваться, приходить к общему решению, осуществляют слабый контроль по ходу выполнения деятельности, иногда оказывали помощь по ходу рисования, преобладало нейтральное эмоциональное отношение к совместной деятельности.
В общении забывают использовать этикетные речевые формулы в ситуации приветствия, прощания, благодарности - использовали при напоминании взрослым. При установлении контакта не использовали зрительный и тактильный контакт. В общении используют доброжелательный тон, при этом перебивают сверстников в общении, никак не реагируют на грубое отношение к себе и другим детям.
Большинство младших школьников с ЗПР имеют низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (60% детей с ЗПР).
Младшие школьники с ЗПР не учитывают возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета или выбора, а основываются на собственном мнении. Таким образом, младшие школьники с ЗПР исключают возможность разных точек зрения, принимают сторону одного из персонажей, признавая другие позиции однозначно неправильными.
В совместной деятельности не могут договариваться, приходить к общему решению, настаивают на своем; не сформировано умение убеждать, аргументировать и т.д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности отсутствовал, взаимопомощь по ходу рисования отсутствовал (каждый занимался только своей варежкой), преобладало отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
В общении при установлении контакте дети данной группы не смотрели партнеру в глаза; к партнеру по общении по имени не обращаются; не использует формулы речевого этикета (по собственной инициативе (без напоминания взрослых) не приветствует, не благодарит сверстника и не прощается с ним; в конфликтных ситуациях оскорбляет собеседника.; постоянно перебивают, позволяют кричать на себя и других, не сопереживают и не сочувствуют другим детям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 1999.
2. Андреева Г.М. Специальная психология. – М., 2001.
3. Андреева, Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г. М. Андреева, Я. Яноушек. - М., 1987.
4. Ахмедбекова Р.Р. Дидактическая игры как средство развития познавательной активности младших школьников / Р.Р. Ахмедбекова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2008. - №3. – С. 20 – 25.
5. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. Москва; Воронеж, 2002.
6. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности : учеб. метод, пособие. - СПб. : КАРО, 2005.-288 с.
7. Большой психологический словарь/сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2014. 672 с.
8. Бородин, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородин. - М.: Просвещение, 1981.
9. Букатов В.М. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социоигровых технологий обучения школьников / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – Петрозаводск, 2008. – 1 87 с.
10. Васильева О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития на уроках литературного чтения.// 05.2016. VII Региональный методический интерактивный семинар "Образование детей с ОВЗ в современных условиях: опыт, поиск, развитие". [Электронный ресуос]: archive-2014/3-section-2014/formirovanie-kommunikativnyx-universalnyx-uchebnyx-dejstvij-u-obuchayushhixsya-s-zaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya-na-urokax-literaturnogo-chteniya.html
11. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988.
12. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно / Л.А. Вербицкая. – М., 2003.
13. Винникова, E. А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР / Е. А. Винникова, Е. С. Слепович //
14. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии. / Т.А.Власова, М.С.Певзнер. - М.: Смысл, 2003.- 103с.
15. Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1981. – 119 с.
16. Выготский, JI. С. Собрание сочинений / под ред. В. В. Давыдова, Педагогика, 1983. — Т. 3 : Проблемы развития психики.
17. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
18. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младшего школьника: эффективность и перспективы формирования / И.А. Гришанова // Фундаментальные исследования. – 2012. - №11-6. – С. 1364 – 1367.
19. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - М.: Москва, 2003.
20. Дусавицкий А. К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения. Вопр. психологии, 1993, № 1с. 58-65.
21. Ефимова Е.В. Формирование основ коммуникативно-ориентированной культуры учащихся начальной школы в условиях модернизации образования: Дис. канд. пед. наук. – М., 2004. – 174 с.
22. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности как основа их социальной адаптации: Дис. канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2011. – 193 с.
23. Защиринская О.В. Коммуникативное качество личности в контексте социализации детей с ЗПР /
24. Кашницкий В.И. Коммуникативность личности как предмет научного изучения / В.И. Кашницкий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. – Т. 14. - №4. – С. 131 – 137.
25. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и совершенствование: Дис. канд. психол. наук. – М., 1991.
26. Климова А.О. Особенности психодиагностики коммуникативных способностей младших школьников / А.О. Климова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2010. - №9. – С. 119 – 130.
27. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учебное пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 432 с.
28. Кон И.С. Дружба.- М.: Просвещение, 2005. – 303 с.
29. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, М: Педагогический университет "Первое сентября", 2008. – 109 с.
30. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
31. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2013. - 544 с.
32. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Меж-личностное общение. СПб., 2001.
33. Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 1996. - № 6. - С. 67-72.
34. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов.– М.: Просвещение, 1990.– 346 с.
35. Лебединская К.С. Задержка психического развития / Хрестоматия Детская патопсихология. -М.:2000.- С.50-63 - 349с.
36. Леонова Е.В. Развитие коммуникативной способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А.В. Плотникова // Начальная школа. – 2011. - №7. – С. 91 – 96.
37. Летягина С.К. Социальные представления о дружбе в различных возрастных группах.// Известия саратовского университета. новая серия. акмеология образования. психология развития. – 2010. - №3. – С. 78-86.
38. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: Дис. канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2003.
39. Лубовский В.И., Переслени Л.И., Шошин П.Б. и др. Обучение детей с задержкой психического развития. - М.: Просвещение, 1981. - 119 с.
40. Лубовский, В.И. Специальная психология : учебное пособие / В.И. Лубовский [и др.]. – М. : Академия, 2007.
41. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
42. Матюхина, М. В. Психология младшего школьника / М. В. Мухина, Т. С. Михальчик. - М.: Академия, 2003.
43. Мишанова О.Г. Принципы осуществления коммуникативного образования младших школьников / О.Г. Мишанова // Педагогический журнал. – 2012. - №2-3. – С. 95 – 110.
44. Мохов В.А., Мохова Е.Е. Особенности дружбы младших школьников и младших подростков. //Учитель и ученик: проблемы, поиск, находки: Сборник ОМЦ МКО ЮЗАО №23 сер. 7. Москва, 2000.
45. Мудрик А.В. Формирование личности школьника в процессе общения. M., Знание, 2012.- 78с.
46. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2002.
47. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2003.
48. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: учебное пособие Издательство: Академия, 2007. – 215 с.
49. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.// Дефектология. - 2000. - № 3. - С. 12-16.
50. Петровский А.В. Категории психологии: Дружеское общение // Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: ACADEMIA, 2012. С.253–255.
51. Петровский, А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Москва, 2002.
52. Петряева Н.С. Формирование культуры общения младших школьников посредством программы кружка «Учимся общаться» / Н.С. Петряева, Л.В. Мамедова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2011. - №8. – С. 92 – 95. 37.
53. Печёнкина Е.В. Программа развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е.В. Печёнкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - №6. – С. 337 – 339.
54. Психология детей с задержкой психического развития: Изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. — СПб. : Речь, 2003. 432 с.
55. Психология общения: энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011.
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
57. Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций для вузов. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
58. Рыбаков И.А. О развитии социально-коммуникативных способностей младших школьников / И.А. Рыбаков // Журнал научно-практической информации. – 2011. - №11. – С. 45 – 62. 43.
59. Семенович А.В. Нейропсихологические синдромы от-клоняющегося развития // Журнал психиатрии. 1999. Т. 3, № 3.
60. Слепцова К.Д. Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством деловой игры / К.Д. Слепцова, М.И. Андросова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвящённой российской детской психологии. – Якутск, 2013. – С. 76 – 77.
61. Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития. – М.: Сфера, 2009. – 320 с.
62. Соловьева, Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности [Текст] /
63. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М., 2006.
64. Степина О. С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития // Специальное образование. 2007. № 4 (8).
65. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург. - 2007. – № 8. – С. 52-59.
66. Стрыгина М.Н. Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника.// Наука и школа. - 2011. - № 6. - С. 117-123.
67. Сухарева Г.Е. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. / Г.Е.Сухарева. - М.: Академия, 1991. - 319с.
68. Тамбиева С.О. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников: Дис. канд. пед. наук. – Карачаевск, 2007. – 230 с.
69. Теличко О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности младших школьников / О.А. Теличко // Культура. Наука. Интеграция. – 2012. – Т. 17. - №1. – С. 54 – 58.
70. Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
71. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008.
72. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. / У.В.Ульенкова. - Н.Новгород: ПГПУ, 1994.-230с.
73. Уракова Ф.К. Методическая система формирования коммуникативных умений и навыков учащихся национальной школы / Ф.К. Уракова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и Психология. – 2010. - №1.
74. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие К. Фопель. – М.: Генезис, 1998.
75. Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2004. - 120с.
76. Шкуричева Н. Воспитание гармоничных межличностных отношений младших школьников.// Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 224-229.
77. Юркова, Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2014. - 21 с.
78. Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям / Т.А. Яндукова // Вестник Самарского государственного университета. – 2013. - №8. – С. 283 – 287.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.