Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 109714


Наименование:


Диплом Особенности сформированности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 13.11.2017. Сдан: 2014. Страниц: 93. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Особенности сформированности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению особенностей сформированности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 8
1.1 Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста в норме 8
1.2 Особенности формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 26
1.3 Психолого-педагогические подходы к развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 35
Глава 2. Изучение особенностей сформированности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 47
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 47
2.2 Анализ и результаты констатирующего эксперимента …..…………….52

2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей сформированности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
Приложения 93

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. Одной из актуальных проблем в образовании является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) комплексно регулирует отношения в сфере образования, в том числе образования лиц с ОВЗ, отдает приоритет инклюзивному образованию, ориентирует на разные образовательные потребности и устанавливает особенности организации образовательного процесса и индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. Закон устанавливает возможность адаптировать образовательную программу с учетом особенностей психофизического развития и специальных образовательных потребностей лиц с ОВЗ, обеспечивая их право на образование.
С 1 сентября 2016 годы требования, обязательные при разработке и реализации образовательными организациями адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ регламентируются вступившим в силу Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598).
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья дети с задержкой психического развития составляют самую многочисленную группу, которая чрезвычайно неоднородна по этиологии, патогенезу и степени выраженности (Т.А.Власова, И.А.Коробейников, Л.В. Кузнецова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С.Певзнер, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова и др.). По клинико-психологической классификации К.С. Лебединской выделяют задержку психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза. Однако общим признаком, позволяющим объединять столь различные как этиопатогенетически, так и клинически состояния в группу нарушений психического развития в детском возрасте, - является нарушение коммуникативных способностей у данных детей.
Наиболее разработанными в специальной литературе являются общие сведения о конкретных проявлениях и причинах снижения темпов психического развития у детей представлены в трудах Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, и др.), психолого-педагогические основы обучения детей с ЗПР (Г.И. Жаренкова, Г.М. Капустина, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко и др.). В меньшей степени изучено общение детей с ЗПР, в то время как развитие коммуникативных навыков является важнейшим фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская), а также влияют на общий уровень его деятельности (З. М. Богуславская, Д. Б. Эльконин).
Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречиями между необходимостью целенаправленного, системного процесса формирования коммуникативных навыков младшего школьника с задержкой психического развития и отсутствием теоретического и практического обоснования методической системы эффективного обеспечения данного процесса.
Цель исследования – выявить особенности сформированности коммуникативных навыков и определить содержание коррекционно-педагогической работы по их развитию у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – особенности сформированности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования:
Сущность коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития, как и у сверстников, характеризуется совокупностью информационных, интерактивных, перцептивных действий в процессе общения.
Процесс формирования коммуникативных навыков осложняется тем, что дети с задержкой в психическом развитии:
- не в состоянии самостоятельно и устойчиво принимать и передавать информацию собеседнику;
- не всегда готовы взаимодействовать на основе совместного планирования, ориентации на партнера и самостоятельного решения конфликтных ситуаций в режиме сотрудничества;
- проявляют искаженное понимание отношения со стороны другого, отсутствие способности к пониманию эмоционального состояния другого человека, затрудняются в выделении личностных характеристик партнера по общению.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков будет более эффективной, если учитывать ряд особенностей сформированности коммуникативных навыков младших школьников с задержкой психического развития: отсутствие учета позиции другого, отсутствие умения согласовывать усилия при сотрудничестве, низкие навыки передачи и восприятия информации в общении.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были решены следующие задачи исследования:
- проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования: выявлены особенности коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста в норме, а также определены особенности формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- подобран и обоснован комплекс методик для диагностики актуального уровня сформированности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- разработаны конкретные методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития с учетом условных уровней их проявления.
Методологическую основу исследования научно обоснованные положения и идеи личностно ориентированного (A.C. Белкин, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская и др.); коммуникативного (Н.И. Гез, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова и др.) подходов к организации образовательного процесса; теоретические работы, посвященные исследованию проблемы формирования коммуникативных навыков(С.Г. Воровщиков, Б.С. Гершунский, И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд, Т.А. Шамова, и др.); положения об объективных закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка, раскрытые Л.C. Выготским в теории культурно-исторического развития психики; теоретические позиции ведущих отечественных дефектологов и психологов по проблемам задержки психического развития (Е.А. Екжанова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.)
Методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: тестирование, метод наблюдения
- экспериментальные методы: констатирующий эксперимент;
Теоретическая значимость исследования:
- уточнено понятие и выявлены особенности коммуникативных навыков по отношению к детям младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
- разработаны методические рекомендации по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на основе игровой деятельности.
Практическая значимость исследования:
- методические рекомендации по преодолению нарушений коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР были апробированы в МБОУ СШ № 84 г. Красноярска в 2015/2016 году.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению особенностей сформированности коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.1 Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста в норме
Коммуникация является одной из основных форм активности человека, без которой невозможны другие фирмы активности как деятельность, познание и рефлексия). Коммуникация осуществляется в процессе прямого или косвенного взаимодействия людей.
Психологическое и личностное развитие человека находится в фундаментальной зависимости от коммуникации, т. с. общение рассматривается как фактор психического и социального развития человека. Бот него невозможно полноценное формирование ни одной психической функции, психического процесса, психических свойств, личностных качеств человека.
При изучении природы коммуникативных умений, необходимо иметь представление о таких основных понятиях, как «коммуникация», «коммуникативная компетентность», «общение», которые взаимосвязаны между собой.
В науке отсутствует однозначное понимания сущности коммуникации....


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗПР определяется как специфическое нарушение психического развития, отличающееся от других форм дизонтогенеза в детском возрасте: нарушений психического развития при дефектах анализаторов, аутизме, психопатиях и др.
В целом, при ЗПР различного этиопатогенеза чаще всего имеет место сочетание различных симптомов: замедление темпа развития одних психических функций, стойкое недоразвитие других и нарушение структуры третьих психических функций.
Максимального значения необходимость сформированности коммуникативных умений достигает к моменту обучения в школе, т.е. в младшем школьном возрасте (М.И. Лисина, А.Г. Рузская,
В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шульшенко). Отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативных умений и навыков является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
В психолого-педагогических исследованиях выделен ряд качественных характеристик общения детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые связаны с общими особенностями их развития: бедностью знаний, игровым характером интересов, несформированностью контекстной речи, саморегуляции. Установлено, что к школьному возрасту дети с ЗПР не достигают необходимого развития общения: им не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы. Е.Н. Васильева выявила у младших школьников с ЗПР запаздывание формирования социальных отношений по сравнению с нормой.
По мнению ученых, значительное число младших школьников с ЗПР не обладают коммуникативными умениями на достаточном для успешного социального контакта уровне. Дети, принимая и передавая информацию, нуждаются в активизации со стороны учителя, помощи в виде дополнительных вопросов для конкретизации сообщения. Процесс взаимодействия в совместной деятельности протекает успешно только с партнером хорошо знакомым и эмоционально совместимым. Дети стремятся уловить характер отношения к себе, но при этом часто завышают внешние оценки, могут правильно уловить эмоциональное состояние другого, но тонкие эмоции не дифференцируют. Отмечены симптомы дезадаптации в социуме.
Рассматривая учебный процесс с точки зрения взаимодействий и взаимоотношений, не вызывает сомнения значимость сформированности коммуникативных умений для каждого ученика. Сформированные коммуникативные навыки, оказывая влияние на полноценное протекание процесса общения, дают возможность детям активно включаться в систему взаимоотношений и взаимодействий, что в результате ведет их к полной социализации.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что в психолого-педагогической литературе нет единства в понимании сущности и содержания коммуникативных навыков. Не определены структура и уровни их сформированности у младших школьников с ЗПР, что затрудняет работу педагогов в направлении их совершенствования.
Проведенный нами констатирующий эксперимент показал следующую специфику развития коммуникативных навыков:
Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков имеет только 10% младших школьников с ЗПР. Только один ребенок с ЗПР учитывает различие позиций собеседника, может высказать и обосновать свое собственное мнение, приходит к согласию относительно способа выполнения деятельности, осуществляет контроль совместного действия. В общении, устанавливая кoнтакт, ребенок смотрит партнеру в глаза; обращается к сверстнику по имени; использует доброжелательный тон; когда по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствует, благодарит сверстника и прощается с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника (пытается разрешить конфликт сам или обращается за помощью взрослого). При общении с другим (взрослым и сверстником) не перебивает говорящего, а если и перебивает, то не забывает извиниться; умеет понять эмоциональное настрoение партнера (сопереживает).
Средний уровень сформированности коммуникативных навыков имеют 30% младших школьников с ЗПР.
Младшие школьники с ЗПР данной группы понимают возможность разных подходов к оценке ситуации и допускают, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не всегда способны обосновать свои ответы. Учитывают различные потребности и интересы людей.
Стараются договариваться, приходить к общему решению, осуществляют слабый контроль по ходу выполнения деятельности, иногда оказывали помощь по ходу рисования, преобладало нейтральное эмоциональное отношение к совместной деятельности.
В общении забывают использовать этикетные речевые формулы в ситуации приветствия, прощания, благодарности - использовали при напоминании взрослым. При установлении контакта не использовали зрительный и тактильный контакт. В общении используют доброжелательный тон, при этом перебивают сверстников в общении, никак не реагируют на грубое отношение к себе и другим детям.
Большинство младших школьников с ЗПР имеют низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (60% детей с ЗПР).
Младшие школьники с ЗПР не учитывают возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета или выбора, а основываются на собственном мнении. Таким образом, младшие школьники с ЗПР исключают возможность разных точек зрения, принимают сторону одного из персонажей, признавая другие позиции однозначно неправильными.
В совместной деятельности не могут договариваться, приходить к общему решению, настаивают на своем; не сформировано умение убеждать, аргументировать и т.д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности отсутствовал, взаимопомощь по ходу рисования отсутствовал (каждый занимался только своей варежкой), преобладало отрицательное эмоциональное отношение к совместной деятельности (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
В общении при установлении контакте дети данной группы не смотрели партнеру в глаза; к партнеру по общении по имени не обращаются; не использует формулы речевого этикета (по собственной инициативе (без напоминания взрослых) не приветствует, не благодарит сверстника и не прощается с ним; в конфликтных ситуациях оскорбляет собеседника.; постоянно перебивают, позволяют кричать на себя и других, не сопереживают и не сочувствуют другим детям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 1999.
2. Андреева Г.М. Специальная психология. – М., 2001.
3. Андреева, Г. М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г. М. Андреева, Я. Яноушек. - М., 1987.
4. Ахмедбекова Р.Р. Дидактическая игры как средство развития познавательной активности младших школьников / Р.Р. Ахмедбекова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2008. - №3. – С. 20 – 25.
5. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. Москва; Воронеж, 2002.
6. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности : учеб. метод, пособие. - СПб. : КАРО, 2005.-288 с.
7. Большой психологический словарь/сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2014. 672 с.
8. Бородин, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородин. - М.: Просвещение, 1981.
9. Букатов В.М. Нескучные уроки: обстоятельное изложение социоигровых технологий обучения школьников / В.М. Букатов, А.П. Ершова. – Петрозаводск, 2008. – 1 87 с.
10. Васильева О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития на уроках литературного чтения.// 05.2016. VII Региональный методический интерактивный семинар "Образование детей с ОВЗ в современных условиях: опыт, поиск, развитие". [Электронный ресуос]: archive-2014/3-section-2014/formirovanie-kommunikativnyx-universalnyx-uchebnyx-dejstvij-u-obuchayushhixsya-s-zaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya-na-urokax-literaturnogo-chteniya.html
11. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988.
12. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно / Л.А. Вербицкая. – М., 2003.
13. Винникова, E. А. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с ЗПР / Е. А. Винникова, Е. С. Слепович //
14. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии. / Т.А.Власова, М.С.Певзнер. - М.: Смысл, 2003.- 103с.
15. Власова Т.А., Лубовский В.И., Никашина Н.А. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1981. – 119 с.
16. Выготский, JI. С. Собрание сочинений / под ред. В. В. Давыдова, Педагогика, 1983. — Т. 3 : Проблемы развития психики.
17. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
18. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младшего школьника: эффективность и перспективы формирования / И.А. Гришанова // Фундаментальные исследования. – 2012. - №11-6. – С. 1364 – 1367.
19. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - М.: Москва, 2003.
20. Дусавицкий А. К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения. Вопр. психологии, 1993, № 1с. 58-65.
21. Ефимова Е.В. Формирование основ коммуникативно-ориентированной культуры учащихся начальной школы в условиях модернизации образования: Дис. канд. пед. наук. – М., 2004. – 174 с.
22. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности как основа их социальной адаптации: Дис. канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2011. – 193 с.
23. Защиринская О.В. Коммуникативное качество личности в контексте социализации детей с ЗПР /
24. Кашницкий В.И. Коммуникативность личности как предмет научного изучения / В.И. Кашницкий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. – Т. 14. - №4. – С. 131 – 137.
25. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и совершенствование: Дис. канд. психол. наук. – М., 1991.
26. Климова А.О. Особенности психодиагностики коммуникативных способностей младших школьников / А.О. Климова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2010. - №9. – С. 119 – 130.
27. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учебное пособие. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 432 с.
28. Кон И.С. Дружба.- М.: Просвещение, 2005. – 303 с.
29. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста, М: Педагогический университет "Первое сентября", 2008. – 109 с.
30. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
31. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. - СПб.: Питер, 2013. - 544 с.
32. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Меж-личностное общение. СПб., 2001.
33. Л.Г. Соловьева // Дефектология. - 1996. - № 6. - С. 67-72.
34. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов.– М.: Просвещение, 1990.– 346 с.
35. Лебединская К.С. Задержка психического развития / Хрестоматия Детская патопсихология. -М.:2000.- С.50-63 - 349с.
36. Леонова Е.В. Развитие коммуникативной способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности / Е.В. Леонова, А.В. Плотникова // Начальная школа. – 2011. - №7. – С. 91 – 96.
37. Летягина С.К. Социальные представления о дружбе в различных возрастных группах.// Известия саратовского университета. новая серия. акмеология образования. психология развития. – 2010. - №3. – С. 78-86.
38. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: Дис. канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2003.
39. Лубовский В.И., Переслени Л.И., Шошин П.Б. и др. Обучение детей с задержкой психического развития. - М.: Просвещение, 1981. - 119 с.
40. Лубовский, В.И. Специальная психология : учебное пособие / В.И. Лубовский [и др.]. – М. : Академия, 2007.
41. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
42. Матюхина, М. В. Психология младшего школьника / М. В. Мухина, Т. С. Михальчик. - М.: Академия, 2003.
43. Мишанова О.Г. Принципы осуществления коммуникативного образования младших школьников / О.Г. Мишанова // Педагогический журнал. – 2012. - №2-3. – С. 95 – 110.
44. Мохов В.А., Мохова Е.Е. Особенности дружбы младших школьников и младших подростков. //Учитель и ученик: проблемы, поиск, находки: Сборник ОМЦ МКО ЮЗАО №23 сер. 7. Москва, 2000.
45. Мудрик А.В. Формирование личности школьника в процессе общения. M., Знание, 2012.- 78с.
46. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2002.
47. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2003.
48. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: учебное пособие Издательство: Академия, 2007. – 215 с.
49. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.// Дефектология. - 2000. - № 3. - С. 12-16.
50. Петровский А.В. Категории психологии: Дружеское общение // Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: ACADEMIA, 2012. С.253–255.
51. Петровский, А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М.: Москва, 2002.
52. Петряева Н.С. Формирование культуры общения младших школьников посредством программы кружка «Учимся общаться» / Н.С. Петряева, Л.В. Мамедова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2011. - №8. – С. 92 – 95. 37.
53. Печёнкина Е.В. Программа развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Е.В. Печёнкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - №6. – С. 337 – 339.
54. Психология детей с задержкой психического развития: Изучение, социализация, психокоррекция : хрестоматия / сост. О. В. Защиринская. — СПб. : Речь, 2003. 432 с.
55. Психология общения: энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011.
56. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
57. Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций для вузов. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
58. Рыбаков И.А. О развитии социально-коммуникативных способностей младших школьников / И.А. Рыбаков // Журнал научно-практической информации. – 2011. - №11. – С. 45 – 62. 43.
59. Семенович А.В. Нейропсихологические синдромы от-клоняющегося развития // Журнал психиатрии. 1999. Т. 3, № 3.
60. Слепцова К.Д. Развитие коммуникативных навыков младших школьников посредством деловой игры / К.Д. Слепцова, М.И. Андросова // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвящённой российской детской психологии. – Якутск, 2013. – С. 76 – 77.
61. Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития. – М.: Сфера, 2009. – 320 с.
62. Соловьева, Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности [Текст] /
63. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М., 2006.
64. Степина О. С. Коммуникативные умения младших школьников с задержкой психического развития // Специальное образование. 2007. № 4 (8).
65. Степина, О. С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР // Специальное образование: Научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. образования. – Екатеринбург. - 2007. – № 8. – С. 52-59.
66. Стрыгина М.Н. Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника.// Наука и школа. - 2011. - № 6. - С. 117-123.
67. Сухарева Г.Е. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. / Г.Е.Сухарева. - М.: Академия, 1991. - 319с.
68. Тамбиева С.О. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников: Дис. канд. пед. наук. – Карачаевск, 2007. – 230 с.
69. Теличко О.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности младших школьников / О.А. Теличко // Культура. Наука. Интеграция. – 2012. – Т. 17. - №1. – С. 54 – 58.
70. Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
71. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008.
72. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. / У.В.Ульенкова. - Н.Новгород: ПГПУ, 1994.-230с.
73. Уракова Ф.К. Методическая система формирования коммуникативных умений и навыков учащихся национальной школы / Ф.К. Уракова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и Психология. – 2010. - №1.
74. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие К. Фопель. – М.: Генезис, 1998.
75. Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2004. - 120с.
76. Шкуричева Н. Воспитание гармоничных межличностных отношений младших школьников.// Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 224-229.
77. Юркова, Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2014. - 21 с.
78. Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения универсальным учебным действиям / Т.А. Яндукова // Вестник Самарского государственного университета. – 2013. - №8. – С. 283 – 287.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.