На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Работа № 109723


Наименование:


Курсовик Раннее выявление и специальная помощь детям раннего возраста с отклонениями в развитии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 13.11.2017. Сдан: 2016. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: 26.

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…...3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения отклонений раннего развития...6
1.1 Понятие отклонений раннего развития, их причины и виды………….....6
1.2 .Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста ……...9
ГЛАВА II. Характеристика системы специальной помощи………………...12
2.1 Становление системы специальной помощи за рубежом и в России….12
2.2. Психолого-педагогическое обследование детей первых трех лет жизни.……………………………………………………………………….……21
2.3 Модель раннего выявления и специальной помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии…… ……………………………………………………………………………….……31
Заключение……………………………………………………………….………37
Библиографический список………………………………………..………..….38


?
ВВЕДЕНИЕ

За последние десять лет количество детей с нормальным развитием снизилось на 8,5%. Как свидетельствуют специалисты, сегодня растет поколение «условно здоровых детей», а термин «отклонение» ,к сожалению, приобретает все большую степень употребления.
Полноценное развитие - это неотъемлемое право человека и одна из важнейших целей образования. Поэтому проблема раннего выявления нарушений в развитии ребенка и специальной помощи представляется очень важной на современном этапе становления человечества . Для реализации этой задачи требуется поиск наиболее действенных путей ее достижения.
Выделенная проблема находятся на пересечении различных наук. Но основная роль в разработке теории и практики организации системы раннего выявления, и специальной комплексной помощи принадлежит коррекционной педагогике и коррекционной психологии.
Ранний возраст считается самым ответственным в процесс развития ряда высших психических функций , в данном возрасте развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь и т.д Особенность мозга новорождённых, онтогенетическая «незрелость» его систем. Пластичность в формировании мозга в данный момент определяет вероятную возможность коррекции нарушенных или же отстающих в своём развитии функций. определяет большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а может быть, и предотвратить вторичные отклонения, а также использовать сенситивные периоды становления высших психических функций для их восстановления и развития.
Ребенок с физическим либо психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция.
Актуальность данной работы определяется несколькими причинами: необходимостью раннего выявления и коррекции отклонений развитии детей от рождения до трех лет, сложностью выбора конкретного метода выявления и помощи детям с отклонениями в развитии, рядом особенностей в их обучении .
Цель исследования состоит в теоретико-методическом обосновании того или иного предложенного нами выбора метода раннего выявления и специальной помощи детям раннего возраста в отклонении в развитии.
Объект исследования – процесс выявления и специальная помощь от рождения до конца раннего возраста детям с отклонениями в развитии.
Предмет исследования – пути повышения организации выявления и выбора специальной помощи для детей раннего возраста с отклонением в развитии.
Раннее выявление и специальная помощь обеспечивают максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза (помощь оказывается не только детям с уже выявленными отклонениями в развитии, но и детям группы риска младенческого и раннего возрастов, у которых могут чаще, чем у их сверстников, возникать те или иные проблемы в развитии); позволяют преодолевать разрыв между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям; делают возможным включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте), что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального школьного образования;
Все эти аспекты позволяют достичь наиболее возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.
?
ГЛАВА I. Теоретические аспекты изучения отклонений раннего развития


1.1 Понятие отклонений раннего развития, их причины и виды


На современном этапе развития одним из актуальных направлений психологии и педагогики во многих странах мира является контроль за психическим здоровьем детей с самого раннего возраста, который осуществляется специальными государственными службами.
Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно- познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения.
Раннее выявление и коррекция отклонений в развитии являются основополагающим принципом российской дефектологии. Многое в этом направлении уже сделано. Еще в 20-30-е годы в клинике профессора Н.М. Щелованова были разработаны показатели нервно-психического развития детей первого года жизни (включая и отклонения от нормы). В дальнейшем они многократно перерабатывались и дополнялись коллективом ученых под руководством профессора Н.М. Аксариной (1-й год жизни - Э.Л. Фрухт, 2-й год жизни - К.П. Печора, 3-й год жизни - Г.В. Пантюхина).
Отклонение в развитии– это отклонение отдельной функции или системы психической(физической) функции организма от программы нормального заложенного развития, выходящее за её (нормы) пределы [16, с.31] .
Пoд причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, определяющего специфику поражения или нарушения развития различных функций.
Известно, что практически любое более-менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся организм ребенка имеет возможность привести к отклонениям в развитии. Их проявления будут различными исходя от времени неблагоприятного воздействия, т. е: от того, на каком этапе развития ребенка оно имело место быть, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте [10, с.12] ....


Заключение

Изменения, происходящие в России, в образовательном направлении, гуманизация обучения и воспитания, направленные на гармоничное развитие личности, ее социализацию и индивидуализацию, определяют изменения в специальном образовании, одной из целей которого является создание условий для раннего выявления, коррекции и компенсации вторичных отклонений в развитии детей от рождения до трех лет. Положения Л.С.Выготского о сложном динамическом взаимодействии факторов органического, социального, субъектного порядков в развитии детей при разных вариантах нарушений развития, значимость раннего возрастного периода для формирования полноценной личности, определяют приоритетность выбора раннего этапа нарушения с целью его изучения, теоретического и практического обоснования путей оказания эффективной специальной помощи ребенку раннего возраста в компенсации и коррекции нарушений развития и социальной адаптации.
Одним из условий раннего выявления и коррекционно-развивающей помощи детям от рождения до 3-х лет является использование диагностического инструментария, позволяющего в процессе комплексного лонгитюдного изучения выявить актуальный уровень и потенциальные возможности ребенка, а также полиморфность проявлений нарушений функциональных систем у детей данной категории, прогнозировать дифференцированный лечебно-педагогический подход к коррекционно-развивающей работе, создать вариативные индивидуальные программы.
Раннее выявление нарушений и функциональных систем и социального развития обусловливает профилактику социально-психологической дезадаптации ребенка раннего возраста с проблемами здоровья, а специальная помощь успешную интеграцию в образовательную и социальную среду уже на ранних возрастных этапах
?
Библиографический список

1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики// Дефектология. 2013.
2. Аксёнова Л.И. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.//Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 67-82.
3. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка.-М.,2012
4. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка.-М.,2014.
5. Басилова Т.А. ,Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. -Москва:Изд-во «Либроком»,2014.
6. Емелина О.И. Становление системы помощи детям раннего возраста за рубежом.
7. Малофеев Н.Н., Разенкова Ю.А., Урядицкая Н.А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации//Дефектология.2012.
8. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.– М..: Просвещение, 2012
9. Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Андреева Л. В. и др. Специальная педагогика: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед.: В 3 т.: / под ред. Н. М. Назаровой. — Т. 44 3: Педагогические системы специального образования — М.: Академия, 2008. — 400 с.
10. Науменко Л.Л., Морозова Е.В., Жукова Е.В., Романова З.А.Ранняя помощь семьям и детям-инвалидам и и сопровождение.//Медико-социальные проблемы инвалидности. 2014.
11. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое изучение ребенка раннего возраста с нарушенным слухом.-М.,2013.
12. Приходько О.Г., Югова О.В.Становление системы ранней помощи в России.-М.,2015.
13. Приходько О.Г.Система комплексной дифференцированной педагогической работы с детьми раннего возраста по коррекции нарушений развития / Проблемы раннего выявления нарушений развития и оказание коррекционной помощи детям в условиях образовательного учреждения: Матер. III Междунар. конф. дефектологов.2007 г.— М.: 2008. – Ч. I
14. Разенкова Ю.А Основные вехи развития понятия «Early intervention (раннее вмешательство или ранняя помощь). //Дефектология. 2014. № 6
Дедюхина Г.В., Тюрина Н.Ш. Через раннюю помощь к интеграции. Детский сад: теория и практика. 2011. № 2. С. 47-53
15. Разенкова Ю.А. Европейская система ранней помощи. Дефектология. 2013. № 1. С. 33-39.
16. Разенкова Ю.А., Коноваленко Ю.Ю. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития-М.-Карапуз.-2011.
17. Разенкова Ю.А.Начальный этап становления системы ранней помощи в США:исторический экскурс/Ю.А.Разенкова//Дефектология.-2012.-№4.-С.3-5./Электронный ресурс URL: http:www.rg/ru/2012/12/30/obrazovanidok.htm (датаобращения:17.06.2016).
18. РазенковаЮ.А.Современная система ранней помощи в США. Дефектология.2012.
19. Стародумова Е.В. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. Международная научно-практическая конференция ЮНЕСКО. 2014.
20. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего возраста.-М.: «Эксмо»,2011.
21. Фольковская Л.П. Организация вариативных форм помощи психолого-медико-педагогической помощи в дошкольной образовательной организации. - Красноярск, 2012.
22. Чирков А.А., Шатохина Т.В. Создание государственной системы ранней помощи как перспектива развития специального образования. Стандартизация российского образования. -М. 2013
23. Югова О.В. Вариативные стратегии раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и его семьи:Дисс.канд.пед.наук.-М.,2012.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.