На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 110297


Наименование:


Курсовик Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 06.12.2017. Сдан: 2016. Страниц: 31 в pdf. Уникальность по antiplagiat.ru: 30.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь
БОБРУЙСК 2016
2
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 34 c., 6 рис., 7 табл., 4 формулы, 20 источников, 1 приложение.
ИНФЛЯЦИЯ, УМЕРЕННАЯ ИНФЛЯЦИЯ, ГАЛОПИРУЮЩАЯ ИНФЛЯЦИЯ, ГИПЕРИНФЛЯЦИЯ, ДЕФЛЯЦИЯ, ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ, АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН, ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ, ИЗДЕРЖКИ.
Объект исследования – инфляция как экономическая категория.
Предмет исследования – особенности инфляции в Республике Беларусь и проводимой антиинфляционной политики.
Цель работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытаться проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Методы исследования: сравнительный анализ данных.
Исследования и разработки: рассмотрена инфляция и ее классификация; выявлены основные причины инфляционных процессов; изучены социально-экономические последствия инфляции; рассмотрены причины формирования инфляции в Беларуси, а также меры принимаемые правительством Республики Беларусь для снижения инфляции.
Автор подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….
4
1 Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности..……..
5
1.1 Сущность, виды и причины инфляции………………..……………….
5
1.2 Методы измерения инфляционных процессов………………….………
9
1.3 Модели процесса развития инфляции и ее последствия.……….…….
10
2 Особенности развития инфляционных процессов в Республике Беларусь ……………………………………………………………………..
14
2.1 Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь………….
14
2.2 Последствия инфляции……………………………………………...….
22
2.3 Направления антиинфляционной политики в Республике Беларусь..
23
Заключение…………………………………………………………………….
31
Список использованных источников………………………………………...
32
Приложение А. Индексы потребительских цен на основные продовольственные товары…………………………………………………
34
4
ВВЕДЕНИЕ
Инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.
Термин «инфляция» (от латинского слова inflatio) буквально означает вздутие. До сих пор общепринятым является определение инфляции как процесса обесценивания денег, который происходит в результате переполнения каналов обращения денежными средствами, и роста цен. Однако такое определение нельзя считать полным.
Инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, т.е. повышение общего уровня, а не цены какого-то отдельного товара на рынке.
Темп инфляции является важнейшим индикатором состояния экономики, в котором отражаются как внутренние и внешние факторы, так и более фундаментальные, отражающие структурные характеристики экономики.
В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции. Экономическая политика в Республике Беларусь в 2016 г. направлена на снижение инфляции и поддержание стабильного обменного курса белорусского рубля. Приоритетной задачей является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.
Объектом исследования является инфляция.
Предметом исследования выступают инфляционные процессы и их особенности в Республике Беларусь.
Целью работы является раскрытие сущности и особенностей инфляции, как социально-экономического явления.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и причины инфляции;
- охарактеризовать виды и формы инфляции;
- выявить экономические последствия инфляции;
- проанализировать динамику развития уровня инфляции;
- ознакомиться с антиинфляционной политикой государства.
Теоретической и методологической основой написания курсовой работы послужили работы отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме; статистические и экономические обзоры, опубликованные в периодической печати; электронные ресурсы.
5
1 Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности
1.1 Сущность, виды и причины инфляции
Инфляция представляет собой всеобщий рост цен на товары (услуги) и снижение реальной покупательской способности денег (их обесценивание).
Это экономическое явление существует много веков. Еще античному миру были известны процессы обесценивания металлических денег, вызванные порчей монет либо снижением стоимости производства золота. Эти явления были типичны и для эпохи феодализма. Монеты стирались, теряли свой вес в ходе обращения. Часто они сознательно портились: обрезались, чеканились более «легкими», к благородным металлам добавлялись дешевые примеси. Целью подобных действий было увеличение количества денег, необходимых для решения финансовых проблем правителей. В ходе обращения они начинали обмениваться не по номиналу, а по фактическому содержанию благородных металлов, т.к. обесценивались.
Качественно новый этап в развитии инфляционных процессов начинается с появлением бумажных денег. Первоначально к эмиссии бумажных государства были вынуждены прибегать в экстраординарных экономических ситуациях – во время войн и революций. Необходимость финансирования огромных государственных расходов заставляла правительства выпускать бумажные деньги в объемах, многократно превышающих их золотое обеспечение, и прекращать свободный обмен денег на золото [1, с. 116].
Термин «инфляция» впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861—1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся в Англии и Франции.
Инфляция представляет собой одну из самых тяж?лых экономических болезней ХХ столетия. Е? грозные симптомы зафиксированы в хозяйствах рыночного типа. Не имеют иммунитета против инфляции и те экономики, где механизмы рынка разрушены административно-командной системой. По своему происхождению инфляция - явление, связанное с движением денег. Но, зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, вирусы инфляции распространяются за пределы этой сферы, вызывая негативные процессы в других частях экономического организма: поражают производство, потребление и т.д. И чем более запущена инфляционная болезнь, тем сложнее стоящая перед государством проблема, тем объ?мнее комплекс мер антиинфляционного регулирования. Ведь лечить приходится уже не только денежный рынок, но и государственные финансы, инвестиционный процесс, текущее потребление и иные области экономики. В период бурной неконтролируемой гиперинфляции борьба с ней становится всепоглощающей
6
заботой государства. Любые его действия приобретают антиинфляционную направленность.
Инфляция – это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Этот процесс представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики разных стран.
Проявлением инфляции выступает повышение цен, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Однако следует знать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением на отдельном рынке и такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Следовательно, не всякий рост цен вызван инфляционными процессами. Так, рост цен, связанный с сезонными колебаниями конъюнктуры рынка, нельзя считать инфляционным. Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Если в результате землетрясения разрушены дома, то очевиден подъем цен на стройматериалы, и это будет стимулировать производителя стройматериалов расширять предложение своей продукции, но по мере насыщения рынка цены станут понижаться.
Рост цен, вызывается различными причинами. Инфляционный процесс может развиваться по двум основным направлениям. Если макроэкономическое неравновесие в сторону спроса выражается в постоянном повышении цен, инфляцию следует считать открытой. Когда оно сопровождается всеобщим государственным контролем над ценами, инфляция становится подавленной.
С точки зрения темпов инфляции выделяют: ползучую, галопирующую, высокую и гиперинфляцию.
1) Ползучая инфляция характеризуется небольшими (10-20 процентов в год) темпами обесценивания денег. Экономическая теория, в частности, современное кейнсианство, рассматривает такую инфляцию как благо для экономического развития, а государство — как субъект проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.
2) Для галопирующей инфляции характерен рост цен от 20 до 200 процентов в год. Она отражает нестабильность экономической обстановки, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен.
3) Высокая инфляция измеряется процентами в месяц и может составить 200 – 300 % и более процентов в год (при подсчете инфляции за год используется формула «сложных процентов»), что наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой;
4) Гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен (свыше 1000 процентов в год). В таких условиях наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным
7
слоям общества, разрушается натуральный обмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегство населения от денег.
По форме проявления выделяют:
1) открытую инфляцию, которая происходит за счет роста цен на производственные ресурсы и потребительские товары. Характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Открытая инфляция сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного вложения капиталов;
2) скрытую (подавленную) форму инфляции. Она становится результатом дефицита, во время которого государство старается удержать цены на прежнем уровне [15, c.201]. Результатом подавленной инфляции становится дефицит товаров и услуг, снижение их качества [2, с.122].
По прогнозируемости различают:
1) непредвиденную инфляцию, возникающую, когда фактический уровень инфляции превосходит ожидаемый. Ее уровень невозможно спрогнозировать, к тому же он всегда выше ожидаемого или общественно допустимого предела. Поэтому в условиях непрогнозируемой инфляции сильно обесцениваются кредиторская и дебиторская задолженность, потребительский кредит, а также внутренний государственный долг. В большом проигрыше оказываются те слои населения, которые традиционно получают фиксированные доходы (студенты, пенсионеры и др.)
2) ожидаемую инфляцию, предполагающую показатели в рамках прогнозов.
В зависимости от роста цен по разным товарным группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию:
1) сбалансированная инфляция, когда рост цен происходит одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае в соответствии с ежегодным ростом цен возрастает и ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами. Подобная инфляция слабо влияет на экономику;
2) несбалансированная инфляция, представляющая собой различные темпы роста цен на различные товары. От нее страдают денежное обращение и система налогообложения.
В зависимости от сферы распространения выделяют следующие виды инфляции:
1) локальная – рост цен происходит в границах одной страны;
2) мировая – охватывает группу стран или всю глобальную экономику
[15, c.201].
В любой рыночной экономике неравномерный по различным товарным признакам рост цен служит важным инструментом поддержания сбалансированных хозяйственных пропорций. Неравновесие и
8
диспропорциональность возможны лишь до определенного уровня, превышение которого приводит к нарушению хозяйства. Поэтому экономический организм стихийно пытается выработать защитную реакцию против нарастания неравновесия и диспропорциональности. Такой защитной реакцией является, в частности, инфляция [20].
Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут меняться вследствие роста производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе производства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Однако не всякий рост – инфляция, и среди названных причин роста цен важно выделить действительно инфляционные [3, с. 331].
Различают внутренние и внешние причины инфляции. Внутренние обусловлены состоянием экономики данной страны. К ним можно отнести:
- дефицит государственного бюджета. Он возникает, когда расходы государства превышают его доходы. Излишние расходы государства могут быть вызваны войнами, стихийными бедствиями, экономическими кризисами и другими причинами. Для финансирования таких расходов государство может напечатать дополнительное количество денег или взять кредит у центрального банка. Эти действия приведут к росту количества денег в обращении, а, значит, к инфляции;
- рост государственных расходов. Например, расходов на военные цели. Работники, занятые в этой сфере, получают заработную плату и предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, но сами их не создают (растет денежная масса без товарного покрытия). Увеличение военных расходов также может стать причиной бюджетного дефицита;
- рост расходов на социальные цели, не соответствующий возможностям национальной экономики. Стремясь повысить жизненный уровень населения, правительство может увеличить заработную плату бюджетным работникам, различные денежные выплаты (пособия по безработице, многодетным семьям, живущим ниже черты бедности и т.д.). Если их повышение происходит без роста национального продукта, то такие действия приведут к увеличению денежной массы в обращении и инфляции;
- инфляционные ожидания. В условиях инфляции население ожидает дальнейшего роста цен. Чтобы избежать обесценения денег, оно начинает приобретать все больше и больше товаров. Происходит «бегство от денег». Возросший спрос на товары вызывает очередное повышение цен, то есть новую волну инфляции. Тем самым образуется опасное для экономики явление: инфляция воспроизводит инфляцию.
- монополизация экономики. Если в отраслях господствуют монополии и олигополии, то они, обладая рыночной властью, устанавливают высокие цены на производимые товары, что вызывает рост общего уровня цен в стране.
9
Основными внешними причинами возникновения инфляции являются:
1) повышение цен на мировым рынке. Страна ввозит товары из других стран и рост цен на импортируемые товары может повлечь за собой повышение цен на отечественные. Это так называемая «импортируемая инфляция»;
2) мировые экономические кризисы. Они сопровождаются снижением спроса на мировом рынке, и, как следствие, сокращением экспорта данной страны. Это приводит к уменьшению объема ввозимой в страну иностранной валюты, и, как следствие, падению курса национальной валюты, что вызывает рост цен.
К другим внешним причинам можно отнести отрицательное сальдо платежного и торгового баланса страны, большой внешний долг и другие.
Основными внешними причинами возникновения инфляции являются:
1) повышение цен на мировым рынке. Страна ввозит товары из других стран и рост цен на импортируемые товары может повлечь за собой повышение цен на отечественные. Это так называемая «импортируемая инфляция»;
2) мировые экономические кризисы. Они сопровождаются снижением спроса на мировом рынке, и, как следствие, сокращением экспорта данной страны. Это приводит к уменьшению объема ввозимой в страну иностранной валюты, и, как следствие, падению курса национальной валюты, что вызывает рост цен.
К другим внешним причинам можно отнести отрицательное сальдо платежного и торгового баланса страны, большой внешний долг и другие.
1.2 Методы измерения инфляционных процессов
Показателем инфляции, с помощью которого происходит его количественная оценка, служит индекс цен. Индексом цен называют процентное соотношение суммы цен товаров настоящего периода и тех же товаров базового периода времени:
(1.1)
где I – индекс цен; текущий год – это тот, который мы сравниваем; базисный – год с которым проводится сравнение [1, с.124].
Для измерения инфляции часто используют «потребительскую корзину», т.е. набор товаров и услуг, приобретаемых средним жителем страны за определенный период. Сложив цены всех составляющих этого набора, получим общую цену потребительской корзины. Процентная разница между стоимостью корзины на конец и начало определенного периода и составляет инфляционный прирост цен.
10
Однако у этого метода есть недостатки. Во-первых, в потребительскую корзину не включаются новые товары и услуги, которых еще не было в продаже в начале отчетного периода (а некоторые товары могут быть сняты с производства за это время). Во-вторых, потребительская корзина включает лишь ограниченный перечень товаров, поэтому уровень инфляции чаще всего рассчитывается с помощью индекса розничных цен (ИРЦ). Его еще называют индексом потребительских цен (ИПЦ):
? ? , (1.2)
где Pi0, Pi1 – розничные цены i-го товара в базисном и отчетном периоде соответственно;
Qi1 – объем розничных продаж i-го товара в натуральном выражении за отчетный период [12, с. 98].
Для определения темпа инфляции используют формулу:
(1.3)
где In – индекс цен текущего года; I0 – индекс цен базисного года [2, с. 119].
Так называемое «правило величины 70» дает другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
, (1.4)
где Т – приблизительное количество лет, необходимых для освоения темпов инфляции; Р – темп инфляции.
Следует отметить, что «правило величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или личные сбережения удвоились [12, с. 98].
1.3 Модели процесса развития инфляции и ее последствия
В зависимости от механизма возникновения различают два основных типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения.
Инфляция спроса. Она вызывается изменениями совокупного спроса и возникает тогда, когда совокупный спрос возрастает, а совокупное предложение отстает от него. Избыточный спрос приводит к повышению цен, поскольку слишком много денег «охотится» за слишком малым количеством товаров.
11
Причины роста совокупного спроса могут быть различны:
· чрезмерная эмиссия денег, не отвечающая потребностям товарного обращения;
· дефицит госбюджета, финансируемый за счет выпуска денег или кредитов центрального банка;
· необоснованный рост доходов населения (например, повышение заработной платы без роста производительности труда);
· инфляционные ожидания населения и другие причины, ведущие к увеличению количества денег в стране без соответствующего роста товарной массы [18, c.147].
Рассмотрим механизм инфляции спроса на графике. Предположим, что первоначально при совокупном спросе AD1 и совокупном предложении AS1, экономика находилась в состоянии равновесия в точке Е1 (рис. 1.1). Равновесный уровень цен – Р1, а равновесный объем национального производства – Q1.
Рисунок 1.1 – «Инфляция спроса»
Примечание – Источник: [4, с. 281].
Допустим, в силу одной из вышеперечисленных причин резко увеличился совокупный спрос. Графически это отобразилось сдвигом кривой AD1 в положение AD2. Рост совокупного спроса привел к повышению уровня цен с Р1 до Р2, т. е. к инфляции. Реальный объем национального производства увеличился с Q1 до Q2.
Инфляция предложения. Она связана с изменением совокупного предложения и наступает тогда, когда происходит сокращение совокупного предложения.
Допустим, экономика находится в состоянии макроэкономического равновесия в точке Е1 (рис. 1.2). Равновесный уровень цен – Р1, а равновесный объем национального производства – Q1.
AS1
P
P2
P1
Q2
Q1
Q
E2
E1
AD1
AD2
12
Рисунок 1.2 – «Инфляция предложения»
Примечание – Источник: [4, с. 281].
Сокращение совокупного предложения с Q2 до Q1 на графике привело к сдвигу кривой AS1 в положение AS2. Кривая спроса AD1 осталась на прежнем месте. В результате уровень цен повысился с Р1 до Р2 – возникла инфляция предложения. Она будет иметь место и тогда, когда уменьшится совокупный спрос и кривая AD1 сдвинется влево, но в меньшей степени, чем кривая AS1.
Причиной сокращения совокупного предложения является, прежде всего, рост издержек производства на единицу продукции (поэтому такую инфляцию еще называют инфляцией издержек). Повышение издержек при данных ценах снижает прибыли предпринимателей. В ответ они уменьшают объем производства, что приводит к сокращению совокупного предложения. [2, с.122].
Основными факторами, обуславливающими рост издержек, являются: 1) повышение цен на ресурсы; 2) рост заработной платы [4, с. 283].
Некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру и необходим для экономики как резерв. Однако следует помнить, что пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в том, что она искажает ценовой сигнал. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными. Цены, учитывающие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень [7, с. 552].
Инфляция характерна для любой страны с рыночной экономикой. Она оказывает значительное влияние на национальную экономику и уровень жизни населения. Степень е? воздействия в значительной мере зависит от темпов инфляции. Экономисты считают, что инфляция, темпы которой не превышают 2-3 % в год, стимулирует рост совокупного предложения: предприниматели,
AS2
AD1
Q2
AS1
P
P2
P1
Q1
Q
E2
E1
13
видя повышение цен на свои товары, увеличивают объемы производства [2, с. 124]. Галопирующая и гиперинфляция наносят значительный вред экономике. К негативным социально-экономическим последствиям инфляции можно отнести следующие:
· снижение реальных доходов населения. Оно имеет место в том случае, если темпы роста номинальной заработной платы, других доходов отстают от темпов роста цен. Особенно резко падают реальные доходы тех слоев населения, которые получают фиксированные доходы (пенсионеры, работники бюджетной сферы, студенты). Вместе с тем некоторые группы населения могут даже их увеличить;
· обесценение сбережений. Накопленный денежный капитал обесценивается независимо от того, хранится ли он на депозитах в банках или в «чулке». Это, во-первых, снижает стимулы к сбережениям, что негативно сказывается на инвестиционном процессе, во-вторых, приводит к возрастанию спроса на недвижимость, золото и другие ценности, которые могут сохранять реальную стоимость богатства;
· перераспределение доходов и богатства между различными группами населения. Например, от кредиторов к заемщикам, так как долг возвращается обесцененными деньгами;
· нарушение процесса рыночного ценообразования. Цены формируются на основе спроса и предложения, и они указывают производителям, какие товары стоит выпускать и в каком количестве. В условиях инфляции цены перестают отражать издержки производителей и спрос покупателей, тем самым искажая информацию о реальных потребностях экономики;
· уменьшение инвестиций. Инфляция существенно подрывает мотивацию к инвестированию и к труду. Для предпринимателей, особенно в сфере производства, неопределенность в ценах значительно увеличивает степень риска при реализации тех или иных инвестиционных проектов. Одновременно им вс? сложнее становится получать кредиты, поскольку проценты по кредитам в условиях инфляции возрастают. Это вызывает сокращение объема инвестиций. Снижение реальной заработной платы не побуждает работников к трудовой активности, что также негативно сказывается на инвестиционном процессе;
· рост бюджетного дефицита. С одной стороны, доходы госбюджета, формируемые в основном за счет налоговых поступлений, в период инфляции обесцениваются. С другой стороны, выполнение государственных программ в условиях повышения цен требует роста расходов государства. В итоге дефицит госбюджета увеличивается;
· дестабилизация денежной системы. Гиперинфляция способствует периодическому возникновению дефицита денег. Возникает кризис взаимных неплатежей, который охватывает всю экономику. В результате продукция не реализуется, предприятия работают «на склад». Несут потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, поскольку должники возвращают займы обесцененными деньгами [13, c.138].
14
2 Особенности развития инфляционных процессов в Республике Беларусь
2.1 Анализ инфляционных процессов в Республике Беларусь
Экономику Беларуси относят к переходному типу, а для любой страны с такой экономикой наиболее острой остается проблема инфляции.
К причинам возникновения инфляции в Республике Беларусь можно отнести следующие:
1) Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли, так и в остальных производствах.
2) Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.
3) Мировой кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны.
4) Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты тв?рдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения [16, с. 77] .
Так же значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами впрок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции. Так по состоянию на 1 июля 2016 года по данным Национального банка РБ валовый внешний долг составил 38 млрд. 215,8 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 4 022,7 доллар США по сравнению с 2,9 тыс. долларов США на начало 2010 года. [17]
Согласно материалам Национального статистического комитета Республики Беларусь, данные о изменении цен и тарифов на платные услуги, оказываемые населению представлены в таблице 2.1.
15
Таблица 2.1- Индексы цен и тарифов на отдельные виды платных услуг (в процентах к предыдущему году)
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Оплата жилищно-коммунальных услуг
101,4
121,6
129,3
139,3
151,5
129,0
электроснабжение
100,0
116,7
129,8
172,8
170,7
126,8
газоснабжение
100,0
172,2
109,7
107,7
186,9
116,2
водоснабжение
104,7
114,0
148,1
124,7
129,8
125,0
отопление
101,8
96,9
121,2
128,8
131,1
119,5
техническое обслуживание жилых помещений
100,0
108,4
133,3
117,0
122,9
149,9
Услуги связи
102,8
109,0
150,8
151,3
123,6
117,1
Услуги дошкольных учреждений
110,9
148,4
203,8
173,9
193,8
129,1
Услуги пассажирского транспорта
110,2
149,0
164,6
130,2
149,7
109,7
городского
116,2
131,3
166,1
138,4
180,4
113,1
воздушного
102,7
200,4
130,4
110,2
114,1
108,8
автомобильного пригородного сообщения
107,2
126,1
184,4
144,4
161,5
104,3
железнодорожного межрегионального сообщения
103,9
115,9
110,4
145,2
170,4
107,0
железнодорожного регионального сообщения
97,6
110,2
113,4
133,5
153,1
107,2
Услуги культуры
106,6
127,4
161,0
148,1
130,3
118,0
Туристические
104,2
192,3
137,7
118,5
119,8
133,5
Медицинские
102,7
128,6
188,9
134,8
123,8
117,0
Примечание – Источник: [14].
На основании таблицы 2.1 можно сделать следующие выводы: с 2011 по 2014 гг происходит увеличение индекса оплаты жилищно-коммунальных услуг, а в 2015 г. – снижение. Услуги связи – пик роста приходится на 2012, 2013 гг., затем постепенное снижение индекса цен. Услуги дошкольных учреждений – пик роста в 2012 и 2011 гг. Услуги культуры и медицинские услуги – пик роста приходится на 2012 год, затем происходит постепенное снижение индекса цен.
Изменение цен на отдельные потребительские товары отражены в Приложении А.
Среди первоочередных мер по борьбе с инфляцией Правительство Республики Беларусь назвало снижение налоговой нагрузки, рост реальных доходов населения, борьбу с «теневыми» доходами в бизнесе.Резко снизить темпы инфляции сейчас невозможно. Хотя положительная процентная ставка по депозитам населения сохраняется, в Национальном банке понимают, что кредитные ресурсы для коммерческих банков достаточно дорогие, а это неизбежно означает постепенное снижение ставки рефинансирования.
16
Либерализацию экономических отношений, и в частности либерализацию ценообразования, следует рассматривать как фактор, ограничивающий рост цен. При правильном и продуманном использовании рыночных инструментов, создании условий для здоровой конкуренции цены потребительского рынка будут сдерживаться путем вовлечения новых субъектов экономических отношений в сферу производства и реализации потребительских товаров и услуг.
Также прогрессивным, с точки зрения совершенствования правового поля ценообразования и проведения ценовой политики, является принятый в начале 2011 г. Указ Президента РБ № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь». Указом определен конкретный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), а также органы государственного управления, на которые возлагаются функции по их регулированию.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) – один из показателей инфляции, характеризующий изменения во времени стоимости фиксированного потребительского набора товаров и услуг, приобретаемого населением. ИПЦ рассчитывается с целью определения изменения стоимости фиксированного потребительского набора товаров (услуг) – представителей в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен (тарифов) на эти товары и услуги.
Тенденция ускорения инфляции в Республике Беларусь наблюдается пятый год подряд.
Это связано со следующими факторами:
1) рост цен на поставляемые энергоносители;
2) рост цен импорта;
3) высокий темп роста номинальных доходов населения, опережающий рост производительности труда;
4) государственное регулирование цен;
5) колебание курсов валют.
Таблица 2.2 – Индексы потребительских цен (в процентах к предыдущему году)
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Товары и услуги
107,8
153,2
159,2
118,3
118,1
113,5
товары
108,5
159,5
160,6
114,1
114,2
112,0
продовольственные
109,2
162,2
168,0
118,8
118,6
112,1
непродовольственные
107,3
155,0
149,5
107,2
108,0
111,7
услуги
105,0
129,6
153,2
138,0
135,2
121,3
Примечание – Источник: [14].
На основании таблицы 2.2 можно сделать следующий вывод:
за 2010-2015 гг. пик роста индексов цен и на товары пришелся на 2012 г. На протяжении 2010-2015 гг. снижение ИПЦ товаров и увеличение ИПЦ услуг свидетельствовало о снижении в данном периоде стоимости фиксированного потребительского набора товаров и увеличении стоимости потребительского набора услуг. В связи с кризисными явлениями в экономике Республики
17
Беларусь в 2011 г. данные показатели значительно возросли. Но уже к декабрю 2013 года наблюдается снижение ИПЦ и на товары в том числе. В 2013 и 2014 гг. индексы потребительских цен в Республике Беларусь относительно стабильны. В 2015 году наблюдается снижение индекса потребительских цен.
Индексы цен производителей промышленной продукции (ИЦПП) рассчитываются на основе зарегистрированных цен по товарам-представителям на базовых организациях, которые являются наиболее типичными для промышленности республики и отражают ее сложившуюся структуру. Динамика основных индексов цен по отдельным отраслям экономики (в процентах) за 2010-2015 гг. отражена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Основные индексы цен производителей промышленной продукции за 2010-2015 гг.
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Промышленность – всего
113,6
171,4
176,0
113,6
112,8
116,8
продукция производственно-технического назначения
116,4
177,9
177,3
112,9
111,5
119,3
потребительские товары
109,4
160,1
172,5
115,7
115,9
110,9
горнодобывающая промышленность
111,6
163,6
178,0
127,3
114,4
111,6
обрабатывающая промышленность
112,0
170,0
179,6
114,3
111,8
113,7
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
108,7
157,5
178,4
118,4
117,2
109,8
производство одежды; выделка и крашение меха
107,3
154,4
177,5
111,8
112,0
110,6
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
111,0
180,1
166,6
109,6
107,5
109,7
обработка древесины и производство изделий из дерева
106,5
171,0
178,9
116,9
110,9
109,1
химическое производство
120,3
184,2
185,4
126,9
144,4
113,4
производство аппаратуры для радио, телевидения и связи
106,1
156,0
159,3
113,5
95,0
110,6
производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов
109,0
167,5
174,7
115,2
111,2
117,7
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
120,6
176,8
158,4
110,3
119,5
129,4
Примечание – Источник: [14].
18
На основании таблицы 2.3 можно сделать вывод о том, что кризисные явления, происходившие в экономике Республики Беларусь в 2011 г., оказали колоссальное влияние на индексы цен производителей промышленной продукции: пик индекса цен пришелся на 2011-2012 гг, затем происходит постепенное снижение индекса цен производителей промышленной продукции.
2013-2015 гг. характеризуются незначительными колебаниями ИПЦ.
ИПЦ на основные непродовольственные товары отражены на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – ИПЦ на основные непродовольственные товары в 2010-2015 гг., в % к предыдущему году.
Примечание – Источник: [14].
На основании диаграммы можно сделать следующие выводы, что пик ИПЦ приходится на 2011-2012 гг., затем происходит снижение ИПЦ. В 2013-2015 гг стабильный показатель ИПЦ.
Индексы цен и тарифов в 2010-2015 гг. на оплату жилищно-коммунальных услуг, услуги связи и услуги пассажирского транспорта приведены на
рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Индексы цен и тарифов на услуги, в % к предыдущему году
Примечание – Источник: [14].
Одежда
Обувь
Мебель
Медикаменты
Легковые автомобили
2010
104,3
102
103,9
113,2
114,7
2011
135,1
135
147,6
135,3
194,9
2012
149,2
141,9
140,3
176,2
149,3
2013
105,6
103,7
106,5
114,2
107,4
2014
104
101,5
105,1
117
110,4
2015
104,2
100,5
106
131,8
110,7
110,2
149
164,6
130,2
149,7
109,7
102,8
109
150,8
151,3
123,6
117,1
101,4
121,6
129,3
139,3
151,5
129
100
110
120
130
140
150
160
170
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
Услуги пассажирского транспорта
Услуги связи
Жилищно-коммунальные услуги
19
Очевидно, что и рисунок 2.3, и рисунок 2.4 свидетельствуют о резком скачке индекса цен в 2011-2012 гг., что свидетельствует о нестабильности в экономике в данный период, однако стабилизация наблюдается уже в 2013 году.
Немаловажным показателем для измерения уровня инфляции является сравнение среднемесячных размеров номинальной и реальной заработной платы за анализируемый период. Размеры номинальной начисленной заработной платы в 2010-2015 гг. приведены на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за
2010-2015 гг., руб.
Примечание – источник: [14].
Очевидно, что на протяжении указанного периода показатель среднемесячной заработной платы возрастал ежегодно, причем в 2011 г. он увеличился по сравнению с 2010 г. в 1,6 раза, в 2012 г. по сравнению с 2011 годом – в 1,94 раза, в 2013 году по сравнению с 2012 г. – в 1,25 раза, в 2014 по сравнению с 2013 годом – в 1,3 раза, в 2014 году по сравнению с 2015 годом – 1,1 раз . Однако этот показатель является номинальным, и не отражает реальной покупательной способности этих денег. Данные о покупательной способности заработной платы в 2010-2015 годах приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Покупательная способность заработной платы в 2010-2014 гг.
Годы:
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Хлеб пшеничный, кг
438,7
488,6
496,3
431,0
373,7
348,7
Молоко, л
532,7
614,8
503,0
563,5
486,4
488,5
Масло сливочное, кг
56,1
49,2
51,4
56,2
48,0
49,1
Свинина, кг
81,4
67,6
65,4
92,9
70,7
77,4
Яйца куриные, шт
2726
2465
2686
2994
2972
2806
Сахар, кг
323,7
272,1
343,4
441,8
442,8
375,3
Сыры твердые, кг
53,9
48,7
47,5
53,6
45,6
44,9
Примечание – источник: [14].
Таким образом, данные таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что рост номинальной зарплаты в данном случае не увеличивает ее покупательной способности. Покупательная способность заработной платы на отдельные виды
0,00 р.
2 000 000,00 р.
4 000 000,00 р.
6 000 000,00 р.
8 000 000,00 р.
2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год
1 237 409,90 р.
1 926 944,42 р.
3 740 870,67 р.
4 683 754,33 р.
6 092 768,58 р.
6 716 332,92 р.
20
продовольственных товаров (свинина, сыры твердые, хлеб пшеничный) за 2010-2015 г. значительно снизилась в 2012 г. по сравнению с предыдущими годами. Для остальных видов продовольственных товаров наблюдается рост или незначительные колебания уровня покупательной способности за 2010- 2015 гг. по сравнению с предыдущими годами.
Динамика реальных денежных доходов, реального размера назначенных пенсий и реальных располагаемых доходов населения приведена на
рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 - Реальная заработная плата, реальные назначенные пенсии и реальные располагаемые доходы населения в 2010-2014 гг., в % к предыдущему году.
Примечание – источник: [14].
Рисунок 2.6 отражает скачкообразный рост реального размера назначенных пенсий: снижение к 2011 году, резкое увеличение в 2012 году относительно 2011 года в 2,13 раза и снижение к 2013 году в 1,64 раза относительно 2012 года, причем динамика уровня реальных денежных доходов и динамика уровня реальных располагаемых доходов населения имеют схожие черты: наблюдается незначительное снижение в 2011 году, увеличение примерно в 1,22 раза к 2012 году и постепенное уменьшение к 2015 году.
Необходимым моментом для анализа инфляции является и оценка динамики официального курса белорусского рубля к доллару США (таблица 2.5) и оценка ставок рефинансирования в 2010-2016 гг (таблице 2.6).
Таблица 2.5 – Курсы белорусского рубля к доллару в 2010-2016 гг.
Показатель
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Курс белорусского рубля к 1 доллару США, бел. руб
3014,00
5107,00
8420,00
8990,00
10430,00
17452,00
19590,00
Примечание – источник: [14].
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Реальные денежные доходы населения
115,1
99,7
121,9
116,3
100,8
96,2
Реальный размер назначенных пенсий
123,9
77,1
164,6
100,5
103,1
98,5
Реальные распологаемые денежные доходы
114,8
98,9
121,5
116,3
100,9
94,1
70
90
110
130
150
170
21
Следовательно, на основании данной таблицы видно, что официальный курс доллара увеличивался на протяжении всего отмеченного периода 2010-2016 гг. В таблице на период сентября каждого года наблюдается динамика постепенного роста курса белорусского рубля к доллару США относительно предыдущего года. Однако, по данным Национального банка РБ, отмечен резкий скачок курса белорусского рубля к доллару США уже в декабре 2011 года – 5107,00, также резкий скачок курса произошел в 2015 году. С 2010 г. курс белорусского рубля к доллару США вырос в 5,79 раз. Падение курса национальной валюты по отношению к доллару является весомой причиной инфляции.
Таблица 2.5 – Ставки рефинансирования в 2010-2016 гг.
Показатель
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Ставка рефинансирования, %
10,5
30
30
23,5
20
25
18
Примечание – источник: [14].
Ставка рефинансирования в 2011 г. увеличилась по сравнению с предыдущим 2010 г. в 2,9 раза и осталась неизменной в 2012 году, что не могло не сказаться негативно на макроэкономическом состоянии Республики Беларусь, однако в 2013 году ставка снизилась и до 2015 года происходили незначительные колебания.
Таблица 2.7 – Уровень инфляции в странах бывшего СССР за 10 месяцев 2016 г.
Страны
Инфляция, %
Азербайджан
10
Украина
9,4
Республика Беларусь
9,2
Казахстан
6,2
Таджикистан
5,2
Российская Федерация
4,5
Эстония
1,8
Латвия
1,4
Литва
1
Молдова
0,6
Грузия
0,2
Примечание – источник: [14].
Беларусь заняла третье место на территории бывшего СССР по росту потребительских цен в январе—октябре 2016 года, свидетельствует проведенный БелаПАН анализ данных национальных органов статистики.
За десять месяцев потребительские цены в стране увеличились на 9,2%.
На первом месте Азербайджан (10%), на втором — Украина (9,4%).
Далее следуют Казахстан (6,2%), Таджикистан (5,2%), Россия (4,5%), Эстония (1,8%), Латвия (1,4%), Литва (1%), Молдова (0,6%) и Грузия (0,2%).
22
Вместе с тем, необходимо учитывать, что сводный индекс потребительских цен рассчитывается Белстатом на основе более 400 позиций товаров и услуг, и тем самым, является средним показателем инфляции в целом по стране. Поэтому сводный индекс потребительских цен не в полной мере характеризует реальные показатели инфляции в разрезе отдельных социально-экономических групп населения.
Так, в ряде случаев показатели, характеризующие стоимость жизни в разрезе отдельных групп населения, превышают общий уровень инфляции в стране.
2.2 Последствия инфляции
В Республике Беларусь инфляция существует с момента достижения независимости. На начальном этапе это было обусловлено сложностями перехода экономики к рынку, разрывом технологических связей, существовавших в рамках СССР, и отсутствием собственного опыта денежно-кредитного регулирования. Однако и в дальнейшем сохранялись высокие темпы ее роста. В течение последних 10 лет по темпам инфляции Беларусь занимает 17-е место в мире. За этот период максимальный уровень инфляции пришелся на 2011 г. (108,7 %), минимальный? на 2006 г. (6,6 %).
Инфляционные процессы влияют как на экономику, так и на социальную сферу государства. Для анализа влияния инфляции на экономическое состояние страны необходимо сравнить темпы инфляции и роста ВВП. На протяжении последнего десятилетия темпы инфляции в стране, в основном, превышали темпы роста ВВП, что отрицательно влияло на качество экономического роста и являлось источником рисков макроэкономической нестабильности. По мнению многих экспертов, правительству необходимо сделать выбор: либо поддержание высоких темпов экономического роста и увеличение инфляционного потенциала, либо сдерживание инфляции и очень умеренный экономический рост.
Показателем, который испытывает на себе воздействие инфляции, является объем инвестиций, оказывающий непосредственное воздействие на развитие экономики. В номинальном выражении на протяжении рассматриваемого периода он увеличивался, хотя и неравномерно по годам. Однако темпы роста цен превышали темпы роста номинального объема инвестиций, в результате чего наблюдалось снижение реальных инвестиций. Наиболее показательным в этом отношении является 2011 год, когда вследствие резкого скачка цен реальный объем инвестиций уменьшился на 35 %.
Инфляция негативно влияет на развитие хозяйственных связей, ухудшает условия ведения бизнеса. Сложнее становится планировать хозяйственную деятельность, рассчитывать эффективность сделок или использования ресурсов. Если рассматривать социальную сферу, то инфляция влияет на
23
доходы, а также на объем и структуру расходов населения. Основным источником доходов населения является заработная плата. На протяжении последнего десятилетия номинальная заработная плата в республике ежегодно росла высокими темпами, наибольшие темпы роста отмечались в 2004 году (38,6 %) и в 2012 году (82,7 %). Однако более адекватно отражают изменение уровня жизни населения темпы роста реальной заработной платы, которые были значительно ниже, чем номинальной. Наиболее низкие темпы роста реальной заработной платы приходятся на 2009 год (0,1 %) и 2011 год (1,9 %). Это одно из самых важных негативных последствий инфляции для населения.
Цены на товары – важнейший аспект при планировании расходов населением. Особенно выражена эта тенденция в последние годы. Увеличение спроса на непродовольственные товары связано с усилением развития инфляционных и девальвационных процессов и соответствующим ростом инфляционных ожиданий. Исследование динамики цен на товары первой необходимости показывает, что тенденции их изменения примерно одинаковы, а с 2010 года наблюдается их устойчивое значительное увеличение.
Негативные последствия инфляции смягчаются государственным регулированием цен ? в 2011 году уровень инфляции был выше, чем темп роста цен на товары первой необходимости. Инфляция влияет также на динамику объема сбережений населения. Рост склонности к финансовым сбережениям населения Беларуси наблюдался в периоды замедления инфляции (2004—2006 гг., 2010 г.). Однако в целом за исследуемый период общая склонность населения к сбережениям снизилась.
Таким образом, инфляционные процессы по большей части негативно влияют на социально-экономическое положение страны. Антиинфляционная политика республики должна содержать меры как компенсационного, так и предупредительного характера. В этом случае удастся смягчить негативные последствия, вызванные инфляцией, и, с другой стороны, предотвратить ускорение ее темпов [10].
2.3 Направления антиинфляционной политики в Республике Беларусь
Одним из сложных вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления неоднозначны и противоречивы по своим последствиям. Эти способы, с одной стороны, должны сдерживать инфляцию, а с другой - стимулировать производство, создавать условия для насыщения рынка товарами [5, с. 122].
Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции и стабилизации уровня цен [11, с. 191].
Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным, необходимо, прежде всего, выявить
24
причины инфляции. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны быть направлены на:
- уменьшение денежной эмиссии;
- повышение учетной ставки по сбережениям населения;
- сокращение государственных расходов;
- повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.
Если инфляционная спираль раскручивается в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться «грубыми» методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким методам, как увеличение налоговых ставок.
Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные меры:
1) сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
2) повышение налогов;
3) снижение объемов кредитования коммерческих банков;
4) увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
5) повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
6) фиксация обменного курса национальной валюты.
Как известно, повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.
Довольно трудно подготовить программу стабилизации, но еще труднее заставить ее работать, так как существует опасность возврата к старому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам [11, с. 192].
Для регулирования негативных последствий инфляции существуют различные инструменты антиинфляционной политики. В настоящее время выделяют два основных направления такой политики:
- денежно-кредитная политика;
- бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
Денежно-кредитную политику проводит центральный банк в пределах основных направлений государственной политики, непосредственно само государство не вмешивается в проведение денежно-кредитной политики, хотя
25
центральный банк и находится в подчинении у правительства. Государство, образно говоря, контролирует результаты.
Основными методами денежно-кредитной политики являются изменение учетных ставок (ставки рефинансирования), норм обязательных резервов для коммерческих банков и операции на открытом рынке. Объектами регулирования данной политики являются объем денег и связанные с ним параметры, субъектами – центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения. Денежно-кредитная политика, влияя на издержки и доступность кредитов, воздействует тем самым на реальную экономику и посредством этого на инфляцию и валютный курс [8, с. 220].
Проведение денежно-кредитной политики имеет определенные цели. Эти цели делятся на конечные, промежуточные и тактические. В зависимости от промежуточной цели различают жесткую, гибкую и эластичную денежно-кредитную политику соответственно.
Денежно-кредитную политику также делят на:
- политику дешевых денег (экспансионистская политика);
- политику дорогих денег (политика кредитной рестрикции).
Политика кредитной рестрикции (ограничительная политика) проводится в условиях инфляции. Ее сущность в сокращении объема денежной массы с целью сдерживания инфляции. Когда центральный банк проводит такую политику, он предпринимает следующие действия, а именно:
1) продает облигации;
2) увеличивает норму обязательных резервов;
3) повышает ставку рефинансирования.
Политика дешевых денег (стимулирующая политика) проводится центральным банком для повышения деловой активности. Центральный банк увеличивает масштабы кредитования и предложение денег за счет следующих действий:
- снижения нормы обязательных резервов;
- скупки государственных ценных бумаг;
- снижения ставки рефинансирования.
Денежно-кредитная политика является эффективным средством антиинфляционного регулирования в краткосрочном периоде. Однако денежно-кредитная политика имеет и минусы, а именно: сложный передаточный механизм и трудность в оценке макроэкономических показателей, например, скорости обращения денег во время инфляции.
Бюджетно-налоговая политика, напротив, предполагает активное вмешательство государства в экономику. Сущностью такой политики является манипулирование государственным бюджетом (правительственными расходами и доходами, налогообложением) для увеличения производства, снижения инфляции или безработицы.
Фискальная политика предполагает использование возможностей государства влияния на экономическую ситуацию в стране путем изменения
26
государственных расходов и налогов. Эти средства воздействия на экономику являются основными инструментами фискальной политики [6].
Бюджетно-налоговая политика подразделяется на: дискреционную (активного вмешательства) и недискреционную (автоматическую).
Классификация по видам фискальной политики:
1. Сдерживающая (фискальная рестрикция) применяется для борьбы с инфляцией спроса. Для сокращения совокупного спроса государство уменьшает свои расходы, повышает налоги или и то, и другое вместе.
2. Стимулирующая (фискальная экспансия) повышает совокупные расходы и увеличивает совокупный доход; используется в периоды спада производства.
3. Стабилизационная политика проводится для сглаживания отрицательных последствий экономических циклов или отрицательных шоков предложения. Такая политика проводится либо быстро и жестко (шоковая терапия), либо постепенно и мягко (градуализм).
Описанные мероприятия прежде всего воздействуют на величину спроса, а не на величину предложения. Правительство имеет возможности также влиять на величину совокупного предложения, путем снижения налогов и стимулирования инвестиционных расходов.
Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адаптивную.
Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию, адаптивная представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.
Основные рычаги управления инфляционными процессами находятся в руках у государства, так как именно оно ответственно за денежное предложение, а следовательно, и за величину денежной массы.
Правительство, проводящее активную политику, имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов, способствующих прекращению и сдерживанию инфляции. Среди прочих к ним следует отнести:
1) контроль за денежной эмиссией;
2) недопущение эмиссионного финансирования госбюджета;
3) осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке;
4) пересечение обращения денежных суррогатов;
5) проведение денежной реформы конфискационного типа.
Эффективность первых четырех рычагов может быть обеспечена лишь в целях сдерживания или предотвращения инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является денежная реформа.
Антиинфляционная политика может быть успешной только в том случае, если она направлена на устранение не только проявлений инфляции (денежная реформа), но и причин, ее порождающих и поддерживающих.
В соответствии с рассмотренными выше механизмами инфляции антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены.
27
Меры борьбы с инфляцией спроса: уменьшение госрасходов; увеличение налогов; сокращение дефицита госбюджета; переход к жесткой кредитно-денежной политике; стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Все они в конечном счете сводятся к сдерживанию совокупного спроса.
Экономика, имеющая высокий уровень инфляции, переживает данные изменения весьма болезненно: сокращение совокупного спроса сопровождается спадом производства и ростом безработицы.
Меры, направленные против инфляции издержек, достаточно многообразны: сдерживание роста факторных доходов и цен; борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов; стимулирование производства в рамках «экономики предложения». Политика, направленная против факторных доходов и одновременно роста цен, - так называемая политика сдерживания цен и доходов, может быть реализована путем замораживания цен и зарплаты и косвенным ограничением их роста.
Жесткое сдерживание цен и доходов дает видимые плоды за достаточно короткий срок. Однако цена такой инфляции достаточно высока, так как одновременно «сдерживаются» и рыночные механизмы стабилизации экономики, замораживаются диспропорции и инфляционные ожидания.
Косвенное ограничение предусматривает либо установление тройственного соглашения «государство – предприниматели – профсоюзы», либо введение дополнительных налогов на рост доходов и цен.
Следует выделить меры, направленные на стимулирование производства в рамках «экономики предложения». Суть данной концепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокупного предложения, т.е. увеличению уровня естественного выпуска.
К основным элементам теории «экономики предложения» следует отнести: снижение налогов; развитие конкуренции в инфраструктурном секторе; усиление трудовых миграций населения путем изменения социальной политики; денежную эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.
Адаптивная политика построена на посылке, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию прежде всего посредством учета потерь от снижения покупательной способности денег.
К данной политике относят следующие мероприятия: индексация; соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты. Индексация, т.е. изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции в связи с тем, что распространяется на получателей фиксированных доходов, т.е. на тех, кто больше всех теряет от инфляции. Кроме того, если индексация достаточно увязана с темпами инфляции, то она может оказать и понижающее влияние на инфляционные ожидания [9, с. 365].
28
При разработке антиинфляционной политики с определенной долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.
Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:
- преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. В мировой практике положительные результаты достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;
- долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы;
- сокращение бюджетного дефицита и перестройка структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики;
- увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразование народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.
Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:
1) при необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяются льготное налогообложение, приватизация государственной собственности;
2) для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ [4, с. 537].
Основой антиинфляционной политики Республики Беларусь является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
Экономика Республики Беларусь длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства, характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов.
С целью предотвращения инфляции или смягчения ее в каждой стране разрабатывается пакет антиинфляционных программ.
Результативность мер, направленных на регулирование динамики цен, решающим образом зависит от согласованности действий со стороны органов государственного управления, разрабатывающих и реализующих денежно-кредитную, бюджетно-налоговую, ценовую и политику регулирования спроса и предложения.
29
Среди причин роста потребительских цен в 2015 г. можем назвать следующие:
- компенсация девальвации 2011 г.;
- накопленный и нереализованный инфляционный навес (за 2011 г. индекс цен производителей промышленной продукции составил 249,4 %, тогда как индекс потребительских цен — 208,7 %);
- ценовой диспаритет с сопредельными странами (например, по некоторым регулируемым продовольственным позициям (молоко, творог, масло сливочное) внутренние белорусские цены составляют 70—80 % к ценам Литвы;
- необходимость сокращение перекрестного и бюджетного субсидирования;
- компенсация увеличения налоговой нагрузки (увеличение ставок акциза).
Что касается инфляции, то ее уровень был значительно снижен относительно 2011 г., но показатели измерялись двузначными цифрами:
в 2012 г. –21,8 %, 2013 г. –16,5 %, в 2014 г. – 16,2 %, 2015 г. – 12 % [19]. Если брать накопленную инфляцию за последние три года, то Беларусь значительно опережает страны Европы.
В текущем году сохраняется влияние большинства перечисленных факторов. Очевидно, что, несмотря на успехи, достигнутые с конца 2011 г., процесс стабилизации экономики еще не завершен, имеются риски давления на цены и обменный курс.
Согласно утвержденному прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 г. прирост индекса потребительских цен не должен превысить 12 % (по сравнению с декабрем 2014 г.). В соответствии с прогнозируемой траекторией инфляции в среднем ежемесячно цены должны расти не более чем на 0,5 %.
Подытоживая вышесказанное, можем обозначить следующие основные
условия достижения прогнозного уровня инфляции в текущем году:
- сохранение жесткой денежно-кредитной политики, основным элементом которой является положительный в реальном выражении уровень процентных ставок, она будет поддерживаться на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике;
- устойчивость курса национальной валюты;
- обеспечение положительного сальдо внешней торговли;
- бездефицитный бюджет;
- дальнейшее ограничение кредитования в рамках госпрограмм;
- стабильная ситуация на внутреннем валютном рынке;
- ограничение темпов роста реальной заработной платы динамикой роста производительности труда.
Таким образом, во главу угла должно быть поставлено проведение Правительством и Национальным банком Республики Беларусь согласованной, прозрачной и последовательной политики, направленной на стабилизацию экономических процессов в стране.
30
Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь совместным Постановлением от 31.08.2015 №733/17 утвердили Антиинфляционную программу, приоритетной задачей которой является снижение инфляции в 2015 – 2016 годах и доведение ее уровня с 2017 года до однозначного числа.
Подводя итоги, необходимо констатировать, что задачи, поставленные в программном цикле 2010-2015 гг. в области ценовой политики и снижения уровня инфляции, не были выполнены. Соответственно, многие проблемы этой сферы предстоит решать в 2016-2020 гг. В предстоящем пятилетии основной задачей является достижение ценовой стабильности путем нейтрализации причин, стимулирующих инфляционные процессы. Понижающейся динамике инфляции и переходу к однозначным ее значениям будут способствовать проведение достаточно жесткой монетарной политики, сбалансированной валютной политики, сохранение условий льготных поставок основных энергетических ресурсов (нефть, природный газ), изменение цен по регулируемым позициям (в частности, тарифов на жилищно-коммунальные, транспортные услуги для населения) в соответствии с ростом заработной платы, доходов.
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенных в курсовой работе исследований можно сделать следующие выводы:
1 Инфляция – переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, которые не обеспечены соответствующим ростом товарной массы. Инфляция проявляется как повышение общего уровня цен.
2 В Республике Беларусь инфляции способствуют:
- ограничение конкуренции;
- дефицит госбюджета;
- преобладает фискальная функция налогообложения;
- долларизация экономики.
3 К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).
4 Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции и стабилизации уровня цен. Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Антиинфляционная политика насчитывает множество самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.
5 Индекс потребительских цен (ИПЦ) – один из показателей инфляции, характеризующий изменения во времени стоимости фиксированного потребительского набора товаров и услуг, приобретаемого населением. ИПЦ рассчитывается с целью определения изменения стоимости фиксированного потребительского набора товаров (услуг) – представителей в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен (тарифов) на эти товары и услуги.
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Лутохина, Э.А. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования/Э.А. Лутохина [и др.]; под редакцией Э.А. Лутохиной. – Мн: ИВЦ Минфина,2010– 350 с.
2 Матковская, О.Э Социальная статистика: электронный учебно-методический комплекс для студентов специальностей «Статистика» - Минск. БГЭУ, 2015 – 140 с.
3 Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений/И.М.Лемешевский– Минск: ФуАинформ – 2004, 600 с.
4 Базылев, Н.И., Базылева, М.Н. Экономическая теория, 2-е издание – Минск: Современная школа – 2005, 630 с.
5 Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика. 2009, 204 с.
6 Бюджетно – налоговая (фискальная) политика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 1071-byudzhetno-nalogovaya-fiskalnaya-politika.html. - Дата доступа: 19.11.2016.
7 Сафрончук М.В. Инфляция и антиинфляционная политика/М.В. Сафрончук // Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: АСА, 2004. – 590 с.
8 Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие/Г.И. Кравцова. – Минск: БГЭУ, 2007. – 444с.
9 Плотницкий, М.И. Макроэкономика: учебное пособие/М.И. Плотницкий [и др.]; под редакцией М.И. Плотницкого. – Мн: Новое знание, 2004. – 426с.
10 Влияние инфляционных процессов на экономику Беларуси Вашкевич А. И., Галенчик А. А., студ. II к. БГЭУ, науч. рук. Кузьменко Г. С., канд. эк. наук, доц.
11 Усов, В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: учебное пособие для ВУЗов. – Москва: «Юнити», 2003. – 360 с.
12 Юсупов, К.Н. Национальная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов. – Москва: «КНОРУС», 2008. – 288 с.
13 Кандаурова, Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: учебник/Г.А. Кандаурова, В.И. Борисевич [и др]. – Минск: Современная школа, 2009. – 476 с.
14 Годовые цены. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: >15 Елисеев, А.С. Современная экономика: Учебное пособие. – 3-е издание– М.: Издательско-торговая корпорация "Дамков и Ко", 2007 – 504с.
33
16 Козаченко Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2006.
17 Мирончик Н. «Инфляционные ожидания и денежно-кредитная политика»-2010-№25.-с.16-20
18 Швайко П. Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ - 2010.
19 Национальный банк РБ//Банковский вестник – 2016.
20 Конспект лекций Матвеевой. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 1kurs.htm– Дата доступа: 19.11.2016.
34
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Индексы потребительских цен на основные продовольственные товары
(в процентах к предыдущему году)...


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.