Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 110332


Наименование:


Диплом Сюжетно - ролевая игра как средство развития самооценки детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 6.12.2017. Сдан: 2016. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Особенности развития самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте 7
1.2. Влияние сюжетно - ролевых игр на развитие самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте 13
Глава 2. Моделирование системы педагогической работы по развитию самооценки старших дошкольников средствами сюжетно - ролевой игры 16
2.1. Психолого-педагогическое изучение самооценки старших дошкольников 16
2.2. Планирование системы педагогической работы по развитию самооценки старших дошкольников средствами сюжетно - ролевой игры 20
2.3. Апробация системы педагогической работы по развитию самооценки старших дошкольников средствами сюжетно - ролевой игры 25
2.4. Анализ деятельности детей в процессе апробации системы педагогической работы по развитию самооценки старших дошкольников средствами сюжетно - ролевой игры 38
Заключение 41
Список использованной литературы 45
Приложения 48


Введение

Одной из самых значительных и актуальных тем в дошкольной педагогике и психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности ребенка. Самооценка дошкольника имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, поэтому в этот период важно заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требования социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой задачи и цели.
Изучению самооценки в дошкольном возрасте посвящены исследования Р. Бернса, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру, Е.Е. Кравцовой, Т.А. Репиной, О.А. Белоборыкиной, Г.А. Урунтаевой и других специалистов. В работах этих авторов описаны структура и динамика развития самооценки, механизмы ее формирования на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в формировании самооценки. Согласно данным исследованиям, под самооценкой понимают оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования А.К. Болотовой доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей деятельностью, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.
Важность формирования адекватной самооценки детей обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе.
По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает, - как считают В. Абраменкова, А. В. Иващенко, Е.Н. Лебеденко, - развитие у них способности реалистически оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности, а также формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей на основе правильной оценки своих личностных качеств, а также - партнеров по общению. Названные особенности психической регуляции ребенка-дошкольника являются необходимым условием подготовки его к предстоящему школьному обучению.
Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки взрослых. Старшие дошкольники могут верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих.
Анализ литературы показывает, что вопрос о роли сюжетно-ролевой игры в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста остается до сих пор актуальным и востребованным с точки зрения педагогической практики. В частности, особый интерес вызывают экспериментальные исследования значения ожидаемой оценки в процессе выбора детьми игровых ролей. Между тем, как указывается в психологической литературе (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович), именно благодаря способности ребенка к эмоциональному предвосхищению, предвидению возможного оценочного отношения окружающих, реализуется важнейшая функция психики - регуляторная.
В то же время, согласно Д.Б. Эльконину, игровая деятельность выступает как реальная практика отношения к партнеру по игре с точки зрения той или иной роли, которую он выбирает (). В процессе смены ролей создается возможность сравнения себя с другими, ребенок может увидеть себя "глазами" других детей, пережить их отношение к себе, усвоить оценку ими себя как партнера по игровому общению.
Однако, практика воспитания детей в дошкольных учреждениях свидетельствует о том, что богатые потенциальные возможности для развития нравственной самооценки ребенка, существующие в игре, как правило, не реализуются. А именно - без специального руководства игровой деятельностью между детьми складываются такие оценочные отношения, которые не способствуют формированию реальной самооценки ребенка на нравственной основе.
На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совме­стно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Особое значение сюжетно - ролевой игры состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского самосознания. Именно в такой игровой деятельности можно сформировать важные качества личности старшего дошкольника.
В настоящее время достаточно ясно осознаются новые обществен­ные тенденции и проявляется живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям по развитию личности дошкольника. Од­нако направления раз­вития самооценки и самосознания детей в процессе игровой деятельности все еще относятся к недостаточно полно разработанной области дошкольного образования.
Цель исследования - на основе теоретического анализа изучаемой проблемы смоделировать и апробировать систему педагогической работы по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр.
Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра как средство развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) провести теоретическое обоснование изучаемой проблемы развития самооценки детей старшего дошкольного возраста;
2) провести психолого - педагогическую диагностику с целью изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста;
3) смоделировать и апробировать систему педагогической работы по развитию самооценки старших дошкольников средствами сюжетно - ролевой игры;
4) на основе полученных результатов сделать выводы.
Для решения поставленных цели и задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы;
2) эмпирические: педагогическая диагностика, экспертная педагогическая оценка, моделирование, наблюдение, беседа с детьми;
3) методы количественного и качественного анализа (интерпритационные).
Выпускная квалификационная работа включает введение, одну теоретическую и одну эмпирическую главу, заключение, список литературы и приложения.


Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Особенности развития самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте

Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. Согласно Л.С. Выготскому, ребенок в этом возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Происходит дальнейшее развитие важнейшего компонента самосознания - самооценки, которая возникает на основе накапливающихся у дошкольника представлений о себе.
Под самооценкой понимают оценку личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.
Самооценка - одно из основных новообразований дошкольного возраста, важное звено мотивационно - потребностной сферы личности ребенка, которое формируется только при условии, когда ребенок не только объект, но и субъект оценочной деятельности.
Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе в процессе деятельности, можно выделить две группы, наиболее существенных: собственные достижения и их самооценка, а также соотнесение своей оценки с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для личности критериям является значимым; отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности. [7]
Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
Самооценка является центральным образованием самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми. Мухина В.С. выделяет следующие структурные компоненты самосознания: физический облик; имя, пол (через реализацию притязаний ребенка на признание их в прошлом, настоящем и будущем); развитие рефлексии, обучение навыкам позитивного стиля общения. [14]
Главной функцией самооценки является регуляторная, определяющая особенности поведения и деятельности личности, характер построения взаимоотношений с миром. [19]
Лисина М.И. считает устойчивость самооценки определяет возможности и эффективность реализации функции регуляции. Генезис самооценки связан с общением и деятельностью ребенка, причем когнитивная составляющая самооценки (система представлений о себе) определяется опытом и успешностью деятельности ребенка; а эмоциональная, в первую очередь, - опытом общения и межличностных отношений со значимыми другими. [11]
Структура самосознания ребенка включает основную часть - «общую самооценку» (самоотношение, т.е. целостное отношение ребенка к самому себе; образ Я, самоуважение, сила «Я»), - и частные конкретные самооценки, содержащие представления об отдельных качествах личности. Образ Я является продуктом деятельности общения и трансформируется с развитием деятельности и коммуникации ребенка на протяжении онтогенеза.
Анализ самооценки предполагает выделение таких структурных компонентов как: реальная самооценка («Я-реальное», т.е. какой я есть на самом деле), идеальная самооценка («Я-идеальное», т.е. каким я хочу быть), зеркальная самооценка (самооценка, ожидаемая от других; то, каким меня видят другие в моем представлении). Характеристики самооценки включают уровень (высоту самооценки), адекватность (обоснованность), устойчивость, рефлексивность. [8]
В старшем дошкольном возрасте на этапе предшкольного образования начинает складываться самооценка - обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе. Источниками формирования самооценки выступают опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми. Самооценка выступает важнейшей личностной инстанцией, выполняющей функцию регуляции поведения и деятельности ребенка в соответствии с социальными нормами.
По мнению Чесноковой И.И., к 7 годам формируется способность к объективной самооценке в конкретных видах деятельности, в то время как адекватность самооценки по личностным качествам несколько запаздывает в своем развитии. Содержательные представления о себе носят ценностный характер (содержат определенную оценку - позитивную или негативную своих качеств) и скорее предвосхищают, чем констатируют индивидуальность. [23]
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воз........


Список используемой литературы 1. Аверин, В.А. Психология развития ребенка/ В.А. Аверин. - СПб.: Питер, 2010. - 348 с. 2. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста/ О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 31 - 38. 3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович [и др.] СПб.: Питер, 2008. - 398 с. 4. Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка/ Г.В. Бурменская. - М.: МПСИ. - 2005. - 452 с. 5. Виноградова, Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 274 с. 6. Жуковская, Е.А. Игра и ее педагогическое значение/ Е.А. Жуковская. - М.: Педагогика, 2009. - 112 с. 7. Забудько, Г.А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка/ Г.А. Забудько // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 7. - С. 24-27. 8. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки/ А.В. Захарова. - Минск, 2011. - 323 с. 9. Калинченко, А.В., Микляева, Ю.В., Сидоренко, В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников/ А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. - М., 2004. - 286 с. 10. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н.В. Краснощекова. - Изд. 7-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 251 с. 11. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка/ М.И. Лисина. - М., 2008. - 421 с. 12. Маралов, В.Г. < search.php?author=%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%92.%D0%93.> Основы самопознания и саморазвития/ В.Г. Маралов. - М., 2004. - 392 с.
13. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М., 2012. - 249 с. 14. Мухина, В.С. Возрастная психология/ В.С. Мухина. - М.: Aкадемия, 2009. - 640 с. 15. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей/ Т.Н. Образцова. - М., 2005. - 385 с. 16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 720с. 17. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии/ К.Р. Сидоров // Мир психологии. - 2006. - №2. - С. 224 - 234. 18. Смирнова, Е.О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников/ Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 15 - 23. 19. Столин, В.В. Самосознание личности/В.В. Столин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 284 с. 20. Уманец, Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников/ Л.И. Уманец // Вопросы психологии. - 2010. - № 11. - С. 61 - 67. 21. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 231 с. 22. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников/ Л.В. Чернецкая. - Ростов-на-Дону, 2003. - 342 с. 23. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии/ И.И. Чеснокова. - М., 2011. - 462 с. 24. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника. Психология дошкольника. Хрестоматия, сост. Урунтаева Г.А./ Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2000. - 481 с. 25. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 703 с. 26. Якобсон, С.Г., Морева, Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников/ С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. - 2013. - № 8. С. 55 - 61.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.