На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 110332


Наименование:


Диплом Сюжетно - ролевая игра как средство развития самооценки детей старшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 6.12.2017. Сдан: 2016. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Особенности развития самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте 7
1.2. Влияние сюжетно - ролевых игр на развитие самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте 13
Глава 2. Моделирование системы педагогической работы по развитию самооценки старших дошкольников средствами сюжетно - ролевой игры 16
2.1. Психолого-педагогическое изучение самооценки старших дошкольников 16
2.2. Планирование системы педагогической работы по развитию самооценки старших дошкольников средствами сюжетно - ролевой игры 20
2.3. Апробация системы педагогической работы по развитию самооценки старших дошкольников средствами сюжетно - ролевой игры 25
2.4. Анализ деятельности детей в процессе апробации системы педагогической работы по развитию самооценки старших дошкольников средствами сюжетно - ролевой игры 38
Заключение 41
Список использованной литературы 45
Приложения 48


Введение

Одной из самых значительных и актуальных тем в дошкольной педагогике и психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности ребенка. Самооценка дошкольника имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, поэтому в этот период важно заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требования социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой задачи и цели.
Изучению самооценки в дошкольном возрасте посвящены исследования Р. Бернса, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру, Е.Е. Кравцовой, Т.А. Репиной, О.А. Белоборыкиной, Г.А. Урунтаевой и других специалистов. В работах этих авторов описаны структура и динамика развития самооценки, механизмы ее формирования на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в формировании самооценки. Согласно данным исследованиям, под самооценкой понимают оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей. Психологические исследования А.К. Болотовой доказывают, что особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей деятельностью, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.
Важность формирования адекватной самооценки детей обусловлена тем, что на современном этапе развития нашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самой себе.
По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает, - как считают В. Абраменкова, А. В. Иващенко, Е.Н. Лебеденко, - развитие у них способности реалистически оценивать собственные возможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности, а также формирование умения согласовывать свои действия с интересами и потребностями других людей на основе правильной оценки своих личностных качеств, а также - партнеров по общению. Названные особенности психической регуляции ребенка-дошкольника являются необходимым условием подготовки его к предстоящему школьному обучению.
Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки взрослых. Старшие дошкольники могут верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих.
Анализ литературы показывает, что вопрос о роли сюжетно-ролевой игры в формировании самооценки детей старшего дошкольного возраста остается до сих пор актуальным и востребованным с точки зрения педагогической практики. В частности, особый интерес вызывают экспериментальные исследования значения ожидаемой оценки в процессе выбора детьми игровых ролей. Между тем, как указывается в психологической литературе (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович), именно благодаря способности ребенка к эмоциональному предвосхищению, предвидению возможного оценочного отношения окружающих, реализуется важнейшая функция психики - регуляторная.
В то же время, согласно Д.Б. Эльконину, игровая деятельность выступает как реальная практика отношения к партнеру по игре с точки зрения той или иной роли, которую он выбирает (). В процессе смены ролей создается возможность сравнения себя с другими, ребенок может увидеть себя "глазами" других детей, пережить их отношение к себе, усвоить оценку ими себя как партнера по игровому общению.
Однако, практика воспитания детей в дошкольных учреждениях свидетельствует о том, что богатые потенциальные возможности для развития нравственной самооценки ребенка, существующие в игре, как правило, не реализуются. А именно - без специального руководства игровой деятельностью между детьми складываются такие оценочные отношения, которые не способствуют формированию реальной самооценки ребенка на нравственной основе.
На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совме­стно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Особое значение сюжетно - ролевой игры состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для станов­ления детского самосознания. Именно в такой игровой деятельности можно сформировать важные качества личности старшего дошкольника.
В настоящее время достаточно ясно осознаются новые обществен­ные тенденции и проявляется живой интерес к современным образователь­ным программам и технологиям по развитию личности дошкольника. Од­нако направления раз­вития самооценки и самосознания детей в процессе игровой деятельности все еще относятся к недостаточно полно разработанной области дошкольного образования.
Цель исследования - на основе теоретического анализа изучаемой проблемы смоделировать и апробировать систему педагогической работы по развитию самооценки детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр.
Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра как средство развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) провести теоретическое обоснование изучаемой проблемы развития самооценки детей старшего дошкольного возраста;
2) провести психолого - педагогическую диагностику с целью изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста;
3) смоделировать и апробировать систему педагогической работы по развитию самооценки старших дошкольников средствами сюжетно - ролевой игры;
4) на основе полученных результатов сделать выводы.
Для решения поставленных цели и задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы;
2) эмпирические: педагогическая диагностика, экспертная педагогическая оценка, моделирование, наблюдение, беседа с детьми;
3) методы количественного и качественного анализа (интерпритационные).
Выпускная квалификационная работа включает введение, одну теоретическую и одну эмпирическую главу, заключение, список литературы и приложения.


Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Особенности развития самооценки ребенка в старшем дошкольном возрасте

Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. Согласно Л.С. Выготскому, ребенок в этом возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Происходит дальнейшее развитие важнейшего компонента самосознания - самооценки, которая возникает на основе накапливающихся у дошкольника представлений о себе.
Под самооценкой понимают оценку личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.
Самооценка - одно из основных новообразований дошкольного возраста, важное звено мотивационно - потребностной сферы личности ребенка, которое формируется только при условии, когда ребенок не только объект, но и субъект оценочной деятельности.
Из всей совокупности факторов, действующих на формирование отношения личности к себе в процессе деятельности, можно выделить две группы, наиболее существенных: собственные достижения и их самооценка, а также соотнесение своей оценки с общественной оценкой и оценкой теми членами коллектива, мнение которых по определенным для личности критериям является значимым; отношение других людей, партнеров по совместной деятельности, к данному человеку как личности. [7]
Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
Самооценка является центральным образованием самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и системе отношений с другими людьми. Мухина В.С. выделяет следующие структурные компоненты самосознания: физический облик; имя, пол (через реализацию притязаний ребенка на признание их в прошлом, настоящем и будущем); развитие рефлексии, обучение навыкам позитивного стиля общения. [14]
Главной функцией самооценки является регуляторная, определяющая особенности поведения и деятельности личности, характер построения взаимоотношений с миром. [19]
Лисина М.И. считает устойчивость самооценки определяет возможности и эффективность реализации функции регуляции. Генезис самооценки связан с общением и деятельностью ребенка, причем когнитивная составляющая самооценки (система представлений о себе) определяется опытом и успешностью деятельности ребенка; а эмоциональная, в первую очередь, - опытом общения и межличностных отношений со значимыми другими. [11]
Структура самосознания ребенка включает основную часть - «общую самооценку» (самоотношение, т.е. целостное отношение ребенка к самому себе; образ Я, самоуважение, сила «Я»), - и частные конкретные самооценки, содержащие представления об отдельных качествах личности. Образ Я является продуктом деятельности общения и трансформируется с развитием деятельности и коммуникации ребенка на протяжении онтогенеза.
Анализ самооценки предполагает выделение таких структурных компонентов как: реальная самооценка («Я-реальное», т.е. какой я есть на самом деле), идеальная самооценка («Я-идеальное», т.е. каким я хочу быть), зеркальная самооценка (самооценка, ожидаемая от других; то, каким меня видят другие в моем представлении). Характеристики самооценки включают уровень (высоту самооценки), адекватность (обоснованность), устойчивость, рефлексивность. [8]
В старшем дошкольном возрасте на этапе предшкольного образования начинает складываться самооценка - обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к самому себе. Источниками формирования самооценки выступают опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с другими людьми. Самооценка выступает важнейшей личностной инстанцией, выполняющей функцию регуляции поведения и деятельности ребенка в соответствии с социальными нормами.
По мнению Чесноковой И.И., к 7 годам формируется способность к объективной самооценке в конкретных видах деятельности, в то время как адекватность самооценки по личностным качествам несколько запаздывает в своем развитии. Содержательные представления о себе носят ценностный характер (содержат определенную оценку - позитивную или негативную своих качеств) и скорее предвосхищают, чем констатируют индивидуальность. [23]
Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воз........


Список используемой литературы 1. Аверин, В.А. Психология развития ребенка/ В.А. Аверин. - СПб.: Питер, 2010. - 348 с. 2. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста/ О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 31 - 38. 3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович [и др.] СПб.: Питер, 2008. - 398 с. 4. Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка/ Г.В. Бурменская. - М.: МПСИ. - 2005. - 452 с. 5. Виноградова, Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 274 с. 6. Жуковская, Е.А. Игра и ее педагогическое значение/ Е.А. Жуковская. - М.: Педагогика, 2009. - 112 с. 7. Забудько, Г.А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка/ Г.А. Забудько // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 7. - С. 24-27. 8. Захарова, А. В. Психология формирования самооценки/ А.В. Захарова. - Минск, 2011. - 323 с. 9. Калинченко, А.В., Микляева, Ю.В., Сидоренко, В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников/ А.В. Калинченко, Ю.В. Микляева, В.Н. Сидоренко. - М., 2004. - 286 с. 10. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/ Н.В. Краснощекова. - Изд. 7-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 251 с. 11. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка/ М.И. Лисина. - М., 2008. - 421 с. 12. Маралов, В.Г. < search.php?author=%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%92.%D0%93.> Основы самопознания и саморазвития/ В.Г. Маралов. - М., 2004. - 392 с.
13. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М., 2012. - 249 с. 14. Мухина, В.С. Возрастная психология/ В.С. Мухина. - М.: Aкадемия, 2009. - 640 с. 15. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей/ Т.Н. Образцова. - М., 2005. - 385 с. 16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 720с. 17. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии/ К.Р. Сидоров // Мир психологии. - 2006. - №2. - С. 224 - 234. 18. Смирнова, Е.О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников/ Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Вопросы психологии. - 2013. - № 2. - С. 15 - 23. 19. Столин, В.В. Самосознание личности/В.В. Столин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 284 с. 20. Уманец, Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников/ Л.И. Уманец // Вопросы психологии. - 2010. - № 11. - С. 61 - 67. 21. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 231 с. 22. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников/ Л.В. Чернецкая. - Ростов-на-Дону, 2003. - 342 с. 23. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии/ И.И. Чеснокова. - М., 2011. - 462 с. 24. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы игры дошкольника. Психология дошкольника. Хрестоматия, сост. Урунтаева Г.А./ Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2000. - 481 с. 25. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 703 с. 26. Якобсон, С.Г., Морева, Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников/ С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. - 2013. - № 8. С. 55 - 61.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.