На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Институт юридического лица. Функциональное назначение института юридического лица. Понятие учреждения и его статус. Обособленное имущество. Возникновение, функционирование, прекращение деятельности учреждения и особенности его ответственности.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 02.08.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
7

Понятие учреждения и его место в системе юридических лиц

Анализ правовой литературы показывает, что если раньше общие вопросы правового статуса юридических лиц освещались достаточно полно, то конкретные вопросы правового статуса того или иного юридического лица, в частности учреждений, не получили должной теоретической разработки. И не удивительно, так как в условиях планово-административной системы в этом не было практической надобности.

В настоящее время институт юридического лица относится к числу основных в российском гражданском праве. Его можно определить как совокупность (подсистему) норм, устанавливающих правоспособность юридического лица и способы ее осуществления, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также особенности их организационно-правовых форм.

Функциональное назначение института юридического лица состоит в определении правового статуса коммерческих и некоммерческих организаций, необходимого для их равноправного и эффективного участия в гражданских правоотношениях.

Легальное определение юридического лица закреплено в п. 1 ст. 48 ГК РФ: "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде".

При этом под "обособленным имуществом" подразумевается имущество в его широком значении, включающем вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей. Данная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей.

Действующее гражданское законодательство предусматривает два основных критерия, по которым может быть проведена дифференциация юридических лиц:

1) права учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества. По этому критерию в соответствии со ст. 296 ГК учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им, то есть осуществляет право оперативного управления имуществом, закрепленным за ним.

2) цели деятельности юридических лиц. Этот критерий дифференциации закреплен в ст. 50 ГК РФ, в соответствии, с которой все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не имеют такой цели в качестве основной и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Установление в законе сразу двух критериев, характеризующих некоммерческую организацию, безусловно, оправданно. Большинство некоммерческих организаций в сегодняшней России, не исключая и финансируемые собственником учреждения, просто вынуждено заниматься предпринимательством, чтобы свести концы с концами. Однако неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратится в самоцель.

Именно запрет распределять полученную прибыль между участниками некоммерческой организации является самым действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса.

Такие организации могут заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 1,3 ст. 50 ГК РФ).

Статья 50 ГК перечисляет организационно-правовые формы, в которых могут создаваться некоммерческие организации. В этот перечень и входят учреждения.

Правовой регламентации такой организационно-правовой формы юридического лица, как учреждение посвящены ст.ст. 120, 296 и 298 ГК РФ.

Учреждение - это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (п. 1 ст. 120 ГК).
Это понятие, определяющее статус учреждения сходно со ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются иными законами и правовыми актами.
Таким образом, российский законодатель впервые определяет учреждение как самостоятельное юридическое лицо.
На первый взгляд, учреждения, являясь некоммерческими организациями, участвуют в гражданском обороте в значительно меньшей степени, чем коммерческие организации. Это обусловлено в первую очередь тем, что цель и деятельность учреждений лежат в непроизводственной, нематериальной сферах. Учреждения выступают в гражданском обороте лишь в той мере, в которой это необходимо для обеспечения их основной деятельности, которая нередко лежит вне сферы гражданского права.
Однако названные сферы обеспечивают стабильность протекания гражданского оборота, ведь именно в форме учреждения существуют практически все органы государственной власти, в том числе и те, которые осуществляют контроль за деятельностью других хозяйствующих субъектов. Порядок образования, отношения с собственником имущества, правовое положение имущества, порядок реорганизации и ликвидации учреждения и некоторые иные вопросы приобретают весьма важное значение в свете бурных экономических реформ в нашей стране.
Учреждение, как и некоммерческая организация, в случае получения доходов от разрешенной деятельности использует в полном объёме полученную прибыль исключительно только для достижения целей и задач, ради которых было создано.
Данный признак в полном объёме относится как к некоммерческим организациям в целом, так и к учреждениям в частности, он носит достаточно конкретный и универсальный характер. В противном бы случае учреждения являлись коммерческими организациями и потеряли бы свою значимость как самостоятельный вид некоммерческой организации.
В настоящее время учреждение является довольно распространенным субъектом гражданско-правовых отношений и включает в себя органы государственной власти и управления, медицинские учреждения, учреждения просвещения, вузы, учреждения культуры (музеи, картинные галереи), правоохранительные органы (суды, прокуратуры, арбитражные суды), учреждения в системе внутренних дел и т. п.
Кроме того, статья 41 нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, вступающего в силу с 1 января 2006 г. впервые определяет организационно-правовую форму органов местного самоуправления как учреждения.
Указание в Законе на конкретную организационно правовую форму органов местного самоуправления позволит внести определенность в правовой статус данного юридического лица. Данное нововведение положительно отразится и на содержании Государственного реестра юридических лиц, ведение которого предусмотрено соответствующим законом Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».
.
На основе анализа всех разновидностей учреждений можно выделить несколько критериев классификации учреждений: в зависимости от формы собственности, лежащей в основе учреждения; в зависимости от выполняемых функций и целей деятельности; в зависимости от обладания правом вести самостоятельную деятельность, приносящую доход.
Согласно данной классификации, наибольшую группу учреждений составляют бюджетные (государственные) учреждения, которая включает в себя и учреждения, относящиеся к системе МВД РФ.
В последнее время получили распространение в последнее время частные учреждения. Значение деления учреждений на государственные и частные заключается в том, что государственные учреждения в своей деятельности должны преследовать общегосударственные интересы и расходовать выделяемые средства исключительно в пределах сметы, что и определяет специфику их деятельности, частные же учреждения освобождены от такого рода обязательств, их деятельность может осуществляться в различных направлениях, с целью выполнения различных задач, которые предусмотрены учредительными документами и не противоречат основному законодательству.

Возникновение, функционирование и прекращение деятельности учреждения

Согласно статье 51 Гражданского Кодекса РФ, юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Это правило распространяется на все некоммерческие организации, создаваемые с правами юридического лица. Сведения о включении юридического лица в реестр, а равно об исключении из него должны быть опубликованы в установленном порядке.

Некоммерческие организации создаются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами.

Одной из наиболее характерных особенностей, проявляющихся при создании учреждения, является то, что, согласно ст. 120 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях», учреждение создаётся только собственником, то есть субъектом, обладающим правом собственности на принадлежащее ему имущество, а согласно п. 2 ст. 212 действующего ГК Российской Федерации, к таким субъектам относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Собственник создаёт учреждения, он определяет направления его деятельности и осуществляет его финансирование.

Некоммерческая организация в форме учреждения - единственная в гражданском законодательстве, не являющаяся собственником находящегося у нее имущества. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются учредителем-собственником в соответствии со ст. 296 ГК.

Предусмотренная в отдельных законах возможность создания учреждения несколькими собственниками (учредителями), является вполне обоснованной. Ведь образование учреждения несколькими собственниками позволяет, прежде всего, обеспечить наиболее эффективное функционирование учреждения с экономической точки зрения.

В настоящее время не каждому собственнику под силу одному создать и в дальнейшем осуществлять полное финансирование учреждения, которое позволило бы достичь поставленные собственником перед учреждением цели и полноценно функционировать в целом.

Созданию учреждения на базе федеральной собственности (к которым относятся учреждения, входящие в систему Министерства внутренних дел) должно предшествовать постановление Правительства России о создании учреждения (как правило, в данном правовом акте содержится соответствующее указание уполномоченным органам государственной власти по реализации принятого постановления) или об утверждении устава уже существующего учреждения либо указ Президента России.

По отдельным видам учреждений Правительством РФ утверждены типовые положения, которые выполняют функции примерного.

В отличие от большинства учреждений, для учреждений, входящих в систему МВД РФ, характерна такая форма управления, когда во главе находится не выборный орган или руководитель, а назначаемый исключительно собственником руководитель.

Руководство юридическими лицами, входящими в систему МВД РФ, подавляющее большинство из которых имеют форму учреждения, их многопрофильной деятельностью осуществляется единолично начальником в пределах его компетенции.

Статус органов управления учреждения определяется двумя группами актов - нормативными и корпоративными:

- федеральным законодательством;

- учредительными документами самих учреждений.

Это означает, что учреждения формируют органы управления самостоятельно, но в соответствии с теми требованиями, которые изложены в законодательстве. Однако, именно в учредительных документах учреждения, а точнее - в его Уставе - и должны быть подробно определены вопросы создания и деятельности органов управления.

Так как ст. 120 ГК не называет учредительных документов учреждений, то в соответствии с общей нормой (ст. 52 ГК) таковыми могут быть устав, либо учредительный договор и устав, либо общее положение об организациях данного вида.

Общеправовое значение основного учредительного документа учреждения -- устава, заключается прежде всего в том, что в нем определяется цель деятельности юридического лица, обуславливающая характер его специальной правосубъектности, он очерчивает структуру юридического лица и указывает его органы, устав конкретизирует форму имущественной обособленности данного юридического лица (в частности, оперативное управление), с момента утверждения (регистрации) возникает правосубъектность юридического лица, устав обязателен не только для утвердивших учредителей, но и для всех, кто вступает в отношения с данным юридическим лицом, включая органы государственной и муниципальной власти.

В учредительных документах учреждений должны определяться:

- наименование учреждения, содержащее указание на характер его деятельности и организационно - правовую форму;

- место нахождения учреждения;

- порядок управления деятельностью;

- предмет и цели деятельности;

- сведения о филиалах и представительствах;

- источники формирования имущества учреждения;

- порядок внесения изменений в учредительные документы учреждения;

- порядок использования имущества в случае ликвидации учреждения.

В учредительных документах вопросы ответственности (ее размер и (или) поря и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.