На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Типология государства связана с понятием формы государства. Особенности каждого типа государства устанавливаются на основе анализа организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Соотношения между типом и формой государства.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 09.11.2008. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
форма государства
форма правления
форма государственного устройства
Унитарное
Федеративное
Конфедерация
5.Форма государственного режима
Антидемократический режим
Демократический режим
Заключение
Список используемой литературы
1. Введение
Когда мы приступаем к изучению государства или права, то, прежде всего сталкиваемся с тем, что они представляют собой сложные образования. Они охватывают различные явления, характеризуются многообразными гранями, сторонами, чертами. Возникает вопрос: с чего начать их изучение? И здесь мы неизбежно упираемся в проблему начала. Теория государства и права начинается с анализа процесса разложения первобытнообщинного строя и появления государственно-правовых явлений. Причем более простое явление изучается раньше не только потому, что его легче понять, но и потому, что оно исторически предшествует более сложному. Или как говорит К. Маркс: «в истории, как и в ее литературном отражении развитие в общем и целом идет также от простых отношений к более сложным». Теория государства и права тесно связана с историей, так как при изучении исторического процесса мы познаем сущность государства, его формы, которая включает в себя форму правления, форму государственного устройства и политический режим. И прежде, изучить систему законодательства какого-либо государства, необходимо познать вышесказанные особенности формы данного государства, которая оказывает влияние не только на процесс формирования правовой системы, но и на процесс практической реализации законов и формирования правового государства. Поэтому задачей теории государства и права является не только ознакомление юриста с основными понятиями, но и познание государственно-правовых явлений, что невозможно без изучения понятия формы государства и ее основных компонентов. 2. Формы государства
Типология государства тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).
Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
В учебной и научной литературе форма государства, как правило, определяется как организация политической власти. С таким определением согласиться нельзя, ибо в нем идет речь не о форме государства, а о форме политической власти, т.е. организации его признака. Форма государства - это устройство всеохватывающей политической организации господствующего класса (всего общества),призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
Из этого определения следует, что назначение государства и назначение его формы-вещи разные. Или выражаясь философским языком, можно сказать, что «роль частей в организации вещи и роль самой вещи в более широкой организации различны» (Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. Алма-Ата, 1968, с.86).
Примером соотношения подобных реалей может служить трон. Для того, чтобы монарх мог на нем сидеть, требуется определенная форма его устройства. В этом заключается целевое назначение этой формы. Сам же трон призван символизировать монархическую форму правления.
Форма государства складывается из трех компонентов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
3. Форма правления
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенций между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
-как создаются высшие органы государства и каково их строение;
-как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
-как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяют на:
монархические (единоличные, наследственные)
республиканские (коллегиальные, выборные)
Монархия-это форма правления, при которой пост главы государства занимает лицо в порядке престолонаследия.
Республика-это форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются выборным путем.
Как монархия, так и республика имеют ряд разновидностей. В частности, когда власть монарха не ограничена, форма правления называется абсолютной монархией. Если монарх не обладает всей полнотой власти, то форма правления приобретает характер ограниченной монархии. В свою очередь ограниченная монархия классифицируется на парламентарную (Англия) и дуалистическую (Германия 1871-1918 гг.).
Республики могут быть парламентарные либо президентские. Проанализируем каждую из форм монархии и республики. Дуалистическая монархия представляет собой форму правления, которая возникает переходные периоды развития общества, а именно: когда класс феодалов не в состоянии безраздельно господствовать, буржуазия настолько слаба, что не в силах взять всю полноту власти в свои руки. В результате возникает политический компромисс между феодалами и буржуазией.
В дуалистической монархии действует двухпалатный парламент. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии. Верхняя палата состоит из феодалов, назначаемых в нее монархом.
Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.
Здесь мы охарактеризовали своего рода модель дуалистической монархии. Но в силу определенного исторического стечения обстоятельств она обретает в тех или иных странах несколько видоизмененный характер. Так, например в Марокко действует не двухпалатный, а однопалатный парламент-Палата представителей.
Парламентарная монархия , в отличие от дуалистической является чисто буржуазной формой правления. Ее существование обусловлено не буржуазными производственными отношениями, а определенными историческими условиями (сила традиции, особенности политического противоборства различных сил, приверженность общества к старым обычаям и т.п.).
Образцом парламентарной монархии буржуазного типа служит Великобритания. Королевская власть является пожизненной и передается по наследству прямым потомкам монарха. Монарх формально наделен обширными полномочиями по управлению страной и является источником законодательной, исполнительной и судебной властей. Фактически же он не играет ни какой роли в проведении внутренней и внешней политики государства .Он «царствует, но не правит».
Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: палаты общин и палаты лордов. Палата общин формируется выборным путем, а палата лордов формируется путем назначения ее членов короной. Палата лордов - архаический институт, состоящий из светских и духовных пэров.
Правительство формирует лидер партии, победившей на парламентских выборах. Он занимает пост премьер-министра. Правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламента. Парламент может объявить или вынести вотум недоверия правительству. Тогда оно должно уйти в отставку.
Теперь о разновидностях республик. Парламентская республика характеризуется верховенством парламента. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах. Члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом. Путем вынесения вотума недоверия парламент может отправить правительство или его члена в отставку.
Примером парламентской республики может служить Италия. «Итальянский парламент обладает развитыми и многочисленными формами контроля за деятельностью правительства и администрации. Кроме традиционных - вынесения вотума недоверия, принятия резолюций порицания и др., - палаты имеют право заслушивать на заседаниях или в комиссиях руководителей государственной администрации требовать от министров информацию и документы»(Современные зарубежные конституции. М., МЮИ, 1992, с. 105).
Парламентская республика может иметь как двухпалатный, так и однопалатный парламент.
Осуществляя общее руководство политикой правительства, председатель совета министров несет за нее ответственность перед парламентом.
Президентская республика характеризуется тем, что в ней президент имеет право действовать по своему усмотрению, т.е. обладает дискреционной властью.
Президент-глава исполнительной власти. Избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования. Правительство в президентской республике несет ответственность перед президентом. Президент по своему усмотрению назначает, перемещает и отрешает от должности членов правительства. Он имеет право налагать вето на законы, принимаемые парламентом качестве главы государства он представляет страну на международной арене вправе подписывать международные соглашения с последующей их ратификацией парламентом. Президент является главнокомандующим вооруженными силами государства.
Классической страной президентской республики являются Соединенные Штаты Америки.
Согласно отделу 1 ст. 1 конституции 1787 года законодательная власть принадлежит Конгрессу США, состоящему из двух палат- Сената и Палаты Представителей. Палата Представителей представляет все население США. Члены ее избираются по штатам пропорционально численности населения. Сенаторы являются представителями не всего народа, а отдельных штатов. Всякий законопроект 9 принятый Конгрессом направляется президенту на подпись. Если президент решит воспользоваться правом вето, то он должен в течении 10 дней вернуть законопроект в парламент со всеми возражениями. Если Конгресс считает, что возражения главы государства необоснованы , то он может преодолеть президентское вето, если в пользу ранее принятого законопроекта будет подано две трети голосов обоих палат.
Полномочия президента США многочисленны и довольно обширны. Он пользуется правом суспенсивного (отлагательного) вето, созывает палаты на чрезвычайные сессии и, в случае разногласия между палатами относительно срока перерыва сессии, может определять этот срок по своему усмотрению. Он осуществляет контроль за исполнением законов. Ему принадлежит право помилования осужденных. Он является главой государства и главнокомандующим вооруженными силами государства.
В случае отстранения президента США от должности, его смерти, выхода в отставку или неспособности осуществлять свои полномочия, его обязанности исполняет вице-президент. Президент и вице-президент отрешаются от должности если в порядке так называемого «ИМПИЧМЕНТА» они будут признаны виновными в измене, взяточничестве и других тяжких преступлениях.
4. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает:
из каких частей состоит внутренняя структура государства;
какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения
этих органов;
как строятся отношения между центральными и местными
государственными органами;
в какой государственной форме выражаются интересы каждой
нации, проживающей на этой территории.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:
унитарное
федеративное
- конфедеративное.
4.1Унитарное государство
Унитарное государство- это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны
исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;
на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
составные части унитарного государства (области, департаменты,
округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
унитарное государство, на территории которого небольшие по
численности национальности, широко допускают национальную и
законодательную автономию;
все внешние межгосударственные сношения осуществляют
центральные органы, которые официально представляют страну на
международной арене;
имеет единые вооруженные силы, руководство которыми
осуществляется центральными органами государственной власти.
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
Унитарное государство может быть как многонациональным так и однонациональным.
Многонациональными государствами унитарного типа являются Афганистан,: Пакистан, Китай и др.
4.2 Федеративное государство
Федерация представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов:
штатов, кантов, земель, республик и т.д
В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и
судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
Субъекты федераций имеют право принятия собственной
конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и
судебные органы.
В большинстве федерации существует гражданство и гражданство
федеральных единиц.
При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется
палата, представляющая интересы членов федерации.
Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в
федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально
представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенитета их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
Характеризуя федеративную форму государственного устройства, следует иметь в виду, что она может быть выражением и воплощением различных видов общественных отношений.
Так, например, США, Мексика, ФРГ,- это федеративные государства, образованные не по национальному признаку. Они обязаны своим возникновением и существованием региональным интересам определенных групп населения.
Индия, Российская Федерация представляет собой многонациональные государства. Каждый народ официально представлен определенным субъектом федерации. И это понятно, ибо в основе этой фор-мы государственного устройства лежат межнациональные отношения.
Стало быть федерация может строиться по территориальному признаку либо по национальному. Попытка же их совмещения ведет к неразрешимым политическим противоречиям, собственно что и случилось с Российской Федерацией.
А противоречия в способе ее существования сводятся к следующему. Конституцией РФ провозглашается, что субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа. Субъекты федерации в лице национально-государственных образований представляют волю соответствующих народов,
А волю кого представляют обычные административнотерриториальные единицы? Очевидно, что только население определенного региона, а не народа в целом. Вот и получается, что в Совете Федерации представлены народы и одновременно составные части русского народа. В итоге нарушается принцип равноправия народов, ибо русский народ представлен в Совете Федераций 114 депутатами, а все другие народы только двумя. Вот к чему приводит эклектическое совмещение территориального и национального принципов построения федерации. Именно этому обязана своим провозглашением так называемая Уральская республика. В ее конституции предпринята попытка сконструировать некий новый «этнический феномен- «народ Уральской Республики». И если процесс «республиканизации распространится на другие края и области то может появиться «рязанский», «воронежский», «омский», «новосибирский», и другие «народы». А правового препятствия к этому нет, ибо конституция РФ не исключает повышение статуса субъектов федерации. Вот и стремятся властные структуры административно-территориальных единиц дотянуться до уровня республик, фазирующихся исключительно на национальном принципе.
В итоге возникает реальная угроза расчленения России на огромное число республик с гигантским штатом чиновников.
Появится у каждой из них свои кодексы и законы, как это предусмотрено проектом конституции Уральской республики. Вот до какого абсурда доводит непонимание принципов построения федеративной формы государственного устройства.
4.3 Конфедерация
К формам государственного устройства недопустимо относить конфедерацию. Конфедерация-это временный союз государств для достижения определенных целей. Главное отличие конфедерации от охарактеризованных форм государственного устройства заключается в том, что она исключает субординацию образующих ее членов. Их взаимоотношения строятся по принципу координации , согласования их интересов и проводимой политики.
Конфедерация-это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации -сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.
В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
-конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство тех
государств, которые находятся во временном союзе;
- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США,, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.
5. Формы государственного режима
Формы государственного режима- представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим -понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движения, клубы, союзы).
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские), поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма- и неограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства- и тоталитаризм, и правовая демократия.
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты , присущие той или другой разновидности государственного режима.
5.1. Антидемократический режим
Антидемократические режимы- характеризуются следующими признаками:
- Определяет характер государственной власти- это соотношение
государства и личности;
- антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным наследием;
ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);
личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких -либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;
реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;
всеохватывающая милитаризация общественной жизни;
игнорируют интересы государственных образований, особенно
национальных меньшинств;
не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентской монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным феодализмом.
Тоталитарный режим предполагает господство одной идеологии и одной партии. Происходит сращивание государственного и партийного аппарата. Страна превращается в гигантскую казарму с жестоким режимом и унифицированной формой поведения граждан.
Авторитарный режим несколько «мягче» фашистского и тоталитарного. Он представлен в лице диктатора или своеобразной хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего господства.
Для авторитарного режима не присуща социальная демография. Как правило, он не насаждает государственную идеологию и не закрепляет господство одной партии. Это исключает возможность сращивания государственного и партийного аппарата.
Но авторитарный режим не допускает формирования и функционирования властных структур государства на демократической основе. Он прибегает к массовым внесудебным и административным репрессиям против оппозиционных сил.
Фашистский режим представляет наибольшую опасность для демократических сил, ибо он широко использует демагогию с целью введения в заблуждение масс. Благодаря прежде всего ей фашисты приходят к власти. Весьма показательным в этом отношении является итальянский фашизм. На первой конференции фашистов в марте 1919 года были выдвинуты такие демагогические требования как созыв Учредительного Собрания, принятие закона о 8 -ми часо и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.