Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 110702


Наименование:


Курсовик ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 20.12.2017. Сдан: 2017. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Изучение состояния речи детей дошкольного возраста в норме и при дизонтогенезе
1.1 Развитие речи в онтогенезе……………………………………………………6
1.2 Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи…….12
Глава 2. Обследование детей с общим недоразвитием речи
2.1 Принципы и этапы логопедической диагностики…………………………..16
2.2 Обследование связной речи…………………………………………………..19
2.3 Обследование звуковой стороны речи (звукопроизношение)……………..22
2.4 Обследование лексического запаса и грамматического строя языка……...23
2.5 Обследование слоговой структуры и звуконаполняемости слов………….27
2.6 Обследование состояния неречевых процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления……………………………………………………………………….33
2.7 Обследование общей и мелкой моторики…………………………………...38
Заключение……………………..………………………………………………...40
Список использованных источников…………….…………………………...41


ВВЕДЕНИЕ
Специальное образование как неотъемлемую часть единого образовательного процесса позволяет рассматривать анализ современных подходов к проблемам образования нормально развивающихся детей и детей с различными патологиями развития. Задача педагога-дефектолога - ранняя диагностика отклонения, поскольку, чем раньше диагностирован тот или иной дефект, тем интенсивнее происходит его коррекция.
Имеет важность решение вопросов дифференциальной диагностики, позволяющих выявить нарушение, установить его причины и определить ряд коррекционный мероприятий, которые направленны на восстановление полноценной жизни ребенка.
В некоторых случаях помимо педагогической коррекции целесообразно и медикаментозное лечение в комплексе с коррекционной работой, а также меры профилактики вторичных нарушений речи.
Задача логопеда состоит в как можно более ранней диагностике речевых отклонений, выявление их причин, знание методов медикаментозной коррекции и профилактических мероприятий, т.е. в умении оказать квалифицированную и полную логопедическую помощь.
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. [1]
Обычно общее недоразвитие речи (далее ОНР) сочетается с неврологической симптоматикой, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении мозговых структур, т.е. наиболее часто имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Среди характерных нервно-психических нарушений наибольшее имеют значение гипертензионный и церебрастенический синдромы. При неврологическом обследовании у многих детей с системным недоразвитием речи выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются легкими парезами, снижением кожной и мышечной чувствительности, изменениями мышечного тонуса, недостаточностью дифференциальной моторики пальцев рук, нарушениями равновесия, координации движения, несформированностью общего и орального праксиса. [2]
Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей этой группы выявляет у многих из них характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Наблюдается нарушение активной памяти, внимания, гиперактивное поведение.
В таких случаях логопедическая помощь окажется активной только тогда, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, различными физиопроцедурами, стимулирующими созревание центральной нервной системы (далее ЦНС). [2]
Исследованием методов дифференциальной диагностики занимались Г.А.Фомичева, Р.И.Лалаева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская и др.
Актуальность курсовой работы заключается в необходимости корректного подбора методик обследования, позволяющей получить наиболее точную характеристику нарушения речи ребенка. В работе подробно рассмотрен ряд методик, приведены ключевые параметры, по которым производится выбор того или иного способа обследования, а также рассмотрены этапы логопедической диагностики.
Объектом исследования данной курсовой работы являются методики дифференциальной диагностики, предметом - выбор актуальных методик обследования детей с общим недоразвитием речи.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ литературы по обследованию детей с общим недоразвитием речи.
2. Обобщение особенностей обследования детей с общим недоразвитием речи.
3. Анализ системы работы логопеда (системы логопедического обследования, направленного на установления нарушения ребенка).

Методы исследования:
1. Изучение литературы
2. Наблюдение

База исследования:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2000"
Здание №7 - Дошкольный корпус (Адрес: Москва, Кантемировская улица, дом 20, корпус 3)

Данная работа может быть использована студентами, педагогами и родителями.


ГЛАВА 1
ИЗЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПРИ ДИЗОНТОГЕНЕЗЕ
1.1 Развитие речи в онтогенезе
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание. [5]
В развитии систем мозга и психической деятельности, связанных с формированием речи очень важен первый год жизни ребенка. Устная речь предполагает наличие голоса. В первые недели и месяцы жизни крик ребенка характеризует состояние врожденных нервных механизмов, которые будут использованы при становлении речи. У здорового ребенка крик характеризуется продолжительным и звонким голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом. [3]
2ой-3ий месяцы жизни - крик ребенка значительно обогащается интонационно. Отмечается усиление некоординированных движений рук и ног. С этого момента ребенок реагирует криком на удаление ярких предметов из поля зрения, прекращение общения с ним, и т.п. Интонационное обогащение говорит о том, что началось формирование функции общения.
Ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источник звучания, поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на лице, губах взрослого [3].
К 2-3-м месяцам жизни появляется гуление - это звуки кряхтения, радостного повизгивания, которые сложно идентифицировать со звуками родного языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э), наиболее легкие для артикулирования; губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания. В период гуления появляется интонация, обозначающая благополучное состояние ребёнка. Со временем оан начинает носить выражение радости [3].
Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка - лепет. В период лепетных звуков появляются признаки структурации слога и локализованности. Голосовой поток, который характерный для данного этапа, распадается на слоги, что предшествует постепенному формированию психофизиологического механизма слогообразования. Гуление и первый этап лепета происходят из-за врожденных программ центральной нервной системы. Они не зависят от состояния физического слуха детей и не отражают фонетический строй родного языка, т.е. являются филогенетической речевой памятью в функциональной системе речи [3].
В 1-м полугодии жизни идет диффузная отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе формирования устной речи. Лепетная речь ритмически организованна, поэтому тесно связана с ритмическими движениями ребенка, востребованными к 5-6-ти месяцам жизни. Ребенок может по несколько минут подряд повторять ритмически слоги “та-та-та”, “га-га-га” и т.д. Этот ритм является архаической фазой языка, что объясняет его раннее появление в речевом онтогенезе. С этого момента развитие речи тесно связано с обязательным речевым (слуховым) и зрительным контактом со взрослым человеком, поэтому необходима сохранность слуха и зрения. На этом этапе у ребенка с сохранным слухом можно видеть явления аутоэхолалии. Ребенок подолгу повторяет один и тот же открытый слог. Второй этап в развитии лепета - сосредоточенное слушание ребенком самого себя [3].
После 8-ого месяца звуки, которые не соответствуют фонетической системе родного языка, начинают постепенно угасать. Часть лепетных звуков, не соответствующих фонемам слышимой ребенком речи, утрачиваются. Взамен появляются новые речевые звуки, которые сходны с фонемами речевого окружения. В этот период развития начинает формироваться собственно речевая онтогенетическая память. Постепенно с помощью слуховых обратных афферентаций сформировывается фонетическая система родного языка.
Принято выделять еще один этап в развитии лепета. Во время этого этапа ребенок начинает произносить “слова”, которые образованны путем повторения одного и того же слога, например, “па-па”, “ма-ма”. Дети в 10-12 месяцев в попытках вербальной коммуникации уже могут воспроизводить наиболее типичные характеристики ритма родного языка. Временная организация таких доречевых вокализаций содержит элементы, которые аналогичны ритмическому структурированию речи взрослых. Данный этап лепета чаще всего длится короткое время, вскоре, после чего ребенок начинает говорить первые слова [3].
Сроки и темп развития понимания речи окружающих и темп формирования устной речи отличаются по срокам. В 7-8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, сопровождающиеся соответствующими жестами и мимикой. В это время развивается соотношение звукового образа слова с предметом в конкретной ситуации. Благодаря многократному повторению взрослым слов в сочетании с показом предмета, ребенок постепенно образует связь между зрительным представлением предметов и звучащим словом. Понимание слышимого слова устанавливается задолго до того, как ребенок сможет его произнести. Закономерность, которая проявляется в значительном преобладании импрессивного словаря над экспрессивным, остается у человека на всю жизнь [3].
К концу первого года жизни появляются первые слова. Этот период совпадает с новым этапом развития психомоторики. В это время ребенок начинает делать первые шаги, обучается ходить, развивается активная манипулятивная деятельность рук. В захватывании кистью предметов начинает принимать участие большой палец и конечные фаланги остальных пальцев.
Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у девочек и мальчиков. У мальчиков слова появляются на 11-12 месяце жизни, у девочек - на 8-9 месяце. Ребенок произносит первые слова, при этом он воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков.
Исследователи детской речи единогласны в том, что словарь и фонетический строй речи дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками. Освоение и развитие фонетической системы языка идет после появления слов, как семантических единиц.
Первые слова, которые употребляет ребенок в речи, характеризуются целым рядом особенностей:
1. Одним и тем же словом ребенок может выражать чувства, желания и обозначать предмет
2. Слова могут выражать законченное целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению
3. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов
4. Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога. С увеличением объема словаря фонетические искажения проступают более заметно. Это указывает на более быстрое развитии лексико-семантической стороны речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики.
Речевая активность ребенка на данном этапе ситуативна, тесно связана с предметной практической деятельностью ребенка и существенно зависит от эмоционального участия взрослого в общении. Произнесение ребенком слов обычно сопровождается жестом и мимикой [3].
Скорость овладения активным словарем в дошкольном возрасте протекает в индивидуальном порядке. Быстрее всего словарь пополняется в последние месяцы 2-го года жизни. Приводятся разные данные по количеству слов, которые употребляет ребенок в этот период, что указывает на большую индивидуальность в темпе развития речи. Элементарная фразовая речь формируется к концу второго года жизни. Также существуют большие индивидуальные различия в сроках ее появления. Они зависят от многих причин:
1. генетической программы развития
2. интеллекта
3. состояния слуха
4. условий воспитания и т.д.
Как правило, элементарная фразовая речь включает в себя 2-3 слова, которые выражают требования. Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарная фразовая речь, то считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.
К концу второго года жизни для фраз характерна утвердительная форма при их произнесении, также они имеют особый порядок слов, при котором “главное” слово стоит на первом месте. В этом же период дети начинают разговаривать с картинками, домашними животными, игрушками. Речь становится основным средством общения со взрослыми к двум годам. Язык жестов и мимики начинает постепенно угасать. Речевое развитие ребенка формируется оптимально при условии индивидуального общения со взрослыми. Ребенок должен ощущать не только эмоциональное участие в его жизни, но и постоянно на близком расстоянии видеть лицо того, с кем говорит. Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его речевом и общем психическом развитии [3].
Потребность ребенка в общении резко усиливается на третьем году жизни. В этом возрасте стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, также возрастает способность к словотворчеству, возникшая в конце второго года жизни. Первоначально это явление выглядит как рифмование, затем изобретаются новые слова, которые имеют определенный смысл.
В 3 года ребенок постепенно формирует умение правильно связывать разные слова в предложения в речи. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных. Фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением интенсивно развивается после трех лет. Принято считать, что при нормальном речевом развитии ребенка звуковая сторона язы........



СПИСОК ИСОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
2. Пятница Т. Б. Логопедия в таблицах и схемах - Минск: Аверсэв, 2006. - (В помощь логопеду).
3. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. - М.: Книголюб, 2004.
4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968.
5. Ильичева Л.Ф . Философский энциклопедический словарь: - М., 1983.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990
7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. - М., 1993.
8. Корнев А.Н. Проблемы патологии речи. Тезисы Всесоюзного симпозиума 16 - 21 октября 1989г. - М., 1989.
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с ОНР. // Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С. - М., 1995
10. Деревянко Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия №4, 2006.
11. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. Учеб-метод. пособие. - М: Соц-полит. журн., 1994.
12. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников. - СПб, 1999.
13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников // Дети с ОНР (Кн. для логопеда - 2-е изд.) - М., 1985.
14. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб., 1997.
15. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи // Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов. Том 5. - М., 2003.
16. Формирование словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам IX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М.: «МЦНО». - 2014 -№ 2(9) / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: archive/MNF_humanities/2(9).pdf
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.
18. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр.. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - (Библиотека практикующего логопеда)
19. Карасева О. С. Развитие речи у детей с ОНР: // Учитель-логопед, дефектолог. 2016. URL: karaseva-olga-sergeevna
20. Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.:Эксмо, 2011 .
21. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей - Спб.: Детство-Пресс, 2001.
22. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Б 12 Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии».
23. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики.
24. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. - М., 2008
25. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия навыков звукового анализа. - СПб., 1998
26. Монтессори М. Дети - другие.- М., 2004
27. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
28. Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. М., 1999.
29. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений.- М.: Профессиональное образование, 1993
30. Петров А.В. Игротека "Ловкие ручки" обучает и воспитывает: Методическое пособие. -- Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.