Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 110728


Наименование:


Реферат Государственная поддержка экспорта промышленной продукции в РФ

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 21.12.2017. Сдан: 2017. Страниц: 68. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Сущность и основные характеристики государственной поддержки экспорта промышленной продукции 4
2 Финансовая поддержка экспорта промышленной продукции 14
3 Нефинансовые инструменты поддержки экспорта промышленной продукции 31
4 Международный опыт поддержки экспорта промышленной продукции 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

ВВЕДЕНИЕ

Рост степени открытости российской экономики обусловливает возрастающее влияние мирохозяйственных связей на социально-экономическое развитие страны. Особое значение приобретает экспорт. Масштабы экспорта определяют возможности получения страной иностранной валюты, необходимой для обслуживания и погашения внешнего долга страны, модернизации и структурной перестройки экономики на базе новейших технологий и видов техники, оплаты импорта продовольствия, медикаментов и товаров, производство которых в РФ не обеспечено необходимыми ресурсами или экономически нецелесообразно.
Развитие экспорта - залог экономической безопасности страны в условиях ее продвижения к открытой рыночной экономике. Только через экспорт можно объективно оценить конкурентоспособность отечественного производства и довести его до передового мирового уровня.
Государственная поддержка экспорта ? важнейшее направление экономической политики, которое призвано способствовать диверсификации и совершенствованию структуры российского экспорта и выходу отечественной продукции на новые, перспективные рынки.
Опыт большинства зарубежных стран, как промышленно развитых, так и развивающихся, свидетельствует о чрезвычайной важности государственной поддержки развития экспорта и деятельности национальных экспортеров. Практически все зарубежные государства, включая США, страны ЕС и Японию, осуществляют целевые программы всемерного содействия экспортерам путем создания для них благоприятных торгово-политических и экономических условий.
В современной международной торговле основную часть мирового экспорта составляет продукция обрабатывающих отраслей промышленности. Развитые страны, специализирующиеся на создании высокотехнологичной продукции, занимают на мировом рынке долю более 50%. При этом, необходимо отметить, что именно наукоемкий характер, как самого производственного процесса, так и производимой продукции во многом обусловливает конкурентоспособность промышленных товаров этих стран на международных рынках.
В настоящее время российская экономика нуждается в эффективной промышленной политике, стимулирующей товарную и географическую диверсификацию экспорта. В этих условиях необходимо повышать значение государственной системы поддержки экспорта, которая наряду с проведением политики импортозамещения становится одним из важнейших факторов развития внешнеэкономического комплекса современной экономики Российской Федерации после вступления России в ВТО.
В последние годы различные аспекты стимулирования экспорта активно обсуждаются в публикациях российских экономистов: Богомолова О.Т. Глазьева С.Ю, Долгова С.И., Дгомулена И.И., Кочетова Э.Г., Мальцева A.A. Оболенского В. П., Орешкина В.В., Осьмовой М.Н., Парканского А.Б Покровского А.Н., Покровской ВВ., Преснякова В.Ю., Рыбалкина В.Е. Спартака А.Н., Шмелева Н.П., Фаминского И.П., Шагалова Г.Л., Шишков; Ю.В., Сабельникова Л.В.
Объектом исследования выступает государственная система поддержки экспорта промышленной продукции.
Предметом исследования является комплекс научных положений, раскрывающих особенности функционирования систем государственной поддержки экспорта промышленной в России.
-
1 Сущность и основные характеристики государственной поддержки экспорта промышленной продукции

По свой сути государственная поддержка экспорта направлена на укрепление конкурентоспособности национальных компаний на международных рынках, создание условий для лучшего продвижения интересов национального бизнеса на внешние рынки и имеет наступательный характер. Эта поддержка используется компаниями экспортерами для сокращения своих рисков и издержек, что в конечном итоге способствует росту доходов, развитию бизнеса, росту занятости населения, что положительно сказывается на бюджете страны и повышению устойчивости экономики.
Разработанная система мер государственной поддержки преследует следующие цели:
- обеспечение конкурентных преимуществ
- поддержка и защита интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке
- рост экономического потенциала и повышение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта.
Необходимость укрепления экспортного потенциала Российской Федерации продиктована исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики. Российская Федерация заинтересована в оказании поддержки российским организациям экспортерам промышленной продукции, так как это обеспечивает увеличение объемов отечественного производства, рост налоговых поступлений в бюджет и создание дополнительных рабочих мест.
Первые шаги по созданию системы поддержки экспорта в Российской Федерации были предприняты в 1996 г., когда Правительство РФ одобрило долгосрочную федеральную программу развития экспорта. Главной задачей данной программы было формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий для развития российского экспорта и повышения его эффективности, а также механизмов предоставления государственной, финансовой, налоговой, информационно-консультационной, маркетинговой, дипломатической и других видов помощи отечественным экспортерам.
В настоящее время в России основные цели, задачи и приоритеты государственной финансовой поддержки российского промышленного экспорта определены в Концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 14 октября 2003 г. №1493-р.
Согласно данной концепции, основополагающим направлением государственной поддержки экспорта в России должно стать обеспечение общих макроэкономических условий, влияющих на экспортную деятельность предприятий:
? поддержание конкурентоспособного реального курса валюты, формирующего адекватные ценовые стимулы, и принятие мер по компенсации возможного негативного влияния укрепления национальной валюты на экспорт;
? облегчение доступа к импортным компонентам, необходимым для экспортного производства, по мировым ценам либо посредством устранения импортных тарифов или использования системы возмещений импортных пошлин, либо через учреждение свободных экспортных зон (разновидность свободных экономических зон, когда беспошлинный доступ к инвестиционному импорту способствует снижению стоимости инвестиций и использования иностранных технологий);
? улучшение инфраструктурной (порты, дороги, электроснабжение) и социальной базы (квалифицированная рабочая сила).
Позднее, в конце 2006 г., был принят пакет правительственных решений «О совершенствовании механизмов поддержки экспорта отечественной продукции (услуг)», первый пункт которого направлен на совершенствование инфраструктуры государственной поддержки экспорта.
На данном этапе федеральный уровень поддержки экспорта промышленных предприятий Российской Федерации представлен тремя основополагающими министерствами: Министерством экономики и развития, Министерством промышленности и торговли и Минфином РФ.
Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, ответственным за выработку политики в вопросах содействия экспорту.
Департамент государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минэкономразвития России осуществляет практическую реализацию системы мер по поддержке и продвижению российского экспорта.
В настоящий момент, в Российской Федерации существует семь основных национальных институтов, оказывающих поддержку отечественным экспортерам промышленной продукции. Данные институты и их ключевые функции представлены на рисунке 1.
Торгпредства оказывают российским производителям следующие виды поддержки:
? подготовка краткой информации о состоянии отдельных секторов экономики и рынков страны пребывания;
? подготовка краткой информации о регулировании внешнеэкономической и предпринимательской деятельности страны пребывания;
? подготовка краткой информации по вопросам торгового режима страны пребывания;
? содействие в поиске потенциальных партнеров в стране пребывания;
? содействие в организации деловых переговоров;
? содействие в проверке деловой репутации потенциальных партнеров в рамках имеющихся в стране пребывания открытых данных;
? предоставление информации о предстоящих в стране пребывания международных выставках, конференциях, семинарах, симпозиумах.


Рисунок 1 - Национальные институты, оказывающие поддержку Российским экспортерам промышленной продукции

Росэксимбанк был создан для поддержания экспорта путем создания специального механизма гарантий, но эффективно работающая система государственного страхования рисков при экспортных операциях не сформировалась. По мнению российских экономистов, один институт не мог быть страховщиком и кредитором одновременно. Оказалось, что это весьма сложный процесс с точки зрения внутренних документов, баланса и резервов. Поэтому в целях формирования целостной и эффективной системы государственной финансовой поддержки экспорта в России и выделения в самостоятельную структуру функции по страхованию экспортных кредитов было принято решение о создании в 2011 году Экспортного страхового агентства России (ЭКСАР) на базе Внешэкономбанка. При создании ЭКСАР, безусловно, учитывался мировой опыт зарубежных экспортных агентств. Также к моменту создания Агентства имелся ряд соглашений о сотрудничестве с агентствами, в прошлом являющимися партнерами Внешэкономбанка.
К стратегическим направлениям деятельности Агентства относятся [6]:
- развитие современной системы финансирования экспорта, обеспеченного страховым покрытием Агентства; - поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства);
- страховая поддержка экспорта товаров и услуг российского производства;
- страховая поддержка российских инвестиций за рубежом.
Клиентами Агентства являются российские экспортеры, в том числе малые и средние предприятия, а также российские и иностранные кредитные организации, и банки, предоставляющие финансирование российским экспортерам и обслуживающие внешнеторговые операции.
Страховые продукты ОАО «ЭКСАР» включают: страхование кредита поставщика, страхование кредита покупателю, страхование рисков по аккредитиву, комплексное страхование экспортных кредитов, страхование гарантий.
В июне 2014 года президент РФ Владимир Путин поручил правительству и ВЭБу создать единый центр кредитно-страховой поддержки экспорта на базе ЭКСАР и Росэксимбанка. Данные решения нашли отражения в принятых законодательных актах: п. 20 Плана мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран, и поддержка экспорта», а также поручение Президента Российской Федерации от 24.06.2014г. № Пр-1491 о создании Центра кредитно-страховой поддержки экспорта (ЦКСПЭ). В конце 2014 года в рамках формирования ЦКСПЭ [9] была завершена сделка по передаче 100 % акций в собственность ЭКСАР. Компетенции Центра по кредитной поддержке экспорта будут обеспечены за счет средств Росэксимбанка [10].
Для обеспечения конкурентных преимуществ, поддержки и защиты интересов отечественных экспортеров на внешнем рынке, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта разработана система мер государственной поддержки экспорта промышленной продукции, предусматривающая использование торгово-экономических, организационных, финансовых и информационно-консультационных инструментов.
Можно выделить следующие направления государственной поддержки экспорта [1]: -
1. Финансовые меры поддержки экспорта:
- предоставление льготных экспортных кредитов (ГК «Внешэкономбанк», ЗАО «Росэксимбанк», ОАО «МСП Банк»);
- предоставление экспортных кредитов с субсидированием процентной ставки (ГК «Внешэкономбанк»);
- страхование кредита покупателю, страхование кредита поставщика, страхование рисков по аккредитиву, страхование инвестиций, страхование кредита на пополнение оборотных средств экспортера, страхование экспортного факторинга (ОАО «ЭКСАР»).
- государственные гарантии в обеспечение обязательств экспортера и иностранного покупателя (ЗАО «Росэксимбанк», ОАО Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий»).
2. Нефинансовые меры поддержки экспорта:
- информационно-консультационные меры (Торговые представительств РФ в иностранных государствах, Региональные центры поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, Европейский информационный корреспондентский центр);
- промоутерско-организационные меры, в т. ч. поддержка выставочно-ярмарочной деятельности , Бизнес-миссии, Российские Деловые советы с зарубежными странами (Минпромторг России, Минэкономразвития России, Торгово-промышленная палата РФ).
- меры по устранению барьеров для экспорта:
а) Улучшение условий по доступу товаров и услуг на внешние рынки (Минэкономразвития России);
б) Упрощение таможенных процедур (Минэкономразвития России);
в) Устранение административных барьеров (Минэкономразвития России, АНО «Агентство стратегических инициатив»).
По содержанию можно выделить две группы мер - финансовой поддержки и нефинансовой поддержки. К мерам финансовой поддержки относятся: гарантирование, страхование, кредитование и др. В системе государственной поддержки экспортеров функции государственных структур, реализующие финансовые меры, по сути сводятся к принятию на себя ответственности за финансовую деятельность национальных компаний, обеспечение или облегчение доступа к финансовым ресурсам, улучшение условий финансирования. Финансовые меры поддержки реализуются как международные финансовые операции или внутренние.
По направленности можно выделить прямую и косвенную поддержку экспорта. Прямая поддержка (поддержка собственно экспорта) реализуется в отношении компаний, готовых к выходу на внешний рынок или уже осуществляющих экспортную деятельность, и предусматривает как финансовые (кредитование экспорта, страхование, субсидирование, налоговые льготы и др.), так и нефинансовые меры поддержки (содействие участию национальных фирм в выставках и ярмарках, информационное обеспечение и др.). Меры косвенной поддержки (меры по стимулированию развития экспортного производства), применяемые государственными структурами в отношении компаний, находящихся как на экспортной, так и на доэкспортной стадии развития, направлены на развитие производства и сбыта конкурентоспособной на мировом рынке продукции и также включают различные финансовые (субсидии, гарантирование частных вложений, предоставление грантов производителям, стимулирование прямых иностранных инвестиций, субсидирование научно-исследовательских работ и др.) и нефинансовые меры.
Создание специальных экономических зон и поддержка малого и среднего бизнеса составляют две самостоятельные группы мер, включающие финансовые и нефинансовые инструменты поддержки внешнеэкономической деятельности (налоговые льготы, упрощенные импорта/экспорта и др.). В РФ под «особыми экономическими зонами» понимается часть территории страны, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Существующая система государственной поддержки не носит системного характера. Многочисленные ее элементы законодательно не оформлены, следовательно, не могут служить производителям экспортной продукции четкими ориентирами на будущее. Неэффективными оказываются не сами формы поддержки, а их применение в условиях нерешенности многих других проблем.
К основным факторам, сдерживающим развитие отечественного экспорта промышленной продукции, относятся:
- высокие риски финансовых потерь экспортеров при проведении экспортных операций;
- невыгодные условия кредитования экспортных операций.
Высокие риски финансовых потерь при экспорте промышленной продукции связаны с тем, что российские компании - экспортеры промышленной продукции в значительной степени ориентированы на новые развивающиеся рынки, привлекательные для получения высокой прибыли от участия в экспортных проектах. Как правило, это рынки государств с нестабильной экономикой и социально-политической ситуацией, что предопределяет повышенные риски проведения экспортных операций. При этом процессы глобализации мировой торговой и финансовой систем приводят к расширению числа государств, привлекающих крупные иностранные кредиты для финансирования импорта промышленной продукции.
Продвижению продукции российских экспортеров на внешний рынок также препятствует наличие худших по сравнению с большинством иностранных экспортеров условий кредитования российскими банками экспортных операций (высокие процентные ставки и короткие сроки кредитов).
В настоящее время, арсенал применяемых в мировой практике форм и технологий государственной поддержки экспорта постоянно расширяется, что предполагает необходимость совершенствования действующей системы поддержки экспорта в России в части:
? устранения недостатков действующих механизмов;
? достраивания недостающих компонентов системы;
? создания координирующего центра поддержки экспорта. Реализация данных направлений совершенствования отечественного механизма поддержки экспорта и наращивания экспортного потенциала промышленных предприятий включает экономические и институциональные инструменты (рисунок 2).

Рисунок 2 - Предложения по совершенствованию механизма государственной поддержки экспорта Российской промышленной продукции

Предлагаемое структурное наполнение каждой из групп может стать пошаговой инструкцией для совершенствования национального механизма наращивания экспортного потенциала промышленных предприятий через реформирование системы государственной поддержки экспорта.


2 Финансовая поддержка экспорта промышленной продукции

Большую группу мер поддержки экспорта составляют финансовые меры, которые позволяют компаниям снизить издержки, необходимые для выхода и работы на внешних рынках. Государственные расходы на поддержку экономически оправданы: доход от экспортных операции важен не только для участников внешнеэкономической деятельности, но и для государства.
До последнего времени мерам финансовой поддержки экспорта не уделялось достаточного внимания, и, в основном, государственная финансовая поддержка экспорта промышленной продукции осуществлялась в области предоставления кредитов правительствам иностранных государств и распространялась на крупные комплектные поставки, строительство объектов за рубежом и содействие в рамках военно-технического сотрудничества, что затрагивало лишь небольшую долю общего объема промышленного экспорта.
В России функции агента Правительства РФ по осуществлению государственной финансовой поддержки российского экспорта выполняет Государственный специализированный Российский экспортно- импортный банк (закрытое акционерное общество) (ЗАО РОСЭКСИМБАНК), созданный в 1994 г. в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации №633 от 07.07.1993 «Об образовании Российского экспортноимпортного банка» и №16 от 11.01.1994 «О Российском экспортно-импортном банке».
Главными целями государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции являются усиление конкурентных позиций российских экспортеров промышленной продукции на внешнем рынке и увеличение в структуре экспорта доли изделий с высокой степенью переработки.


Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- создание системы государственного гарантирования политических и долгосрочных коммерческих рисков при проведении экспортных операций;
- расширение долгосрочного экспортного кредитования;
- создание механизма возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам российских кредитных организаций.
В системе финансовых мер государственной поддержки экспортеров используются: страхование, кредитование экспо........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.