На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Конституционно-правовые нормы избирательного права, сущность мажоритарной и пропорциональной избирательной системы. Принципы и стадии проведения современного избирательного процесса в РФ. Социальное назначение выборов и проблемы избирательной системы.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Правоведение. Добавлен: 30.08.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕМА: Понятие, содержание и социальное назначение выборов

ВОЛГОГРАД-2009

Оглавление


    Введение 3
    1. Понятие избирательной системы и избирательного права 4
    2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации 8
    3. Стадии избирательного процесса 10
    4. Проблемы современного избирательного процесса 15
    Заключение 19
    Список использованных источников 21

Введение

Значительная часть норм конституционного права регулирует вопросы, непосредственно связанные с формированием в Российской Федерации гражданского общества, строительства новой государственности. Основой этого процесса служат демократические выборы при гарантированной альтернативности и открытости для общественного контроля. Они выступают исходным принципом организации органов государственной власти и местного самоуправления: в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами избирается Президент России, путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, представительные и другие выборные органы и должностные лица местного самоуправления

Избирательное право является одной из важнейших и крупнейших подотраслей конституционного права. Его нормы направлены на регулирование избирательных правоотношений и, подобно другим конституционно-правовым нормам, устанавливают права и обязанности их участников Конституционное право России: учебник для студентов вузов / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 767 с. .

В данном реферате речь идет о прямых выборах, в которых участвуют, как правило, только граждане, в представительные органы РФ, органы субъектов Федерации и местного самоуправления, а также о прямых выборах соответствующих должностных лиц.

Целью данного реферата является определение понятия избирательной системы, рассмотрение принципов проведения выборов и их содержание, социального назначения выборов, а также выявление основных проблем избирательной системы.

1. Понятие избирательной системы и избирательного права

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации: Учебник. - М.: Юристъ, 2006. - 408 с..

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя. Понятие «избирательное право» многозначно и имеет как минимум два значения. Во-первых, под избирательным правом в науке конституционного права понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют и регулируют принципы избирательного права, весь процесс выборов и порядок определения результатов голосования. Речь идет об избирательном праве в объективном смысле. Во-вторых , избирательное право понимается как субъективное право граждан участвовать в образовании представительных органов, в избрании Президента, других органов государственной власти и местного самоуправления.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федераций, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в органы местного самоуправления

Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право -- право избирать, т. е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право -- право избираться, т. е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 608 с..

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1) Конституция РФ, конституции республик в составе Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

2) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); другие федеральные законы, а также законы субъектов Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

3) указы и распоряжения Президента РФ, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии Конституционное право России: сб. нормативных актов / сост. С.А. Авакьян. - М.: ТК Велби, 2007. - 896 с..

Выборы - это установленная законом государственно-правовая процедура, во время которой граждане отдают свои голоса за кандидата или партию, в результате чего их воля формирует выборный орган власти или избирается конкретное должностное лицо.

Наиболее распространенными являются два вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная, а в ряде стран, в том числе и в РФ, применяется третья разновидность - смешанная избирательная система.

Мажоритарные системы основаны на принципе большинства, т.е избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший большинство голосов избирателей в избирательном округе (или страны в целом), данная система предполагает проведение выборов по одномандатным, реже - многомандатным избирательным округам. Ее достоинством считается то, что при ее использовании на парламентских выборах она позволяет создать прочное, стабильное правительство, опирающееся на большинство в парламенте. Недостаток заключается в том, что голоса избирателей, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают, и эти избиратели не проведут в парламент своего кандидата. К тому же, эта система менее результативна, что вызывает необходимость проведения повторных голосований.

В настоящее время мажоритарная избирательная система применяется при выборах Президента России.

Пропорциональная система обеспечивает соответствие между количеством голосов избирателей, полученных списком кандидатов, и числом доставшихся им мандатов. При этом существует определенный барьер, который необходимо преодолеть для того, чтобы участвовать в распределении мандатов. Главное для пропорциональной системы - не установление большинства голосов в отличие от мажоритарных, а вычисление избирательной квоты (избирательного метра). Это число голосов, необходимых для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком. По этой системе избираются депутаты Госдумы.

Смешанная система представляет собой сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Считается, что этот вид избирательной системы позволяет наиболее точно выразить политические пристрастия избирателей Добрынин И.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации; Учебно-методический комплекс, 2-е изд., испр. и доп. Тюмень: Издательство Тюменского Государственного Университета, 2007. - 393 с. . Избиратель, приходя на избирательный участок, получает 2 бюллетеня. В одном он выбирает кандидата по мажоритарной системе, во втором - партию (блок, объединение) - по пропорциональной.

2. Принципы проведения выборов в Российской Федерации

Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус определяющие положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выбора, характеризующие основополагающие организационные, в том числе социальные, условия их демократичности.

Под принципами избирательного права понимаются основополагающие руководящие начала, идеи, положения, закрепленные нормах избирательного права. Это исходные правовые предписания, в соответствии с которыми строится правовое регулирование электоральных отношений на всех его стадиях Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Проспект, 2007. - 321 с..

Демократические принципы избирательного права включают в себя следующие принципы:

Принцип всеобщности избирательного права означает, что активное и пассивное избирательное право принадлежит всем гражданам Российской Федерации, достигшим установленного законом возраста и не лишенным избирательных прав по какому-либо основанию. Гражданин РФ может избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах.

В качестве ограничения пассивного избирательного права также предусмотрены некоторые условия, не позволяющие лицу баллотироваться кандидатом. Конституция РФ не позволяет одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 год на выборах в законодательный орган государственной власти субъекта Федерации Конституция Российской Федерации. М., 2006..

Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Равное избирательной право означает, что все граждане, которые имеют право участвовать в выборах, имеют равные права и равные обязанности как избиратели и как кандидаты. Таким образом, равенство избирательного права означает, что по каждому избирательному округу гражданин имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.

Прямые выборы предполагают, что избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов списков кандидатов непосредственно. Каждый гражданин должен проголосовать лично, т.е. голосование за других лиц (даже членов семьи) запрещается.

Тайное голосование означает, что контроль за волеизъявлением избирателей во время голосования, в какой бы то ни было исключается. Тайна голосования обеспечивается рядом мер: оборудованием на избирательном участке специальных комнат или кабин; установкой опечатанных избирательных ящиков для бюллетеней таким образом, чтобы путь к ним обязательно проходил через такие кабины; установлением единой формы избирательных бюллетеней во всех избирательных округах и др.

Принцип свободных выборов означает, что граждане участвуют в выбоpаx добровольно, без принуждения со стороны государства. Законодательство даже предусматривает ответственность для тех, кто оказывает воздействие на гражданина с целью принудить его участвовать или не участвовать в выборах.

Принцип периодичности и обязательности выборов означает, что, во-первых, выборы признаются единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а во-вторых, выборные органы осуществляют свои полномочия в течение оделенного законом срока.

Проведение выборов на альтернативной основе означает, что на один мандат претендуют несколько кандидатов. Избирателю таким образом обеспечивается реальная возможность отдать предпочтение одному из кандидатов путем свободного волеизъявления.

Среди принципов избирательного права следует назвать также организацию и проведение выборов избирательными комиссиями, одним из главных предназначений которых является обеспечение peaлизации, соблюдения и защиты избирательных прав граждан.

Гласность подготовки и проведения выборов также является ним из принципов избирательного права. На заседаниях соответствующих избирательных комиссий имеют право присутствовать кандидаты на выборные должности, их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, блоков и средств массовой информации Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: НОРМА, 2007.- 356 с. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (ред. от 21 июля 2005 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»..

3. Стадии избирательного процесса

Назначение выборов является первой стадией любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования. После назначения выборов формируются избирательные округа и избирательные участки. Избирательный округ -- это территориальная единица, образуемая для выдвижения и избрания кандидатов или выборных должностных лиц. Избирательный участок -- это территориальная единица, заранее образуемая для проведения голосования и подсчета голосов. Они не должны пересекать границы избирательных округов Кудинов О.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие: схемы и комментарии. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: «Ось-89», 2007.-192 с.. Избирательные участки создаются с учетом местных и иных условий, чтобы создать максимальные удобства для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня голосования.

Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.

В целях реализации прав избирателей территориальные избирательные комиссии на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, составляют списки избирателей. Основанием для включения российского гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка и обладания активным избирательным правом.

Сведения об избирателях формирует и уточняет глава местной администрации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Федерации, - руководитель территориального органа исполнительной власти.

Формирование избирательных комиссий. Избирательные комис и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.