Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 110941


Наименование:


Курсовик Экспериментальные исследования особенностей формирования профессиональной культуры педагога-психолога

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 9.1.2018. Сдан: 2016. Страниц: 92. Уникальность по antiplagiat.ru: 100.

Описание (план):


Содержание

Введение………………………………………………………………………1
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основания исследования профессиональной культуры педагога-психолога
1.1 Профессиональная культура специалиста как предмет научного исследования……………………………………………………………………6
1.2 Профессиональная культура педагога-психолога. Сущность и структура.……………………………………………………………………...12
1.3 Педагогические условия формирования профессиональной культуры педагога-психолога. …………………………………………………………..25
ГЛАВА 2. Экспериментальные исследования особенностей формирования профессиональной культуры педагога-психолога
2.1 Диагностика уровня профессиональной культуры педагога-психолога
. …………………………………………………………………………..…….34
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………..37
2.3Технологии реализации психолого-педагогических условий формирования профессиональной культуры будущих педагогов-психологов. ………………………………………………………………….51
Заключение…………………………………………………………………..58
Список литературы…………………………………………………………61


Введение
Актуальность проблемы исследования. Проблема формирования профессиональной культуры особенно актуальной становится сегодня, когда российское общество активно входит в систему рыночных отношений, в которых определяющими успех качествами будут квалификация человека, уровень его технологической, общекультурной подготовки и психологической подготовленности. В совокупности факторов, определяющих решающие успехи в воспитании будущего поколения, важнейшая роль принадлежит педагогу.[1] Актуальность проблемы формирования профессиональной культуры педагогов-психологов обусловлена следующими противоречиями: между потребностью в высококвалифицированных, отвечающих требованиям высокой профессиональной культуры педагогах-психологах и недостаточной разработанностью вопроса о сущности феномена «профессиональная культура педагога-психолога»; между необходимостью формирования профессиональной культуры будущих педагогов-психологов и неразработанностью методического обеспечения этого аспекта профессиональной подготовки. Выявленные противоречия требуют рассмотрения следующих вопросов: Какова сущность феномена «профессиональная культура педагога-психолога»? Каковы уровневые характеристики сформированности профессиональной культуры педагога-психолога? Что собой представляют условия, обеспечивающие успешное формирование профессиональной культуры педагогов-психологов в процессе психолого-педагогической подготовки студентов?
Научно-практические потребности и выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: в чем сущность профессиональной психологической культуры и каковы условия, принципы и механизмы ее развития и оптимизации?
Цель исследования - выявить особенности формирования профессиональной культуры педагога-психолога.
Объект исследования - профессиональная культура педагога-психолога.
Предмет исследования - педагогические условия формирования профессиональной культуры педагога-психолога
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что
формирование профессиональной культуры педагога-психолога будет успешным при условии моделирования этого процесса в ходе профессиональной педагогической подготовки педагога-психолога.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «профессиональная культура педагога-психолога».
2. Выявить особенности формирования профессиональной культуры педагога-психолога.
3. Определить педагогические условия формирования профессиональной культуры педагога-психолога и провести исследование уровня сформированности профессиональной культуры у студентов.
1) экспериментальное исследование профессиональной культуры студентов вуза.
предложена методика диагностики уровней сформированности профессиональной культуры студентов педвуза;
- уровень развития педагогической культуры педагога будет зависеть от уровня сформированности его психолого-педагогической компетентности;
- будет разработана и внедрена в образовательный процесс вуза модель педагогической системы, позволяющая обеспечить достижение более высокого уровня сформированности профессиональной культуры у студентов.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили: •
- принципы научного психолого-педагогического исследования (С. И. Брызгалова, В. В. Краевский, И. Г. Герасимов);
- теоретические подходы к пониманию феномена культуры в целом и культуры личности в частности (М. С. Каган, В.М. Межуев, Л.Уайт, А. Л. Шпак);
- теоретические подходы к пониманию феноменов «профессионализм»» «профессиональная компетенция», «компетентность» (С.П.Дру-жилов, Е. А. Климов, В. С. Колмогорова, Ю. П. Поваренков, М. А. Холодная);
-общетеоретические идеи личностно-деятельностного подхода в системе образования (3. Ф. Абросимова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.);
- идеи личностно-ориентированного образования (В. В. Сериков, Г. И, Якиманская и др.);
- подходы к пониманию феномена «педагогическая культура» (А. Г. Ас-молов, Т. Ф. Белоусова, Е. В. Бондаревская, И. Е. Видг, Н. Ф. Вишнякова, Т. В. Иванова, А. И. Пискунов, Н. В. Седова и др.);
- подходы к пониманию феномена «психологическая культура» (С. С. Зорин, Н. И. Исаев, Н. П. Колесник, Л. С. Колмогорова, Я. Л. Коломенский);
- организация учебно-воспитательного процесса (И. В. Никишина, Н. Г. Оганесян, В. И. Подласый),
Методы исследования включают: теоретические методы: сравнительный анализ, синтез, обобщение при изучении проблемы и предмета исследования; эмпирические методы: психолого-педагогические измерения (тестирование, беседа, наблюдение, анализ документов), социологический (анкетирование), педагогический эксперимент, статистический анализ количественных данных.
Методы исследования:
· теоретические: сравнительный анализ и синтез, дедукция, конкретизация, обобщение при изучении проблемы и предмета исследования, историко-сравнительный метод, сравнение;
· эмпирические: эксперимент, наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование;
· статистические: количественный анализ экспертных данных, педагогическая интерпретация.
База исследования: Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ). В данном исследовании принимали участие студенты 2 и 3 курса психолого-педагогического направления. Всего в эксперименте приняло участие 20 человек.
Научная новизна исследования обусловлена предметом исследования и логикой поставленных задач. Результаты исследования в совокупности отражают решение значимой научной проблемы, связанной с разработкой концепции развития профессиональной культуры педагога-психолога
Теоретическая значимость исследования состоит в определение сущности понятия «профессиональная культура педагога», в раскрытии уровневых характеристик сформированности профессио­нальной культуры педагога-психолога, в выявлении условий, способ­ст­вующих успешному формированию профессиональной культуры педагогов. Некоторые положения работы могут быть использованы для дальнейшей теоретической разработки вопросов становления и развития профессиональной культуры, систематизации понятийного аппарата при социологическом анализе профессиональной культуры педагогов общего и профессионального образования, для разработки курсов: «Профессиональная культура педагога», «Социология культуры», «Социология образования» для студентов различных специальностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявлен­ные психолого-педагогические условия могут обеспечить струк­ту­ру процесса формирования профессиональной подготовки педагогов-психологов, чтобы повысить его эффективность. Получены данные, характеризующие уровень культуры современных студентов психолого-педагогического факультета. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе преподавателями, кураторами и другими субъектами воспитания в высшей школе, а также самими студентами в работе по самовоспитанию личности, характера, общей и педагогической культуры.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


1. Теоретические и методологические основания исследования профессиональной культуры педагога-психолога
1.1 Профессиональная культура специалиста как предмет научного исследования
Профессиональная культура в качестве предмета прикладных и теоретических исследований проблематизировалась сравнительно недавно. Термин "профессиональная культура" раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой конкретной профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества. Конкретность предметного содержания профессиональной культуры находит отражение в терминах "профессиональная культура педагога", "профессиональная культура психолога", или "профессиональная педагогическая", "профессиональная психологическая культура.[2]
Выявление сущности феномена «профессиональная культура педа­гога-психолога» основывалось на исследовании таких феноменов, как «культу­ра личности», «профессиональная компетенция», «профессиональ­ная ком­петентность», «профессионально важные качества» и «про­фес­сиональная культура».[3]
Анализ философской, социологической, культурологической литерату­ры показал, что культуру личности исследователи рассматривают как со­вокупность ценностей, взглядов, знаний, способов деятельности в соответ­ствии с исторической эпохой, в которой находится человек, выполняющая ряд важных функций: обеспечение социальной адаптации, взаимодействия и взаимопонимания людей, согласованности внешней и внутренней дея­тельности человека, направленной на решение проблем, эффективности про­цессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтро­ля; активизация про­цессов самообразования, самосовершенствования, са­мо­реализации, са­мо­развития; разрешение возникающих в жизни кризисов; гар­монизация внут­реннего мира человека; создание целостной непро­тиворечивой «Я-кон­цепции»; достижение состояния внутреннего благо­получия, полноцен­ной жизни; повышение качества жизни, степени удов­летворенности (В. С. Кол­могорова, Л. Н. Коган, Э. Маркарян, А. Л. Шпак).[33]
Понятия «профессиональная компетенция» и «профессиональная ком­петентность» исследователи разводят. Они отмечают, что профессиональ­ная компетенция - набор профессионально значимых знаний, навыков и умений, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности в избран­ной сфере в конкретном социальном окружении, то есть способность и возможность осуществлять профессиональную деятельность на опреде­ленном уровне квалификации. Знания, навыки и умения представляются как ролевые характеристики профессиональной компетенции специалиста.[36] Профессиональная компетентность связана с достижением высшего уровня профессионализма в разных видах деятельности, она включает зна­ния и эрудицию, позволяющие человеку квалифицированно судить о во­просах из сферы профессиональной деятельности, быть сведущим в опре­деленной области, а также качества личности, дающие возможность чело­веку действовать ответственно и самостоятельно. Если компетенцию можно определить как свойство, то компетентность может рассматривать­ся как обладание этим свойством, про­являющимся в профессиональной деятельности (А. А. Деркач, Е. А. Кли­мов, А. К. Маркова, Н. С. Сахарова, М. А. Холодная).
Для успешного выполнения своей деятельности специалисту необхо­димо обладать профессионально значимыми свойствами (или профессио­нально важными качествами, по В. Д. Шадрикову) - индивидуальными качествами субъекта деятельности, влияющими на эффективность дея­тельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качест­вам относятся и способности. По мере овладения профессиональной ролью профессионально зна­чимые свойства развиваются, складываются приемы их компенсации, со­вершенствуется их структура.[38]
Анализ и обобщение психолого-педагогической литературы позволили вы­делить профессиональную культуру как часть общественной культуры, со­здателем и носителем которой является человек, она определяется про­фес­сиональной деятельностью, способствует развитию и совершенствова­нию творческих возможностей в решении нестандартных задач при осуще­ст­влении профессиональных ролей (А. А. Деркач, А. Л. Ко­роткова, Н. Б. Кры­лова, И. М. Модель, А. М. Новиков) Традицион­но под про­фессио­нальной культурой понимают совокупность специальных тео­ре­тических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Профессио­нальная куль­тура предполагает усвоение норм, обычаев и традиций про­фес­сио­нальной деятельности. Профессиональная культура - это особая мера раз­ви­тия специалиста, который свою деятельность не ограничивает про­яв­лениями профессиональной компетентности, а, сохра­няя профессио­наль­ную направленность, ценностное отношение к своей про­фессии, спо­собст­вует передаче профессионального опыта поколению моло­дых спе­ци­а­листов.[6]
Для выявления специфики феномена «профессиональная культура пе­дагога-психолога» был проведен сравнительный анализ профессио­наль­ной деятельности педагога и психолога. Сравнивались главная цель дея­тельности, масштаб распространения деятельности, на­правленность дея­тельности, ее место в общественном назначении. Такой анализ позволил заключить, что профессиональная деятельность указан­ных специалистов пересекается, соответственно, профессиональная куль­тура педагога-психолога может содержать в себе черты как профессио­нальной культуры педагога, так и профессиональной культуры психолога. С одной стороны, педагог-психолог призван развивать личность ребенка, воздейст­вовать на него с позиций воспитания, с другой - обеспечивать психоло­гическое сопровождение образовательного пространства[13].
Принимая во внимание особенности феномена «профессиональная культура» и специфику профессиональной деятельности педагога-психо­лога, понятие «профессиональная культура педагога-психолога» было оп­ределено как синтез профессиональной компетенции, профессионально важных качеств, мотивационно-ценностного отношения к профессии, спе­цифических видов деятельности и способов поведения, которые обеспечи­вают творческое решение психолого-педагогических задач.
В последнее время как со стороны теоретиков, так и со стороны практиков заметно усилился интерес к проблемам личности и деятельности психолога образования. Теоретической причиной возникновения такого интереса послужила разработанная И.В. Дубровиной концепция развития школьной психологической службы, инициировавшая поиск оптимальных ее моделей (М.Р. Битянова, Е.В. Бурмистрова и др.), разработку содержания и технологий основных видов деятельности школьного психолога. Научно-теоретические и методические основы диагностике - коррекционной и психопрофилактической работы, а также психологического консультирования и просвещения нашли отражение в исследованиях и методических разработках И.А. Архиповой, С.Н. Кост-роминой, А.К. Марковой, А.Г. Лидерса и Е.П. Яковлевой, А.А. Матвеевой, B.C. Мухиной, Е.С. Романовой, СВ. Березина, Ю.М. Милания, А.А. Осиповой, И.В. Смолярчук, Г.Б. Яскевич; Г.С. Абрамовой, Г.В. Бурмен-ской, Л.А. Венгера и Г.А. Цукерман, И.В.Дубровиной, О.А. Карабано-вой, И.С. Якиманской и др.[13]
Практическими причинами обращения к культурной специфике профессии практического психолога образования являются бурное ее развитие и связанная с этим необходимость поиска факторов достижения психологами профессионального успеха и дополнительных возможностей взаимодействия с педагогическими коллективами с целью успешного решения задач образования.
Имеющиеся на сегодня концептуальные разработки проблемы психологической службы в образовании (А.Г. Асмолов, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, А.А. Крылов, СВ. Недбаева, A.M. Прихожан, Е.Ф. Рыбалко, А.А. Реан) и потребности практики дают толчок развитию научных исследований в области психологии личности и деятельности, личностно - профессионального развития психолога.[41]
В ряде диссертационных исследований рассматриваются проблемы интегральной индивидуальности (Т.А. Попова) и ценностных ориентации в структуре профессионально важных качеств школьного психолога (А.В. Серый), исследуется становление ментальности педагогов и психологов (Д.В. Оборина), изучаются различные аспекты взаимодействия психолога и педагога (Т.С. Леви, В.А. Маликова, О.А. Мальцева, М.И. Плугина, И.Г. Сизова, О.Н.Усанова и др.).
Теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической лите­ра­туры позволили раскрыть содержание профессиональной культуры педа­гога-психолога через аксиологический, технологический, личностный, ког­нитивный, рефлексивный, диагностико-коррекционный, организационно-уп­равленческий компоненты, а также определить уровневые характери­сти­ки и критерии сформированности профессиональной культуры буду­щих педагогов-психологов. В рамках диссертационного исследования уров­ни сформированности мы характеризуем с точки зрения профессио­нальной подготовки в вузе: высокий - сформированная профессиональ­ная культу­ра, средний - формирующаяся профессиональная культура и низкий - на­чало формирования профессиональной культуры, то есть на­чальный уровень.
Определение условий формирования профессиональной культуры педагогов-психологов происходило на основе исследований фе­но­мена «педагогические условия» и теорий факторов эффективности учебно­го процесса, где рассматривались непосредственно как факторы (их 39) (В. И. Подласый), так и формы факторов (Н. Г. Оганесян) - внутрен­ние и внешние. Под педагогическим условием Н. М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педа­гогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструирован­ного педагогом, предполагающего достижение определенного результата.[6]
Исходя из того, что профессиональная культура, прежде всего, отражает мотивационно-ценностное отношение к своей профессии (буду­щей профессии), понимание норм и правил поведения в ней, рефлексию, необходимо рассмотреть в рамках целостного процесса ее формирования психологические аспект ее возникновения.
Изучение теоретических источников дает основание пола­гать, что помимо заданных организационно-педагогических условий можно выделить и дополнительные - психолого-педагогические, которые будут способствовать успешному формированию профессиональной куль­туры будущих педагогов-психологов: 1) профессиональная культура рассмат­ривается как цель профессиональной подготовки; 2) учебный материал стру­кту­рируется на концентрической основе, обеспечивающей возвра­щение к изученному и его расширение; 3) развитие мотивационно-цен­но­стного отношения к профессии сочетается с развитием готовности к про­фес­сиональному саморазвитию на основе самоисследования, личностной рефлексии и самоактуализации.
Таким образом, на теоретическом уровне можно вынести предположение о том, что условия формирования профессиональной культуры будущих педагогов-психологов можно рас­сматривать с учетом критериев необходимости и достаточности. Органи­зационно-педагоги­че­ские условия - достаточные. Психолого-педагогиче­ские условия - необ­ходимые.


1.2. Профессиональная культура педагога-психолога. Сущность и структура.
Общая культура личности как совокупность ценностей, взглядов, знаний, способов деятельности, соответствующих исторической эпохе, в которой находится человек, выполняет ряд важных функций: обеспечение социальной адаптации; эффективного взаимодействия и взаимопонимания людей; обеспечение эффективности внешней и внутренней деятельности человека, направленной на решение проблем; активизация процессов самообразования, самосовершенствования, самореализации, саморазвития; разрешение возникающих в жизни кризисов; гармонизация внутреннего мира человека, создание целостной непротиворечивой «Я-концепции», состояния внутреннего благополучия, обеспечение полноценной жизни человека, повышение качества жизни, степени удовлетворенности.[7] Образование в настоящее время понимается как средство овладения культурой. Культура обуславливает цели, задачи и содержание образования. Задача всякого образования - приобщение к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства. Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Так применительно к человеку это тоже взращивание, совершенствование, формирование его образа. Анализируя человеческую культуру, содержание понятия «образование» можно рассматривать как:
- совокупность системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;
- опыт осуществления известных человеку способов деятельности;
- творческая деятельность, направленная на решение новых задач;
- опыт ценностного отношения к миру.
Образование - средство трансляции культуры, овладевая которым человек не только адаптируется к условиям постоянно меняющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность. Именно в процессе образования происходит приобщение к культурным ценностям, развитие профессиональной культуры будущих специалистов. Проблема формирования профессиональной культуры в настоящее время очень актуальна, т.к. инновационные процессы, происходящие в педагогической теории и практике, предъявляют серьезные требования к подготовке в сфере образования будущего специалиста: педагога, педагога-психолога, социального педагога и т.д. В нашем исследовании целью является выявление условий, способствующих успешному формированию профессиональной культуры педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки . Говоря о профессиональной культуре педагога-психолога, мы опирались на исследования авторских теорий в отношении педагогической и психологической культуры. Объяснить это можно тем, что педагог-психолог по некоторым функциональным обязанностям схож и с педагогом и с психологом. Развитие, обучение также присуще педагогу-психологу как и педагогу, и психологическое сопровождение в трудных ситуациях также свойственно педагогу-психологу как и психологу. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «педагогика и психология» от 31 января 2005 года определил, что педагог-психолог - это специалист, занимающийся гармонизацией образовательного пространства и образовательного процесса, а также способствующий развитию гармоничной личности и приобщению к психологической культуре.
Профессиональная культура педагога-психолога - синтез профессиональной компетенции, профессионально важных качеств педагога-психолога, мотивационно-ценностного отношения к психолого-педагогической деятельности, специфических видов и способов поведения, которые обеспечивают творческое решение психолого-педагогических задач. В современной теории и практике нет единого представления о слагаемых профессиональной культуры педагога-психолога.[17] Содержание профессиональной культуры педагога-психолога раскрывается через следующие компоненты: аксиологический, личностный, рефлексивный, когнитивный, технологический, организационно-управленческий, диагностико-коррекционный. Компонентный состав возможно укрупнить и объединить в составляющие профессиональной культуры. Так, личностная составляющая представляет собой сочетание таких компонентов как личностный, аксиологический, когнитивный. Деятельностная составляющая объединяет в себе технологический, диагностико-коррекционный, организационно-управленческий компоненты. Рефлексивная составляющая раскрывается одним компонентом - рефлексивным. Такой подход укрупнения, мы можем объяснить тем, что профессиональная культура педагога-психолога обусловливается его профессиональной деятельностью, отражает личностные качества специалиста, характеризуется ценностным отношением к своей профессиональной деятельности. Аксиологический компонент включает профессионально-педагогические знания мировоззрение, педагогическое мышление и рефлексию, педагогический такт и этику. В процессе педагогической деятельности учитель овладевает идеями и........



Перейти к полному тексту работы


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.