Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 111100


Наименование:


Курсовик Основные теории, концепции и методы исследований гендерных характеристик

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 16.1.2018. Сдан: 2016. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты гендерной идентичности личности 5
1.1 «Гендер»: понятие, возникновение и развитие 5
1.2 Биологические и социальные факторы в формировании гендерных различий 8
1.3 Содержание понятия «гендерная идентичность» 15
2 Основные теории, концепции и методы исследований гендерных характеристик 20
2.1 Общий обзор теорий, концепций и методов исследований гендерных характеристик 20
2.2 Качественный и количественный подходы к исследованию гендерных характеристик личности 29
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Введение

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Данная проблема волнует умы многих современных социальных психологов, таких как Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, И.С. Клецина, Т.В. Бендас, О.А. Воронина, которые видят переоценку «гендерных» ценностей в современном социальном обществе.
Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом.
В последнее время в социальной психологии значительно возрос интерес к опасностям такого рода стереотипизации. Особенно остро встает вопрос о способности освобождения от общепринятых правил, культурных программ, привитых нам общественностью, и степени свободы-зависимости от того, женщина мы или мужчина, а, следовательно, от тех социально-психологических особенностей своего пола, которые в нем доминируют.
Общая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы, как указывает ЖГ.Дусказиевах [6, с. 34]. Социальная психология также отказывалась признавать гендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме, как отмечает в своих работах Ш. Берн [2, с.32]
В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всем мире, такими учеными как Ф.Л. Джеймс, К. Хорни, К. Уэст, С. Фаррел, Т.С. Баранова, Ю.Е. Алешина. В определенном смысле внимание к вопросам гендерной идентичности является порождением интенсивно распространяющихся во всем мире феминистических идей. Результаты исследований в области гендерной идентичности с очевидностью приводят к выводу, что особенности мужской и женской полоролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе. В этом смысле они очень важны в отражении процессов, происходящих в современном мире, основным направлением которого является все большая гуманизация и повышение требований к духовному становлению личности, это и определяет актуальность исследования.
Объект исследования: гендерная идентичность.
Предмет исследования: основные проблемы изучения гендерной идентичности.
Цель исследования - определить особенности гендерной идентичности в современном обществе и обозначить методы ее изучения.
Задачи:
1 Раскрыть суть научного понятия «гендер», его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии.
2 Провести анализ биологических и социальных факторов в формировании гендерных различий.
3 Раскрыть понятие «гендерная идентичность.
4 Рассмотреть основные теории, концепции и методы исследований гендерных характеристик личности.
5 Рассмотреть качественный и количественный подходы к исследованию гендерных характеристик личности.
1 Теоретические аспекты гендерной идентичности личности

1.1 «Гендер»: понятие, возникновение и развитие

Гендер («gender» англ.) - в переводе с английского означает род как грамматический род, или вид, в смысле отношения к определенному классу, либо в человеческом обществе к семейной, родовой традиции, то есть к тому, что устанавливает связь поколений, или генераций.
Понятие «гендер» давно широко рассматривается как социокультурный, дискурсивный и психолингвистический феномен. Его возникновение относится к 70-м годам ХХ века, когда стали активно разрабатываться женские исследования. Разграничение понятий «пол» и «гендер» исторически принадлежит психологу Р. Столлеру, который впервые заговорил о гендерной идентичности как о чем-то отличном от собственно понятия пола [6; C.49].
Понятие «гендер» достаточно часто используется практически во многих областях и сферах научной и общественной жизни. Существует некоторая неоднозначность, как его трактовок, так и его употребления и восприятия. Рассмотрим варианты представлений о гендере различных авторов (табл. 1).
Таблица 1
Представление о гендере в психологической науке [22; C.37]
Авторы Определения понятия «гендер»
О.А.Воронина Сложный социокультурный процесс формирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках и сам результат - социальный конструкт гендера
Ш.Берн Социально-биологическая характеристика, с помощью которой дается определение понятиям «мужская психология», «женская психология», «мужчина», «женщина»
Э.Гидденс Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности
И.С.Клецина Социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми
Д.Майерс Одна из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека, которая определяется биологическим полом, гендерными стереотипами, гендерными нормами и гендерной идентичностью
Дж. Скотт Элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами
Р. Гейл Комплекс соглашений, регулирующих биологический пол как предмет общественной деятельности
Ю. Батлер Перфомация идентичности в данный момент у данного субъекта под влиянием определенных социальных стереотипов

Таким образом, термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми. То есть гендер - это своего рода социальный пол.
Явление, обозначаемое сегодня понятием «гендер», существовало всегда, хотя и в неразрывной связи с биологическим разделением полов. Оно обнаруживало себя сменой таких глобальных исторических эпох в истории человечества, как матриархат и патриархат.
Сравнительные характеристики мужчин и женщин (большей частью не в пользу женского пола) присутствуют уже в трудах Платона (428 до н.э.- 348 до н.э.), Аристотеля (384 до н.э.- 322 до н.э.), Фомы Аквинского (1225-1274).
В XVIII в. возник феминизм - движение в защиту политических и гражданских прав женщин. В России, где отношения полов с XVIв. регламентировались «Домостроем», в XIXв. возникли горячие дебаты по поводу «женского вопроса». Сторонниками домостроевских традиций в России были славянофилы, например А.С. Хомяков. Он считал сложившуюся половую дифференциацию, противопоставление полов и подчинение женщины мужчине природной данностью и волей Бога. Уделом женщины оставались лишь семейные ценности и дети [7; C.105].
Во второй половине XIX в. борьбу за эмансипацию женщины вели революционные демократы, которые считали, что доминирование сильного мужчины над слабой женщиной - источник всех остальных форм угнетения, эксплуатации и подавления.
Традиционная семья оценивалась как форма подавления личности женщины, поэтому необходимо радикальное преобразование отношений полов, а также всего порядка общества.
Феминизм был горячо поддержан марксистами, среди которых выделялись женщины-революционерки (Клара Цеткин в Германии, русские сподвижницы Ленина А.Колонтай, Инесса Арманд). Выдающейся феминисткой в середине XXв. была француженка Симона де Бовуар, автор известной книги «Второй пол» (1949г.). Все наиболее значительное из накопленного наукой по вопросу взаимоотношения полов было учтено в формирующихся гендерных концепциях [5; C.43].
Гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин, которые соответствуют полу в данном обществе в данное время, отражает не строго фиксированные естественные физические различия между женщинами и мужчинами, а их социальные роли, принятые на том или ином отрезке исторического времени.
Понятие «гендер» хорошо отражает то новое, что возникло в отношениях мужчины и женщины в конце XX - начале XXI в. Об этом подробно говорится в книге известного психолога и социолога И. С. Кона «Мужчина в меняющемся мире» (2009) [11].
«Кризис маскулинности», о котором много говорят и пишут, начиная с последней трети XX в., - прежде всего кризис привычного гендерного порядка и традиционной маскулинной идеологии, которая перестала соответствовать изменившимся социально-экономическим условиям и создает социально-психологические трудности, как для женщин, так и для самих мужчин [11; C.212].
Соперником мужчины был другой мужчина, а соперницей женщины - другая женщина. Сегодня в широком аспекте общественных отношений и деятельностей мужчины и женщины открыто конкурируют друг с другом.
Женщины вынуждены развивать в себе необходимые для конкурентной борьбы «мужские» качества (настойчивость, энергию, силу воли), а мужчины, утратив свое некогда бесспорное господство, вырабатывать традиционные «женские» качества - способность к компромиссу, эмпатию, умение ставить себя на место другого. Ничего особенного или сверхъестественного в этом нет.
Женщины сравниваются с мужчинами, а, зачастую, и превосходят их по уровню образования, от которого во многом зависит будущая профессиональная карьера и профессиональные возможности.
В современном браке гораздо больше равенства, понятие отцовской власти все чаще заменяется понятием родительского авторитета, а справедливое распределение домашних обязанностей становится одним из условий семейного благополучия.
Однако российское гендерное сознание, как мужское, так и женское, значительно более консервативно, что характеризуется следующим:
- принцип гендерного равенства чаще принимается на словах, чем на деле, нередко он вызывает откровенный скепсис;
- расхождение мужских и женских социальных ожиданий и предъявляемых друг другу требований в России больше, чем на Западе (И.С.Кон) [11; C.216].
Таким образом, гендер - это своеобразный итог социализации мужчин и женщин в обществе, посредством которого человек обучается соответствующим моделям поведения, перенимает определенные ценности. Гендерные отношения являются одним из важнейших социальных и культурных аспектов жизни общества и показателем его цивилизованности.

1.2 Биологические и социальные факторы в формировании гендерных различий

Антропоцентризм как мировоззренческая позиция, зародившийся в эпоху Ренессанса, привёл к кардинальным изменениям в сознании жителей Европы того времени, и в первую очередь на телесную составляющую человеческой личности.
Тело стали воспринимать в качестве характеристического признака индивида - единственно реального, объективного фактора существования человека. Этот подход противопоставлялся существовавшему ещё в античности пониманию качеств человека, включая сексуально-телесную сторону, как социально-проявленному комплексу индивидных свойств.
Средневековая Европа различия в психологии мужчин и женщин соотносила с социальным статусом и условленными в обществе определениями мужского и женского образа [8; C.40].
Начиная с ХVII столетия, предвестника эпохи Просвещения, к источникам психологических и социально-обусловленных отличий мужчин и женщин анатомия присоединилась пола. Психо-социальные различия связывались в первую очередь с женской способностью к деторождению и физиологическими процессами, характерными только для женского организма (лактацией, менструальным циклом, гормональные подвижки, влияющие на поведенческие реакции во время беременности, кормления грудью).
И постепенно, к ХІХ веку, понимание сексуальных различий между полами было подменено вопросами репродуктивного функционала, как бы в силу замысла природы (или Бога) противопоставлявшего два начала - мужское и женское.
В европейской традиции возникает модель человека, в которой поляризуется мужское и женское, представляющее антагонистические точки двуполой системы. В противовес прошлым культурным установкам, нео-модель рассматривала сексуальные отличия, детерминированные социально и проявляющиеся в поведенческих личностных реакциях, как биологически обусловленные, то есть возникшие на базе разницы в работе эндокринной системы, клеточных структур, анатомических половых особенностей, психофизиологии. Сознание европейца породило и утвердило представление о человеческом поле как о биологическом феномене и о том, что в человеческом сообществе существует только два противопоставленных друг другу пола [14; C.36].
Современный подход к вопросу пола человека основывается на изменённом ракурсе рассмотрения проблемы половой принадлежности индивида. В силу многомерности пространства и статусов в современном обществе, усложнённости взаимоотношений членов социума и влияния факторов культуры и традиций, биологическое знание о поле человека представляет его в виде структурированного мн........




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.