Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 111230


Наименование:


Курсовик Правовое обеспечение участия общественности в принятии экологически значимых решений

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 25.1.2018. Сдан: 2017. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Становление процесса участия общественности в принятии экологически значимых решений в белорусском экологическом законодательстве…...…...5
1.1 Понятие участия общественности в принятии экологически значимых решений………………………………………………………………………..….5
1.2 Формы участия общественности в принятии экологически значимых решений……………………………………………………………………….…..9
2 Участие общественности в процессе принятия решений по вопросам окружающей среды в законодательстве Республики Беларусь: нормативные рамки………………………………………………………………..…………….16
2.1 Нормативно-правовая основа участия общественности в принятии экологически значимых решений………………………………………………16
2.2 Белорусское законодательство в вопросе обеспечения участия общественности в принятии экологически значимых решений в свете Орхусской конвенции…………………………………………………………...19
2.3Право на доступ к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды……………….……………………………………..……………………....24
Заключение.………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………...29


ВВЕДЕНИЕ

Правовое обеспечение участия общественности в принятии экологически значимых решений является одной из важнейших составляющих экологического законодательства. Однако в Республике Беларусь возникают многочисленные конфликтные ситуации между общественностью и властями, связанные с принятием органами власти решений, противоречащих интересам общественности. Поэтому все вопросы, связанные с участия общественности в принятии экологически значимых решений актуальны в теории и практике экологического права [1, с. 4].
Объектом научного анализа настоящей работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации правового обеспечения участия общественности в принятии экологически значимых решений.
Предмет исследования выступают: научная литература, законодательные и иные нормативные акты, монографическая литература, публикации в периодических изданиях по вопросам обеспечения участия общественности в принятии экологически значимых решений в Республике Беларусь, применительная практика.
Целью работы является анализ правового обеспечения участия общественности в принятии экологически значимых решений в белорусском экологическом законодательстве.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие участие общественности в принятии экологически значимых решений;
2) изучить и обобщить научные материалы, имеющиеся по вопросам правового обеспечения участия общественности в принятии экологически значимых решений;
3) показать основные направления развития процесса участия общественности в принятии экологически значимых решений в современный период в Республике Беларусь;
4) изучить правовые акты в области регулирования участия общественности в принятии экологически значимых решений.
Методы исследования: историко-политический, формально-логический, формально-юридический, системно-структурный метод, проблемно-теоретический, сравнительно-правовой, функциональный.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, построенных в соответствии с задачами исследования, заключения, списка литературы и нормативных правовых актов Республики Беларусь.



1 Становление и развитие процесса участия общественности в принятии экологически значимых решений в белорусском экологическом законодательстве

1.1 Понятие участия общественности в принятии экологически значимых решений

Оптимально участие общественности предполагает деятельность общественных объединений, их представителей, заинтересованных лиц по сотрудничеству на партнерских началах с государственными органами. Степень вовлечения общественности в процессы принятия решений зависит от множества факторов, среди которых, во-первых, масштабность принимаемого решения (на какое количество людей, общественных институтов воздействует принимаемое решение), во-вторых, уровень принятия решения (общегосударственный, региональный, местный, рабочий коллектив), в-третьих, объективно общественность может принимать участие не на всех этапах принятия решений, а лишь на наиболее значимых с точки зрения интересов общества. Участие общественности не есть самоцель, - это средство (но важнейшее средство) для достижения жизненно важной цели - качественного, благоприятного для человека состояния окружающей среды [2, с. 211].
Для достижения цели работы необходимо определить содержание понятий «общественность» и «участие общественности» в трактовке Орхусской конвенции - конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации < wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>, участию общественности < wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B5> в принятии решений < wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9> и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». B соответствии с п. 4 ст. 2 названной конвенции «общественность» означает «одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и в соответствии с национальным законодательством и практикой их ассоциации, организации или группы» [3, с. 4].
Понятие «общественность» в Орхусской конвенции трактуется таким образом, чтобы предоставить право на доступ к экологической информации, право на общественное участие в принятии экологически значимых решений и право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, наибольшему числу заинтересованных в этом лиц. При этом Конвенция не делает ссылки на необходимость регистрации и обретения правосубъектности группы лиц с целью последующего обращения в государственные органы по вопросам, регулируемым Орхусской конвенцией.
Анализируя законодательство Республики Беларусь, обращаем внимание на аналогичное понимание общественности, как субъекта права. Так, ст. 1 Закона Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает «добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав». Согласно ст. 2. Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» граждане Республики Беларусь имеют право по своей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие общественные объединения. Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в действующие общественные объединения, если это предусмотрено их уставами [4, с. 1].
Применение п. 9 ст. 3 Орхусской конвенции предполагает, что никто не может быть исключен из определения «общественность» по признаку гражданства, национальной принадлежности или местожительства, а в случае юридического лица по месту регистрации юридического лица, или, как определено в Конвенции, «по признаку его зарегистрированного местонахождения или «фактического центра деятельности» [3, с. 5]. Ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. «Об обращениях граждан и юридических лиц» установила, что находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, представительства иностранных организаций пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь. [5, с. 1].
Объем прав и обязанностей, предоставленных гражданам Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, распространяется и на иных субъектов права, в частности, согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г < zakon_rb_ob_ohrane_okruzhayuwej_sredy/download.htm>. «Об охране окружающей среды», субъектами отношений в области охраны окружающей среды являются общественные объединения, иные юридические лица Республики Беларусь, а также граждане Республики Беларусь, в том числе индивидуальные. Правила, установленные названным законом, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), иностранных государств, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь [6, с. 4].
Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» не содержит понятия «общественность», но понятие «обращение граждан» в данном законе относится как к индивидуальным, так и к коллективным обращениям [5, с. 2].
Избирательный кодекс от 11 февраля 2000 года Республики Беларусь устанавливает, что право инициативы на проведение местного референдума принадлежит местным представительным органам и гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета. Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве: в области и городе Минске - не менее 50 человек; в районе, городе, районе в городе - не менее 20 человек; в поселке, сельсовете - не менее 10 человек [7, с. 109].
Другими словами, белорусское законодательство, регулирующее участие общественности в принятии государственных решений, так же как и Орхусская конвенция, не требует, чтобы для такого общественного участия граждане были организованы в общественное объединение, зарегистрированное в установленном законом порядке.
Наряду с понятием «общественность» в Орхусской конвенции используется также понятие «заинтересованная общественность», обозначающее общественность, которая затрагивается или может затрагиваться процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе [3, с. 4].
Таким образом, понятие «заинтересованная общественность» относится к той части граждан и общественных объединений, которая имеет особое отношение к принятию решения ввиду того, что оно затрагивает их непосредственно. При этом согласно Орхусской конвенции, неправительственные организации, содействующие охране окружающей среды и отвечающие любым требованиям, предъявляемым национальным законодательством, считаются организациями, имеющими заинтересованность. Правовое положение «заинтересованной общественности» закреплено в ст. 15 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», как объем прав и обязанностей общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды [6, с. 12].
Физические лица, осуществляющие использование природных ресурсов на различных правовых основаниях (право собственности, аренда, сервитут и иные) и наделенные в связи с этим объемом прав и обязанностей, в соответствии с Орхусской конвенцией признаются заинтересованной общественностью.
Содержание понятия «участие общественности» в Орхусской конвенции четко не определено. Однако в преамбуле к Конвенции говорится о факторах, которые имеют значение в процессе принятия экологических решений. B частности, речь идет о роли общественности в создании такого механизма, при помощи которого общественность и отдельные граждане смогли бы реализовать свое право на благоприятную окружающую среду. Согласно преамбуле участие общественности также повышает качество принимаемых в отношении окружающей среды решений и способствует их эффективной реализации. Кроме того, участие общественности укрепляет принцип гласности, подотчетности, создает обратную связь от государственных органов к общественности [3, с. 1].
Конвенция устанавливает обязанности государств-участников для обеспечения своевременного, надлежащего и эффективного участия общественности. B числе таких требований обязанности, касающиеся порядка уведомления общественности, сроков, объема информации. Орхусская конвенция также рекомендует ее сторонам содействовать участию общественности не только непосредственно, но и через механизмы поощрения инициативы привлечения общественности со стороны лиц, принимающих решения, воздействующие на состояние окружающей среды.
Понятие «участие общественности» в Орхусской конвенции закреплено в традиции международных документов, то есть таким образом, чтобы сделать это определение наиболее приемлемым для всех сторон - участниц Конвенции. Другими словами, «общественное участие» в Орхусской конвенции трактуется несколько шире, нежели просто участие гражданина в общественном объединении и участие общественного объединения в экологически значимых процессах. Такое участие должно быть достаточно действенным, а главное, иметь правовые последствия в виде принятия сбалансированных, учитывающих общественное мнение решений по вопросам, касающимся окружающей среды, с учетом того, что в число «экологически значимых решений» по Конвенции попадает значительный круг общественных вопросов, а именно: решения по конкретным видам хозяйственной деятельности, которые могут оказать негативное влияние на состояние окружающей среды и здоровья людей; решения вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой; подготовка нормативных положений, имеющих непосредственную исполнительную силу и (или) общеприменимых юридических обязательных нормативных актов [3, с. 10].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в соответствии с Орхусской конвенцией «общественность» означает «одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и в соответствии с национальным законодательством и практикой их ассоциации, организации или группы» и никто не может быть исключен из определения «общественность» по признаку гражданства, национальной принадлежности или местожительства, а в случае юридического лица по месту регистрации юридического лица, или, как определено в Конвенции, «по признаку его зарегистрированного местонахождения или «фактического центра деятельности». Понятие ........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Лашкевич, О. Практика участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений: отчет по результатам исследований / О.Лашкевич, А. Зуйкова. - Минск: Центр европейской трансформации, 2015. ? 60 с.
2 --Макарова, T.И. Эколого-правовой статус граждан Республики Беларусь: учеб. пособие / T.И. Макарова. Минск: БГУ, 2004. 231с. < respubliki-pravo-ekologicheskoe/ekologo-pravovoy-status-grajdan-respubliki.html>
3 О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды: Орхусская конвенция, 25 июня 1998 г. // Эталон -
Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2003. - Дата доступа: 20.10.2017.
4 Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь, 4 окт. 1994 г., № 3254-XІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.11.2013 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013. - Дата доступа: 20.10.2017.
5 Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2011 г., № 300-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.07.2015 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015. - Дата доступа: 20.10.2017.
6 Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 ноября 1992 г < zakon_rb_ob_ohrane_okruzhayuwej_sredy/download.htm>., № 1982-XІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.10.2016 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - Дата доступа: 20.10.2017.
7 Избирательный кодекс республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 11 февр. 2000 г., № 370-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 06.06.2015 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015. - Дата доступа: 20.10.2017.
8 Андрейцев, В.И. Правовое обеспечение экологической экспертизы проектов: учеб. пособие / В.И. Андрейцев. ? Киев: Будивэльнык, 1990. ? 168 с.
9 О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2016 г < zakon_rb_ob_ohrane_okruzhayuwej_sredy/download.htm>., № 399-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 21.07.2016 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - Дата доступа: 20.10.2017.
10 Об особо охраняемых природных территориях: Закон Респ. Беларусь, 20 окт. 1994 г < zakon_rb_ob_ohrane_okruzhayuwej_sredy/download.htm>., № 3335-XІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 28.04.2015 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015. - Дата доступа: 20.10.2017.
11 Об основах государственной научно-технической политики: Закон Респ. Беларусь, 19 янв. 1993 г < zakon_rb_ob_ohrane_okruzhayuwej_sredy/download.htm>., № 2105-XІІ: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.05.2016 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - Дата доступа: 20.10.2017.
12 О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.01.2000 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2000. - Дата доступа: 20.10.2017.
13 Балашенко, С.A., Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека: учеб. пособие. / С.А. Балашенко, Т.И. Макарова. ? Минск: World Wide Printing, 1999. ? 254 с.
14 Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте: Конвенция, 25 февр. 1991 г. // Эталон -
Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2003. - Дата доступа: 20.10.2017.
15 Об изменении климата: Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций, 9 мая 1992 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2003. - Дата доступа: 20.10.2017.
16 О трансграничном воздействии промышленных аварий: Конвенция, 17 марта 1992 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2003. - Дата доступа: 20.10.2017.
17 По окружающей среде и развитию: Декларация Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2003. - Дата доступа: 20.10.2017.
18 Конституция Республики Беларусь: Конституция Респ. Беларусь, 14 марта 1994 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.10.2004 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2004. - Дата доступа: 20.10.2017.
19 О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 07.01.2016 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - Дата доступа: 20.10.2017.
20 О Концепции государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды: Постановление Верховного Совета Респ. Беларусь, 6 сент. 1995 г., № 3851-XII // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - Дата доступа: 20.10.2017.
21 Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 5 июля 2004 г., № 300-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 21.07.2016 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - Дата доступа: 20.10.2017.
22 Положение о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 19 янв. 2017 г., № 47 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017. - Дата доступа: 20.10.2017.
23 Положение о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира в населенных пунктах и разрешений на пересадку объектов растительного мира в населенных пунктах: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 08 мая 2013 г., № 1426 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2013. - Дата доступа: 20.10.2017.
24 Положение о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 февр. 2014 г., № 109 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. - Дата доступа: 20.10.2017.
25 Гражданский кодекс республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 12.01.2017 г. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017. - Дата доступа: 20.10.2017.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.