Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 111500


Наименование:


Курсовик Внешняя политика России в Африке.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 21.02.2018. Сдан: 2016. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: 40.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................ ………………3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НА АФРИКАНСОКОМ КОНТИНЕНТЕ
1.1 Особенности африканского направления во внешней политики СССР ……7
1.2 Советско-ганские отношения………………………………………………….12
1.3. Советско-гвинейские отношения……………………………………………..18
ГЛАВА 2. АФРИКАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИК РФ В 2000-2015 гг.
2.1 Африканское направление во внешней политики Российской Федерации в 2001-2015 гг. …………………………………………………………………………24
2.2 Основные направления сотрудничества Российской Федерации с Ганой в 1991 - 2015 гг. ……………………………………………………………………………...28
2.3. Российско-гвинейские отношения (1991 – 2015 гг.) …………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… …38


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Российская Федерация входит в число самых влиятельных государств, чья деятельность на мировой арене определяет основные тенденции развития международных отношений. Однако так было далеко не всегда. После распада Советского Союза, одной из двух сверхдержав послевоенного мира, Россия прошла долгий путь по возвращению международного авторитета на мировой арене. В этой связи изучение ключевых направлений внешней политики России, ее опыта реинтеграции в мировое сообщество в качестве объекта, а не субъекта международных отношений представляется очень актуальным. В данном контексте африканский вектор очень показателен.
Западная Африка - самый динамично развивающийся регион континента наряду с Южной Африкой, однако у каждого из западноафриканских государств есть свой уникальный путь развития. Так, согласно Индексу трансформации Фонда Бертельсманна, Гана является бесспорным лидером Западной и Центральной Африки по таким важным показателям, как демократия, рыночная экономика и управление, а Гвинея, напротив, возглавляет группу отстающих государств, в которую входят также Чад, Мали, Камерун и др. При этом сохраняется сильная зависимость региона от внешней помощи.
В рамках формирования новой, постбиполярной, системы межгосударственных отношений начался и новый этап развития взаимоотношений стран России со странами Африки, и этот этап совпал со структурной перестройкой и реформами внутри самих стран, а также поиском национальной идентичности и места Африки и России в мирополитической системе.
В настоящее время отношения России с Ганой и Гвинеей, а также с остальными государствами континента строятся на прагматическом фундаменте. Тем не менее, далеко не все возможности реализованы, и основной задачей, стоящей перед российским руководством, является развитие и совершенствование механизмов сотрудничества по всем направлениям взаимодействия с Ганой и Гвинеей. Помимо прочего, весь Африканский континент становится одним из наиболее привлекательных регионов и для крупного российского бизнеса.
Актуальность данного исследования также обусловлена тем, что Гана и Гвинея занимали особое место в системе приоритетов внешней политики Советского Союза, что, соответственно, позволяет нам говорить об исторических корнях сотрудничества России с этими двумя государствами и о богатом опыте взаимодействия с ними, который, несомненно, должен быть использован для возврата и укрепления позиций страны в Западной Африке.
Степень научной разработанности проблемы. Сотрудничество Советского Союза с Ганой и Гвинеей, особенно в годы холодной войны, изучали многие зарубежные (африканские, европейские и американские) исследователи. Однако стоит отметить, что современный этап российско-гвинейских и российско-ганских отношений в российской историографии практически не изучен, а в зарубежной историографии ввиду малых объемов и низких темпов этих отношений изучаются лишь отдельные аспекты взаимодействия России с двумя африканскими государствами.
В российской историографии советско-африканских отношений наибольший интерес представляют работы А.А. Шведова, Г.В. Фокеева, Я.Я.Этингера, Л.Д. Яблочкова. В их исследованиях изучаются основные особенности внешнеполитических курсов государств Африки, только получивших независимость, и прослеживается роль СССР в антиколониальной борьбе и становлении государственности молодых африканских стран.
Отношениям между Советским Союзом и Ганой посвящены монографии В.В. Абрамова и А.М. Светланова, И.И. Потехина, Ю.Г. Смертина, А.Н. Брагина, Е.Е. Тупициной, между СССР и Гвинеей - работы Н.И. Гаврилова, Л.П. Калининой, В.И. Евсеенко, Л.В. Пономаренко, А.С. Солоницкого.
Объектом исследования данной работы являются внешнеполитические приоритеты политики Российской Федерации (в том числе в рамках СССР) на африканском направлении.
Предмет исследования - роль и место Ганы и Гвинеи во внешней политике Российской Федерации в период 1957 - 2015 гг.
Цель исследования - выявление основных аспектов политики Российской Федерации в отношении Ганы и Гвинеи с учетом международного контекста и внутриполитической ситуации в странах - партнерах.
Предмет и цель исследования предопределили решение следующих задач:
1) выяснить особенности африканского направления во внешней политике Советского Союза в годы холодной войны;
2) выделить главные вехи советско-ганских и советско-гвинейских отношений в 1957 - 1990 гг.;
3) проследить эволюцию роли и места африканского вектора в системе приоритетов российской внешней политики в 1991 - 2015 гг.;
4) изучить состояние сотрудничества России с Ганой и Гвинеей в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах в 1991 - 2015 гг.
Источниковая база исследования. Данное исследование основывается на обширном комплексе различных источников на русском и английском языках.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют принципы историзма и научной объективности, а также компаративный, системный и междисциплинарный подходы.
Принцип историзма позволяет обосновать глубинную связь между отношениями СССР с Ганой и Гвинеей и современным состоянием сотрудничества России с двумя африканскими государствами, а также доказать, что настоящее и будущее российско-гвинейских и российско-ганских отношений обусловливается историческим прошлым связей между указанными государствами.
Системный подход позволил изучить совокупность взаимосвязей и взаимодействий, имеющих место в системе двусторонних отношений между африканскими государствами и Россией.
В ходе исследования были использованы теоретические общенаучные методы, такие, как обобщение, анализ, синтез, абстракция, сравнение, индукция, дедукция, формализация, алгоритмизация.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ НА АФРИКАНСОКОМ КОНТИНЕНТЕ

1.1 Особенности африканского направления
во внешней политике СССР
Вплоть до середины 1950-х гг. Западная Африка не представляла особой геополитической ценности для Советского Союза, что определялось, во-первых, колониальным статусом государств данного региона, а во-вторых, ограниченностью средств и ресурсов советской внешней политики. Однако логика развития холодной войны вынуждала СССР двигаться на Юг и на Восток, где происходили значительные перемены, которые не могла игнорировать сверхдержава, претендующая на роль глобального лидера
Четко почувствовав «веяние времени», руководство СССР объявило национально-освободительные движения в странах Азии и Африки полноправной частью «мирового революционного процесса», лидеры которых стали восприниматься в качестве союзников в борьбе против империализма вне зависимости от их политических пристрастий и отношения к марксистской идеологии. «Советский Союз является сторонником независимости Африки в силу самого характера своего государства и конституции», - отмечал лидер национально-освободительного движения Ганы К. Нкрума.
Действительно, СССР как партнер для африканских стран обладал существенным преимуществом перед западными странами - у него не было колониального прошлого и, соответственно, СССР был ярым противником неоколониализма: «Советский Союз не ищет в Африке, как и в других районах мира, никаких привилегий или особых прав для себя. Он не нуждается в военных базах на африканской земле и не зарится на богатства этого континента, как это делают империалистические державы. Именно поэтому политика советского правительства встречает такое понимание и такой отклик со стороны африканских стран и их руководителей» . Вкупе с быстрыми темпами роста советской экономики это преимущество делало социалистическую модель развития Советского Союза очень привлекательной для молодых независимых государств Африканского континента.
Таким образом, советская внешняя политика в Африке носила антиимпериалистический характер, воплощавшийся в поддержке Советским Союзом деколонизации, прав народов континента на национальное освобождение, а также борьбы против фашистской агрессии в Африке в 1930-х гг. Важно отметить, что разгром нацистской Германии и ее союзников резко ослабил влияние «империалистических сил» и вызвал резкое нарастание национальноосвободительной борьбы в Африке...


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В эпоху глобализации возросшая интегрированность России и африканских стран в мирохозяйственные связи, открытость их экономик создали новые возможности, новые мотивы и стимулы развития экономического сотрудничества. Присоединение России к международным организациям типа МВФ, Всемирный банк и ВТО также потенциально облегчают взаимный доступ бизнес-структур к товарным и инвестиционным рынкам. В то же время, занимая неравноправное, зависимое положение в международном разделении труда, африканские страны не могут использовать внешнеэкономические отношения с развитыми государствами в качестве эффективного инструмента своего экономического развития. Для превращения в равноправного участника международного разделения труда странам Африки необходимо осуществление глубоких структурных реформ экономики в целях ее адаптации к требованиям современной НТР.
В период первого президентского срока В.В. Путина на африканском направлении внешней политики России произошли позитивные сдвиги. Во- первых, возросло число визитов африканских лидеров и высокопоставленных политиков в Российскую Федерацию и российских официальных лиц - в страны Африки. Во-вторых, только в течение 2000 г. произошла замена сотрудников африканских посольств в Москве, что стало отражением заинтересованности стран континента в обновлении и активизации отношений с Россией. В-третьих, в повестку дня в африкано-российских отношениях были включены новые проблемы, такие, как борьба с международным терроризмом и наркоторговлей, экологические проблемы и вопросы безопасности россиян в Африке.
Однако открывшиеся перспективы намного опережают реальные возможности сторон по активизации сотрудничества. Так, Россия и страны Африки сталкиваются с трудно протекающими структурными реформами и модернизацией бизнеса. Как представляется, стороны также недооценивают потенциал российско-африканского экономического сотрудничества. Помимо этого, в Африке России приходится конкурировать с крупными ТНК, клиентами из бывших метрополий, с которыми сложились прочные и устойчивые торговоэкономические связи, а также с Китаем, Бразилией и Индией в условиях ограниченности транспортной инфраструктуры между странами континента и Российской Федерацией. Большое значение имеет и осознание российской стороной политических рисков во взаимодействии со странами Африканского континента.
При анализе современного состояния российско-африканских связей в культурной и научной сферах обращает на себя внимание отсутствие обновленной договорно-правовой базы этих отношений со многими странами, в частности, с Ганой и Гвинеей, соглашения о научном и культурном сотрудничестве с которыми были подписаны в 1960 - 1961 гг. и 1959 г. соответственно и с тех пор не продлевались.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующие приоритетные цели и задачи развития российско-африканских отношений в целом и отношений с Ганой и Гвинеей, в частности.
В политической сфере:
• повышение роли и влияния России в международной политике посредством достижения эффективного взаимодействия с африканскими странами по вопросам нового мироустройства;
• усиление взаимосвязи внешнеполитического диалога с задачами
политико-дипломатического лоббирования интересов российского бизнеса;
• развитие контактов с АС и региональными группировками в Африке;
• активизация совместных усилий по проблемам миротворчества и обеспечения безопасности на континенте;
• создание площадки для регулярного обсуждения на высшем и высоком уровне вопросов российско-африканских отношений;
• активизация обмена визитами на высшем, высоком и других уровнях между Россией и Африкой;
• перестройка деятельности российских представительств в международных организациях с целью более эффективного использования их ресурса в интересах российского бизнеса.
В экономической сфере:
• расширение российского участия в разведке и освоении природных ресурсов в интересах обеспечения российской экономики всеми видами минерального сырья на конкурентно выгодных условиях и с целью сбережения собственного наиболее ценного ресурсного потенциала;
• разработка ориентиров расширения присутствия российского бизнеса в горнодобывающих отраслях Африки на базе перспектив развития собственных месторождений и по согласованию с российскими заинтересованными корпорациями;
• создание механизма поощрения и стимулирования деятельности российского горно-металлургического бизнеса в Африке;
• расширение российского экспорта сельскохозяйственной, промышленной и военной техники, снаряжения двойного назначения и современных технологий;
• насыщение российского внутреннего рынка продуктами африканского
земледелия (фрукты, кофе, какао, чай и т.п.) посредством
активизации рекламно-информационных акций, маркетинга,
налаживания делового сотрудничества между российскими
торговыми сетями и африканскими производителями;
• расширение делового, коммерческого присутствия российских
компаний в Африке, реализации на мировых рынках африканских и российских товаров посредством разработки законодательства о поддержке и стимулировании российских экспортеров и инвесторов, создания эффективных и прозрачных механизмов страхования и гарантий против коммерческих и политических рисков для
российских экспортеров и инвесторов, создания государственной системы информационного обеспечения и т.п.

В гуманитарной сфере:
• распространение русского языка, российской национальной культуры, достижений науки и техники через возобновление деятельности российских центров языка, культуры и техники в африканских странах;
• увеличение финансовой поддержки культурных и научных
контактов;
• расширение преподавания русского языка;
• воссоздание ассоциаций дружбы с африканскими странами со
статусом НПО.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
I. Нормативно-законодательные источники:
1. Декларация о принципах дружественных отношений и партнёрства между Российской Федерацией и Г винейской Республикой, г. Москва, 27 июля 2001 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: bdomp/ns-
rafr.nsf/89414576079db559432569d8002421fc/432569a40037340743256aa
1004e1bc0!OpenDocument
2. Долгосрочное торговое соглашение между СССР и Ганой. 4 ноября 1961 г. // СССР и страны Африки. 1946 - 1962 гг. Документы и материалы. - Т. 2: Сентябрь 1960 г. - 1962 г. - М.: Политиздат, 1963. - С. 443 - 448.
3. Дополнение к Соглашению между правительством Российской
Федерации и правительством Республики Гвинеи об урегулировании задолженности Республики Гвинеи перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам. 9 апреля 2002 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
bdomp/spd md.nsf/0/70F52A8D28B86319C3257DAC003063 A9
4. История Африки в документах, 1870 - 2000. Под общ. ред. А. Давидсона. В 3 томах. - М.: Наука, 2007. - 1635 с.
5. Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 284-рп // Дипломатический вестник. - М.: Научная книга, 1993. - С. 6 - 20.
6. Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2000 г.
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
Bl.nsf/arh/19DCF61BEFED61134325699C003B5FA3
7. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 15 июля 2008 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //kremlin.ru/acts/7 8 5
8. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена
Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля 2013 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: bdomp/ns-
osndoc.nsf/e2f289bea62097f9c325787a0034c255/c32577ca0017434944257 b 160051 bf7f!OpenDocument
Литература:
1. Абрамов, В.В., Светланов, А.М. Гана: поиски путей развития / В.В. Абрамов, А.М. Светланов. - М.: Знание, 1981. - 64 с.
2. Азия и Африка в современной мировой политике. Сборник статей / Отв. ред. Д.Б. Малышева, А.А. Рогожин. - М.: ИМЭМО РАН, 2012. - 203 с.
3. Африка во внешнеполитических приоритетах России / Рос. акад. наук. Ин-т Африки; [В.К. Виганд и др.]. - М.: ПМЛ Ин-та Африки РАН, 2003. - 127 с.
4. Богатуров, А.Д. Три поколения внешнеполитических доктрин России /А.Д. Богатуров // Международные процессы. - 2007. - Т. 5. - №13. - С. 54 - 69.
5. Брагин, А.Н. Кваме Нкрума - первый президент Ганы / А.Н. Брагин // Азия и Африка сегодня. - 2010. - №1. - С. 44 - 46.
6. В Гвинее российские врачи развернули госпиталь для борьбы с Эболой [Электронный ресурс] // Вести.ш. - 20 декабря 2014 г. - Режим доступа: doc.html?id=2215242&tid=107234
7. Громыко, Ан.А. Внешнеполитический курс Советского Союза и Африка. Доклад на советско-африканской научно-политической конференции «За мир и социальный прогресс». Москва, 13-16 октября 1981 г. /Ан. А. Громыко. - М.: ИНИОН, 1981. - 22 с.
8. Евсеенко, В.И. Ахмед Секу Туре / В.И. Евсеенко // История Африки в биографиях. / Под общ. ред. А. Давидсона. - М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2012. - С. 695 - 709.
9. История Африки в биографиях / Под общ. ред. А. Давидсона. - М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, 2012. - 1111 с.
10. Размыслов, С.С. Советско-гвинейские отношения в период Первой республики (1958 - 1984 гг.) / С.С. Размыслов // Вестник РУДН. Серия «История России». - 2014. - №1. - С. 118 - 126.
11. Советско-африканские отношения (Справочник). - М.: Наука, 1982. - 240 с.
12. Современные африканские лидеры. Политические портреты. - М.: XXI век - согласие, 2001. - 213 с.
13. Современные международные отношения / Под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 687 с.
14. Мазов, С.В. Кваме Френсис Нвиа Кофи Нкрума / С.В. Мазов // История Африки в биографиях. / Под общ. ред. А. Давидсона. –М.: Российский гос. Гуманитарный ун-т, 2012.-С.613-622.
15. Мазов С.В. Политика СССР в Западной Африке, 1956-1964: неизвестные страницы холодной войны / С.В. Мазов – М.: наука, 2008.-335 с.
16. Мазов С.В. Советский Союз и Западная Африка / С.В. Мазов // новая и новейшая история. 2007.- №2.-С.77-90.


17. Padmore, G. Pan-Africanism or Communism? / G. Padmore L.: Anchor books: Doubleday. 1972.439 p.

18. The Western conspiracy that destroyed Nkrumah// West Africa. 19-25 November 2001. p 11 – 17.

19. Thompson W.S. Ghana’s Foreign Policy 1957-1966: Diplomacy, Ideology and the New State / W.S. Thompson. Princeton: University press 1969.

20. Yao Gebe, B. Ghana’s Foreign Policy at Independence and Implications for the 1966 Coup D’etat / B. Yao Gebe // the journal of Pan-African Studies, vol.2, no.3, March 2008 p.160-186


Интернет-ресурсы:
1. www.globalaffairs.ru - Сайт журнала «Россия в глобальной политике»
2. www.kremlin.ru - Официальный сайт Президента Российской Федерации
3. www.mae.gov.gn - Официальный сайт Министерства иностранных дел и гвинейской диаспоры Гвинейской Республики
4. www.mfa.gov.gh - Официальный сайт Министерства иностранных дел и региональной интеграции Республики Гана
5. www.mid.ru - Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.