Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности pоманов Курта Воннегута

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 09.04.2018. Сдан: 2016. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: 20.

Описание (план):



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ РОМАНОВ К. ВОННЕГУТА 5
1.1 Обзор литературы по теме 5
1.2 Жизненный и творческий путь писателя 11
1.3 Гуманистическая направленность романа «Колыбель для кошки» 13
ГЛАВА 2 19
ОСУЖДЕНИЕ ВОЙНЫ В РОМАНАХ К.ВОННЕГУТА 19
2.1 Освящение трагизма войны в романе «Бойня номер пять, или крестовый поход детей» 19
2.2 Антивоенная сущность романа «Малый Не Промах» 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39


К.Воннегут привлекает пристальное внимание критиков и литературоведов и у себя на родине, и за ее пределами. Критическая литература о нем в Соединенных Штатах чрезвычайно обширна. Обостренный интерес к творчеству писателя, возникший в конце 60-х годов и нараставший с каждым новым его произведением, сохраняется и поныне. О К.Воннегуте написано огромное, вряд ли теперь уже обозримое количество статей в периодике, ему отведены главы во многих общих литературоведческих работах, о его творчестве созданы специальные монографии, изданы антологии многих исследовательских статей. Однако в критической литературе нет полного единства мнений о творчестве писателя, но все же ясно определилась господствующая на Западе точка зрения: преимущественное большинство истолкователей решительно отделяют Воннегута от реализма и относят к различным течениям модернизма. Его провозглашают характерным представителем такого явления, как «черный юмор» и ставят в один ряд с абсурдистами, сближают с поп-артом, «новым романом», относят к «суперлитературе» и доказывают принадлежность ко многим иным неоавангардистским образованиям.
До последнего времени наиболее распространенным было истолкование творчества К.Воннегута как явления литературы «черного юмора» и «абсурдизма», основанной на восприятии мира как извечного хаоса, не поддающегося осмыслению и упорядочению, и отрицающей целесообразность и разумность жизни. Согласно концепции одного из теоретиков школы «черного юмора» М.Шульца, «черные юмористы» видят жизнь – что будто бы адекватно реальности – как космический лабиринт, «множественный и бесконечный» [41, с.17], а человека – «как затерянное в ней существо, смешное и жалкое в своих тщетных усилиях «постичь божественный беспорядок» космоса» [41, с.20]. М.Шульц подчеркивает, что произведения «черных юмористов» являются плюралистическими, определенная нравственная позиция в них отсутствует. К этой литературе критик безоговорочно относит и К.Воннегута.
Ч.Харрис претендует на объективность в своих суждениях и прямо не отрицает сатирической направленности произведений Воннегута и наличия в них мотивов протеста. Но истолковывает все это либо как проявление незрелости в ранних произведениях, либо как что-то второразрядное, что успешно подавляется и нейтрализуется якобы более зрелым, абсурдистским отношением к миру и человеку. Критик утверждает: «...пренебрежительный взгляд на человека вместе с верой в бессмысленную вселенную и составляют абсурдистское видение Воннегута, видение, которое превосходит любой протест, присутствующий в его романах» [44, с.64]. И далее: «Его романы прогрессировали от сатиры к абсурду, от раннего протеста в "Механическом пианино" до почти полного смирения в "Бойне номер пять"» [44, с.74]. «Бойня номер пять» рассматривается Ч.Харрисом как образец абсурдистского романа, и именно в этом своем качестве способна, мол, предложить единственно возможную, кроме самоубийства, правильную жизненную реакцию на абсурдность человеческого существования. Реакция эта – смирение. Основной идеей, вытекающей из «Бойни номер пять», по мнению Харриса, оказывается мысль о том, что верная реакция на жизнь – это покорное приятие. Эта покорность подсекает всякое антивоенное настроение, обнаруживаемое в романе [44, с.69]. По мнению Ч.Харриса, «Бойня номер пять» «во многих отношениях – книга о смерти» [44, с.69], и в ней, как в произведении подлинной (абсурдистской) литературы, ничто не нарушает тона всеобъемлющей безнадежности.
Иной вариант осмысления творчества Воннегута в духе абсурдизма развернут в книге преподавательницы Калифорнийского университета Дж. Кеннард «Число и кошмар» (« Number and Nightmare», 1975), правда, без апологии «искусства абсурда». В книге исследуются, по определению самого автора, воспринявшие постэкзистенциалистский взгляд на мир английские и американские «романисты вымысла», т.е. те, которые применяют в своем творчестве нереалистические, фантастические приемы. Дж.Кеннард настойчиво противопоставляет творчество Воннегута реализму. При этом писатель рассматривается не только как романист, противоположный реализму во всем – и в философии, и в поэтике, – но и как борец против него. Встречающиеся в романах Воннегута иронические выпады против традиционных приемов повествования критик предлагает воспринимать как решительную программную атаку писателя на реализм в целом [45, c.27].
В ином ракурсе, но по существу в духе абсурдизма рассматривается творчество Воннегута в книге Дк.Р.Мея «К новой земле.Апокалипсис в американском романе» (1972). К.Воннегут, поставленный в один ряд с Дж.Бартом и Т.Пинчоном, представлен как выразитель апокалиптического мироощущения. Несостоятельность концепции Дж.Мея, несовершенство его методологии, позволяющей «подверстать» под одну рубрику писателей, на самом деле весьма несхожих друг с другом, уже отмечал Н.А.Анастасьев [4, с. 121].
В рамках модернизма, хотя и не столь прямолинейно, рассматривается творчество Воннегута и в одной из первых американских монографий о нем, принадлежащей П.Риду. П.Рид подходит к писателю как к художнику, «серьезно озабоченному жгучими проблемами своего общества» [46, с. 210], и при разборе отдельных произведений во многих случаях подчеркивает их социально-критическую направленность. П.Рид настойчиво проводит мысль о том, что ведущим у Воннегута является мотив беспомощности и обреченности человека перед непостижимыми могучими внешними силами, играющими им, как пешкой, и приходит к выводу: «Мир, согласно Воннегуту, выглядит абсурдным, а жизнь в нем обычно кажется крайне бессмысленной» [46, с. 206].
Однако в американской критической литературе, особенно последних лет, наблюдается и иное истолкование творчества писателя. Как уже отмечал О. Алякринский, «все большим становится число американских критиков, которые склонны рассматривать Воннегута как социального сатирика» [1, с. 243] и стремятся заострять свое внимание на «гуманистическом пафосе его книг» [1, с. 247].
В контекст реалистического направления К.Воннегута ставят С. Финкелстайн, Дж. Гарднер.
В советской критике творчество К.Воннегута получило довольно широкое освещение. Ему посвящены отдельные главы в монографических работах, о нем написаны отдельные специальные статьи, значительное внимание уделяется ему в литературоведческих работах, исследующих современный литературный процесс в [2, с. 245,254-256; 3, с. 239-243; 6, с. 281-290; 17, с. 190, 212-213; 19, с. 68-74; 29, с. 232-234, 322-327, 354-357). Многочисленны предисловия и послесловия к советским изданиям переводов художественных произведений К.Воннегута, а также журнальные рецензии почти на все его произведения и на некоторые литературно-критические работы о нем, которые публикуются в США. Написаны также кандидатские диссертации, в которых рассматриваются отдельные стороны творчества К. Воннегута
В этих работах, как ни разнообразны они по своему типу, сложилась достаточно четкая целостная концепция творчества К.Воннегута. Прежде всего, критики единодушно исходят из той общей позиции, которую занимает советское литературоведение в отношении к сложным и неоднозначным явлениям в новейшей литературе капиталистических стран. Оно ставит своей задачей не отвергать такие явления, а понять и объяснить, объективно оценить художника, живущего и творящего в обстановке острейших антагонистических противоречий, которые «давят на художника, порождают в его сознании изломы и смещения, аберрацию зрения и аберрацию мысли» [19, с.164]. К таким художникам Я.Н. Засурский относит и Курта Воннегута.
Со всей определенностью и наиболее обстоятельно тот же подход обосновывается и утверждается в работах М.О. Мендельсона и А.М. Зверева. Воспринимая Воннегута как одного из наиболее крупных мастеров реалистической сатиры в современной американской художественной прозе, М.О. Мендельсон одновременно подчеркивал: «Я отнюдь не собираюсь утверждать, будто в основе всего написанного этим американским художником о собственной стране находится до конца продуманная система взглядов, которая вполне прогрессивна. Воннегут – писатель не только противоречивый, идейно не стойкий, но даже склонный этим бравировать. Нередко он проявляет явную зависимость от господствующих в буржуазном обществе идеологических влияний. Порою в книгах Воннегута ощущается готовность разделять предрассудки, заблуждения, навеянные той самой собственнической средой, которую он часто и весьма зло высмеивает» [30 с. 180-181].
А.М. Зверев аналогично подходит к истолкованию американского романиста. «Нет надобности, – пишет он, – упрощать взгляды Воннегута на современный мир, столкнувшийся с острейшими противоречиями НТР. Его книги остаются на счету реалистической и сознающей свою ответственность литературы, хотя их автор склонен... категорически противопоставлять тенденции научного прогресса коренным интересам человека и человечества, не замечая принципиальных различий формы и результатов НТР в разных социальных системах и не так уже редко абстрагируя понятия добра и зла от их конкретного социального наполнения»[22, с. 53].
Проблематика романов Воннегута, ее значимость и актуальность, ее философский характер, особенности мировоззрения писателя, связь его творчества с общественным сознанием в США глубоко раскрываются в работах данного автора. Содержание произведений американского романиста всегда и во всех его книгах определяется, как считает исследователь, проблемами и противоречиями НТР в современном капиталистическом мире. К.Воннегут одним из первых писателей Запада попытался «всесторонне и глубоко осмыслить природу технократического сознания и парадоксы того прогресса, который оно вознамерилось осуществить, отбросив за ненадобностью категорию этической ответственности и принципы гуманизма... Воннегут своими книгами доказал способность различать изъяны новообретенного рая, косность его социальной структуры. Механистичность установившихся в нем человеческих отношений. Ничтожество избранных им духовных ориентиров» [33, с. 6]. В книгах Воннегута, однако, нет ни беспросветного пессимизма, ни «однозначно негативного неприятия перспектив прогресса». В таком же духе, в основном, рассматривают Воннегута и другие критики – авторы предисловий и рецензий, анализирующие какое-либо из его произведений: «Колыбель для кошки» (В. Скороденко [36]), «Бойня номер пять» (Т. Хмельницкая [39]) и т.д.
Ни один из советских и российских критиков не обходит вниманием и форму произведений Воннегута. Отмечается непривычность созданного им художественного мира, поиск писателем новых романных форм, своеобразие и новизна его художественного стиля. Более или менее подробно описаны характерные черты художественной системы писателя: фрагментарность повествования, разорванность композиции, сочетание реального и фантастического, смещение временных пластов, пристрастие к гротеску.
В критической литературе интерес также проявляется к вопросу о связи творчества Воннегута с традицией – и европейской, и национальной. М.О. Мендельсон подчеркивает воздействие на писателя сатирической традиции тех великих мастеров слова, которые использовали гротескно-фантастические мотивы и образы для осуждения собственнического мира, – Свифта и Марка Твена, указывает на связь с опытом Синклера Льюиса [31, с. 87]. Выявляет свифтовское начало в романах Воннегута В. Скороденко [36]. Т.Н. Денисова видит корни сатиры американского писателя не только в литературной, но и в фольклорной национальной традиции [19]. А.М. Зверев усматривает в книгах Воннегута продолжение той линии в мировой литературе, которую, условно говоря, составляют произведения, развенчивающие человеческую глупость. «Традиция, которой следует Воннегут – одна из древнейших в мировой литературе. Она восходит к Лукиану; она питала творчество Эразма Роттердамского, Вольтера, Франса... Воннегута как раз можно признать истинным и законным наследником старой традиции» [22, с.33].
Таким образом, в советском и российском литературоведении и критике вполне четко определилось восприятие Курта Воннегута как одного из наиболее значительных прозаиков реалистического направления в новейшей литературе, социального сатирика, обратившегося к самым острым проблемам современного американского общества, отличающегося поиском новых форм и средств в области художественной выразительности. Главное внимание при этом уделено раскрытию проблематики и тематики, содержания и идейного смысла его книг, наряду с обличительным также их утверждающего и гуманистического характера. Гораздо слабее изучена художественная форма произведений писателя.
Пока еще нет в нашей науке отдельной работы, в которой творчество американского писателя раскрывалось бы в целом, в единстве всех его идейно-эстетических компонентов.
.............
1. Алякринский, O. Курт Воннегут с разных точек зрения / О. Алякринский. – Вопросы литературы, 1982. – № 4. – С. 236-247.
2. Американская литература и общественно-политическая борьба. 60-е начало 70-х годов XX века. – Москва : Наука, 1977. – 238 с.
3. Американская художественная культура в социально-политическом контексте 70-х годов XX века. – Москва : Наука, 1982. – 270 с.
4. Анастасьев, Н. От персонажа к герою. Американский роман в 70-е годы / Н. Анастасьев // Вопросы литературы, 1982. – № 1. – С. 91-123.
5. Анастасьев, Н. Традиция реализма / Н. Анастасьев // Вопросы литературы, 1982. – № 6. – С. 258-263.
6. Аникин, Г. Английский роман 60-х годов XX века / Г. Аникин. – Москва : Высшая школа, 1974. – 104 с.
7. Аствацатуров, А. Поэтика и насилие (О романе Курта Воннегута «Бойня номер пять или Крестовый поход детей») / А. Аствацатуров // «НЛО» 2002.– №58. – С. 12-18.
8. Богун, М.В. Сочетание комического и трагического модусов повествования в романе Курта Воннегута о войне «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» / М.В. Богун // Вестник Харьковского национального университета. Серия: Филология. – № 873. – Вып.58. – С. 107-112.
9. Воннегут, К. Колыбель для кошки. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей / К. Воннегут. – Москва : Художественная литература, 1983. –485 с.
10. Воннегут, К. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей, и другие романы / К. Воннегут. – Москва : Художественная литература, 1978. – 728 с.
11. Воннегут, К. Малый не промах / К. Воннегут. – Москва : АСТ Астрель, 2010. – 252 с.
12. Губко, Н. Антивоенный роман Курта Воннегута / Н. Губко // Звезда. – 1971. – № 6. – С. 220-224.
13. Денисова, Т.Н. Современный американский роман. Социально-критические тенденции / Т.Н. Денисова. – Киев : Наукова думка, 1976. – 306 с.
14. Дмитрук, В.В. Творчество Курта Воннегута: социально-критические тенденции. Жанр. Поэтика: автореф. дис. канд. фил. наук : 10.01.05 / В.В. Дмитрук / АН УССР. Ин-т лит. им. Шевченко, 1984. – 24 с.
15. Днепров, В.Д. Черты романа XX века / В.Д. Днепров. – Москва : Советский писатель, 1965. – 548 с.
16. Ермолаева, В.Н. Борьба за реалистическое искусство и гуманизм в эстетике США (60-70-е годы XX века) / В.Н.Ермолаева. – Москва : Наука, 1979. – 280 с.
17. Засурский, Я.Н. Американская литература XX века /Я.Н. Засурский. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1966. – 440 с.
18. Засурский, Я. O некоторых формах идеологического воздействия на литературу в США / Я. Засурский // Иностранная литература, 1982. – № 8. – С. 188-192.
19. Затонский, Д.В. Искусство романа и XX век / Д.В. Затонский. – Москва : Художественная литература, 1973. – 536 с.
20. Зверев, А.М. Курт Воннегут-младший. Балаган, или Больше я не одинок / А.М. Зверев // Современная художественная литература за рубежом, 1977. – № 1. – С. 64-67.
21. Зверев, A.M. Модернизм в литературе США / А.М. Зверев. – Москва : Наука, 1979. – 318 с.
22. Зверев, А. O чем говорит нам Воннегут / А. Зверев // Современная художественная литература за рубежом, 1974. – №4. – С. 130-133.
23. Зверев, А. Сигнал предостережения / А. Зверев // Воннегут К. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей, и другие романы. – Москва : Художественная литература, 1978. – С. 3-19.
24. Зверев, А. Сказки технического века (Курт Воннегут от предвидения к действительности) / А. Зверев // Вопросы литературы, 1975. – № 2. – С. 32-66.
25. Зверев, А. Канарейка в шахте / А. Зверев // Воннегут К. Колыбель для кошки. Бойня номер пять, или Крестовый поход детей. Рецидивист. Галапагосы. – Москва : Изд-во НФ «Пушкинская библиотека», 2007. – С.5-16.
26. Кагарлицкий, Ю. Фантастика ищет новые пути / Кагарлицкий // Вопросы литературы, 1974. – № 10. – С. 159-178.
27. Коренева, М. Курт Воннегут-младший. Между временем и Тимбукту, или и Прометей-5 / М. Коренева // Современная художественная литература за рубежом. – 1976. – № 2. – С. 148-151.
28. Леденева, Т.Н. Способы выражения авторской позиции в


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.