Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 111620


Наименование:


Курсовик КОНСТИТУЦИОННО ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Право. Добавлен: 05.03.2018. Сдан: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Общая характеристика конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации………………………………………………….6
1.1 Понятие и основные черты конституционно-правового статуса субъекта………………………………………………………………………………6
1.2 Виды субъектов Российской Федерации…….…………………..13
ГЛАВА 2. Особенности конституционно-правового статуса отдельных видов субъектов Российской Федерации…………………………………………15
2.1 Статус республики в составе Российской Федерации……………..………………………………………………………..…..15
2.2 Особенности правового статуса краёв, областей, городов федерального значения……………………………….…………………………....22
2.3 Особенности правового статуса автономий…………………...…...26
Заключение…………………………………………………...….……….….34
Библиографический список………………………………………..………36


ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день Российская Федерация является демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Конституция 1993 года заложила правовые основы новой формы государственности - Федерации.
Федеративное государство определяется как союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.
В отличие от большинства федеративных государств, в состав Российской Федерации входят различные субъекты, формально равноправные, но фактически имеющие неодинаковый статус, который определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик, уставами субъектов, Федеративным договором, а также договорами о разграничении полномочий и предметов ведения, которые заключены между Российской Федерацией и отдельными субъектами Федерации.
Субъекты Федерации различаются по размерам занимаемой ими территории, численности и плотности населения, по уровню развития экономики в целом или отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также по другим параметрам. Именно в силу этих различий и иных объективных и субъективных причин одни из субъектов Федерации являются постоянными донорами федерального государственного бюджета, а другие, наоборот, выживают за счет дотаций из федерального бюджета.
Также субъекты не равны и в формально-юридическом плане. Наиболее зримо это проявляется, в частности, в том, что одни из них по своему статусу являются государствами со всеми вытекающими из этого для них преимуществами, например, республики, а другие - лишь государственными образованиями, например, края, области, автономные округа, города федерального значения.
В состав Российской Федерации на сегодняшний день входит 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения.
В статье 1 Основного Закона записано: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». В статье 5 Конституции зафиксировано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации».
Однако нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие основу конституционного статуса субъектов Российской Федерации, являются неоднозначными и противоречивыми, что вызывает определенные сложности для федерального и региональных законодателей при их развитии в текущем законодательстве, а также для всех правоприменителей при их практической реализации.
Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции Российской Федерации. Исходя из этого тема конституционно - правовое положение субъектов Российской Федерации является очень актуальной. Проблемы федеративного устройства Федерации в настоящее время связаны с необходимостью укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, задачи устранения распада единого государства на отдельные части, стабилизации внутренней структуры самих субъектов, так и реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ. Данные проблемы для власти являются первоочередными.
В то же время, чем глубже идет развитие федеративных отношений, тем яснее становится противоречивость и недоработанность ряда конституционных положений, острее выражается потребность в дальнейшем развитии конституционных норм, касающихся Федерации.
В современных условиях каждый гражданин Российской Федерации должен понимать особенности федеративного устройства Российского государства.
Цель данной работы - выявить и проанализировать в ходе исследования конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
· определить понятие и выделить основные черты конституционно - правового статуса субъектов Федерации;
· выделить виды субъектов Российской Федерации;
· рассмотреть особенности конституционно-правового статуса республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Предметом исследования являются особенности конституционно-правового статуса различных субъектов Российской Федерации.
Объектом исследования является конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации.
При изучении данной темы мы использовали труды известных российских ученых - С.А Авакьяна, М.В. Баглая, О.Е. Кутафина, В.Г. Стрекозова, А. Н. Черткова и других.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТА
Статус субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, а также принадлежность к определенному виду субъектов.
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации характеризуется, с одной стороны, общими чертами, присущими всем без исключения субъектам Российской Федерации, а с другой - их отдельными специфическими особенностями.
К общим чертам можно отнести:
1) Каждый из субъектов России является неотъемлемой частью Федерации. «Российская Федерация - цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации».
Конституционный Суд Российской Федерации 7 июня 2000 года постановил, что в федеративном государстве не может быть двух уровней суверенных властей.
2) Субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в статью 65 Конституции. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.
Например, Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 года в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации - Республика Ингушетия вместо наименования Ингушская Республика. Указом Президента от 10 февраля 1996 года в часть первую статьи 65 Конституции включено новое наименование субъекта Российской Федерации - Республика Калмыкия вместо наименования Республика Калмыкия - Хальмг Тангч.
3) Статус субъекта Российской Федерации определяется совместным решением Российской Федерацией и субъекта. Об этом четко сказано в статье 66 Конституции: «Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией и их уставом. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом». В том числе это относится и к ситуации, когда субъекты хотят объединиться или разделиться. Таким образом, субъект Федерации не может в одностороннем порядке определять основы своего конституционно - правового статуса.
4) Статус личности в субъектах Федерации является единым. Данная черта подробно рассматривалась в коллективной работе российских и нидерландских ученых «Основы теории и практики федерализма».
5) Каждый субъект самостоятельно занимается законотворческой деятельностью: «республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство», а каждый «край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство». Более того, есть гарантии самостоятельности правотворчества субъектов Федерации по вопросам своего ведения - субъект обязан следовать актам федерального уровня, принятым по вопросам ведения Российской Федерации, но акт субъекта, изданный по вопросам его собственного ведения, не может быть «перекрыт» федеральным законом.
6) Субъекты Российской Федерации имеют свою территорию, а также своеобразное территориальное верховенство. Оно состоит в том, что территорию субъекта Федерации нельзя изменить без согласия этого субъекта. По части 3 статьи 67 Конституции границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Совет Федерации утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации, но делает это лишь по представлению заинтересованных субъектов и не вправе принимать соответствующих решений, если не проявлено их инициативы.
7) Субъекты Федерации имеют систему органов государственной власти, которая устанавливается субъектами самостоятельно. Система органов государственной власти в субъектах должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации:
a. разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной;
b. система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.
Такие требования Основного закона государства, весьма характерные для всех федеративных государств, призваны обеспечить принципиальное единообразие организации государственной власти в Российской Федерации на всех уровнях.
8) Все субъекты равноправны при определении предметов ведения, которое вытекает из статей 71, 72 и 73 Основного Закона государства. Вместе с органами государственной власти Федерации, субъекты осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Субъекты Российской Федерации не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе - всех субъектов Федерации.
Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
9) Субъекты имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, посылать друг к другу делегации, представителей и так далее.
10) У с........

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российская Федерация. Основной закон. Конституция Российской Федерации. [Текст]: [принята всенародным голосованием: 12.12.1993: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ]. - СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Российская Федерация. Основной закон. Конституция Республики Саха (Якутия). [Текст]: [принята на внеочередной одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) двенадцатого созыва постановлением от 04 апреля 1992 N 908-XII в редакции от 17 июня 2009 692-З N 275-IV] // СЗ Республики Саха (Якутия). - 1992. № 445-II. - Ст. 90. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Консультант плюс].- Загл. с экрана.
3. Российская Федерация. Конституция Республики Бурятия. [Текст]: [принята Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 года в редакции от 5 мая 2011 N 1985-IV]// Бурятия. - 1994. №43. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Консультант плюс].- Загл. с экрана.
4. О государственных символах Республики Тыва. [Конституционный закон Республики Тыва: принят Верховным Хуралом (Парламентом) 11 декабря 1996] // Тувинская правда. - 1997. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Консультант плюс].- Загл. с экрана.
5. О международных договорах Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой РФ 16 июня 1995 N 318-ФЗ: в ред. федер. закон от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ]// СЗ РФ. - 1995. - №29. - Ст. 2757. - Режим доступа: [Консультант плюс].- Загл. с экрана.
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [федер. закон: принят Государственной Думой 6 октября 1999 года № 184-ФЗ: в ред. от 30 ноября 2011] // СЗ РФ. - 1999, № 42. - Ст. 5005. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Консультант плюс].- Загл. с экрана.
7. Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой РФ 10 января 2006 N 16-ФЗ: в ред. федер. закон от 06 декабря 2011 № 409 - ФЗ]// СЗ РФ. - 2006. - N 3. - Ст. 280. - Режим доступа: [Консультант плюс].- Загл. с экрана.
8. О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации. [ Закон РФ: принят 17 июня 1992 года N 3056-1] // Российская газета/ - 1992. №155. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Консультант плюс].- Загл. с экрана.
9. О статусе столицы Российской Федерации. [Закон РФ: принят 15 апреля 1993 года N 4802-1] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. № 19. - Ст. 683. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Консультант плюс].- Загл. с экрана.
10. Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 года № 20 "О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации".- [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Консультант плюс].- Загл. с экрана.
11. Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 года № 173 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации". - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Консультант плюс].- Загл. с экрана.
12. Российская Федерация. Конституционный Суд РФ. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области" [Текст]: [постановление: принято Конституционным Судом РФ 14 июля 1997 года] // Российская газета. - 1997. № 139. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Консультант плюс].- Загл. с экрана.
13. Российская Федерация. Конституционный Суд РФ. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» [Текст]: [постановление: принято Конституционным Судом 7 июня 2000 года] - М.: СЗ РФ. -07.06.2000.-№ 10. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Гарант].- Загл. с экрана.
14. Устав Краснодарского края. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Консультант плюс].- Загл. с экрана.
15. Устав Иркутской области. [принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15 апреля 2009 года N 9/5-ЗС от 17 апреля 2009 года №1: в ред. 3 ноября 2011] // Ведомости ЗС Иркутской области. - 2009. № 9. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Консультант плюс].- Загл. с экрана.
16. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - В 2 т. Т. 2. - М.: Юристъ, 2005. - 749 с.
17. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2007. - 784 с.
18. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2003.С.284.
19. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Правоведение: Учебник. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 416 с.
20. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 445 с.
21. Стрекозов, В.Г. Конституционное право России: учебник / В.Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. - 327с.
22. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: "Проспект", - 2010. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: [Гарант].- Загл. с экрана.
23. Чертков А. Н. Субъект федерации как государственно-территориальная единица. Журнал российского права. [Текст] / А.Н Чертков. - М.: 2011. № 1.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.