Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 112188


Наименование:


Курсовик Формирование экологических представлений о растениях у детей 5-го года посредством эколого-развивающей среды

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 10.04.18. Сдан: 2016. Страниц: 66. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Формирование экологических представлений о растениях у детей 5-го года посредством эколого-развивающей среды

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
1.1 Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста 6
1.2 Сущность понятия «эколого-развивающая среда» и принципы её построения в детском саду 11
1.3 Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста 15

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДУО 21
2.1 Определение уровня элементарных экологических представлений о растениях у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 21
2.2 Использование экологической тропы для формирования элементарных экологических представлений у детей 5-го года жизни (формирующий эксперимент) 26
2.3 Эффективность использования экологической тропы в формировании элементарных экологических представлений о растениях у детей 5-го года жизни (контрольный эксперимент) Рассматривание иллюстраций – косвенный метод обучения детей изобразительной деятельности, который позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения, помогает преодолеть стереотипность в рисовании 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63



ВВЕДЕНИЕ


Экологическое образование – новое направление в дошкольной педагогике. Оно возникло на базе природоохранной деятельности дошкольных учреждений, рекомендуемой в соответствующем разделе «Учебной программы дошкольного образования» (образовательная область «ребенок и природа»), в рамках которой осуществляется знакомство детей с окружающим миром, познание основных объектов и законов природы: разнообразие растений и животных, сезонные явления, деятельность человека в природе.
Животные и растения окружают ребенка с самого рождения. Воздействуя на чувства и сознание ребенка, они являются важным условием накопления представлений, формирования обобщающих понятий и различных систем знаний.
Уже в дошкольном возрасте у ребенка складывается первое мироощущение, он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры, именно поэтому экологическое образование необходимо начинать уже с дошкольного возраста.
Формированием представлений о разнообразии растительного мира, с которым связано экологическое образование дошкольников, можно осуществить создавая развивающую среду экологического направления, в которой ребёнок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями природы и активно взаимодействуя с ними.
Рыжова Н.С. и Николаева С.Н. доказывают, что одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду является экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.
С помощью экологической тропы можно построить интересный и содержательный процесс обучения, чтобы решить практически все задачи экологического образования, а в частности сформировать представления о растениях у детей дошкольного возраста. Данным фактом и обусловливается актуальность нашего исследования
Цель исследования – выявить эффективность использования элементов эколого-развивающей среды в формировании представлений о растениях у детей 5-го года жизни.
Для достижения поставленной цели нами будут решены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического образования детей в дошкольном возрасте.
2. Раскрыть сущность понятия «эколого-развивающая среда» и описать экологическую тропу, как ее элемент в детском саду.
3. Провести диагностику сформированности экологических представлений детей среднего дошкольного возраста о растениях;
4. Разработать систему циклов наблюдений, обеспечивающих формирование представлений о растениях у детей 5-го года жизни в процессе организации экологической тропы на территории детского сада;
5. Определить эффективность использования экологической тропы как средства формирования представлений о растениях у детей 5-го года жизни.
Объект исследования: процесс формирования представлений о растениях детей 5-го года жизни.
Предмет исследования: эколого-развивающая среда как средство формирования представлений о растениях у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: при создании в ДУО экологической тропы, как элемента эколого-развивающей среды и разработке циклов наблюдения, включающих последовательное ознакомление с особенностями деревьев, кустарников и травянистых растений, у детей 5-го года жизни активное формирование представлений о растениях происходит быстрее и качественнее.
Для проверки выдвинутой нами гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдения за деятельностью детей; статистическая обработка экспериментальных данных.
База исследования: государственное учреждение образования «Ясли-сад № 30» г. Могилева, средняя группа.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в обобщении теоретического и практического материала по проблеме формирования представлений о растениях у детей 5 года жизни как важной составной части их экологического воспитания; создании в дошкольном учреждении экологической тропы как элемента эколого-развивающей среды для формирования экологических представлений о растениях у детей среднего дошкольного возраста.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ У ДЕТЕЙ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1.1 Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста


Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.
Как известно, особенностями дошкольного возраста являются эмоционально окрашенное восприятие материала, наглядно-образное, наглядно-чувственное восприятие окружающего мира, преобладание правополушарного типа деятельности. Особое значение в этот период жизни имеет регулярное общение с природой, построенное на ее сенсорном восприятии [27, с. 5].
Поскольку важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями, то понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, явлении о некоторых событиях из личной жизни...


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассматривалась проблема формирования представлений о многообразии растительного мира у детей 5-го года жизни посредством эколого-развивающей среды.
Под эколого-развивающей средой в нашем исследовании мы понимаем особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, создающее наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта. Известно, что правильно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Все это возможно при организации деятельности детей на экологической тропе.
Авторы Рыжова Н.С. и Николаева С.Н. раскрывают особенности организации экологической тропы и указывают на тот факт, что экологическая тропа способствует организации практической деятельности детей в природе, так как в деятельности на тропе ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, что способствует развитию теоретического мышления, которое создает основу экологического мышления человека.
В результате констатирующего эксперимента мы выяснили, что у большинства детей слабо сформированы представления о видовом разнообразии растительного мира.
В процессе проведенного эксперимента нами было разработано перспективное планирование формирования представлений о растениях у детей 5-го года жизни в процессе организации наблюдений на экологической тропе на территории ДОУ. Формирующая работа проводилась в три этапа.
Первый этап – вызвать интерес к объектам живой природы. Для реализации этой цели были отобраны наиболее интересные объекты растительного мира, составлена картосхема экологической тропы, организовывалось занятие с участием персонажа Боровичка – хозяина экологической тропы.
На втором этапе проводились циклы наблюдения, направленные на углубление знаний о многообразии растительного мира.
На третьем этапе педагог проводил занятие, целью которого являлось закрепление и обобщение полученных представлений о многообразии растительного мира.
Результаты констатирующего этапа исследования, направленного на выявления динамики сформированности представлений о разнообразии растительного мира у детей 5-го года жизни в процессе наблюдений объектов экологической тропы, указывают на обоснованность и эффективность проведенной нами работы. Гипотеза исследования подтвердилась.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баранникова, Э., Тарасевич, П. Создание развивающей среды на участке детского сада / Э. Баранникова, П. Тарасевич // Дошкольное воспитание. – 2002. – №3. – С. 76–82.
2. Бобылева, Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. Бобылева // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 10.
3. Вавилова, В.О. О методике экологического образования / В.О. Вавилова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 123.
4. Валова, З.Г., Моисеенко, Ю.Е. Ребенок среди природы / З.Г. Валова, Ю.Е. Моисеенко. – Мн.: Полымя, 1985. – 112 с.
5. Зверев, И.Д. Компоненты экологического образования / И.Д. Зверев. – М.: Просвещение, 1991.– 256 с.
6. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников / В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. –
С. 45–48.
7. Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 10–14.
8. Каменева, Л.А., Матвеева, А.К., Маневцова, Л.М. и др. Как знакомить дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с.
9. Мамедов, Н.М. Экологическое образование: социокультурный аспект/ [Электронный ресурс] / Мамедов Н.М. // Вестник КРАУНЦ СЕРИЯ Гуманистические науки 2012. – №2 (20). – С.6-13.
10. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
11. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада : книга для воспитателей дет. сада / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.
12. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184 с.
13. Николаева, С.Н. Методическое пособие к программе «Зелёная тропинка» / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2001. – 63 с.
14. Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства : учебное пособие / С.Н. Николаева. – Пермь, 1992. – 216 с.
15. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей : методические рекомендации для дошкольных учреждений / С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 1993. – 32 с.
16. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / С.Н. Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
17. Пермякова, Н.Е. Большие и маленькие тайны природы : учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного образования / Н.Е. Пермякова, Г.А. Уфимцева. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2007. – 176 с.
18. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях (Теория и практика) / Н.А. Рыжова. – Москва, 2000. – 276 c.
19. Рыжова, Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 3. – С. 38; № 7. – С. 37; № 10. – С. 50.
20. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы) / Н.А. Рыжова. – М., ЛИНКА–ПРЕСС, 2003. – 192 с.
21. Рыжова, Н.А. О программах экологического образования дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное образование. – 2004. – № 11. – С. 4–14.
22. Рыжова, Н.А. Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность / Н.А. Рыжова. – М., 2009. – 288 с.
23. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – М.: Академия, 2006. – 208 с.
24. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду : программа и конспекты занятий. – СПб.: Изд–во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд–во «СОЮЗ», 2001. –208 с.
25. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 21.
26. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1990. – 228 с.
27. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск: НИО, 2012. – 416 с.
28. Экологическое воспитание дошкольников / Под ред. А.М.Федотовой. – Пермь, 2002. – 328 с.
29. Ягодин, Г.А., Чернова, Н.М., Аргунова, М.В., Плюснина, Т.А, Экологическое образование в условиях модернизации российского образования / Под ред. Г. А. Ягодина. – М.: МИОО, 2009. – 532 с.
30. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.