Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 112444


Наименование:


Курсовик Невербальные особенности речи учителя-дефектолога

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 27.04.18. Сдан: 2015. Страниц: 47. Уникальность по antiplagiat.ru: 42.

Описание (план):


«Невербальные особенности речи учителя-дефектолога»


Содержание


Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы невербальных особенностей речи современного учителя-дефектолога
1.1. Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения в процессе реализации речевой деятельности
1.2. Особенности использования невербальных средств речи в коррекционно-логопедической работе учителя-дефектолога
Глава 2. Изучение невербальных особенностей речи в коррекционно-логопедической работе учителя-дефектолога
2.1. Характеристика невербального поведения в общении воспитанников логопедических групп и учителя-дефектолога
2.2. Экспериментальное изучение использования невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе с детьми учителем-дефектологом
Заключение
Список литературы




Введение

Весь процесс воспитания, обучения в нашей жизни осуществляется посредством общения. Компетентность педагога в общении проявляется в его способности реализовывать функции влияния, организации и передачи информации, в способности успешно решать коммуникативные задачи профессионального плана.
В настоящее время необходимы коррекционные педагоги с широким диапазоном эмоциональных реакций, которые могли бы передать всё богатство человеческой культуры своим воспитанникам. Наиболее острой становится эта проблема в том случае, если речь идет об обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно в тех случаях, когда мимика и жесты замещают речь.
Изучение невербального общения с детьми специалистом-дефектологом и определение коррекционно-развивающего эффекта невербальной речи является одной из актуальных проблем современной логопедии. С одной стороны, невербальные средства общения в деятельности специалиста-дефектолога рассматриваются как средства компенсации у детей коммуникативных трудностей в условиях ограниченности языковых средств (В.А. Ковшиков, JI.B. Лопатина, Е.А. Чаладзе и др.), с другой стороны - как своеобразная предречевая, предкоммуникативная подготовка детей с речевыми нарушениями (О.Е.Грибова, О.Е. Громова, И.Ю. Кондратенко, О.С. Павлова, С.Н. Шаховская, К.В. Якунина и др.). В том и другом случае в центре внимания оказывается реальный ребёнок и его способность к общению и адаптации в социуме, к приёму и передаче информации.
В то же время в современной науке показано, что невербальная речь не просто включена в процесс общения, а являются одним из факторов, обусловливающих развитие и совершенствование речи, прогрессирование механизмов речевой деятельности (И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев и др.). В психолингвистике обозначена фундаментальная роль невербальных средств общения в онтогенезе и актуалогенезе речи (Т.В. Ахутина, Е.Н. Винарская, И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, Е.И. Исенина, В.А. Ковшиков, А.А. Леонтьев и др.); в психофизиологии исследована комплементарность вербальных и невербальных функций в речевом процессе (Л.Я. Балонов, В.Д. Деглин, М.К. Кабардов, М.А. Матова и др.), в лингвистике указано на ключевое значение невербальных компонентов в процессе живого употребления языка (Е.М. Верещагин, Ю.Н. Караулов, Г.В. Кольшанский, В.Г Костомаров и др.); в психологии раскрыто значение невербального поведения для успешной коммуникации и социализации личности (А.А. Бодалёв, В.А. Лабунская и др.).
Интегрированность невербальных средств общения в речевую деятельность, их значение для развития речи и формирования процессов речепорождения и речевосприятия, необходимость повышения эффективности невербального общения в коррекционно-логопедической работе определяет актуальность исследования проблемы невербальных особенностей речи современного специалиста-дефектолога.
Объект исследования – невербальные особенности речи учителя -дефектолога.
Предмет исследования – процесс использования невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе учителя-дефектолога.
Цель исследования – повышение эффективности коррекционно-логопедической работы с детьми учителя-дефектолога посредством использования невербальных средств речи.
Гипотеза исследования: включение невербальных средств общения в систему коррекционно-логопедической работы учителя-дефектолога является неотъемлемым условием развития полноценной речевой деятельности у детей.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Теоретически проанализировать проблему невербальных особенностей речи учителя-дефектолога.
2. Изучить особенности использования невербальных средств речи в коррекционно-логопедической работе учителя-дефектолога.
3. Охарактеризовать особенности невербального поведения в общении воспитанников логопедических групп и учителя-дефектолога.
4. Экспериментально изучить эффективность использования невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе с детьми учителем-дефектологом.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы и реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические – анализ философской, психологической, лингвистической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, анализ программ воспитания и обучения.
2. Эмпирические – анализ документации, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты).
3. Математические – количественный анализ экспериментального материала; математическая обработка полученных данных.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что расширены и углублены имеющиеся теоретические представления об особенностях невербального общения воспитанников логопедических групп и учителя-дефектолога.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны рекомендации, применение которых позволяет повысить эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими недоразвитие речи; имеется возможность использования материалов исследования в процессе диагностического изучения и обучения детей с проблемами в развитии, в практической деятельности специалистов специальных учреждений, в семье.
Исследование проводилось на базе ГКОУ РЦПМСС (Государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» КБР, г. Нальчик. На разных этапах в исследовании участвовало 50 детей дошкольного возраста: 40 детей с нормальным речевым развитием и 10 детей с недоразвитием речи.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена использованием достижений современной психолого-педагогической науки; применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватного его целям и задачам; количеством испытуемых; опытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций.
Структура и объём работы. Работа изложена на 44 страницах, список литературы из 27 источников, приложения. Структурно работа состоит из введения, двух глав, списка литературы и заключения. Работа содержит 11 таблиц.


Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы невербальных особенностей речи современного учителя-дефектолога

1.1. Взаимосвязь вербальных и невербальных средств общения в процессе реализации речевой деятельности


Формирование у детей с нарушениями речевого развития полноценной речевой деятельности является приоритетной задачей коррекционно-логопедической работы. Известно, что речевая деятельность не ограничена языковыми компонентами, а включает широкий спектр невербальных средств: мимику, пантомимику, жестикуляцию, интонацию и др. (М.М. Бахтин, А. Валлон, Л.С. Выгот-ский, Е.М. Верещагин, Н.И. Жинкин, К. Изард, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Т.Н. Ушакова, R.E. Berdwhistell, P. Ekman и др.). В современной науке взаимосвязь вербальных и невербальных средств в речевой деятельности наиболее представлена в семиотике, лингвистике, психофизиологии, психолингвистике и психологии.
Анализ взаимосвязи вербальных и невербальных структур с позиций психофизиологического подхода осуществляется с учётом обозначенных в нейро- и психофизиологии принципов: системного строения и динамической локализации высших психических функций, функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга (П.К. Анохин, Ы.А. Бернштейн, А.Р. Лурия, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Т.Н. Ушакова и др.) [16, с. 117].
Согласно семиотической точке зрения, невербальные средства представляют собой относительно независимую знаковую систему, существующую параллельно с языковой и обладающую собственным планом выражения и содержания (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Панов, Н.Г. Салмина, А.Соломоник, Ю.С.Степанов и др.) [11, С. 21].
Н.И. Жинкин указывает на то, что «если принять во внимание, что язык как таковой может быть представлен в виде отношения выражение / выражаемое, то «языков» окажется больше, чем один, т.к. могут быть применены разные знаковые системы выражения» [6, С. 62].
В психологии проблема взаимосвязи вербальных и невербальных средств наиболее разработана в рамках общей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.), когнитивной (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, С. Шехтер и др.), социальной психологии (Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, Л.А.Петровская, П.М. Якобсон и др.) и психологии экспрессивного поведения (В.А. Лабунская, R.E. Berdwhistell, P. Ekman, W.V. Friesen и др.). На сегодняшний день общепризнанными являются несколько положений:
1. Образность, действенность и выразительность речи реализуются преимущественно невербальными средствами....
Заключение

Подводя итоги проведённого исследования, отметим, что в целом выдвинутая гипотеза подтвердилась, поставленная цель достигнута, задачи реализованы.
Определены теоретико-методологические основы использования невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками. Выявлено состояние невербальных средств общения как базовых предпосылок речи у дошкольников с недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Анализируя проведённое теоретическое и экспериментальное исследование, можно сделать следующие выводы:
1. Теоретический анализ проблемы показал, что в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с недоразвитием речи необходимо учитывать значение невербальных средств общения в формировании базовых предпосылок речи и развитии полноценной речевой деятельности. Выяснено, что невербальное кодирование и декодирование есть база для речевой мотивации, речевой выра-зительности и речевой семантики.
2. В ходе исследования установлено, что у дошкольников с недоразвитием речи состояние невербальных средств общения характеризуется выраженными трудностями их понимания, неадекватностью вербально-невербального перевода в эквиваленты значений, качественным своеобразием невербального общения, недостаточной коммуникативной ориентированностью невербальных средств общения и их несоответствием общепринятым нормам употребления. Выявленные недостатки невербального кодирования и декодирования подтвердили, что в условиях общего недоразвития речи наблюдается незрелость невербальных предпосылок коммуникативно-речевой интенции, эмоциональной выразительности речи и вероятностного прогнозирования.
3. В экспериментальном обучении созданы ситуации успешного, эффективного и комфортного невербального взаимодействия детей с окружающими; обеспечено воздействие на базовый для речи сенсомоторный уровень; созданы условия для формирования полисенсор-ных эталонов эмоций и типовых антиципирующих моделей; обеспечено формирование связи между словом и невербальным образом; оказано воздействие на формирование умений и навыков вербально-невербального выражения эмоций, значений, отношений и аффективно-когнитивных цепочек событий.
4. Доказано, что создание специальных условий, предполагающих целенаправленное и поэтапное формирование невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе способствует формированию базовых предпосылок речи и развитию полноценной речевой деятельности у дошкольников с недоразвитием речи.


Список литературы

1. Акименко, В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. – Рос- тов н/Д.: Феникс, 2009.
2. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.П. Андриади. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 160 с.
3. Балонов, Л.Я. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий /Л.Я. Балонов, В.Д. Деглин // Теория речевой деятельности: хрестоматия / - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. - 30-34.
4. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Барменкова, Татьяна Дмитриевна. - М., 2005. - 27 с.
5. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Под ред. Г.И. Батуриной. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с;
6. Безрукова, О.А. Нарушения структурно-семантической организации текста и пути их преодоления у младших школьников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Безрукова, Ольга Александровна. - М., 2003. - 18 с.
7. Блинова, А.В. Структурно-семантический анализ невербальных средств коммуникации и их отражение в языке и речи: автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. филолог, наук / Блинова, Анна Владимировна - М., 2004.- 26 с.
8. Боженкова, Р.К. Русский язык и культура речи / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова, В.М. Шаклеин. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 608 с.
9. Вагапова, Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах / Д.Х. Вагапова. – М.: Цитадель, 2009. - 469 с.
10. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб.пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л. . Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д, 2007. – 544 с.
11. Власенко, И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи / И.Т. Власенко // Дефектология. - 2008.-№4.-С. 3-12.
12. Гойхман, О. Я. Научно–практические проблемы обучения речевой коммуникации студентов–нефилологов: Монография / О. Я. Гойхман. – М.: «Вся полиграфия», 2010. – 234 с.
13. Гомзякова, Н. Ю. Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики [Текст] / Н. Ю. Гомзякова, Н. Ю. Леонтьева // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 900-903.
14. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития: Учебно-методическое пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 160 с.
15. Екжанова, Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста / Под ред Е.А. Екжановой: Научно-методическое пособие. – СПб: КАРО, 2008. – 336 с.
16. Климкин, И.В. Невербальные средства общения / И.В. Климкин. – Воронеж: Кафедра Русского языка, 2012. – 150 с.
17. Константинова, Л. А. Деловая риторика: учеб. пособие / Л. А. Константинова, Е. П. Щенникова, С. А. Юрманова. – 2–е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 304 с.
18. Корвина, В.Я. На подступах к риторике: Пособие для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учебных заведений / В.Я. Коровина. - М.: Мнемозина, 2011. – 192 с.
19. Крутов, Н.В. Невербальное общение учителя. //Сельская школа. - № 4. – 2005. – с 110-112.
20. Лопухина, И. С. и др. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей / Под ред. И.С. Лопухиной. – М. : Аквариум, 2013. – 289 с.
21. Малофеев, Н.Н., Шматко, Н.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М., 2001. – С. 47–55.
22. Неретина, Т. Г. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие по коррекционной педагогике / сост. Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова, Е. Е. Угринова и др.; под общ. ред. Т. Г. Неретиной. - 3-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2014. - 186 с.
23. Основы интегрированного обучения: Пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.
24. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2011. – 512 с.
25. Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе / Е.А. Петрова. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2008. – 222 с.
26. Портал психологических изданий PsyJournals.ru – vestnik_psyobr/2010/n1/31930.shtml [Работа учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста - Вестник практической психологии образования - 2010. № 1].
27. Психологические центры: Организация, содержание деятельности, документация / Под. ред. С.Б. Малых. – М.: Генезис, 2007. – (Психология в образовании). – 248 с.
28. Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь–справочник / под ред. А. П. Сковородникова. – Красноярск: Изд–во Сибирского федерального университета, 2012. – 882 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.