На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Международно-правовые документы по правам женщин, необходимость их принятия. Практика соблюдения и нарушения человеческих прав женщин в мире. Недостатки системы прав человека в данной сфере. Деятельность международных организаций по защите прав женщин.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Правоведение. Добавлен: 25.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


49
ВВЕДЕНИЕ
Идея защиты прав человека международной организацией зародилась в недрах философских, социальных и политических движений и опиралась на разнообразные юридические учения, возникшие несколько веков назад в различных регионах мира. Однако по различным причинам (в первую очередь из-за противоречий между интересами государств) в течение многих лет принимались лишь простые декларации о намерениях.
Осознание ужасов второй мировой войны и обусловленное этим понимание тесной взаимосвязи между уважением человеческого достоинства и миром способствовали тому, что Устав ООН стал толчком в поощрении прав человека «для всех». Свидетельства такого понимания имеются в документах, непосредственно предшествовавших Уставу ООН, таких, как Атлантическая хартия (14 августа 1941 г.), Декларация Объединенных Наций (1 января 1942 г.) и Думбартон-Окские предложения (сентябрь - октябрь 1944 г.).
Устав Организации Объединенных Наций, подписанный в Сан-Франциско 26 июня 1945 года, является первым международным договором, в котором указано, что его положения основаны на всеобщем уважении прав человека.
Организация Объединенных Наций воплощает вековую мечту о всеобщем сотрудничестве. Сегодня в состав ООН входят 185 государств-членов. Деколонизация резко изменила карту мира. Но благодаря ООН общая структура международных отношений устояла в ходе этой глубочайшей трансформации и даже окрепла.
Организация Объединенных Наций всегда заявляла, что права человека являются основополагающими. В ее документах особо выделялись права человека-женщины, так как они имеют свою специфику. Женщинам необходимо гарантировать полное равноправное участие во всех сферах политической, гражданской, экономической, социальной и культурной жизни, ликвидацию всех форм дискриминации, связанной с половой принадлежностью. Все это является первоочередными задачами международного сообщества. Эта позиция стала основной для инициатив в области улучшения положения женщин.
Научная новизна и актуальность курсовой работы состоит в комплексном подходе к проблеме международной защиты прав женщин. В работе предметно и многосторонне изучены международные документы по защите прав женщин, рассмотрены существующие универсальные и региональные механизмы обеспечения закрепленных в них прав. Научная новизна работы заключается и в том, что в ней предметно и многосторонне исследовано правовое положение женщин в обществе.
В международных документах признается, что развитие правовых норм, гарантирующих женщинам предоставление основных прав и свобод человека -- необходимый, но недостаточный шаг для преодоления их дискриминации. В социологии права существует много доказательств того, что эффективность права в изменении шаблонов поведения не находится в полной зависимости ни от той степени, в которой оно соответствует господствующим в обществе установкам, ни от строгости санкций, применяемых для проведения норм права в жизнь. Дело в том, что общество представляет собой не однородное собрание индивидов, а сложную сеть разнообразных интересов, убеждений и шаблонов поведения. То, что одному из секторов общества представляется необходимым условием эффективного и нравственного функционирования общности, является в глазах других секторов незаконным и обременительным требованием (это впрямую относится к правам человека-женщины). Именно в этой сфере так называемое право обычая часто противоречит законодательному праву.

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПО ПРАВАМ ЖЕНЩИН

1.1 Международные документы по правам женщин

Исторически сложилось так, что женщины остаются в тени, когда речь идет о правах человека. Для большинства групп борцов за права человека моделью «жертвы» обычно является мужчина. При рассмотрении нарушений прав гражданской и политической природы обычно учитывается влияние этих нарушений на мужчин. Какое влияние это оказывает на женщину - этот вопрос склонны или вовсе игнорировать, или рассматривать как нечто «добавочное» и «специфическое». Женщины привлекают к себе сочувствие общества только в том случае, если они терпят мучения и преследования того же рода, что и мужчины.
В нашей стране правоохранительные органы и даже движения за права человека, пока не признают особые способы, при которых женщины лишаются своих прав. Несмотря на перманентное и массовое нарушение прав женщин, в России еще не было ни одного прецедента судебного разбирательства по обвинению в дискриминации в связи с половой принадлежностью. И это при том, что в последнее время положение женщин ухудшилось во всех сферах общественной жизни. Заметно проявилась незащищенность женщин в сфере общественного производства - наряду с «феминизацией безработицы» происходит «феминизация бедности».11 Новикова Э. Международная защита прав женщин: история и современность. // Преображение. - М., № 3. 1995. Это усугубляется ростом насилия в обществе, в том числе на работе, на улице, в семье, жертвами чего в первую очередь становятся женщины и дети. Параллельно с этими процессами происходит вытеснение женщин из состава представительных органов всех уровней и из руководящего состава исполнительной власти, т.е. из тех сфер, где формируется и осуществляется политика государства.
В нашей стране представление о решении вопроса женского равноправия, стало одним из самых изощренных и устойчивых социальных мифов, который не подвергается сомнению даже сегодня, когда развенчаны многие ценности прежней жизни. Миф о равноправии и эмансипации женщин оказался настолько живуч, что практически никто не говорит о нарушении прав женщин.22 Новикова Э. Международная защита прав женщин: история и современность // Преображение. - М., №3. 1995.
Драматичность ситуации заключается еще и в том, что миф о равноправии постоянно использовался как средство маскировки дискриминации и эксплуатации женщин, что привело к деформации самого понятия эмансипация и равноправия в сознании женщин. Не случайно и сегодня сохраняется отчуждение женщин от правозащитной и политической деятельности, а информация о женщинах и их проблемах весьма ограничена. Большинство людей не видят в низком общественном статусе женщин социальной несправедливости, насилие над женщиной не представляется как нарушение прав человека, и все это в итоге не вызывает протеста в обществе.
Чтобы осознать ситуацию с нарушением прав женщин следует обратится к международным документам по правам женщин и опыту женского движения.
Женщины всего мира выступают со своими идеями, планами, программами, стремясь изменить свое положение. Благодаря их активным действиям приняты международные документы, внесены изменения в национальное законодательство, созданы структуры призванные решать проблемы женщин.
Благодаря международному женскому движению, деятельности женских правозащитных групп в последние десятилетия, женский вопрос стал входить в рамки обсуждения проблемы прав человека. И сейчас среди разнообразных по своему содержанию прав и свобод человека и гражданина важное место принадлежит правам женщин, обладающим в силу причин физиологического и социального характера, весьма существенной спецификой.
Безусловно, права женщин следует рассматривать в контексте прав человека, определяя необходимость выделения гендерной специфики.
Как известно, права человека определены и гарантированы в пяти основных правовых документах ООН: во Всеобщей декларации прав человека (1948г.), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966г.) и в двух Факультативных протоколах к последнему.
Декларация прав человека провозглашает право каждого на жизнь, свободу, личную безопасность, на достойный уровень жизни, необходимый для здоровья, равную оплату за равный труд, на образование, свободу от рабства, равную защиту судебных органов. Она представляет собой манифест, главным образом, морального значения. А пакты - это договоры, имеющие обязательную силу для ратифицировавших их государств.
Взятые все вместе, они составляют документ, известный под названием Международный билль о правах человека, который представляет собой нечто большее, чем свод законов. Это система ценностей, которая предполагает действия для обеспечения уважения достоинства и реального признания ценности каждого человека.
В Международном билле о правах человека закреплена совокупность прав, которыми могут пользоваться все люди, включая женщин. Права человека закреплены системой международных правовых норм, которые определяют отношения личности и государства, взаимоотношения между людьми. То, что права человека, распространяются на женщин, закреплялось прежде такой формулировкой: «каждый человек имеет право и свободу независимо от пола».
Равенство прав женщин стало одним из основополагающих принципов ООН. Еще в 1946г. Экономическим и Социальным Советом была учреждена Комиссия по положению женщин. Права женщины - это неотъемлемые права человека, то есть права, которые женщина имеет в силу того, что она человек.
В 1952г. ООН была принята Конвенция о политических правах женщин, в 1957г. - о гражданстве замужней женщины, а в 1979г - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.33 Новикова Э. Международная защита прав женщин: история и современность. //Преображение. - М., № 3. 1995.
Почему же был необходим отдельный правовой документ о защите прав женщин?
Оказалось, что многие люди не в состоянии правильно воспринимать требование женщиной равенства в контексте прав человека. А умаление человеческого достоинства женщины способствовало её дискриминации и насилию по отношению к ней: изнасилованиям, экономической эксплуатации, ограничению женской свободы на религиозной и культурной почве, нежеланию правительственных органов заниматься проблемами, связанными с насилием в семье и т.п.
Дополнительные средства защиты прав человека женщин были сочтены необходимыми, поскольку тот факт, что они являются частью «человечества», оказался не достаточным для обеспечения женщинам защиты их прав.
В ноябре 1967г. Генеральная Ассамблея приняла Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Комиссия по положению женщин запросила мнения государств-членов относительно формы и содержания возможного международного договора о правах человека женщин. Была создана рабочая группа по разработке такой конвенции. Работе способствовали итоги Всемирной конференции в рамках международного года женщин, которая состоялась в 1975г.
В преамбуле к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин поясняется, что, несмотря на принятие целого ряда договоров, женщины по-прежнему не имеют равных с мужчинами прав. Во всех странах по-прежнему сохраняется дискриминация в отношении женщин.
Упомянутая конвенция, которую часто называют Женской Конвенцией, была принята Генеральной Ассамблеей в 1979г. с целью усиления положений существовавших международных договоров, направленных на прекращение практики дискриминации в отношении женщин. В ней определяются конкретные области дискриминации, например, в сфере политических прав, брака и семьи, а также в сфере занятости. В этих и других областях Конвенция устанавливает конкретные цели и меры, которые надлежит принимать для содействия созданию гармоничного общества, в котором женщины пользуются такими же правами, что и мужчины, и, таким образом, в полной мере осуществляют гарантированные им права человека.
В целях борьбы против дискриминации по признаку пола, Конвенция предписывает государствам-участникам признать важность экономического и социального вклада женщин в благосостояние семьи и в развитие общества в целом. В ней подчеркивается, что дискриминация мешает экономическому росту и повышению благосостояния. В ней также признаётся необходимость изменения сложившихся представлений посредством проведения просветительской работы среди мужчин и женщин в целях признания равенства прав и обязанностей и преодоления предрассудков и обычаев, основанных на стереотипах. Еще одна важная особенность Конвенции заключается в обязательном признании необходимости достижения не только юридического, но и фактического равенства, а также важности принятия временных специальных мер для достижения этой цели.
Следует отметить, что международное право имеет приоритет над национальным законодательством. Это означает, что даже если какое-то из прав не зафиксировано в законе или конституции страны, то можно обращаться в суд на основании международной конвенции ратифицированной государством. А выполнение обязательств по конвенциям и пактам определяется не только по докладам, предоставляемых самим государством, но и по независимым оценкам, в том числе сделанных неправительственными организациями.
В 1981г., после того, как были получены первые 20 ратификационных грамот, Конвенция вступила в силу. Был официально учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, задача которого заключается в наблюдении за осуществлением положений Конвенции государствами-участниками. Правительства 100 стран подписали «Женскую Конвенцию», в том числе и нашей страны.
Права человека женщины предполагают искоренение практики отношения к женщине как к «низшему существу». Правительства и частные лица должны обращаться с женщиной со всей справедливостью и с полным уважением ее достоинства, не зависимо от ее возраста, национальности, языка на котором она говорит, уровня образования, социально-экономическому положению, семейного статуса, - это непременное условие для того, чтобы все женщины пользовались свободой и равенством во всех сферах жизни.
Женщины должны сознавать, что борьба за равенство, составная часть борьбы за права человека.
Принятие Конвенции знаменовало собой рождение третьего (после политических, гражданских и социально-экономических прав) поколения прав человека. Следует сказать, что формулировки прав человека уточнялись в зависимости от исторического развития и приоритетов.
Сегодня делается специальный акцент на выделение проблем, связанных с обеспечением прав человека именно для женщин и используется выражение «права человека женщины».44 Новикова Э. Международная защита прав женщин: история и современность. // Преображение. - М., № 3. 1995.
Всемирная конференция по правам человека в Вене в 1993г. приняла Венскую Декларацию и Программу Действий, где одним из современных приоритетов были определены равные положения и права человека женщины, а ликвидация дискриминации по признаку пола была признана первоочередной задачей международного сообщества. Там же было отмечено, что насилие по признаку пола и все формы сексуального домогательства и эксплуатации, включая те из них, которые происходят из культурных предрассудков и незаконной международной торговли женщинами, несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности и должны быть искоренены.
На Венской конференции по правам человека вопросы о правовом положении женщин впервые были вынесены на обсуждение в качестве самостоятельных пунктов повестки дня и получили отражение в итоговых документах Конференции. Отныне устранены любые сомнения по вопросу о том, что «права человека - женщин и девочек являются неотъемлемой составной и неделимой частью всеобщих прав человека». Принципиальное значение имеет и поставленная в этих документах задача представлять в конкретные органы ООН информацию о положении женщин не только de jure, но и de facto.
IV Всемирная Конференция по положению женщин, которая прошла в Пекине в 1995г., подвела итоги, выполнения Найробийских стратегий по изменению положения женщин. Ее участниками было установлено, что за истекшие после подписания «Женской Конвенции» годы ни на международном уровне, ни на уровне отдельных ратифицировавших ее государств, в том числе и Беларуси, не разработан механизм обеспечения подлинного равноправия женщин и мужчин и не установлен надлежащий контроль за соблюдением соответствующих международно-правовых и национальных норм. Ведь успешная реализация стратегии на национальном уровне требует наличие сильных институтов и адекватных ресурсов.
Однако, подписанная на Конференции Пекинская декларация, подтвердила решительность правительств, стран-членов ООН, в действиях по предупреждению женской бедности, устранению любых форм насилия в отношении женщин и девочек, ликвидации гендерной асимметрии в политической и общественной жизни.
IV Всемирная Конференция явилась конференцией по принятию обязательств и осуществления действий, которые изложены в Пекинской Платформе. Пекинская Платформа действий является рекомендательным документом, адресованным в первую очередь правительствам с целью формирования политики в отношении женщин. А для неправительственных организаций - это один из важнейших инструментов в отстаивании прав женщин. Наша страна подписала Пекинскую декларацию, что означает ответственность правительства России за выявление и решение проблем дискриминации.
В Пекинской Платформе отмечено, что дискриминация в отношении женщин является одним из препятствий на пути достижения целей развития и мира, а также нарушением прав человека и основных свобод женщин.
В целом законодательство России о правах женщин соответствует международным стандартам. Вместе с тем формальное соответствие международным правовым документам далеко не всегда означает надлежащее выполнение нашей страной своих международных обязательств в части защиты и соблюдения прав женщин, как, впрочем, и прав человека вообще.
Документы ООН в отношении женщин, подобно большинству других международно-правовых документов о правах человека, не принадлежат к числу самоисполняемых. Это значит, что их применение предполагает наличие или издание соответствующего конкретизирующего акта национального законодательства. Найти такие законы, особенно применительно к правам женщин, не всегда представляется возможным.55 Новикова Э. Международная защита прав женщин: история и современность. // Преображение. - М., № 3. 1995.
Однако общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры страны являются составной частью ее правовой системы. Согласно установившимся нормам понятие «правовая система» шире понятия «законодательство». Отсюда следует, что претворение в жизнь положений международно-правовых актов о правах женщин является задачей не только законодательной, но и исполнительной, а также судебной власти.
1.2 Права женщин в контексте прав человека
Вопросам статуса женщин, их юридического и фактического равенства ООН уделяет пристальное внимание. Улучшение положения большей части общества она относит к разряду актуальных проблем современности. Убедительным свидетельством тому служит практическая деятельность ООН в этой важной сфере жизни общества.
В течение многих лет ООН была определяющим фактором в процессе содействия признанию прав женщин как основных прав человека, кодификации этих прав в юридически обязательных международных соглашениях и поощрению более глубокого осознания центральной роли женщин в миростроительстве, а также в социально-экономическом развитии.
Генеральная Ассамблея ООН положила начало усилиям Экономического и Социального Совета, которые привели к проведению в 1948 году в Женеве Конференции Организации Объединенных Наций по свободе информации и к подготовке проектов конвенций по данной проблеме. Другие резолюции Генеральной Ассамблеи касались, к примеру, вопроса о равенстве между мужчинами и женщинами, особенно в области политических прав, защиты прав профессиональных союзов и запрещения принудительного труда. Последние два вопроса, относящиеся к компетенции Международной организации труда (МОТ), рассматривались Генеральной Ассамблеей по просьбе этого специализированного учреждения и в сотрудничестве с ним.
С 1946 по 1948 год Экономический и Социальный Совет принял ряд важнейших решений по организационным вопросам. В 1946 году, в соответствии со статьей 68 Устава, он учредил Комиссию по правам человека, первоочередной задачей которой стала выработка международного билля о правах. В том же году вопросы, касающиеся положения и прав женщин, были переданы из компетенции подкомиссии экспертов в ведение межправительственной Комиссии, подотчетной непосредственно Совету.66 Мертус Джулия. Права женщин - права человека: Пособие для учебных занятий. - М.: Глас, 1996.
Решениями, принятыми на первой и второй сессиях Экономического и Социального Совета в 1946 году, Комиссия уполномочена представлять Совету предложения, рекомендации и доклады, в том числе и о предупреждении дискриминации по признаку расы, пола, языка или религии.
Первоначально, в феврале 1946 года, Экономический и Социальный Совет постановил учредить этот орган как одну из подкомиссий Комиссии по правам человека в составе экспертов, действующих в своем личном качестве. Однако на своей второй сессии, в июне 1946 года, Совет придал этому органу статус межправительственной комиссии, представляющей доклады непосредственно Совету. Важную роль в повышении статуса Комиссии сыграли предложения заинтересованных неправительственных организаций, однако большинство их полагало, что Комиссия должна сохранить свой неправительственный характер.
Резолюция 11(II) Экономического и Социального Совета предусматривает, что функцией Комиссии является «подготовка рекомендаций и докладов Экономическому и Социальному Совету о защите прав женщин в политической, экономической, социальной и просветительной областях»; она также «дает рекомендации Совету по срочным проблемам». Согласно рекомендации, вынесенной Комиссией по положению женщин на ее первой сессии (1947 год), Экономический и Социальный Совет расширил мандат Комиссии, включив в него поощрение гражданских прав женщин. Совет прямо заявил, что рекомендации по «срочным» проблемам, относящимся к правам женщин, должны быть направлены на проведение в жизнь принципа равенства между мужчинами и женщинами и что Комиссия должна предложить способы выполнения таких рекомендаций.
Членами Комиссии являются правительственные эксперты, избираемые Советом. Число ее членов возросло с 15 до 45; они избираются согласно критериям географического представительства, аналогичным тем, которые регулируют избрание членов Совета и Комиссии по правам человека.
Было предусмотрено, что Комиссия должна собираться на очередную сессию один раз в год. С 1971 по 1989 год такие сессии проводились каждые два года. С 1989 года Комиссия вновь собирается ежегодно; этот порядок сохранялся до 2000 года.
С самого начала наблюдатели от неправительственных организаций, имеющих консультативный статус, играли как минимум столь же активную роль в работе этого органа, что и в деятельности Комиссии по правам человека.
На своих первых заседаниях в 1948 и 1949 годах Комиссия начала разрабатывать программу своей работы, особенно по вопросам гражданства замужней женщины (эту тему Комиссия изучала с начала 1948 года), политических прав женщин и согласия на вступление в брак.77 Мертус Джулия. Права женщин - права человека: Пособие для учебных занятий. - М.: Глас, 1996.
Что касается индивидуальных сообщений, то конфиденциальная процедура, предложенная Комиссией по положению женщин и принятая Экономическим и Социальным Советом 5 августа 1947 года, была весьма сходна с применяемой в Комиссии по правам человека. Однако в отличие от Комиссии по правам человека Комиссия по положению женщин не заявляла, что она «не имеет полномочий в данной области».
В 1949 году Организация Объединенных Наций, занявшись вопросом о рабстве и сходной с ним практике, приняла Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, в которой были развиты и подкреплены предыдущие документы, принятые в XIX веке и во времена Лиги Наций. Протоколом от 23 октября 1953 года были внесены поправки в Конвенцию 1926 года о рабстве, приспосабливающие ее к мандатам учреждений Организации Объединенных Наций. Кроме того, в 1956 году был принят документ с расширенной сферой действия и с более ограничительными определениями - Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Эта Конвенция содержит положения об ее осуществлении на международном уровне, предусматривающие предоставление государствами информации об осуществлении Конвенции Генеральному секретарю (статья 8).
Комиссия по положению женщин подготовила, а Генеральная Ассамблея утвердила важные международные нормы, касающиеся прав женщин: Конвенцию о политических правах женщин от 20 декабря 1952 года, Конвенцию о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 года и Конвенцию о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков от 7 ноября 1962 года.
Договор, упомянутый выше последним, предусматривает установление минимального брачного возраста, но сам этот возраст в нем не указывается. Последующая рекомендация от 1 ноября 1965 года в принципе устанавливает минимальный брачный возраст в 15 лет.
Шесть из семи основных международных документов по правам человека, подготовленных Организацией Объединенных Наций, предусматривают создание механизмов для контроля и последующих действий. Это:
1. Международный пакт о гражданских и политических правах;
2. Международная конвенция и ликвидации всех форм расовой дискриминации;
3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
5. Конвенция о правах ребенка;
6. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Хотя для седьмого такого документа - Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах - имеется механизм контроля, аналогичный предусмотренным другими конвенциями. Последний был учрежден резолюцией Экономического и Социального Совета, а не в соответствии с самим Пактом. Обязанности по контролю и последующим действиям в отношении осуществления вышеупомянутых прав человека возлагаются на комитеты независимых экспертов, избираемых государствами - участниками каждого документа, а в случае с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах - членами Экономического и Социального Совета. Каждый из этих комитетов именуется в соответствии с названием документа, соблюдение которого он контролирует, за исключением Комитета по правам человека, утвержденного согласно Международному пакту о гражданских и политических правах. Среди многочисленных процедур контроля за соблюдением прав человека, которые применяются под эгидой Организации Объединенных Наций, единственная процедура, общая для всех упомянутых документов - это представление докладов: государства, являющиеся участниками пяти документов: двух пактов, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка и Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей - должны представлять информацию о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в этих документах, и любых факторах и затруднениях, влияющих на их усилия по обеспечению полного осуществления этих прав. Только Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видах обращения и наказания и Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации требуют, чтобы государства докладывали лишь о принятых мерах по реализации ими трудностей, препятствующих полному и немедленному осуществлению этих прав. В дополнение к общим требованиям в отношении представления докладов, содержащимся в каждом документе, каждый договорный орган разработал руководящие принципы представления докладов и методы работы. Они приспособлены к соответствующим типам прав или групп населения и призваны дать как можно более четкие указания представителям правительств, которые готовят эти доклады или представляют их комитету.
Проведение в 1975 году Международного года женщины, а затем в 1976 - 1985гг. - Десятилетия женщины подвигло ООН к принятию специального акта международно-правового регулирования прав женщин - в декабре 1979 г. Генеральная Ассамблея одобрила Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 1 марта 1980 г. Конвенция была готова для подписания, а в сентябре 1981 г. вступила в силу.
Наша страна была в числе инициаторов и разработчиков Конвенции и одной из первых подписала ее. В декабре 1980 г. она была ратифицирована Верховным Советом СССР. К настоящему времени к Конвенции присоединились 133 государства (всего в ООН 185 государств-членов) и по числу участников это одна из самых многочисленных Конвенций. Такое широкое признание свидетельствует о высоком значении, придаваемом мировым сообществом повышению роли женщин в современном мире. Важная особенность Конвенции - ее универсальность. В ст. 23 содержится указание, что ничто в ней не затрагивает каких- либо положений национального законодательства участниц, более способствующих достижению равенства полов. В свою очередь приоритет народного документа позволяет обеспечить более высокий уровень защиты прав женщин в случае, если национальное законодательство не имеет тех или иных установлений, содержащихся в Конвенции. В странах-участницах ссылка на нормы Конвенции может служить основанием судебного разбирательства в случае нарушения прав женщин. Конвенция является ориентиром, надежным инструментом для анализа действий по улучшению положения женщин в той или иной стране в соответствии с международно-признанными документами. Она задает тот уровень правового статуса женщин, который соответствует современным международным требованиям в области прав человека.88 Мертус Джулия. Права женщин - права человека: Пособие для учебных занятий. - М.: Глас, 1996.
Для Конвенции характерен всесторонний подход и охват широкого спектра проблем, правовых, социальных, культурных, экономических, политических, моральных, характеристик положения женщин, их места и роли в обществе. Она предусматривает также принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на скорейшее установление равенства женщин, обеспечение равных возможностей и равного обращения, исходит из необходимости изменения моделей поведения мужчин и женщин, стереотипного патриархального отношения к их социальным ролям; повышения ответственности родителей за воспитание детей; создания возможностей для широкого включения в политическую жизнь, дипломатическую работу, международную деятельность. Особо важна роль средств массовой информации в формировании уважительного отношения к женщине.

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА СОБЛЮДЕНИЯ И НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖЕНЩИН В МИРЕ

2.1 Права женщин: правовые стратегии реализации

Международные документы, начиная с Устава ООН, запрещают дискриминацию по признаку пола. Тем не менее, дискриминация в отношении женщин продолжается, причем в самых различных формах. Так, одно из главных препятствий, не позволяющих женщинам пользоваться гарантированными законом правами, - практикуемое по отношению к ним насилие. Запрет дискриминации в отношении женщин, провозглашенный ООН в пактах о правах человека, не истолковывался как запрет практики видов насилия, специфичных в отношении конкретного пола. Прямых упоминаний о применении насилия нет и в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Во всем мире женщины все еще постоянно подвергаются насилию именно как женщины. Оно проявляется в разнообразных формах и совершается в семье (например, домашнее насилие; детоубийство в отношении девочек и аборты в случаях, когда ожидается рождение девочки; смерти, связанные с выкупом за невесту; изнасилование партнера; инцест); в сообществах (например, сексуальные домогательства на работе; принуждение к соблюдению традиционных местных обычаев) и через государственные органы (например, вынужденная стерилизация и аборты как государственная политика; пытки в государственных учреждениях; преследование за несоблюдение навязываемых взглядов на положение женщин в обществе). Вплоть до последнего времени скрытый характер многих этих форм насилия, их соответствие издавна существующим культурным и традиционным ожиданиям и попустительство или даже одобрение властей препятствовали подходу к этой проблеме с точки зрения прав человека.

Теперь и с этим молчанием пытаются что-то сделать. Недопустимость всех форм насилия в отношении женщин была подтверждена на Всемирной конференции по правам человека в Вене в заключительной Декларации и Программе действий. Она была поддержана принятой в декабре 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларацией о ликвидации насилия, направленного против женщин, и назначением в 1994 г. Комиссией по правам человека Специального докладчика по вопросам насилия, направленного против женщин. С точки зрения принципов прав человека, весьма существенно, что Декларация предусматривает ответственность государства за отсутствие должных усилий по предотвращению или по наказанию за акты насилия против женщин, независимо от того, совершены ли они должностными лицами государства или частными лицами, и разъясняет, что обычаи, традиции или религия не могут служить оправданием актам насилия в отношении женщин. Однако, в отличие от упомянутых выше договоров, декларации Генеральной Ассамблеи не имеют обязывающей силы и носят лишь рекомендательный характер.

Таким образом, гарантии прав женщин зафиксированы в важных международных документах. Дело юристов - найти возможности применять эти документы таким образом, чтобы превратить их из формальных обязательств, которые можно безнаказанно игнорировать, в практическую реальность, с которой государственные власти не смогут не считаться. Конечно, возможности права в деле устранения тех структурных дисбалансов экономической и политической власти, которые поддерживают подчиненную роль женщин в обществе, довольно ограничены. Однако на международном, региональном и местном уровнях существует немало возможностей для решения возникающих проблем.99 Мертус Джулия. Права женщин - права человека: Пособие для учебных занятий. - М.: Глас, 1996.

На международном уровне внимание должно быть направлено в первую очередь на механизмы реализации, предусматриваемые договорами о защите прав человека. По общему признанию, в самой Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин такие механизмы минимальны. От государств-участников требуется представлять в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) начальный и периодические доклады о работе, проделанной для достижения целей Конвенции. КЛДЖ в своей Общей рекомендации № 19 от 1992 г. определил, что рассматривает всякое насилие против женщин как подрыв действия Конвенции. Соответственно, он потребовал от государств отмечать в своих докладах меры, принятые для борьбы с насилием, и указал, что направляемые государствам запросы будут включать и данный вопрос. Активную роль в подготовке и рассмотрении этих докладов способны играть как отдельные юристы, так и правозащитные группы, поскольку Комитет приветствует информированные комментарии к докладам государств и указание областей, требующих дальнейшего исследования. Тщательные независимые исследования и комментарии, представленные до официального рассмотрения государственного доклада и сопоставляющие данные с нормами Конвенции, способны существенно дополнить собственные ресурсы Комитета и повысить значение процесса работы над докладами.

Право на подачу индивидуальных обращений действует на основании Первого Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах в практике работы Комитета по правам человека, Комитета по ликвидации всех форм расовой дискриминации и Комитета против пыток, однако в работе КЛДЖ такое право не предусматривается. Индивидуальные обращения может принимать Комиссия по положению женщин, но к этому органу обращаются редко и прямой связи с Конвенцией о ликвидации дискриминации в отношении женщин он не имеет. Венская конференция рекомендовала активнее исполнять положения Конвенции, и, в частности, рассмотреть возможность признания права на подачу индивидуальных обращений в Комиссию по положению женщин и в КЛДЖ путем принятия Факультативного протокола к Конвенции. На сессии КЛДЖ 1995 г. обсуждался проект Протокола, подготовленный независимыми юристами, однако практическую осуществимость этого проекта предстоит еще изучить и подтвердить.

Между тем, не следует упускать из виду возможность обращения с индивидуальными жалобами в другие международные договорные органы. До сих пор с вопросами, касающимися женщин, в основном обращались не в перечисленные органы, ведущие основную работу, а в КЛДЖ. Но ведь запрет дискриминации по признаку пола содержится в текстах всех договоров по защите прав человека, так что соответствующие вопросы могут законно ставиться перед этими органами. Постановка таких вопросов поощряется Комитетом председателей договорных органов ООН. В сентябре 1994 г. этот комитет, куда входят председатели органов всех шести правозащитных договоров, признал, что все они должны потребовать от государств включать в доклады сведения о соблюдении прав человека в отношении женщин и детализировать конкретные препятствия, не позволяющие женщинам в полной мере пользоваться своими правами. Там, где существуют механизмы подачи и рассмотрения индивидуальных жалоб, - там внимание к соблюдению прав человека в отношении женщин должно в ходе рассмотрения докладов дополняться расследованием конкретных обвинений в нарушениях этих прав. А это возможно лишь, если на нарушение этих прав подаются жалобы. Советникам по правовым вопросам следует учитывать такую возможность.

Возможности подачи индивидуальных жалоб существуют и на региональном уровне. Так, в рамках права Европейской конвенции о защите прав человека принималось множество «судебных» решений, которые либо непосредственно содействовали укреплению прав женщин, либо допускали использование их в дальнейшем как прецедентов, на которые адвокаты смогут ссылаться, отстаивая эти права.
Европейский суд по правам человека осудил дискриминационное обращение, например, в деле Abdulaziz Cabales and Balkandali v. UK5, касавшемся британских иммиграционных законов. Однако Европейский суд не только осуждал дискриминацию, но и указывал на необходимость конкретных мер, обеспечивающих подлинное равенство, к примеру, в отношении доступа к правосудию. Так, по делу Airey v. Ireland Суд постановил, что уважение семейной жизни требует от государства предоставления правовой помощи бедствующей жене, ходатайствующей о вынесении постановления суда о раздельном жительстве с ее буйным супругом. В делах, представленных этим органам, необязательно ограничиваться одними лишь вопросами равенства: можно добиваться расширения законных гарантий для женщин и в ситуациях, когда равенство не является предметом спора. Есть и интересные указания на то, какую форму могут принимать соответствующие тяжбы.110 Права человека: изложение фактов: № 23. Опасная традиционная практика, пагубно отражающаяся на здоровье женщин и детей /ООН, Женева 1995.0
Одним из главных изъянов существующих механизмов юридической защиты прав человека в отношении женщин является публично-правовой характер этих механизмов, их направленность на защиту исключительно от действий государственных властей. А ведь многие правонарушения происходят в сфере, регулируемой частным правом и совершаются или провоцируются не должностными лицами, а членами семьи или другими частными лицами: работодателями, лидерами общин и т.п. Таким образом, эти действия не подпадают под сферу действия запретов. По делу X and Y v. the Netherlands Суд постановил, что уважение семейной жизни включает в себя и налагаемые на государства позитивные обязательства, которые могут требовать принятия мер, обеспечивающих уважение личной жизни даже в сфере межличностных отношений. С делом X and Y связано важное положение, утверждающее, что государства могут оказываться виновными в нарушении обязательств по защите прав человека и в результате действий, предпринятых частными лицами. Аналогично в решении по делу Costello Roberts v. United Kingdom Суд подтвердил ответственность властей за действия, противоречащие Конвенции, которые были совершены в частной школе. Хотя ни одно дело непосредственно не касалось прав женщин, на решение об ответственности государства за действия частных лиц можно было бы ссылаться и в случаях, когда государство не применяет собственного уголовного законодательства для преследования актов насилия против женщин в частной сфере или для формирования безопасной для женщин обстановки. Таким образом, противозаконность насилия против женщин можно доказать с помощью ссылок на Конвенцию, хотя в явном виде этот предмет в Конвенции и не затрагивается. Европейские юристы могли бы своей поддержкой и участием содействовать подготовке текста соответствующего протокола или договора, который приобрел бы для государств-участников обязывающую силу и мог бы служить более надежной основой для возбуждения судебных разбирательств в будущем. Подобный региональный договор - Межамериканская конвенция по предотвращению, наказанию и искоренению насилия против женщин - был принят Генеральной ассамблеей Организации американских государств в июне 1994 г. Комитет министров Совета Европы обсуждал возможность принятия Протокола к Европейской конвенции о фундаментальном праве на равенство женщин и мужчин и план мероприятий по борьбе с насилием.
Ст. 37(2) Правил процедуры от 1983 г.9 для Европейского суда допускает представление доводов заинтересованными лицами, не являющимися сторонами в деле, если их заинтересованность в споре достаточна, чтобы обеспечить им статус «заинтересованного лица». Суд разрешал подачу письменных замечаний такими неправительственными организациями, как Amnesty International (дело Soering), профессиональные организации (дело Capuano) и профсоюзы (дело Malone), хотя и определил ограниченные рамки, в которых допускаются подобные представления. В европейской судебной традиции и практике использование материалов по делу, представляемых amicus curiae, не занимает такого значительного места, как, например, в США, но и оно может оказаться важным инструментом для публичного определения спорных вопросов и изложения юридических доводов в связи с рассматриваемым делом. Правозащитные группы, озабоченные соблюдением прав женщин во время вооруженного конфликта, подали такую записку в связи с возбужденным в США против Радована Караджича гражданским иском о возмещении вреда от военных преступлений. Аналогичные заявления могут подаваться при проведении процессов Международным трибуналом по военным преступлениям в бывшей Югославии. Юристы и академические правоведы должны быть готовы в любой момент прибегнуть к такой тактике в качестве средства, дающего возможность расширить границы предмета разбирательства и привлечь внимание судов к специфически гендерным аспектам разбираемого дела.111 Права человека: изложение фактов: № 23. Опасная традиционная практика, пагубно отражающаяся на здоровье женщин и детей /ООН, Женева 1995.1
Любая жалоба на нарушение прав женщин будет, скорее всего, вначале подана во внутренние судебные органы: требование об исчерпании внутренних средств правовой защиты предполагает, что это должно предшествовать обращению в региональные или международные органы. Действенное применение внутренними судами международных стандартов соблюдения прав женщин может зависеть от того, признает ли конституционное право данной страны доктрину собственной исполнительной силы международных договоров, или же договоры о защите прав человека инкорпорированы во внутреннее законодательство. Применение этих стандартов зависит и от того, насколько их применимость признают конкретные судьи. Число стран и регионов, в которых возбуждаются жалобы на нарушение прав женщин, постоянно растет, и они могут стать ценным источником прецедентов для юристов других стран. Вот лишь два примера того, как судебные разбирательства способствовали такому истолкованию существующих принципов, которое выдвинуло на первый план законные обязательства по защите прав женщин. Законы о гражданстве и иммиграции во многих странах носят дискриминационный по отношению к женщинам характер. Выражается это в том, что на принятие супругом-иностранцем гражданства жены налагаются более строгие ограничения, нежели на принятие женой гражданства ее супруга, а также в ограничениях на возможность женщины перенести собственное гражданство на своих детей. Эти пр и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.